Единый каталог промышленной продукции и услуг как основа цифровой экономики и интеллектуальной энергетики в России

Page 1
background image

Page 2
background image

20

цифровизация закупок

Единый каталог промышленной 
продукции и услуг как основа 
цифровой экономики
и интеллектуальной энергетики 
в России

Есяков

 

С

.

Я

.,

первый

 

заместитель

 

председателя

 

Комитета

 

Государственной

 

Думы

 

по

 

энергетике

 

Феде

 

рального

 

Собрания

 

РФ

 

Редько

 

И

.

Я

.,

д

.

т

.

н

., 

профессор

заместитель

 

гене

 

рального

 

директора

 

АО

 «

ЭНИН

»

Константинов

 

М

.

Ю

.,

к

.

т

.

н

., 

генеральный

 

директор

 

ЭТП

 

Газпромбанка

 

Высоцкая

 

А

.

В

.,

генеральный

 

директор

 

Союза

 

предприятий

 

агропромышленного

 

комплекса

 «

ВОЗ

 

РОЖ

-

ДЕНИЕ

»

Седов

 

И

.

А

.,

к

.

э

.

н

., 

заместитель

 

гене

-

раль

 

ного

 

директора

 

АО

 «

Атомкомплект

»

Рогалев

 

Н

.

Д

.,

д

.

т

.

н

., 

профессор

ректор

 

ФГБОУ

 

ВО

 «

НИУ

«

МЭИ

»

Зажигалкин

 

А

.

В

.,

к

.

ю

.

н

., 

начальник

 

ЦИР

 — 

филиала

 

ОАО

 «

РЖД

» 

Филипповский

 

Ю

.

А

.,

к

.

т

.

н

., 

советник

 

гене

-

рального

 

директора

 

ЭТП

 

Газпромбанка

В

 

статье

 

рассматриваются

 

вопросы

 

перехода

 

нашей

 

страны

 

к

 

цифровой

 

эконо

-

мике

 

на

 

основе

 

модели

 

формирования

 

цифровых

 

двойников

 

промышленной

 

продукции

которые

 

необходимы

 

для

 

электронной

 

торговли

проектирования

эксплуатации

ремонта

 

объектов

управления

 

всем

 

жизненным

 

циклом

 

про

-

дукции

 

от

 

этапа

 

ее

 

производства

 

до

 

утилизации

Раскрываются

 

принципы

 

цифрового

 

описания

 

изделий

оборудования

их

 

конструктивных

 

элементов

технологических

 

процессов

которые

 

отражают

 

набор

 

уникальных

 

свойств

 

(

харак

 

теристик

товаров

 

и

 

услуг

 

на

 

примере

 

Каталога

 

промышленной

продукции

 

на

 

основе

 

единого

 

номенклатурного

 

номера

.

ПЕРЕХОД

 

К

 

ЦИФРОВОЙ

 

ЭКОНОМИКЕ

 —

ОБЪЕКТИВНЫЙ

 

ПРОЦЕСС

 

РАЗВИТИЯ

 

Модернизация

 

традиционных

 

производственных

 

отраслей

 

и

 

отраслей

 

услуг

организация

 

торгово

-

закупочных

 

проце

-

дур

проведение

 

финансовых

 

и

 

логистических

 

операций

изменение

 

структуры

 

хозяйственных

 

взаимоотношений

 

на

 

фоне

 

сквозного

 

проникновения

 

информационных

 

техно

-

логий

 

и

 

цифровизации

 

экономических

 

процессов

 

создает

 

основу

 

для

 

формирования

 

новых

 

рынков

 

и

 

новых

 

усло

 

вий

 

функционирования

 

рынка

а

 

также

 

дает

 

новые

 

возможности

 

для

 

аналитики

прогнозирования

 

и

 

принятия

 

управленче

-

ских

 

решений

Формируемые

 

в

 

результате

 

перехода

 

на

 

цифровую

 

эконо

-

мику

 «

большие

 

данные

», 

наряду

 

с

 

технологиями

 

их

 

анализа

становятся

 

одним

 

из

 

ведущих

 

активов

 

государства

бизнеса

 

и

 

гражданского

 

общества

При

 

этом

 

отсутствие

 

физических

 

границ

 

в

 

цифровом

 

пространстве

 

открывает

 

доступ

 

к

 

циф

-

ровым

 

данным

 

