

112
в
ы
с
т
а
в
к
и
.
к
о
н
ф
е
р
е
н
ц
и
и
выставки. конференции
Дуэт науки и искусства
Именно
этими
словами
можно
описать
инструмент
терменвокс
,
необычным
звучанием
которого
под
аккомпанемент
симфони
-
ческого
оркестра
могли
насладиться
участники
IX
Международ
-
ной
научно
-
технической
конференции
«
Развитие
и
повышение
надежности
распределительных
электрических
сетей
».
Уни
-
кальное
мероприятие
TELFEST 2024
было
организовано
гене
-
ральным
партнером
конференции
—
научно
-
производственной
группой
компаний
«
Таврида
Электрик
».
Подробнее
о
термен
-
воксе
,
фестивале
,
синтезе
науки
и
искусства
в
выставочной
экспозиции
«
Мир
электричества
» —
в
нашем
материале
.
ПРЕДОК
ВСЕХ
СИНТЕЗАТОРОВ
Компания
«
Таврида
Электрик
»
уже
не
первый
год
выступает
генеральным
партнером
конференции
«
Развитие
и
повышение
надежности
распре
-
делительных
электрических
сетей
»,
организаторами
которой
являются
журнал
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Пере
-
дача
и
распределение
»
и
главный
электросетевой
холдинг
страны
—
ПАО
«
Россети
».
И
ежегодно
это
со
-
трудничество
выливается
в
традици
-
онные
летние
мероприятия
,
которые
проводятся
в
различных
форматах
,
но
всегда
нацелены
на
то
,
чтобы
зри
-
тель
не
только
получил
удовольствие
от
шоу
,
но
и
обрел
что
-
то
новое
для
себя
.
Таким
мероприятием
в
этом
году
стал
TELFEST 2024,
организованный
в
рамках
выставки
«
Мир
электриче
-
ства
»,
о
которой
расскажем
во
второй
половине
статьи
.
Место
главной
звезды
меропри
-
ятия
TELFEST 2024
занял
термен
-
вокс
—
первый
в
истории
электронный
музыкальный
инструмент
,
разрабо
-
танный
в
начале
прошлого
века
со
-
ветским
ученым
Львом
Терменом
.
Слова
,
вынесенные
в
заголовок
данной
статьи
,
в
полной
мере
ха
-
рактеризуют
и
создателя
терменвок
-
са
—
Лев
Сергеевич
Термен
вошел
в
историю
не
только
как
выдающийся
изобретатель
,
но
и
как
талантливый
музыкант
.
Он
стал
основателем
ми
-
ровой
школы
терменвокса
,
а
также
отцом
целой
династии
виртуозных
исполнителей
.
А
началось
все
в
далеком
1919
го
-
ду
,
когда
только
вернувшийся
с
войны
красноармеец
,
виолончелист
и
специ
-
алист
по
радиотехнике
Лев
Термен
был
приглашен
на
работу
в
Физико
-
технический
институт
в
Петрограде
.
Легендарный
руководитель
институ
-
та
Абрам
Иоффе
поставил
новому
сотруднику
задачу
создать
прибор
для
измерения
диэлектрической
по
-
стоянной
газов
при
различных
давле
-
Лев
Термен
демонстрирует
игру
на
терменвоксе
(
декабрь
1927
года
)

113
ниях
и
температурах
.
В
процессе
работы
молодой
ученый
заметил
,
что
созданное
им
устройство
не
только
фиксирует
состояние
ве
-
ществ
,
но
и
реагирует
на
движе
-
ние
подносимых
к
нему
объектов
,
издавая
при
этом
глубокие
мело
-
дичные
звуки
.
Тогда
Льву
Термену
и
пришла
в
голову
идея
,
что
при
небольшой
доработке
его
изобре
-
тение
вполне
можно
использовать
как
музыкальный
инструмент
.
Официальная
презентация
тер
-
менвокса
состоялась
в
ноябре
1920
года
на
заседании
кружка
ме
-
хаников
имени
профессора
Кир
-
пичева
.
