1
1
1
1
1
5
5
5
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
путешествие в прошлое
Уважаемые
коллеги
!
Редакция
журнала
продолжает
цикл
статей
,
посвященных
Открытым
фондам
Политехнического
музея
.
Данные
статьи
представляют
результаты
исследовательской
работы
,
выполняемой
студентами
Национального
исследовательского
университета
«
МЭИ
».
К
инематограф — одна из ведущих инду-
стрий создания досуга в сегодняшнее
время. В современных киностудиях
непрерывно перемещаются большие
денежные потоки, актеры за участие в новых
картинах получают значительные гонорары,
а кинотеатры каждый день посещают тыся-
чи людей. При этом за декорациями крупно-
масштабного блокбастера стоит постоянная
работа записывающей и воспроизводящей
киноаппаратуры, без которой невозможно су-
ществование кинофильмов. Кинотехника яв-
ляется широкомасштабной отраслью техники
и включает в себя оптику, промышленную элек-
тронику, электроэнергетику, акустику. И именно
техническая часть кинематографа будет затро-
нута в данной статье.
История кино и кинотехники началась по
вековым меркам совсем недавно — в конце
XIX века. «Первый поезд» прибыл 28 декабря
1895 года, когда в центре Парижа на бульваре
Капуцинок братья Люмьер заставили появить-
ся на полотне движущееся изображение пасса-
жирского состава. Это стало возможным с по-
мощью синематографа [1].
В Россию кино попало всего через 4 месяца
после первого показа в Европе. Си не ма то граф
был представлен 4 мая 1986 года в летнем
саду «Аквариум» на Каменноостровском про-
спекте Санкт-Петербурга [2] и несколько дней
Экскурсия по музею
Данная
статья
посвящена
изучению
киноавтотрансформатора
АТ
-2
для
питания
кинопередвижки
,
истории
его
производства
,
а
также
анализу
его
вклада
в
историю
страны
и
советского
кинематографа
,
в
частности
.
АТ
-2 —
представитель
целой
линейки
киноаппаратуры
,
сыгравший
важную
роль
в
истории
советского
кинопроизводства
.
Киноавтотрансформатор
представляет
собой
символ
эпохи
создания
и
активного
развития
кино
промыш
ленности
на
территории
СССР
.
Жещинский
А
.
И
.,
студент 1 курса магистратуры кафедры РЗиАЭ
Института Электроэнергетики НИУ «МЭИ»
Рослова
К
.
С
.,
студентка 1 курса магистратуры кафедры РЗиАЭ
Института Электроэнергетики НИУ «МЭИ»
1
1
1
1
1
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
спустя в московском летнем саду «Эрмитаж» и про-
извел сильное впечатление на публику.
Кино стало распространяться по всему миру,
превратившись за короткое время из новомодно-
го развлечения в гигантскую индустрию со своими
съемочными студиями, кинотеатрами и промыш-
ленностью [3].
В Российской Империи, несмотря на растущую
популярность, оборудование для съемок и показа
кино долго оставалось импортным [4].
Ближе к началу 20-х годов XX века на огромной
территории некогда Российской Империи, где одна
страна сменилась другой, сменился и вектор разви-
тия кинематографа. Кино постепенно из жанра раз-
влекательного начало рассматриваться новым пра-
вительством как доступный способ воздействия на
население. С одной стороны — колоссальные про-
странства с разнородным населением, с другой —
стремление руководства страны нести в массы
агитацию различного социально-политического ха-
рактера и масштаба. Но для такого масштаба нужно
было и соответствующее оборудование, а проблема
отсутствия собственного производства, оставшаяся
еще со времен монархистской империи, не давала
развить идею.
В СССР для съемок и показа использовалась де-
фицитная импортная аппаратура, число киноперед-
вижек на сто тысяч человек к 1928 году составляло
всего 6 единиц, а территориально на каждую тысячу
квадратных километров приходилось 0,4 единицы
кинооборудования, что абсолютно не удовлетворяло
потребности населения и запросы руководства [5].
Разгорающаяся политическая борьба социалисти-
ческого и капиталистического мира толкала СССР
к проектированию и производству собственного ки-
нооборудования. В 1922 году Владимир Ленин про-
изнес судьбоносную фразу: «Вы должны твердо
помнить, что из всех искусств для нас важнейшим
является кино!», от которой и взяла свое начало со-
ветская кинопромышленность [6].
В 1923 году постановлением указа партии в каж-
дой республике союза стали национализировать
частные и создаваться собственные киностудии.
В конце 20-х годов было начато масштабное строи-
Кинопередвижка
в
якутском
чуме
тельство целой кинопромышлен-
ности [4]. В Одессе, Ленинграде
и Куйбышеве местные промыш-
ленные фабрики и мастерские
преобразовались в сообщество
«КИНАП», которое было призва-
но сотрудничать с созданными
научно-исследовательскими ин-
ститутами НИКФИ (Научно-Ис-
следовательский
Кинофотоин-
ститут), ГОИ (Государственный
Оптический Институт), МКБК
(Московское
Конструкторское
Бюро Киноаппаратуры) и др.
