«Case-study» метод и его применение в подготовке инженеров-электроэнергетиков в России

Page 1
background image

Page 2
background image

140

«Case-study» метод
и его применение 
в подготовке инженеров-
электроэнергетиков в России

Королев

 

А

.

С

.,

директор

 

благотвори

-

тельного

 

фонда

 

«

Надежная

 

смена

»

Куликов

 

Ю

.

А

.,

к

.

т

.

н

., 

ведущий

 

эксперт

АО

 «

СО

 

ЕЭС

»

ВВЕДЕНИЕ

Переход

 

современного

 

образо

-

вания

 

на

 

личностно

-

ориентиро

-

ванные

 

технологии

 

создает

 

необ

-

ходимость

 

пересмотра

 

базовых

 

принципов

 

построения

 

традици

-

онного

 

учебного

 

процесса

.

Личностно

-

ориентированный

 

подход

 

направлен

 

не

 

столько

 

на

 

передачу

 

информации

 

и

 

знаний

 

от

 

преподавателя

 

учащемуся

сколько

 

на

 

анализ

 

и

 

оценку

 

раз

-

личных

 

ситуаций

определение

 

путей

 

их

 

решения

разработку

 

вариантов

 

выхода

 

из

 

рассматри

-

ваемых

 

ситуаций

.

Для

 

этого

 

важно

 

использо

-

вать

 

такие

 

образовательные

 

технологии

которые

 

помогли

 

бы

 

студенту

магистранту

аспи

-

ранту

 

актуализировать

 

полу

-

ченные

 

теоретические

 

знания

объективно

 

оценить

 

реальную

 

ситуацию

выделить

 

проблему

 

с

 

учетом

 

имеющихся

 

ресурсов

угроз

 

и

 

рисков

Для

 

таких

 

це

-

лей

 

как

 

нельзя

 

лучше

 

подходит

 

метод

 

конкретных

 

ситуаций

 

или

 

«case-study» — 

метод

 

активного

 

проблемно

-

ситуационного

 

ана

-

лиза

основанный

 

на

 

обучении

 

путем

 

решения

 

конкретных

 

задач

 

в

 

различных

 

ситуациях

  (

решение

 

кейсов

).

Непосредственная

 

цель

 

ме

-

тода

 «case-study»: 

совместны

-

ми

 

усилиями

 

группа

 

студентов

 

должна

 

проанализировать

 

си

-

туацию

 — «case», 

возникающую

 

при

 

конкретном

 

положении

 

дел

и

 

выработать

 

практическое

 

ре

-

шение

окончание

 

процесса

 — 

оценка

 

предложенных

 

алгорит

-

мов

 

и

 

выбор

 

лучшего

 

в

 

контексте

 

поставленной

 

проблемы

.

Метод

 

является

 

сложной

 

сис

-

темой

в

 

которую

 

интегрированы

 

более

 

простые

 

методы

 

позна

-

ния

моделирование

системный

 

анализ

проблемный

 

метод

мыс

-

лительный

 

эксперимент

методы

 

описания

классификации

игро

-

вые

 

методы

.

ИСТОРИЯ

Первым

 

инициатором

 

метода

 

был

 

французский

 

инженер

со

-

циолог

 

и

 

экономист

 

Фредерик

 

Леплэй

 (Frederic LePlay), 

который

 

впервые

 

ввел

 

метод

 «case-study» 

в

 

социальную

 

науку

 

в

 1829 

году

 

в

 

качестве

 

статистического

 

мето

-

да

 

исследования

 

семейных

 

бюд

-

жетов

Несмотря

 

на

 

то

что

 

Ле

-

плэй

 

преподавал

 

в

 

школе

 

горных

 

инженеров

 (Ecole de Mines) 

в

 

Па

-

риже

метод

 

не

 

был

 

востребован

 

инженерной

 

школой

а

 

нашел

 

свое

 

применение

 

в

 

социологии

экономике

бизнесе

.

На

 

первом

 

этапе

 

развития

 

это

 

был

 

исследовательский

 

ме

-

тод

затем

 

он

 

нашел

 

примене

-

ние

 

в

 

образовании

Впервые

 

метод

 «case-study» 

был

 

приме

-

нен

 

в

 

учебном

 

процессе

 

в

 

школе

 

права

 

Гарвардского

 

университета

 

в

 1870 

году

а

 

внедрение

 

началось

 

в

 

Гарвардской

 

школе

 

бизнеса

 

в

 1920 

году

 [1].