Кстати
,
сам
изобретатель
изначально
назвал
свой
музы
-
кальный
инструмент
этеротоном
(
от
греческого
— «
эфир
»
и
английского
tone — «
звук
»),
а
название
в
честь
создателя
терменвокс
получил
уже
с
легкой
руки
журналистов
.
«
Этот
инструмент
участвует
в
нашем
концерте
неслучайно
.
Также
неслучайно
он
занял
и
осо
-
бое
место
на
выставке
«
Мир
элек
-
тричества
», —
рассказал
заме
-
ститель
генерального
директора
«
Таврида
Электрик
»
Владислав
Воротницкий
. —
Этот
инструмент
придумал
советский
изобретатель
Лев
Термен
.
На
этом
инструменте
играли
Ленин
,
Эйнштейн
и
Чарли
Петр
Термен
на
TELFEST 2024
«
Когда
я
сделал
терменвок
c,
его
возможности
превосходили
возможности
всех
существовавших
инструментов
,
так
что
я
был
убежден
,
что
композито
-
ры
должны
создавать
новую
музыку
для
этого
нового
тембра
и
что
вдобавок
к
традиционной
исполнительской
технике
они
должны
осваивать
новые
».
Лев
Термен
в
своей
лаборатории
Чаплин
.
Это
первый
электронный
инструмент
,
с
которого
началась
целая
большая
история
.
И
сегод
-
ня
в
нашем
концерте
принимает
участие
правнук
изобретателя
Петр
Термен
,
который
покажет
,
на
что
этот
инструмент
способен
».
«
Терменвокс
—
это
единствен
-
ный
музыкальный
инструмент
,
на
котором
играют
движениями
рук
в
воздухе
без
прикосновений
, —
говорит
Петр
Термен
,
музыкант
,
композитор
,
поэт
,
руководитель
отечественной
школы
терменвок
-
са
и
правнук
изобретателя
ин
-
струмента
. —
Здесь
возле
двух
металлических
антенн
находятся
два
невидимых
электромагнит
-
ных
поля
.
Когда
правая
рука
при
-
ближается
к
прямой
антенне
,
звук
становится
выше
,
когда
отдаляет
-
ся
—
ниже
.
Левая
рука
отвечает
за
громкость
:
ближе
к
подково
-
образной
антенне
—
тише
,
даль
-
ше
—
громче
.
Абсолютно
любое
движение
исполнителя
сразу
пре
-
вращается
в
звук
».
Стоит
отметить
,
что
электриче
-
ская
схема
,
разработанная
Львом
Терменом
,
подарила
миру
не
толь
-
ко
терменвокс
.
На
ее
основе
было
создано
абсолютное
большинство
электронных
инструментов
,
по
-
явившихся
до
наступления
эры
диджитал
.
Легендарный
инженер
Роберт
Муг
,
создавший
всемирно
известный
муг
-
синтезатор
,
назы
-
вал
терменвокс
«
краеугольным
камнем
современной
музыкаль
-
ной
технологии
».
Кстати
,
и
сам
Муг
начинал
карьеру
именно
как
сбор
-
щик
терменвоксов
,
а
в
1954
году
разработал
собственную
версию
инструмента
,
которая
и
по
сей
день
остается
самой
популярной
его
модификацией
.
«
Терменвокс
—
это
с
одной
стороны
инструмент
,
с
которо
-
го
началась
история
мировой
электронной
музыки
, —
говорит
Петр
Термен
. —
А
с
другой
сторо
-
ны
,
это
по
-
прежнему
уникальная
русская
новация
,
инструмент
,
ко
-
торый
сделал
звук
управляемым
с
помощью
жестов
в
электро
-
магнитных
полях
».
В
том
,
что
правнук
изобретателя
виртуозно
владеет
такими
жестами
, 3
июля
убедились
слушатели
концерта
TELFEST 2024.
В
исполнении
Пет
-
ра
Термена
и
под
аккомпанемент
Antonio Orchestra
прозвучали
ше
-
девры
симфонической
музыки
,
классика
джаза
и
рока
,
современ
-
ные
хиты
.