многочисленным

 

участникам

 

внутреннего

 

и

 

глобального

 

экономического

 

пространства

Разработка

 

национальных

 

программ

 

развития

 

экономики

 

нового

 

поко

-

ления

включающая

 

вопросы

 

развития

 

и

 

внедрения

 

техно

-

логий

анализа

 «

больших

 

данных

» 

и

 

прогнозирования

вне

-

дрения

 

новых

 

способов

 

управления

становится

 

задачей

 

стратегической

 

важности

 

не

 

только

 

в

 

контексте

 

промышлен

-

ной

 

политики

 

государства

но

 

и

 

как

 

условие

 

сохранения

 

су

-

веренитета

 

на

 

фоне

 

глобализации

 

и

 

реализации

 

программ

 

цифрового

 

развития

 

другими

 

участниками

 

мирового

 

рынка

В

 

послании

 

Федеральному

 

собранию

 [1] 

от

 1 

декабря

 

2016 

года

 

Президентом

 

РФ

 

было

 

предложено

 «

запустить

 

мас

-

штабную

 

системную

 

программу

 

развития

 

экономики

 

нового

 

технологического

 

поколения

так

 

называемой

 

цифровой

 

эко

-

номики

», 

в

 

реализации

 

которой

 

следует

  «

опираться

 

именно

 

на

 

российские

 

компании

научные

исследовательские

 

и

 

ин

-

жиниринговые

 

центры

 

страны

». 

Как

 

отметил

 

В

.

В

Путин

, «

это

 


Page 3
background image

21

вопрос

 

национальной

 

безопасности

 

и

 

технологи

-

ческой

 

независимости

 

России

в

 

полном

 

смысле

 

этого

 

слова

 — 

нашего

 

будущего

». 

В

 

указе

 [2] 

Президента

 

РФ

 

от

 9 

мая

 2017 

г

 203 

«

О

 

Стратегии

 

развития

 

информационного

 

обще

-

ства

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

на

 2017–2030 

годы

» 

дано

 

следующее

 

определение

: «

Цифровая

 

эко

-

номика

 — 

хозяйственная

 

деятельность

в

 

кото

-

рой

 

ключевым

 

фактором

 

производства

 

являют

-

ся

 

данные

 

в

 

цифровом

 

виде

обработка

 

больших

 

объемов

 

и

 

использование

 

результатов

 

анализа

 

которых

 

по

 

сравнению

 

с

 

традиционными

 

формами

 

хозяйствования

 

позволяют

 

существенно

 

повысить

 

эффективность

 

различных

 

видов

 

производства

технологий

оборудования

хранения

продажи

доставки

 

товаров

 

и

 

услуг

». 

На

 

наш

 

взгляд

существенным

 

моментом

 

в

 

дан

-

ном

 

определении

 

является

 

указание

 

на

 

то

что

 

дан

-

ные

 

о

 

хозяйственной

 

деятельности

 

должны

 

быть

 

представлены

 

в

 

цифровом

 

виде

то

 

есть

 

описание

 

товаров

 

и

 

услуг

  (

объекты

), 

их

 

движение

 

по

 

рынку

 

возможно

 

в

 

цифровой

 

экономике

 

только

 

при

 

на

-

личии

 

цифровой

 

матрицы

 

объекта

 

закупки

 (

много

-

уровневой

 

матрицы

 

параметров

 

и

 

их

 

показателей

), 

необходимой

 

для

 

получения

 

данных

 

о

 

полных

 

по

-

требительских

 

свойствах

 

товаров

 

и

 

услуг

а

 

также

 

реализации

 

сквозных

 

технологий

необходимых

 

при

 

движении

 

товаров

 

по

 

рынку

 

для

 

всех

 

участни

-

ков

 

на

 

этапах

проектирования

экспертизы

пла

-

нирования

закупки

эксплуатации

то

 

есть

 

на

 

всех

 

этапах

 

жизненного

 

цикла

 

продукции

Для

 

развития

 

цифровой

 

экономики

 

долж

-

на

 

быть

 

создана

 

цифровая

 

платформа

  (

среда

), 

включающая

 

в

 

себя

 

две

 

основные

 

компоненты

базу

 

данных

 

товаров

 

и

 

услуг

 

и

 

программно

-

аппа

-

ратные

 

комплексы

 

с

 

набором

 

функций

 

и

 

сервисов

Цифровая

 

