82
э
н
е
р
г
о
э
ф
ф
е
к
т
и
в
н
о
с
т
ь
энергоэффективность
Энергосбережение
и повышение энергетической
эффективности в России
как фактор развития
распределенной энергетики
УДК 621.316.1
В
статье
подчеркивается
важность
формирования
распределен
–
ной
энергетики
для
повышения
энергетической
эффективно
–
сти
.
Характеризуется
организация
системы
энергосбережения
и
повышения
энергетической
эффективности
как
неотъемле
–
мой
части
государственной
энергетической
политики
России
с
учетом
развития
отрасли
.
Выделены
современные
тенденции
регулирования
отношений
в
этой
сфере
.
Отмечена
значимость
факторов
,
оказывающих
наиболее
существенное
влияние
на
развитие
распределенной
энергетики
:
правовое
регулирова
–
ние
,
государственное
финансирование
проектов
,
активизация
потребителей
и
инвесторов
,
реализация
энергосервисных
проектов
электросетевыми
,
энергосбытовыми
и
энергосервис
–
ными
организациями
.
Показана
необходимость
разработки
и
внедрения
технологических
решений
по
хранению
электро
–
энергии
,
активного
применения
систем
прогнозирования
потреб
ления
электрической
энергии
,
систем
управления
спро
–
сом
на
электроэнергию
как
базовых
составляющих
развития
распределенной
энергетики
.
Кравченко
О
.
А
.,
к.э.н., доцент кафедры
«Транспортная без-
опасность и управление
дорожной инфраструк-
турой» Шахтинского
автодорожного институ-
та (филиала)
ФГБОУ ВО ЮРГПУ(НПИ)
им. М.И. Платова
Насонов
А
.
А
.,
к.т.н., и.о. заведующего
кафедрой «Транспорт-
ная безопасность
и управление дорожной
инфраструктурой» Шах-
тинского автодорожного
института (филиала)
ФГБОУ ВО ЮРГПУ(НПИ)
им. М.И. Платова
Ключевые
слова
:
энергосбережение,
энергетическая эффек-
тивность, распределен-
ная энергетика, микро-
генерация
Р
ешению проблем повышения энергетиче-
ской эффективности и энергосбережения
в энергетике России уделялось пристальное
внимание учеными инженерами и экономи-
стами на протяжении всего периода существования
отрасли, более ста лет. Накопленный потенциал
разработок в этой сфере на каждом этапе развития
электроэнергетики становился весомым залогом ее
развития в дальнейшем.
Реформирование электроэнергетики, иницииро-
ванное Президентом РФ в 1992 году и завершившее-
ся через 20 лет, не повлияло на значимость проблем
энергосбережения и повышения энергетической эф-
фективности, но изменило часть методологических
подходов, участников, обеспечивающих ее решение
(заинтересованных сторон), активизировало исполь-
зование новых технологических решений.
По мнению авторов работы «Распределенная
энергетика в России: потенциал развития» [1] управ-
ление энергетической эффективностью является
одной из важнейших составляющих технологий рас-
пределенной энергетики (РЭ) в России наряду с та-
кими, как распределенная генерация, управление
спросом, микрогриды, распределенные системы
хранения электрической энергии, электромобили
(с технологией vehicle-to-grid (V2G)). Эти технологии
83
обеспечивают «энергетический переход» от органи-
зации энергетических систем XX века к технологиям
и практикам XXI века с учетом цифровизации, де-
централизации, интеллектуализации систем энер-
госнабжения с активным вовлечением потребителей
электроэнергии, всех видов энергетических ресур-
сов для снижения выбросов парниковых газов и ро-
ста энергетической эффективности [1].
На данный момент в законодательстве РФ не
сформулировано понятие «распределенная энерге-
тика». Институциональная среда в сфере реализа-
ции проектов на основе технологий распределенной
энергетики развита в недостаточной степени, что от-
ражается на невысоком уровне энергетической эф-
фективности производства и в сфере ЖКХ по срав-
нению с промышленно развитыми странами [2].
