Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в России как фактор развития распределенной энергетики




Page 1


background image







Page 2


background image

82

э

н

е

р

г

о

э

ф

ф

е

к

т

и

в

н

о

с

т

ь

энергоэффективность

Энергосбережение 
и повышение энергетической 
эффективности в России 
как фактор развития 
распределенной энергетики

УДК 621.316.1

В

 

статье

 

подчеркивается

 

важность

 

формирования

 

распределен

ной

 

энергетики

 

для

 

повышения

 

энергетической

 

эффективно

сти

Характеризуется

 

организация

 

системы

 

энергосбережения

 

и

 

повышения

 

энергетической

 

эффективности

 

как

 

неотъемле

мой

 

части

 

государственной

 

энергетической

 

политики

 

России

 

с

 

учетом

 

развития

 

отрасли

Выделены

 

современные

 

тенденции

 

регулирования

 

отношений

 

в

 

этой

 

сфере

Отмечена

 

значимость

 

факторов

оказывающих

 

наиболее

 

существенное

 

влияние

 

на

 

развитие

 

распределенной

 

энергетики

правовое

 

регулирова

ние

государственное

 

финансирование

 

проектов

активизация

 

потребителей

 

и

 

инвесторов

реализация

 

энергосервисных

 

проектов

 

электросетевыми

энергосбытовыми

 

и

 

энергосервис

ными

 

организациями

Показана

 

необходимость

 

разработки

 

и

 

внедрения

 

технологических

 

решений

 

по

 

хранению

 

электро

энергии

активного

 

применения

 

систем

 

прогнозирования

 

потреб

 

ления

 

электрической

 

энергии

систем

 

управления

 

спро

сом

 

на

 

электроэнергию

 

как

 

базовых

 

составляющих

 

развития

 

распределенной

 

энергетики

.

Кравченко

 

О

.

А

.,

к.э.н., доцент кафедры 

«Транспортная без-

опасность и управление 

дорожной инфраструк-

турой» Шахтинского 

автодорожного институ-

та (филиала)

ФГБОУ ВО ЮРГПУ(НПИ) 

им. М.И. Платова

Насонов

 

А

.

А

.,

к.т.н., и.о. заведующего 

кафедрой «Транспорт-

ная безопасность 

и управление дорожной 

инфраструктурой» Шах-

тинского автодорожного 

института (филиала)

ФГБОУ ВО ЮРГПУ(НПИ) 

им. М.И. Платова

Ключевые

 

слова

:

энергосбережение, 

энергетическая эффек-

тивность, распределен-

ная энергетика, микро-

генерация

Р

ешению  проблем  повышения  энергетиче-

ской  эффективности  и  энергосбережения 

в энергетике России уделялось пристальное 

внимание учеными инженерами и экономи-

стами на протяжении всего периода существования 

отрасли,  более  ста  лет.  Накопленный  потенциал 

разработок в этой сфере на каждом этапе развития 

электроэнергетики становился весомым залогом ее 

развития в дальнейшем.

Реформирование  электроэнергетики,  иницииро-

ванное Президентом РФ в 1992 году и завершившее-

ся через 20 лет, не повлияло на значимость проблем 

энергосбережения и повышения энергетической эф-

фективности,  но  изменило  часть  методологических 

подходов, участников, обеспечивающих ее решение 

(заинтересованных сторон), активизировало исполь-

зование новых технологических решений. 

По  мнению  авторов  работы  «Распределенная 

энергетика в России: потенциал развития» [1] управ-

ление  энергетической  эффективностью  является 

одной из важнейших составляющих технологий рас-

пределенной энергетики (РЭ) в России наряду с та-

кими,  как  распределенная  генерация,  управление 

спросом,  микрогриды,  распределенные  системы 

хранения  электрической  энергии,  электромобили 

(с технологией vehicle-to-grid (V2G)). Эти технологии 







Page 3


background image

83

обеспечивают «энергетический переход» от органи-

зации энергетических систем XX века к технологиям 

и  практикам  XXI  века  с  учетом  цифровизации,  де-

централизации,  интеллектуализации  систем  энер-

госнабжения с активным вовлечением потребителей 

электроэнергии,  всех  видов  энергетических  ресур-

сов для снижения выбросов парниковых газов и ро-

ста энергетической эффективности [1]. 