А
для
тех
,
кто
пропустил
мероприятие
,
доступна
видеоза
-
пись
концерта
.
QR-
код
со
ссылкой
на
концерт
:
Из
интервью
Льва
Термена
исследователю
электронной
музыки
Оливии
Мэттис
(1989
год
)
№
4 (85) 2024

114
ВЫСТАВКИ,
КОНФЕРЕНЦИИ
ПУТЬ
,
У
КОТОРОГО
НЕТ
КОНЦА
Как
уже
упоминалось
,
мероприятие
TELFEST 2024
прошло
в
рамках
выставки
«
Мир
электричества
»,
организованной
в
ходе
междуна
-
родного
форума
-
выставки
«
Рос
-
сия
»
на
ВДНХ
.
Организаторы
выставки
:
рабочая
группа
рын
-
ка
Национальной
технологиче
-
ской
инициативы
«
Энерджинет
»,
компания
«
Таврида
Электрик
»,
Центр
«
Энерджинет
»,
Минэнерго
РФ
и
Российское
энергетическое
агентство
.
«
Я
уверен
,
что
экспозиция
«
Мир
электричества
»,
которую
мы
сегодня
открываем
и
которая
рас
-
сказывает
и
об
истории
появления
электричества
,
и
о
влиянии
элек
-
тричества
на
науку
,
культуру
и
(
что
тоже
немаловажно
)
искусство
,
будет
способствовать
тому
,
что
в
электроэнергетике
будут
появ
-
ляться
знающие
специалисты
с
го
-
рящими
глазами
», —
подчеркнул
на
открытии
выставки
генераль
-
ный
директор
Российского
энер
-
гетического
агентства
(
РЭА
)
Мин
-
энерго
России
Алексей
Кулапин
.
Экспозиция
«
Мир
электриче
-
ства
»
была
представлена
на
вы
-
ставке
-
форуме
«
Россия
»
с
15
мая
по
8
июля
в
павильоне
«
Энергия
жизни
».
Каждый
посетитель
мог
ознакомиться
с
историей
электро
-
энергетики
и
столетней
эволю
-
цией
технологий
распределения
электроэнергии
,
узнать
о
влия
-
нии
электричества
на
искусство
и
о
роли
русской
инженерной
школы
в
становлении
мировой
электроэнергетики
.
«
Мы
постарались
показать
,
насколько
многогранна
наша
от
-
расль
и
как
электроэнергетика
влияет
буквально
на
все
сферы
нашей
повседневной
жизни
», —
отмечают
в
«
Таврида
Электрик
».
«
Будущему
инженеру
важно
не
только
иметь
специальные
зна
-
ния
,
но
и
уметь
увидеть
всю
слож
-
ность
отношений
современных
технологий
,
связанных
с
элек
-
трической
энергией
,
научиться
видеть
в
«
чудесах
»
явлений
при
-
роды
будущие
чудеса
техники
и
освоить
мастерство
повседнев
-
ной
технологической
грамотности
.
Инженер
-
энергетик
—
это
всегда
профессия
будущего
», —
отметил
соруководитель
рабочей
группы
Национальной
технологической
инициативы
«
Энерджинет
»
Олег
Гринько
.
Каждый
посетитель
«
Мира
электричества
»
получил
воз
-
можность
символически
пройти
тот
самый
путь
,
который
прошла
энергетика
от
первых
эксперимен
-
тов
античных
ученых
до
наших
дней
,
а
также
заглянуть
в
вероят
-
ное
будущее
отрасли
.
Так
,
например
,
в
разделе
«
Технологии
»
была
собрана
вну
-
шительная
коллекция
распреде
-
лительных
устройств
,
трансфор
-
маторов
,
измерительной
и
ком
-
Выставка
«
Мир
электричества
»
Счетчик
ватт
-
часов
GENERAL
ELECTRIC 1915
года
выпуска
мутационной
техники
,
приборов
учета
,
релейной
защиты
и
авто
-
матики
различных
годов
выпуска
,
что
позволяло
гостям
выставки
собственными
глазами
просле
-
дить
эволюцию
электротехниче
-
ского
оборудования
.
