Быстровозводимая облегченная опора для производства аварийно-восстановительных работ на ВЛ 35–110 кВ, не требующая сооружения специального фундамента

background image

background image

34

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (19), 

декабрь

 2020

Быстровозводимая

 

облегченная

 

опора

 

для

 

производства

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

 35–110 

кВ

не

 

требующая

 

сооружения

 

специального

 

фундамента

Игорь

 

БОГАЧ

начальник

 

Электро

-

технической

 

службы

 

Департамента

 

эксплуа

-

тации

 

и

 

ремонта

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

»

Александр

 

ЗУБКОВ

,

технический

 

директор

 

ЗАО

 «

ФЕНИКС

-88»

К

рупные

 

аварии

 

на

 

ВЛ

 

в

 

России

 

и

 

ряде

 

зарубежных

 

стран

вызванные

 

падени

-

ем

 

опор

 

из

-

за

 

сильных

 

ветровых

 

нагрузок

 

и

 

природных

 

катаклизмов

послужили

 

толчком

 

для

 

разработки

 

различных

 

технологий

 

и

 

конструкций

 

опор

 

ВЛ

предна

-

значенных

 

для

 

сокращения

 

времени

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

Из

-

вестно

что

 

аварии

 

с

 

падением

 

опор

 

ВЛ

 (

а

 

это

 

чаще

 

промежуточные

 

опоры

приводят

 

к

 

длительным

 

нарушениям

 

в

 

работе

 

энергосистемы

В

 

результате

 

таких

 

аварий

 

пред

-

приятия

жилые

 

дома

 

и

 

социальные

 

объекты

 

остаются

 

без

 

света

 

и

 

тепла

 

на

 

период

 

вос

-

становительных

 

работ

Каждая

 

авария

 

может

 

повлечь

 

за

 

собой

 

не

 

только

 

миллионные

 

В

 2016 

году

 

завершена

 

совместная

 

опытно

-

конструктор

-

ская

 

работа

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

» (

до

 23.12.2019 — 

АО

 «

Тю

-

мень

 

энерго

») 

и

 

ЗАО

 «

ФЕНИКС

-88» 

по

 

теме

 «

Разработка

 

бы

-

стромонтируемых

 

облегченных

 

опор

 

для

 

производства

 

ава

-

рийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

 35–110 

кВ

 

из

 

компо

-

зитных

 

материалов

не

 

требующих

 

сооружения

 

специальных

 

фундаментов

». 

В

 

результате

 

разработки

 

для

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

» 

изготовлены

 

пять

 

штук

 

быстровозводимых

 

опор

 

из

 

композитных

 

материалов

 

БК

110-1, 

используемых

 

в

 

каче

-

стве

 

аварийного

 

резерва

 

и

 

готовых

 

к

 

применению

 

при

 

ава

-

рийных

 

ситуациях

Разработанная

 

опора

 

БК

110-1 

облада

-

ет

 

важными

 

качествами

позволяющими

 

сократить

 

время

 

устранения

 

аварии

 

на

 

ВЛ

Производство

 

опор

 

и

 

эксперимен

-

тальный

 

этап

 

работы

в

 

основном

выполнялись

 

в

 

лаборато

-

риях

 

ЗАО

  «

ФЕНИКС

-88». 

Опытно

-

промышленная

 

эксплуата

-

ция

 — 

в

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

».

Воздушные

 

линии

Анатолий

 

ДЬЯКОВ

начальник

 

Департа

-

мента

 

эксплуатации

 

и

 

ремонта

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

»


background image

35

убытки

но

 

и

 

серьезные

 

социальные

 

последствия

Особен

-

но

 

высокие

 

риски

 

возникают

 

в

 

зимний

 

период

Именно

 

по

-

этому

 

время

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

должно

 

быть

 

минимальным

несмотря

 

на

 

возможные

 

сложности

При

 

проведении

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

 35–110 

кВ

 

часто

 

возникают

 

ситуации

когда

 

по

 

ряду

 

при

-

чин

  (

отсутствие

 

транспортной

 

инфраструктуры

труднопро

-

ходимая

 

местность

 

и

 

т

.