На  данный  момент  в  законодательстве  РФ  не 

сформулировано понятие «распределенная энерге-

тика».  Институциональная  среда  в  сфере  реализа-

ции проектов на основе технологий распределенной 

энергетики развита в недостаточной степени, что от-

ражается на невысоком уровне энергетической эф-

фективности производства и в сфере ЖКХ по срав-

нению с промышленно развитыми странами [2]. 

Целью настоящей статьи является исследование 

факторов  и  условий  формирования  системы  отно-

шений  в  сфере  повышения  энергетической  эффек-

тивности и энергосбережения с учетом влияния го-

сударственной энергетической политики и состояния 

и перспектив формирования распределенной энер-

гетики.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

В

 

ОБЛАСТИ

 

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

 

И

 

ПОВЫШЕНИЯ

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ

 

ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

Потенциал  энергосбережения  в  России  составляет 

треть части текущего энергопотребления. Энергоем-

кость экономики РФ за 10 лет, начиная с 2008 года, 

снизилась  на  9,3%  благодаря  росту  энергоэффек-

тивности энергопотребляющего оборудования и за-

грузке  производственных  мощностей.  Уровни  энер-

гоемкости производства российских промышленных 

продуктов  хуже  среднемировых  в  1,2–2  раза  [3], 

что указывает на широкие возможности увеличения 

энергетической эффективности проектов во многих 

отраслях экономики. 

Развитие  институциональной  среды  в  сфере 

энергосбережения и повышения энергетической эф-

фективности  государством  дает  возможность  субъ-

ектам отрасли активизировать реализацию проектов 

на основе технологий РЭ.

Базовым  документом,  регламентирующим  госу-

дарственную энергетическую политику и механизмы 

ее реализации, является «Энергетическая стратегия 

Российской Федерации на период до 2035 года» (да-

лее — Энергетическая стратегия). В ней обозначены 

приоритеты  государственной  энергетической  поли-

тики:  «…переход  к  экологически  чистой  и  ресурсо-

сберегающей энергетике; …рациональное природо-

пользование  и  энергетическая  эффективность;

…максимальное  использование  преимуществ  цен-

трализованных систем энергоснабжения» [3]. В при-

оритетах энергетической стратегии не отражено сти-

мулирование процессов интеграции объектов РЭ. 

Закон  «Об  энергосбережении  и  о  повышении 

энергетической  эффективности…»  [4]  подвергался 

изменениям  законодателями  с  момента  принятия 

(ноябрь  2009  года)  более  35  раз,  его  нормы  дина-

мичны  и  изменяются  с  учетом  тенденций  развития 

общества и технологий. В этом законе представлена 

формулировка  основных  понятий:  энергетический 

ресурс,  вторичный  энергетический  ресурс,  энерго-

сбережение,  энергетическая  эффективность,  класс 

энергетической эффективности, энергетическое об-

следование,  энергосервисный  договор  (контракт) 

и  др.,  способствующих  активизации  формирования 

экономических отношений в сфере функционирова-

ния объектов РЭ. 

Правительством  РФ  в  2010  году  инициировано 

создание  государственной  информационной  систе-

мы в области энергосбережения и повышения энер-

гетической эффективности, регламентированы усло-

вия ее функционирования, состав информации, что 

послужило важным вкладом в развитие цифровиза-

ции отрасли [5]. 

В законе «Об электроэнергетике» [6] наряду с по-

нятиями, включенными в его текст с момента приня-

тия в 2003 году (энергетическая эффективность элек-

троэнергетики, возобновляемые источники энергии), 

в декабре 2019 года введено понятие объект микро-

генерации  (объект  по  производству  электрической 

энергии,  принадлежащий  на  праве  собственности 

или ином законном основании потребителю электри-

ческой энергии). 

