48
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Эффективность
применения отечественных
инновационных высокопрочных
и высокотемпературных проводов АСВТ
В
ПАО
«
Россети
»
эксплуатируется
44
тыс
.
км
провода
новых
типов
или
1%
от
общей
про
-
тяженности
провода
(4,5
млн
км
),
из
них
более
41
тыс
.
км
—
СИП
различных
модифи
-
каций
,
что
составляет
0,9%
от
общей
протяженности
проводов
и
менее
3
тыс
.
км
—
неизолированный
провод
,
что
составляет
менее
0,1%
от
общей
протяженности
прово
-
дов
(
ТС
ПАО
«
Россети
»).
Кроме
того
,
в
современном
электросетевом
комплексе
России
существует
проблема
физического
и
морального
износа
оборудования
и
,
как
следствие
,
низкой
энергоэффективности
энергообъектов
.
Важнейшим
показателем
энергетиче
-
ской
эффективности
электроэнергетической
системы
является
уровень
потерь
энергии
.
В
условиях
роста
потерь
электроэнергии
в
электрических
сетях
увеличивается
коли
-
чество
вопросов
,
требующих
безотлагательного
решения
.
Среди
них
:
реконструкция
и
техническое
перевооружение
электрических
сетей
,
использование
прогрессивных
технических
разработок
в
проектных
решениях
,
современных
технологий
и
материалов
,
повышающих
надежность
,
долговечность
и
ремонтопригодность
линий
электропередачи
.
Фокин
В
.
А
.,
генеральный директор
ООО «Энергосервис»
Тимашова
Л
.
В
.,
к.т.н., главный научный
сотрудник отдела
обеспечения НТС и НТИ
АО «НТЦ ФСК ЕЭС»
Мерзляков
А
.
С
.,
начальник Центра
композитных материалов
и сверх проводимости
АО «НТЦ ФСК ЕЭС»
Гуревич
Л
.
М
.,
д.т.н., заведующий
кафедрой Материало-
ведения и композиционных
материалов ВолгГТУ
Курьянов
В
.
Н
.,
к.т.н., заведующий
кафедрой «Электро-
энергетика и электро-
техника» «НИУ «МЭИ»
Назаров
И
.
А
.,
начальник отдела ПС
Центра управления
надежностью и активами
АО «НТЦ ФСК ЕЭС»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуален вопрос
поиска путей повышения энергоэф-
фективности электросетевого ком-
плекса, одним из которых является
использование инновационных про-
водов, имеющих лучшие характери-
стики, чем провода АС: обеспечение
большей пропускной способности,
механической прочности, устойчи-
вость к высоким температурам, ста-
рению и агрессивным воздействиям
со стороны окружающей среды.
Оптимизация потерь электроэнер-
гии в электрических сетях требует
ускорения внедрения следующих ме-
роприятий:
– модернизация электросетевого обо-
рудования и внедрение новых тех-
нологий энергосбережения;
– проведение научно-исследователь -
ских, проектных и опытно-конструк -
тор ских работ, связанных с расче-
тами, анализом, нормированием
и снижением потерь электроэнер-
гии в электрических сетях.
В настоящей статье системати-
зированы некоторые исследова-
ния, проведенные в рамках проекта
разработки высокотемпературных
и высокопрочных проводов при ре-
ализации соответствующего Согла-
шения с ПАО «Россети». Задачей
серии исследований было подтверж-
дение возможности решения основ-
ных проблем строительства и экс-
плуатации ВЛ за счет совместного
применения проводов АСВТ/АСВТ
совместно с грозотросом МЗ, без
удорожания относительно провода
АС. Результаты приведены в таб-
лице 1 и описаны в настоящей
статье.
ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОРОННОГО
РАЗРЯДА
В
ЗАВИСИМОСТИ
ОТ
НАПРЯЖЕНИЯ
Важным моментом при использовании
проводов меньшего диаметра являет-
ся риск роста потерь на корону и уров-
ня шума. С целью проверки этой про-
блемы Научно-техническим центром
ФСК ЕЭС, а затем и VDE (Verband
der Elektrotechnik, Elektronik und
Informationstechnik) были проведены
4 исследования. На первом этапе для
исследования коронообразования (ри-
сунок 1) в качестве основы для сравне-
ния взяты два провода одного диаме-
тра — 18,8 мм. Всего в эксперименте
участвовали 4 провода, приведенные
в таблице 2. Испытания проводились
в соответствии с рекомендациями
МЭК 61284.
