48
ДАЛЬНИЙ
ВОСТОК
СТАНОВИТСЯ
БЛИЖЕ
Отправной
точкой
развития
энергетики
Дальнего
Востока
стал
1912
год
,
когда
во
Влади
-
востоке
была
построена
пер
-
вая
ТЭЦ
.
Дальнейшее
развитие
экономики
края
и
его
энергетики
определили
особенности
гео
-
графии
региона
:
огромные
при
-
родные
богатства
и
сложность
их
освоения
,
удаленность
от
центра
России
и
близость
к
оке
-
анскому
побережью
,
большая
территория
и
невысокая
плот
-
ность
населения
.
Возможно
,
ни
один
российский
регион
не
развивался
таким
извилистым
и
трудным
путем
,
как
занима
-
ющий
36%
территории
страны
Дальний
Восток
.
Крупные
Бурейская
и
Зей
-
ская
ГЭС
суммарной
мощ
-
ностью
3,3
ГВт
,
Хабаровские
Машинный
зал
крупнейшей
на
Дальнем
Востоке
Бурейской
ГЭС
оснащен
оборудованием
«
Силовых
машин
»
Те
х
н
о
л
о
ги
и
Компания
«
Силовые
машины
»
принимает
участие
в
работе
над
тремя
из
четырех
объектов
тепло
генерации
,
возводимых
в
рамках
федеральной
программы
экономического
и
социального
развития
Дальнего
Востока
и
Забайкалья
:
это
вторая
очередь
Благовещенской
ТЭЦ
,
первая
очередь
Якутской
ГРЭС
-2,
а
также
ТЭЦ
в
городе
Советская
Гавань
.
Кроме
того
,
компания
участвует
и
в
крупном
гидроэнергетическом
проекте
региона
—
строительстве
Нижне
-
Бурейской
ГЭС
.
Особенный
регион
49
Спецвыпуск
журнала
ТЭЦ
-1
и
ТЭЦ
-3
мощностью
свыше
1,1
ГВт
,
Нерюнгринская
ГРЭС
соседствуют
с
сотнями
дизельных
электростанций
,
обслуживающих
один
-
два
не
-
больших
поселка
.
Также
здесь
расположены
десятки
объек
-
тов
,
которые
подобно
Майской
ГРЭС
в
Советской
Гавани
,
Арте
-
мовской
ТЭЦ
и
Комсомольской
ТЭЦ
-1
были
введены
в
строй
еще
в
1930-
х
годах
и
к
настоя
-
щему
моменту
давно
выработа
-
ли
свой
ресурс
.
Все
четыре
проекта
направ
-
лены
на
значительное
измене
-
ние
энергетической
ситуации
в
регионе
,
начиная
с
количества
вырабатываемой
энергии
и
за
-
канчивая
ее
стоимостью
и
эко
-
логической
чистотой
работаю
-
щих
станций
.
На
сегодняшний
день
потен
-
циал
предприятий
,
входящих
в
состав
«
Силовых
машин
»,
по
-
зволяет
удовлетворить
потреб
-
ности
заказчика
практически
во
всех
видах
энергомашиностро
-
ительного
оборудования
:
от
турбин
до
котлов
и
трансфор
-
маторов
.
Готовность
номер
один
Две
паровые
турбины
с
ре
-
гулируемым
теплофикацион
-
ным
отбором
пара
мощностью
63
МВт
каждая
в
2015
году
по
-
ставил
для
ТЭЦ
в
Советской
Гавани
Калужский
турбинный
завод
(
КТЗ
).
По
словам
главного
конструктора
СКБ
КТЗ
Леонида
Музарева
,
оборудование
было
разработано
специально
для
данного
объекта
: «
Особенность
турбин
,
изготовленных
для
ТЭЦ
«
Советская
Гавань
», —
высокое
давление
свежего
пара
,
которое
составляет
13
МПа
.
Турбина
яв
-
ляется
однокорпусной
,
ротор
—
цельнокованый
».