В  начале  2021  года  Правительством  приняты 

Постановления  [7,  8],  оказывающие  существенное 

влияние  на  развития  микрогенерации  как  одной  из 

наиболее  значимых  составляющих  РЭ.  В  марте 

2021  года  продлено  действие  механизма  стимули-

рования использования возобновляемых источников 

энергии  на  оптовом  рынке  электрической  энергии 

и мощности [7].

В [8] предусмотрены особенности одновременного 

технологического  присоединения  энергопринимаю-

щих устройств и объектов микрогенерации заявителя, 

содержания  заявки  и  сроков  осуществления  техно-

логического  присоединения,  определения  размера 

платы  за  технологическое  присоединение  объектов 

микрогенерации,  порядок  определения  объема  по-

требления  электроэнергии  для  целей  определения 

размера платы за коммунальную услугу электроснаб-

жения  в  случае,  если  в  домовладении  установлен 

объект микрогенерации. Согласно [8] гарантирующим 

поставщиком  заключается  договор  купли-продажи 

электроэнергии,  произведенной  на  объектах  микро-

генерации,  с  обратившимся  к  нему  потребителем 

электроэнергии  (собственником  или  иным  законным 

владельцем объектов микрогенерации). 

Решение  вопросов,  связанных  с  реализацией 

проектов микрогенерации, требует более детально-

го отражения в законодательстве норм, содержащих 

методологические  подходы  к  их  строительству  [9], 

учитывающих технологические особенности функци-

онирования и обеспечивающие эффективную рабо-

ту энергосистемы.

Государственная программа «Развитие энергети-

ки» [10], утвержденная Правительством в 2014 году, 

содержит подпрограмму «Энергосбережение и повы-

шение энергетической эффективности». К ее основ-

ным задачам относят «развитие институциональной 

среды  как  комплекса  правовых,  организационно-

 4 (67) 2021







Page 4


background image

84

управленческих, финансовых и материально-техни-

ческих условий, стимулирующих и обеспечивающих 

возникновение и реализацию инициатив и мероприя-

тий в области энергосбережения и повышения энер-

гетической эффективности [10].

На  протяжении  прошедшего  десятилетия  в  Рос-

сии предпринимались активные действия по форми-

рованию системы стандартов в области энергосбере-

жения и повышения энергетической эффективности, 

утверждено более двух десятков стандартов. 

Государством  применяются  финансовые  рычаги 

в  сфере  повышения  энергетической  эффективно-

сти. Наряду с господдержкой и льготным кредитова-

нием проектов по энергосбережению и повышению 

энергетической  эффективности  [11]  законодателем 

закреплена  льгота  в  пункте  21  статьи  381  Налого-

вого Кодекса РФ, направленная на стимулирование 

использования  современного  энергоэффективного 

оборудования,  повышение  энергетической  эффек-

тивности жилой недвижимости. Эта льгота не может 

быть использована для объектов коммерческого на-

значения. 

Таким  образом,  институциональная  среда  и  ме-

ханизмы реализации проектов в сфере энергосбере-

жения и повышения энергетической эффективности, 

в  том  числе,  направленные  на  активизацию  потре-

бителей  энергоресурсов  и  стимулирование  органи-

заций, способных широкомасштабно реализовывать 

энергосервисные  проекты,  сформированы  не  в  до-

статочной степени, что отражается в форме низкой 

инвестиционной  активности  промышленных  пред-

приятий и бытовых потребителей в сфере повыше-

ния энергоэффективности. 

