92
СЕТИ РОССИИ
ЗА
РУБЕЖОМ
92
Р
оссия – СНГ
Э
то
соглашение
—
основной
документ
,
регулирующий
вза
-
имодействие
системных
опе
-
раторов
и
сетевых
компаний
при
обеспечении
параллельной
рабо
-
ты
энергосистем
России
,
Украины
и
Беларуси
.
Соглашение
детализирует
условия
Договора
об
обеспечении
параллель
-
ной
работы
электроэнергетических
систем
государств
-
участников
Содру
-
жества
Независимых
Государств
от
25
ноября
1998
года
.
Оно
определяет
ответственность
и
взаимодействие
сторон
,
в
том
числе
согласование
действий
по
планиро
-
ванию
и
выполнению
согласованных
почасовых
графиков
сальдо
перетоков
электроэнергии
(
мощности
),
регули
-
рование
мощности
при
поддержании
частоты
и
эксплуатацию
межгосудар
-
ственных
линий
электропередачи
.
Необходимость
разработки
и
подписа
-
ния
единого
технического
соглашения
обусловлена
конфигурацией
меж
-
системных
связей
и
существенным
взаимным
влиянием
электроэнерге
-
тических
режимов
этих
энергосистем
.
Сегодня
в
соответствии
с
этим
согла
-
шением
Системный
оператор
ЕЭС
России
совместно
с
РУП
«
ОДУ
»
и
НЭК
«
Укрэнерго
»
осуществляют
круглосу
-
точное
оперативно
-
диспетчерское
управление
параллельной
работой
энергосистем
России
,
Беларуси
и
Украины
.
Это
и
поддержание
часто
-
ты
переменного
тока
в
допустимых
значениях
,
и
регулирование
саль
-
доперетоков
электроэнергии
и
мощ
-
ности
национальных
энергосистем
,
и
скоординированное
планирование
режимов
параллельной
работы
энергосистем
,
а
также
координация
действий
по
предотвращению
и
лик
-
видации
технологических
нарушений
.
ФСК
ЕЭС
России
,
Белэнерго
и
Укр
-
энерго
сотрудничают
в
сфере
эксплу
-
атации
и
технического
обслуживания
межгосударственных
линий
электро
-
передачи
,
проводят
коммерческий
учет
и
таможенное
оформление
электроэнергии
,
оказывают
услуги
по
передаче
электроэнергии
.
Кроме
этого
,
соглашение
преду
-
сматривает
создание
условий
для
взаимного
обмена
технологической
информацией
,
сообщение
о
намеча
-
емых
мероприятиях
по
техническому
перевооружению
и
реконструкции
энергообъектов
,
влияющих
на
парал
-
лельную
работу
энергосистем
.
ИННОВАЦИОННЫЕ
ПРОЕКТЫ
Сегодня
в
электроэнергетике
СНГ
имеется
много
нерешенных
про
-
блем
.
Одна
из
важнейших
—
старение
основных
фондов
электроэнергетики
,
большая
часть
которых
была
создана
в
60—70-
х
годах
прошлого
столетия
.
В
среднем
по
отрасли
степень
износа
энергооборудования
достигла
60%,
а
по
некоторым
оценкам
и
значи
-
тельно
выше
.
Все
это
определяет
значимость
реализации
российских
и
международных
инвестиционных
проектов
строительства
и
техпе
-
ревооружения
станций
,
развития
электросетей
,
внедрения
автома
-
тизированных
систем
управления
энергосистемами
с
использованием
микропроцессорных
устройств
и
SKADA
технологий
.
В июне этого года подписано
техническое соглашение об
обеспечении параллельной
работы энергосистем России,
Беларуси и Украины между
ФСК ЕЭС, СО ЕЭС, ГПО
«Белэнерго», РУП «ОДУ» и
НЭК «Укрэнерго».
Долгосрочные
работы
Евгений МИШУК,
председатель
Исполнительного
комитета
Электроэнергетического
Совета СНГ (ИКЭЭС
СНГ)
93
№ 1, июль-август, 2010
В
2010
году
решение
этих
задач
особенно
актуально
,
так
как
этот
год
был
назван
Годом
науки
и
инноваций
в
Содружестве
.
Основу
электроэнергетики
СНГ
составляют
ТЭС
,
удельный
вес
которых
сохраняется
на
уровне
70
процентов
.
