140
«Case-study» метод
и его применение
в подготовке инженеров-
электроэнергетиков в России
Королев
А
.
С
.,
директор
благотвори
-
тельного
фонда
«
Надежная
смена
»
Куликов
Ю
.
А
.,
к
.
т
.
н
.,
ведущий
эксперт
АО
«
СО
ЕЭС
»
ВВЕДЕНИЕ
Переход
современного
образо
-
вания
на
личностно
-
ориентиро
-
ванные
технологии
создает
необ
-
ходимость
пересмотра
базовых
принципов
построения
традици
-
онного
учебного
процесса
.
Личностно
-
ориентированный
подход
направлен
не
столько
на
передачу
информации
и
знаний
от
преподавателя
учащемуся
,
сколько
на
анализ
и
оценку
раз
-
личных
ситуаций
,
определение
путей
их
решения
,
разработку
вариантов
выхода
из
рассматри
-
ваемых
ситуаций
.
Для
этого
важно
использо
-
вать
такие
образовательные
технологии
,
которые
помогли
бы
студенту
,
магистранту
,
аспи
-
ранту
актуализировать
полу
-
ченные
теоретические
знания
,
объективно
оценить
реальную
ситуацию
,
выделить
проблему
с
учетом
имеющихся
ресурсов
,
угроз
и
рисков
.
Для
таких
це
-
лей
как
нельзя
лучше
подходит
метод
конкретных
ситуаций
или
«case-study» —
метод
активного
проблемно
-
ситуационного
ана
-
лиза
,
основанный
на
обучении
путем
решения
конкретных
задач
в
различных
ситуациях
(
решение
кейсов
).
Непосредственная
цель
ме
-
тода
«case-study»:
совместны
-
ми
усилиями
группа
студентов
должна
проанализировать
си
-
туацию
— «case»,
возникающую
при
конкретном
положении
дел
,
и
выработать
практическое
ре
-
шение
;
окончание
процесса
—
оценка
предложенных
алгорит
-
мов
и
выбор
лучшего
в
контексте
поставленной
проблемы
.
Метод
является
сложной
сис
-
темой
,
в
которую
интегрированы
более
простые
методы
позна
-
ния
:
моделирование
,
системный
анализ
,
проблемный
метод
,
мыс
-
лительный
эксперимент
,
методы
описания
,
классификации
,
игро
-
вые
методы
.
ИСТОРИЯ
Первым
инициатором
метода
был
французский
инженер
,
со
-
циолог
и
экономист
Фредерик
Леплэй
(Frederic LePlay),
который
впервые
ввел
метод
«case-study»
в
социальную
науку
в
1829
году
в
качестве
статистического
мето
-
да
исследования
семейных
бюд
-
жетов
.
Несмотря
на
то
,
что
Ле
-
плэй
преподавал
в
школе
горных
инженеров
(Ecole de Mines)
в
Па
-
риже
,
метод
не
был
востребован
инженерной
школой
,
а
нашел
свое
применение
в
социологии
,
экономике
,
бизнесе
.
На
первом
этапе
развития
это
был
исследовательский
ме
-
тод
,
затем
он
нашел
примене
-
ние
в
образовании
.
Впервые
метод
«case-study»
был
приме
-
нен
в
учебном
процессе
в
школе
права
Гарвардского
университета
в
1870
году
,
а
внедрение
началось
в
Гарвардской
школе
бизнеса
в
1920
году
[1].
В
настоящее
время
сосуще
-
ствуют
две
классические
школы
.
Гарвардская
(
американская
),
где
целью
метода
является
обучение
поиску
единственно
верного
реше
-
ния
.
Объем
кейса
— 20–25
стра
-
ниц
текста
,
плюс
8–10
страниц
иллюстраций
.
Манчестерская
(
ев
-
ропейская
),
которая
предполагает
Участники
Межрегионального
летнего
образовательного
форума
«
Энергия
молодости
»
работают
над
решением
кейса
кадры
141
множество
вариантов
решения
проблемы
.