По результатам проведенных
сравнительных испытаний в Научно-
техническом центре Федеральной
49
сетевой компании России установлено, что для
проводов одинакового диаметра (Ø18,8 мм) напря-
жение возникновения коронного разряда на прово-
де АСВП 197/55 производства
ООО «Энерго сервис» (142,2 кВ)
на 5,7% выше напряжения воз-
никновения коронного разряда
на проводе марки АС 185/29
(134,5 кВ).
Аналогичные
испытания
были проведены для прово-
дов разных диаметров марок
АСВП 216/33 и АС 240/32. По
результатам
сравнительных
испытаний проводов разного
диаметра АС 240/32 (Ø21,6 мм)
и АСВП 216/33 (Ø18,5 мм) на-
пряжение возникновения ко-
ронного разряда одинаково.
При этом длительно допусти-
мый ток сравниваемых про-
водов отличается значитель-
но: АС 240/32 — 510 А, АСВП/
АСВТ 216/33 — 689 А (
t
= 70°C,
высокопрочное исполнение),
и 1040 А (
t
= 150°C, высокотем-
пературное исполнение).
Испытательное напряжение
для проверки провода на воз-
никновение видимой короны
для ВЛ 220 кВ определены ла-
АС150/19
АС185/29
АСВП197/55
АС240/32
бораторией FGH Engineering & Test GmbH как значе-
ние 167,7 кВ (фазное), лабораторией АО «НТЦ ФСК
ЕЭС» — 160,0 кВ (фазное).
Табл. 1. Возможности решения основных проблем строительства
и эксплуатации ВЛ за счет совместного применения проводов АСВТ/АСВТ
Проблема
Решение
с приме-
нением АС
Решение
с применением
АСВТ/АСВТ
Подтверждение
Снижение потерь на корону и уровня шума, без увеличения
диаметра провода
–
+
Экспериментально
АО «НТЦ ФСК ЕЭС»
VDE (Германия)
Увеличение молниестойкости и стойкости к токам КЗ
–
+
Экспериментально
АО «НТЦ ФСК ЕЭС»,
VDE (Германия)
Значительное снижение эксплуатационной вытяжки
(удлинения)
–
+
Экспериментально
АО «НТЦ ФСК ЕЭС»
Снижение вибрации и «пляски» и самопогашение колеба-
ний, при сохранении диаметра провода
–
+
Экспериментально и рас-
четно ВолгТУ ВНИИЖТ
и НИУ «МЭИ»
Увеличение пролетов и(или) стрел провеса, без увеличения
диаметра провода
–
+
Проектными
решениями
Замена провода на старых опорах, со снижением нагрузки
на все элементы ВЛ и(или) увеличение пропускной способ-
ности
–
+
Проектными
решениями
Снижение ветрового давления, при сохранении диаметра
провода
–
+
Расчетно ВолгТУ
и НИУ «МЭИ»
Замена провода на кольцевых схемах сетей, со снижением
диаметра провода
–
+
Проектными решениями
Снижение гололедообразования, при сохранении диаметра
провода
–
+
Расчетно ВолгТУ
и НИУ МЭИ
Сохранение заданной пропускной способности в районах
с высокими температурами воздуха и солнечной активно-
стью, без увеличения диаметра провода
–
+
Расчетно ВолгТУ,
НИУ «МЭИ»
и проектными решениями
Табл. 2. Технические данные исследуемых проводов
Марка провода
Диаметр
провода
(внешний),
мм
Количество
алюминиевых
проволок
в проводе, шт
Диаметр
проволоки
внешнего
повива, мм
Длительно
допусти-
мый ток
АС 150/19
16,8
24
2,8
450
АС 185/29
18,8
26
2,98
510
АСВП/АСВТ 197/55
18,8
28
3,45
561/943*
АС 240/32
21,6
24
3,6
605
*
t
макс
= 70°C — высокопрочное исполнение;
t
макс
= 150°C — высокотемпературное исполнение.