Необходимость
скорейшего
внедре
-
ния
достижений
научно
-
технического
прогресса
и
новых
технологий
требует
радикального
изменения
условий
топливообеспечения
ТЭС
и
усиле
-
ния
экологических
требований
.
На
электростанциях
,
работающих
на
твердом
топливе
,
такими
техноло
-
гиями
являются
экологически
чистые
технологии
сжигания
угля
в
циркули
-
рующем
кипящем
слое
,
газификация
угля
с
использованием
генераторного
газа
в
парогазовых
установках
,
а
для
электростанций
,
работающих
на
газе
,
это
парогазовый
цикл
,
газотурбинные
надстройки
паросиловых
блоков
и
газовые
турбины
с
утилизацией
тепла
.
Переход
от
паротурбинных
к
паро
-
газовым
ТЭС
на
газе
,
а
позже
—
и
на
угле
,
обеспечит
повышение
КПД
установок
до
50%,
а
в
перспективе
до
60%
и
более
.
Другим
важным
направлением
повышения
тепловой
экономич
-
ности
является
строительство
новых
угольных
энергоблоков
на
супер
-
сверхкритические
параметры
пара
:
Р
о
=30
МПа
, t
о
=600°
С
.
КПД
этих
энер
-
гоблоков
может
достигнуть
45—46%,
что
существенно
снизит
потребности
станции
в
топливе
.
В
сфере
передачи
и
распределения
электроэнергии
и
повышения
надеж
-
ности
,
эффективности
и
экономично
-
сти
электросетей
предусматриваются
:
•
разработка
программы
по
оснаще
-
нию
энергетики
асинхронизирован
-
ными
турбо
-
и
гидрогенераторами
и
управляемыми
шунтирующими
реакторами
.
В
сочетании
с
допол
-
нительными
техническими
реше
-
ниями
это
позволит
нормализовать
напряжение
в
сетях
500
кВ
;
•
создание
и
внедрение
надежного
электротехнического
коммутацион
-
ного
оборудования
с
элегазовой
и
вакуумной
изоляцией
,
обеспечи
-
вающего
значительное
повышение
надежности
работы
электростан
-
ций
и
сетей
;
•
разработка
новых
типов
транс
-
форматорного
оборудования
с
при
-
менением
новых
конструкционных
материалов
,
снижающих
нагрузоч
-
ные
потери
,
потери
холостого
хода
и
капитализированные
затраты
;
•
создание
и
изготовление
опытно
-
промышленного
образца
сверх
-
проводящего
ограничителя
тока
(
СОТ
)
до
1000
кВ
•
А
и
напряжени
-
ем
10
кВ
;
•
разработка
,
освоение
произ
-
водства
и
широкое
применение
нового
поколения
микропроцес
-
сорных
систем
релейной
защиты
и
противоаварийной
автоматики
;
•
развитие
,
совершенствование
про
-
граммного
обеспечения
и
широкое
внедрение
многоуровневых
авто
-
матизированных
систем
коммер
-
ческого
учета
электроэнергии
;
•
широкое
применение
микропро
-
цессорных
систем
РЗА
,
интегриро
-
ванных
в
АСУ
энергообъектов
;
•
внедрение
автоматизированных
систем
диспетчерского
управления
(
АСДУ
),
обеспечивающих
функции
оптимального
планирования
,
опе
-
ративного
контроля
и
управления
работой
ЕЭС
России
,
а
также
информационного
обеспечения
оптового
рынка
электроэнергии
(
мощности
).
В
области
развития
информационных
и
управляющих
систем
необходимо
:
•
проведение
работ
по
созданию
и
внедрению
АСУТП
на
базе
совре
-
менных
микропроцессорных
уст
-
ройств
;
•
продолжение
развития
сетей
УКВ
радиосвязи
на
объектах
электро
-
энергетики
;
•
внедрение
автоматизированных
систем
контроля
и
учета
энергопо
-
требления
(
АСКУЭ
);
перспективы параллельной
энергосистем СНГ
94
ЗА РУБЕЖОМ
•
продолжение
строительства
маги
-
стральных
и
внутрисистемных
волоконно
-
оптических
линий
связи
с
применением
различных
спосо
-
бов
прокладки
кабеля
;
•
развитие
автоматизированной
сис
-
темы
диспетчерского
управления
(
АСДУ
);
•
внедрение
автоматизированных
систем
обучения
и
тренажерной
подготовки
.
