6
Электроэнергетика
России — развитие
по плану
Сегодня
электроэнергетика
России
активно
развивается
—
успешно
преодолеваются
последствия
временных
локдаунов
2020
года
,
вызванных
пандемией
коронавируса
,
внедряются
новые
технологии
и
системы
управления
,
совершенствуется
законодательная
и
нормативная
база
.
Обо
всех
этих
аспектах
деятельности
электросетевых
компа
–
ний
,
направленных
на
обеспечение
необходимого
комфорта
для
граждан
России
,
условий
для
развития
бизнеса
в
нашей
стране
и
лидерства
российской
электроэнергетики
на
миро
–
вой
арене
,
мы
беседуем
с
директором
Департамента
развития
электроэнергетики
Министерства
энергетики
Российской
Федерации
Андреем
Геннадьевичем
МАКСИМОВЫМ
.
— Андрей Геннадьевич,
в 2020 году в силу развития
пандемии коронавируса мно-
гие электросетевые компании
России из-за снижения полез-
ного отпуска электрической
энергии недополучили вы-
ручку от услуг по передаче
электроэнергии. В 2021 году
ожидается, что мы также будем
ощущать последствия панде-
мии. Какие дополнительные
механизмы поддержки плани-
рует внедрить Министерство
для обеспечения ремонтной
и инвестиционной программ,
выполнения сетевыми ком-
паниями всех обязательств
перед потребителями и заяви-
телями по договорам техноло-
гического присоединения?
— Действительно, снижение
энергопотребления по стране из-
за развития пандемии коронави-
руса в 2020 году было, но я бы не
назвал эту динамику критической.
Потребление электроэнергии
в России в 2020 году сократилось
в сравнении с 2019 годом лишь
на 2,3%. Без учета влияния до-
полнительного дня високосного
2020 года электропотребление по
России в целом уменьшилось на
2,6%. Понятно, что это усреднен-
ная цифра и в отдельных регио-
нах снижение потребления было
более существенным. К примеру,
а
к
т
у
а
л
ь
н
о
е
актуальное
и
н
т
е
р
в
ь
ю
интервью
в энергосистеме Урала наблюдался са-
мый высокий процент снижения — 5,4%,
а в ОЭС Востока наоборот — энерго-
потребление выросло по сравнению
с 2019 годом на 1%.
Что касается прогнозов на 2021 год,
здесь большую уверенность в стабиль-
ной работе сис темы придают данные
первых четырех месяцев работы. В ян-
варе-апреле 2021 года потребление
электроэнергии в России составило
390,022 млрд кВт·ч, что на 4,1% пре-
вышает потребление за аналогичный
7
период прошлого года. На основе
этих данных мы прогнозируем вы-
равнивание ситуации и возврат ее
к значениям, близким к плановым,
определенным стратегией разви-
тия электроэнергетики и прогно-
зами, сформулированными еще
до пандемии.
Тем не менее, понимая слож-
ность всей ситуации, в которой
оказались электросетевые ком-
пании и другие организации энер-
гетики, нами разработаны опре-
деленные меры государственной
поддержки. В первую очередь,
всем организациям выделены до-
полнительные финансы на приоб-
ретение средств защиты от коро-
навирусной инфекции. Защитить
персонал, от которого зависит на-
дежное функционирование энер-
гетической инфраструктуры, —
наша приоритетная задача.
Второй мерой поддержки яви-
лись принятые изменения в ме-
тодики расчета тарифов на услу-
ги по передаче электроэнергии.
В соответствии с ними примене-
ние штрафных санкций к сетевым
организациям за неисполнение
инвестиционных программ осу-
ществлялось с учетом ковидных
ограничений.
Кроме того, Минэнерго Рос-
сии предложило Правительству
РФ продлить сроки рассмотрения
и доработки проектов инвести-
ционных программ на продолжи-
тельность нерабочих дней, уста-
новленных решением Президента
РФ. Такая инициатива была под-
держана, что обеспечило воз-
можность всем адаптироваться
к новой ситуации, также была
проведена большая работа по оп-
тимизации инвестиционных пла-
нов за счет расстановки приори-
тетов, обеспечивающих надежное
энергоснабжение потребителей,
своевременное технологическое
присоединение, при этом часть
менее приоритетных расходов
была перенесена на более позд-
ние сроки исходя из доступных
компаниям источников финанси-
рования.
Третьей мерой, внедренной
нами из-за пандемии, стало пред-
ложение компаниям механизмов
льготного кредитования, но, по
имеющимся у нас данным, прак-
тически ни одна компания этими
В соответствии с КоАП РФ на
электросетевые компании на-
кладываются существенные
штрафы за нарушения антимо-
нопольного законодательства.