Еще
одним
предприятием
«
Силовых
машин
»,
которое
принимает
участие
в
работах
для
Советской
Гавани
,
стал
Та
-
ганрогский
котлостроительный
завод
«
Красный
котельщик
»,
изготовивший
для
энергоблоков
ТЭЦ
три
новых
котла
паропроиз
-
водительностью
210
тонн
пара
в
час
каждый
.
При
их
констру
-
ировании
была
применена
сту
-
пенчатая
схема
сжигания
топ
-
лива
,
которая
за
счет
снижения
уровня
кислорода
и
температу
-
ры
факела
позволяет
улучшить
экологические
показатели
обо
-
рудования
.
В
настоящее
время
котлы
,
изготовленные
для
Со
-
ветской
Гавани
в
Таганроге
,
как
и
турбины
КТЗ
,
доставлены
на
станцию
.
В
зоне
вечной
мерзлоты
Активное
участие
принима
-
ют
«
Силовые
машины
»
и
в
из
-
готовлении
оборудования
для
Якутской
ГРЭС
-2.
Новая
элек
-
тростанция
заменит
изношен
-
ные
мощности
действующей
ГРЭС
,
которая
обеспечивает
94%
электропотребления
де
-
вяти
районов
Республики
Саха
(
Якутия
)
и
54%
теплопотребле
-
ния
ее
столицы
—
Якутска
.
Уста
-
новленная
электрическая
мощ
-
ность
новой
Якутской
ГРЭС
-2
составит
193
МВт
,
тепловая
—
469
Гкал
/
ч
.
Отличительная
черта
Якут
-
ской
ГРЭС
-2 —
ее
расположе
-
ние
в
зоне
вечной
мерзлоты
,
которое
предполагает
целый
ряд
конструктивных
особен
-
ностей
как
для
самого
здания
станции
,
так
и
для
применяе
-
мого
на
ней
оборудования
.
Так
,
фундаментная
плита
здания
станции
в
условиях
вечной
мер
-
злоты
установлена
на
сваях
на
высоте
трех
метров
над
землей
.
При
этом
температура
в
рай
-
оне
Якутска
зимой
опускается
до
–64°
С
.
Объектов
,
подобных
станции
,
в
регионе
не
строили
с
80-
х
годов
,
так
что
и
в
новом
проекте
впервые
применен
ряд
современных
технических
ре
-
шений
.
«
Котлы
-
утилизаторы
,
спро
-
ектированные
для
Якутской
ГРЭС
-2,
обладают
высокой
устойчивостью
к
термоударам
и
низкой
тепловой
инерционно
-
стью
,
что
позволит
осуществить
быстрый
запуск
этого
обору
-
дования
,
—
говорит
инженер
-
конструктор
Таганрогского
про
-
ектно
-
конструкторского
центра
Александр
Колесников
. —
Так
-
же
в
котлах
этой
модификации
предусмотрена
возможность
бесперебойной
работы
при
сейсмическом
воздействии
ин
-
тенсивностью
до
7
баллов
.
Учи
-
тывалось
при
проектировании
и
отсутствие
развитой
транс
-
портной
инфраструктуры
в
рай
-
оне
Якутской
ГРЭС
-2.
Это
усло
-
вие
существенно
повлияло
на
массогабаритные
параметры
и
конструктивное
исполнение
отдельных
узлов
».
Уникальный
объект
—
Якутская
ГРЭС
-2 —
сооружается
в
сложных
условиях
вечной
мерзлоты
50
Генеральный
подряд
В
проекте
по
строительству
второй
очереди
Благовещен
-
ской
ТЭЦ
«
Силовые
машины
»
являются
генеральным
под
-
рядчиком
.
После
сооружения
второй
очереди
станции
ее
установленная
электрическая
мощность
составила
400
МВт
,
тепловая
— 1005
Гкал
/
ч
.
Благовещенская
ТЭЦ
—
са
-
мая
молодая
в
дальневосточной
четверке
.
Ее
первая
очередь
полностью
вступила
в
строй
в
1985
году
.
