45
При
эксплуатации
энергосистем
наиболее
важными
явля
-
ются
проблемы
обеспечения
надежности
функционирова
-
ния
электрооборудования
и
предотвращения
несчастных
случаев
.
На
сегодняшний
день
наблюдаются
тенденции
к
увеличению
отказов
оборудования
и
ошибочных
опера
-
ций
при
проведении
оперативных
переключений
.
Каждая
ошибка
в
работе
оперативного
персонала
может
приве
-
сти
к
технологическому
нарушению
или
несчастному
слу
-
чаю
.
При
расследовании
технологических
нарушений
,
про
-
изошедших
по
причине
ошибочных
действий
оперативного
персонала
,
комиссией
традиционно
выявляются
различ
-
ные
факторы
,
ставшие
причиной
нарушения
.
К
данным
факторам
относится
и
персональный
фактор
(
неосторож
-
ность
,
невнимательность
,
недоученность
,
отсутствие
са
-
моконтроля
и
т
.
п
.).
В
данной
статье
рассмотрим
психологи
-
ческие
факторы
,
приводящие
к
ошибкам
персонала
.
Факторы
,
влияющие
на
принятие
решений
оперативным
персоналом
при
управлении
электроустановками
.
Основные
причины
ошибок
Ирэк
ШАМСУТДИНОВ
С
нижение
ошибок
персонала
в
электроэнергетике
остается
актуальной
за
-
дачей
,
так
как
не
прекращаются
технологические
нарушения
по
вине
пер
-
сонала
,
неправильные
действия
в
оперативной
работе
.
При
расследовании
технологических
нарушений
,
произошедших
по
причине
ошибочных
действий
персонала
,
комиссия
традиционно
выявляет
пункты
инструкций
,
которые
были
нарушены
работниками
.
Исходя
из
характера
ошибки
,
Михаил
ВАСЬКОВ
,
заместитель
главного
инженера
по
оператив
-
но
-
технологическому
и
ситуационному
управлению
—
началь
-
ник
Департамента
опе
-
ративно
-
технологичес
-
кого
и
ситуационного
управления
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
46
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(27),
декабрь
2022
подбирается
соответствующее
определение
недостатка
в
их
поведении
(
неосторожность
,
невнимательность
,
не
-
доученность
,
халатность
и
т
.
п
.).
Далее
следуют
самые
общие
рекомендации
по
недопущению
повторения
по
-
добных
ошибок
(
повысить
требовательность
,
ужесто
-
чить
контроль
,
провести
инструктаж
,
пройти
внеочеред
-
ную
проверку
знаний
),
что
не
до
конца
купирует
причину
произошедшего
.
Почему
же
в
данный
момент
работник
ошибся
и
,
самое
главное
,
может
ли
он
в
дальнейшем
опять
совершить
аналогичную
ошибку
?
В
данной
статье
рассматриваются
психологические
факторы
,
приводящие
к
ошибкам
оперативного
пер
-
сонала
.
Как
характеризуются
ошибки
?
В
общем
случае
ошиб
-
ками
являются
невыполнение
требуемого
или
выполне
-
ние
лишнего
(
несанкционированного
)
действия
,
непра
-
вильное
или
несвоевременное
выполнение
требуемого
шага
,
то
есть
нарушение
предписанного
алгоритма
дей
-
ствий
.
Ошибки
персонала
можно
классифицировать
по
ряду
признаков
.
По
внешнему
проявлению
различают
следующие
виды
:
–
выпадение
отдельных
действий
;
–
нарушение
последовательности
действий
;
–
повторное
выполнение
одних
и
тех
же
действий
;
–
выполнение
непредусмотренных
в
данной
задаче
действий
;
–
неточное
выполнение
действий
(
например
,
непра
-
вильное
прочтение
надписей
,
показаний
приборов
);
–
несвоевременное
выполнение
действий
(
увеличение
допустимого
времени
выполнения
действия
,
недопу
-
стимое
сокращение
этого
времени
,
невыдерживание
требуемой
паузы
,
несвоевременное
начало
выпол
-
нения
действия
).