среда

 

должна

 

обеспечить

 

оператив

-

ный

 

контакт

 

между

 

изготовителями

 

и

 

потреби

-

телями

реализовать

 

возможности

 

организации

 

прямого

 

взаимодействия

 

между

 

участниками

 

рынка

 

государственного

 

и

 

коммерческого

 

зака

-

за

потребительским

 

спросом

 

населения

снизить

 

издержки

 

сторон

улучшить

 

деловой

 

климат

по

-

высить

 

конкуренцию

следовательно

повысить

 

качество

 

товаров

 

и

 

услуг

Цифровые

 

технологии

 

позволят

 

значительно

 

увеличить

 

эффективность

 

всех

 

промышленных

 

процессов

.

Цифровая

 

экономика

по

 

мнению

 

специали

-

стов

 [5], 

полностью

 

изменит

 

привычные

 

бизнес

-

процессы

 

и

 

хозяйственные

 

взаимоотношения

расширит

 

возможности

 

электронной

 

торговли

проектирования

диагностики

 

и

 

испытаний

упро

-

стит

 

взаимоотношения

 

между

 

производителями

 

и

 

потребителями

 

продукции

 

и

 

услуг

Соблюдение

 

национальных

 

интересов

 

также

 

за

-

ключается

 

в

 

создании

 

и

 

реализации

 

системы

 

при

-

оритетов

 

для

 

электронных

 

технологий

 

и

 

услуг

ос

-

нованных

 

на

 

отечественных

 

разработках

создании

 

цифровых

 

платформ

технологий

 

работы

 

с

  «

боль

-

шими

 

данными

», 

в

 

том

 

числе

 

о

 

продукции

 

и

 

ус

-

лугах

которые

 

определяют

 

переход

 

к

 

цифровой

 

экономике

в

 

частности

 

в

 

области

 

идентификации

математического

 

моделирования

искусственно

-

го

 

интеллекта

информационно

-

лингвистического

 

обеспечения

 

систем

 

и

 

процессов

сквозных

 

техно

-

логий

технологии

 

блокчейн

 

и

 

др

ЦИФРОВОЙ

 

ДВОЙНИК

 

В

 

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

По

 

сути

 

реализация

 

цифровой

 

матрицы

 

объек

-

та

 — 

это

 

набор

 

математических

 

моделей

опи

-

сывающих

 

параметры

  (

характеристики

объекта

 

(

товара

услуги

и

 

всех

 

его

 

элементов

В

 

общем

 

случае

 

цифровой

 

двойник

 

может

 

включать

 

в

 

себя

полную

 

спецификацию

 

изделия

  (

его

 

составные

 

части

), 

геометрическую

 

модель

 

объекта

набор

 

расчетных

 

данных

 

деталей

узлов

 

и

 

объекта

 

в

 

це

-

лом

  (

математические

 

модели

описывающие

 

все

 

происходящие

 

в

 

объекте

 

физические

 

процессы

); 

информацию

 

о

 

технологических

 

процессах

 

изго

-

товления

 

и

 

сборки

 

отдельных

 

элементов

некото

-

рые

 

данные

 

об

 

испытаниях

 

объекта

например

показания

 

датчиков

по

 

которым

 

могут

 

быть

 

под

-

тверждены

 

расчетные

 

данные

систему

 

управле

-

ния

 

жизненным

 

циклом

 

изделия

которая

 

связы

-

вает

 

все

 

вышеперечисленные

 

объекты

 

в

 

единую

 

структуру

 

и

 

может

 

содержать

 

десятки

сотни

 

и

 

даже

 

тысячи

 

показателей

 .

В

 

концепции

 

цифрового

 

двойника

 

электронная

 

модель

 

является

 

актуальной

 

не

 

только

 

на

 

этапе

 

создания

 

материального

 

объекта

а

 

используется

 

на

 

протяжении

 

всего

 

жизненного

 

цикла

на

 

этапе

 

создания

эксплуатации

 

и

 

утилизации

Идеи

 

цифровой

 

экономики

 

появились

 

в

 

кон

-

це

 

двадцатого

 

века

когда

 

технологии

 

обработки

 

данных

 

и

 

интернет

-

технологии

 

начали

 

активно

 

использоваться

 

в

 

различных

 

отраслях

 

промыш

-

ленности

В

 

том

 

числе

 

в

 

начале

 

