ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИЯ
12
т
е
х
п
о
л
и
т
и
к
а
техполитика
О
хватывая
все
ключевые
на
-
правления
деятельности
ком
-
пании
,
начиная
от
проектиро
-
вания
структуры
сети
,
проекти
-
рования
ПС
и
ЛЭП
и
заканчивая
инно
-
вационным
развитием
,
документ
опре
-
деляет
совокупность
требований
,
сле
-
дуя
которым
будет
обеспечено
принятие
таких
решений
,
которые
при
своей
реа
-
лизации
позволят
добиться
надёжности
,
безопасности
и
эффективности
функцио
-
нирования
ЕНЭС
,
максимальными
тем
-
пами
проводить
модернизацию
основ
-
ных
фондов
,
эффективно
внедрять
ре
-
зультаты
научно
-
исследовательских
ра
-
бот
и
сократить
вложения
при
капиталь
-
ном
строительстве
.
Важной
стороной
Положения
о
техни
-
ческой
политике
является
установление
в
нём
ограничений
на
применение
уста
-
ревших
технологий
и
оборудования
,
а
в
ближайшей
перспективе
—
и
запрет
на
их
применение
.
Оказывая
,
с
одной
сто
-
роны
,
отражённый
выше
благоприятный
эффект
для
электрической
сети
в
целом
,
данные
мероприятия
вынужденно
об
-
ратят
внимание
производителей
обору
-
дования
,
конструкций
,
проектных
и
под
-
рядных
организаций
на
необходимость
модернизации
своих
производств
и
тех
-
нологий
.
Сегодня
,
спустя
полгода
после
утверждения
Положения
о
технической
политике
,
ФСК
ЕЭС
реализуются
знако
-
вые
проекты
,
соответствующие
в
полной
мере
данному
документу
.
В
частности
,
в
зоне
эксплуатацион
-
ной
ответственности
филиала
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
» —
МЭС
Северо
-
Запада
реализует
-
ся
проект
строительства
передачи
по
-
стоянного
тока
от
Ленинградской
атом
-
ной
станции
до
ПС
330/400
кВ
«
Выборг
-
ская
»
с
комплексной
реконструкцией
и
техническим
перевооружением
указан
-
ной
подстанции
.
Передача
позволит
не
только
обеспе
-
чить
надёжную
выдачу
мощности
вновь
вводимого
блока
АЭС
в
соответствии
с
современными
нормативными
требо
-
ваниями
,
повысить
надёжность
экспор
-
та
электрической
энергии
в
энергоси
-
стему
Финляндии
,
но
и
сформировать
кольцевую
схему
на
сверхвысоком
на
-
пряжении
вокруг
Санкт
-
Петербурга
.
По
-
следнее
в
свою
очередь
приведёт
к
раз
-
грузке
существующей
электрической
сети
от
транзитных
перетоков
в
объёме
1000
МВт
,
позволив
высвободить
имею
-
щиеся
мощности
для
присоединения
но
-
вых
потребителей
,
а
также
сократить
по
-
тери
мощности
на
величину
до
70
МВт
.
Кроме
прочего
,
наличие
передачи
по
-
стоянного
тока
с
её
работой
в
«
кольце
»
гарантированно
исключит
повторение
блэкаутов
,
аналогичных
произошедше
-
му
в
2010
г
.
Кроме
очевидных
преимуществ
для
Ленинградской
энергосистемы
,
следует
выделить
косвенный
положительный
эф
-
фект
,
создаваемый
реализацией
данно
-
го
проекта
.
Так
,
привлечение
к
его
реа
-
лизации
ведущих
институтов
в
области
Движение в
сторону прогресса
В феврале 2011 г. советом директоров Федеральной сете-
вой компании было утверждено Положение о технической
политике, знаковый документ, формализовавший смену
курса компании — переход от расширения сети к её разви-
тию — и параллельно задавший направления техническо-
го прогресса для её контрагентов.
Андрей ЧЕРЕЗОВ, заместитель председателя
Правления — главный инженер ОАО «ФСК ЕЭС»,
Евгений СТОЛЯРОВ, заместитель начальника
Департамента подстанций ОАО «ФСК ЕЭС»
13
№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011
преобразовательной
техники
и
постоянного
тока
—
ФГУП
«
ВЭИ
»,
ОАО
«
НИИПТ
» —
наряду
с
рядом
ведущих
зарубеж
-
ных
производителей
преобразовательных
устройств
по
-
зволяет
осуществлять
инъекцию
самых
современных
тех
-
нологий
,
дать
толчок
к
развивитию
отечественной
науки
.