В

 

настоящее

 

время

 

сосуще

-

ствуют

 

две

 

классические

 

школы

Гарвардская

  (

американская

), 

где

 

целью

 

метода

 

является

 

обучение

 

поиску

 

единственно

 

верного

 

реше

-

ния

Объем

 

кейса

 — 20–25 

стра

-

ниц

 

текста

плюс

 8–10 

страниц

 

иллюстраций

Манчестерская

  (

ев

-

ропейская

), 

которая

 

предполагает

 

Участники

 

Межрегионального

 

летнего

 

образовательного

 

форума

 «

Энергия

 

молодости

» 

работают

 

над

 

решением

 

кейса

кадры


Page 3
background image

141

множество

 

вариантов

 

решения

 

проблемы

Объем

 

кейса

 — 

в

 1,5–

раза

 

меньше

чем

 

в

 

американ

-

ских

 [2, 3].

Сбор

 

и

 

распространение

 

кей

-

сов

 

осуществляется

 The Case 

Clearing House of Great Britain and 
Ireland. 

С

 1991 

года

 

она

 

называет

-

ся

  European  Case  Clearing  House 

(ECCH) — 

бесспорный

 

лидер

 

по

 

сбору

 

и

 

распространению

 

кей

-

сов

. ECCH 

создана

 

в

 1973 

году

 

по

 

инициативе

 22 

высших

 

учебных

 

заведений

 

и

 

является

 

некоммер

-

ческой

 

организацией

В

 

состав

 ECCH 

входит

 

около

 

340 

организаций

: The Harvard 

Business School Publishing; 

Инсти

-

тут

 

развития

 

менеджмента

 (IMB) 

в

 

Лозанне

  (

Швейцария

); INSEAD 

в

 

Фонтенбло

 (

Франция

), IESE (

Ис

-

пания

), 

Лондонская

 

бизнес

-

шко

-

ла

 

в

 

Англии

 

и

 

др

.

В

 

современном

 

образовании

идет

 

активный

 

поиск

 

инноваци

-

онных

 

образовательных

 

техноло

-

гий

Метод

 «case-study» 

находит

широкое

 

применение

 

в

 

педагоги

-

ке

психологии

других

 

социаль

-

но

-

гуманитарных

 

дисциплинах

В

 

подготовке

 

инженеров

-

элек

-

троэнергетиков

 

кейс

-

технологии

 

в

 

учебном

 

процессе

 

почти

 

не

 

ис

-

пользуются

 

из

-

за

 

сложности

 

ма

-

тематического

 

аппарата

 

задач

 

термодинамики

 

и

 

электротехники

применяемого

 

для

 

обоснования

 

принимаемых

 

решений

сложных

 

математических

 

моделей

объем

-

ных

 

расчетов

 

и

 

других

 

специфи

-

ческих

 

особенностей

 

инженерной

 

деятельности

 

в

 

области

 

электро

-

энергетики

.

Метод

 «case-study» 

находит

 

свое

 

применение

 

в

 

учебном

 

про

-

цессе

 

средних

 

школ

вузов

инсти

-

тутов

 

профессиональной

 

пере

-

подготовки

 

и

 

повышения

 

квали

-

фикации

 

как

 

в

 

России

так

 

и

 

за

 

рубежом

Метод

 

встраивается

 

в

 

образовательные

 

технологии

позволяя

 

повысить

 

эффектив

-

ность

 

и

 

результативность

 

учебно

-

го

 

процесса

Он

 

хорошо

 

сочета

-

ется

 

с

 

лекционным

 

материалом

 

вуза

может

 

находиться

 

в

 

контек

-

сте

 

конкретной

 

темы

Междисци

-

плинарный

 

характер

 

метода

 

по

-

зволяет

 

широко

 

использовать

 

эту

 

технологию

формируя

 

у

 

обучае

-

мых

 

самостоятельность

 

и

 

инициа

-

тивность

умение

 

ориентировать

-

ся

 

в

 

широком

 

спектре

 

вопросов

связанных

 

с

 

профессиональной

 

деятельностью

.

ОСОБЕННОСТИ

 

ИНЖЕНЕРНОГО

 

ОБРАЗОВАНИЯ

 

В

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Учебный

 

процесс

 

в

 

электроэнер

-

гетической

 

области

 

характери

-

зуется

 

сложностью

 

изучаемых

 

технических

 

устройств

 

и

 

техно

-

логических

 

процессов

а

 

также

 

быстротечностью

 

происходящих

 

явлений

неконтролируемых

 

че

-

ловеком

.