текущего

 

сто

-

летия

 

в

 

сфере

 

промышленности

 

активно

 

начал

 

развиваться

 

рынок

 

услуг

 

электронной

 

торговли

стали

 

создаваться

 

специализированные

 

органи

-

зации

 — 

электронные

 

торговые

 

площадки

С

 

развитием

 

информационных

 

технологий

в

 

частности

стала

 

реализовываться

 

идея

 

состав

-

ления

 

закупочных

 

справочников

которые

 

позво

-

ляют

 

планировать

проводить

 

и

 

анализировать

 

фактические

 

закупки

 

компаний

разрабатывать

 

единые

 

стандарты

 

описания

 

продукции

форми

-

ровать

 

корпоративные

 

классификаторы

позво

-

ляющие

 

группировать

 

позиции

 

в

 

иерархический

 

список

внедрять

 

механизмы

  (

для

 

однородных

 

групп

 

продукции

), 

осуществляющие

 

поиск

 

дублей

 

и

 

позиций

 

с

 

неправильными

 

и

 

неполными

 

техни

-

ческими

 

характеристиками

Закупочные

 

справочники

 

основываются

 

на

 

нормализации

 

исходных

 

данных

получаемых

 

по

 

результатам

 

закупочной

 

деятельности

 — 

это

 

процесс

 

приведения

 

записей

 

позиций

 

продукции

 

(

услуг

к

 

эталонному

 

виду

  (

шаблону

с

 

набором

 

уникальных

 

технических

 

параметров

 

и

 

характе

-

ристик

поиск

 

дублей

позиций

обладающих

 

не

-

полно

 

и

 

некорректно

 

описанными

 

атрибутами

 5 (50) 2018


Page 4
background image

22

и

 

их

 

значениями

Нормализация

 

также

 

включает

 

в

 

себя

 

выполнение

 

работ

 

по

 

идентификации

 

по

-

зиций

включаемых

 

в

 

закупочный

 

справочник

Такая

 

модель

 

закупочного

 

справочника

 

явля

-

ется

 

прогрессивной

но

 

имеет

 

ряд

 

существенных

 

недостатков

связанных

 

с

 

ограничением

 

состава

 

технических

 

характеристик

  (

в

 

справочнике

 

ото

-

бражаются

 

только

 

базовые

 

характеристики

тре

-

буемые

 

для

 

идентификации

 

объекта

 

закупки

), 

что

 

не

 

обеспечивает

 

полнофункциональную

 

потреб

-

ность

 

в

 

работе

 

с

 

данным

 

справочником

 

других

 

профессиональных

 

групп

 

пользователей

 

при

 

про

-

ектировании

экспертизе

проведении

 

ремонтно

-

эксплуатационных

 

работ

 

для

 

подбора

 

аналогов

 

и

 

др

Отсутствие

 

механизмов

 

оперативной

 

обрат

-

ной

 

связи

 

с

 

производителями

 

не

 

обеспечивает

 

отслеживание

 

позиций

снятых

 

с

 

производства

модернизированных

 

и

 

выпускаемых

 

по

 

новым

 

Техническим

 

условиям

 (

ТУ

).

Как

 

правило

 

закупочные

 

справочники

 

имеют

 

отраслевую

 

и

 

корпоративную

 

направленность

что

 

зачастую

 

является

 

источником

 

разногласий

 

между

 

различными

 

участниками

 

производствен

-

ных

  (

в

 

том

 

числе

 

и

 

закупочных

процессов

если

 

они

 

находятся

 

вне

 

корпоративных

 

контуров

  (

про

-

ектные

 

институты

инжиниринговые

 

компании

экспертные

 

организации

подрядные

 

организации

 

и

 

др

.) 

и

/

или

 

выполняют

 

производственные

 

задания

 

различных

 

компаний

которые

 

имеют

 

собственные

 

корпоративные

 

справочники

 

и

 

классификаторы

В

 

них

 

одна

 

и

 

та

 

же

 

позиция

 

может

 

иметь

 

различное

 

описание

 

и

 

форматы

 

представления

В

 

вертикально

 

ориентированных

 

холдингах

 

для

 

практической

 

деятельности

 

может

 

исполь

-

зоваться

 

несколько

 

справочников

необходимых

 

для

 

поддержки

 

производственных

 

процессов

 

на

 

различных

 

этапах

впоследствии

 

информация

 