Целью настоящей статьи является исследование
факторов и условий формирования системы отно-
шений в сфере повышения энергетической эффек-
тивности и энергосбережения с учетом влияния го-
сударственной энергетической политики и состояния
и перспектив формирования распределенной энер-
гетики.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
В
ОБЛАСТИ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
И
ПОВЫШЕНИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
Потенциал энергосбережения в России составляет
треть части текущего энергопотребления. Энергоем-
кость экономики РФ за 10 лет, начиная с 2008 года,
снизилась на 9,3% благодаря росту энергоэффек-
тивности энергопотребляющего оборудования и за-
грузке производственных мощностей. Уровни энер-
гоемкости производства российских промышленных
продуктов хуже среднемировых в 1,2–2 раза [3],
что указывает на широкие возможности увеличения
энергетической эффективности проектов во многих
отраслях экономики.
Развитие институциональной среды в сфере
энергосбережения и повышения энергетической эф-
фективности государством дает возможность субъ-
ектам отрасли активизировать реализацию проектов
на основе технологий РЭ.
Базовым документом, регламентирующим госу-
дарственную энергетическую политику и механизмы
ее реализации, является «Энергетическая стратегия
Российской Федерации на период до 2035 года» (да-
лее — Энергетическая стратегия). В ней обозначены
приоритеты государственной энергетической поли-
тики: «…переход к экологически чистой и ресурсо-
сберегающей энергетике; …рациональное природо-
пользование и энергетическая эффективность;
…максимальное использование преимуществ цен-
трализованных систем энергоснабжения» [3]. В при-
оритетах энергетической стратегии не отражено сти-
мулирование процессов интеграции объектов РЭ.
Закон «Об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности…» [4] подвергался
изменениям законодателями с момента принятия
(ноябрь 2009 года) более 35 раз, его нормы дина-
мичны и изменяются с учетом тенденций развития
общества и технологий. В этом законе представлена
формулировка основных понятий: энергетический
ресурс, вторичный энергетический ресурс, энерго-
сбережение, энергетическая эффективность, класс
энергетической эффективности, энергетическое об-
следование, энергосервисный договор (контракт)
и др., способствующих активизации формирования
экономических отношений в сфере функционирова-
ния объектов РЭ.
Правительством РФ в 2010 году инициировано
создание государственной информационной систе-
мы в области энергосбережения и повышения энер-
гетической эффективности, регламентированы усло-
вия ее функционирования, состав информации, что
послужило важным вкладом в развитие цифровиза-
ции отрасли [5].
В законе «Об электроэнергетике» [6] наряду с по-
нятиями, включенными в его текст с момента приня-
тия в 2003 году (энергетическая эффективность элек-
троэнергетики, возобновляемые источники энергии),
в декабре 2019 года введено понятие объект микро-
генерации (объект по производству электрической
энергии, принадлежащий на праве собственности
или ином законном основании потребителю электри-
ческой энергии).
В начале 2021 года Правительством приняты
Постановления [7, 8], оказывающие существенное
влияние на развития микрогенерации как одной из
наиболее значимых составляющих РЭ. В марте
2021 года продлено действие механизма стимули-
рования использования возобновляемых источников
энергии на оптовом рынке электрической энергии
и мощности [7].
В [8] предусмотрены особенности одновременного
технологического присоединения энергопринимаю-
щих устройств и объектов микрогенерации заявителя,
содержания заявки и сроков осуществления техно-
логического присоединения, определения размера
платы за технологическое присоединение объектов
микрогенерации, порядок определения объема по-
требления электроэнергии для целей определения
размера платы за коммунальную услугу электроснаб-
жения в случае, если в домовладении установлен
объект микрогенерации. Согласно [8] гарантирующим
поставщиком заключается договор купли-продажи
электроэнергии, произведенной на объектах микро-
генерации, с обратившимся к нему потребителем
электроэнергии (собственником или иным законным
владельцем объектов микрогенерации).
Решение вопросов, связанных с реализацией
проектов микрогенерации, требует более детально-
го отражения в законодательстве норм, содержащих
методологические подходы к их строительству [9],
учитывающих технологические особенности функци-
онирования и обеспечивающие эффективную рабо-
ту энергосистемы.
Государственная программа «Развитие энергети-
ки» [10], утвержденная Правительством в 2014 году,
содержит подпрограмму «Энергосбережение и повы-
шение энергетической эффективности». К ее основ-
ным задачам относят «развитие институциональной
среды как комплекса правовых, организационно-
№
4 (67) 2021
84
управленческих, финансовых и материально-техни-
ческих условий, стимулирующих и обеспечивающих
возникновение и реализацию инициатив и мероприя-
тий в области энергосбережения и повышения энер-
гетической эффективности [10].