п

.) 

невозможно

 

быстро

 

осуществить

 

доставку

 

и

 

установку

 

новой

 

опоры

 

ЛЭП

тогда

 

и

 

возникает

 

потребность

 

в

 

установке

 

временной

опоры

позволяющей

 

без

 

грузоподъемных

 

механизмов

  (

практически

 

вручную

в

 

сжатые

 

сроки

 

выполнить

 

ее

 

монтаж

 

в

 

полевых

 

усло

 

виях

Быстровозводимые

 

опоры

 

должны

 

быть

 

легкими

быстро

-

сборными

долговечными

стойкими

 

к

 

воздействию

 

клима

-

тических

 

факторов

Использование

 

таких

 

опор

 

особенно

 

актуально

 

в

 

удаленных

 

и

 

труднодоступных

 

районах

куда

 

доставка

 

и

 

установка

 

железобетонных

 

или

 

стальных

 

опор

 

ограничена

 

с

 

сезонной

 

доступностью

 

места

 

аварии

 

для

 

тя

-

желой

 

техники

В

 

августе

 2013 

года

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

» 

в

 

рамках

 

плана

 

НИОКР

 2013–2017 

годов

 

организовало

 

выполнение

 

опытно

-

конструкторской

 

работы

 (

ОКР

по

 

теме

 «

Разработ

-

ка

 

быстромонтируемых

 

облегченных

 

опор

 

для

 

производ

-

ства

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

 35–110 

кВ

 

из

 

композитных

 

материалов

не

 

требующих

 

сооружения

 

специальных

 

фундаментов

». 

Для

 

выполнения

 

ОКР

 

был

 

за

-

ключен

 

договор

 

с

 

ЗАО

  «

ФЕНИКС

-88». 

Определено

 

место

 

внедрения

 

разработки

 — 

северные

 

филиалы

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

». 

Цель

 

разработки

создание

 

быстровозводимых

 

облег

-

ченных

 

опор

 

из

 

композитных

 

материалов

не

 

требующих

 

сооружения

 

фундаментов

предназначенных

 

для

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

 35–110 

кВ

 

в

 

труднодоступной

 

местности

позволяющих

 

оперативно

 

заменить

 

поврежденную

 

опору

 

и

 

восстановить

 

электроснабжение

.

В

 

соответствии

 

с

 

техническим

 

заданием

 

основная

 

задача

 

заключалась

 

в

 

разработке

 

опор

обладающих

 

несколькими

 

важными

 

свойствами

:

 

возможностью

 

быстрой

 

установки

 

силами

 

одной

 

бригады

 

с

 

использованием

 

средств

 

малой

 

механизации

 

и

 

одной

 

единицы

 

легкой

 

вездеходной

 

техники

без

 

исполь

-

зования

 

грузоподъемных

 

механизмов

;

 

возможностью

 

отказа

 

от

 

сооружения

 

фундаментов

требующих

 

значительного

 

объема

 

работ

;

 

возможностью

 

оперативной

 

доставки

 

комплекта

 

для

 

сборки

 

опоры

 

в

 

отдален

-

ные

 

районы

в

 

том

 

числе

 

вертолетом

 

возможностью

 

многократного

 

использо

-

вания

 

опоры

;

 

надежностью

 

опоры

 

в

 

сложных

 

климатических

 

условиях

в

 

том

 

числе

 

при

 

низких

 

температурах

;

 

возможностью

 

быстрой

 

сборки

 

и

 

приведения

 

опоры

 

в

 

рабочее

 

положение

 

силами

 

одной

 

бригады

;

 

возможностью

 

установки

 

на

 

грунты

 

со

 

слабой

 

несущей

 

способностью

 (

болото

);

 

опора

 

аварийного

 

резерва

 

должна

 

иметь

 

минимальную

 

массу

 

при

 

необходимой

 

механической

 

прочности

задан

-

ной

 

в

 

технических

 

требованиях

.