Б

ò

льшая

 

часть

 

процессов

 

в

 

современных

 

электроэнерге

-

тических

 

системах

 

определяется

 

взаимодействием

 

электрических

 

и

 

магнитных

 

полей

Студенты

 

воспринимают

 

эти

 

процессы

 

как

 

некоторые

 

абстрактные

 

поня

-

тия

которые

 

можно

 

обосновать

 

только

 

косвенно

 

путем

 

матема

-

тического

 

моделирования

либо

 

через

 

некоторые

 

интегральные

 

измерения

Сложность

 

технической

 

и

 

тех

-

нологической

 

реализации

 

любо

-

го

 

объекта

 

электроэнергетики

  (

от

 

систем

 

производства

преобразо

-

вания

передачи

 

и

 

распределения

 

электроэнергии

 

до

 

микросхем

 

си

-

стем

 

автоматического

 

управления

 

режимами

 

энергосистем

заклю

-

чается

 

в

 

необходимости

 

решения

 

специфических

 

задач

 

термодина

-

мики

 

и

 

электротехники

 

на

 

основе

 

их

 

моделирования

Эта

 

совокуп

-

ность

 

научно

-

технических

 

знаний

 

требует

 

от

 

преподавателей

 

уме

-

ния

 

синтезировать

 

эти

 

знания

 

и

 

понятно

 

излагать

 

установлен

-

ные

 

закономерности

.

В

 

области

 

электроэнергети

-

ки

 

необходимо

 

учитывать

что

 

производство

преобразование

передача

 

и

 

распределение

 

элек

-

троэнергии

 — 

это

 

единый

 

техно

-

логический

 

процесс

позволяю

-

щий

 

при

 

переменных

 

нагрузках

 

обеспечивать

 

в

 

каждый

 

момент

 

времени

 

балансы

 

активной

 

и

 

ре

-

активной

 

мощности

 

и

 

поддержи

-

вать

 

надежную

 

работу

 

единой

 

энергосистемы

.

Все

 

средства

 

защиты

 

и

 

авто

-

матики

 

такой

 

системы

 

работают

 

в

 

режиме

 

ожидания

 

и

 

проявляют

 

свои

 

функции

 

при

 

некоторых

 

от

-

клонениях

 

параметров

 

режима

 

от

 

нормативных

 

значений

Совре

-

менные

 

тенденции

 

развития

 

но

-

вых

 

знаний

 

в

 

электроэнергетике

 

реализуются

в

 

частности

в

 

соз

-

дании

 

сложных

 

микропроцессор

-

ных

 

устройств

 

релейной

 

защиты

 

и

 

автоматического

 

управления

 

режимами

 

энергосистемы

 [4]. 

Все

 

эти

 

особенности

 

требуют

 

высокого

 

уровня

 

знаний

 

инжене

-

ров

-

электроэнергетиков

работа

-

ющих

 

в

 

области

 

проектирования

 

и

 

эксплуатации

 

электроэнерге

-

тических

 

систем

их

 

готовности

 

к

 

самостоятельному

 

решению

 

постоянно

 

возникающих

 

техно

-

логических

 

проблем

.

Решение

 

кейса

 — 

командная

 

работа

 2 (47) 2018


Page 4
background image

142

ОПЫТ

 

В

 

РЕАЛИЗАЦИИ

 

ТЕХНОЛОГИИ

«CASE-STUDY» 

В

 

ПРОЦЕССЕ

 

ПОДГОТОВКИ

 

СПЕЦИАЛИСТОВ

 

В

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Затронутые

 

особенности

 

под

-

готовки

 

специалистов

 

в

 

области

 

электроэнергетики

 

особенно

 

ак

-

туальны

 

для

 

АО

  «

СО

 

ЕЭС

» (

да

-

лее

 — 

Системный

 

оператор

), 

об

-

разованного

 

в

 2002 

году

 

в

 

ходе

 

реформы

 

энергетики

Именно

 

он

 

принял

 

на

 

себя

 

роль

 

организации

единолично

 

осуществляющей

 

цен

-

трализованное

 

оперативно

-

дис

-

петчерское

 

управление

 

в

 

Единой

 

энергетической

 

системе

 

России

.

Столкнувшись

 

с

 

кадровым

 

де

-

фицитом

особенно

 

в

 

части

 

под

-

готовки

 

специалистов

 

для

 

рабо

-

ты

 

в

 

оперативно

-

диспетчерском

 

управлении

общество

 

органи

-

зовало

 

системную

 

работу

 

подго

-

товки

 

кадров

 

для

 

своих

 

нужд

 

на

 

базе

 

вузов

-

партнеров

.