Объем
кейса
—
в
1,5–
2
раза
меньше
,
чем
в
американ
-
ских
[2, 3].
Сбор
и
распространение
кей
-
сов
осуществляется
The Case
Clearing House of Great Britain and
Ireland.
С
1991
года
она
называет
-
ся
European Case Clearing House
(ECCH) —
бесспорный
лидер
по
сбору
и
распространению
кей
-
сов
. ECCH
создана
в
1973
году
по
инициативе
22
высших
учебных
заведений
и
является
некоммер
-
ческой
организацией
.
В
состав
ECCH
входит
около
340
организаций
: The Harvard
Business School Publishing;
Инсти
-
тут
развития
менеджмента
(IMB)
в
Лозанне
(
Швейцария
); INSEAD
в
Фонтенбло
(
Франция
), IESE (
Ис
-
пания
),
Лондонская
бизнес
-
шко
-
ла
в
Англии
и
др
.
В
современном
образовании
идет
активный
поиск
инноваци
-
онных
образовательных
техноло
-
гий
.
Метод
«case-study»
находит
широкое
применение
в
педагоги
-
ке
,
психологии
,
других
социаль
-
но
-
гуманитарных
дисциплинах
.
В
подготовке
инженеров
-
элек
-
троэнергетиков
кейс
-
технологии
в
учебном
процессе
почти
не
ис
-
пользуются
из
-
за
сложности
ма
-
тематического
аппарата
задач
термодинамики
и
электротехники
,
применяемого
для
обоснования
принимаемых
решений
,
сложных
математических
моделей
,
объем
-
ных
расчетов
и
других
специфи
-
ческих
особенностей
инженерной
деятельности
в
области
электро
-
энергетики
.
Метод
«case-study»
находит
свое
применение
в
учебном
про
-
цессе
средних
школ
,
вузов
,
инсти
-
тутов
профессиональной
пере
-
подготовки
и
повышения
квали
-
фикации
как
в
России
,
так
и
за
рубежом
.
Метод
встраивается
в
образовательные
технологии
,
позволяя
повысить
эффектив
-
ность
и
результативность
учебно
-
го
процесса
.
Он
хорошо
сочета
-
ется
с
лекционным
материалом
вуза
,
может
находиться
в
контек
-
сте
конкретной
темы
.
Междисци
-
плинарный
характер
метода
по
-
зволяет
широко
использовать
эту
технологию
,
формируя
у
обучае
-
мых
самостоятельность
и
инициа
-
тивность
,
умение
ориентировать
-
ся
в
широком
спектре
вопросов
,
связанных
с
профессиональной
деятельностью
.
ОСОБЕННОСТИ
ИНЖЕНЕРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Учебный
процесс
в
электроэнер
-
гетической
области
характери
-
зуется
сложностью
изучаемых
технических
устройств
и
техно
-
логических
процессов
,
а
также
быстротечностью
происходящих
явлений
,
неконтролируемых
че
-
ловеком
.
Б
ò
льшая
часть
процессов
в
современных
электроэнерге
-
тических
системах
определяется
взаимодействием
электрических
и
магнитных
полей
.
Студенты
воспринимают
эти
процессы
как
некоторые
абстрактные
поня
-
тия
,
которые
можно
обосновать
только
косвенно
путем
матема
-
тического
моделирования
,
либо
через
некоторые
интегральные
измерения
.
Сложность
технической
и
тех
-
нологической
реализации
любо
-
го
объекта
электроэнергетики
(
от
систем
производства
,
преобразо
-
вания
,
передачи
и
распределения
электроэнергии
до
микросхем
си
-
стем
автоматического
управления
режимами
энергосистем
)
заклю
-
чается
в
необходимости
решения
специфических
задач
термодина
-
мики
и
электротехники
на
основе
их
моделирования
.
Эта
совокуп
-
ность
научно
-
технических
знаний
требует
от
преподавателей
уме
-
ния
синтезировать
эти
знания
и
понятно
излагать
установлен
-
ные
закономерности
.