ОКР

 

выполнялась

 

в

 

четыре

 

этапа

• 

этап

 

 1 

(29.08.2013–30.06.2014) 

по

 

разработке

 

тех

-

нических

 

требований

конструкторских

 

решений

 

и

 

техно

-

логической

 

документации

 

к

 

быстровозводимым

 

облег

-

ченным

 

опорам

;

• 

этап

 

 2

 (01.07.2014–29.05.2015) 

по

 

изготовлению

 

опыт

-

ных

 

образцов

 

быстровозводимых

 

облегченных

 

опор

 

на

 

35 

и

 110 

кВ

 

из

 

композитных

 

материалов

 

без

 

специальных

 

фундаментов

;

• 

этап

 

 3

 (01.06.2015–03.12.2015) 

по

 

проведению

 

испы

-

таний

 

опытных

 

образцов

 

быстровозводимых

 

облегчен

-

ных

 

опор

 

на

 35 

и

 110 

кВ

 

и

 

элементов

 

траверс

;

• 

этап

 

 4

 (04.12.2015–30.09.2016) 

по

 

изготовлению

 

и

 

пе

-

редаче

 

заказчику

 

опытной

 

партии

 

быстровозводимых

 

облегченных

 

опор

 

на

 35 

и

 110 

кВ

.

При

 

разработке

 

к

 

конструкции

 

опоры

 

АО

  «

Россети

 

Тю

-

мень

» 

выдвинуло

 

требования

 (

таблица

 1).

Для

 

выполнения

 

этой

 

задачи

 

на

 

этапе

 

 1 

были

 

рас

-

смотрены

 

варианты

 

конструкций

 (

рисунок

 1), 

предложенные

 

ЗАО

  «

ФЕНИКС

-88», 

и

 

варианты

 

имеющихся

 

решений

 

из

 

дерева

 

и

 

металла

 (

рисунок

 2), 

предложенные

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

».

Табл

. 1. 

Основные

 

требования

 

к

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоре

Наименование

 

параметра

Требуемое

 

значение

1. 

Основные

 

параметры

 

и

 

характеристики

1.1

Номинальное

 

напряжение

 

сети

35–110 

кВ

1.2

Марка

 

провода

АС

70 – 

АС

240 

и

 

их

 

модификации

1.3

Марка

 

грозотроса

c

огласно

 

ПУЭ

-7 

п

. 2.5.79

1.4

Марка

 

ВОЛС

неметаллический

 

до

 2-

х

 

шт

.

1.5

Район

 

по

 

ветру

I–II

1.6

Район

 

по

 

гололеду

I–III

1.7

Минимальная

 

температура

–60°

С

1.8

Максимальная

 

температура

+40°

С

1.9

Тип

 

атмосферы

промышленная

1.10

Предельная

 

высота

 

эксплуата

-

ции

 

над

 

уровнем

 

моря

1000 

м

1.11

Максимальная

 

величина

 

выноса

 

опоры

 

из

 

створа

 

ВЛ

м


background image

36

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (19), 

декабрь

 2020

Наименование

 

параметра

Требуемое

 

значение

1.12

Максимальный

 

пролет

 

между

 

опорами

:

 

при

 

установке

 

опоры

 

с

 

выно

-

сом

 

из

 

створа

 

ВЛ

 (

с

 

образова

-

нием

 

угла

 

поворота

 

ВЛ

)

310 

м

 

при

 

установке

 

опоры

 

в

 

створе

 

ВЛ

 (

на

 

прямом

 

участке

)

310 

м

1.13

Количество

 

быстровозводимых

 

опор

 

при

 

замене

 

одной

 

стаци

-

онарной

для

 

ПБ

110-3 — 1 

опора

для

 

ПБ

110-2 — 1 

опора

 

на

 

каждую

 

цепь

для

 

П

110-4 — 2 

опоры

 

на

 

каждую

 

цепь

2. 