РЕШЕНИЕ
ПРОБЛЕМ
ПАРАЛЛЕЛЬ
-
НОЙ
РАБОТЫ
ЭНЕРГОСИСТЕМ
В
конце
мая
этого
года
в
Угличе
состоялось
37-
е
заседание
Электро
-
энергетического
Совета
СНГ
,
в
кото
-
ром
приняли
участие
:
•
делегации
органов
управления
электроэнергетикой
и
электроэнер
-
гетических
компаний
Азербайд
-
жанской
Республики
,
Республики
Армения
,
Республики
Беларусь
,
Республики
Казахстан
,
Кыргызской
Республики
,
Республики
Молдова
,
Российской
Федерации
,
Республи
-
ки
Таджикистан
и
Украины
;
•
представители
наблюдателей
при
Электроэнергетическом
Совете
СНГ
;
•
приглашенные
представители
Ис
-
полнительного
комитета
СНГ
,
Сек
-
ретариата
Евразийского
Экономи
-
ческого
сообщества
,
КДЦ
«
Энер
-
гия
»,
МОП
«
Электропрофсоюз
»,
Совета
ветеранов
энергетики
Рос
-
сии
,
Совета
старейших
энергетиков
Украины
и
других
организаций
.
На
заседании
был
одобрен
проект
протокола
о
внесении
изменений
и
дополнений
в
Договор
об
обеспе
-
чении
параллельной
работы
элек
-
троэнергетических
систем
государств
-
участников
Содружества
Независи
-
мых
Государств
от
25
ноября
1998
года
,
рассматривались
проблемы
реализации
Соглашения
о
транзите
электрической
энергии
и
мощности
государств
-
участников
СНГ
от
25
января
2000
г
.,
сотрудничества
с
международными
энергетическими
организациями
и
перспективы
инте
-
грации
электроэнергетических
систем
и
рынков
СНГ
и
ЕС
—
СНГ
,
а
также
вопросы
разграничения
балансовой
принадлежности
и
обслуживания
межгосударственных
линий
электро
-
передачи
национальных
электроэнер
-
гетических
систем
.
Кроме
этого
,
рассматривались
вопросы
формиро
-
вания
прогнозных
данных
о
балансах
электроэнергии
и
мощности
,
экологии
и
использования
возобновляемых
источников
энергии
,
разработки
тех
-
нических
регламентов
и
требований
к
системам
контроля
параметров
каче
-
ства
,
согласования
информационного
освещения
работы
систем
.
Председательствующий
на
заседании
министр
энергетики
Сергей
Шматко
отметил
: «
Оглядываясь
в
прошлое
,
мож
-
но
с
уверенностью
сказать
,
что
Электро
-
энергетический
Совет
СНГ
много
сделал
по
развитию
нормативной
правовой
базы
документов
,
регламентирующих
параллельную
работу
электроэнергети
-
ческих
систем
государств
Содружества
и
формирующих
общий
электроэнерге
-
тический
рынок
государств
-
участников
СНГ
».
Также
он
констатировал
,
что
в
ОЗП
2009—2010
гг
.
практически
не
было
серьезных
нарушений
,
так
как
этому
способствовали
совместные
согласо
-
ванные
действия
всех
параллельно
работающих
энергосистем
стран
Содру
-
жества
.
Он
считает
,
что
дальнейшая
работа
Совета
должна
быть
направлена
на
совершенствование
параллельной
работы
в
пограничных
условиях
.
Очередное
, 38-
е
заседание
ЭЭС
СНГ
намечено
провести
15
октября
2010
года
в
Киеве
.
На
этом
заседании
планируется
рассмотреть
следующие
вопросы
:
•
мероприятия
,
посвященные
20-
летию
СНГ
;
•
разработка
проектов
нормативных
правовых
документов
по
форми
-
рованию
рынка
системных
и
иных
услуг
,
необходимых
для
регули
-
рования
балансов
и
управления
режимами
электроэнергетических
систем
государств
-
участников
СНГ
;
•
сотрудничество
государств
-
участни
-
ков
СНГ
в
области
использования
новых
технологий
в
строительстве
и
эксплуатации
электросетевых
объ
-
ектов
и
обмене
опытом
в
данном
направлении
;
•
проект
технического
регламента
«
О
безопасности
электрических
се
-
тей
»
и
другие
.