Рис
. 1.
Зависимость
количества
очагов
коронного
разряда
от
приложенного
напряжения
Ко
личеств
о о
чаг
ов к
оронног
о ра
зр
яда, шт
Напряжение возникновения короны, кВ
100
160
180
120
140
30
25
20
15
10
5
0
№
2 (53) 2019
50
Процедура испытаний в обе-
их лабораториях была идентична.
Ступени испытательных напряже-
ний при проведении испытаний на
видимую корону и результаты реги-
страции видимой короны приведены
в таблице 3.
Испытания нового высокотемпе-
ратурного провода ACВТ-216/33-1
на возникновение видимой короны,
проведенные в отечественной ис-
пытательной лаборатории АО «НТЦ
ФСК ЕЭС» и немецкой испытатель-
ной лаборатории FGH Engineering
& Test GmbH, выполненные по ме-
тодике стандарта IEC 61284:1998,
дали схожие результаты по напря-
жению зажигания видимой короны
и возникновению стримерной фор-
мы коронного разряда.
Различия в полученных резуль-
татах обусловлены степенью под-
готовленности образцов провода
к испытаниям. При испытании в ла-
боратории FGH Engineering & Test
GmbH образцы провода были взя-
ты напрямую с барабана, в то вре-
мя как перед испытаниями, про-
водимыми в АО «НТЦ ФСК ЕЭС»,
поверхность образцов провода была дополнитель-
но очищена от загрязнений и небольших заводских
дефектов, способных вызвать локальные очаги ко-
ронного разряда. Это было проделано с целью ис-
следования новой конструкции провода ACВТ 19.6-
216/33-1 к возникновению коронного разряда.
По результатам испытаний, проведенных в обеих
лабораториях, установлено, что начало возникнове-
ния стримерной формы коронного разряда прово-
да марки ACВТ 19.6-216/33-1 находится на уровне
139,7–150 кВ (фазных). Данный провод по уровню
коронного разряда рекомендуется для применения
в отечественных и зарубежных электрических сетях
классов напряжения 110, 115, 138 и 150 кВ, а в не-
которых случаях и до 220 кВ.
Расчетные удельные потери на корону в хоро-
шую погоду представлены в таблицах 4, 5. В табли-
це 6 даны средние характеристики ВЛ по России.
Провода АСВП имеют преимущества с точки
зрения меньших потерь, возникающих при корони-
ровании, на проводниках при одинаковом диаметре
по сравнению с проводом АС и имеют сопостави-
мые результаты при сравнении проводников АСВП
меньшего диаметра по сравнению с АС большего
диаметра при сопоставимых электрических и меха-
нических характеристиках.
ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЕТРОВОГО
ДАВЛЕНИЯ
Непосредственным влиянием ветра на работу воз-
душной линии является его давление на провода,
тросы и опоры. Кроме того, создавая поперечную
нагрузку на провода и тросы, ветер увеличивает их
натяжение. Появляются также дополнительные изги-
Табл. 3. Результаты регистрации видимой короны у провода ACВТ-216/33-1
FGH Engineering
& Test GmbH
АО «НТЦ ФСК ЕЭС»
Испытательное
напряжение, кВ
Наличие
видимой
короны
Испытательное
напряжение, кВ
Наличие
видимой
короны
41,9
Отсутствие ви-
димого корон-
ного разряда
100,0
Отсутствие види-
мого коронного
разряда
55,9
105,0
70,0
110,0
83,8
115,0
97,8
Зажигание
очага видимой
короны
120,0
111,8
125,0
125,7
130,0
Слабое свечение
единичных очагов
короны
139,7
Возникновение