По
месту
ошибки
в
структуре
деятельности
разли
-
чают
:
–
сенсорные
(
ошибки
в
восприятии
информации
);
–
логические
(
неправильное
построение
последова
-
тельности
);
–
мнемические
(
ошибки
,
связанные
с
работой
памяти
);
–
моторные
(
ошибки
при
осуществлении
управляющих
воздействий
).
По
причинам
возникновения
ошибки
могут
быть
свя
-
заны
:
–
с
несоответствием
психологических
возможностей
человека
требованиям
данной
деятельности
(
недо
-
статочным
наличием
у
человека
профессионально
важных
качеств
);
–
с
недостаточным
уровнем
профессиональной
под
-
готовки
(
слабыми
навыками
и
умениями
);
–
с
нарушением
функционального
состояния
операто
-
ра
(
самочувствие
,
эмоциональный
фон
);
–
с
несоответствием
рабочего
места
инженерно
-
пси
-
хологическим
требованиям
;
–
с
несоблюдением
режимов
труда
и
отдыха
;
–
с
организацией
и
социологическими
особенностя
-
ми
труда
персонала
(
распределение
обязанностей
между
работниками
и
взаимоотношения
в
коллекти
-
ве
,
особенности
общих
служебных
условий
,
бытовые
условия
и
т
.
п
.);
–
с
воздействием
неблагоприятных
факторов
внеш
-
ней
среды
(
действие
шума
и
вибрации
,
освещен
-
ность
,
несоблюдение
норм
микроклимата
и
т
.
п
.);
–
с
недостаточной
мотивацией
при
выполнении
дан
-
ной
деятельности
.
Рассмотренный
набор
признаков
показывает
,
что
все
они
так
или
иначе
связаны
с
индивидуальными
особен
-
ностями
человека
.
Каким
образом
влияет
психика
,
как
она
себя
про
-
являет
в
контексте
вопроса
совершения
ошибок
?
Че
-
ловек
—
самонастраивающаяся
открытая
система
с
вариативным
поведением
.
Ошибки
в
такой
системе
позволяют
найти
оптимальный
вариант
действия
в
си
-
туации
неопределенности
,
так
называемый
метод
проб
и
ошибок
.
Когда
же
необходимо
совершить
действие
в
определенной
последовательности
с
заданным
ал
-
горитмом
,
человек
совершает
осознанное
действие
,
дополнительно
контролируя
его
и
сверяя
с
эталоном
действий
.
Физиологически
это
осознанное
действие
—
энергозатратно
,
и
организм
с
целью
экономии
энергии
стремится
перевести
его
в
автоматический
шаблон
.
В
результате
этого
противоречия
могут
возникать
ошибки
действий
работника
.
Во
время
производства
часто
повторяемых
переключений
возможна
ошибка
,
если
программа
переключений
имеет
нестандартный
пункт
,
а
работник
в
момент
переключений
отвлекся
,
его
психика
перешла
в
режим
автоматизма
,
и
он
,
даже
про
-
читав
правильно
пункт
программы
,
может
совершить
действие
по
привычному
шаблону
.
Для
иллюстрации
подобного
психологического
механизма
рассмотрим
действие
с
ключом
управления
.
При
многократном
по
-
вторении
действия
с
ключом
управления
по
одинако
-
вому
шаблону
(
по
часовой
стрелке
для
«
включения
»
и
против
для
«
отключения
»
коммутационного
аппа
-
рата
)
может
сформироваться
привычка
действовать
подобным
шаблоном
.
Однако
при
управлении
ключа
с
вариантом
коммутации
,
отличающимся
от
шаблона
,
в
режиме
неосознанности
присутствует
риск
выполне
-
ния
действия
по
отработанному
шаблону
и
совершения
ошибки
.
Еще
пример
:
до
сих
пор
в
разных
электроустановках
цвет
сигнальных
ламп
может
означать
разное
положе
-
ние
коммутационного
аппарата
,
что
может
привести
к
ошибочному
считыванию
информации
в
случае
авто
-
матического
действия
.
