Экскурсия по музею. Автотрансформатор для питания мотора и лампы кинопередвижки АТ-2

Page 1
background image

Page 2
background image

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

путешествие в прошлое

Уважаемые

 

коллеги

!

Редакция

 

журнала

 

продолжает

 

цикл

 

статей

посвященных

 

Открытым

 

фондам

 

Политехнического

 

музея

Данные

 

статьи

 

представляют

 

результаты

 

исследовательской

 

работы

выполняемой

 

студентами

 

Национального

 

исследовательского

 

университета

 «

МЭИ

».

К

инематограф — одна из ведущих инду-

стрий  создания  досуга  в  сегодняшнее 

время.  В  современных  киностудиях 

непрерывно  перемещаются  большие 

денежные  потоки,  актеры  за  участие  в  новых 

картинах  получают  значительные  гонорары, 

а  кинотеатры  каждый  день  посещают  тыся-

чи  людей.  При  этом  за  декорациями  крупно-

масштабного  блокбастера  стоит  постоянная 

работа  записывающей  и  воспроизводящей 

киноаппаратуры,  без  которой  невозможно  су-

ществование  кинофильмов.  Кинотехника  яв-

ляется  широкомасштабной  отраслью  техники 

и включает в себя оптику, промышленную элек-

тронику, электроэнергетику, акустику. И именно 

техническая часть кинематографа будет затро-

нута в данной статье.

История  кино  и  кинотехники  началась  по 

вековым  меркам  совсем  недавно  —  в  конце 

XIX века. «Первый поезд» прибыл 28 декабря 

1895 года, когда в центре Парижа на бульваре 

Капуцинок братья Люмьер заставили появить-

ся на полотне движущееся изображение пасса-

жирского состава. Это стало возможным с по-

мощью синематографа [1].

В Россию кино попало всего через 4 месяца 

после первого показа в Европе. Си не ма то граф 

был  представлен  4  мая  1986  года  в  летнем 

саду  «Аквариум»  на  Каменноостровском  про-

спекте Санкт-Петербурга [2] и несколько дней 

Экскурсия по музею

Данная

 

статья

 

посвящена

 

изучению

 

киноавтотрансформатора

 

АТ

-2

для

 

питания

 

кинопередвижки

истории

 

его

 

производства

а

 

также

 

анализу

его

 

вклада

 

в

 

историю

 

страны

 

и

 

советского

 

кинематографа

в

 

частности

.

АТ

-2 — 

представитель

 

целой

 

линейки

 

киноаппаратуры

сыгравший

 

важную

 

роль

 

в

 

истории

 

советского

 

кинопроизводства

Киноавтотрансформатор

 

представляет

 

собой

 

символ

 

эпохи

 

создания

 

и

 

активного

 

развития

 

кино

 

промыш

 

ленности

 

на

 

территории

 

СССР

.

Жещинский

 

А

.

И

.,

студент 1 курса магистратуры кафедры РЗиАЭ 

Института Электроэнергетики НИУ «МЭИ» 

Рослова

 

К

.

С

.,

студентка 1 курса магистратуры кафедры РЗиАЭ  

Института Электроэнергетики НИУ «МЭИ» 


Page 3
background image

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

спустя в московском летнем саду «Эрмитаж» и про-

извел сильное впечатление на публику. 

Кино  стало  распространяться  по  всему  миру, 

превратившись  за  короткое  время  из  новомодно-

го развлечения в гигантскую индустрию со своими 

съемочными  студиями,  кинотеатрами  и  промыш-

ленностью [3].

В  Российской  Империи,  несмотря  на  растущую 

популярность,  оборудование  для  съемок  и  показа 

кино долго оставалось импортным [4].

Ближе к началу 20-х годов XX века на огромной 

территории  некогда  Российской  Империи,  где  одна 

страна сменилась другой, сменился и вектор разви-

тия кинематографа. Кино постепенно из жанра раз-

влекательного начало рассматриваться новым пра-

вительством  как  доступный  способ  воздействия  на 

население. С одной стороны — колоссальные про-

странства  с  разнородным  населением,  с  другой  — 

стремление  руководства  страны  нести  в  массы 

агитацию  различного  социально-политического  ха-

рактера и масштаба. Но для такого масштаба нужно 

было и соответствующее оборудование, а проблема 

отсутствия  собственного  производства,  оставшаяся 

еще  со  времен  монархистской  империи,  не  давала 

развить идею.

