56
СЕТИ
РОССИИ
т
а
р
и
ф
ы
т
арифы
—
Как
изменится
тарифная
полити
-
ка
в
электроэнергетической
сфере
в
2012
году
?
—
В
соответствии
со
ст
. 23
п
. 4
Феде
-
рального
закона
от
26.03.2003
г
.
№
35-
ФЗ
«
Об
электроэнергетике
»
государствен
-
ное
регулирование
цен
(
тарифов
)
на
услуги
по
передаче
электрической
энер
-
гии
,
оказываемые
территориальными
се
-
тевыми
организациями
с
01.01.2012
г
.,
осуществляется
только
в
форме
установ
-
ления
долгосрочных
тарифов
на
основе
долгосрочных
параметров
регулирова
-
ния
деятельности
таких
организаций
,
в
том
числе
с
применением
метода
доход
-
ности
инвестированного
капитала
.
В
отношении
организаций
,
заинте
-
ресованных
в
привлечении
большого
объёма
инвестиций
,
регулирующие
ор
-
ганы
принимают
решение
о
переходе
на
их
регулирование
методом
доходно
-
сти
инвестированного
капитала
.
Данный
метод
позволяет
реализовать
больший
объём
инвестиционных
программ
,
в
первую
очередь
за
счёт
привлечения
за
-
ёмных
средств
на
более
выгодных
усло
-
виях
.
Однако
,
в
связи
с
ограничением
объёма
тарифных
источников
,
в
том
чис
-
ле
роста
тарифов
на
услуги
по
передаче
электрической
энергии
,
предусмотрен
-
ным
параметрами
Прогноза
социально
-
экономического
развития
Российской
Федерации
на
2012
г
.
и
плановый
пери
-
од
2013—2014
гг
.,
территориальным
се
-
тевым
организациям
необходимо
утвер
-
дить
в
Министерстве
энергетики
РФ
или
уполномоченном
органе
исполнитель
-
ной
власти
субъекта
РФ
скорректиро
-
ванные
инвестиционные
программы
,
в
том
числе
с
учётом
их
синхронизации
с
программами
территориального
раз
-
вития
субъектов
РФ
и
программами
по
энергосбережению
и
повышению
энер
-
гетической
эффективности
,
продлив
их
до
2018
г
.
В
настоящее
время
,
в
соответствии
с
постановлением
Правительства
Рос
-
сийской
Федерации
от
29.12.2011
г
.
№
1178,
до
01.04.2012
г
.
предполага
-
ется
произвести
«
перезагрузку
»
долго
-
срочных
параметров
регулирования
территориальных
сетевых
организаций
в
отношении
дочерних
обществ
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»,
а
также
прочих
терри
-
ториальных
сетевых
организаций
,
ре
-
гулирование
которых
осуществляется
в
форме
установления
долгосрочных
па
-
раметров
.
Корректировка
должна
быть
осуществлена
с
учётом
ограничения
ро
-
ста
тарифов
на
услуги
по
передаче
элек
-
трической
энергии
,
предусмотренного
Прогнозом
социально
-
экономического
Ценовой
калькулятор – путь
к прозрачности в
тарифообразовании
Постановлением от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообра-
зовании в области регулируемых цен (тарифов) в электро-
энергетике» в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике»
Правительство РФ обязало Федеральную службу по тари-
фам пересмотреть на период с 1 января по 30 июня 2012 г.
тарифы на передачу электроэнергии и до 1 апреля 2012 г.
принять решение о пересмотре с 1 июля 2012 г. тарифов на
передачу электроэнергии на 2012—2014 годы. На вопросы
журнала о том, какие изменения ждут тарифную политику
в области электроэнергетики, отвечают сотрудники пресс-
центра Федеральной службы по тарифам.