ТЕНДЕНЦИИ

 

РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ

 

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

 

И

 

ПОВЫШЕНИЯ

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ

 

ЭФФЕКТИВНОСТИ

В связи с вступлением в силу 04.07.2020 г. поправок 

к Конституции РФ [12], в том числе об отмене полного 

приоритета международного права над Российским, 

и подписанием 08.12.2020 г. Президентом РФ паке-

та законов, устанавливающих на территории России 

приоритет  Конституции  РФ  над  международными 

соглашениями  и  решениями  межгосударственных 

органов, может снизиться скорость интеграционных 

процессов  в  области  энергосбережения  и  повыше-

ния энергетической эффективности с зарубежными 

государствами.  В  значительной  степени  изменится 

характер этих процессов. 

До принятия указанных выше актов законодатель-

ства нормы международного права беспрепятствен-

но  имплементировались  в  структуру  Российского 

законодательства.  Сейчас  это  потребует  дополни-

тельных затрат времени и реализации законотворче-

ских процедур, что имеет особое значение в сфере 

строительства, где большая часть крупных проектов 

основана  на  применении  стандартов,  в  том  числе 

и международных, строго определены сроки выпол-

нения работ, изменение которых влечет санкции за 

неисполнение и выплату ущерба.

На  современном  этапе  ключевая  роль  в  регла-

ментировании  сферы  энергосбережения  и  энерге-

тической  эффективности  перешла  к  государству 

и зависит от его политики, активности профильных 

министерств  и  ведомств,  и  в  меньшей  мере  от  до-

стижений  мирового  сообщества  в  регулировании 

процессов  энергосбережения  и  повышения  энерге-

тической эффективности и иностранных технологий. 

Такой подход может привести (но не значит, что обя-

зательно приведет) к формированию в дальнейшем 

системы правовых актов в сфере энергосбережения 

как замкнутой системы.

Заключенное  в  Москве  16  февраля  2021  года 

государствами-членами  Евразийского  экономиче-

ского Союза «Соглашение о принципах и подходах 

осуществления  государственного  контроля  (над-

зора) за соблюдением требований технических ре-

гламентов  Евразийского  экономического  союза…» 

определяет  соблюдение  индивидуальными  пред-

принимателями  и  юридическими  лицами  обяза-

тельных требований, установленных техническими 

регламентами Евразийского экономического союза 

в отношении продукции и (или) связанных с требо-

ваниями  к  продукции  процессов  проектирования 

(включая  изыскания),  строительства,  производ-

ства,  наладки,  монтажа,  эксплуатации,  хранения, 

перевозки,  реализации,  утилизации,  подлежит  го-

сударственному контролю [13].

Таким образом, регламентирование государством 

отношений в сфере энергосбережения носит доми-

нирующий  характер.  Эта  тенденция  поддерживает-

ся принятием в 2020 году правовых актов об отмене 

полного приоритета международного права над Рос-

сийским. 

О

 

ФАКТОРАХ

 

РАЗВИТИЯ

 

РАСПРЕДЕЛЕННОЙ

 

ЭНЕРГЕТИКИ

В  реализации  проектов  по  повышению  энергетиче-

ской  эффективности  заинтересованы  все  субъекты 

отрасли (в том числе, потенциальные): государство, 

энергетические  организации,  потребители  элек-

трической  энергии,  инвесторы  (как  российские,  так 

и  иностранные).  Активность  их  участия  по  внедре-

нию проектов с технологиями РЭ и интеграции с объ-

ектами электросетевого комплекса различна. 

Наиболее весомым фактором развития РЭ явля-

ется государственное регулирование системы отно-

шений  в  сфере  распределенной  генерации,  микро-

гридов,  управления  спросом  на  электроэнергию, 

распределенных  систем  хранения  электроэнергии, 

электромобилей,  энергосбережения  и  повышения 

энергетической эффективности. 

В  настоящее  время  воздействие  в  меньшей 

мере  оказывают  такие  факторы,  как  инвестицион-

ная  активность  заинтересованных  сторон;  влияние 

потребителей  электроэнергии  (предприятий,  инди-

видуальных предпринимателей, граждан) на реали-

зацию  проектов,  разработку  и  утверждение  право-

вых  актов,  инвестиционных  программ  организаций 

электроэнергетики;  реализация  проектов  по  энер-

госбережению  и  повышению  энергоэффективности 

энергосервисных, электросетевых и энергосбытовых 

организаций. Усиление влияния этих факторов будет 

способствовать развитию РЭ.