Но бывает, что называется,
штрафуют за дело, а бывает,
что и по формальному прин-
ципу, невзирая на реальную
тяжесть правонарушения и по-
следствия от него, к примеру,
за просрочку на 2 дня. Насколь-
ко оправдана такая система
в существующих экономиче-
ских условиях? Существует ли
возможность сделать ее более
гибкой и обеспечивающей со-
размерность наказания с мас-
штабами последствий право-
нарушения?
— Насчет соразмерности на-
казания сразу скажу, что ситуа-
ции бывают разные. Если размер
наложенного на компанию штра-
фа непропорционален проступ-
ку, его всегда можно оспорить
в судебном порядке. У нас со-
стязательное правосудие, и дей-
ствительно, можно эти штрафы
оспорить, если они где-то не-
правомерно выписаны. Известны
случаи, когда многомиллионные
штрафы решением суда снижа-
лись до нескольких десятков ты-
сяч рублей.
Минэнерго не определяет
правомерность или неправомер-
ность вынесенного наказания,
это может сделать только суд.
В этой части я ничего нового не
скажу, кроме как: «ребята, защи-
щайте свои интересы». Вносить
какие-либо изменения в эту сис-
тему не считаю необходимым,
ведь во многом благодаря дей-
ствующим мерам регулирования
Россия сейчас на 6 месте рей-
тинга Doing Business (рейтинг
Всемирного банка, который оце-
нивает страны по качеству дело-
вого климата и мерам по улучше-
Табл. 1. Размеры льготной платы за ТП и размеры выпадающих доходов
сетевых компаний для различных категорий заявителей
Величина
платы,
тыс. руб.
Фактические
расходы сетей,
тыс. руб.
Годовые выпа-
дающие доходы
сетей, млрд руб.
Физические и юридиче-
ские лица (до 15 кВт)
0,55
75
13,5
Малый и средний бизнес
(до 150 кВт)
56
1 000
3,6
механизмами льготного финанси-
рования не воспользовалась. От-
сюда мы делаем вывод, что в це-
лом электросетевым компаниям
хватает своих средств на текущую
деятельность.
— Но при этом практически
все электросетевые компании
говорят о существенном недо-
финансировании в направле-
нии технологического присоеди-
нения. Существующее льготное
присоединение, которое несет
благо гражданам и малому биз-
несу, оборачивается большими
выпадающими доходами для
сетей. Планируется ли в ближай-
шее время изменение порядка
и условий льготного техноло-
гического присоединения для
достижения разумного баланса
интересов между сетямии, су-
ществующими и перспективны-
ми потребителями?
— Вы правы. Это уже давно
известная проблема, требующая
решения. Сегодня из-за льгот-
ного техприсоединения сетевые
компании ежегодно недополуча-
ют порядка 20 миллиардов руб-
лей. За десять лет выпадающие
доходы сетевых организаций от
льготного присоединения соста-
вили 166 млрд руб., из которых
в тарифе скомпенсировано толь-
ко 53 млрд руб., еще 59 млрд руб.
будет скомпенсировано в тече-
ние 35 лет в тарифе на передачу
электрической энергии, а 54 млрд
руб. уже не будет компенсировано
никогда (таблица 1). В настоящее
время прорабатывается измене-
ние подходов по данному вопросу.
— Последнее, о чем Вы го-
ворите — эти вопросы, как пра-
вило, уже разбираются ФАС
России и ее региональными
управлениями УФАС. Дел раз-
личного порядка очень много.
№
3 (66) 2021
8
АКТУАЛЬНОЕ
ИНТЕРВЬЮ
нию условий ведения бизнеса),
а не на 186, как было десять лет
назад. Все, что нужно — рав-
няться на лучших, нужно брать
лучшие практики и внед рять их
у себя.
На сегодня нами сформиро-
ваны такие требования, которые
можно выполнить нормально,
без ущерба сетевой организации
и без затягивания сроков для по-
требителей.
— В последние годы мно-
гие электросетевые компании
стали активно осваивать раз-
личные дополнительные нета-
рифные услуги, оказываемые
потребителям. В зависимости
от вида услуг делается это по
различным соображениям. Как
к такой смеси монопольных
и рыночных видов деятельно-
сти относится Министерство?
Будет ли проводиться изучение
и упорядочение этих услуг со-
вместно с ФАС России? Выра-
ботка единых стандартов и це-
новой политики?