57
№ 3 (12), май-июнь, 2012
развития
Российской
Федерации
на
2012
год
и
плановый
период
2013—
2014
гг
. (
с
1
июля
2012
г
. —
не
выше
11%,
с
1
июля
2013
г
. — 9—10%,
с
1
июля
2014
года
— 9—10%).
Для
ограничения
роста
тари
-
фов
Постановлением
Правитель
-
ства
Российской
Федерации
от
29.12.2011
г
.
№
1178
предусмо
-
трены
следующие
меры
:
•
корректировка
долгосрочных
параметров
регулирования
с
01.07.2012
года
с
учётом
обяза
-
тельности
соблюдения
установ
-
ленных
Прогнозом
темпов
роста
необходимой
валовой
выручки
на
первый
долгосрочный
период
регулирования
.
Это
возможно
за
счёт
снижения
размера
инвести
-
рованного
капитала
,
ограниче
-
ния
роста
операционных
затрат
,
приведения
нормативов
потерь
в
соответствие
с
целями
инвест
-
программ
;
•
начисление
возврата
инвести
-
рованного
капитала
и
дохода
на
инвестированный
капитал
осу
-
ществляется
с
учётом
фактиче
-
ских
вводов
объектов
сетевого
хозяйства
.
Для
повышения
эффективности
капиталовложений
предлагаются
следующие
меры
:
•
установление
с
2014
г
.
дисконта
в
отношении
объектов
,
введён
-
ных
в
эксплуатацию
,
но
не
загру
-
женных
на
проектную
величину
,
в
части
их
учёта
в
базе
капитала
и
прироста
операционных
рас
-
ходов
на
их
обслуживание
;
•
корректировка
инвестиционных
программ
сетевых
компаний
с
учётом
оптимизации
по
стоимо
-
сти
и
структуре
источников
фи
-
нансирования
.
Подробные
механизмы
реали
-
зации
перечисленных
мер
изложе
-
ны
в
Основах
ценообразования
в
области
регулируемых
цен
(
тари
-
фов
)
в
электроэнергетике
,
утверж
-
дённых
Постановлением
Прави
-
тельства
Российской
Федерации
от
29.12.2011
г
.
№
1178 «
О
ценообра
-
зовании
в
области
государственно
-
го
регулирования
цен
(
тарифов
)
в
электроэнергетике
».
—
Базовым
документом
при
формировании
тарифов
является
баланс
энергии
и
мощности
.
Что
меняется
в
нём
?
—
Принимая
балансовые
ре
-
шения
в
отношении
организаций
,
получивших
статус
субъекта
опто
-
вого
рынка
электрической
энер
-
гии
(
мощности
),
Федеральная
служба
по
тарифам
(
далее
—
ФСТ
России
)
руководствуется
Основа
-
ми
ценообразования
в
области
регулируемых
цен
(
тарифов
)
в
электроэнергетике
,
утверждённы
-
ми
Постановлением
Правитель
-
ства
Российской
Федерации
от
29.12.2011
г
.
№
1178 (
далее
—
Основы
ценообразования
),
Пра
-
вилами
оптового
рынка
элек
-
трической
энергии
и
мощности
(
далее
—
Правила
оптового
рынка
),
утверждёнными
Постановлением
Правительства
Российской
Феде
-
рации
от
27.12.2010
г
.
№
1172
«
Об
утверждении
правил
оптового
рынка
электрической
энергии
и
мощности
и
о
внесении
изменений
в
некоторые
акты
Правительства
Российской
Федерации
по
вопро
-
сам
организации
функционирова
-
ния
оптового
рынка
электрической
энергии
и
мощности
»,
а
также
ины
-
ми
нормативными
документами
.
Сводный
прогнозный
баланс
электрической
энергии
(
мощности
)
формируется
ФСТ
России
в
целях
:
•
расчётов
регулируемых
цен
(
та
-
рифов
)
на
электрическую
энер
-
гию
и
мощность
,
подлежащих
государственному
регулирова
-
нию
в
соответствии
с
Федераль
-
ным
законом
от
26.03.2003
г
.