При

 

этом

 

особый

 

упор

 

сделан

 

на

 

подготовку

 

магистров

которая

 

осуществляется

 

по

 

учебным

 

про

-

граммам

разработанным

 

экспер

-

тами

 

компании

 

в

 

соответствии

 

с

 

договорами

 

оказания

 

услуг

 

по

 

профессиональному

 

обучению

 

с

 

каждым

 

вузом

  (

по

 

состоянию

 

на

 2018 

год

 

таких

 

вузов

 

насчи

-

тывается

 

восемь

). 

Специализи

-

рованной

 

подготовке

 

магистров

 

предшествует

 

профориентация

 

бакалавров

 

в

 

вузах

-

партнерах

 

Системного

 

оператора

которая

 

длится

 

все

 

четыре

 

года

 

обучения

 

бакалавров

Профориентация

 

включает

 

в

 

себя

 

формирование

 

специализированных

 

групп

орга

-

низацию

 

ознакомительных

 

прак

-

тик

 

на

 

энергетических

 

предпри

-

ятиях

 

по

 

производству

передаче

распределению

 

и

 

использованию

 

электрической

 

энергии

экскур

-

сии

 

в

 

филиалы

 

Системного

 

опе

-

ратора

 [5].

Важным

 

элементом

 

подготовки

 

студентов

 

является

 

организация

 

различных

 

молодежных

 

меро

-

приятий

конференций

олимпи

-

ад

конкурсов

летних

 

форумов

чемпионатов

которые

 

проводятся

 

Системным

 

оператором

 

совмест

-

но

 

с

 

Благотворительным

 

фондом

 

«

Надежная

 

смена

», 

учрежден

-

ным

 

руководством

 

АО

 «

СО

 

ЕЭС

» 

в

 2007 

году

 [6].

Среди

 

многочисленных

 

обра

-

зовательных

 

проектов

которые

 

ведет

 

Фонд

 «

Надежная

 

смена

» [7] 

(

далее

 — 

Фонд

), 

чемпионаты

 

кей

-

сов

 

занимают

 

особое

 

место

.

Фонд

 

решил

 

новую

 

задачу

 

применения

 

кейс

-

технологии

 

в

 

подготовке

 

инженерных

 

кадров

 

путем

 

ее

 

перевода

 

в

 

соревнова

-

тельную

 

форму

Для

 

повышения

 

мотивации

 

участников

 

организо

-

ван

 

Международный

 

инженер

-

ный

 

чемпионат

 CASE-IN 

среди

 

технических

 

университетов

 

не

 

только

 

Российской

 

Федерации

но

 

и

 

ряда

 

зарубежных

 

стран

Чемпионат

 

является

 

эффектив

-

ным

 

инструментом

 

передачи

 

бу

-

дущим

 

инженерам

 

практических

 

знаний

опыта

 

и

 

новых

 

компе

-

тенций

.

Также

 

вызывает

 

интерес

 

то

что

 

организаторы

 

Чемпионата

 

смогли

 

адаптировать

 

кейсы

 

для

 

будущих

 

инженеров

разрабаты

-

вая

 

именно

 

инженерные

 

кейсы

 

на

 

базе

 

материалов

 

отраслевых

 

компаний

 

и

 

с

 

вовлечением

 

в

 

про

-

цесс

 

разработки

 

их

 

специа

 

листов

Чемпионат

 

представляет

 

со

-

бой

 

соревнование

в

 

ходе

 

кото

-

рого

 

студенческим

 

командам

 

не

-

обходимо

 

за

 

ограниченное

 

время

 

(

как

 

правило

за

 7–10 

дней

ре

-

шить

 

инженерный

 

кейс

актуаль

-

ный

 

в

 

данной

 

области

 

и

 

защитить

 

свои

 

идеи

 

перед

 

экспертной

 

ко

-

миссией

состоящей

 

из

 

предста

-

вителей

 

отраслевых

 

компаний

а

 

также

 

научных

 

и

 

образователь

-

ных

 

организаций

.