В
области
электроэнергети
-
ки
необходимо
учитывать
,
что
производство
,
преобразование
,
передача
и
распределение
элек
-
троэнергии
—
это
единый
техно
-
логический
процесс
,
позволяю
-
щий
при
переменных
нагрузках
обеспечивать
в
каждый
момент
времени
балансы
активной
и
ре
-
активной
мощности
и
поддержи
-
вать
надежную
работу
единой
энергосистемы
.
Все
средства
защиты
и
авто
-
матики
такой
системы
работают
в
режиме
ожидания
и
проявляют
свои
функции
при
некоторых
от
-
клонениях
параметров
режима
от
нормативных
значений
.
Совре
-
менные
тенденции
развития
но
-
вых
знаний
в
электроэнергетике
реализуются
,
в
частности
,
в
соз
-
дании
сложных
микропроцессор
-
ных
устройств
релейной
защиты
и
автоматического
управления
режимами
энергосистемы
[4].
Все
эти
особенности
требуют
высокого
уровня
знаний
инжене
-
ров
-
электроэнергетиков
,
работа
-
ющих
в
области
проектирования
и
эксплуатации
электроэнерге
-
тических
систем
,
их
готовности
к
самостоятельному
решению
постоянно
возникающих
техно
-
логических
проблем
.
Решение
кейса
—
командная
работа
№
2 (47) 2018
142
ОПЫТ
В
РЕАЛИЗАЦИИ
ТЕХНОЛОГИИ
«CASE-STUDY»
В
ПРОЦЕССЕ
ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ
В
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Затронутые
особенности
под
-
готовки
специалистов
в
области
электроэнергетики
особенно
ак
-
туальны
для
АО
«
СО
ЕЭС
» (
да
-
лее
—
Системный
оператор
),
об
-
разованного
в
2002
году
в
ходе
реформы
энергетики
.
Именно
он
принял
на
себя
роль
организации
,
единолично
осуществляющей
цен
-
трализованное
оперативно
-
дис
-
петчерское
управление
в
Единой
энергетической
системе
России
.
Столкнувшись
с
кадровым
де
-
фицитом
,
особенно
в
части
под
-
готовки
специалистов
для
рабо
-
ты
в
оперативно
-
диспетчерском
управлении
,
общество
органи
-
зовало
системную
работу
подго
-
товки
кадров
для
своих
нужд
на
базе
вузов
-
партнеров
.
При
этом
особый
упор
сделан
на
подготовку
магистров
,
которая
осуществляется
по
учебным
про
-
граммам
,
разработанным
экспер
-
тами
компании
в
соответствии
с
договорами
оказания
услуг
по
профессиональному
обучению
с
каждым
вузом
(
по
состоянию
на
2018
год
таких
вузов
насчи
-
тывается
восемь
).
Специализи
-
рованной
подготовке
магистров
предшествует
профориентация
бакалавров
в
вузах
-
партнерах
Системного
оператора
,
которая
длится
все
четыре
года
обучения
бакалавров
.
Профориентация
включает
в
себя
формирование
специализированных
групп
,
орга
-
низацию
ознакомительных
прак
-
тик
на
энергетических
предпри
-
ятиях
по
производству
,
передаче
,
распределению
и
использованию
электрической
энергии
,
экскур
-
сии
в
филиалы
Системного
опе
-
ратора
[5].
Важным
элементом
подготовки
студентов
является
организация
различных
молодежных
меро
-
приятий
:
конференций
,
олимпи
-
ад
,
конкурсов
,
летних
форумов
,
чемпионатов
,
которые
проводятся
Системным
оператором
совмест
-
но
с
Благотворительным
фондом
«
Надежная
смена
»,
учрежден
-
ным
руководством
АО
«
СО
ЕЭС
»
в
2007
году
[6].
Среди
многочисленных
обра
-
зовательных
проектов
,
которые
ведет
Фонд
«
Надежная
смена
» [7]
(
далее
—
Фонд
),
чемпионаты
кей
-
сов
занимают
особое
место
.