№
35-
ФЗ
«
Об
электроэнергети
-
ке
»
и
Основами
ценообразова
-
ния
,
а
также
размеров
платы
за
указанные
в
Основах
ценообра
-
зования
услуги
,
устанавливае
-
мых
ФСТ
России
и
органами
ис
-
полнительной
власти
субъектов
Российской
Федерации
в
обла
-
сти
государственного
регулиро
-
вания
тарифов
;
•
заключения
участниками
опто
-
вого
рынка
электроэнергии
(
мощности
) (
далее
—
ОРЭМ
)
договоров
,
в
том
числе
регули
-
руемых
,
на
основании
которых
осуществляется
купля
-
продажа
электрической
энергии
и
(
или
)
мощности
на
оптовом
рынке
в
соответствии
с
Правилами
опто
-
вого
рынка
.
Балансы
электроэнергии
(
мощ
-
ности
)
формируются
на
календар
-
ный
год
на
основании
предложений
участников
оптового
рынка
,
произ
-
водителей
(
поставщиков
)
рознич
-
ного
рынка
электрической
энергии
(
мощности
)
и
сетевых
организаций
,
оказывающих
услуги
по
передаче
электрической
энергии
(
мощности
).
ФСТ
России
утверждает
сводный
годовой
прогнозный
баланс
элек
-
трической
энергии
и
мощности
не
позднее
чем
за
2
месяца
до
начала
соответствующего
периода
регули
-
рования
по
следующим
основным
показателям
:
•
объёмы
производства
и
поста
-
вок
электрической
энергии
и
мощности
;
•
объёмы
электрической
энергии
и
мощности
,
поставляемые
на
-
селению
;
•
технологический
расход
электри
-
ческой
энергии
(
мощности
)
при
её
передаче
в
электрических
сетях
;
•
заявленная
мощность
потреби
-
телей
;
•
объёмы
поставки
электрической
энергии
(
мощности
)
по
регули
-
руемым
ценам
(
тарифам
);
•
объёмы
производства
тепловой
энергии
.
Таким
образом
,
ежегодное
из
-
менение
вышеуказанных
показате
-
58
СЕТИ РОССИИ
лей
находит
отражение
в
Сводном
прогнозном
балансе
производства
и
поставок
электрической
энергии
и
мощности
в
рамках
ЕЭС
России
по
субъектам
Российской
Федерации
.
Исходя
из
того
,
что
балансовые
решения
проходят
процедуру
со
-
гласования
служб
ФСТ
России
,
Со
-
вета
рынка
,
Системного
оператора
,
а
также
субъектов
рынка
и
органов
регулирования
субъектов
РФ
,
балан
-
совые
показатели
,
принимаемые
профессионалами
,
позволяют
с
вы
-
сокой
точностью
спрогнозировать
потребление
и
поставку
электриче
-
ской
энергии
и
мощности
на
всей
территории
России
.
Утверждается
Сводный
прогноз
-
ный
баланс
производства
и
поставок
электрической
энергии
и
мощности
Правлением
ФСТ
России
,
в
состав
которого
входят
представители
фе
-
деральных
органов
исполнительной
власти
Российской
Федерации
.
—
В
ближайшие
пять
лет
элек
-
тросетевые
компании
обязаны
снизить
операционные
затраты
на
25% —
до
5%
в
год
от
общих
затрат
.
С
чем
связано
такое
решение
?
—
В
соответствии
с
п
. 35 (1)
Основ
ценообразования
в
отно
-
шении
электрической
и
тепловой
энергии
в
Российской
Федерации
,
утверждённых
Постановлением
Правительства
Российской
Феде
-
рации
от
26.02.2004
г
.