ПОДГОТОВКА

КАДРОВ

Молодые

 

специалисты

 

ТЭК

работа

 

над

 

кейсом

 

расширяет

 

профессиональ

-

ные

 

компетенции

Молодые

 

специалисты

 

ТЭК

 

вырабатывают

 

решения

 

для

 

Российской

 

Аркти

-

ки

. CASE IN 

на

 

Молодежном

 

дне

 

РЭН

-2017


Page 5
background image

143

Чемпионат

 

проводится

 

в

 

два

 

этапа

Очный

отборочный

 

этап

 

охватывает

 

более

 50 

техниче

-

ских

 

вузов

 

России

 

и

 

ближнего

 

зарубежья

Среди

 

нескольких

 

команд

 

каждого

 

вуза

 

побеждает

 

одна

которая

 

проходит

 

в

 

следу

-

ющий

 

этап

 — 

финальную

 

стадию

 

в

 

Москве

Победитель

 

финально

-

го

 

чемпионата

кроме

 

основного

 

приза

получает

 

право

 

участия

 

в

 

других

 

образовательных

 

про

-

ектах

Для

 

участников

 

направ

-

ления

 

электроэнергетики

 — 

это

 

«

Молодежный

 

день

 

Российской

 

энергетической

 

недели

», «

Шко

-

ла

 

лидеров

 

электроэнергетики

», 

«

Летний

 

энергетический

 

форум

», 

«

Энергия

 

молодости

» 

и

 

многие

 

другие

Кроме

 

этого

члены

 

ко

-

манды

-

победителя

 

зачисляются

 

в

 

кадровый

 

резерв

 

АО

 «

СО

 

ЕЭС

».

Чемпионат

 

включает

 

шесть

 

направлений

 

электроэнергетика

;

 

горное

 

дело

;

 

геологоразведка

;

 

металлургия

;

 

нефтегазовое

 

дело

;

 

нефтехимия

.

В

 

Лиге

 

по

 

электроэнергетике

 

участвуют

 

вузы

-

партнеры

 

АО

 «

СО

 

ЕЭС

», 

а

 

также

 

другие

 

технические

 

вузы

имеющие

 

направления

 

под

-

готовки

 13.03.02 «

Электроэнерге

-

тика

 

и

 

электротехника

». 

Перечень

 

кейсов

разработанных

 

для

 

раз

-

личных

 

образовательных

 

меро

-

приятий

 

Фонда

приведен

 

в

 

таб

-

лице

 1.

Такой

 

набор

 

кейсов

 

дает

 

ос

-

нование

 

говорить

 

о

 

разработке

 

новой

 

кейс

-

технологии

 

в

 

инже

-

нерном

 

образовании

 

электро

-

энергетиков

.

Что

 

касается

 

инженерных

 

кей

-

сов

то

 

их

 

разработка

 

имеет

 

свои

 

особенности

Инженерный

 

кейс

 

содержит

как

 

правило

следую

-

щие

 

разделы

 

информации

:

 

аналитический

 

раздел

 — 

ин

-

формационный

 

блок

посвящен

-

ный

 

отраслевой

 

тематике

 

кей

-

са

в

 

котором

 

отражены

 

осо

-

Табл

. 1. 

Эффективность

 

различных

 

технологий

 

очистки

 

масел

 

от

 

основных

 

загрязнений

№ Название

 

кейса

Мероприятие

 

Фонда

1

Развитие

 

энергетической

 

системы

 

Республики

 

Крым

Форум

 «

Энергия

 

молодости

 – 2014»

2

Схема

 

выдачи

 

мощности

 

Новогорьковской

 

ТЭЦ

CASE-IN. 

Отборочный

 

этап

3

Схема

 

внешнего

 

электроснабжения

 

магистрального

 

газопровода

 «

Сила

 

Сибири

»

CASE-IN. 

Финал

, 2015 

год

4

Планирование

 

развития

 

Калининградской

 

энергосистемы

 

в

 

условиях

 

функ

-

ционирования

 

синхронных

 

зон

 

энергообъединений

 ENTSO-E 

и

 

ЕЭС

/

ОЭС

Форум

 «

Энергия

 

молодости

 – 2015»

5

Снижение

 

объемов

 

платы

 

за

 

потребляемую

 

электроэнергию

Реализация

 

организационных

 

мероприятий

 

по

 

повышению

 

энергоэффективности

Российская

 

энергетическая

 

неделя

 

(

РЭН

) – 2015

6

Развитие

 

системы

 

электроснабжения

 

поселка

 

Батакан

 

в

 

Забайкальском

 

крае

CASE-IN. 

Отборочный

 

этап

7

Стратегия

 

развития

 

топливно

-

энергетического

 

баланса

 

России

Энергия

 

старта

 – 2016

8

Схема

 

развития

 

Западного

 

энергорайона

 

Оренбургской

 

энергосистемы

CASE-IN. 

