1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
8
8
8
8
8
путешествие в прошлое
Уважаемые
коллеги
!
Редакция
журнала
продолжает
цикл
статей
,
посвященных
Открытым
фондам
Политехнического
музея
.
Данные
статьи
представляют
результаты
исследовательской
работы
,
выполняемой
студентами
Национального
исследовательского
университета
«
МЭИ
».
ÊÒÃ-300. Èñòîðèÿ çàáëóæäåíèÿ
Экскурсия по музею
Возрастающие
потребности
в
электроэнергии
требуют
посто
-
янной
модернизации
электротех
-
нического
оборудования
.
Одним
из
основополагающих
векторов
развития
электротехники
является
повышение
единичной
мощности
источников
—
рост
мощности
каж
-
дого
отдельного
генератора
.
Повы
-
шение
единичной
мощности
воз
-
можно
двумя
путями
:
увеличением
линейных
размеров
генератора
и
совершенствованием
систем
ох
-
лаждения
.
Увеличение
линейных
размеров
часто
сопряжено
с
труд
-
ностями
из
-
за
ограничений
по
прочности
материалов
—
диаметр
бочки
ротора
современных
гене
-
раторов
не
превышает
1250
мм
.
Поэтому
рост
единичной
мощности
достигается
именно
за
счет
увеличения
эффективности
систем
охлаждения
.
Самойлов
А
.
А
.,
студент 4 курса кафедры ЭЭС Института электроэнергетики НИУ «МЭИ»
Р
азвитие систем теплоотвода берет начало
с использования самых доступных охлаж-
дающих агентов: воздуха, воды и масла.
Несмотря на некоторую примитивность,
эти системы охлаждения остаются самыми исполь-
зуемыми и сейчас. Однако прогресс не стоит на ме-
сте — в середине прошлого века в качестве охлаж-
дающих сред начинают использовать водород,
гелий и некоторые другие газы. Эти мероприятия
позволили сократить линейные размеры установки
и расход материалов (по сравнению с генератора-
ми той же мощности, но с другой системой охлажде-
ния). Со временем процессы проектирования, про-
изводства и обслуживания несколько усложнились,
а производство стало более наукоемким [1].
Именно совершенствованию систем охлаж-
дения обязан своим появлением КТГ-300. Совет-
ские ученые решили доводить активные части
генераторов до низких температур, в том
числе до температур, обеспечивающих
сверхпроводящее состояние. Это открыло
три основных направления:
1) охлаждение турбогенераторов фреоном
(фреотурбогенераторы);
2) охлаждение циркулирующим сжижен-
ным газом (криотурбогенераторы);
3) использование сверхпроводимости с при-
менением жидкого гелия (турбогенерато-
ры со сверхпроводниками).
Аббревиатура КТГ-300 означает: крио-
турбогенератор мощностью 300 МВт (ри-
сунок 1). Здесь наблюдается несосты-
ковка — точно известно, что в качестве
охлаждающей среды в КТГ-300 использо-
вался гелий, который поддерживал обмотку
ротора в сверхпроводящем состоянии. По-
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
9
9
9
9
этому по вышеуказанной стандартной классифика-
ции он должен называться СП-ТГ-300 [2].
В строении сверхпроводниковых силовых машин
советские ученые видели огромный экономический
эффект. КТГ-300 обещал обеспечивать более высо-
кий КПД, меньшую примерно на 60% массу и в 2 раза
меньшие линейные размеры (по сравнению с генера-
торами традиционной конструкции). Программы по
созданию силовых машин с использованием сверх-
проводимости велись и в других странах — США,
ФРГ, Японии, Швейцарии и Франции. Создание КТГ-
300 планировалось завершить в 1985 году [3].
Разработка и производство КТГ-300 (рисунок 2)
велись на заводе «Электросила» — предприятии
с богатейшей историей. Датой основания завода
считают 3 апреля 1898 года, когда он вошел в со-
став акционерного общества русских электротехни-
ческих заводов «Сименс-Гальске». Рабочие пред-
приятия активно участвовали во многих великих
событиях истории России XX века — революциях,
мировых войнах и индустриализации. Интересно,
что даже во время блокады Ленинграда в годы Ве-
ликой Отечественной войны завод продолжал вы-
пуск продукции для нужд фронта и тыла. Работни-
ки завода в то время ставили на продукции метку
«Сделано в блокадном Ленинграде» [4].