СОТРУДНИЧЕСТВО
С
МЕЖДУНАРОДНЫМИ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ
В
январе
2003
года
Электроэнерге
-
тический
Совет
СНГ
и
ЕВРЭЛЕКТРИК
заключили
бессрочное
соглашение
о
сотрудничестве
,
которое
являлось
подготовкой
к
объединению
энерго
-
систем
ЕС
и
СНГ
и
созданию
общего
электроэнергетического
рынка
.
В
2003—2005
гг
.
рабочие
группы
ЕВРЭЛЕКТРИК
—
ЭЭС
СНГ
«
Рынки
»
и
«
Окружающая
среда
»
обследовали
рынки
и
состояние
окружающей
среды
в
ЕС
и
СНГ
и
подготовили
сопо
-
ставительные
отчеты
на
английском
и
русском
языках
«
Сравнение
электро
-
энергетических
рынков
ЕС
и
СНГ
»
и
«
Ключевые
вопросы
охраны
окружа
-
ющей
среды
при
объединении
элек
-
троэнергетических
рынков
ЕС
и
СНГ
».
Это
позволило
в
2005
г
.
разработать
дорожные
карты
по
сближению
эко
-
логических
и
рыночных
условий
двух
регионов
: «
Путь
к
созданию
совмести
-
мых
электроэнергетических
рынков
в
странах
ЕС
и
СНГ
»
и
«
Дорожная
карта
по
ключевым
экологическим
вопро
-
сам
объединения
электроэнергетиче
-
ских
рынков
ЕС
и
СНГ
».
В
дорожных
картах
содержится
план
поэтапного
создания
совместимых
рыночных
и
экологических
условий
в
ЕС
и
СНГ
.
Однако
хочу
отметить
,
что
активность
сотрудничества
с
ЕВРЭЛЕКТРИК
в
последнее
время
заметно
снизилась
.
На
встрече
в
Москве
в
марте
2009
г
.
президенты
ЕВРЭЛЕКТРИК
и
ЭЭС
СНГ
решили
«
осуществить
пересмотр
Дорожных
карт
по
рынкам
и
окружаю
-
щей
среде
,
уточнить
приоритеты
в
отношении
будущих
областей
сотруд
-
ничества
»
и
провести
ревизию
при
-
нятых
ранее
решений
по
созданию
совместных
органов
сотрудничества
.
Сегодня
эта
работа
реализуется
.
На
заседании
Совместной
рабо
-
чей
группы
ЕВРЭЛЕКТРИК
-
ЭЭС
СНГ
«
Рынки
»
в
Москве
в
октябре
2009
г
.
ЭЭС
СНГ
предложил
европейским
кол
-
легам
определить
причины
сокраще
-
ния
совместной
деятельности
,
актуа
-
лизации
дорожной
карты
по
рынкам
и
разработать
приоритеты
дальней
-
шего
сотрудничества
.
ЕВРЭЛЕКТРИК
предложил
сосредоточиться
на
ближайших
задачах
и
конкретных
вопросах
сотрудничества
в
рам
-
ках
фазы
1
дорожной
карты
,
а
именно
на
гармонизации
правил
трансграничной
торговли
.
Это
,
по
мнению
ЕВРЭЛЕКТРИК
,
позволит
создать
региональный
электроэнер
-
гетический
рынок
в
регионе
При
-
балтика
—
Скандинавские
страны
—
Республика
Беларусь
—
Россия
и
изу
-
чить
условия
для
иностранных
инве
-
стиций
в
ЕС
и
Россию
.
Для
решения
этих
задач
ЕВРЭЛЕКТРИК
предложил
направить
совместные
усилия
на
работу
двух
целевых
групп
по
транс
-
граничной
торговле
и
инвестицион
-
ному
климату
с
ограниченным
кругом
участников
(
в
одном
случае
от
ЭЭС
СНГ
два
участника
—
Россия
и
Респу
-
блика
Беларусь
,
в
другом
—
один
,
Россия
).
В
декабре
2009
г
.