В СССР для съемок и показа использовалась де-

фицитная импортная аппаратура, число киноперед-

вижек на сто тысяч человек к 1928 году составляло 

всего 6 единиц, а территориально на каждую тысячу 

квадратных  километров  приходилось  0,4  единицы 

кинооборудования, что абсолютно не удовлетворяло 

потребности  населения  и  запросы  руководства  [5]. 

Разгорающаяся  политическая  борьба  социалисти-

ческого  и  капиталистического  мира  толкала  СССР 

к  проектированию  и  производству  собственного  ки-

нооборудования. В 1922 году Владимир Ленин про-

изнес  судьбоносную  фразу:  «Вы  должны  твердо 

помнить,  что  из  всех  искусств  для  нас  важнейшим 

является кино!», от которой и взяла свое начало со-

ветская кинопромышленность [6].

В 1923 году постановлением указа партии в каж-

дой  республике  союза  стали  национализировать 

частные  и  создаваться  собственные  киностудии. 

В конце 20-х годов было начато масштабное строи-

Кинопередвижка

 

в

 

якутском

 

чуме

тельство целой кинопромышлен-

ности  [4].  В  Одессе,  Ленинграде 

и  Куйбышеве  местные  промыш-

ленные  фабрики  и  мастерские 

преобразовались  в  сообщество 

«КИНАП», которое было призва-

но  сотрудничать  с  созданными 

научно-исследовательскими  ин-

ститутами  НИКФИ  (Научно-Ис-

следовательский 

Кинофотоин-

ститут),  ГОИ  (Государственный 

Оптический  Институт),  МКБК 

(Московское 

Конструкторское 

Бюро Киноаппаратуры) и др.

Однако строительство фабрик 

и киномастерских не решало всех 

проблем  развития  кинематогра-

фа.  Наша  страна  имеет  свою 

территориальную специфику — огромную протяжен-

ность границ, неравномерность расселения местных 

жителей в европейской и восточной частях страны. 

На  востоке  расстояние  между  двумя  населенными 

пунктами может достигать сотни километров. Поэто-

му развитие кино в России через постройку киноса-

лонов  было  бы  неэффективным.  Но  кроме  стацио-

нарных  проекторов  кинотеатров  существуют  также 

и переносные проекторы, входящие в состав пере-

движной  установки,  называемой  кинопередвижкой. 

Мобильность  такой  установки  высока  —  проектор 

с  оборудованием можно было легко уместить в ма-

шину и перемещать на большие расстояния.

Первой  кинопередвижкой  можно  считать  сине-

матограф Люмьер. Этот аппарат выглядел как про-

ектор-короб на треноге, который легко можно было 

носить с собой по городу и провозить в транспорте. 

Приведение  картины  в  движение  осуществлялось 

благодаря динамо-машине [7].

Позднее,  после  распространения  автомашин 

и  появления  передвижных  электрических  станций, 

появилась  возможность  приводить  кинопередвижку 

в действие с помощью электричества.

Использование  той  или  иной  киноаппаратуры 

подразумевает  питание  электрическим  током.  Для 

того чтобы запитать этим током киноаппаратуру, ее 

нужно подключить к источнику напряжения. Подчас 

напряжение источника питания может быть слишком 

большим  для  нормальной  работы  кинотехники,  по-

этому, если подключить аппаратуру к такому источ-

нику, она может испортиться. Чтобы избежать такой 

неприятности, используют специальные устройства, 

предназначенные для преобразования одного уров-

ня напряжения к более низкому — трансформаторы. 

Но  использование  трансформаторов  в  кинопе-

редвижках  необоснованно,  так  как  трансформатор 

имеет большие размеры, а передвижка должна об-

ладать мобильностью и легкостью транспортировки. 

Помимо этого трансформаторы обычно используют 

в случаях, когда необходим большой диапазон регу-

лирования напряжения.

Поэтому для питания кинопередвижек с шириной 

пленки 16 мм и преимущественно 35 мм обычно ис-

пользовались автотрансформаторы. 

 5 (56) 2019


Page 4
background image

156

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

6

6

де «КИНАП» в 1930 году для питания кинопередвижки 

ГОЗ — тоже первой в своем роде [8].