стримерной
формы корон-
ного разряда
135,0
153,7
140,0
Стабильное за-
жигание очага
видимой короны
167,7
145,0
Шаг — 10% от расчетного
фазного испытательного напряже-
ния 167,7 кВ
150,0
Возникновение
стримерной
формы коронного
разряда
155,0
160,0
165,0
Шаг — 5 кВ от расчетного фазного
испытательного напряжения 160,0 кВ
Табл. 4. Расчетные удельные потери на корону
в хорошую погоду ВЛ 220 кВ
Конструкция фазы (число и мар-
ка провода, радиус провода
r
0
)
Среднегодовые
потери, изменение
АС 240/32, Ø 21,6 мм
+ 26,67%
АС 300/39, Ø 24,0 мм
0,00%
АС 330/43, Ø 25,2 мм
–13,33%
АСВП 317/47,
Ø 22,3 мм
–13,33%
АСВП 295/44,
Ø 21,5 мм
–6,67%
Табл. 5. Расчетные удельные потери на корону
в хорошую погоду ВЛ 330 кВ
(расщепленная фаза — 2 провода с шагом 40 см)
Конструкция фазы (число и мар-
ка провода, радиус провода
r
0
)
Среднегодовые
потери, изменение
2 × АС 300/39, Ø 24,0 мм
+ 18,52%
2 × АС 400/51, Ø 27,5 мм
0,00%
2 × АСВП 317/47,
Ø 22,3 мм
–7,41%
2 × АСВП 295/44,
Ø 21,5 мм
+ 3,70%
Табл. 6. Средние характеристики ВЛ России
Напряжение ВЛ, кВ
220
330
500
750
Средняя длина ВЛ, км
59
88
187
250
Средний диаметр
провода АС, мм
25,6
25,6
27,4
26,1
Возможный, с точки
зрения короны, диаметр
провода АСВТ/АСВП
22,4
22,4
24,5
24
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
51
бающие усилия на опоры. Давление ветра может вы-
звать поломку и падение опор с вырыванием недо-
статочно прочно укрепленных в грунте фундаментов.
Приведенные ниже результаты безусловно говорят
в пользу замены АС на АСВП/АСВТ на старых ВЛ.
Для моделирования поведения потока воздуха
вблизи провода был использован пакет программ
COMSOL Multiphysics, позволяющий решать диффе-
ренциальные уравнения в частных производных. Ос-
нову модели представляло уравнение Навье-Стокса:
(
u
·
)
u
=
·
–
Pl
+ (
+
T
)(
u
+ (
u
)
T
) –
2
2
– — (
+
T
) (
u
· )
l
– —
kl
+
F
,
3
3
·
(
u
)
= 0,
(
u
·
)
k
=
·
(
+
T
k
*
) (
k
)
+
P
k
–
0
k
, (1)
(
u
·
)
=
·
(
+
T
*
) (
k
)
+
a
(
/
k
)
P
k
–
0
2
,
T
=
k
/
,
2
2
P
k
=
T
·
u
: (
u
+ (
u
)
T
) –
—
(
·
u
)
2
– —
k
·
u
,
3
3
где
u
— скорость воздуха; — оператор Набла;
— плотность воздуха;
— динамическая вязкость;
k
— кинетическая энергия турбулентного потока;
—
удельная скорость рассеивания;
a
,
*
,
k
*
,
0
,
0
— ко-
эффициенты для турбулентного потока,
l
— интен-
сивность турбулентного потока.
Для осуществления оценки влияния ветра на про-
вода с различной формой поперечных сечений ис-
пользовалась двумерная модель, ее геометрия изо-
бражена на рисунке 2.
Были выбраны следующие граничные условия:
– на грани AB значение скорости ветра, направлен-
ного на провод перпендикулярно AB:
AB
=
0
;
(2)
– на гранях BC, CD и AD дав-
ление равно нулю:
p
= 0 ;
(3)
– границы сечения провода
являются недеформируе-
мыми стенками.
Моделирование проводи-
лось при различных значени-
ях скорости
AB
, характерных
для I, III и особой ветровых
зон по ПУЭ-7 [1].
Ветровая нагрузка, дей-
ствующая на провод перпен-
дикулярно его оси, рассчиты-
валась как сумма проекций
давления на провод на ось
x
:
F
=
∫
n
·
P dl
,
(4)
где
P
— давление,
n
— единич-
ный вектор вдоль оси
x
.