Проект
ТЭЦ
преду
-
сматривал
и
вторую
очередь
,
но
строительство
прервалось
из
-
за
экономических
проблем
сере
-
дины
девяностых
.
В
результате
недостаток
мощностей
привел
к
тому
,
что
станция
приостанови
-
ла
выдачу
технических
условий
на
новые
подключения
к
сетям
.
Исчерпан
был
и
запас
тепловой
мощности
на
котельных
,
отапли
-
вающих
жилищный
фонд
.
Для
активно
развивающегося
Бла
-
говещенска
это
означало
прио
-
становку
многих
планов
,
так
что
включение
ТЭЦ
в
перечень
наи
-
более
приоритетных
объектов
региона
более
чем
оправдано
.
Контракт
,
заключенный
меж
-
ду
«
Силовыми
машинами
»
и
ЗАО
«
Благовещенская
ТЭЦ
»,
стопроцентным
дочерним
зави
-
симым
обществом
«
РусГидро
»,
предусматривал
осуществление
строительно
-
монтажных
работ
по
восстановлению
ранее
закон
-
сервированной
стройплощадки
,
изготовление
и
поставку
всего
необходимого
оборудования
,
а
также
пусконаладочные
рабо
-
ты
.
В
перечень
оборудования
вошла
паровая
турбина
мощ
-
ностью
120
МВт
в
комплекте
с
турбогенератором
,
генератор
с
системами
возбуждения
,
пыле
-
угольный
паровой
котел
,
а
также
силовой
и
блочный
трансформа
-
торы
мощностью
160
и
25
МВА
.
Первый
этап
большого
строительства
В
канун
2016
года
«
Силовые
машины
»
завершили
реализа
-
цию
первого
этапа
строитель
-
ства
второй
очереди
Благове
-
щенской
ТЭЦ
.
Новая
очередь
была
пущена
. «
Силовые
маши
-
ны
»
осуществили
это
благодаря
консолидации
разнопрофиль
-
ных
компетенций
,
имеющихся
у
компании
.
Функционирование
всех
за
-
действованных
подразделений
и
площадок
координировалось
в
рамках
единого
комплексного
сетевого
графика
.
По
словам
руководителя
проекта
Влади
-
мира
Мирзака
,
особенностью
проекта
были
не
только
сжатые
сроки
строительства
. «
Мно
-
гие
работы
приходилось
осу
-
ществлять
«
с
колес
»,
и
за
то
Трансформаторы
для
второй
очереди
Благовещенской
ТЭЦ
произведены
на
заводе
«
Силовые
машины
—
Тошиба
.
Высоковольтные
трансформаторы
»
Укладка
обмотки
статора
генератора
для
второй
очереди
Благовещенской
ТЭЦ
51
Спецвыпуск
журнала
Машинный
зал
второй
очереди
Благовещенской
ТЭЦ
время
,
которое
обычно
уходит
на
изучение
документации
,
мы
успевали
заключить
контракты
,
закупить
оборудование
и
при
-
ступить
к
выполнению
.
В
усло
-
виях
,
когда
счет
времени
шел
на
часы
,
четкое
выполнение
техни
-
ческих
процедур
становилось
особенно
важным
.
Не
послед
-
ним
фактором
,
определившим
успех
проекта
,
стало
внедрение
в
компании
системы
SAP,
а
так
-
же
программы
Oracle Primavera,
позволяющих
поднять
управле
-
ние
проектами
до
уровня
миро
-
вых
стандартов
», —
рассказы
-
вает
Владимир
Мирзак
.
Особенность
проекта
также
состояла
в
том
,
что
реализа
-
ция
велась
на
площадке
уже
работающей
первой
очереди
станции
.