Имеется
ряд
несчастных
случаев
Работа
с
персоналом
47
и
технологических
нарушений
,
где
фигурируют
работ
-
ники
,
проработавшие
делительное
время
и
имеющие
большой
профессиональный
опыт
.
Они
,
по
-
видимому
,
попадают
в
эту
же
ловушку
автоматизма
.
Что
же
можно
предложить
для
преодоления
этого
противоречия
?
Правила
производства
переключений
предписывают
в
сложных
переключениях
привлекать
контролирующее
лицо
,
что
должно
компенсировать
не
-
достаток
самоконтроля
,
но
,
как
показывает
практика
,
это
не
всегда
работает
.
Режим
осознанности
все
равно
должен
быть
у
всех
участников
переключений
.
Если
ис
-
полняющий
переключения
или
контролирующий
устра
-
няются
от
осознанного
поведения
,
то
вероятность
ошиб
-
ки
становится
такой
же
,
как
если
бы
переключался
один
работник
.
К
тому
же
если
переключаются
двое
или
трое
(
к
примеру
,
третий
—
релейный
персонал
),
то
причин
для
отвлечения
от
осознанного
состояния
еще
больше
.
Можно
надеяться
на
коллегу
и
на
персонал
релейной
защиты
и
автоматики
(
что
он
осознанно
переключается
и
поправит
при
ошибочном
действии
)
и
не
вникать
в
пра
-
вильность
действий
.
Очевидно
,
осознанное
состояние
работника
в
момент
производства
переключений
значи
-
тельно
снижает
риск
совершения
ошибки
.
Следующий
фактор
,
влияющий
на
ошибки
персонала
—
недостаточность
профессиональных
знаний
,
совер
-
шение
ошибки
по
некомпетентности
.
Мы
не
рассматри
-
ваем
вариант
плохой
подготовки
,
а
анализируем
вари
-
ант
недостаточности
понимания
ситуации
.
Невозможно
быть
компетентным
во
всех
вопросах
,
но
действия
«
на
авось
»
с
не
вполне
представляемым
результатом
долж
-
ны
быть
исключены
при
производстве
переключений
.
Как
только
работник
,
ведущий
переключения
,
не
может
понять
или
представить
,
что
произойдет
в
результате
выполнения
операции
,
которую
он
должен
сейчас
со
-
вершить
,
следуя
пункту
бланка
переключений
,
он
дол
-
жен
остановиться
,
прервать
переключения
и
выяснить
каким
-
либо
способом
этот
неясный
вопрос
,
заглянув
в
инструкцию
,
обратившись
к
коллеге
или
вышестоя
-
щему
оперативному
работнику
,
и
только
после
этого
продолжить
переключения
.
Подобное
требование
есть
в
оперативной
инструкции
по
переключениям
,
но
в
дан
-
ной
статье
хотелось
бы
обратить
внимание
на
важность
соблюдения
этого
правила
.
Важно
,
чтобы
любой
способ
выяснения
поощрялся
руководителями
оперативного
работника
,
чтобы
он
знал
,
что
это
«
нормально
» —
об
-
ращаться
за
такими
разъяснениями
,
и
что
его
не
сочтут
некомпетентным
и
не
накажут
.
Состояние
,
в
котором
работник
понимает
,
какое
дей
-
ствие
он
совершает
,
и
представляет
,
к
какому
состоянию
он
приведет
электрическую
схему
в
результате
своих
действий
,
мы
назвали
осознанным
состоянием
.
Это
со
-
стояние
позволяет
не
совершать
ошибок
и
не
предпри
-
нимать
действия
,
если
последствия
не
ясны
.
Это
состо
-
яние
достигается
активацией
внимания
работника
,
его
мышления
,
памяти
.
Есть
еще
одна
ловушка
психики
человека
,
приво
-
дящая
к
ошибкам
, —
это
индивидуальная
устойчивость
нервной
системы
.