Однако строительство фабрик
и киномастерских не решало всех
проблем развития кинематогра-
фа. Наша страна имеет свою
территориальную специфику — огромную протяжен-
ность границ, неравномерность расселения местных
жителей в европейской и восточной частях страны.
На востоке расстояние между двумя населенными
пунктами может достигать сотни километров. Поэто-
му развитие кино в России через постройку киноса-
лонов было бы неэффективным. Но кроме стацио-
нарных проекторов кинотеатров существуют также
и переносные проекторы, входящие в состав пере-
движной установки, называемой кинопередвижкой.
Мобильность такой установки высока — проектор
с оборудованием можно было легко уместить в ма-
шину и перемещать на большие расстояния.
Первой кинопередвижкой можно считать сине-
матограф Люмьер. Этот аппарат выглядел как про-
ектор-короб на треноге, который легко можно было
носить с собой по городу и провозить в транспорте.
Приведение картины в движение осуществлялось
благодаря динамо-машине [7].
Позднее, после распространения автомашин
и появления передвижных электрических станций,
появилась возможность приводить кинопередвижку
в действие с помощью электричества.
Использование той или иной киноаппаратуры
подразумевает питание электрическим током. Для
того чтобы запитать этим током киноаппаратуру, ее
нужно подключить к источнику напряжения. Подчас
напряжение источника питания может быть слишком
большим для нормальной работы кинотехники, по-
этому, если подключить аппаратуру к такому источ-
нику, она может испортиться. Чтобы избежать такой
неприятности, используют специальные устройства,
предназначенные для преобразования одного уров-
ня напряжения к более низкому — трансформаторы.
Но использование трансформаторов в кинопе-
редвижках необоснованно, так как трансформатор
имеет большие размеры, а передвижка должна об-
ладать мобильностью и легкостью транспортировки.
Помимо этого трансформаторы обычно используют
в случаях, когда необходим большой диапазон регу-
лирования напряжения.
Поэтому для питания кинопередвижек с шириной
пленки 16 мм и преимущественно 35 мм обычно ис-
пользовались автотрансформаторы.
№
5 (56) 2019
156
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
5
5
5
5
5
5
6
6
6
6
6
6
6
6
де «КИНАП» в 1930 году для питания кинопередвижки
ГОЗ — тоже первой в своем роде [8].
Следующей же вехой развития стал киноавто-
трансформатор АТ-2, отличающийся некоторыми пре-
имуществами. В отличие от первой модели, вторая
имеет в 2–2,5 раза меньшие габариты, что упрощает
его транспортировку, а также имеет усовершенство-
ванный короб для удобной переноски. Автотрансфор-
матор обеспечивает рабочее напряжение 110–120 В,
подводимое к мотору и лампе накаливания кино-
передвижки при колебаниях напряжения питающей
сети в пределах от 85 до 127 В и от 180 до 220 В.
Автотрансформатор производства ленинградского
завода «КИНАП» (а позднее — «ЛОМО») представля-
ет собой секционированный автотрансформатор с от-
Отличие трансформатора от автотрансформато-
ра заключается в том, что последний имеет допол-
нительно электрическую связь между обмотками
высшего и низшего напряжения. А вследствие это-
го в части обмотки, являющейся общей для обе-
их цепей автотрансформатора, устанавливается
уменьшенный ток, что позволяет выполнить ее бо-
лее тонким проводом и сэкономить цветной металл.
Одновременно с этим уменьшается расход стали на
изготовление магнитопровода, сечение которого по-
лучается меньше, чем у трансформатора. Поэтому
автотрансформатор меньше и легче трансформато-
ра с такими же рабочими параметрами.
Первым отечественным киноавтотрансформато-
ром был АТ-1. Он был создан на ленинградском заво-
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ
Автотрансформатор
комбинированный
для
питания
мотора
и
лампы
кинопередвижки
(
из
фондов
Политехнического
музея
)
©
Фото
собственного
корреспондента
журнала
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
157
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
5
5
5
5
7
7
7
7
7
7
7
7
ЛИТЕРАТУРА
1. Садуль Ж. История киноискусства.
От его зарождения до наших дней.
М.: Инлитиздат, 1957. 313 с.
2. Газета «Новости дня», 1896, 7 мая.
3. Lamotte J.-M. Lumière et fi ls /
Encyclopedia of Early Cinema /
Richard Abel (Ed.). Routledge, 2005,
pp. 396–398.
4. 20 лет советской кинематографии.
Сборник статей. М.: Госкиноиздат,
1940. С. 153–171.
5. Невский В.П., Красовский Э.Э., Бу-
дрин А.Н. Справочник сельского
киномеханика. М.: Искусство, 1956.
311 с.
6. Болтянский Г.М. Ленин и кино. М.;
Л.: Гос. изд-во, 1925. С. 19.
7. Голдовский Е.М. Кинопроекция
в вопросах и ответах. М.: Искус-
ство, 1971. 220 с.
8. Голдовский Е.М. 30 лет советской
кинотехники. М.: Госкиноиздат,
1950. С. 35–106.