из

 

которых

 

может

 

собираться

 

в

 

корпоративной

 

си

-

стеме

 

нормативно

-

справочной

 

информации

Кор

-

поративные

 

стандарты

 

этих

 

компаний

 

обязывают

 

производителей

 

и

 

поставщиков

 

описывать

 

про

-

дукцию

 

и

 

услуги

 

по

 

требованиям

 

своих

 

отрасле

-

вых

 

стандартов

Такое

 

положение

 

дел

 

характерно

 

для

 

многих

 

компаний

 

и

 

корпораций

Таким

 

обра

-

зом

производители

 

и

 

поставщики

 

продукции

 (

ус

-

луг

для

 

продвижения

 

своей

 

продукции

 

на

 

рынок

 

вынуждены

 

многократно

 

взаимодействовать

 

с

 

за

-

казчиками

 

для

 

составления

 

описания

 

продукции

 

в

 

соответствии

 

с

 

требованиями

форматами

тер

-

минологией

касающейся

 

технических

 

характери

-

стик

принятых

 

регламентами

 

заказчика

Отсутствие

 

российского

 

открытого

 

техническо

-

го

 

словаря

 

создает

 

дополнительные

 

издержки

 

по

 

описанию

 

объектов

 

закупки

а

 

в

 

случае

 

участия

 

в

 

государственных

 

и

 

муниципальных

 

закупках

 

по

 

идентификации

 

продукции

 

предприятия

 

с

 

шабло

-

ном

 (

обобщенной

 

продукцией

и

/

или

 

техническим

 

заданием

 

на

 

закупку

Следует

 

также

 

отметить

что

 

законодательная

 

база

которая

 

действует

 

в

 

настоящее

 

время

 

в

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

не

 

содержит

 

документов

требующих

 

представления

 

данных

 

о

 

продукции

 

в

 

цифровом

 

виде

Также

 

отсутствуют

 

необходи

-

мые

 

профессиональные

  (

отраслевые

стандар

-

ты

 

по

 

подготовке

 

данных

 

о

 

продукции

 

и

 

услугах

 

в

 

цифровом

 

формате

 [6]. 

Таким

 

образом

в

 

различных

 

отраслях

начи

-

ная

 

с

 

середины

 90-

х

 

годов

естественным

 

путем

 

сформировалась

 

разнородная

 

информационная

 

среда

 [8], 

которая

 

в

 

настоящее

 

время

 

усложня

-

ет

 

документооборот

 

между

 

участниками

 

произ

-

водственных

 

процессов

увеличивает

 

временные

 

и

 

финансовые

 

затраты

 

как

 

производителей

так

 

и

 

потребителей

 

продукции

Поэтому

 

создание

 

цифровых

 

двойников

 

в

 

бли

-

жайшее

 

время

 

позволит

 

создать

 

единое

 

информа

-

ционное

 

поле

сократить

 

издержки

 

документообо

-

рота

 

и

 

в

 

дальнейшем

 

при

 

полнофункциональном

 

использовании

 

уже

 

созданных

 

цифровых

 

двойни

-

ков

 

значительно

 

упростит

 

работу

 

на

 

различных

 

смежных

 

участках

 

производственных

 

циклов

Производители

которые

 

развивают

 

технологии

 

цифровых

 

двойников

должны

 

иметь

 

соответству

-

ющие

 

преимущества

 

на

 

рынке

 

государственного

 

и

 

коммерческого

 

заказа

.

В

 

развитии

 

цифровой

 

экономики

 

еще

 

одним

 

важ

-

ным

 

фактором

конечно

является

 

человеческий

 

фактор

Внедрение

 

новых

 

принципов

 

и

 

методик

 

производственных

 

отношений

 

всегда

 

сталкивает

-

ся

 

с

 

сопротивлением

 

на

 

местах

И

 

это

 

нормальный

 

процесс

связанный

 

с

 

инерционностью

 

мышления

необходимостью

 

проводить

 

корректировки

 

в

 

ре

-

гламентах

 

и

 

методиках

 

работы

разрабатывать

 

и

 

выпускать

 

нормативно

-

правовые

 

акты

Также

 

нужно

 

активно

 

запускать

 

образователь

-

ные

 

программы

программы

 

повышения

 

професси

-

ональной

 

переподготовки

 

кадров

стимулировать

 

и

 

мотивировать

 

стремление

 