№
109,
ин
-
декс
эффективности
операционных
расходов
устанавливался
на
долго
-
срочный
период
регулирования
в
размере
от
1
до
2,5%
от
уровня
опе
-
рационных
расходов
текущего
года
долгосрочного
периода
регулиро
-
вания
в
соответствии
с
правилами
определения
долгосрочных
пара
-
метров
деятельности
организаций
с
применением
метода
сравнения
аналогов
,
входящими
в
состав
мето
-
дических
указаний
.
Таким
образом
,
значительного
увеличения
индекса
эффективности
подконтрольных
расходов
не
про
-
изошло
.
В
обязательном
порядке
индекс
эффективности
подконтроль
-
ных
расходов
в
размере
3%
будет
применяться
только
в
отношении
организаций
,
рост
базового
уровня
подконтрольных
расходов
которых
превысил
прогнозный
индекс
потре
-
бительских
цен
на
1-
й
год
долгосроч
-
ного
периода
регулирования
более
чем
в
2
раза
,
т
.
е
.
в
отношении
тех
,
у
кого
существует
достаточная
воз
-
можность
оптимизации
операцион
-
ных
расходов
.
—
В
2012
году
повышение
та
-
рифов
произойдёт
с
1-
го
июля
,
а
не
с
1-
го
января
,
как
обычно
.
С
чем
это
связано
,
и
как
принятое
решение
отразится
на
финансово
-
экономическом
состоянии
элек
-
тросетевых
компаний
?
—
В
целях
обеспечения
умерен
-
ного
роста
цен
и
тарифов
на
товары
(
услуги
)
естественных
монополий
в
2012—2014
гг
.
Правительством
РФ
принято
решение
о
переносе
срока
индексации
цен
(
тарифов
)
на
продукцию
(
услуги
)
субъектов
есте
-
ственных
монополий
,
в
том
числе
для
населения
,
с
1
января
на
1
июля
очередного
календарного
года
.
Прогнозом
социально
-
эконо
-
мического
развития
Российской
Фе
-
дерации
на
2012
год
и
плановый
пе
-
риод
2013—2014
гг
.
предусмотрен
рост
тарифов
на
услуги
по
передаче
электрической
энергии
с
1
июля
2013
г
.
на
9—10%,
с
1
июля
2014
года
—
также
на
9—10
процентов
.
Ограничение
роста
тарифов
на
услуги
по
передаче
электриче
-
ской
энергии
,
предусмотренного
параметрами
Прогноза
социально
-
экономического
развития
Россий
-
ской
Федерации
на
2012
г
.
и
пла
-
новый
период
2013—2014
гг
.,
не
должно
отрицательно
отразиться
на
финансово
-
экономическом
состоя
-
нии
электросетевых
организаций
,
так
как
запланированный
средне
-
годовой
рост
тарифов
на
услуги
по
передаче
,
составляющий
106%,
со
-
ответствует
прогнозным
среднегодо
-
вым
показателям
уровня
инфляции
.
—
Будет
ли
отменена
плата
за
технологическое
присоединение
,
или
,
возможно
,
возникнут
какие
-
либо
изменения
в
этой
сфере
?
Как
это
повлияет
на
электросете
-
вой
комплекс
в
целом
?
—
В
настоящее
время
порядок
технологического
присоединения
энергопринимающих
устройств
юридических
и
физических
лиц
к
электрическим
сетям
определяется
Правилами
технологического
при
-
соединения
энергопринимающих
устройств
потребителей
электри
-
ческой
энергии
,
объектов
по
про
-
изводству
электрической
энергии
,
а
также
объектов
электросетевого
хозяйства
,
принадлежащих
сете
-
вым
организациям
и
иным
лицам
,
утверждёнными
Постановлением
Правительства
Российской
Федера
-
ции
от
27.12.2004
г
.
№
861 (
далее
—
Правила
технологического
присое
-
динения
),
с
оплатой
технологическо
-
го
присоединения
,
рассчитываемой
в
соответствии
с
Методическими
указаниями
по
определению
раз
-
мера
платы
за
технологическое
присоединение
к
электрическим
сетям
,
утверждёнными
приказом
Федеральной
службы
по
тарифам
от
30
ноября
2010
года
№
365-
э
/5 (
за
-
регистрировано
Минюстом
России
22
декабря
2010
года
,
регистраци
-
онный
№
19341) (
далее
—
Методи
-
ческие
указания
).