Требования

 

к

 

конструкции

 

опор

изготовлению

 

и

 

материалам

2.1

Максимальный

 

вес

 

одной

 

секции

не

 

более

 200 

кг

2.2

Механические

 

характеристики

 

композиционного

 

материала

I. 

Модуль

 

упругости

 

Е

 

25 000 (2,55×10

5

МПа

 (

кг

/

см

²)

II. 

Разрушающее

 

напряжение

 

 

при

:

 

растяжении

 

раст

 

сжатии

 

сж

 

сдвиге

 

205 

МПа

 (2000 

кг

/

см

²)

205 

МПа

 (2000 

кг

/

см

²)

25 

МПа

 (255 

кг

/

см

²)

III. 

Объемный

 

вес

 

2000 

кг

/

м

3

2.3

Марка

 

стали

 

стальных

 

деталей

:

 

основных

 

конструкций

 

вспомогательных

 

конструкций

С

345

С

245

3. 

Изоляция

 

и

 

арматура

3.1

Максимальные

 

механические

 

нагрузки

 

в

 

нормальных

 

режимах

 

работы

соответствующие

 

разрушающей

нагрузке

 70 

кН

3.2

Тип

 

изоляции

подвесные

 

полимерные

 

изоляторы

 

типа

 

ЛК

3.3

Степень

 

загрязнения

II

4. 

Гарантии

 

изготовителя

4.1.

Срок

 

службы

 

со

 

дня

 

ввода

 

опо

-

ры

 

в

 

эксплуатацию

 

до

 

списания

не

 

менее

 50 

лет

Табл

. 1 (

п р о д о л ж е н и е

)

Рис

. 1. 

Варианты

 

конструкций

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

После

 

проведения

 

расчетов

 

эксплуата

-

ционных

 

нагрузок

 

ЗАО

  «

ФЕНИКС

-88» 

для

 

согласования

 

были

 

предложены

 

более

 

тща

-

тельно

 

проработанные

 

варианты

 

опоры

 (

ри

-

сунок

 3), 

из

 

которых

 

был

 

отобран

 

вариант

 

пространственной

 

пирамидальной

 

конструк

-

ции

 

с

 

изоляторами

 

ЛК

состоящей

 

из

 

компо

-

зитных

 

стоек

 

в

 

виде

 

усеченных

 

конусов

 

с

 

сое

-

динительными

 

фланцами

Основание

 

опоры

 

образует

 

треугольную

 

раму

 

для

 

установки

 

на

 

грунт

 

без

 

необходимости

 

применения

 

фун

-

дамента

В

 

верхней

 

части

 

пирамиды

 

распо

-

ложены

 

скрещенные

 

секции

 

вертикальных

 

стоек

к

 

ним

 

с

 

использованием

 

полимерных

 

изоляторов

 

крепятся

 

провода

 

ВЛ

Два

 

реб

-

ра

 

пирамиды

 

образованы

 

двумя

 X-

образно

 

пересекающимися

 

стойками

а

 

третье

 

ребро

 

пирамиды

 — 

подкосом

подпирающим

 

основ

-

ные

 X-

образные

 

силовые

 

стойки

 

опоры

.

По

 

итогам

 

совещания

 14.05.2014 (

г

Сур

-

гут

были

 

внесены

 

окончательные

 

доработ

-

ки

 

в

 

конструкцию

 

быстровозводимой

 

ком

-

позитной

 

опоры

На

 

основании

 

выбранной

 

принципиальной

 

схемы

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

 

был

 

разработан

изго

-

Рис

. 2. 

Вариант

 

конструкции

 

металлической

 

быстровозводимой

 

опоры

Воздушные

 

линии


background image

37

товлен

 

и

 

испытан

 

макет

 

стойки

 — 

элемент

 

опоры

 

из

 

ком

-

позитных

 

стеклопластиковых

 

труб

 

с

 

фланцами

 

для

 

сборки

 

стоек

 

в

 

пространственную

 

конструкцию

.

Расчет

 

опоры

 

выполнен

 

методом

 

конечного

 

элемента

 

в

 

нелинейной

 

постановке

  (

по

 

деформированной

 

схеме

). 