Как
показали
исследования
Копытовой
Л
.
А
.,
Коти
-
ка
М
.
А
.
и
Гуревич
К
.
М
.,
надежность
работника
так
же
име
-
ет
зависимость
от
показателей
устойчивости
его
нервной
системы
и
фактора
тревожности
.
Авторы
приводят
при
-
меры
,
когда
в
ситуации
технологического
нарушения
или
сложной
ситуации
с
большой
долей
неопределенности
у
работников
энергосистемы
,
отличающихся
слабостью
нервной
системы
по
возбуждению
или
же
с
повышен
-
ной
тревожностью
,
происходила
дезорганизация
дея
-
тельности
.
Приведем
выводы
автора
[2],
стр
. 223: «
За
-
висимость
активации
организма
от
эффективности
его
работы
справедлива
только
в
ограниченных
пределах
,
пока
уровень
активации
организма
не
превышает
крити
-
ческого
значения
,
после
чего
происходит
как
бы
“
пере
-
ключение
”
этой
схемы
с
отрицательной
на
положитель
-
ную
обратную
связь
.
При
этом
с
понижением
надежности
работы
,
а
следовательно
,
и
с
повышением
значимости
задачи
будет
происходить
рост
активации
,
который
уже
не
способствует
ее
разрешению
,
а
напротив
,
понижает
возможности
оператора
и
еще
более
снижает
его
на
-
дежность
.
Последнее
,
в
свою
очередь
,
еще
более
уве
-
личивает
активацию
,
еще
более
ухудшает
результаты
деятельности
и
так
далее
,
вплоть
до
ее
срыва
.
Физио
-
логически
здесь
проявляется
так
называемое
явление
гипермобилизации
,
при
котором
нарушается
равновесие
процессов
возбуждения
и
торможения
в
центральной
нервной
системе
,
что
ведет
к
дезорганизации
деятель
-
ности
.
Оно
может
выражаться
в
форме
чрезмерной
су
-
етливости
,
активности
или
,
наоборот
,
в
скованности
,
за
-
торможенности
».
Мы
рассмотрели
недостаточную
активацию
физио
-
логического
состояния
работника
,
приводящую
к
ошиб
-
кам
неосознанности
и
гиперактивации
,
порождающую
хаотические
действия
.
Какую
стратегию
предпринять
для
поддержания
опе
-
ративного
персонала
в
эффективном
состоянии
?
Первый
шаг
—
отбор
персонала
,
уже
обладающего
необходимыми
качествами
,
то
есть
профессиональный
отбор
.
С
помощью
психофизиологического
обследова
-
ния
можно
определить
степень
развития
основных
пси
-
хических
функций
(
восприятие
,
внимание
,
память
,
мыш
-
ление
,
наличие
определенных
способностей
мышления
и
сформированность
волевых
качеств
,
организация
мо
-
тивационной
сферы
и
т
.
д
.).
Автором
[2]
была
проделана
работа
по
тестирова
-
нию
оперативного
персонала
с
помощью
определенных
психологических
тестов
и
соотнесению
так
называемо
-
го
психологического
профиля
личности
со
статистикой
48
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(27),
декабрь
2022
нарушений
правил
охраны
труда
и
ошибок
при
произ
-
водстве
переключений
.
Выяснилась
корреляция
между
показателями
профиля
личности
и
успешными
,
безоши
-
бочными
действиями
работника
в
качестве
оперативно
-
го
персонала
.
Второй
шаг
—
профессионализация
,
обучение
и
раз
-
витие
персонала
.
На
расторопность
,
ответственность
,
показатели
скорости
реакции
,
объемов
внимания
и
па
-
мяти
,
оперативного
мышления
и
др
.
может
влиять
профессиональное
обучение
,
мотивация
труда
и
тра
-
ектория
профессионализации
,
в
ходе
которой
и
склады
-
вается
итоговое
профессиональное
мастерство
.
Нужно
отметить
,
что
комбинированный
подход
дал
бы
хороший
результат
.