Кроме
того
,
на
выставке
можно
было
увидеть
несколько
уникаль
-
ных
и
исторически
ценных
экс
-
понатов
.
Среди
них
выделяется
индукционный
счетчик
ватт
-
часов
General Electric 1915
года
,
весом
18,5
кг
,
с
отдельными
цифербла
-
тами
для
каждого
разряда
.
Вну
-
три
счетчика
были
найдены
запи
-
си
поверок
с
1916
по
1947
годы
.
Также
на
выставке
представлен
самый
старый
экспонат
—
про
-
ходной
трансформатор
тока
West-
inghouse Electric,
произведенный
в
1907
году
.
Интерес
вызывает
и
первая
в
мире
промышленная
вакуумная
дугогасительная
каме
-
ра
General Electric,
выпускавшаяся
с
1958
по
2012
год
.
Советские
раз
-
работки
представлены
камерой
КДВ
-21,
которая
была
значительно
компактнее
зарубежных
аналогов
,
и
пунктом
секционирования
серии
К
-108,
демонстрирующим
эволю
-
цию
отечественных
устройств
ав
-
томатизации
воздушных
линий
.
Особенностью
экспозиции
было
то
,
что
большинство
экспонатов
можно
было
не
только
рассмо
-
треть
,
но
и
потрогать
,
а
некоторые
даже
взять
в
руки
,
если
это
позво
-
ляла
их
масса
.

115
В
разделе
«
Портал
Будущего
»
гости
могли
познакомиться
с
ми
-
ром
2100
года
глазами
мальчи
-
ка
,
живущего
на
лунной
станции
.
Он
вспоминал
рассказы
дедушки
о
временах
,
когда
транспорт
ра
-
ботал
на
продуктах
нефтепере
-
работки
,
а
первые
электромобили
и
водородные
поезда
только
на
-
чинали
появляться
.
В
его
время
микрогриды
заменили
централи
-
зованные
энергосистемы
,
про
-
изводя
и
распределяя
энергию
с
помощью
искусственного
ин
-
теллекта
.
Солнечные
станции
на
околоземной
орбите
передают
энергию
на
Землю
лазерными
лу
-
чами
,
обеспечивая
потребности
крупных
предприятий
.
Современные
экополисы
,
куда
люди
переселяются
из
мегапо
-
лисов
,
управляются
интеллек
-
туальными
системами
,
которые
контролируют
производство
и
рас
-
пределение
электричества
,
тепла
,
воды
и
зарядку
роботов
.
Архитек
-
торы
и
инженеры
разрабатывают
инфраструктуру
будущего
,
а
ком
-
пактные
термоядерные
станции
,
над
которыми
работают
ученые
,
откроют
путь
к
освоению
других
планет
.
Все
это
—
то
,
над
чем
уже
сегодня
трудятся
ученые
и
разра
-
ботчики
со
всей
Земли
.
Завершение
экспозиции
—
раз
-
дел
«
Вдохновленные
электри
-
чеством
».
Этот
раздел
о
вдохно
-
вении
и
реализации
творческих
проектов
,
ставших
возможными
благодаря
не
только
гению
авто
-
ров
,
но
и
электричеству
.
Здесь
гости
могли
узнать
о
чем
записки
князя
Одоевского
, «
жидком
огне
»,
где
находились
Дворец
электри
-
чества
и
Замок
воды
,
сколько
уче
-
ных
изображено
на
полотне
Рауля
Дюфи
«
Фея
электричества
»
и
ве
-
ликом
пути
электричества
из
мифа
в
реальность
,
историю
возникно
-
вения
знаменитых
работ
в
свето
-
писи
Пабло
Пикассо
,
увидеть
ре
-
плики
первых
в
мире
кинетической
скульптуры
(
автор
Ласло
Мохой
-
Надь
)
и
скульптуры
с
внутрен
-
ним
электрическим
освещением
(
Пейдж
Бредли
).