Следующей  же  вехой  развития  стал  киноавто-

трансформатор АТ-2, отличающийся некоторыми пре-

имуществами.  В  отличие  от  первой  модели,  вторая 

имеет в 2–2,5 раза меньшие габариты, что упрощает 

его  транспортировку,  а  также  имеет  усовершенство-

ванный короб для удобной переноски. Автотрансфор-

матор обеспечивает рабочее напряжение 110–120 В, 

подводимое  к  мотору  и  лампе  накаливания  кино-

передвижки  при  колебаниях  напряжения  питающей 

сети в пределах от 85 до 127 В и от 180 до 220 В. 

Автотрансформатор производства ленинградского 

завода «КИНАП» (а позднее — «ЛОМО») представля-

ет собой секционированный автотрансформатор с от-

Отличие трансформатора от автотрансформато-

ра заключается в том, что последний имеет допол-

нительно  электрическую  связь  между  обмотками 

высшего  и  низшего  напряжения.  А  вследствие  это-

го  в  части  обмотки,  являющейся  общей  для  обе-

их  цепей  автотрансформатора,  устанавливается 

уменьшенный  ток,  что  позволяет  выполнить  ее  бо-

лее тонким проводом и сэкономить цветной металл. 

Одновременно с этим уменьшается расход стали на 

изготовление магнитопровода, сечение которого по-

лучается  меньше,  чем  у  трансформатора.  Поэтому 

автотрансформатор меньше и легче трансформато-

ра с такими же рабочими параметрами. 

Первым  отечественным  киноавтотрансформато-

ром был АТ-1. Он был создан на ленинградском заво-

ПУТЕШЕСТВИЕ

В ПРОШЛОЕ

Автотрансформатор

 

комбинированный

 

для

 

питания

 

мотора

 

и

 

лампы

 

кинопередвижки

 

(

из

 

фондов

 

Политехнического

 

музея

)

© 

Фото

 

собственного

 

корреспондента

 

журнала

 «

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

»


Page 5
background image

157

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5

7

7

7

7

7

7

7

7

ЛИТЕРАТУРА

1.  Садуль Ж. История киноискусства. 

От его зарождения до наших дней. 

М.: Инлитиздат, 1957. 313 с.

2.  Газета «Новости дня», 1896, 7 мая. 

3.  Lamotte  J.-M.  Lumière  et  fi ls  / 

Encyclopedia  of  Early  Cinema  / 

Richard Abel (Ed.). Routledge, 2005, 

pp. 396–398.

4.  20 лет советской кинематографии. 

Сборник  статей.  М.:  Госкиноиздат, 

1940. С. 153–171.

5.  Невский В.П., Красовский Э.Э., Бу-

дрин  А.Н.  Справочник  сельского 

киномеханика. М.: Искусство, 1956. 

311 с.

6.  Болтянский Г.М. Ленин и кино. М.; 

Л.: Гос. изд-во, 1925. С. 19.

7.  Голдовский  Е.М.  Кинопроекция 

в  вопросах  и  ответах.  М.:  Искус-

ство, 1971. 220 с. 

8.  Голдовский  Е.М.  30  лет  советской 

кинотехники.  М.:  Госкиноиздат, 

1950. С. 35–106.

9.  Алексеев И. Рубежи кинодокумен-

талистов  Татарии.  Казань,  1974. 

С. 30, 38.

10. Голдовский  Е.М.  Очерк  истории 

кинопроекционной техники. М.: Ис-

кусство, 1969. 224 с.

REFERENCES

1.  Sadoul 

G. Istoria kinoisskustva. Ot 

zarozhdeniya do nashikh dney

 [Histo-

ry of cinema art. Since the beginning 

to  present  days].  Moscow,  Inlitizdat 

Publ., 1957. 313 p.

2.  Newspaper 

Novosti dnya

  [News  of 

the day], 1896, May, 7th. 

3.  Lamotte  J.-M.  Lumière  et  fi ls  /  En-

cyclopedia  of  Early  Cinema  /  Rich-

ard  Abel  (Ed.).  Routledge,  2005, 

pp. 396–398.

4. 

Dvadtsat' let sovetskoy kinemato-
gra

 i

 [Twenty years of Soviet cinema-

tography]. Collected papers. Moscow, 

Goskinoizdat  Publ.,  1940,  pp.  153–

171.

5.  Nevskiy V.P., Krasovskiy E.E., Budrin 

A.N. 

