Экскурсия по музею

Page 1
background image

Page 2
background image

1

1

1

1

1

6

6

6

6

6

6

6

0

0

0

0

0

0

путешествие в прошлое

Уважаемые

 

коллеги

!

Редакция

 

журнала

 

продолжает

 

цикл

 

статей

посвященных

 

Открытым

 

фондам

 

Политехнического

 

музея

Данные

 

статьи

 

представляют

 

результаты

 

исследовательской

 

работы

выполняемой

 

студентами

 

Национального

 

исследовательского

 

университета

 «

МЭИ

».

С

овременная наука развивается семимильными ша-

гами,  все  улучшая  и  улучшая  наш  повседневный 

быт. Но у этого прогресса есть и обратная сторона. 

Вчерашние технические новинки за короткое вре-

мя успевают кануть в лету, будучи не принятыми обществом 

по  многим  причинам:  одни  слишком  сложны  в  освоении, 

другие  —  невыгодны  производителю  или  вытесняются  ме-

нее технологичными, но более привычными товарами-заме-

нителями. Однако иногда неудачным изобретениям удается 

обрести вторую жизнь. Нечто подобное произошло с изобре-

тением Томаса Альвы Эдисона, да так успешно, что челове-

чество до сих пор пользуется современным аналогом этого 

устройства. 

В  70-х  годах  XIX  века  из-за  бурного  роста  экономики 

в  США  произошло  расширение  различного  рода  компа-

ний — это, в свою очередь, резко увеличило их потреб-

ность в бумажной работе. Необходимо было штамповать 

копии документов и листовок в больших тиражах, поэтому 

бумаги для копирования либо отсылались в типографию, 

где перебивались на ручном станке, либо давались специ-

ально нанятому составу переписчиков, которые вручную 

воспроизводили  копии  документа.  Это  отнимало  много 

средств и времени, а в некоторых случаях грозило компа-

ниям серьезными убытками. Обнаруживший эту проблему 

еще никому не известный Томас Альва Эдисон тем вре-

менем  принялся  за  разработку  устройства,  задуманного 

упростить работу офисных работников [1]. Для воплоще-

ния идеи в жизнь Эдисон обратился к новому открытому 

виду энергии — электричеству. И 8 августа 1876 года он 

Жещинский

 

А

.

И

.,

студент 4 курса кафедры ЭЭС Института 

Электроэнергетики ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»

В

 

данной

 

статье

 

представлена

 

работа

 

по

 

исследованию

 

электрического

 

пера

 

Эдисона

Рассмотрены

 

технологические

 

особенности

 

устройства

его

 

изменение

 

и

 

совершенствование

.

Экскурсия по музею

Томас

 

Альва

 

Эдисон

 (1847–1931)


Page 3
background image

1

1

1

1

1

6

6

6

6

6

1

1

1

1

1

Злектрическое

 

перо

 

Эдисона

,

из

 

фондов

 

Политехнического

 

музея

© 

Фото

 

собственного

 

корреспондента

 

журнала

«

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

»

Рис

. 1. 

Схема

 

элек

-

трического

 

пера

 

из

 

документа

 

патента

зарегистрировал  патент  на  электрическое  перо 

(рисунок 1). 

Само перо внешне выглядит как полый металличе-

ский стержень, с одной стороны которого прикреплен 

электромотор.  Электромагниты,  входящие  в  мотор, 

подсоединены проводами к двум пластинам. Пласти-

ны опущены в стеклянные банки с бихроматом калия 

и серной кислотой (рисунок 2). В корпусе стержня на-

Рис

. 2. 

Батарея

 

пера

 1 (52) 2019


Page 4
background image

162

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

6

6

6

6

6

6

6

2

2

2

2

2

2

2

2

Рис

. 3. 

Мимеограф

появления пера, можно открыть журнал «Пролетар-

ская революция», в котором в статье большевика-ре-

волюционера  В.Д.  Бонч-Бруевича  «Первый  русский 

мимеограф»  называется  имя  единственного  лицен-

зированного  продавца  товаров  Эдисона  —  Юлия 

Блока. Заядлый велосипедист и любитель техниче-

ских новинок, он заведовал магазином на Кузнецком 

мосту, а также еще одним в Санкт-Петербурге. Узнав 

о мимеографе, Блок приобрел также права на про-

дажу у его изобретателя. Поэтому, вполне возможно, 

что перо могло попасть в Россию через этого энтузи-

аста [6].

Известно  точно  про  непосредственный  интерес 

к  нему  со  стороны  революционеров.  В  той  же  ста-

тье упоминается, что мимеограф с пером буквально 

были созданы для подпольной деятельности. В цар-

ской России того времени был серьезный контроль 

цензуры,  поэтому  для  бастующих  граждан  мимео-

граф  во  всей  своей  простоте  и  мобильности  пред-

ставлялся очень полезным для создания агитацион-

ных прокламаций. В другой статье того же журнала 

есть  подробное  описание  того,  как  революционе-

рами  в  подполье  самостоятельно  изготавливалась 

замена  электрическому  перу:  «…почему  непремен-

но  режущим  фактором  должно  быть  находящееся 

в руке пишущее орудие, а не наоборот, та подставка, 

на  которую  нажимает  это  орудие?..  Пишущим  ору-

дием  является  обыкновенный  хорошо  закаленный 

стальной прут с тонким, но гладко отшлифованным 

концом..» [7].