Был
в
этой
зоне
и
интерактивный
экспонат
—
тер
-
менвокс
,
где
каждый
желающий
мог
почувствовать
себя
термен
-
воксистом
.
Многие
посетители
целена
-
правленно
шли
на
выставку
,
чтобы
насладиться
уникальным
звучанием
инструмента
в
испол
-
нении
Петра
Термена
и
принять
участие
в
его
мастер
-
классе
.
Еще
одна
изюминка
—
им
-
мерсивное
«
Тесла
-
шоу
».
Как
от
-
мечают
организаторы
,
эта
искро
-
метная
(
в
том
числе
и
буквально
)
научно
-
популярная
лекция
о
при
-
роде
электричества
удостоилась
особой
любви
гостей
выставки
.
Здесь
электричество
можно
было
не
только
увидеть
и
почувствовать
,
но
и
потрогать
руками
.
Посетители
выставки
отмети
-
ли
,
что
Тесла
-
шоу
поразило
их
и
их
детей
своей
зрелищностью
и
образовательной
ценностью
.
Одна
из
посетительниц
подели
-
лась
,
что
ей
и
ее
старшей
дочери
особенно
понравились
момен
-
ты
с
молниями
,
и
она
до
сих
пор
с
энтузиазмом
рассказывает
об
этом
друзьям
.
Другая
подчеркну
-
ла
,
что
шоу
оказалось
не
просто
развлечением
,
а
увлекательной
лекцией
,
которая
обогатила
их
но
-
выми
знаниями
и
даже
принесла
победу
в
интеллектуальной
игре
.
Еще
одна
мама
рассказала
,
что
после
шоу
ее
ребенок
преодолел
страх
перед
электричеством
и
те
-
перь
с
уверенностью
ставит
теле
-
фон
на
зарядку
.
Многие
родители
согласились
,
что
это
шоу
стало
настоящим
открытием
и
лучшим
уроком
физики
для
их
детей
,
про
-
будив
их
интерес
к
науке
.
Завершая
наше
повествова
-
ние
о
мероприятии
TELFEST 2024
и
выставке
«
Мир
электричества
»,
хочется
подчеркнуть
,
что
эти
со
-
бытия
стали
своеобразным
мо
-
стом
между
прошлым
,
настоящим
и
будущим
электроэнергетики
.
TELFEST 2024
продемонстри
-
ровал
,
как
искусство
и
наука
мо
-
гут
гармонично
сосуществовать
и
вдохновлять
друг
друга
.
Музыка
терменвокса
,
исполненная
на
фе
-
стивале
,
стала
символом
того
,
как
технология
может
стать
частью
культурного
наследия
,
вдохнов
-
ляя
новые
поколения
на
творче
-
ство
и
инновации
.
Каждый
гость
выставки
,
будь
то
взрослый
или
ребенок
,
смог
не
только
узнать
о
достижениях
на
-
уки
и
техники
,
но
и
почувствовать
себя
частью
этого
удивительного
мира
.
Выставка
и
фестиваль
по
-
казали
,
как
электричество
изме
-
няет
нашу
жизнь
,
вдохновляет
на
творчество
и
двигает
вперед
про
-
гресс
.
Эти
мероприятия
напом
-
нили
нам
,
что
будущее
создается
уже
сегодня
,
и
те
,
кто
осмеливает
-
ся
мечтать
и
воплощать
свои
идеи
в
жизнь
,
становятся
его
архитекто
-
рами
.
Р
Петр
Термен
(
слева
)
и
Олег
Гринько
(
справа
)
«
Тесла
-
шоу
»
№
4 (85) 2024
Оригинал статьи: Дуэт науки и искусства
Именно этими словами можно описать инструмент терменвокс, необычным звучанием которого под аккомпанемент симфонического оркестра могли насладиться участники IX Международной научно-технической конференции «Развитие и повышение надежности распределительных электрических сетей». Уникальное мероприятие TELFEST 2024 было организовано генеральным партнером конференции — научно-производственной группой компаний «Таврида Электрик». Подробнее о терменвоксе, фестивале, синтезе науки и искусства в выставочной экспозиции «Мир электричества» — в нашем материале.