В

 

расчет

 

опоры

 

входили

 

сбор

 

нагрузок

 

на

 

опору

статиче

-

ский

 

расчет

 

с

 

получением

 

внутренних

 

усилий

 

в

 

элементах

 

опоры

проверка

 

прочности

устойчивости

 

и

 

гибкости

 

эле

-

ментов

 

опоры

 

с

 

представлением

 

результатов

 

в

 

виде

 

рас

-

четных

 

листов

Расчет

 

опоры

 

выполнялся

 

с

 

учетом

 

требо

-

ваний

 

ПУЭ

 [1], 

СНиП

 [2, 3], 

пособия

 [4] 

с

 

учетом

 

возможного

 

выноса

 

опоры

 

из

 

створа

 

ВЛ

 

на

 5 

метров

.

Опора

 

БК

110-1 

испытывалась

 

в

 

двух

 

расчетных

 

режимах

:

Нормальный

 

режим

 1 — 

режим

 

максимального

 

ветра

Провода

 

не

 

оборваны

 

и

 

свободны

 

от

 

гололеда

подве

-

шен

 

оптический

 

кабель

W

0

 = 500 

Па

b

 = 0.

Нормальный

 

режим

 2 — 

режим

 

гололеда

 

с

 

ветром

Провода

 

не

 

оборваны

 

и

 

покрыты

 

гололедом

подвешен

 

оптический

 

кабель

W

г

 = 125 

Па

b

 = 20 

мм

.

Схемы

 

расчетных

 

нагрузок

 

в

 

данных

 

режимах

 

показаны

 

на

 

рисунке

 4.

Режим

 

максимального

 

ветра

Р

в

1

 = 

Р

в

2

 = 

Р

в

4

 = 300 

кгс

,

Р

в

3

 = 80 

кгс

Р

г

1

 = 

Р

г

3

 = 

Р

г

7

 = 330 

кгс

Р

г

2

 = 

Р

г

5

 = 130 

кгс

Р

г

4

 = 90 

кгс

,

Р

г

6

 = 250 

кгс

.

д

)

а

)

б

)

в

)

Рис

. 4. 

Схема

 

расчетных

 

нагрузок

 

на

 

опору

 

БК

110-1

г

)

Рис

. 3. 

Варианты

 

конструкции

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

а

опора

 

с

 

четырьмя

 

подкосами

 

и

 

Х

-

образным

 

основанием

б

опора

 

с

 

двумя

 

подкосами

 

и

 

прямоугольным

 

основанием

в

опора

 

с

 

четырьмя

 

подкосами

 

и

 

прямоугольным

 

основанием

г

опора

 

пирамидальной

 

конструкции

 

с

 

изоляторами

 

ЛК

 

на

 

оттяжках

д

опора

 

пирамидальной

 

конструкции

 

с

 

опорными

 

изоляторами


background image

38

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (19), 

декабрь

 2020

Рис

. 5. 

Схема

 1.1

Рис

. 6. 

Схема

 1.2

Режим

 

гололеда

 

с

 

ветром

Р

в

Р

в

Р

в

4

= 560 

кгс

Р

в

= 300 

кгс

Р

г

Р

г

Р

г

7

 = 220 

кгс

Р

г

Р

г

= 70 

кгс

Р

г

= 45 

кгс

Р

г

= 165 

кгс

.

Примеры

 

установки

 

быстровозводимых

 

опор

 

при

 

ава

-

риях

 

на

 

ВЛ

 

с

 

железобетонными

  (

ПБ

110-2, 

ПБ

110-3) 

и

 

ме

-

таллическими

  (

П

110-4, 

П

110-3) 

опорами

 

представлены

 

на

 

рисунках

 5, 6 

и

 7. 

