Стихийное
бедствие
в США
Стихийное
бедствие
в
США
6
СПЕЦВЫПУСК, ноябрь, 2012
В
декабре
с
.
г
.
в
Государственной
Думе
прой
-
дёт
круглый
стол
по
вопросам
националь
-
ной
безопасности
.
Одной
из
центральных
тем
станет
организация
спасательных
и
вос
-
становительных
работ
во
время
стихийных
бедствий
.
Этот
вопрос
становится
всё
более
актуальным
не
по
-
тому
,
что
в
нашей
стране
и
мире
увеличилось
количе
-
ство
природных
катастроф
(
на
самом
деле
их
просто
стали
лучше
фиксировать
и
больше
о
них
говорить
),
а
потому
,
что
появились
новые
возможности
,
прежде
всего
технологические
,
методологические
,
организа
-
ционные
,
информационные
,
для
минимизации
разно
-
го
рода
потерь
и
оперативного
восстановления
нор
-
мальной
жизни
в
пострадавших
от
стихии
районах
.
Всё
это
напрямую
касается
энергетики
.
Недавний
ураган
«
Сэнди
»
в
США
,
к
которому
страна
сумела
подготовиться
заранее
,
сократив
тем
са
-
мым
масштабы
разрушений
,
количество
человеческих
жертв
и
сроки
восстановительных
работ
,
показал
:
если
стихию
невозможно
предупредить
,
то
противо
-
стоять
ей
можно
достаточно
успешно
.
Чему научила стихия
Иван
ГРАЧЁВ
,
председатель
Комитета
по
энергетике
Государственной
Думы
ФС
РФ
,
член
редакционного
совета
журнала
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
Нам
надо
поучиться
у
американских
специали
-
стов
диагностике
стихий
-
ных
бедствий
.
Президент
США
изменил
свои
графики
за
два
дня
до
этого
ура
-
гана
.
И
за
день
они
получили
полную
информацию
о
том
,
что
это
будет
катастрофическое
явление
,
дали
соответствующие
указания
различным
службам
,
в
том
числе
Национальной
гвардии
.
Россия
,
к
сожалению
,
в
этой
части
пока
серьёзно
отстаёт
.
А
вот
в
области
эффективного
устранения
аварий
,
связанных
с
нарушением
энергоснабжения
,
мы
выгля
-
дим
гораздо
лучше
.
Доказательство
тому
–
отличная
работа
российских
энергетиков
,
их
чёткое
взаимодей
-
ствие
с
другими
ведомствами
и
органами
власти
во
время
прошлогодней
стихии
в
Новороссийске
.
Очень
профессионально
в
этот
сложнейший
период
сработа
-
ли
Министерство
энергетики
РФ
и
МЧС
России
.
От
-
лично
показали
себя
энергокомпании
.
В
то
же
время
с
особой
остротой
проявились
про
-
блемы
,
которые
не
решаются
у
нас
из
года
в
год
.
Речь
идёт
прежде
всего
о
состоянии
электроэнергетического
хо
-
зяйства
.
Оно
,
как
известно
,
имеет
высокую
степень
из
-
ношенности
.
А
значит
,
не
в
состоянии
выдержать
напо
-
ра
стихии
.
Поэтому
одной
из
ключевых
задач
на
се
-
годняшний
день
является
обновление
и
укрепление
энергообъектов
.
Но
наши
электроэнергетические
ком
-
пании
живут
в
режиме
по
-
стоянного
недоинвестиро
-
вания
,
поэтому
в
основном
занимаются
«
латанием
дыр
»,
а
не
стратегическими
вопро
-
сами
повышения
надёжности
инфраструктуры
.
Вопрос
го
-
сударственных
инвестиций
в
электроэнергетику
,
и
пре
-
жде
всего
в
электросетевой
Россия
,
Санкт
-
Петербург
,
сотрудники
МЧС
в
аэропорту
Пулково
-2
перед
отправкой
в
город
Крымск
для
помощи
пострадавшим
от
наводнения
, 12
июля
2012
года
Илья
Выдревич
/
Интерпре
сс
/
Ф
ото
ИТ
АР
-
ТАС
С
Проблемы законодательства
7
[email protected], www.eepr.ru
комплекс
, –
это
вопрос
энер
-
гетической
безопасности
страны
.
Обеспечить
отрасль
достаточными
средствами
только
за
счёт
тарифов
на
электроэнергию
невозмож
-
но
.
Население
не
в
состоя
-
нии
платить
такие
деньги
.
Нужны
бюджетные
влива
-
ния
.
Однако
в
бюджете
этот
посыл
не
имеет
адекватного
отражения
.
Непонимание
правительством
(
которое
го
-
товит
бюджет
и
направляет
в
Госдуму
РФ
на
утвержде
-
ние
)
важности
этого
вопро
-
са
обычно
приводит
к
тому
,
что
на
устранение
послед
-
ствий
аварий
всегда
тратит
-
ся
намного
больше
денег
и
средств
,
чем
на
инвестиции
в
обновление
электросетево
-
го
комплекса
.