ЭНЕРГО-

ЭФФЕКТИВНОСТЬ







Page 5


background image

85

Рост  активности  потребителей  электроэнергии 

при реализации проектов по повышению энергоэф-

фективности  трансформирует  систему  централизо-

ванной  поставки  электрической  энергии,  но  не  по-

влияет на ее необходимость в целом. Именно этот 

поход  в  перспективе  будет  характеризовать  разви-

тие РЭ и во многом будет зависеть от эффективно-

сти реализуемых проектов. 

Переход  к  широкомасштабному  применению 

электромобилей  (с  технологией  vehicle-to-grid)  как 

к одной из технологий РЭ возможен после решения 

целого ряда вопросов, связанных с разработкой тех-

нологий, использованием и утилизацией батарей. 

Управление  спросом  на  электроэнергию  требу-

ет в настоящее время изменений в энергетическом 

менеджменте  предприятий,  психологии  управления 

руководителей  и  в  системе  ценообразования  роз-

ничных  рынков  электроэнергии,  способствующих 

продвижению  этой  технологии  РЭ  как  наиболее 

доступной  и  эффективной.  Широкое  применение 

управления  спросом  на  электроэнергию  позволит 

наиболее  рационально  использовать  имеющиеся 

ресурсы  энергетических  систем  и  реализовывать 

проекты в сфере микрогенерации с высокой рента-

бельностью. 

Продвижение  технологий  РЭ:  управление  спро-

сом  на  электроэнергию,  микрогриды,  электромоби-

ли, распределенная генерация во многом зависит от 

разработки технологических решений, производства 

и  активного  внедрения  систем  хранения  электро-

энергии  (рисунок  1),  что  требует  финансовой  под-

держки  и  контроля  за  реализацией  таких  проектов 

государством.

Разработанная в 2017 году Минэнерго РФ «Кон-

цепция  развития  рынка  систем  хранения  электро-

энергии  в  Российской  Федерации»  [14]  и  ключевая 

Рис

. 1. 

Структура

 

системы

 

формирования

 

факторов

 

развития

 

распределенной

 

энергетики

Энергетическая эффективность

Государство

Правовое регулирование

Системы прогнозирования

потребления электроэнергии

Микрогриды

Потребители

Участие

в реализации проектов

Распределенные системы

хранения электроэнергии

Электромобили

Субъекты

электроэнергетики,

в том числе

инвесторы

Финансирование

Системы

управления спросом

на электроэнергию

Микрогенерация

Заинтересованные

стороны

Действия

Технологии

распределенной

энергетики

Технологии

распределенной

энергетики

 4 (67) 2021







Page 6


background image

86

мера Энергетической стратегии по разработке «ры-

ночных  механизмов,  стимулирующих  потребителей 

к  активному  участию  в  формировании  розничного 

рынка  электрической  энергии  (управление  спросом 

посредством  участия  в  регулировании  графика  на-

грузки), с применением в том числе технологии хра-

нения  и  аккумулирования  электрической  энергии 

и  ее  воспроизводства»  [3],  продолжают  носить  де-

кларативный характер, а значит, сдерживать внедре-

ние технологий РЭ. 

Использование  распределенных  систем  хране-

ния электроэнергии и систем прогнозирования элек-

тропотребления  позволит  сформировать  наиболее 

эффективные системы управления спросом на элек-

троэнергию, которые станут основой для разработки 

и реализации проектов по установке объектов микро-

генерации, микрогридов, что отражено на рисунке 1.