Ввод
всех
объектов
передачи
планируется
осуществить
до
2015
г
.
Наряду
с
Ленинградской
энергосистемой
в
настоящее
время
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
прорабатывается
целесообраз
-
ность
реализации
глобального
проекта
по
повышению
на
-
дёжности
функционирования
Московской
энергосистемы
путём
строительства
нескольких
глубоких
вводов
на
сверх
-
высоком
номинальном
напряжении
,
а
также
централизо
-
ванного
решения
проблемы
с
координацией
токов
корот
-
кого
замыкания
.
Другим
знаковым
объектом
для
Федеральной
сетевой
компании
является
реконструкция
ВЛ
220
кВ
Черпеть
—
Спутник
—
Орбита
—
Калужская
,
проводящаяся
с
примене
-
нием
высотных
металлических
многогранных
опор
с
высо
-
той
подвески
проводов
45,5
м
.
Широко
распространённые
за
рубежом
,
применяе
-
мые
в
России
впервые
высотные
опоры
позволят
исклю
-
чить
риски
автоматических
отключений
линии
электропе
-
редачи
,
обусловленные
наиболее
распространённой
их
причиной
—
перекрытиями
на
деревья
и
кустарниковую
растительность
,
строительную
технику
.
Кроме
того
,
появит
-
ся
возможность
существенно
сократить
ширину
просек
до
значений
,
минимально
необходимых
с
технологической
точки
зрения
.
Особо
следует
отметить
применение
во
всех
разраба
-
тываемых
в
настоящее
время
по
заказу
компании
про
-
ектах
нового
строительства
,
комплексной
реконструкции
воздушных
линий
электропередачи
проводов
нового
типа
,
обладающих
большей
пропускной
способностью
и
лучши
-
ми
прочностными
характеристиками
по
сравнению
со
стандартными
проводами
марки
АС
при
аналогичных
се
-
чениях
.
Применение
проводов
нового
типа
позволяет
су
-
щественно
сократить
металлоёмкость
линий
за
счёт
увели
-
чения
пролётов
между
опорами
,
снижения
расчётных
се
-
чений
проводов
,
что
в
целом
приводит
к
большей
эффек
-
тивности
капиталовложений
.
Следуя
данному
требованию
ФСК
,
уже
сегодня
два
оте
-
чественных
предприятия
(
ЗАО
«
Кирсккабель
»,
ОАО
«
Моска
-
бельмет
»)
завершают
разработку
и
постановку
в
серийное
производство
новых
типов
проводов
.
В
части
подстанционного
оборудования
Положением
о
технической
политике
рекомендуется
применение
ком
-
бинированных
коммутационных
аппаратов
высокой
за
-
водской
готовности
,
сочетающих
в
себе
функции
выклю
-
чателя
и
разъединителей
.
Данное
оборудование
,
также
массово
применяемое
в
зарубежных
энергокомпаниях
,
позволяет
отказаться
от
наиболее
аварийных
элементов
открытых
распределительных
устройств
—
разъедините
-
лей
, —
на
долю
которых
приходится
до
30%
всех
отказов
,
связанных
с
полным
погашением
подстанций
.
Обладая
большинством
преимуществ
более
дорогих
комплект
-
ных
распределительных
устройств
с
элегазовой
изоля
-
цией
(
за
исключением
возможности
строительства
ком
-
пактных
закрытых
подстанций
,
необходимых
,
как
прави
-
ло
,
в
исключительных
случаях
:
в
крупных
городах
,
рай
-
онах
с
повышенной
степенью
загрязнённости
атмосфе
-
ры
,
в
регионах
с
экстремально
низкими
температурами
внешнего
воздуха
),
комбинированные
аппараты
позво
-
ляют
отказаться
от
дорогостоящих
капитальных
зданий
,
с
которыми
впоследствии
связан
ряд
эксплуатационных
издержек
.
В
настоящее
время
прорабатывается
возможность
пи
-
лотного
внедрения
комбинированных
коммутационных
аппаратов
номинальным
напряжением
220
кВ
различ
-
ных
типов
на
ПС
220
кВ
«
Баргузин
», «
Горячинская
»
фили
-
ала
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
» —
МЭС
Сибири
,
ПС
220
кВ
«
Амур
»
фи
-
лиала
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
» —
МЭС
Востока
.