Финал

, 2016 

год

9

Планирование

 

развития

 

Нижнетагильского

 

энергорайона

 

Свердловской

 

энергосистемы

Форум

 «

Энергия

 

молодости

 – 2016»

10

Планирование

 

загрузки

 

энергоблоков

 

ТЭЦ

 

ОАО

 «

НТМК

» 

внутри

 

суточного

 

графика

 

выдачи

 

мощности

РЭН

 – 2016

11

Схема

 

внешнего

 

электроснабжения

 

Быстринского

 

ГОКа

 CASE-IN. 

Отборочный

 

этап

12

Коронный

 

разряд

 

в

 

линиях

 

электропередачи

 

сверхвысокого

 

напряжения

 CASE-IN. 

Отборочный

 

этап

13

Развитие

 

энергосистемы

 

Забайкальского

 

края

CASE-IN. 

Финал

, 2017 

год

14

Развитие

 

энергосистемы

 

Красноярского

 

края

 

с

 

перспективой

 

до

 2025 

года Форум

 «

ТИМ

 

Бирюса

 – 2017»

15

Развитие

 

энергосистемы

 

Ставропольского

 

края

 

с

 

перспективой

 

до

 

2022 

года

Форум

 «

Энергия

 

молодости

 – 2017»

Командные

 

решения

 

на

 

форуме

 «

Бирюса

»

 2 (47) 2018


Page 6
background image

144

бенности

тенденции

ключе

-

вые

 

проблемы

 

и

 

задачи

анали

-

тические

 

данные

 

по

 

теме

 

кейса

;

 

описательная

 

часть

 — 

инфор

-

мационный

 

блок

посвященный

 

описанию

 

Объекта

 

кейса

его

 

характеристик

 

и

 

условиям

 

функционирования

описанию

 

внутренних

 

и

 

внешних

 

факто

-

ров

влияющих

 

на

 

ключевые

 

показатели

 

Объекта

 

кейса

описанию

 

модели

 

ограничений

в

 

условиях

 

которой

 

должны

 

осуществлять

 

свои

 

решения

 

участники

 

кейса

;

 

объект

 

кейса

 — 

конкретная

 

организация

 

или

 

технологиче

-

ский

 

процесс

который

 

лежит

 

в

 

основе

 

описания

 

кейса

 (

орга

-

низация

его

 

инфраструктура

 

и

 

технологические

 

параметры

 

могут

 

быть

 

смоделированы

однако

 

показатели

 

его

 

функ

-

ционирования

 

должны

 

быть

 

максимально

 

приближены

 

к

 

реальным

 

условиям

);

 

модель

 

ограничений

 — 

опре

-

деленные

 

условия

которые

 

максимальным

 

образом

 

при

-

ближают

 

ситуацию

описанную

 

в

 

кейсе

к

 

реальной

 

производ

-

ственной

  (

рыночной

обста

-

новке

в

 

условиях

 

которой

 

участникам

 

необходимо

 

разра

-

ботать

 

наиболее

 

правильное

по

 

их

 

мнению

решение

 [8].

В

 2017 

году

 

применение

 

ме

-

тода

 «case-study» 

получило

 

свое

 

развитие

В

 

рамках

 

Междуна

-

родного

 

инженерного

 

чемпиона

-

та

 CASE-IN 

были

 

запущены

 

со

-

ревнования

 

по

 

решению

 

кейсов

направленные

 

на

 

популяриза

-

цию

 

знаний

 

об

 

энергетике

 

среди

 

школьников

 

старших

 

классов

Бо

-

лее

 200 

учащихся

 9–11 

классов

 

из

 

более

 30 

регионов

 

России

 

при

-

няли

 

участие

 

в

 

этом

 

чемпиона

-

те

 [9]. 

Также

 

были

 

организованы

 

аналогичные

 

соревнования

 

меж

-

ду

 

молодыми

 

специалистами

 

из

 

топливно

-

энергетического

  (

ТЭК

и

 

минерально

-

сырьевого

  (

МСК

комплексов

.