Существующие
Правила
техно
-
логического
присоединения
обеспе
-
чивают
регулирование
отношений
практически
со
всеми
группами
присоединяемых
потребителей
,
включая
малый
и
средний
бизнес
,
для
которого
предусмотрены
осо
-
59
№ 3 (12), май-июнь, 2012
логическое
присоединение
к
элек
-
трическим
сетям
для
всех
потре
-
бителей
значительно
снижен
,
т
.
к
.
потребители
будут
оплачивать
толь
-
ко
мероприятия
,
указанные
в
п
. 12
Методических
указаний
,
и
«
послед
-
нюю
милю
».
При
этом
указанные
положения
федерального
закона
о
невключе
-
нии
в
размер
платы
за
технологи
-
ческое
присоединение
расходов
,
связанных
с
развитием
существую
-
щей
инфраструктуры
,
не
содержат
исключений
и
,
соответственно
,
в
настоящее
время
должны
приме
-
няться
при
технологическом
при
-
соединении
как
к
электрическим
сетям
сетевой
организации
,
так
и
к
объектам
генерирующих
компаний
,
выступающих
в
данном
случае
в
ка
-
честве
сетевой
организации
.
Установление
особых
условий
по
оплате
технологического
присоеди
-
нения
к
электрическим
сетям
для
других
групп
потребителей
,
в
т
.
ч
.
её
отмены
,
в
настоящее
время
не
пла
-
нируется
.
—
В
целях
обеспечения
про
-
зрачности
в
тарифообразовании
ФСТ
России
ввело
калькулятор
электрической
энергии
.
Что
это
даёт
участникам
рынка
?
—
Для
осуществления
монито
-
ринга
оптового
и
розничных
рынков
электрической
энергии
,
а
также
в
целях
обеспечения
прозрачности
в
тарифообразовании
на
интернет
-
сайте
ФСТ
России
(www.fstrf.ru)
размещён
«
Ценовой
калькулятор
электрической
энергии
и
мощности
»
(
далее
—
Ценовой
калькулятор
),
по
-
зволяющий
любому
потребителю
—
юридическому
лицу
в
Российской
Федерации
рассчитать
стоимость
фактически
потреблённой
электри
-
ческой
энергии
и
мощности
.
В
на
-
стоящее
время
завершаются
рабо
-
ты
в
части
определения
стоимости
потреблённой
электрической
энер
-
гии
населением
и
приравненными
к
нему
категориями
потребителей
.
Ценовой
калькулятор
предназна
-
чен
для
расчётов
потребителями
,
имеющими
заключённые
догово
-
ры
с
гарантирующими
поставщи
-
ками
—
субъектами
оптового
рын
-
ка
электрической
энергии
,
цены
поставки
электрической
энергии
,
а
также
для
просмотра
тарифных
решений
,
принятых
на
уровне
ор
-
ганов
исполнительной
власти
субъ
-
ектов
РФ
,
ФСТ
России
,
операторов
оптового
рынка
.
бенности
оплаты
,
льготный
размер
и
упрощённая
процедура
приёма
в
эксплуатацию
энергоустановок
.
Кроме
того
,
п
. 2
ст
. 23.2
Феде
-
рального
закона
от
26.03.2003
г
.
№
35-
ФЗ
«
Об
электроэнергетике
»
(
в
редакции
Федерального
закона
от
27.07.2010
г
.
№
187-
ФЗ
)
пред
-
усмотрено
,
что
с
1
января
2011
г
.