ПРЕДОК ВСЕХ СИНТЕЗАТОРОВ
Компания «Таврида Электрик» уже не первый год выступает генеральным партнером конференции «Развитие и повышение надежности распределительных электрических сетей», организаторами которой являются журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» и главный электросетевой холдинг страны — ПАО «Россети». И ежегодно это сотрудничество выливается в традиционные летние мероприятия, которые проводятся в различных форматах, но всегда нацелены на то, чтобы зритель не только получил удовольствие от шоу, но и обрел что-то новое для себя. Таким мероприятием в этом году стал TELFEST 2024, организованный в рамках выставки «Мир электричества», о которой расскажем во второй половине статьи.
Место главной звезды мероприятия TELFEST 2024 занял терменвокс — первый в истории электронный музыкальный инструмент, разработанный в начале прошлого века советским ученым Львом Терменом.
Слова, вынесенные в заголовок данной статьи, в полной мере характеризуют и создателя терменвокса — Лев Сергеевич Термен вошел в историю не только как выдающийся изобретатель, но и как талантливый музыкант. Он стал основателем мировой школы терменвокса, а также отцом целой династии виртуозных исполнителей.

А началось все в далеком 1919 году, когда только вернувшийся с войны красноармеец, виолончелист и специалист по радиотехнике Лев Термен был приглашен на работу в Физикотехнический институт в Петрограде. Легендарный руководитель института Абрам Иоффе поставил новому сотруднику задачу создать прибор для измерения диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах. В процессе работы молодой ученый заметил, что созданное им устройство не только фиксирует состояние веществ, но и реагирует на движение подносимых к нему объектов, издавая при этом глубокие мелодичные звуки. Тогда Льву Термену и пришла в голову идея, что при небольшой доработке его изобретение вполне можно использовать как музыкальный инструмент.

Официальная презентация терменвокса состоялась в ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичева. Кстати, сам изобретатель изначально назвал свой музыкальный инструмент этеротоном (от греческого αιθέρας — «эфир» и английского tone — «звук»), а название в честь создателя терменвокс получил уже с легкой руки журналистов.
«Когда я сделал терменвокc, его возможности превосходили возможности всех существовавших инструментов, так что я был убежден, что композиторы должны создавать новую музыку для этого нового тембра и что вдобавок к традиционной исполнительской технике они должны осваивать новые».
Из интервью Льва Термена исследователю электронной музыки Оливии Мэттис (1989 год)
«Этот инструмент участвует в нашем концерте неслучайно. Также неслучайно он занял и особое место на выставке «Мир электричества», — рассказал заместитель генерального директора «Таврида Электрик» Владислав Воротницкий. — Этот инструмент придумал советский изобретатель Лев Термен. На этом инструменте играли Ленин, Эйнштейн и Чарли Чаплин. Это первый электронный инструмент, с которого началась целая большая история. И сегодня в нашем концерте принимает участие правнук изобретателя Петр Термен, который покажет, на что этот инструмент способен».

«Терменвокс — это единственный музыкальный инструмент, на котором играют движениями рук в воздухе без прикосновений, — говорит Петр Термен, музыкант, композитор, поэт, руководитель отечественной школы терменвокса и правнук изобретателя инструмента. — Здесь возле двух металлических антенн находятся два невидимых электромагнитных поля. Когда правая рука приближается к прямой антенне, звук становится выше, когда отдаляется — ниже. Левая рука отвечает за громкость: ближе к подковообразной антенне — тише, дальше — громче. Абсолютно любое движение исполнителя сразу превращается в звук».
Стоит отметить, что электрическая схема, разработанная Львом Терменом, подарила миру не только терменвокс. На ее основе было создано абсолютное большинство электронных инструментов, появившихся до наступления эры диджитал. Легендарный инженер Роберт Муг, создавший всемирно известный муг-синтезатор, называл терменвокс «краеугольным камнем современной музыкальной технологии». Кстати, и сам Муг начинал карьеру именно как сборщик терменвоксов, а в 1954 году разработал собственную версию инструмента, которая и по сей день остается самой популярной его модификацией.