к

 

инновационному

 

переходу

 

в

 

цифровую

 

экономику

начиная

 

с

 

вузов

-

ской

 

скамьи

 

и

 

продолжая

 

в

 

реальном

 

секторе

 

про

-

изводства

 

в

 

рамках

 

предприятий

 

производителей

 

и

 

потребителей

 

продукции

.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ

 

НОРМАТИВНО

-

ПРАВОВАЯ

 

БАЗА

 

ДЛЯ

 

СОЗДАНИЯ

 

ЦИФРОВОГО

 

КАТАЛОГА

 

Правовой

 

основой

 

Программы

 

развития

 

цифро

-

вой

 

экономики

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

являет

-

ся

 

Конституция

 

Российской

 

Федерации

Феде

-

ральный

 

закон

 

от

 28 

июня

 2014 

года

 

 172-

ФЗ

 

«

О

 

стратегическом

 

планировании

 

в

 

Российской

 

Федерации

», 

а

 

также

 

положения

 

федеральных

 

за

-

конов

актов

 

Президента

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

иных

 

нормативных

 

правовых

 

актов

регламентирую

-

щих

 

сферу

 

информационных

 

и

 

коммуникацион

-

ных

 

технологий

 

применительно

 

к

 

формированию

 

новой

 

технологической

 

основы

 

отечественной

 

экономики

.

Создание

 

единого

 

каталога

 

промышленной

 

про

-

дукции

 

является

 

в

 

настоящее

 

время

 

актуальной

 

задачей

требующей

 

своего

 

скорейшего

 

решения

ЦИФРОВИЗАЦИЯ

ЗАКУПОК


Page 5
background image

23

Кроме

 

производственных

 

потребностей

 

в

 

государ

-

ственном

 

и

 

коммерческом

 

заказе

каталог

 

необхо

-

дим

 

для

 

обеспечения

 

широкого

 

спектра

 

текущих

 

производственных

 

задач

 

хозяйствующих

 

субъек

-

тов

  (

проектирование

экспертиза

комплектация

подбор

 

аналогов

 

и

 

др

.), 

повышения

 

эффективно

-

сти

 

межведомственного

 

обмена

 

при

 

организации

 

сквозных

 

процессов

обеспечения

 

деятельности

 

различных

 

профессиональных

 

групп

 

пользовате

-

лей

 

и

 

др

Необходимость

 

каталогизации

 

промыш

-

ленной

 

продукции

 (

услуг

), 

материалов

 

рынка

 

стро

-

ительной

 

индустрии

 

обусловлена

 

Федеральными

 

законами

 

о

 

сборе

 

и

 

обработке

 

данных

подлежа

-

щих

 

включению

 

в

 

государственные

 

информацион

-

ные

 

системы

 [3, 4]: 

• 

 382-

ФЗ

 

от

 03.12.2011 

г

. «

О

 

государственной

 

информационной

 

системе

 

топливно

-

энергети

-

ческого

 

комплекса

» (

ГИС

 

ТЭК

); 

• 

 44-

ФЗ

 

от

 05.04.2013 

г

. «

О

 

контрактной

 

систе

-

ме

 

в

 

сфере

 

закупок

 

товаров

работ

услуг

 

для

 

обеспечения

 

государственных

 

и

 

муниципаль

-

ных

 

нужд

», 

ст

. 33 

создание

 

Каталога

 

товаров

работ

 

и

 

услуг

 (

Каталог

 

ТРУ

); 

• 

 488-

ФЗ

 

от

 31.12.2014 

г

. «

О

 

промышленной

 

политике

 

в

 

Российской

 

Федерации

» (

ГИС

 

про

-

мышленности

); 

• 

 369-

ФЗ

 

от

 03.07.2016 

г

. «

О

 

внесении

 

изме

-

нений

 

в

 

Градостроительный

 

кодекс

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

статьи

 11 

и

 14 

Федерального

 

за

-

кона

 «

Об

 

инвестиционной

 

деятельности

 

в

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

осуществляемой

 

в

 

форме

 

капитальных

 

вложений

» (

ФГИС

 

ценообразова

-

ние

 

в

 

строительстве

). 

Согласно

 

пункту

 3 

статьи

 4 

Закона

 

 44-

ФЗ

 

в

 

рамках

 

создания

 

Единой

 

информационной

 

сис

-

темы

 

госзакупок

 

должен

 

быть

 

разработан

 

Каталог

 

товаров

работ

 

и

 

услуг

 (

Каталог

 

ТРУ

). 