Уже
проводится
опытно
-
промышленная
эксплуатация
на
ПС
220
кВ
«
Дми
-
тров
»
филиала
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
» —
МЭС
Центра
выключателя
-
разъединителя
,
также
к
ним
относящегося
.
В
части
инновационного
развития
,
в
первую
очередь
необходимо
выделить
направление
деятельности
по
раз
-
работке
технологической
платформы
для
построения
активно
-
адаптивной
сети
,
определённое
Положением
о
технической
политике
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
».
В
связи
с
либерализацией
электроэнергетической
от
-
расли
,
развитием
рыночных
отношений
в
электроэнерге
-
тике
,
к
функционированию
и
развитию
ЕНЭС
в
частности
Пример
высотной
стальной
многогранной
опоры
Пример
ОРУ
ПС
,
оснащённой
выключателями
-
разъединителями
(
коммутационные
модули
DCB,
отсутствие
разъединителей
,
ячей
-
ки
высокой
заводской
готовности
,
жёсткая
ошиновка
,
полимерная
изоляция
электротехнического
оборудования
)
14
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
и
электроэнергетической
отрасли
в
целом
предъявляются
новые
и
ужесточаются
традиционные
требования
,
касаю
-
щиеся
в
первую
очередь
:
•
надёжности
функционирования
энергообъектов
и
,
как
следствие
,
надёжности
электроснабжения
потребите
-
лей
;
•
готовности
электросетевой
инфраструктуры
к
обеспе
-
чению
функционирования
оптового
и
розничных
рын
-
ков
электрической
энергии
,
параллельной
работы
ЕЭС
России
и
электроэнергетических
систем
иностран
-
ных
государств
,
присоединению
новых
генерирующих
мощностей
и
потребителей
;
•
экономичности
функционирования
и
развития
;
•
безопасности
персонала
и
сокращения
негативного
влияния
на
экологию
.
Развивающаяся
сегодня
по
традиционным
принци
-
пам
ЕНЭС
в
определённой
перспективе
не
сможет
в
пол
-
ной
мере
удовлетворять
выдвигаемым
к
ней
требовани
-
ям
,
что
определяет
необходимость
перехода
к
инноваци
-
онному
пути
её
развития
.
В
рамках
разрабатываемой
концепции
разнообразие
требований
к
новой
электроэнергетике
(
ААС
)
может
быть
сведено
к
следующей
базовой
группе
:
•
доступность
—
обеспечение
потребителей
энергией
в
зависимости
от
того
,
когда
и
где
она
им
необходима
,
и
в
зависимости
от
оплачиваемого
качества
;
•
надёжность
—
возможность
противостояния
физиче
-
ским
и
информационным
негативным
воздействиям
без
масштабных
отключений
или
высоких
затрат
на
восстановление
работы
;
•
экономичность
—
функционирование
в
соответствии
с
основными
законами
спроса
и
предложения
на
базе
обоснованных
цен
;
•
эффективность
—
обеспечение
контроля
над
затрата
-
ми
,
снижение
потерь
электроэнергии
при
её
переда
-
че
и
распределении
,
более
эффективные
производство
электроэнергии
и
эксплуатация
оборудования
;
•
органичность
во
взаимодействии
с
окружающей
сре
-
дой
—
снижение
воздействий
на
окружающую
среду
осуществляется
посредством
нововведений
в
генера
-
ции
,
передаче
,
распределении
,
хранении
и
потребле
-
нии
;
•
безопасность
—
обеспечение
ненанесения
ущерба
внешней
среде
или
обслуживающему
персоналу
;
•
технологическое
единство
—
национальная
сеть
долж
-
на
быть
модернизована
не
посредством
разных
техно
-
логий
,
выбранных
в
случайном
порядке
,
а
с
помощью
спланированной
программы
и
системы
взглядов
.