«Терменвокс — это с одной стороны инструмент, с которого началась история мировой электронной музыки, — говорит Петр Термен. — А с другой стороны, это по-прежнему уникальная русская новация, инструмент, который сделал звук управляемым с помощью жестов в электромагнитных полях». В том, что правнук изобретателя виртуозно владеет такими жестами, 3 июля убедились слушатели концерта TELFEST 2024. В исполнении Петра Термена и под аккомпанемент Antonio Orchestra прозвучали шедевры симфонической музыки, классика джаза и рока, современные хиты. А для тех, кто пропустил мероприятие, доступна видеозапись концерта.
ПУТЬ, У КОТОРОГО НЕТ КОНЦА
Как уже упоминалось, мероприятие TELFEST 2024 прошло в рамках выставки «Мир электричества», организованной в ходе международного форума-выставки «Россия» на ВДНХ. Организаторы выставки: рабочая группа рынка Национальной технологической инициативы «Энерджинет», компания «Таврида Электрик», Центр «Энерджинет», Минэнерго РФ и Российское энергетическое агентство.

«Я уверен, что экспозиция «Мир электричества», которую мы сегодня открываем и которая рассказывает и об истории появления электричества, и о влиянии электричества на науку, культуру и (что тоже немаловажно) искусство, будет способствовать тому, что в электроэнергетике будут появляться знающие специалисты с горящими глазами», — подчеркнул на открытии выставки генеральный директор Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России Алексей Кулапин.
Экспозиция «Мир электричества» была представлена на выставке-форуме «Россия» с 15 мая по 8 июля в павильоне «Энергия жизни». Каждый посетитель мог ознакомиться с историей электроэнергетики и столетней эволюцией технологий распределения электроэнергии, узнать о влиянии электричества на искусство и о роли русской инженерной школы в становлении мировой электроэнергетики.
«Мы постарались показать, насколько многогранна наша отрасль и как электроэнергетика влияет буквально на все сферы нашей повседневной жизни», — отмечают в «Таврида Электрик».
«Будущему инженеру важно не только иметь специальные знания, но и уметь увидеть всю сложность отношений современных технологий, связанных с электрической энергией, научиться видеть в «чудесах» явлений природы будущие чудеса техники и освоить мастерство повседневной технологической грамотности. Инженер-энергетик — это всегда профессия будущего», — отметил соруководитель рабочей группы Национальной технологической инициативы «Энерджинет» Олег Гринько.
Каждый посетитель «Мира электричества» получил возможность символически пройти тот самый путь, который прошла энергетика от первых экспериментов античных ученых до наших дней, а также заглянуть в вероятное будущее отрасли.
Так, например, в разделе «Технологии» была собрана внушительная коллекция распределительных устройств, трансформаторов, измерительной и коммутационной техники, приборов учета, релейной защиты и автоматики различных годов выпуска, что позволяло гостям выставки собственными глазами проследить эволюцию электротехнического оборудования.

Кроме того, на выставке можно было увидеть несколько уникальных и исторически ценных экспонатов. Среди них выделяется индукционный счетчик ватт-часов General Electric 1915 года, весом 18,5 кг, с отдельными циферблатами для каждого разряда. Внутри счетчика были найдены записи поверок с 1916 по 1947 годы. Также на выставке представлен самый старый экспонат — проходной трансформатор тока Westinghouse Electric, произведенный в 1907 году. Интерес вызывает и первая в мире промышленная вакуумная дугогасительная камера General Electric, выпускавшаяся с 1958 по 2012 год. Советские разработки представлены камерой КДВ-21, которая была значительно компактнее зарубежных аналогов, и пунктом секционирования серии К-108, демонстрирующим эволюцию отечественных устройств автоматизации воздушных линий.