Для разработки наукоемких и эксперименталь-
ных установок на территории Электросилы был ос-
нован специальный цех (работники называют его
«криоцех»), в котором рассчитывались, произво-
дились и испытывались экспериментальные низко-
температурные машины.
Учитывая статус завода «Электросила» (сей-
час — ПАО «Силовые Машины»), который обла-
дает некоторым уровнем секретности, на данный
момент не представляется возможным выяснить
схему конструкции и точные технические характе-
ристики КТГ-300. Примем, что за основу КТГ-300
была взята конструкция предшествующего генера-
тора — КТГ-20.
Ротор генератора представ-
ляет собой экранированный в те-
пловом и электромагнитном от-
ношении вращающийся криостат
(сосуд Дьюара) с заключенной
в нем сверхпроводящей обмоткой
возбуждения. Обмотка возбужде-
ния выполнена из ниобий-титана
(Nb-Ti).
На момент создания КТГ-300
Nb-Ti являлся самым технически
совершенным сверхпроводником,
который переходил в сверхпрово-
дящее состояние при температуре
ниже 9,2 К. Этот «холодный» сверх-
проводник второго рода характери-
зовался высокими значениями кри-
тического поля (магнитного поля,
при котором разрушается сверх-
проводящее состо яние). Впервые
он был синтезирован в 1962 году
в Atomics In ter national, США. Нио-
бий-титан используется по сей
день для создания сверхпроводни-
ковых магнитов.
Рис
. 1.
Общая
конструктивная
схема
криотурбогенератора
: 1 —
ротор
; 2 —
статор
; 3 —
кожух
; 4 —
уплотнение
;
5 —
подшипник
; 6 —
щеточный
аппарат
; 7 —
устройство
подачи
гелия
Рис
. 2.
Макет
КТГ
-300
из
московского
Политехнического
музея
№
2 (59) 2020
120
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
0
0
0
0
0
0
0
0
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ
Основными узлами ротора являются:
– каркас с обмоткой возбуждения;
– бандажный цилиндр обмотки, выполненный
заодно с тепловыми мостами;
– тепловой экран из бронзы, посаженный на
тепловые мосты;
– несущая оболочка с демпферной обмоткой в ка-
честве электрического экрана;
– хвостовины с фланцами, токоввод и гелиевая
магистраль.
Ротор вращается в пространстве, образованном
внутренней стенкой цилиндра из стеклопластика
(выгородки) и торцевыми щитами. Охлаждение про-
странства — воздушное, воздух прогоняется с помо-
щью аксиального вентилятора на валу ротора.
Обмотка возбуждения выполнена из плоских ка-
тушек, соединенных последовательно. Катушки ро-
тора размещаются на основаниях между щеками
и удерживаются магнитными клиньями, намотаны
прямоугольным проводом, состоящим из жил Nb-Ti,
заключенных в медную матрицу.
Криостатирование обмотки возбуждения осущест-
вляется жидким гелием при температуре кипения
(4,2 К). Теплоизоляцией низкотемпературной зоны
являются два слоя вакуумной изоляции: один слой
расположен между бандажным цилиндром обмотки
возбуждения и тепловым экраном, второй между те-
пловым экраном и несущей оболочкой. Степень раз-
ряжения составляет 10–5 мм рт. ст.
Бандажный цилиндр обмотки возбуждения из-
готавливался из немагнитной стали и воспринимал
центробежные и электромагнитные усилия. Тепло-
вой экран из бронзы посажен на тепловые мосты
бандажного цилиндра и расположен симметрично
по отношению к обмотке ротора. Силовой несущей
оболочкой ротора является наружный цилиндр из ти-
танового сплава. В цилиндре выфрезерованы пазы,
в которые укладываются медные полосы демпфер-
ной обмотки, удерживаемые клиньями из бронзы.
Токоввод обмотки возбуждения состоит из двух
отдельных токопроводов, выполненных из плетеного
круглого медного стержня и охлаждаемый парами ге-
Рис
. 3.
Макет
КТГ
-300-2
в
музее
ПАО
«
Силовые
Машины
»
лия. Гелиевая магистраль смонтирована в централь-
ном аксиальном канале ротора со стороны возбуж-
дения и заканчивается узлом ввода гелия в обмотку
возбуждения.
Охлаждение ротора осуществляется по замкнуто-
му циклу при непрерывной принудительной подаче
гелия в ротор с возвратом газа в холодильную уста-
новку. Жидкий гелий через узел подачи поступает на
периферию бандажа ротора, проходит через каналы
в элементах крепления обмотки ротора. Пары гелия
в центральной части ротора делятся на два потока,
охлаждающих тепловые мосты ротора. Третий поток
газообразного гелия используется для охлаждения
токовводов.