Фонд
решил
новую
задачу
применения
кейс
-
технологии
в
подготовке
инженерных
кадров
путем
ее
перевода
в
соревнова
-
тельную
форму
.
Для
повышения
мотивации
участников
организо
-
ван
Международный
инженер
-
ный
чемпионат
CASE-IN
среди
технических
университетов
не
только
Российской
Федерации
,
но
и
ряда
зарубежных
стран
.
Чемпионат
является
эффектив
-
ным
инструментом
передачи
бу
-
дущим
инженерам
практических
знаний
,
опыта
и
новых
компе
-
тенций
.
Также
вызывает
интерес
то
,
что
организаторы
Чемпионата
смогли
адаптировать
кейсы
для
будущих
инженеров
,
разрабаты
-
вая
именно
инженерные
кейсы
на
базе
материалов
отраслевых
компаний
и
с
вовлечением
в
про
-
цесс
разработки
их
специа
листов
.
Чемпионат
представляет
со
-
бой
соревнование
,
в
ходе
кото
-
рого
студенческим
командам
не
-
обходимо
за
ограниченное
время
(
как
правило
,
за
7–10
дней
)
ре
-
шить
инженерный
кейс
,
актуаль
-
ный
в
данной
области
и
защитить
свои
идеи
перед
экспертной
ко
-
миссией
,
состоящей
из
предста
-
вителей
отраслевых
компаний
,
а
также
научных
и
образователь
-
ных
организаций
.
ПОДГОТОВКА
КАДРОВ
Молодые
специалисты
ТЭК
:
работа
над
кейсом
расширяет
профессиональ
-
ные
компетенции
Молодые
специалисты
ТЭК
вырабатывают
решения
для
Российской
Аркти
-
ки
. CASE IN
на
Молодежном
дне
РЭН
-2017
143
Чемпионат
проводится
в
два
этапа
.
Очный
,
отборочный
этап
охватывает
более
50
техниче
-
ских
вузов
России
и
ближнего
зарубежья
.
Среди
нескольких
команд
каждого
вуза
побеждает
одна
,
которая
проходит
в
следу
-
ющий
этап
—
финальную
стадию
в
Москве
.
Победитель
финально
-
го
чемпионата
,
кроме
основного
приза
,
получает
право
участия
в
других
образовательных
про
-
ектах
.
Для
участников
направ
-
ления
электроэнергетики
—
это
«
Молодежный
день
Российской
энергетической
недели
», «
Шко
-
ла
лидеров
электроэнергетики
»,
«
Летний
энергетический
форум
»,
«
Энергия
молодости
»
и
многие
другие
.
Кроме
этого
,
члены
ко
-
манды
-
победителя
зачисляются
в
кадровый
резерв
АО
«
СО
ЕЭС
».
Чемпионат
включает
шесть
направлений
:
–
электроэнергетика
;
–
горное
дело
;
–
геологоразведка
;
–
металлургия
;
–
нефтегазовое
дело
;
–
нефтехимия
.
В
Лиге
по
электроэнергетике
участвуют
вузы
-
партнеры
АО
«
СО
ЕЭС
»,
а
также
другие
технические
вузы
,
имеющие
направления
под
-
готовки
13.03.02 «
Электроэнерге
-
тика
и
электротехника
».
Перечень
кейсов
,
разработанных
для
раз
-
личных
образовательных
меро
-
приятий
Фонда
,
приведен
в
таб
-
лице
1.
Такой
набор
кейсов
дает
ос
-
нование
говорить
о
разработке
новой
кейс
-
технологии
в
инже
-
нерном
образовании
электро
-
энергетиков
.
Что
касается
инженерных
кей
-
сов
,
то
их
разработка
имеет
свои
особенности
.
Инженерный
кейс
содержит
,
как
правило
,
следую
-
щие
разделы
информации
:
–
аналитический
раздел
—
ин
-
формационный
блок
,
посвящен
-
ный
отраслевой
тематике
кей
-
са
,
в
котором
отражены
осо
-
Табл
. 1.