При сложившейся структуре отрасли, характери-

зуемой работой оптового и розничных рынков, с дей-

ствующей системой и методологией формирования 

тарифов электросетевых и энергосбытовых органи-

заций,  характеризуемой  жестким  регламентирова-

нием затрат на функционирование (метод эталонов 

затрат  [15]),  особое  место  в  реализации  проектов 

энергосбережения и повышения энергетической эф-

фективности займут энергосервисные организации, 

обладающие  как  опытом  работы  в  этой  сфере,  так 

и ресурсным потенциалом.

ВЫВОДЫ

1.  Энергосбережение и повышение энергетической 

эффективности  является  неотъемлемой  частью 

государственной энергетической политики в Рос-

сии на протяжении более ста лет, в которой при-

оритет формирования механизмов и реализации 

проектов  принадлежит  государству.  «Энергети-

ческий  переход»  требует  формирования  новых 

подходов в развитии энергетики в XXI веке с ак-

тивным  участием  потребителей  электроэнергии, 

в том числе по развитию распределенной энерге-

тики.

2.  Развитие  распределенной  энергетики  в  насто-

ящее  время  государством  поддерживается  не 

в  достаточной  мере,  слабо  развиты  правовые 

и экономические механизмы ее стимулирования, 

не урегулированы технологические аспекты функ-

ционирования ее объектов, что отражается на не-

высоком  уровне  энергетической  эффективности 

промышленных производств и в сфере ЖКХ. 

3.  Развитие  институциональной  среды  государ-

ством  в  области  повышения  энергоэффектив-

ности  с  учетом  усиления  роли  потребителей 

электроэнергии  в  разработке  правовых  актов 

и  реализации  энергосервисных  проектов  явля-

ется одним из наиболее весомых факторов, вли-

яющих  на  внедрение  технологий  распределен-

ной энергетики.  

ЛИТЕРАТУРА
1.  Распределенная энергетика в Рос –

сии:  потенциал  развития.  URL: 

https:// 

energy.skolkovo.ru/down-

loads/documents/SEneC/Research/

SKOLKOVO_EneC_DER-3.0_

2018.02.01.pdf.

2.  Рейтинг 

энергоэффективности

стран.  URL:  https://helios.su/blog/

553-predstavlen-rejting-energo eff ek-

tivnosti-stran/.

3.  Распоряжение 

Правительства 

РФ № 1523-р от 09.06.2020 г. «Об 

утверж дении 

Энергетической

стратегии  России  на  период  до 

2035  года».  URL:  https://www.

garant.ru/products/ipo/prime/doc/

74148810/.

4.  Федеральный закон РФ № 261-ФЗ 

от  23.11.2009  г.  «Об  энергосбере-

жении и о повышении энергетиче-

ской эффективности и о внесении 

изменений в отдельные законода-

тельные  акты  Российской  Феде-

рации».  URL:  https://base.garant.

ru/12171109/.

5.  Постановление Правительства РФ 

№ 391 от 01.06.2010 г. «О поряд-

ке  создания  государственной  ин-

формационной системы в области 

энергосбережения  и  повышения 

энергетической  эффективности 

и  условий  для  ее  функциониро-

вания».  URL:  https://base.garant.

ru/12176205/.

6.  Федеральный  закон  РФ  №  35-ФЗ 

от 26.03.2003 г. «Об электроэнер-

гетике».  URL:  https://base.garant.

ru/185656/. 

7.  Постановление 

Правительства 

РФ  №  328  от  05.03.2021  «О  вне-

сении  изменений  в  некоторые 

акты  Правительства  Российской 

Федерации  по  вопросам  стиму-

лирования  использования  воз-

обновляемых  источников  энергии 

на  оптовом  рынке  электрической 

энергии и мощности». URL: https://

base.garant.ru/400411498/.

8.  Постановление Правительства РФ 

№ 299 от 02.03.2021 г. «О внесении 

изменений в некоторые акты Пра-

вительства  Российской  Федера-

ции в части определения особен-

ностей  правового  регулирования 

отношений по функционированию 

объектов  микрогенерации».  URL: 

https://base.garant.ru/400418448/.