На протяжении прошедшего десятилетия в Рос-
сии предпринимались активные действия по форми-
рованию системы стандартов в области энергосбере-
жения и повышения энергетической эффективности,
утверждено более двух десятков стандартов.
Государством применяются финансовые рычаги
в сфере повышения энергетической эффективно-
сти. Наряду с господдержкой и льготным кредитова-
нием проектов по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности [11] законодателем
закреплена льгота в пункте 21 статьи 381 Налого-
вого Кодекса РФ, направленная на стимулирование
использования современного энергоэффективного
оборудования, повышение энергетической эффек-
тивности жилой недвижимости. Эта льгота не может
быть использована для объектов коммерческого на-
значения.
Таким образом, институциональная среда и ме-
ханизмы реализации проектов в сфере энергосбере-
жения и повышения энергетической эффективности,
в том числе, направленные на активизацию потре-
бителей энергоресурсов и стимулирование органи-
заций, способных широкомасштабно реализовывать
энергосервисные проекты, сформированы не в до-
статочной степени, что отражается в форме низкой
инвестиционной активности промышленных пред-
приятий и бытовых потребителей в сфере повыше-
ния энергоэффективности.
ТЕНДЕНЦИИ
РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
И
ПОВЫШЕНИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
В связи с вступлением в силу 04.07.2020 г. поправок
к Конституции РФ [12], в том числе об отмене полного
приоритета международного права над Российским,
и подписанием 08.12.2020 г. Президентом РФ паке-
та законов, устанавливающих на территории России
приоритет Конституции РФ над международными
соглашениями и решениями межгосударственных
органов, может снизиться скорость интеграционных
процессов в области энергосбережения и повыше-
ния энергетической эффективности с зарубежными
государствами. В значительной степени изменится
характер этих процессов.
До принятия указанных выше актов законодатель-
ства нормы международного права беспрепятствен-
но имплементировались в структуру Российского
законодательства. Сейчас это потребует дополни-
тельных затрат времени и реализации законотворче-
ских процедур, что имеет особое значение в сфере
строительства, где большая часть крупных проектов
основана на применении стандартов, в том числе
и международных, строго определены сроки выпол-
нения работ, изменение которых влечет санкции за
неисполнение и выплату ущерба.
На современном этапе ключевая роль в регла-
ментировании сферы энергосбережения и энерге-
тической эффективности перешла к государству
и зависит от его политики, активности профильных
министерств и ведомств, и в меньшей мере от до-
стижений мирового сообщества в регулировании
процессов энергосбережения и повышения энерге-
тической эффективности и иностранных технологий.
Такой подход может привести (но не значит, что обя-
зательно приведет) к формированию в дальнейшем
системы правовых актов в сфере энергосбережения
как замкнутой системы.
Заключенное в Москве 16 февраля 2021 года
государствами-членами Евразийского экономиче-
ского Союза «Соглашение о принципах и подходах
осуществления государственного контроля (над-
зора) за соблюдением требований технических ре-
гламентов Евразийского экономического союза…»
определяет соблюдение индивидуальными пред-
принимателями и юридическими лицами обяза-
тельных требований, установленных техническими
регламентами Евразийского экономического союза
в отношении продукции и (или) связанных с требо-
ваниями к продукции процессов проектирования
(включая изыскания), строительства, производ-
ства, наладки, монтажа, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации, утилизации, подлежит го-
сударственному контролю [13].
Таким образом, регламентирование государством
отношений в сфере энергосбережения носит доми-
нирующий характер. Эта тенденция поддерживает-
ся принятием в 2020 году правовых актов об отмене
полного приоритета международного права над Рос-
сийским.
О
ФАКТОРАХ
РАЗВИТИЯ
РАСПРЕДЕЛЕННОЙ
ЭНЕРГЕТИКИ
В реализации проектов по повышению энергетиче-
ской эффективности заинтересованы все субъекты
отрасли (в том числе, потенциальные): государство,
энергетические организации, потребители элек-
трической энергии, инвесторы (как российские, так
и иностранные). Активность их участия по внедре-
нию проектов с технологиями РЭ и интеграции с объ-
ектами электросетевого комплекса различна.
Наиболее весомым фактором развития РЭ явля-
ется государственное регулирование системы отно-
шений в сфере распределенной генерации, микро-
гридов, управления спросом на электроэнергию,
распределенных систем хранения электроэнергии,
электромобилей, энергосбережения и повышения
энергетической эффективности.