Эффективность
различных
технологий
очистки
масел
от
основных
загрязнений
№ Название
кейса
Мероприятие
Фонда
1
Развитие
энергетической
системы
Республики
Крым
Форум
«
Энергия
молодости
– 2014»
2
Схема
выдачи
мощности
Новогорьковской
ТЭЦ
CASE-IN.
Отборочный
этап
3
Схема
внешнего
электроснабжения
магистрального
газопровода
«
Сила
Сибири
»
CASE-IN.
Финал
, 2015
год
4
Планирование
развития
Калининградской
энергосистемы
в
условиях
функ
-
ционирования
синхронных
зон
энергообъединений
ENTSO-E
и
ЕЭС
/
ОЭС
Форум
«
Энергия
молодости
– 2015»
5
Снижение
объемов
платы
за
потребляемую
электроэнергию
.
Реализация
организационных
мероприятий
по
повышению
энергоэффективности
Российская
энергетическая
неделя
(
РЭН
) – 2015
6
Развитие
системы
электроснабжения
поселка
Батакан
в
Забайкальском
крае
CASE-IN.
Отборочный
этап
7
Стратегия
развития
топливно
-
энергетического
баланса
России
Энергия
старта
– 2016
8
Схема
развития
Западного
энергорайона
Оренбургской
энергосистемы
CASE-IN.
Финал
, 2016
год
9
Планирование
развития
Нижнетагильского
энергорайона
Свердловской
энергосистемы
Форум
«
Энергия
молодости
– 2016»
10
Планирование
загрузки
энергоблоков
ТЭЦ
ОАО
«
НТМК
»
внутри
суточного
графика
выдачи
мощности
РЭН
– 2016
11
Схема
внешнего
электроснабжения
Быстринского
ГОКа
CASE-IN.
Отборочный
этап
12
Коронный
разряд
в
линиях
электропередачи
сверхвысокого
напряжения
CASE-IN.
Отборочный
этап
13
Развитие
энергосистемы
Забайкальского
края
CASE-IN.
Финал
, 2017
год
14
Развитие
энергосистемы
Красноярского
края
с
перспективой
до
2025
года Форум
«
ТИМ
Бирюса
– 2017»
15
Развитие
энергосистемы
Ставропольского
края
с
перспективой
до
2022
года
Форум
«
Энергия
молодости
– 2017»
Командные
решения
на
форуме
«
Бирюса
»
№
2 (47) 2018
144
бенности
,
тенденции
,
ключе
-
вые
проблемы
и
задачи
,
анали
-
тические
данные
по
теме
кейса
;
–
описательная
часть
—
инфор
-
мационный
блок
,
посвященный
описанию
Объекта
кейса
,
его
характеристик
и
условиям
функционирования
,
описанию
внутренних
и
внешних
факто
-
ров
,
влияющих
на
ключевые
показатели
Объекта
кейса
,
описанию
модели
ограничений
,
в
условиях
которой
должны
осуществлять
свои
решения
участники
кейса
;
–
объект
кейса
—
конкретная
организация
или
технологиче
-
ский
процесс
,
который
лежит
в
основе
описания
кейса
(
орга
-
низация
,
его
инфраструктура
и
технологические
параметры
могут
быть
смоделированы
,
однако
показатели
его
функ
-
ционирования
должны
быть
максимально
приближены
к
реальным
условиям
);
–
модель
ограничений
—
опре
-
деленные
условия
,
которые
максимальным
образом
при
-
ближают
ситуацию
,
описанную
в
кейсе
,
к
реальной
производ
-
ственной
(
рыночной
)
обста
-
новке
,
в
условиях
которой
участникам
необходимо
разра
-
ботать
наиболее
правильное
,
по
их
мнению
,
решение
[8].
В
2017
году
применение
ме
-
тода
«case-study»
получило
свое
развитие
.