Первичный
профессиональный
отбор
помога
-
ет
определить
лиц
,
которые
по
своим
профессиональ
-
но
важным
качествам
в
наибольшей
степени
соответ
-
ствуют
требованиям
профессиональной
деятельности
.
Профессиональное
обучение
,
таким
образом
,
должно
включать
психофизиологическую
коррекцию
,
и
здесь
—
основной
резерв
снижения
технологических
нарушений
по
вине
персонала
.
В
процессе
подготовки
можно
выработать
все
не
-
обходимые
навыки
для
безошибочной
работы
,
выяс
-
нить
сильные
и
слабые
стороны
персонала
,
вооружить
каждого
подходящими
для
него
приемами
управления
своими
состояниями
.
К
примеру
,
как
индивидуально
по
-
высить
готовность
или
снизить
тревожность
в
аварийной
ситуации
.
Очень
важно
с
первого
переключения
зало
-
жить
правильный
подход
к
оперативной
работе
,
натре
-
нировать
проверочные
операции
,
выработать
правиль
-
ную
«
привычку
»
переключений
в
электроустановках
.
К
внешним
факторам
,
влияющим
на
совершение
ошибки
работником
,
можно
отнести
психологическую
атмосферу
в
коллективе
,
взаимодействие
с
непосред
-
ственным
руководителем
.
Негативность
и
невротичность
взаимодействия
влияют
на
возможности
сосредоточе
-
ния
,
внимания
,
мышления
,
что
,
как
мы
уже
рассмотрели
,
приводит
к
ошибкам
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Копытова
Л
.
А
.
Индивидуальный
стиль
трудовой
деятельности
наладчиков
в
зависимости
от
силы
нервной
системы
по
возбуждению
//
Вопросы
психологии
, 1964,
№
1.
С
. 25–33.
2.
Котик
М
.
А
.
Курс
инженерной
психологии
.
Таллин
:
Валгус
, 1978. 364
с
.
3.
Гуревич
К
.
М
.
Профессиональная
пригодность
и
основные
свойства
нервной
системы
.
М
.:
Наука
, 1970. 271
с
.
Майоров А.В., Львов М.Ю., Кулюхин С.А., Львов Ю.Н., Лютько Е.О.
В книге рассматриваются вопросы оценки технического
состояния силовых трансформаторов и автотрансформа-
торов напряжением 110 кВ и выше с учетом обобщения
и анализа опыта их эксплуатации. Приводятся рекоменда-
ции, направленные на обеспечение экс плуа тационной на-
дежности данного вида оборудования.
Книга предназначена для специалистов, участвующих
в эксплуатации, проектировании, ремонте и производ-
стве силовых трансформаторов и автотрансформато-
ров, а также студентов энергетических специальностей
высших учебных заведений.
Издательство
журнала
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
», 2022. 128
с
.
Оценка технического состояния силовых
трансформаторов и автотрансформаторов
напряжением 110 кВ и выше
Книга распространяется бесплатно.
По вопросам доставки обращайтесь в редакцию
по телефону +7 (495) 645-12-41 или e-mail: offi
Работа
с
персоналом
Оригинал статьи: Факторы, влияющие на принятие решений оперативным персоналом при управлении электроустановками. Основные причины ошибок
При эксплуатации энергосистем наиболее важными являются проблемы обеспечения надежности функционирования электрооборудования и предотвращения несчастных случаев. На сегодняшний день наблюдаются тенденции к увеличению отказов оборудования и ошибочных операций при проведении оперативных переключений. Каждая ошибка в работе оперативного персонала может привести к технологическому нарушению или несчастному случаю. При расследовании технологических нарушений, произошедших по причине ошибочных действий оперативного персонала, комиссией традиционно выявляются различные факторы, ставшие причиной нарушения. К данным факторам относится и персональный фактор (неосторожность, невнимательность, недоученность, отсутствие самоконтроля и т.п.). В данной статье рассмотрим психологические факторы, приводящие к ошибкам персонала.