Для
реализации
этих
требований
ААС
должна
обла
-
дать
новыми
свойствами
,
основными
из
которых
явля
-
ются
:
•
стандартизованный
высокотехнологичный
гибкий
ин
-
терфейс
«
генератор
—
сеть
», «
потребитель
—
сеть
»;
•
новая
сетевая
топология
,
обеспечивающая
регулиро
-
вание
обменов
мощности
с
соответствующей
систе
-
мой
управления
активными
элементами
ААС
и
объек
-
тами
генерации
;
•
адаптивная
реакция
управляемых
элементов
ААС
на
изменение
электроэнергетического
режима
энергоси
-
стемы
в
реальном
времени
,
в
том
числе
во
взаимодей
-
ствии
с
централизованными
и
локальными
устройства
-
ми
режимного
и
противоаварийного
управления
в
нор
-
мальных
и
аварийных
режимах
;
•
базирование
на
новых
информационных
ресурсах
и
технологиях
для
оценки
ситуаций
,
выработки
и
приня
-
тия
оперативных
и
долговременных
решений
.
С
целью
обеспечения
построения
ААС
,
обладающей
вышеотмеченными
свойствами
,
в
ближайшее
время
тре
-
буется
разработка
инновационной
технологической
плат
-
формы
,
включающей
в
себя
следующие
основные
на
-
правления
:
•
современное
высокопроизводительное
оборудование
с
улучшенными
экономическими
,
надёжностными
и
экологическими
характеристиками
;
•
интеллектуальные
системы
автоматического
управле
-
ния
генерацией
и
нагрузкой
в
ситуационном
(
предава
-
рийном
)
и
нормальном
режимах
;
•
активную
интерфейсную
связь
,
обеспечивающую
воз
-
можность
подключения
новых
автоматических
систем
с
использованием
возобновляемых
,
вторичных
и
не
-
традиционных
энергоисточников
;
•
новые
информационные
ресурсы
и
технологии
для
оценки
ситуаций
,
выработки
и
принятия
оперативных
и
долговременных
решений
;
•
компетентную
научную
,
проектную
и
образовательную
базу
.
Данные
направления
в
свою
очередь
базируются
на
следующих
технологиях
,
требующих
в
ближайшее
время
отработки
и
пилотного
внедрения
:
•
ограничителей
токов
короткого
замыкания
(
коммута
-
ционных
,
сверхпроводниковых
,
полупроводниковых
);
•
накопителей
электроэнергии
различного
типа
и
назначе
-
ния
(
аккумуляторы
большой
энергоёмкости
,
маховико
-
вые
агрегаты
,
сверхпроводниковые
накопители
и
др
.);
•
устройств
на
основе
высокотемпературной
сверхпро
-
водимости
(
генераторы
,
трансформаторы
,
КЛ
пере
-
менного
и
постоянного
тока
,
компенсаторы
реактив
-
ной
мощности
,
ограничители
токов
короткого
замыка
-
ния
и
др
.);
•
систем
самодиагностики
оборудования
в
режиме
«on-line»,
интеллектуальных
самодиагностирующихся
трансформаторов
,
КРУЭ
и
других
электроустановок
;
•
оптических
систем
измерения
и
управления
и
создан
-
ных
на
их
основе
цифровых
ПС
;
•
современных
систем
релейной
защиты
,
противоава
-
рийного
и
режимного
управления
;
•
программных
комплексов
и
информационных
управ
-
ляющих
систем
.
Создание
ИЭС
ААС
должно
стать
основным
двигателем
технического
прогресса
в
электроэнергетике
,
стимулируя
следующие
направления
:
•
инновационные
технологии
передачи
и
преобразова
-
ния
электроэнергии
,
автоматическое
управление
;
•
фундаментальные
научные
исследования
,
в
т
.
ч
.
в
обла
-
сти
новых
материалов
;
•
эффективные
нетрадиционные
и
возобновляемые
ис
-
точники
электроэнергии
.
При
этом
положительными
факторами
технологическо
-
го
прогресса
для
экономики
РФ
послужат
:
•
развитие
отечественной
электротехнической
промыш
-
ленности
;
•
повышение
эффективности
использования
энергоре
-
сурсов
;
•
снижение
выбросов
углекислого
газа
и
вредных
ве
-
ществ
в
атмосферу
за
счёт
экономии
производства
электроэнергии
.
Оригинал статьи: Движение в сторону прогресса
В феврале 2011 г. советом директоров Федеральной сетевой компании было утверждено Положение о технической политике, знаковый документ, формализовавший смену курса компании — переход от расширения сети к её развитию — и параллельно задавший направления технического прогресса для её контрагентов