На

 

рисунках

 5 

и

 6 — 

примеры

 

для

 

же

-

лезобетонных

 

опор

 

с

 

расстоянием

 

до

 

нижней

 

траверсы

 

14,5 

м

 — 

установка

 1 

шт

БК

110-1 

для

 

каждой

 

цепи

 

взамен

 

шт

стационарной

 

опоры

:

а

схема

 1.1 — 

для

 

одноцепной

 

опоры

 

ПБ

110-3 

или

 

двух

-

цепной

 

опоры

 

ПБ

110-2 

при

 

условии

 

восстановления

 

од

-

ной

 

цепи

;

б

схема

 1.2 — 

для

 

двухцепной

 

опоры

 

ПБ

110-2 

при

 

условии

 

восстановления

 

двух

 

цепей

.

На

 

рисунке

 7 — 

примеры

 

для

 

металлических

 

опор

 

с

 

расстоянием

 

до

 

нижней

 

траверсы

 19 

м

 — 

установка

 2 

шт

БК

110-1 

для

 

каждой

 

цепи

 

взамен

 1 

шт

стационарной

 

опоры

:

а

схема

 2.1 — 

для

 

двухцепной

 

опоры

 

П

110-4 

при

 

условии

 

восстановления

 

двух

 

цепей

;

б

схема

 2.2 — 

для

 

одноцепной

 

опоры

 

П

110-3 

или

 

двух

-

цепной

 

опоры

 

П

110-4 

при

 

условии

 

восстановления

 

од

-

ной

 

цепи

.

При

 

разработке

 

быстровозводимой

 

опоры

 

разработ

-

чики

 

ЗАО

  «

ФЕНИКС

 88» 

и

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

» 

регу

-

лярно

 

проводили

 

совещания

 

с

 

обсуждением

 

элементов

 

и

 

узлов

 

конструкции

 

будущей

 

опоры

В

 

результате

 

опора

 

неоднократно

 

совершенствовалась

улучшалась

 

ее

 

ос

-

нащенность

проводились

 

натурные

 

испытания

 

опытного

 

образца

.

Ключевые

 

узлы

 

опоры

 

пирамидальной

 

конструкции

 

с

 

изоляторами

 

ЛК

 

на

 

оттяжках

 (

рисунок

 3

г

были

 

проработа

-

ны

 

и

 

воплощены

 

в

 

первом

 

варианте

 

конструкции

 (

рисунок

 8) 

на

 

этапе

 

 2 

работ

Контрольная

 

сборка

 

и

 

монтаж

 

данного

 

варианта

 

показали

что

 

необходимо

 

повысить

 

технологич

-

ность

 

сборки

 

и

 

удобство

 

эксплуатации

 

опоры

 

БК

110-1.

Воздушные

 

линии


background image

39

Был

 

опробован

  (

и

 

от

-

клонен

 

в

 

дальнейшем

ва

-

риант

 

анкеровки

 

основания

 

БК

110-1 

с

 

помощью

 

винтовых

 

свай

Для

 

того

 

чтобы

 

верх

-

няя

 

рабочая

 

площадка

 

для

 

монтера

 

была

 

не

 

скользкой

изменена

 

ее

 

конструкция

Разработан

 

альтернативный

 

вариант

 

падающей

 

стрелы

 

А

-

образной

 

формы

изготов

-

ленной

 

из

 

стеклопластико

-

вых

 

труб

вместо

 

приспосо

-

бленной

 

для

 

этих

 

целей

 

на

 

первом

 

этапе

 

алюминиевой

 

лестницы

  (

рисунок

 8). 

Узел

 

соединения

 

стеклопласти

-

ковых

 

секций

 

в

 

середине

 

каждой

 

стойки

 

был

 

оснащен

 

стяжными

 

устройствами

работающими

 

по

 

принци

-

пу

 

талрепа

Алюминиевую

 

лестницу

 

в

 

итоге

 

замени

-

ли

 

на

 

стационарные

 

степ

-

болты

 

оригинальной

 

кон

-

струкции

расположенные

 

на

 

одной

 

из

 

Х

-

образных

 

стоек

 

опоры

Для

 

обеспечения

 

безопасного

 

подъема

 

пер

-

сонала

 

на

 

опору

 

был

 

уста

-

новлен

 

страховочный

 

фал

 

с

 

перехватами

 

не

 

более

 

двух

 

Рис

. 7. 