В
рамках
Междуна
-
родного
инженерного
чемпиона
-
та
CASE-IN
были
запущены
со
-
ревнования
по
решению
кейсов
,
направленные
на
популяриза
-
цию
знаний
об
энергетике
среди
школьников
старших
классов
.
Бо
-
лее
200
учащихся
9–11
классов
из
более
30
регионов
России
при
-
няли
участие
в
этом
чемпиона
-
те
[9].
Также
были
организованы
аналогичные
соревнования
меж
-
ду
молодыми
специалистами
из
топливно
-
энергетического
(
ТЭК
)
и
минерально
-
сырьевого
(
МСК
)
комплексов
.
Подводя
итог
,
можно
сказать
,
что
совместная
деятельность
Фонда
«
Надежная
смена
»
и
АО
«
СО
ЕЭС
»
позволила
создать
но
-
вый
формат
использования
круп
-
ноформатных
отраслевых
кейсов
,
используемых
в
образовательных
и
соревновательно
-
оценочных
це
-
лях
, —
Чемпионат
инженерных
Не
только
решить
,
но
и
презентовать
:
защита
кейса
на
чемпионате
CASE-IN
Защита
кейса
.
Лига
молодых
специалистов
CASE-IN
кейсов
.
В
отличие
от
классических
аудиторных
кейсов
в
рамках
Чем
-
пионата
, case-
метод
базируется
на
анализе
текущей
ситуации
,
значимой
для
рассматриваемой
отрасли
,
представлению
перспек
-
тивных
многовариантных
реше
-
ний
,
адаптирован
к
командной
ра
-
боте
и
ролевому
распределению
в
студенческой
группе
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь
на
четырехлетнем
опыте
использования
инженер
-
ных
кейсов
в
подготовке
специ
-
алистов
в
электроэнергетической
области
,
можно
сделать
следую
-
щие
выводы
:
1.
Решение
студентами
кейсов
развивает
так
называемые
«soft
skills» («
мягкие
»
навыки
),
нали
-
чие
которых
сегодня
необходимо
для
работы
в
любой
организа
-
ции
,
а
в
ближайшее
время
станет
конкуретным
преимуществом
при
трудоустройстве
.
Так
,
по
данным
Всемирного
экономического
фо
-
рума
,
более
трети
навыков
,
кото
-
рые
работодатели
по
достоинству
оценят
в
2020
году
,
еще
в
2015-
м
считались
не
очень
важными
[10].
К
этим
навыкам
авторы
относят
в
том
числе
:
комплексное
реше
-
ние
проблем
,
критическое
мыш
-
ление
,
взаимодействие
с
людьми
,
эмоциональный
интеллект
,
уме
-
ние
анализировать
и
принимать
решения
.
Все
эти
навыки
студен
-
ты
могут
получить
,
решая
кейсы
и
принимая
участия
в
соответ
-
ствующих
соревнованиях
.
ПОДГОТОВКА
КАДРОВ
145
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Национальный
исследовательский университет «МЭИ»
17–19 октября 2018 года
проводит II Всероссийскую
научно-практическую конференцию
Приглашаем к участию
в конференции специ-
алистов в сфере корпоративного образования,
руководителей структурных подразделений
по управлению персоналом, представителей
образовательных органи заций, реализующих
образовательные программы подготовки спе-
циалистов для электро- и теплоэнергетики.
Генеральный информационный
партнер конференции — журнал
«Актуальные задачи и пути их решения в области
кадрового обеспечения электро- и теплоэнергетики»
По вопросам участия в конференции обращаться в оргкомитет к
Егоровой Людмиле Евгеньевне
Тел.:
(495) 362-77-17
E-mail:
Сайт конференции:
http://energokadry.mpei.ru
На конференцию выносятся вопросы:
•
подготовки кадров для цифровой энергетики;
•
организации эффективного взаимодействия
работодателей и академического сообщества
в профессиональном образовании;
•
качества профессионального образования;
•
профессионально-общественной аккредитации;
•
независимой оценки квалификаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Garvin D.A. Making the Case: Professional Education for
the World of Practice. Harvard Magazine, 2003, 106 (1), pp.