Подводя

 

итог

можно

 

сказать

что

 

совместная

 

деятельность

 

Фонда

  «

Надежная

 

смена

» 

и

 

АО

 

«

СО

 

ЕЭС

» 

позволила

 

создать

 

но

-

вый

 

формат

 

использования

 

круп

-

ноформатных

 

отраслевых

 

кейсов

используемых

 

в

 

образовательных

 

и

 

соревновательно

-

оценочных

 

це

-

лях

, — 

Чемпионат

 

инженерных

 

Не

 

только

 

решить

но

 

и

 

презентовать

защита

 

кейса

 

на

 

чемпионате

 

CASE-IN

Защита

 

кейса

Лига

 

молодых

 

специалистов

 CASE-IN

кейсов

В

 

отличие

 

от

 

классических

 

аудиторных

 

кейсов

 

в

 

рамках

 

Чем

-

пионата

, case-

метод

 

базируется

 

на

 

анализе

 

текущей

 

ситуации

значимой

 

для

 

рассматриваемой

 

отрасли

представлению

 

перспек

-

тивных

 

многовариантных

 

реше

-

ний

адаптирован

 

к

 

командной

 

ра

-

боте

 

и

 

ролевому

 

распределению

 

в

 

студенческой

 

группе

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основываясь

 

на

 

четырехлетнем

 

опыте

 

использования

 

инженер

-

ных

 

кейсов

 

в

 

подготовке

 

специ

-

алистов

 

в

 

электроэнергетической

 

области

можно

 

сделать

 

следую

-

щие

 

выводы

:

1. 

Решение

 

студентами

 

кейсов

 

развивает

 

так

 

называемые

 «soft 

skills» («

мягкие

» 

навыки

), 

нали

-

чие

 

которых

 

сегодня

 

необходимо

 

для

 

работы

 

в

 

любой

 

организа

-

ции

а

 

в

 

ближайшее

 

время

 

станет

 

конкуретным

 

преимуществом

 

при

 

трудоустройстве

Так

по

 

данным

 

Всемирного

 

экономического

 

фо

-

рума

более

 

трети

 

навыков

кото

-

рые

 

работодатели

 

по

 

достоинству

 

оценят

 

в

 2020 

году

еще

 

в

 2015-

м

 

считались

 

не

 

очень

 

важными

 [10]. 

К

 

этим

 

навыкам

 

авторы

 

относят

 

в

 

том

 

числе

комплексное

 

реше

-

ние

 

проблем

критическое

 

мыш

-

ление

взаимодействие

 

с

 

людьми

эмоциональный

 

интеллект

уме

-

ние

 

анализировать

 

и

 

принимать

 

решения

.  

Все

 

эти

 

навыки

 

студен

-

ты

 

могут

 

получить

решая

 

кейсы

 

и

 

принимая

 

участия

 

в

 

соответ

-

ствующих

 

соревнованиях

.

ПОДГОТОВКА

КАДРОВ


Page 7
background image

145

Федеральное государственное 

бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования «Национальный 

исследовательский университет «МЭИ»

17–19 октября 2018 года

проводит II Всероссийскую

научно-практическую конференцию

Приглашаем к участию

 в конференции специ-

алистов в сфере корпоративного образования, 
руководителей структурных подразделений 
по управлению персоналом, представителей 
образовательных органи заций, реализующих 
образовательные программы подготовки спе-
циалистов для электро- и теплоэнергетики.

Генеральный информационный 
партнер конференции — журнал

«Актуальные задачи и пути их решения в области 

кадрового обеспечения электро- и теплоэнергетики»

По вопросам участия в конференции обращаться в оргкомитет к

 Егоровой Людмиле Евгеньевне

Тел.:

 (495) 362-77-17     

E-mail:

 energokadry@mpei.ru     

Сайт конференции: 

http://energokadry.mpei.ru

На конференцию выносятся вопросы:

  подготовки кадров для цифровой энергетики;

  организации эффективного взаимодействия 

работодателей и академического сообщества 
в профессиональном образовании;

  качества профессионального образования;

 

профессионально-общественной аккредитации;

  независимой оценки квалификаций.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Garvin D.A. Making the Case: Professional Education for 

the World of Practice. Harvard Magazine, 2003, 106 (1), pp. 
56–107.

2. 

КЕЙС

-

СТАДИ

принципы

 

создания

 

и

 

использования

Тверь

Изд

-

во

 «

СКФ

-

офис

», 2015. 114 

с

3. 

Долгоруков

 

А

.

М

Метод

 «case-study» 

как

 

современная

 

технология

 

профессионально

 

ориентированного

 

обу

-

чения

. URL: http://evolkov.net/case/case.study.html.

4. 

Дьяков

 

А

.

Ф

., 

Платонов

 

В

.

В

Проблемы

 

инженерного

 

образования

 

в

 

электроэнергетике

 

и

 

электротехнике

М

.: 

НТФ

 «

Энергопрогресс

», 2014. 98 

с

5. 

Гофман

 

А

.

В

., 

Ерохин

 

П

.

М

., 

Куликов

 

Ю

.

А

., 

Чеклецова

 

С

.