Spravochnik sel'skogo kino-

mekhanika

  [Directory  of  rural  pro-

jectionist].  Moscow,  Isskustvo  Publ., 

1956. 311 p.

6.  Boltyanskiy G.M. 

Lenin i kino

 [Lenin 

and the cinema]. Moscow, Leningrad, 

Gos. Publ., 1925, p.19.

7.  Goldovskiy E.M. 

Kinoproyektsiya v vo-

prosakh i otvetakh

 [Cinema projection 

in questions and answers]. Moscow, 

Isskustvo Publ., 1971. 220 p.

8.  Goldovskiy E.M. 

30 let sovetskoy ki -

notekhniki

 [30 years of Soviet cinema 

engineering].  Moscow,  Goskinoizdat 

Publ., 1950, pp. 35–106.

9.  Alekseev I. 

Rubezhi kinodokumenta-

listov Tatarii

 [Achievements of docu-

mentary  fi lm  makers  of  Tartarstan]. 

Kazan, 1974, pp. 30, 38.

10. Goldovskiy  E.M. 

Ocherk istorii kino-

proyektsionnoy tekhniki

  [Historical 

sketch of cinema projection engineer-

ing]. Moscow, Isskustvo Publ., 1969. 

224 p.

водами и оформлен в виде деревянного чемоданчика 

с передней крышкой на петлях.

На панели управления расположены две клеммы 

для  включения  в  сеть  напряжения  110  и  220  вольт. 

Для  присоединения  к  электрической  проводке  один 

конец шнура или провода зажимается под клеммой, 

обозначенной  «О»,  а  другой  конец    —  под  клемму 

120 или 220 В соответственно напряжению в провод-

ке. Остальные клеммы служат для подключения мо-

тора и лампы накаливания кинопередвижки.

При питании мотор перемещает кинопленку, наво-

дя  попеременно  кадры  на  окошко,  подсвечиваемое 

ксеноновой лампой. Сквозь контуры в кинопленке на 

экран передается изображение, и чем быстрее рабо-

тает мотор, тем быстрее смена кадров.

Регулировка  хода  мотора  и  накала  лампы  осу-

ществляется при помощи поворота рукояток реоста-

та: левой для мотора, правой — для лампы.

Вполне вероятно, что модель АТ-2 использовалась 

вместе с выпущенной в том же году 16-миллиметро-

вой кинопередвижкой 16-ЗП.

На  удаленных  территориях  советских  республик 

шла  активная  идейно-политическая  и  научно-куль-

турная  пропаганда.  Для  сельчан  проводились  ки-

нолекции  о  различных  болезнях,  вреде  пьянства, 

курения  и  т.п.  [9].  Популярность  кинопере движек 

у  населения  была  иногда  настолько  большой,  что 

в  клубы,  библиотеки,  школы,  где  показывали  кино, 

набивался весь поселок [10].

АТ-2 также использовался для питания проекторов 

в школах и техникумах Советского Союза. Экземпляр 

Политехнического  музея  использовался  для  показа 

фильмов на одной из кафедр Ленинградского финан-

сово-экономического института (ЛФЭИ). 

Несмотря  на  прогрессивные  тенденции  в  разра-

ботке новых моделей автотрансформаторов (в неко-

торые периоды новые модели выходили год за годом), 

АТ-2 еще долгое время использовался в отдаленных 

уголках страны Советов, неся кинематограф в массы.

И хотя АТ-2 нельзя назвать технологическим про-

рывом,  он  фактически  стал  символом  эпохи  начала 

советского кинематографа.  

Панель

 

управления

 

АТ

-2

Инструкция

 

по

 

эксплуатации

 

АТ

-2

 5 (56) 2019


Оригинал статьи: Экскурсия по музею. Автотрансформатор для питания мотора и лампы кинопередвижки АТ-2

Читать онлайн

Редакция журнала продолжает цикл статей, посвященных Открытым фондам Политехнического музея. Статьи представляют результаты исследовательской работы, выполняемой студентами Национального исследовательского университета «МЭИ». Данная статья посвящена изучению киноавтотрансформатора АТ-2 для питания кинопередвижки, истории его производства, а также анализу его вклада в историю страны и советского кинематографа, в частности. АТ-2 — представитель целой линейки киноаппаратуры, сыгравший важную роль в истории советского кинопроизводства. Киноавтотрансформатор представляет собой символ эпохи создания и активного развития кино промыш ленности на территории СССР.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»