Каталог

 

ТРУ

 

предназначен

 

для

 

решения

 

сле

-

дующих

 

основных

 

задач

 [8, 9, 10]:

• 

устранение

 

ограничений

 

к

 

участию

 

поставщи

-

ков

/

производителей

 

в

 

закупочных

 

процедурах

 

путем

 

стандартизации

 (

унификации

представ

-

ления

 

информации

 

об

 

объекте

 

закупки

;

• 

использование

 

Каталога

 

ТРУ

 

как

 

единствен

-

ного

 

источника

 

информации

 

о

 

поставщиках

/

производителях

 

для

 

рассылки

 

приглашений

 

к

 

участию

 

в

 

торгах

 

или

 

организации

 

запроса

 

предложений

;

• 

повышение

 

эффективности

 

и

 

оптимизации

 

про

-

цесса

 

размещения

 

государственного

 

и

 

муници

-

пального

 

заказа

 

за

 

счет

 

унификации

 

представ

-

ления

 

данных

 

об

 

объекте

 

закупки

;

• 

использование

 

Каталога

 

ТРУ

 

для

 

определе

-

ния

 

и

 

обоснования

 

начальной

 (

максимальной

цены

 

товара

работы

услуги

;

• 

использование

 

Каталога

 

ТРУ

 

для

 

анализа

 

объектов

 

закупки

сформированных

 

Заказчи

-

ками

 

с

 

целью

 

нормирования

 

товаров

работ

,

услуг

.

Каталог

 

ТРУ

 

мог

 

бы

 

стать

 

основой

 

для

 

разви

-

тия

 

единого

 

национального

 

каталога

требуемого

 

для

 

цифровой

 

экономики

но

 

в

 

настоящее

 

время

 

существует

 

весьма

 

ограниченный

 

перечень

 

ша

-

блонов

 

для

 

описания

 

нескольких

 

групп

 

продук

-

ции

а

 

модель

 

данных

заложенная

 

в

 

его

 

основу

ограничена

 

и

 

не

 

обеспечивает

 

совокупность

 

ме

-

тодов

 

обработки

в

 

составе

 

которых

 

на

 

базе

 

од

-

ной

 

системы

 

возможно

 

создание

 

двухуровневого

 

каталога

на

 

первом

 

уровне

 — 

сбор

верифика

-

ция

идентификация

 

и

 

актуализация

 

данных

 

от

 

производителей

на

 

втором

 

уровне

 — 

формиро

-

вание

 

шаблонов

 

на

 

основе

 

данных

 

первого

 

уров

-

ня

 

каталога

.

В

 

связи

 

с

 

принятием

 

Федерального

 

закона

 

от

 

апреля

 2016 

года

 

 104-

ФЗ

  «

О

 

внесении

 

изме

-

нений

 

в

 

отдельные

 

законодательные

 

акты

 

Россий

-

ской

 

Федерации

 

по

 

вопросам

 

стандартизации

» [4], 

в

 

Федеральный

 

закон

 

 44-

ФЗ

 

внесено

 

положе

-

ние

в

 

соответствии

 

с

 

которым

 

с

 1 

июля

 2016 

года

 

при

 

составлении

 

описания

 

объекта

 

закупки

 

и

 

опи

-

сания

 

технических

 

характеристик

функциональ

-

ных

  (

потребительских

свойств

 

товара

работы

 

или

 

услуги

 

и

 

качественных

 

характеристик

 

объекта

 

закупки

 

должны

 

использоваться

 

показатели

тре

-

бования

условные

 

обозначения

 

и

 

терминология

установленные

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодатель

-

ством

 

Российской

 

Федерации

 

о

 

техническом

 

ре

-

гулировании

 

и

 

стандартизации

иных

 

требований

связанных

 

с

 

определением

 

соответствия

 

постав

-

ляемого

 

товара

 

потребностям

 

заказчика

Аналогичные

 

требования

 

внесены

 

и

 

в

 

Феде

-

ральный

 

закон

 

от

 18.07.2011 

года

 

 223-

ФЗ

 «

О

 

за

-

купках

 

товаров

работ

услуг

 

отдельными

 

видами

 

юридических

 

лиц

». 