в
Москве
состоялось
первое
заседание
целевой
95
№ 1, июль-август, 2010
группы
по
трансграничной
торговле
электроэнергией
,
организованное
консультативной
группой
высокого
уровня
.
Целевая
группа
по
инвестици
-
онному
климату
только
организуется
.
Исполнительный
комитет
ЭЭС
СНГ
поддерживает
отношения
с
Секрета
-
риатом
Энергетической
хартии
.
Пред
-
ставители
ЭЭС
СНГ
в
качестве
наблю
-
дателя
участвуют
в
работе
основных
органов
Энергетической
хартии
:
ежегодных
конференциях
по
Энерге
-
тической
хартии
,
Группе
по
торговле
и
транзиту
,
целевых
рабочих
группах
по
сотрудничеству
в
сфере
электроэнер
-
гетики
в
Центральной
Азии
и
др
.
В
декабре
1994
года
был
под
-
писан
Договор
к
Энергетической
хартии
(
ДЭХ
),
вступивший
в
силу
в
апреле
1998
года
.
ДЭХ
стал
право
-
вой
основой
многосторонних
межго
-
сударственных
отношений
в
сфере
энергетики
.
Договор
устанавливает
правовые
рамки
для
многосторонней
ритории
регионов
ЕС
,
России
и
других
государств
СНГ
.
Переговоры
по
про
-
токолу
о
транзите
(
приложение
к
ДЭХ
)
продолжаются
уже
более
10
лет
.
Торговля
в
энергетической
сфере
на
основе
Договора
к
Энергетиче
-
ской
хартии
в
его
нынешнем
виде
не
выгодна
государствам
Содружества
.
В
декабре
2009
г
.
в
Риме
прошла
очередная
, 20-
я
,
сессия
конферен
-
ции
по
Энергетической
хартии
,
на
специальной
сессии
которой
— «
Мини
-
стерский
диалог
»
обсуждались
пер
-
спективы
ДЭХ
как
правовой
основы
международного
энергетического
сот
-
рудничества
.
Представитель
России
в
своем
выступлении
сообщил
,
что
в
ближайшее
время
Россия
наме
-
рена
предложить
международному
сообществу
проект
нового
правового
документа
— «
Конвенции
по
обеспече
-
нию
международной
энергетической
безопасности
».
Что
касается
энергетической
поли
-
тики
,
то
до
недавнего
времени
в
Европейском
Союзе
не
существовало
единой
энергетической
стратегии
.
Политика
в
области
энергетики
счита
-
лась
прерогативой
нацио
-
нальных
государств
.
В
2005—2006
гг
.
в
поис
-
ках
возможной
диверси
-
фикации
каналов
поставок
энергоносителей
ЕС
начал
формировать
и
осущест
-
влять
единую
энергети
-
ческую
политику
,
как
в
рамках
ЕС
,
так
и
в
отношении
стран
,
не
входящих
в
это
объединение
.
Таким
образом
,
ЕС
повысил
активность
в
отношении
государств
СНГ
и
установил
особые
отношения
с
отдельными
госу
-
дарствами
Содружества
.
Был
создан
региональный
энерге
-
тический
рынок
в
форме
Энергети
-
ческого
сообщества
Юго
-
Восточной
Европы
(
ЭСЮВЕ
).
Договор
о
создании
сообщества
между
ЕС
и
девятью
странами
Юго
-
Восточной
Европы
был
подписан
в
Афинах
в
октябре
2005
г
.
и
вступил
в
силу
в
июле
2006
года
.
Участниками
стали
государства
-
члены
ЕС
,
а
также
Хорватия
,
Босния
и
Герце
-
говина
,
Сербия
,
Черногория
,
Албания
,
Миссия
ООН
в
Косово
и
бывшая
югос
-
лавская
республика
Македония
.
Трем
государствам
бывшего
СССР
—
Грузии
,
Молдавии
и
Украине
наряду
с
Нор
-
вегией
и
Турцией
был
предоставлен
статус
наблюдателей
в
Европейском
энергетическом
сообществе
.
В
декаб
-
ре
2009
г
.
на
заседании
в
Загребе
(
Хорватия
)
Совет
министров
Европей
-
ского
энергетического
сообщества
одобрил
присоединение
Украины
к
договору
об
Энергетическом
сообще
-
стве
.