— Позиция Министерства энер-
гетики в этом вопросе такова, что
электросетевые компании могут
заниматься иными видами дея-
тельности, кроме тех, которыми
им запрещено заниматься в силу
закона, то есть куплей-продажей
электроэнергии. Если ресурсы
электросетевой компании позво-
ляют выполнять какие-либо до-
полнительные работы не в ущерб
основным видам производствен-
ной деятельности, мы не видим
в этом ничего предосудительного.
Вопрос о том, чтобы каким-то об-
разом начинать регулировать этот
рынок, пока не стоит, поскольку
эти виды деятельности не отно-
сятся к монопольным.
Но сразу хочу оговориться, что
мы совместно с ФАС будем про-
должать следить, чтобы электро-
сетевые компании не начинали
подмену понятий и не выполняли
на коммерческой основе те виды
работ, которые они обязаны де-
лать по законодательству как мо-
нополисты, и затраты на которые
заложены у них в тарифах.
— Да, но персонал и техни-
ка — это тоже тарифные затра-
ты, и должны они заниматься
ремонтами, а не работать на
стороне?
— Это вопрос эффективного
менеджмента. Кроме того, для
выполнения дополнительных ра-
бот не обязательно использует-
ся собственный персонал, могут
привлекаться еще и подрядные
организации. Если это будет при-
носить деньги и не принесет вре-
да основному виду деятельности,
компании могут этим заниматься.
— В мировой электроэнерге-
тике сегодня все большую ак-
туальность приобретает вне-
дрение систем управления
спросом. Каково отношение
к этой теме в России?
— Мы на уровне Министер-
ства энергетики также считаем
это направление очень перспек-
тивным и активно занимаемся ме-
тодологическими и законодатель-
ными аспектами этого вопроса.
Суть системы управления
спросом на электроэнергию со-
стоит в изменении потребления
электроэнергии конечными по-
требителями относительно их
нормального профиля нагрузки
в ответ на изменение цен на элек-
троэнергию во времени или в от-
вет на стимулирующие выплаты,
предусмотренные для того, чтобы
снизить потребление в периоды
высоких цен на электроэнергию.
Могу пояснить на примере сис-
тем кондиционирования больших
зданий. В крупном здании боль-
шая инерция, и после его охлаж-
дения до необходимой темпе-
ратуры временное отключение
системы кондиционирования,
к примеру, на один час не создаст
какого-либо дискомфорта для ра-
ботников. Таким образом, ничего
не мешает крупному зданию вы-
ступить одним из участников эле-
ментов управления спросом.
Сам механизм управления
спросом был запущен в янва-
ре 2017 года с внедрением це-
нозависимого потребления для
потребителей оптового рынка.
На розничных рынках такая воз-
можность появилась в 2019 году
в связи с запуском пилотного
проекта по созданию и развитию
агрегаторов управления спросом
в рамках реализации дорожной
карты по совершенствованию за-
конодательства и устранению ад-
министративных барьеров в це-
лях обеспечения реализации НТИ
«Энерджинет».
В проекте приняли участие
свыше 70 компаний-агрегаторов,
представляющих более 300 объ-
ектов управления. За полтора года
мощность ресурсов управления
спросом розничных потребителей
выросла более чем в 12 раз —
с 50 МВт до 607 МВт, а количество
регионов присутствия проекта
превысило 50, что привело к фор-
мированию конкурентных цен на
услуги агрегаторов. Совокупный
эффект от реализации пилотного
проекта за счет снижения стоимо-
сти электрической энергии на оп-
товом рынке для потребителей за
период с 1 июня 2019 по 1 июля
2020 года составил более 80 млн
рублей.
Проведенный Минэнерго Рос-
сии анализ результатов пилотного
проекта за 2019 и 2020 годы по-
казал эффективность предлагае-
мой модели, и по итогам анализа
результатов этого проекта мы вы-
шли с инициативой, которая была
поддержана Правительством Рос-
сийской Федерации, о продле-
нии срока реализации пилотного
проекта до 31 декабря 2021 года.
Принятое решение о продлении
пилотного проекта позволит не
только сохранить сложившуюся
динамику роста объемов рын-
ка услуг по управлению спросом
и повысить его эффективность,
но также отработать и усовершен-
ствовать данный механизм в це-
лях подготовки целевой модели,
которую планируется запустить
с 1 января 2022 года.