Таким

 

образом

для

 

реализации

 

задач

 

про

-

мышленной

 

политики

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

требуется

 

разработка

 

и

 

реализация

 

комплексной

 

программы

 

мероприятий

 

по

 

развитию

 

научно

-

тех

-

нологической

 

и

 

производственной

 

базы

 

РФ

необ

-

ходимой

 

для

 

обеспечения

 

стабильного

 

развития

 

производства

 

и

 

сбыта

 

продукции

как

 

на

 

внутрен

-

нем

так

 

и

 

на

 

внешнем

 

рынках

.

Распоряжение

 

Правительства

 

РФ

 

от

 28.07.2017 

 1632-

р

  «

Об

 

утверждении

 

программы

  «

Цифро

-

вая

 

экономика

 

Российской

 

Федерации

» 

и

 

По

-

становление

 

Правительства

 

РФ

 

от

 28 

августа

2017 

г

 1030 «

О

 

системе

 

управления

 

реали

-

зацией

 

программы

  «

Цифровая

 

экономика

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

» 

определяют

 

цели

задачи

направления

объемы

 

и

 

сроки

 

реализации

 

основ

-

ных

 

мер

 

государственной

 

политики

 

Российской

 

Федерации

 

по

 

созданию

 

необходимых

 

условий

 

для

 

развития

 

цифровой

 

экономики

 

Российской

 

Федерации

в

 

которой

 

данные

 

в

 

цифровой

 

фор

-

ме

 

являются

 

ключевым

 

фактором

 

производства

 

во

 

всех

 

сферах

 

социально

-

экономической

 

дея

-

тельности

что

 

повышает

 

конкурентоспособность

 

страны

качество

 

жизни

 

граждан

обеспечива

-

ет

 

экономический

 

рост

 

и

 

национальный

 

сувере

-

нитет

.

По

 

предложению

 

Всемирного

 

экономического

 

форума

для

 

оценки

 

готовности

 

стран

 

к

 

цифро

-

 5 (50) 2018


Page 6
background image

24

вой

 

экономике

 

используется

 

актуальная

 

версия

 

международного

 

индекса

 

сетевой

 

готовности

представленная

 

в

 

докладе

  «

Глобальные

 

инфор

-

мационные

 

технологии

» 

за

 2016 

год

Усовершен

-

ствованный

 

индекс

 

измеряет

насколько

 

успешно

 

экономики

 

стран

 

используют

 

цифровые

 

техноло

-

гии

 

для

 

повышения

 

конкурентоспособности

 

и

 

бла

-

госостояния

а

 

также

 

оценивает

 

факторы

влияю

-

щие

 

на

 

развитие

 

цифровой

 

экономики

.

Согласно

 

указанному

 

исследованию

 

Россий

-

ская

 

Федерация

 

занимает

 41-

е

 

место

 

по

 

готовности

 

к

 

цифровой

 

экономике

 

со

 

значительным

 

отрывом

 

от

 

десятки

 

лидирующих

 

стран

таких

 

как

 

Синга

-

пур

Финляндия

Швеция

Норвегия

Соединенные

 

Штаты

 

Америки

Нидерланды

Швейцария

Вели

-

кобритания

Люксембург

 

и

 

Япония

С

 

точки

 

зрения

 

экономических

 

и

 

инновационных

 

результатов

 

ис

-

пользования

 

цифровых

 

технологий

Российская

 

Федерация

 

занимает

 38-

е

 

место

 

с

 

большим

 

отста

-

ванием

 

от

 

стран

-

лидеров

таких

как

 

Финляндия

Швейцария

Швеция

Израиль

Сингапур

Нидер

-

ланды

Соединенные

 

Штаты

 

Америки

Норвегия

Люксембург

 

и

 

Германия

.

Сложившаяся

 

ситуация

 

характеризует

 

недо

-

статочно

 

развитые

 

государственные

 

и

 

частные

 

институты

финансовый

 

рынок

готовность

 

бизне

-

са

 

финансировать

 

проекты

 

по

 

развитию

 

цифро

-

вой

 

экономики

желание

 

производителей

 

активно

 

переводить

 

каталоги

 

в

 

цифровой

 

формат

Все

 

это

 

является

  «

узкими

» 

местами

 

для

 

конкуренто

-

способности

 

России

 

на

 

глобальном

 

цифровом

 

рынке

 

и

 

требует

 

скорейшего

 

решения