Однако  же  перо  полностью  вытеснили  с  рынка, 

и  оно  в  скором  времени  должно  было  отправиться 

на свалку истории, но тут вмешался случай. Мог ли 

подумать Томас Эдисон, какую вторую жизнь обретет 

его творение? 

ходится  спица,  которая  за  счет  работы  мотора  при 

возвратно-поступательном  движении  со  скоростью 

50 проколов в секунду оставляет отверстия в специ-

ально заготовленном трафарете [2]. 

После  того  как  работник  наносил  текст  или  изо-

бражение на трафарет, он помещал его в деревян-

ный прямоугольный короб поверх листов бумаги, за-

крывая придерживающей рамкой. Затем, с помощью 

обычного  валика,  пропитаного  чернилами,  наносил 

краску  на  трафарет-шаблон.  Чернила  сквозь  ма-

ленькие дырочки проникали на поверхность бумаги 

и впитывались, формируя требуемый документ. По-

добный способ позволял производить до 3000 печат-

ных  образцов  от  одного  трафарета,  после  чего  вы-

работанный шаблон заменялся новым и так далее. 

Устройство получило название — мимеограф (рису-

нок 3) [3]. 

В отличие от своего основного конкурента (ручного 

печатного  станка)  мимеограф  занимал  значительно 

меньше места (все оборудование мимеографа раз-

мещалось на письменном столе, тогда как станок мог 

занимать  половину  комнатного  помещения)  и  имел 

особые преимущества в наборе текста. В станке пе-

чать  осуществлялась  методом  ручного  набора  ме-

таллических  литер  —  отлитых  ячеек  букв,  склады-

ваемых  на  прессе  в  слова  и  предложения  и  далее 

отпечатываемых на бумаге. Процесс же печати руко-

писного текста или рисунка на ручном станке пред-

ставлялся крайне проблематичным. А таким он точно 

не представлялся для мимеографа, который был за-

точен конкретно под рукописный ввод. 

Но перо полностью провалилось в продажах. Дей-

ствительно,  в  перспективе  изобретение  считалось 

Эдисоном  полностью  соответствующим  потребно-

стям покупателей, да и сами потенциальные пользо-

ватели  такого  пера  ожидали  его  выхода  в  продажу. 

После начала производства права на продажу были 

куплены  в  Англии,  Германии,  Восточной  Европе, 

а  позже  —  Азии.  Но  спустя  некоторое  время  стали 

очевидными его технические проблемы:

1.  Устройство неудобно держать в руке, это услож-

няет его использование.

2.  Питающая  батарея  имеет  большие  размеры,  но 

при этом часто разряжается. Замена же ее требу-

ет специального оснащения.

3.  Из батареи часто в результате производственного 

брака начинает вытекать кислота.

Эдисон  в  срочном  порядке  начал  исправлять  ди-

зайн электрического пера, но это не принесло особо-

го успеха. По некоторым данным, из произведенных 

60 тысяч экземпляров было продано не более 10 ты-

сяч [4]. Уже будучи 4 года на рынке, мимеограф с пе-

ром технически полностью устаревают, уступая место 

более  совершенным  и  простым  средствам  печати: 

печатной машинке и следующей ступени развития ми-

меографа — ротатору (рисунок 4). В 1880 году Эдисон 

получил  письмо  от  своего  агента,  в  котором  тот  вы-

разил общепризнанное мнение о том, что время элек-

трического пера на рынке подходит к концу [5].

Несмотря  на  свою  короткую  жизнь,  устройство 

все-таки успело добраться до Политехнического му-

зея, да еще и по пути повлиять на ход отечественной 

истории!  В  первую  очередь,  обращаясь  к  вопросу 

ПУТЕШЕСТВИЕ

В ПРОШЛОЕ

Рис

. 4. 

Ротатор


Page 5
background image

163

1

1

1

1

1

1

1

1

6

6

6

6

6

6

3

3

3

3

3

3

3

3

ЛИТЕРАТУРА

1.  Собрание  дневников  Эдисона:  20.07.1875.  URL:  http://

edison.rutgers.edu/NamesSearch/SingleDoc.php?DocId=N

e1676255&searchDoc=Enter.

2.  Пат. США № 180857. Autographic printing, 08.08.1876 / T.A. 

Edison.

3.  Собрание дневников Эдисона: 6.08.1875. URL: http://edi-

son.rutgers.edu/NamesSearch/SingleDoc.php?DocId=

HM760024. 

4.  Письмо Т.А. Эдисону от Дж. Блисса, 1878. URL: http://edi-

son.rutgers.edu/NamesSearch/SingleDoc.php?DocId=

D7822ZBF.