Проводилось сравнение
взаимодействия ветра раз-
личной скорости с проводами
с различным контуром попе-
речного сечения, но близкого
диаметра: АСВП 128/37 и АС 120/19; АСВП 230/32
и АС 240/34; АСВП 277/79 и АС 240/56 (в числителе
и знаменателе — соответственно площади сечения
алюминия и стали в мм
2
). Рассчитанная ветровая на-
грузка отличается от нормативной ветровой нагрузки
на провода и тросы
P
H
W
, определяемой по ПУЭ-7, так
как не учитываются изменение ветрового давления
по высоте в зависимости от типа местности, влияние
длины пролета на ветровую нагрузку, неравномер-
ность ветрового давления по пролету ВЛ. Использо-
вание такого, «очищенного» от влияния различных,
не зависящих от конструкции провода факторов, по-
зволяет более четко определить вклад контура про-
вода в изменение ветровой нагрузки.
Контур проводов после обжатия получали моде-
лированием процесса пластического деформирова-
ния сталеалюминиевых проводов в модуле Abaqus/
Explicit программного комплекса SIMULIA/Abaqus
компании Abaqus, Inc. (USA). У всех проводов АСВП
алюминиевые проволочки внешнего повива плотно
без зазоров прилегают друг к другу, что позволяет
моделировать в COMSOL Multiphysics воздействие
ветра на единую систему с одним внешним контуром.
Ветровое давление, действующее на провода,
и распределение
скорости в воздуш-
ном потоке после
обтекания сталеа-
люминиевых про-
водов типов АС по
ГОСТ 839 и АСВП
(СТО 71915393–ТУ
120–2012) с сече-
нием
алюминия
около 230 мм
2
по-
казано на рисун-
ках 3 и 4. Более
Рис
. 2.
Геометрия
использован
-
ной
модели
: 1 —
сечение
прово
-
да
, 2 —
воздушный
поток
Рис
. 4.
Распределение
скоростей
в
воздушном
потоке
при
скорости
ветра
25
м
/
с
(
район
по
ветру
I):
а
)
АС
120/19;
б
)
АСВП
128/37
а)
а)
б)
б)
Рис
. 3.
Ветровое
давление
,
действующее
на
провода
при
скорости
ветра
60
м
/
с
(
район
по
ветру
I):
а
)
АС
400/64;
б
)
АСВП
477/66
№
2 (53) 2019
52
гладкий контур и меньший диаметр проводов типа
АСВП позволяет уменьшить зону повышенного дав-
ления перед проводом (рисунок 3б) и застойную зону
за проводом (рисунок 4б). Максимальное давление
на провод типа АСВП меньше на 3,5%, при этом зона
с повышенным давлением имеет меньшую площадь
по сравнению с аналогичными характеристиками
для проводов типа АС. На выступающих витках алю-
миниевой проволоки провода АС поверхности, об-
ращенной к фронту воздушного потока, значительно
более выражено формирование нескольких локаль-
ных участков торможения воздуха с пониженным
давлением.
Как видно из приведенных данных, ветровая на-
грузка на провода типа АСВП с более обтекаемой
геометрией в среднем ниже на 33%. Снижение ве-
тровой нагрузки позволяет уменьшить нагрузки на
опоры линий электропередачи и монтировать при
капитальных ремонтах провода с большей пропуск-
ной способностью на существующие опоры или
снизить нагрузку на все элементы ВЛ при прежней
пропускной способности.
СНИЖЕНИЕ
ВИБРАЦИОННЫХ
НАГРУЗОК
И
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ
ВЫТЯЖКИ
Пластически обжатые провода обладает еще ря-
дом достоинств, которые обычно свойственны бо-
лее дорогим проводам из профилированных прово-
лок, в том числе снижение вибрационных нагрузок
и самопогашение колебаний.
Интенсивная гололедно-ветровая нагрузка
проводов воздушных линий электропередачи
6–750 кВ — одна из актуальных проблем электро-
энергетики в странах с гололедно-ветровыми ус-
ловиями работы. Близкая к гладкой наружная по-
верхность у пластически деформированных
проводов типа АСВП, близкая к гладкости
профиля наружного слоя проводов из сег-
ментных,
- и Z-образных алюминиевых
проволок позволяет уменьшить вибрацию
и пляску проводов, налипание снега и льда.