В настоящее время воздействие в меньшей
мере оказывают такие факторы, как инвестицион-
ная активность заинтересованных сторон; влияние
потребителей электроэнергии (предприятий, инди-
видуальных предпринимателей, граждан) на реали-
зацию проектов, разработку и утверждение право-
вых актов, инвестиционных программ организаций
электроэнергетики; реализация проектов по энер-
госбережению и повышению энергоэффективности
энергосервисных, электросетевых и энергосбытовых
организаций. Усиление влияния этих факторов будет
способствовать развитию РЭ.
ЭНЕРГО-
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
85
Рост активности потребителей электроэнергии
при реализации проектов по повышению энергоэф-
фективности трансформирует систему централизо-
ванной поставки электрической энергии, но не по-
влияет на ее необходимость в целом. Именно этот
поход в перспективе будет характеризовать разви-
тие РЭ и во многом будет зависеть от эффективно-
сти реализуемых проектов.
Переход к широкомасштабному применению
электромобилей (с технологией vehicle-to-grid) как
к одной из технологий РЭ возможен после решения
целого ряда вопросов, связанных с разработкой тех-
нологий, использованием и утилизацией батарей.
Управление спросом на электроэнергию требу-
ет в настоящее время изменений в энергетическом
менеджменте предприятий, психологии управления
руководителей и в системе ценообразования роз-
ничных рынков электроэнергии, способствующих
продвижению этой технологии РЭ как наиболее
доступной и эффективной. Широкое применение
управления спросом на электроэнергию позволит
наиболее рационально использовать имеющиеся
ресурсы энергетических систем и реализовывать
проекты в сфере микрогенерации с высокой рента-
бельностью.
Продвижение технологий РЭ: управление спро-
сом на электроэнергию, микрогриды, электромоби-
ли, распределенная генерация во многом зависит от
разработки технологических решений, производства
и активного внедрения систем хранения электро-
энергии (рисунок 1), что требует финансовой под-
держки и контроля за реализацией таких проектов
государством.
Разработанная в 2017 году Минэнерго РФ «Кон-
цепция развития рынка систем хранения электро-
энергии в Российской Федерации» [14] и ключевая
Рис
. 1.
Структура
системы
формирования
факторов
развития
распределенной
энергетики
Энергетическая эффективность
Государство
Правовое регулирование
Системы прогнозирования
потребления электроэнергии
Микрогриды
Потребители
Участие
в реализации проектов
Распределенные системы
хранения электроэнергии
Электромобили
Субъекты
электроэнергетики,
в том числе
инвесторы
Финансирование
Системы
управления спросом
на электроэнергию
Микрогенерация
Заинтересованные
стороны
Действия
Технологии
распределенной
энергетики
Технологии
распределенной
энергетики
№
4 (67) 2021
86
мера Энергетической стратегии по разработке «ры-
ночных механизмов, стимулирующих потребителей
к активному участию в формировании розничного
рынка электрической энергии (управление спросом
посредством участия в регулировании графика на-
грузки), с применением в том числе технологии хра-
нения и аккумулирования электрической энергии
и ее воспроизводства» [3], продолжают носить де-
кларативный характер, а значит, сдерживать внедре-
ние технологий РЭ.
Использование распределенных систем хране-
ния электроэнергии и систем прогнозирования элек-
тропотребления позволит сформировать наиболее
эффективные системы управления спросом на элек-
троэнергию, которые станут основой для разработки
и реализации проектов по установке объектов микро-
генерации, микрогридов, что отражено на рисунке 1.
При сложившейся структуре отрасли, характери-
зуемой работой оптового и розничных рынков, с дей-
ствующей системой и методологией формирования
тарифов электросетевых и энергосбытовых органи-
заций, характеризуемой жестким регламентирова-
нием затрат на функционирование (метод эталонов
затрат [15]), особое место в реализации проектов
энергосбережения и повышения энергетической эф-
фективности займут энергосервисные организации,
обладающие как опытом работы в этой сфере, так
и ресурсным потенциалом.
ВЫВОДЫ
1. Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности является неотъемлемой частью
государственной энергетической политики в Рос-
сии на протяжении более ста лет, в которой при-
оритет формирования механизмов и реализации
проектов принадлежит государству. «Энергети-
ческий переход» требует формирования новых
подходов в развитии энергетики в XXI веке с ак-
тивным участием потребителей электроэнергии,
в том числе по развитию распределенной энерге-
тики.