П

Некоторые

 

аспекты

 

профессиональной

 

ориентации

 

и

 

специализированной

 

подготовки

 

студентов

-

электро

-

энергетиков

. V 

Международная

 

научно

-

техническая

 

конференция

  «

Электроэнергетика

 

глазами

 

молодежи

». 

Томск

, 10–14 

ноября

  2014 

г

Сборник

 

трудов

Томск

2014. 

6. 

Королев

 

А

.

С

., 

Чеклецова

 

С

.

П

Опыт

 

и

 

реализация

 

мо

-

лодежных

 

программ

 

АО

  «

СО

 

ЕЭС

» 

и

 

благотворитель

-

ного

 

фонда

  «

Надежная

 

смена

». URL: http://elst.energy-

journals.ru/index.php/elst/article/view/838/608/.

7. 

Благотворительный

 

фонд

 «

Надежная

 

смена

». 

Фонд

 

об

-

разовательных

 

проектов

. URL: http://fondsmena.ru/.

8.  Trifonova N.V., Korolev A.S., Proshkina A.S. The case 

study method as a system enhancing industrial and 
professional training of students. URL: https://elibrary.ru/
item.asp?id=30644035/.

9. 

Официальный

 

сайт

 

Министерства

 

энергетики

 

Россий

-

ской

 

Федерации

. URL: https://www.minenergo.gov.ru.

10. 

Копылова

 

Н

Десять

 

главных

 

навыков

которые

 

бу

-

дут

 

цениться

 

работодателями

 

в

 2020 

году

. URL: https://

lifehacker.ru/2018/01/30/10-glavnyx-navykov-v-2020-godu/.

2. 

Каждый

 

инженерный

 

кейс

подготавливаемый

 

Фондом

  «

На

-

дежная

 

смена

» 

совместно

 

с

 

АО

 

«

СО

 

ЕЭС

», 

затрагивает

 

мак

-

симально

 

актуальные

 

задачи

в

 

том

 

числе

развития

 

энергоси

-

стем

 

ЕЭС

 

России

разработки

 

схем

 

электроснабжения

 

крупных

 

предприятий

 

страны

энерго

-

эффективности

инновационно

-

го

 

развития

 

электроэнергетики

 

России

К

 

примеру

тема

 

кейса

 

Чемпионата

 CASE-IN 2018 

года

 

посвящена

 

разработке

 

проекта

 

строительства

ввода

 

в

 

работу

 

и

 

обеспечению

 

функциониро

-

вания

 

энергообъектов

 

системы

 

внешнего

 

электроснабжения

 

за

-

вода

  «

Ямал

-

СПГ

», 

что

 

является

 

важной

 

задачей

 

в

 

развитии

 

Арк

-

тики

.

3. 

Решение

 

студентами

 

инженер

-

ных

 

кейсов

 

будет

 

полезно

 

вне

-

дрить

 

на

 

постоянной

 

основе

 

в

 

об

-

разовательный

 

процесс

 

как

 

часть

 

практико

-

ориентированных

 

мето

-

дов

 

подготовки

 

будущих

 

специ

-

алистов

 

электроэнергетики

Раз

-

работанные

 

на

 

текущий

 

момент

 

кейсы

задачи

 

которых

 

не

 

будут

 

терять

 

актуальность

 

еще

 

долгое

 

время

позволят

 

студентам

 

зна

-

комиться

 

с

 

функционированием

 

энергосистемы

научат

 

работать

 

в

 

командах

решая

 

актуальные

задачи

.  

 2 (47) 2018


Читать онлайн

Переход современного образования на личностно-ориентированные технологии создает необходимость пересмотра базовых принципов построения традиционного учебного процесса.

Поделиться:

Спецвыпуск «Россети» № 1(24), март 2022

Учебно-тренировочный комплекс ПАО «Россети Ленэнерго» по обучению современным цифровым технологиям

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Подготовка кадров
Виктор Катенев, Артем Суворов (ПАО «Россети Ленэнерго»)
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(70), январь-февраль 2022

Сформировать непрерывную и персонифицированную траекторию развития будущего специалиста

Интервью Подготовка кадров
Интервью с начальником отдела проектной деятельности и творческих соревнований НИУ «МЭИ» Наумовой Ю.Д.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(63), ноябрь-декабрь 2020

Сохранение и развитие отраслевого дополнительного профессионального образования в энергетике России

Подготовка кадров
ФГАОУ ДПО «ПЭИПК» Минэнерго России, ФГБУН ИСЭМ СО РАН, ФГАОУ ДПО «КПК ТЭК» Минэнерго России
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»