9.  Гуревич  Ю.Е.,  Илюшин  П.В.  Осо-

бенности 

расчетов 

режимов 

в  энергорайонах  с  распределен-

ной  генерацией.  Нижний  Новго-

род: НИУ РАНХиГС, 2018. 280 с.

10. Постановление Правительства РФ 

№ 321 от 15.04.2014 г. «Об утверж-

дении  государственной  програм-

мы  Российской  Федерации  «Раз-

витие  энергетики».  URL:  https://

base.garant.ru/70644238/.

11. Чугунов В.И., Егорцева Ю.Ю. Ме-

ханизм  финансирования  энерго-

сберегающих  проектов  с  исполь-

зованием  кредитных  ресурсов  // 

Вестник Мордовского университе-

та, 2015, т. 25, № 3. С. 129–139. 

12. Закон  РФ  о  поправке  к  Консти-

туции  Российской  Федерации» 

№  1-ФКЗ  от  14.03.2020  г.  «О  со-

вершенствовании 

регулирова-

ния  отдельных  вопросов  орга-

низации  и  функционирования 

публичной  власти»  URL:  http://

publication.pravo.gov.ru/Document/

View/0001202003140001.

13. Соглашение  о  принципах  и  под-

ходах  осуществления  государ-

ственного  контроля  (надзора)  за 

соблюдением  требований  техни-

ческих  регламентов  Евразийско-

го  экономического  союза  в  целях 

гармонизации  законодательства 

государств-членов 

Евразийско-

го  экономического  союза  в  ука-

занной  сфере.  URL:  http://www.

consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_377269/.

14. Система  государственного  сти-

мулирования  хранения  электро-

энергии  в  России.  Официальный 

сайт  Минэнерго  РФ.  URL:  https://

minenergo.gov.ru/node/9013.

15. Приказ  ФАС  №  1554/17  от 

21.11.2017 г. «Об утверждении ме-

ЭНЕРГО-

ЭФФЕКТИВНОСТЬ







Page 7


background image

87

тодических  указаний  по  расчету 

сбытовых  надбавок  гарантирую-

щих  поставщиков  с  использова-

нием  метода  сравнения  анало-

гов».  URL:  https://www.garant.ru/

products/ipo/prime/doc/71719156/.

REFERENCES

1.  Distributed generation in Russia: po-

tential of development.  URL: https:

//energy.skolkovo.ru/down loads/

documents/SEneC/Research/

SKOLKOVO_EneC_DER-3.0_

2018.02.01.pdf.

2.  Energy effi  ciency rating of countries. 

URL: 

https://helios.su/blog/553-

pred stavlen-rejting-energo effek tiv-

nosti-stran/.

3.  Russian Government executive order 

no. 1523-r dated 09.06.2020 “On ap-

proval of the Energy strategy of Rus-

sia for the period until 2035″.  URL: 

https://www.garant.ru/products/

ipo/prime/doc/74148810/.

4.  Federal Law of the Russian Federa-

tion  no.  261-FZ  dated  23.11.2009 

“On  energy  saving,  improvement 

of  energy  effi  ciency  and  introduc-

tion  of  amendments  to  certain  leg-

islative  acts  of  the  Russian  Fed-

eration”.  URL:  https://base.garant.

ru/12171109/.

5.  Russian  Government  executive  or-

der  no.  391  dated  01.06.2010  “On 

state  information  system  establish-

ment procedure in the fi eld of energy 

saving  and  improvement  of  energy 

effi  ciency and conditions of its ope-

ration”.  URL:  https://base.garant.

ru/12176205/.

6.  Federal law of the Russian Federa-

tion no. 35-FZ dated 26.03.2003 “On 

power  engineering”.    URL:  https://

base.garant.ru/185656/. 