5.  Письмо Т.А. Эдисону от Э.Х. Джон сона, 03.05.1880. URL: 

http://edison.rutgers.edu/NamesSearch/SingleDoc.php?

DocId=D8027D.

6.  Бонч-Бруевич  В.Д.  Первый  русский  мимеограф  (памя-

ти Л.И. Радина) // Пролетарская Революция,1921, № 2. 

C. 171–172.

7.  Лепешинский  П.  И  дешево,  и  сердито  //  Пролетарская 

Революция, 1921, № 2. C. 188–189. 

8.  A Connecticut Burglar // The Detroit Free Press, 1877, № 45. 

P. 4.

9.  New York Evening Post, 01.02.1898. P. 4.

10. Пат.  США  №  464801.  Tatooing  machine,  08.12.1891  / 

S.F. O’Reilly.

11. Carmen Nyssen Birth of the Tattoo Trade: New York Bowery. 

URL:  http://www.buzzworthytattoo.com/tattoo-history-

articles /bowery-tattoo-history.

Самюэль

О

Райли

Самюэль О’Райли — человек, биографию которого 

можно  назвать  классической  для  Америки  XIX  века. 

Сын ирландских эмигрантов, старший из пяти детей 

в семье, Самюэль с ранних лет зарабатывал на про-

питание семьи, в том числе и незаконными способа-

ми.  В  20-летнем  возрасте  он  получил  первый  срок 

за кражу со взломом, а в 24 сел еще на долгих 5 лет. 

Суровые порядки тюрьмы Wetherfi eld State приучили 

молодого человека к дисциплине, а искусство тюрем-

ных татуировок привлекло неподдельный интерес [8]. 

Выйдя из тюрьмы, О’Райли начал углубляться в искус-

ство тату, интересоваться ручными иглами, занимать-

ся изучением свойств индийских чернил и китайской 

киновари.  В  1880-х  годах,  вовлеченный  в  массовое 

движение людей из провинции в город в поисках за-

работка, Самюэль переехал в Нью-Йорк. Там он на-

чал  свою  карьеру  тату-художника,  достигнув  в  этом 

ремесле заметного успеха [9].

Тату-индустрия в конце XIX века переживала подъ-

ем: мода обзаводиться татуировками пришла от куль-

туры моряков и заключенных в общество (татуировка 

в виде дракона была даже у Николая Второго) — но 

дальнейшему  движению  вверх  мешала  мучительно 

долгая  и  болезненная  процедура  накалывания  на-

тельного рисунка. Она могла занимать до 7 часов руч-

ной  работы  мастера,  но  даже  это  не  гарантировало 

желаемого  результата  —  аккуратность  изображения 

оставляла желать лучшего, как и долговечность тату-

ировки. При этом она оставалась достаточно дорогим 

удовольствием. И вот, переехав в Нью-Йорк, Самюэль 

случайно знакомится с электрическим пером Эдисо-

на. Далее он действовал по наитию.

О’Райли  не  был  первым,  кто  пытался  привнести 

изменения в эту индустрию, но случайность сыграла 

свою  роль.  Тату-художник  в  течение  нескольких  лет 

с 1889 года проводил опыты на своих клиентах, про-

водя  сеансы  с  новым  электромеханическим  устрой-

ством.  Татуировщик  немного  модернизировал  элек-

трическое перо: изменил дизайн, чтобы было удобнее 

держать ручку, и добавил иглу с чернилами.

О’Райли получил патент на свое устройство 8 дека-

бря 1891 года, в названии изобретения указано «Тату-

машинка» (рисунок 5) [10].

Наконец-то процесс накалывания стал занимать 

намного меньше времени, не причиняя боли коже. 

Рисунок на теле стал точнее, чернила — держать-

ся дольше [11]. Татуировка окончательно преврати-

лась в отдельный вид искусства и привлекла огром-

ную армию поклонников, а О’Райли стал ключевой 

фигурой в истории тату-индустрии.

Таким  образом,  даже  спустя  сотню  лет,  можно 

сказать, что электрическое перо Эдисона не поте-

ряло своей актуальности, правда уже в другой ипо-

стаси.  Дизайн  сегодняшней  тату-машинки  конечно 

же  не  походит  на  «дырокол»  XIX  века:  улучшены 

технические характеристики, поставлены импульс-

ные блоки питания и число ударов в минуту меняет-

ся цифровой регулировкой — но принцип действия 

главного  инструмента  татуировщика  остается  тем 

же и по сей день.  

Рис

. 5. 

Схема

 

тату

-

машинки

 

О

Райли

 1 (52) 2019


Читать онлайн

Редакция журнала продолжает цикл статей, посвященных Открытым фондам Политехнического музея. Данные статьи представляют результаты исследовательской работы, выполняемой студентами Национального исследовательского университета «МЭИ». В данной статье представлена работа по исследованию электрического пера Эдисона. Рассмотрены технологические особенности устройства, его изменение и совершенствование.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»