Окончательное
вступление
Украины
будет
осуществлено
после
ратификации
Верховной
Радой
соот
-
ветствующего
договора
.
В
январе
2007
года
ЕС
начал
реформировать
структуры
своего
тех
-
нического
содействия
,
оказываемо
-
го
СНГ
.
Таким
образом
,
Программа
Тасис
и
другие
программы
техни
-
ческой
помощи
были
заменены
на
Политику
Европейского
соседства
и
партнерства
(
ПЕСП
),
которая
призвана
содействовать
ориентации
сопредель
-
ных
государств
,
и
в
первую
очередь
расположенных
вдоль
сухопутной
и
морской
границы
ЕС
,
на
политику
и
стандарты
Европейского
союза
.
Основной
частью
ПЕСП
является
Про
-
грамма
пограничного
сотрудничества
(
ППС
),
охватывающая
деятельность
на
внешних
границах
ЕС
на
востоке
и
юге
.
Программа
рассчитана
на
пери
-
од
2007—2013
гг
.,
на
нее
выделено
1,18
млрд
евро
.
В
рамках
новой
ПЕСП
разработано
три
отдельных
«
национальных
страте
-
гических
документа
» (
НСД
)
для
Белару
-
си
,
Молдовы
и
Украины
.
Утверждены
национальные
индикативные
про
-
граммы
(
НИП
)
для
каждой
страны
,
которые
устанавливают
ориентиры
планирования
и
определения
проек
-
тов
в
приоритетных
сферах
.
ЕС
инициировал
в
2008
г
.
создание
программы
«
Восточное
партнерство
»
(
ВП
) —
нового
формата
сотрудниче
-
ства
Евросоюза
с
шестью
постсо
-
ветскими
государствами
:
Украиной
,
Молдовой
,
Грузией
,
Азербайджаном
,
Арменией
и
Беларусью
.
Бюджет
этой
программы
на
период
до
2013
г
.
составляет
1,4
млрд
евро
. «
Восточное
партнерство
»
предполагает
режим
свободной
торговли
,
экономической
помощи
,
облегченный
визовый
режим
,
а
также
регулярные
консуль
-
тации
в
области
обороны
и
безопас
-
ности
.
Планируется
также
разработать
и
подписать
соглашения
о
стратегиче
-
ском
партнерстве
в
энергетической
сфере
между
ЕС
и
«
шестеркой
».
Надежная
параллельная
работа
электроэнергетических
систем
и
про
-
гресс
в
создании
Общего
электроэнер
-
гетического
рынка
(
ОЭР
)
государств
-
участников
СНГ
могли
бы
стать
основой
для
сближения
экономик
и
консолида
-
ции
пространства
СНГ
.
При
этом
ОЭР
СНГ
мог
бы
стать
базовой
составля
-
ющей
зоны
свободной
торговли
.
трансграничной
торговли
,
инвестиций
и
транзита
и
содержит
обязательные
процедуры
разрешения
споров
.
Дого
-
вор
уже
подписали
53
государства
.
В
его
основу
положены
принципы
ВТО
,
которые
признаны
всеми
госу
-
дарствами
Содружества
.
Однако
ряд
государств
СНГ
считает
,
что
условия
участия
в
Договоре
сформулированы
таким
образом
,
что
ЕС
,
как
объедине
-
ние
государств
,
имеет
преимущества
в
торговых
отношениях
с
другими
странами
,
в
том
числе
с
СНГ
.
Оппонен
-
ты
же
считают
,
что
ДЭХ
в
наибольшей
степени
удовлетворяет
потребностям
стран
нетто
-
импортеров
энергоресур
-
сов
и
не
защищает
интересы
стран
нетто
-
экспортеров
.
Основной
про
-
блемой
в
достижении
согласия
между
государствами
-
участниками
Энерге
-
тической
хартии
в
отношении
правил
организации
торговли
энергетически
-
ми
товарами
и
услугами
являются
различия
в
условиях
осуществления
транзита
энергоносителей
через
тер
-
Оригинал статьи: Долгосрочные перспективы параллельной работы энергосистем СНГ
В июне этого года подписано техническое соглашение об обеспечении параллельной работы энергосистем России, Беларуси и Украины между ФСК ЕЭС, СО ЕЭС, ГПО «Белэнерго», РУП «ОДУ» и НЭК «Укрэнерго».