7.  Russian  Government  executive  or-

der  no.  328  dated  05.03.2021  “On 

introduction  of  amendments  to  cer-

tain  legislative  acts  of  the  Russian 

Federation  Government  in  the  as-

pects  of  non-renewable  energy  tax 

on industry in the wholesale energy 

market”.  URL:  https://base.garant.

ru/400411498/.

8.  Russian  Government  executive  or-

der  no.  299  dated  02.03.2021  “On 

introduction  of  amendments  to  cer-

tain  legislative  acts  of  the  Russian 

Federation Government with regard 

to  defi nition  of  peculiarities  of  legal 

regulation  of  relationship  between 

microgeneration  facilities”.  URL: 

https://base.garant.ru/400418448/.

9.  Gurevich  Yu.Ye.,  Ilyushin  P.V.  Pe-

culiarities  of  operating  mode  calcu-

lation  in  power  regions  with  distrib-

uted  generation.  Nizhniy  Novgorod, 

RANEPA,  Russian  Presidential 

Academy  of  National  Economy  and 

Public  Administration,  2018.  280  p. 

(In Russian)

10. Russian  Government  executive  or-

der  no.  321  dated  15.04.2014  “On 

approval  of  the  State  Program  of 

the  Russian  Federation  “Economy 

Development”.  URL:  https://base.

garant.ru/70644238/.

11. Chugunov  V.I.,  Yegortseva  Yu.Yu. 

Financing  arrangements  of  energy 

saving projects with credit resources 

involvement // Vestnik Mordovskogo 

universiteta [Ogarev Mordovia State 

University  Reporter],  2015,  vol.  25, 

no. 3, pp. 129–139. (In Russian)

12. Russian  Federation  Law  “On 

amendment  to  Constitution  of  the 

Russian  Federation  no.  1-FKZ  dat-

ed  14.03.2020  “On  improvement  of 

certain  aspects  of  public  authorities 

organization  and  operation”.  URL: 

http://publication.pravo.gov.ru/Docu-

ment/View/0001202003140001.

13. Agreement  on  principles  and  ap-

proaches  to  exercising  state  super-

vision of requirement compliance to 

EAEU  technical  regulations  aimed 

for  legal  harmonization  of  EAEU 

member  countries  in  the  specifi ed 

fi eld.  URL: http://www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_377269/.

14. System  of  government  incentive  of 

energy storage in Russia. Offi  cial site 

of the Ministry of Energy of RF.  URL: 

https://minenergo.gov.ru/node/9013.

15. Order  of  FAS  Russia  no.  1554/17 

dated  21.11.2017  “On  approval  of 

methodical  guidelines  of  guarantee 

supplier sales markups calculation by 

using  the  analog  comparison  meth-

od”.    URL:  https://www.garant.ru/

products/ipo/prime/doc/71719156/.

 4 (67) 2021



Оригинал статьи: Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в России как фактор развития распределенной энергетики

Ключевые слова: энергосбережение, энергетическая эффективность, распределенная энергетика, микрогенерация

Читать онлайн

В статье подчеркивается важность формирования распределенной энергетики для повышения энергетической эффективности. Характеризуется организация системы энергосбережения и повышения энергетической эффективности как неотъемлемой части государственной энергетической политики России с учетом развития отрасли. Выделены современные тенденции регулирования отношений в этой сфере. Отмечена значимость факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие распределенной энергетики: правовое регулирование, государственное финансирование проектов, активизация потребителей и инвесторов, реализация энергосервисных проектов электросетевыми, энергосбытовыми и энергосервисными организациями. Показана необходимость разработки и внедрения технологических решений по хранению электроэнергии, активного применения систем прогнозирования потреб ления электрической энергии, систем управления спросом на электроэнергию как базовых составляющих развития распределенной энергетики.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Система диагностики АКБ «Репей»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Возобновляемая энергетика / Накопители Диагностика и мониторинг
ООО НПП «Микропроцессорные технологии»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Внедрение резонансной системы передачи электрической энергии в филиале ПАО «Россети Центр и Приволжье» — «Рязаньэнерго»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Кабельные линии
ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ», ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»