К
тому
же
не
все
объ
-
екты
строились
с
нуля
:
часть
конструкций
,
возведенных
в
кон
-
це
80-
х
—
начале
90-
х
,
была
вос
-
становлена
и
встроена
в
новые
здания
. «
Чтобы
соответствовать
размерам
машины
предшест
-
вующей
модели
,
конструкторы
завода
усовершенствовали
сис
-
тему
охлаждения
нового
турбо
-
генератора
для
Благовещенской
ТЭЦ
, —
говорит
главный
кон
-
структор
турбогенераторов
«
Си
-
ловых
машин
»
Олег
Антонюк
. —
Установлен
другой
вентилятор
,
другой
направляющий
аппарат
системы
охлаждения
обмотки
статора
.
Кроме
того
,
в
машине
использована
изоляция
с
повы
-
шенной
теплопроводностью
».
Все
свое
Еще
одной
важной
состав
-
ляющей
проекта
стало
наличие
у
«
Силовых
машин
»
собствен
-
ного
производства
.
После
под
-
писания
контракта
работы
по
его
исполнению
начались
па
-
раллельно
на
стройплощадке
в
Благовещенске
и
на
произ
-
водстве
—
в
Санкт
-
Петербурге
и
Таганроге
.
Говоря
о
технических
осо
-
бенностях
оборудования
,
сле
-
дует
отметить
турбогенератор
,
спроектированный
и
изготов
-
ленный
на
заводе
«
Электроси
-
ла
»,
и
котел
,
спроектированный
специалистами
барнаульского
филиала
Таганрогского
котло
-
строительного
завода
«
Красный
котельщик
».
По
требованиям
контракта
новый
,
более
мощный
генера
-
тор
необходимо
было
совмес
-
тить
с
параметрами
зданий
,
построенных
в
1980-
е
.
Достиг
-
нуть
нужного
результата
помог
-
ло
конструктивное
изменение
системы
охлаждения
машины
,
позволившее
вместо
водорода
использовать
воздух
,
а
также
выполнение
обмотки
статора
с
использованием
изоляцион
-
ных
материалов
с
повышенны
-
ми
показателями
теплопровод
-
ности
.
В
итоге
турбогенератор
Т
3
ФП
-130
смог
сохранить
габа
-
риты
модели
ТВФ
-110,
приобре
-
тая
при
этом
20
МВт
дополни
-
тельной
мощности
.
Что
касается
котла
,
то
одной
из
важнейших
задач
при
его
из
-
готовлении
стало
соблюдение
требований
экологической
без
-
опасности
.
Для
снижения
вы
-
броса
оксидов
азота
примене
-
ны
низкоэмиссионные
горелки
и
ступенчатая
система
сжигания
топлива
.
До
98%
золы
из
уходя
-
щих
газов
улавливается
теперь
современными
электрофильтра
-
ми
,
а
шлак
направляется
по
сис
-
теме
шлакоудаления
в
водный
канал
и
на
складирование
.
Та
-
ким
образом
,
введение
в
строй
нового
энергетического
объек
-
та
мощностью
более
120
МВт
и
188
Гкал
/
ч
практически
не
уве
-
личило
экологическую
нагрузку
на
город
.
В
целях
экологической
и
тех
-
нологической
безопасности
но
-
вый
энергоблок
в
Благовещен
-
ске
оснащен
также
автоматиче
-
ской
системой
управления
,
спо
-
собной
самостоятельно
настра
-
ивать
параметры
работы
.
На
данный
момент
новый
энергоблок
успешно
прошел
ат
-
тестационные
и
гарантийные
испытания
. 200
часов
проверок
котлоагрегата
№
5
и
турбоаг
-
регата
№
4
подтвердили
,
что
оборудование
может
работать
в
штатном
режиме
.
До
октября
2016
года
на
станции
продол
-
жатся
завершающие
работы
:
ре
-
конструируется
топливоподача
,
достраиваются
вспомогатель
-
ные
объекты
,
выполнется
бла
-
гоустройство
.
Далее
«
Силовым
машинам
»
предстоит
в
течение
двух
лет
выполнять
гарантийные
обязательства
,
в
том
числе
кон
-
сультируя
персонал
станции
по
вопросам
,
связанным
с
ее
экс
-
плуатацией
.