Особенностью экспозиции было то, что большинство экспонатов можно было не только рассмотреть, но и потрогать, а некоторые даже взять в руки, если это позволяла их масса.
В разделе «Портал Будущего» гости могли познакомиться с миром 2100 года глазами мальчика, живущего на лунной станции. Он вспоминал рассказы дедушки о временах, когда транспорт работал на продуктах нефтепереработки, а первые электромобили и водородные поезда только начинали появляться. В его время микрогриды заменили централизованные энергосистемы, производя и распределяя энергию с помощью искусственного интеллекта. Солнечные станции на околоземной орбите передают энергию на Землю лазерными лучами, обеспечивая потребности крупных предприятий.
Современные экополисы, куда люди переселяются из мегаполисов, управляются интеллектуальными системами, которые контролируют производство и распределение электричества, тепла, воды и зарядку роботов. Архитекторы и инженеры разрабатывают инфраструктуру будущего, а компактные термоядерные станции, над которыми работают ученые, откроют путь к освоению других планет. Все это — то, над чем уже сегодня трудятся ученые и разработчики со всей Земли.
Завершение экспозиции — раздел «Вдохновленные электричеством». Этот раздел о вдохновении и реализации творческих проектов, ставших возможными благодаря не только гению авторов, но и электричеству. Здесь гости могли узнать о чем записки князя Одоевского, «жидком огне», где находились Дворец электричества и Замок воды, сколько ученых изображено на полотне Рауля Дюфи «Фея электричества» и великом пути электричества из мифа в реальность, историю возникновения знаменитых работ в светописи Пабло Пикассо, увидеть реплики первых в мире кинетической скульптуры (автор Ласло Мохой-Надь) и скульптуры с внутренним электрическим освещением (Пейдж Бредли). Был в этой зоне и интерактивный экспонат — терменвокс, где каждый желающий мог почувствовать себя терменвоксистом.
Многие посетители целенаправленно шли на выставку, чтобы насладиться уникальным звучанием инструмента в исполнении Петра Термена и принять участие в его мастер-классе.
Петр Термен (слева) и Олег Гринько (справа) «Тесла-шоу»
Еще одна изюминка — иммерсивное «Тесла-шоу». Как отмечают организаторы, эта искрометная (в том числе и буквально) научно-популярная лекция о природе электричества удостоилась особой любви гостей выставки. Здесь электричество можно было не только увидеть и почувствовать, но и потрогать руками.
Посетители выставки отметили, что Тесла-шоу поразило их и их детей своей зрелищностью и образовательной ценностью. Одна из посетительниц поделилась, что ей и ее старшей дочери особенно понравились моменты с молниями, и она до сих пор с энтузиазмом рассказывает об этом друзьям. Другая подчеркнула, что шоу оказалось не просто развлечением, а увлекательной лекцией, которая обогатила их новыми знаниями и даже принесла победу в интеллектуальной игре. Еще одна мама рассказала, что после шоу ее ребенок преодолел страх перед электричеством и теперь с уверенностью ставит телефон на зарядку. Многие родители согласились, что это шоу стало настоящим открытием и лучшим уроком физики для их детей, пробудив их интерес к науке.
Завершая наше повествование о мероприятии TELFEST 2024 и выставке «Мир электричества», хочется подчеркнуть, что эти события стали своеобразным мостом между прошлым, настоящим и будущим электроэнергетики. TELFEST 2024 продемонстрировал, как искусство и наука могут гармонично сосуществовать и вдохновлять друг друга. Музыка терменвокса, исполненная на фестивале, стала символом того, как технология может стать частью культурного наследия, вдохновляя новые поколения на творчество и инновации.
Каждый гость выставки, будь то взрослый или ребенок, смог не только узнать о достижениях науки и техники, но и почувствовать себя частью этого удивительного мира. Выставка и фестиваль показали, как электричество изменяет нашу жизнь, вдохновляет на творчество и двигает вперед прогресс. Эти мероприятия напомнили нам, что будущее создается уже сегодня, и те, кто осмеливается мечтать и воплощать свои идеи в жизнь, становятся его архитекторами.