Статор КТГ выполнен беззубцовым с шихтован-
ным ферромагнитным экраном, имеет непосред-
ственное фреоновое охлаждение. Фреонозапол-
ненный объем статора ограничен корпусом, щитами
и выгородкой из стеклопластика. В стержнях обмотки
и ферромагнитном экране имеются каналы для цир-
куляции хладагента.
Отличие КТГ-300 от КТГ-20 заключалось в при-
менении конструкции катушек ротора — они нахо-
дились в напряженном состоянии с целью повыше-
ния критического тока ротора. Демпферная обмотка
имела короткозамыкающие кольца. Учитывая общее
увеличение мощности, все элементы конструкции
и соединения были укреплены [5].
На данный проект было выделено около 20 мил-
лионов советских рублей, порядка двух третей дан-
ной суммы было потрачено на новое оборудование
и развитие производства, необходимое для испыта-
ний и строительства КТГ. Данный проект не был до-
веден до рабочего состояния. Известно, что после-
дующая модификация КТГ-300 (рисунок 3) не могла
выдавать электроэнергию из-за недостаточной те-
плоизоляции жидкого гелия на пути от захолаживаю-
щей установки до обмотки ротора. Как следствие, ро-
тор терял сверхпроводящее состояние. На данный
момент использование сверхпроводимости в маши-
нах подобной мощности недоступно по технологиче-
ским причинам.
121
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
ЛИТЕРАТУРА
1. Опыт ленинградского производственного электромаши-
ностроительного объединения «Электросила» по про-
ектированию, расчетам, исследованиям и технологии
производства электрических машин и низковольтной
аппаратуры / Сб. «Электросила», № 33. Ленинград:
Энергоиздат, Ленинградское отделение, 1981. 160 с.
2. Опыт ленинградского производственного электрома-
шиностроительного объединения «Электросила» по
проектированию, расчетам, исследованиям и техноло-
гии производства электрических машин и низковольт-
ной аппаратуры / Сб. «Электросила», № 27. Ленинград:
Энергоиздат, Ленинградское отделение, 1968. 301 с.
3. Лабунец Н.А., Лохматов А.П. Итоги науки и техники. Се-
рия: Электрические машины и трансформаторы. Том 4:
Сверхпроводниковые трубогенераторы. Москва: Все-
союз. Ин-т науч. и техн. информ., 1984. 129 с.
4. Струженцов Д.И. «Электросила»: 1898 – 1998 гг. СПб.:
Историческая иллюстрация, 1998. 208 с.
5. Глебов И.А., Данилевич Я.Б., Шахтарин В.Н. Турбогене-
раторы с использованием сверхпроводимости. Ленин-
град: Наука, Ленинградское отделение, 1981. 231 с.
Рис
. 4.
Макет
ТОКАМАКа
из
музея
ПАО
«
Силовые
Машины
»
Свою историческую функцию КТГ выпол-
нил — научные открытия и технические но-
винки, разработанные при проектировании
и строительстве КТГ, стали толчком к раз-
витию более совершенных установок —
ТОКАМАКов (ТОроидальная КАмера с МАг-
нитными Катушками), используемых для
термоядерного синтеза (рисунок 4).
Дальнейшее развитие сверхпроводящей
техники идет по пути создания и использо-
вания «теплых» сверхпроводников, обе-
спечивающих сверхпроводящее состояние
при достаточно высоких температурах.
В слаботочных установках уже сейчас ис-
пользуются сверхпроводники, работающие
при комнатной температуре. Можно стро-
ить оптимистичные прогнозы о разработках
технологий, которые позволят использо-
вать «теплые» сверхпроводники в машинах
большой мощности, что позволит возобно-
вить работы по созданию мощных сверхпро-
водящих генераторов.
Экскурсия
международной
студенческой
делегации
на
заводе
ПАО
«
Силовые
Машины
».
От
НИУ
«
МЭИ
» —
автор
статьи
№
2 (59) 2020
Оригинал статьи: Экскурсия по музею. КТГ-300. История заблуждения
Редакция журнала продолжает цикл статей, посвященных Открытым фондам Политехнического музея. Данные статьи представляют результаты исследовательской работы, выполняемой студентами Национального исследовательского университета «МЭИ».