В то же время, даже по сравнению с прово-
дами из сегментных,
- и Z-образных алю-
миниевых проволок, провода АСВП должны
обладать большей торсионной жесткостью,
уменьшенной вероятностью пляски и повы-
шенной стойкостью к вибрации, лучшим са-
модемпфированием, так как, в отличие от
них, имеют развитую поверхность контакта сосед-
них проволок не только внутри одного повива, но
и между повивами [2].
Пластическая деформация не только значи-
тельно повышает механическую прочность но
и в несколько раз снижает вытяжку (удлинение)
в процессе эксплуатации, вне зависимости от ме-
талла. Соответствующие испытания проводились
в АО «ВНИИЖТ» и АО «НТЦ ФСК ЕЭС» с изделиями
из разных металлов — от стали до меди. Подробно
это исследование представлено в [3].
УВЕЛИЧЕНИЕ
ГАБАРИТНОГО
ПРОЛЕТА
ПРИ
НОВОМ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Пластически обжатые неизолированные стале-
алюминевые провода АСВП и АСВТ, при отсутствии
ограничений по условиям трассы, позволяют уве-
личить расстояние между опорами ВЛ на длину до
40% от стандартного пролета, что является акту-
альной задачей при строительстве новых ВЛ.
Так например, для ВЛ 110 кВ расчет габаритного
пролета провода АСВП 128/37 в сравнении с прово-
дами приблизительно одинаковых сечений и диа-
метров (АС 120/27; TACSR 120; AC 120/19) показал,
что применение провода АСВП 128/37 позволяет
увеличить габаритный пролет по сравнению с про-
водом АС 120/27 с 212 до 294 м. При большем со-
держании стали (отношение площадей алюминий/
сталь у АСВП 128/37 равно 3,45 по сравнению с 4,3
у АС 120/27) провод имеет равный диаметр 15,2 мм,
а его пропускная способность на 8% выше.
Примером эффективности использования АСВП/
АСВТ может являться изначальный проект ВЛ 150 кВ
Мурманская, приведенный в таблице 8 и на рисунке
5: при новом строительстве АСВП 258/73; при за-
Табл. 7. Значения ветровой нагрузки на провода
с различным контуром поперечного сечения
в зависимости от скорости воздушного потока
Скорость
v
AB
, м/с
Ветровая нагрузка, действующая на провода
следующих марок, Н/м
АСВП
128/37
АС
120/19
АСВП
216/32
АС
240/34
АСВП
277/79
АС
240/56
25
3,6
4,8
4,9
6,9
5,2
7,0
32
5,9
7,9
7,8
11,4
8,4
11,5
60
20,8
28,5
28,4
41,5
29,8
41,6
Табл. 8. Показатели использования АСВП/АСВТ на ВЛ 150 кВ Мурманская
Наименование
провода
Разрывная
нагрузка, кН
Максимальное
тяжение, даН
Диаметр
провода, мм
Вес 1-го км, кг
Длина габаритного
пролета, м
АС 240/32
75,05
3377,33
21,6
921
330
АСВП 258/73
151,533
6819,13
21,6
1296,5
443
АСВП 295/44
109
4905,05
21,5
1183
382
АСВП 218/63
130,096
5854,44
19,82
1106,7
424
АСВП 216/33
81,5
3667,51
18,5
855
352
АСВП 214/61
126,672
5700,33
19,6
1080,9
421
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
53
мене на старых опорах
(реконструкция) опти-
мален АСВП 216/33.
Также показателен из-
начальный проект ВЛ
220 кВ, разработанный
НТЦ ФСК ЕЭС.
Грамотное исполь-
зование разработан-
ных конструкций в со-
четании с грозотроса-
ми (ТУ 062-2008) или
ОКГТ (ТУ 113-2013)
при новом строитель-
стве и реконструкции
ВЛ электропередачи
35–750 кВ может суще-
ственно повысить их
надежность при воз-
действии всего спектра климатических нагрузок,
увеличить пропускную способность, снизить капи-
тальные и эксплуатационные затраты.