9. Алексеев И. Рубежи кинодокумен-
талистов Татарии. Казань, 1974.
С. 30, 38.
10. Голдовский Е.М. Очерк истории
кинопроекционной техники. М.: Ис-
кусство, 1969. 224 с.
REFERENCES
1. Sadoul
G. Istoria kinoisskustva. Ot
zarozhdeniya do nashikh dney
[Histo-
ry of cinema art. Since the beginning
to present days]. Moscow, Inlitizdat
Publ., 1957. 313 p.
2. Newspaper
Novosti dnya
[News of
the day], 1896, May, 7th.
3. Lamotte J.-M. Lumière et fi ls / En-
cyclopedia of Early Cinema / Rich-
ard Abel (Ed.). Routledge, 2005,
pp. 396–398.
4.
Dvadtsat' let sovetskoy kinemato-
gra
fi
i
[Twenty years of Soviet cinema-
tography]. Collected papers. Moscow,
Goskinoizdat Publ., 1940, pp. 153–
171.
5. Nevskiy V.P., Krasovskiy E.E., Budrin
A.N.
Spravochnik sel'skogo kino-
mekhanika
[Directory of rural pro-
jectionist]. Moscow, Isskustvo Publ.,
1956. 311 p.
6. Boltyanskiy G.M.
Lenin i kino
[Lenin
and the cinema]. Moscow, Leningrad,
Gos. Publ., 1925, p.19.
7. Goldovskiy E.M.
Kinoproyektsiya v vo-
prosakh i otvetakh
[Cinema projection
in questions and answers]. Moscow,
Isskustvo Publ., 1971. 220 p.
8. Goldovskiy E.M.
30 let sovetskoy ki -
notekhniki
[30 years of Soviet cinema
engineering]. Moscow, Goskinoizdat
Publ., 1950, pp. 35–106.
9. Alekseev I.
Rubezhi kinodokumenta-
listov Tatarii
[Achievements of docu-
mentary fi lm makers of Tartarstan].
Kazan, 1974, pp. 30, 38.
10. Goldovskiy E.M.
Ocherk istorii kino-
proyektsionnoy tekhniki
[Historical
sketch of cinema projection engineer-
ing]. Moscow, Isskustvo Publ., 1969.
224 p.
водами и оформлен в виде деревянного чемоданчика
с передней крышкой на петлях.
На панели управления расположены две клеммы
для включения в сеть напряжения 110 и 220 вольт.
Для присоединения к электрической проводке один
конец шнура или провода зажимается под клеммой,
обозначенной «О», а другой конец — под клемму
120 или 220 В соответственно напряжению в провод-
ке. Остальные клеммы служат для подключения мо-
тора и лампы накаливания кинопередвижки.
При питании мотор перемещает кинопленку, наво-
дя попеременно кадры на окошко, подсвечиваемое
ксеноновой лампой. Сквозь контуры в кинопленке на
экран передается изображение, и чем быстрее рабо-
тает мотор, тем быстрее смена кадров.
Регулировка хода мотора и накала лампы осу-
ществляется при помощи поворота рукояток реоста-
та: левой для мотора, правой — для лампы.
Вполне вероятно, что модель АТ-2 использовалась
вместе с выпущенной в том же году 16-миллиметро-
вой кинопередвижкой 16-ЗП.
На удаленных территориях советских республик
шла активная идейно-политическая и научно-куль-
турная пропаганда. Для сельчан проводились ки-
нолекции о различных болезнях, вреде пьянства,
курения и т.п. [9]. Популярность кинопере движек
у населения была иногда настолько большой, что
в клубы, библиотеки, школы, где показывали кино,
набивался весь поселок [10].
АТ-2 также использовался для питания проекторов
в школах и техникумах Советского Союза. Экземпляр
Политехнического музея использовался для показа
фильмов на одной из кафедр Ленинградского финан-
сово-экономического института (ЛФЭИ).
Несмотря на прогрессивные тенденции в разра-
ботке новых моделей автотрансформаторов (в неко-
торые периоды новые модели выходили год за годом),
АТ-2 еще долгое время использовался в отдаленных
уголках страны Советов, неся кинематограф в массы.
И хотя АТ-2 нельзя назвать технологическим про-
рывом, он фактически стал символом эпохи начала
советского кинематографа.
Панель
управления
АТ
-2
Инструкция
по
эксплуатации
АТ
-2
№
5 (56) 2019
Оригинал статьи: Экскурсия по музею. Автотрансформатор для питания мотора и лампы кинопередвижки АТ-2
Редакция журнала продолжает цикл статей, посвященных Открытым фондам Политехнического музея. Статьи представляют результаты исследовательской работы, выполняемой студентами Национального исследовательского университета «МЭИ». Данная статья посвящена изучению киноавтотрансформатора АТ-2 для питания кинопередвижки, истории его производства, а также анализу его вклада в историю страны и советского кинематографа, в частности. АТ-2 — представитель целой линейки киноаппаратуры, сыгравший важную роль в истории советского кинопроизводства. Киноавтотрансформатор представляет собой символ эпохи создания и активного развития кино промыш ленности на территории СССР.