Запуск целевой модели позво-
лит:
– расширить сферу применения
механизма (целевые объемы
управления спросом — 4 ГВт
к 2025 году и 6 ГВт к 2035 году);
– обеспечить замещение неэф-
фективной дорогой генерации,
используемой в пиковый пери-
од (до 5 ГВт);
– снизить цены на электриче-
скую энергию для потребите-
лей в пиковые часы;
– повысить загрузку эффектив-
ной тепловой генерации;
– сгладить пиковые нагрузки на
энергосистему.
9
Мы считаем, что реализация
целевой модели положительно
отразится не только на потре-
бителях (получение платы за
объем снижения, снижение цен
в пиковый период), но также и на
энергосистеме в целом (снизится
пиковая нагрузка на объекты гене-
рации и сетевое оборудование).
На сегодняшний день Мин-
энерго России подготовлен проект
федерального закона, направлен-
ный на реализацию целевой мо-
дели функционирования агрега-
торов управления спросом. Этим
законопроектом вводится новая
разновидность услуг — услу ги по
управлению изменением потре-
бления электрической энергии,
дается определение и закрепля-
ется правовой статус агрегаторов
управления изменением потреб-
ления электрической энергии.
Принятие проекта федерально-
го закона позволит сделать ме-
ханизм управления спросом на
электроэнергию неотъемлемой
частью оптового рынка электро-
энергии и мощности.
В настоящее время указан-
ный проект федерального закона
прошел процедуру общественно-
го обсуждения, проводится ана-
лиз поступивших от участников
рынка замечаний и предложений,
по итогам которого проект феде-
рального закона будет доработан
и направлен на согласование
в заинтересованные федераль-
ные органы исполнительной вла-
сти в соответствии с установлен-
ной процедурой.
— Еще одно стремитель-
но развивающееся по миру
направление — накопители
электроэнергии. Как продви-
гается законотворческая дея-
тельность в Минэнерго в этом
направлении?
— Нами разрабатывается со-
ответствующий проект Постанов-
ления Правительства РФ. В со-
ответствии с нашими планами он
выйдет в свет до конца года.
Сразу обращаю Ваше вни-
мание, что в этом документе мы
определяем лишь общие правила
для участников этого рынка. Бу-
дет определено, что можно про-
давать, как участвовать, по каким
правилам функционировать и так
далее. Мы не задаем каких-либо
ограничений по технологии, это
не наша прерогатива, наша зада-
ча — сказать, что они могут про-
дать энергосистеме: товар, услу-
гу, киловатт-часы электроэнергии.
Все дальнейшее — вопрос эко-
номики применения конкретных
технологий в определенных усло-
виях.
— Большое Вам спасибо за
интервью. Желаем всем колле-
гам продуктивной работы!
Беседовала
Екатерина
ГУСЕВА
ШЕСТАЯ
ВСЕРОССИЙСКАЯ
НАУЧНО
–
ТЕХНИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
29–30
июня
2021
г
.,
Москва
«
РАЗВИТИЕ
И
ПОВЫШЕНИЕ
НАДЕЖНОСТИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
СЕТЕЙ
»
К
участию
в
конференции
приглашаются
специалисты
электросетевых
компаний
,
муниципальных
сетей
,
электросетевых
подразделений
нефтегазового
комплекса
,
отраслевых
ведомств
и
профильных
учреждений
По вопросам регистрации обращайтесь в редакцию журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»
+7 (495) 645-12-41, [email protected]
В заявке необходимо указать ФИО (полностью), должность, название организации, контакты
О
конференции
В течение двух дней работы конференции ее участники
обменяются передовым опытом, рассмотрят
инновационные проекты, предлагаемые коллегами
из предприятий электроэнергетической отрасли,
и выработают консолидированные решения относительно
дальнейших перспективных направлений деятельности.
Основные
темы
конференции
• Инновационное развитие распределительных электрических сетей
• Оптимизация электросетевой инфраструктуры и технологических
процессов
• Развитие и повышение надежности распределительных
электрических сетей. Обмен опытом
• Перспективные направления работы распределительных
электрических сетей 0,4–20 кВ
№
3 (66) 2021
Оригинал статьи: Электроэнергетика России — развитие по плану
Сегодня электроэнергетика России активно развивается — успешно преодолеваются последствия временных локдаунов 2020 года, вызванных пандемией коронавируса, внедряются новые технологии и системы управления, совершенствуется законодательная и нормативная база. Обо всех этих аспектах деятельности электросетевых компаний, направленных на обеспечение необходимого комфорта для граждан России, условий для развития бизнеса в нашей стране и лидерства российской электроэнергетики на мировой арене, мы беседуем с директором Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации Андреем Геннадьевичем МАКСИМОВЫМ.