52
Наперекор
стихии
Мощным
ресурсом
для
даль
-
невосточной
энергетики
всег
-
да
были
и
крупнейшие
водные
артерии
региона
—
реки
Зея
,
Амур
,
Бурея
.
Так
,
идет
строи
-
тельство
Усть
-
Среднеканской
ГЭС
в
Магаданской
области
и
Нижне
-
Бурейской
ГЭС
в
Амур
-
ской
области
,
оборудование
для
которых
также
поставят
«
Сило
-
вые
машины
».
Нижне
-
Бурейская
ГЭС
станет
не
только
новым
мощным
гене
-
ратором
энергии
для
региона
,
но
и
возьмет
на
себя
миссию
по
предотвращению
наводнений
.
Станция
будет
так
называемым
контррегулятором
Бурейской
ГЭС
,
в
строительстве
которой
,
кстати
,
в
свое
время
также
при
-
нимали
участие
предприятия
«
Силовых
машин
».
В
ее
функ
-
ции
в
том
числе
будет
входить
выравнивание
в
течение
суток
сбросов
с
Бурейской
ГЭС
,
а
так
-
же
предотвращение
подтопле
-
ний
населенных
пунктов
.
Проектная
мощность
Ниж
-
не
-
Бурейской
ГЭС
составит
320
МВт
,
среднегодовая
выра
-
ботка
— 1650
млн
кВт
•
ч
.
Договор
на
поставку
четырех
гидроагре
-
гатов
мощностью
по
80
МВт
каж
-
дый
для
Нижне
-
Бурейской
ГЭС
был
подписан
в
конце
2013
года
,
а
ввод
их
в
эксплуатацию
запла
-
нирован
до
конца
2016
года
.
В
числе
отличительных
осо
бен
-
нос
тей
проекта
—
экологически
безопасная
конструкция
гидро
-
турбин
:
полость
шестиметрово
-
го
рабочего
колеса
,
в
которой
расположен
механизм
поворота
лопастей
,
не
будет
заполне
-
на
маслом
,
что
исключает
воз
-
можность
его
протечек
в
воду
.
«
В
производстве
таких
узлов
—
экологически
безопасных
ра
-
бочих
колес
больших
разме
-
ров
— «
Силовым
машинам
»
нет
равных
, —
говорит
начальник
конструкторского
сектора
ради
-
ально
-
осевых
гидротурбин
ком
-
пании
Алексей
Роганов
. —
Также
важной
особенностью
нижне
-
бу
-
рейских
агрегатов
станет
совре
-
менная
проточная
часть
с
новой
лопастной
системой
,
что
позво
-
лит
обеспечить
максимально
возможный
КПД
».
В
соответствии
с
условиями
договора
«
Силовые
машины
»
спроектируют
,
изготовят
и
поста
-
вят
заказчику
четыре
комплекта
оборудования
гидроагрегатов
,
каждый
из
которых
включает
в
себя
поворотно
-
лопастную
ги
-
дротурбину
в
комплекте
с
систе
-
мой
автоматического
управле
-
ния
,
гидрогенератор
в
комплекте
с
системой
возбуждения
,
а
так
-
же
вспомогательное
оборудова
-
ние
гидроагрегата
.
Производство
оборудования
для
Нижне
-
Бурейской
ГЭС
ПАО
«
СИЛОВЫЕ
МАШИНЫ
»
195009,
Санкт
-
Петербург
,
ул
.
Ватутина
,
д
. 3,
лит
.
А
+7 (812) 346 70 37
www.power-m.ru
Оригинал статьи: Дальний Восток становится ближе
Компания «Силовые машины» принимает участие в работе над тремя из четырех объектов теплогенерации, возводимых в рамках федеральной программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья: это вторая очередь Благовещенской ТЭЦ, первая очередь Якутской ГРЭС-2, а также ТЭЦ в городе Советская Гавань. Кроме того, компания участвует и в крупном гидроэнергетическом проекте региона — строительстве Нижне-Бурейской ГЭС.