СОХРАНЕНИЕ
ЗАДАННОЙ
ПРОПУСКНОЙ
СПОСОБНОСТИ
В
РАЙОНАХ
С
ВЫСОКИМИ
ТЕМПЕРАТУРАМИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
БЕЗ
УДОРОЖАНИЯ
Высокотемпературный провод АСВТ благодаря сво-
им конструктивным особенностям позволяет кратно
снизить стоимость провода с длительно допусти-
мой температурой 150°С, относительно импортных
аналогов. Характеристики и особенности АСВТ под-
тверждены в ходе российско-германских испытаний.
Действующими Правилами устройства электро-
установок (ПУЭ) допустимая токовая нагрузка по
нагреву проводов определяется с учетом наиболее
высокой температуры провода 70°С.
Расчет предельных токовых нагрузок в районах
с максимальной температурой воздуха ниже 45°С
допускается производить без учета влияния солнеч-
ной радиации. Поглощенная проводом энергия солн-
ца в умеренных широтах может повысить темпера-
туру провода, работающего в диапазоне температур
60–70°С и более всего на 2–3°С.
Провод марки АСВТ в сравнении с проводом АС
способен выдержать большую нагрузку при равных
условиях окружающей среды. Разница допустимой
нагрузки для сравниваемых проводов составляет
5%. При увеличении тока в проводе, температура
провода АСВТ ниже, чем у провода АС. Разница
значений особенно заметна при больших нагрузках
и достигает 5−7%.
Следует отметить, что согласно нормативной до-
кументации, провода марки АС разрешено эксплу-
атировать при температуре провода до 90°С, в то
время как провода марки АСВТ имеют эксперимен-
тально подтвержденную допустимую рабочую тем-
пературу
t
max.
раб
— 150°С.
На рисунке 6 представлена зависимость до-
пустимой токовой нагрузки от температуры воз-
духа при скорости ветра 1,2 м/с для проводов АС
и АСВТ в условиях максимальной для них темпе-
ратуры эксплуатации 80°С и 150°С соответственно.
При одинаковом диаметре длительно допустимый
ток для высокотемпературного провода на 30–35%
превышает значение для стандартного провода.
Данная характеристика позволяет использовать
инновационный провод в случаях, когда необхо-
димо существенно повысить токовые нагрузки на
линии электропередачи, не увеличивая сечения,
а также в районах с высокими температурами окру-
жающей среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проведенные исследования показали:
– эффективность применения современных высо-
котемпературных проводов марки АСВТ в элек-
тросетевом комплексе (получены данные по пре-
дельным нагрузкам, сокращении тепловыделения
и намагниченности в процессе эксплуатации);
– для проводов одинакового диаметра напряжение
возникновения коронного разряда на проводе
АСВП выше напряжения возникновения коронно-
го разряда на проводе марки АС;
– относительное снижение намагниченности высо-
котемпературного провода АСВТ в сравнении
с проводом АС составляет 3–10%.
Рис
. 5.
Расчетные
габаритные
пролеты
для
ВЛ
150
кВ
Мурманская
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
0
50
100
150
200
250
300
350
400
450
500
Высота подвеса провода, м
Длина габаритного пролета, м
АС 240/32
АСВП 258/73
АСВП 295/44
АСВП 218/63
АСВП 216/33
АСВП 214/61
Рис
. 6.
График
зависимости
токовой
нагрузки
от
тем
-
пературы
воздуха
для
проводов
АС
и
АСВТ
одинакового
диаметра
при
скорости
ветра
1,2
м
/
с
Температура воздуха, °C
I
доп
, А
T
пр
= 150 °С
АСВТ 258/73
АС 240/39
T
пр
= 80 °С
№
2 (53) 2019
54
2. Полученные результаты позволяют сделать вы-
вод о целесообразности применения инновационных
высокотемпературных проводов (АСВТ) в случаях,
когда необходимо существенно повысить токовые
нагрузки, не увеличивая сечения, а также в районах
с высокими значениями температуры окружающей
среды.
3. В свою очередь, сопоставимая стоимость АС
и АСВТ/АСВП при многофакторном сравнительном
анализе при выборе проводника не приводит к росту
затрат при реконструкции и строительстве ВЛ.
4. Экономический эффект от применения проводов
АСВТ при реконструкции электрических сетей дости-
гается за счет снижения потерь на корону, увеличе-
ние пролетов, что снижает общую стоимость ВЛ.