2. Развитие распределенной энергетики в насто-
ящее время государством поддерживается не
в достаточной мере, слабо развиты правовые
и экономические механизмы ее стимулирования,
не урегулированы технологические аспекты функ-
ционирования ее объектов, что отражается на не-
высоком уровне энергетической эффективности
промышленных производств и в сфере ЖКХ.
3. Развитие институциональной среды государ-
ством в области повышения энергоэффектив-
ности с учетом усиления роли потребителей
электроэнергии в разработке правовых актов
и реализации энергосервисных проектов явля-
ется одним из наиболее весомых факторов, вли-
яющих на внедрение технологий распределен-
ной энергетики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распределенная энергетика в Рос –
сии: потенциал развития. URL:
https://
energy.skolkovo.ru/down-
loads/documents/SEneC/Research/
SKOLKOVO_EneC_DER-3.0_
2018.02.01.pdf.
2. Рейтинг
энергоэффективности
стран. URL: https://helios.su/blog/
553-predstavlen-rejting-energo eff ek-
tivnosti-stran/.
3. Распоряжение
Правительства
РФ № 1523-р от 09.06.2020 г. «Об
утверж дении
Энергетической
стратегии России на период до
2035 года». URL: https://www.
garant.ru/products/ipo/prime/doc/
74148810/.
4. Федеральный закон РФ № 261-ФЗ
от 23.11.2009 г. «Об энергосбере-
жении и о повышении энергетиче-
ской эффективности и о внесении
изменений в отдельные законода-
тельные акты Российской Феде-
рации». URL: https://base.garant.
ru/12171109/.
5. Постановление Правительства РФ
№ 391 от 01.06.2010 г. «О поряд-
ке создания государственной ин-
формационной системы в области
энергосбережения и повышения
энергетической эффективности
и условий для ее функциониро-
вания». URL: https://base.garant.
ru/12176205/.
6. Федеральный закон РФ № 35-ФЗ
от 26.03.2003 г. «Об электроэнер-
гетике». URL: https://base.garant.
ru/185656/.
7. Постановление
Правительства
РФ № 328 от 05.03.2021 «О вне-
сении изменений в некоторые
акты Правительства Российской
Федерации по вопросам стиму-
лирования использования воз-
обновляемых источников энергии
на оптовом рынке электрической
энергии и мощности». URL: https://
base.garant.ru/400411498/.
8. Постановление Правительства РФ
№ 299 от 02.03.2021 г. «О внесении
изменений в некоторые акты Пра-
вительства Российской Федера-
ции в части определения особен-
ностей правового регулирования
отношений по функционированию
объектов микрогенерации». URL:
https://base.garant.ru/400418448/.
9. Гуревич Ю.Е., Илюшин П.В. Осо-
бенности
расчетов
режимов
в энергорайонах с распределен-
ной генерацией. Нижний Новго-
род: НИУ РАНХиГС, 2018. 280 с.
10. Постановление Правительства РФ
№ 321 от 15.04.2014 г. «Об утверж-
дении государственной програм-
мы Российской Федерации «Раз-
витие энергетики». URL: https://
base.garant.ru/70644238/.
11. Чугунов В.И., Егорцева Ю.Ю. Ме-
ханизм финансирования энерго-
сберегающих проектов с исполь-
зованием кредитных ресурсов //
Вестник Мордовского университе-
та, 2015, т. 25, № 3. С. 129–139.
12. Закон РФ о поправке к Консти-
туции Российской Федерации»
№ 1-ФКЗ от 14.03.2020 г. «О со-
вершенствовании
регулирова-
ния отдельных вопросов орга-
низации и функционирования
публичной власти» URL: http://
publication.pravo.gov.ru/Document/
View/0001202003140001.
13. Соглашение о принципах и под-
ходах осуществления государ-
ственного контроля (надзора) за
соблюдением требований техни-
ческих регламентов Евразийско-
го экономического союза в целях
гармонизации законодательства
государств-членов
Евразийско-
го экономического союза в ука-
занной сфере. URL: http://www.
consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_377269/.
14. Система государственного сти-
мулирования хранения электро-
энергии в России. Официальный
сайт Минэнерго РФ. URL: https://
minenergo.gov.ru/node/9013.
15. Приказ ФАС № 1554/17 от
21.11.2017 г. «Об утверждении ме-
ЭНЕРГО-
ЭФФЕКТИВНОСТЬ