не
допускается
включение
в
состав
платы
за
технологическое
присоеди
-
нение
инвестиционной
составляю
-
щей
на
покрытие
расходов
,
свя
-
занных
с
развитием
существующей
инфраструктуры
,
в
том
числе
связей
между
объектами
территориальных
сетевых
организаций
и
объектами
единой
национальной
(
общерос
-
сийской
)
сети
,
за
исключением
рас
-
ходов
на
строительство
объектов
электросетевого
хозяйства
—
от
су
-
ществующих
объектов
электросете
-
вого
хозяйства
до
присоединяемых
энергопринимающих
устройств
и
(
или
)
объектов
электроэнергетики
.
Указанные
затраты
должны
учиты
-
ваться
в
тарифах
сетевых
организа
-
ций
на
услуги
по
передаче
электри
-
ческой
энергии
.
Аналогичная
норма
предусмо
-
трена
и
п
. 10
Методических
указа
-
ний
по
определению
размера
платы
за
технологическое
присоединение
к
электрическим
сетям
,
утверж
-
дённых
приказом
ФСТ
России
от
30.11.2010
г
.
№
365-
э
/5.
Таким
образом
,
с
1
января
2011
года
размер
платы
за
техно
-
Ценовой
калькулятор
детализиру
-
ет
цену
потребителя
(
соответствен
-
но
,
и
стоимость
)
по
составляющим
:
производство
электрической
энер
-
гии
,
услуги
по
передаче
электриче
-
ской
энергии
,
инфраструктурные
услуги
и
сбытовая
надбавка
,
а
также
отражает
разбивку
цен
по
диапазо
-
нам
напряжения
и
числу
часов
ис
-
пользования
заявленной
мощности
.
Потребитель
,
используя
Ценовой
калькулятор
,
имеет
возможность
пу
-
тём
сравнения
нескольких
вариан
-
тов
цен
(
тарифов
—
одноставочный
,
дифференцированный
по
зонам
суток
,
двухставочный
)
выбрать
наи
-
более
подходящий
для
данного
по
-
требителя
вариант
цены
(
тарифа
).
При
расхождении
результатов
расчётов
Ценового
калькулятора
с
расчётами
гарантирующего
постав
-
щика
потребитель
вправе
обратить
-
ся
к
последнему
за
разъяснением
причин
возникших
расхождений
и
для
проведения
перерасчётов
стои
-
мости
потреблённого
ресурса
.
Данный
программный
модуль
может
использоваться
субъекта
-
ми
оптового
рынка
электрической
энергии
и
мощности
в
части
про
-
смотра
цены
покупки
электриче
-
ской
энергии
(
мощности
)
с
оптового
рынка
,
а
также
отслеживания
дина
-
мики
изменения
затрат
на
покупку
электроэнергии
.
В
Ценовом
калькуляторе
по
каж
-
дому
ценовому
параметру
указаны
реквизиты
соответствующих
реше
-
ний
,
принятых
органами
государ
-
ственного
регулирования
субъектов
Российской
Федерации
,
по
их
уста
-
новлению
,
а
также
предусмотрена
возможность
просмотра
либо
ска
-
чивания
интересующего
докумен
-
та
.
В
связи
с
этим
субъекты
опто
-
вого
рынка
электрической
энергии
и
мощности
могут
ознакомиться
с
нормативно
-
правовыми
актами
по
утверждению
составляющих
конеч
-
ной
цены
на
электрическую
энер
-
гию
(
мощность
).
Оригинал статьи: Ценовой калькулятор — путь к прозрачности в тарифообразовании.
Постановлением от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике» Правительство РФ обязало Федеральную службу по тарифам пересмотреть на период с 1 января по 30 июня 2012 г. тарифы на передачу электроэнергии и до 1 апреля 2012 г.принять решение о пересмотре с 1 июля 2012 г. тарифов на передачу электроэнергии на 2012—2014 годы. На вопросы журнала о том, какие изменения ждут тарифную политику в области электроэнергетики, отвечают сотрудники пресс-центра Федеральной службы по тарифам.