5. Особенности конструкции АСВП/АСВТ снижают
нагрузки на все элементы ВЛ при замене провода на
старых опорах, увеличивая ресурс ВЛ. Учитывая тот
факт, что существующие на данный момент ЛЭП на-
ходятся в эксплуатации более 25–40 лет и исчерпали
свой ресурс, замена их на новые крайне необходи-
ма. В расчете на 1 км провода сети 110 кВ для Вол-
гоградской области дисконтированный срок окупае-
мости замены стандартного провода не превышает
5 лет.
6. Применяемая технология пластической дефор-
мации обеспечивает комплекс преимуществ, отме-
ченных Техническим Советом ПАО «Россети»:
– увеличение коэффициента заполнения проводни-
ка до 92–97%, значительное увеличение прочно-
сти площади сечения, без увеличения диаметра;
– снижение аэродинамической нагрузки (20–35%)
и самопогашение колебаний;
– снижение гололедообразования (25–40%) и сни-
жение в несколько раз эксплуатационной вытяжки
проводника.
Р
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуревич Л., Даненко В., Прони-
чев Д., Трунов М. Моделирование
электромагнитных потерь в стале-
алюминиевых проводах различной
конструкции // ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ.
Передача и распределение, 2014,
№ 5(26). С. 68–71.
2. Лопарев В.В., Образцов Ю.В. Об
особенностях современных изо-
лированных проводов для воз-
душных линий электропередачи //
Кабели и провода, 2014, № 6 (349).
С. 9–15.
3. Курьянов В.Н., Султанов M.M.,
Фокин В.А., Тимашова Л.В. Инно-
вационные высокоэффективные
провода для линий электропере-
дачи // Энергия единой сети, 2016,
№ 4(27). С. 70–78.
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Журнал
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
стал
единственным
российским
изданием
,
получившим
статус
официального
информационного
партнера
25-
й
Международной
конференции
и
выставки
,
посвященной
распределению
электроэнергии
CIRED-2019
Материалы
для
публикации
принимаются
:
•
на
английском
языке
—
до
30
апреля
2019
года
•
на
русском
языке
(
для
перевода
на
английский
) —
до
15
апреля
2019
года
Журнал
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
при
поддержке
компании
«
Россети
»
представит
мировым
экспертам
СПЕЦИАЛЬНЫЙ
ВЫПУСК
издания
на
английском
языке
,
содержащий
аналитические
и технические
статьи
,
посвященные
актуальным
вопросам
цифровой
трансформации
распределительного
электросетевого
комплекса
России
.
Спецвыпуск
будет
представлен
гостям
и участникам
CIRED-2019
на
собственном
стенде
издания
.
Издательство
журнала
предлагает
российским
компаниям
возможность
публикации
в спецвыпуске
информации
о
своих
разработках
и
выпускаемой
продукции
,
связанных
с
распределением
электроэнергии
.
Условия
публикации
уточняйте
в
редакции
журнала
Тел
.: +7 (495) 645-12-41
[email protected] www.eepir.ru
3 - 6 è þ í ÿ 2 0 1 9
МАДРИД
ИСПАНИЯ
Оригинал статьи: Эффективность применения отечественных инновационных высокопрочных и высокотемпературных проводов АСВТ
В ПАО «Россети» эксплуатируется 44 тыс. км провода новых типов или 1% от общей протяженности провода (4,5 млн км), из них более 41 тыс. км — СИП различных модификаций, что составляет 0,9% от общей протяженности проводов и менее 3 тыс. км — неизолированный провод, что составляет менее 0,1% от общей протяженности проводов (ТС ПАО «Россети»). Кроме того, в современном электросетевом комплексе России существует проблема физического и морального износа оборудования и, как следствие, низкой энергоэффективности энергообъектов. Важнейшим показателем энергетической эффективности электроэнергетической системы является уровень потерь энергии. В условиях роста потерь электроэнергии в электрических сетях увеличивается количество вопросов, требующих безотлагательного решения. Среди них: реконструкция и техническое перевооружение электрических сетей, использование прогрессивных технических разработок в проектных решениях, современных технологий и материалов, повышающих надежность, долговечность и ремонтопригодность линий электропередачи.