56–107.
2.
КЕЙС
-
СТАДИ
:
принципы
создания
и
использования
.
Тверь
:
Изд
-
во
«
СКФ
-
офис
», 2015. 114
с
.
3.
Долгоруков
А
.
М
.
Метод
«case-study»
как
современная
технология
профессионально
ориентированного
обу
-
чения
. URL: http://evolkov.net/case/case.study.html.
4.
Дьяков
А
.
Ф
.,
Платонов
В
.
В
.
Проблемы
инженерного
образования
в
электроэнергетике
и
электротехнике
.
М
.:
НТФ
«
Энергопрогресс
», 2014. 98
с
.
5.
Гофман
А
.
В
.,
Ерохин
П
.
М
.,
Куликов
Ю
.
А
.,
Чеклецова
С
.
П
.
Некоторые
аспекты
профессиональной
ориентации
и
специализированной
подготовки
студентов
-
электро
-
энергетиков
. V
Международная
научно
-
техническая
конференция
«
Электроэнергетика
глазами
молодежи
».
Томск
, 10–14
ноября
2014
г
.
Сборник
трудов
.
Томск
,
2014.
6.
Королев
А
.
С
.,
Чеклецова
С
.
П
.
Опыт
и
реализация
мо
-
лодежных
программ
АО
«
СО
ЕЭС
»
и
благотворитель
-
ного
фонда
«
Надежная
смена
». URL: http://elst.energy-
journals.ru/index.php/elst/article/view/838/608/.
7.
Благотворительный
фонд
«
Надежная
смена
».
Фонд
об
-
разовательных
проектов
. URL: http://fondsmena.ru/.
8. Trifonova N.V., Korolev A.S., Proshkina A.S. The case
study method as a system enhancing industrial and
professional training of students. URL: https://elibrary.ru/
item.asp?id=30644035/.
9.
Официальный
сайт
Министерства
энергетики
Россий
-
ской
Федерации
. URL: https://www.minenergo.gov.ru.
10.
Копылова
Н
.
Десять
главных
навыков
,
которые
бу
-
дут
цениться
работодателями
в
2020
году
. URL: https://
lifehacker.ru/2018/01/30/10-glavnyx-navykov-v-2020-godu/.
2.
Каждый
инженерный
кейс
,
подготавливаемый
Фондом
«
На
-
дежная
смена
»
совместно
с
АО
«
СО
ЕЭС
»,
затрагивает
мак
-
симально
актуальные
задачи
,
в
том
числе
,
развития
энергоси
-
стем
ЕЭС
России
,
разработки
схем
электроснабжения
крупных
предприятий
страны
,
энерго
-
эффективности
,
инновационно
-
го
развития
электроэнергетики
России
.
К
примеру
,
тема
кейса
Чемпионата
CASE-IN 2018
года
посвящена
разработке
проекта
строительства
,
ввода
в
работу
и
обеспечению
функциониро
-
вания
энергообъектов
системы
внешнего
электроснабжения
за
-
вода
«
Ямал
-
СПГ
»,
что
является
важной
задачей
в
развитии
Арк
-
тики
.
3.
Решение
студентами
инженер
-
ных
кейсов
будет
полезно
вне
-
дрить
на
постоянной
основе
в
об
-
разовательный
процесс
как
часть
практико
-
ориентированных
мето
-
дов
подготовки
будущих
специ
-
алистов
электроэнергетики
.
Раз
-
работанные
на
текущий
момент
кейсы
,
задачи
которых
не
будут
терять
актуальность
еще
долгое
время
,
позволят
студентам
зна
-
комиться
с
функционированием
энергосистемы
,
научат
работать
в
командах
,
решая
актуальные
задачи
.
№
2 (47) 2018
Оригинал статьи: «Case-study» метод и его применение в подготовке инженеров-электроэнергетиков в России
Переход современного образования на личностно-ориентированные технологии создает необходимость пересмотра базовых принципов построения традиционного учебного процесса.