Вот
сейчас
Государствен
-
ная
Дума
РФ
принимает
бюджет
на
2013
год
.
И
опять
там
прописывается
недоинвестирование
электросе
-
тевых
компаний
,
особенно
на
Дальнем
Востоке
.
Тем
самым
заранее
закладывается
риск
серьёзных
разру
-
шений
объектов
электроэнергетики
в
случае
возник
-
новения
природных
катаклизмов
.
Ещё
одна
проблема
,
о
которой
необходимо
ска
-
зать
–
это
оценка
надзорными
органами
состояния
энергетического
хозяйства
страны
.
Полноценный
энергонадзор
не
обеспечен
законодательно
.
Многие
технические
и
технологические
нарушения
,
имею
-
щие
место
,
не
учитываются
проверяющими
.
Но
если
в
обычной
ситуации
на
них
по
разным
причинам
«
за
-
крывают
глаза
»,
то
во
время
нештатных
ситуаций
они
всегда
дают
о
себе
знать
.
В
связи
с
этим
считаю
необходимым
повысить
ответственность
инспекци
-
онных
и
надзорных
организаций
за
своевременное
выявление
нарушений
и
контроль
за
их
устранением
.
Важнейшей
частью
повышения
эффективности
работы
энергосистемы
и
оперативного
восстанов
-
ления
электроснабжения
потребителей
после
мас
-
штабных
аварий
является
развитие
распределённой
энергетики
.
В
России
пока
сохраняется
централизо
-
ванная
система
энергоснабжения
,
однако
тенденции
создания
малой
генерации
прослеживаются
уже
до
-
вольно
чётко
.
В
США
энергетика
изначально
строи
-
лась
на
принципах
децентрализации
.
И
,
как
показал
американский
опыт
,
в
условиях
устранения
послед
-
ствий
стихийных
бедствий
и
возобновления
энергос
-
набжения
населения
такая
система
ведёт
себя
более
эффективно
.
Да
,
возникают
проблемы
организацион
-
ного
характера
,
связанные
с
взаимодействием
дей
-
ствующих
энергосубъектов
.
И
американцы
не
всегда
с
ними
успешно
справляются
.
Но
это
говорит
лишь
о
том
,
что
и
нам
,
и
американским
коллегам
необходимо
уделять
должное
внимание
выстраиванию
системы
отношений
между
субъектами
энергетики
,
действу
-
ющими
на
рынке
.
Отдельно
хочу
заострить
внимание
на
проблемах
своевременного
оповещения
населения
о
надвигаю
-
щейся
угрозе
.
В
этой
сфере
у
нас
дела
обстоят
гораз
-
до
хуже
,
чем
в
Соединённых
Штатах
.
В
преддверии
«
Сэнди
»
о
приближении
урагана
и
предстоящих
от
-
ключениях
электроэнергии
были
своевременно
опо
-
вещены
2
млн
американцев
.
Были
задействованы
раз
-
личные
средства
связи
,
чтобы
информация
дошла
до
каждого
.
В
результате
жители
проблемных
районов
сумели
подготовиться
к
удару
стихии
.
Более
того
,
в
этот
сложный
период
население
держало
связь
с
дис
-
петчерскими
службами
,
сообщало
об
отключениях
и
других
проблемах
.
О
том
,
как
сработала
служба
оповещения
во
время
июльского
наводнения
на
Кубани
,
в
результате
которо
-
го
погибли
170
человек
,
мы
тоже
хорошо
знаем
.
На
днях
президент
России
Владимир
Путин
под
-
писал
Указ
,
в
соответствии
с
которым
правительство
должно
до
2014
года
создать
комплексную
систему
экстренного
оповещения
населения
об
угрозе
возник
-
новения
чрезвычайных
ситуаций
.
Эта
система
должна
обеспечить
на
всех
уровнях
(
федеральном
,
межрегиональном
,
региональном
,
му
-
ниципальном
и
объектовом
)
своевременное
и
гаран
-
тированное
доведение
до
каждого
человека
,
находя
-
щегося
в
зоне
угрозы
ЧС
,
достоверной
информации
об
этом
и
способах
защиты
в
такой
ситуации
.
Уверен
,
что
реализация
данной
задачи
коренным
образом
из
-
менит
положение
в
организации
спасательных
работ
и
устранении
последствий
стихии
.
PA
Photos /
Ф
ото
ИТ
АР
-
ТАС
С
Автомобильные
пробки
в
Нью
-
Йорке
после
урагана
«
Сэнди
»,
Автомобильные
пробки
в
Нью
-
Йорке
после
урагана
«
Сэнди
»,
31
октября
2012
года
31
октября
2012
года
Оригинал статьи: Чему научила стихия
В декабре в Государственной Думе пройдет круглый стол по вопросам национальной безопасности. Одной из центральных тем станет организация спасательных и восстановительных работ во время стихийных бедствий. Этот вопрос становится все более актуальным потому, что появились новые возможности, прежде всего технологические, методологические, организационные, информационные, для минимизации разного рода потерь и оперативного восстановления нормальной жизни в пострадавших от стихии районах