Схема

 2.1, 

схема

 2.2

Рис

. 8. 

Композитная

 

опора

 

БК

110-1 (

вариант

 

 1)

Рис

. 9. 

Первая

 

контрольная

 

сборка

 

и

 

подъем

 

опоры

Металлическая

лестница


background image

40

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (19), 

декабрь

 2020

метров

а

 

также

 

веревочные

 

перила

 

над

 

верхней

 

рабочей

 

площадкой

.

На

 

втором

 

этапе

 

разработаны

 

программы

 

предвари

-

тельных

механических

электрических

 

испытаний

 

опоры

 

и

 

элементов

 

траверс

программы

 

испытаний

 

образцов

 

при

-

меняемых

 

материалов

 

опоры

 

на

 

стойкость

 

к

 

воздействию

 

климатических

 

факторов

Изготовлены

 

образцы

 

для

 

про

-

ведения

 

испытаний

 

на

 

стойкость

 

к

 

воздействию

 

климатиче

-

ских

 

факторов

 

внешней

 

среды

Выполнена

 

сборка

 

головного

 

опытного

 

образца

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

 

для

 

проведения

 

испытаний

.

В

 

ходе

 

выполнения

 

третьего

 

этапа

 

ОКР

 

проведены

 

предварительные

 

испытания

 

головного

 

опытного

 

образца

 

быстро

 

возводимой

 

облегченной

 

опоры

испытания

 

элемен

-

тов

 

траверс

 

в

 

составе

 

опоры

 

и

 

исследовательские

 

испытания

 

образцов

 

материалов

 

опоры

 

на

 

стойкость

 

к

 

воздействию

 

кли

-

матических

 

факторов

 

внешней

 

среды

 

на

 

соответствие

 

техни

-

ческим

 

требованиям

 

к

 

разрабатываемой

 

конструкции

Предварительные

 

испытания

 

быстровозводимой

 

облег

-

ченной

 

опоры

 

проводились

 

на

 

территории

 

завода

 

изготови

-

теля

 

ЗАО

 «

ФЕНИКС

-88» (

г

Бийск

). 

Испытания

 

подтвердили

 

эксплуатационную

 

пригодность

 

быстровозводимой

 

облег

-

ченной

 

опоры

правильность

 

расчетов

 

при

 

проектировании

работоспособность

 

всех

 

составных

 

частей

соединительных

 

узлов

 

и

 

креплений

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

доказали

 

возможность

 

установки

 

опоры

 

без

 

использования

 

тяжелой

 

спецтехники

По

 

окончании

 

предварительных

 

испытаний

проведен

-

ных

 

совместно

 

с

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

», 

были

 

внесены

 

предложения

 

и

 

согласованы

 

варианты

 

доработки

 

элементов

 

конструкции

 

для

 

повышения

 

надежности

удобства

 

сборки

 

и

 

безопасности

 

монтажа

 

и

 

эксплуатации

 

композитной

 

опоры

 

для

 

проведения

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

На

 

основании

 

согласованных

 

решений

по

 

ходу

 

выполнения

 

третьего

 

этапа

 

ОКР

были

 

выполнены

 

изменения

 

конструкции

 

и

 

изготовлен

 

модифицированный

 

второй

 

образец

 

быстровоз

-

водимой

 

облегченной

 

опоры

который

 

позволил

 

корректно

 

провести

 

запланированные

 

механические

 

испытания

.

Механические

 

испытания

 

опытного

 

образца

 

быстровоз

-

водимой

 

облегченной

 

опоры

 

проводились

 

в

 

Центре

 

инжи

-

ниринга

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

 

ОАО

  «

Фирма

ОРГРЭС

». 

Опытный

 

образец

 

быстровозводимой

 

облегчен

-

ной

 

опоры

 

выдержал

 

испытания

 

и

 

подтвердил

 

соответствие

 

предъявленным

 

требованиям

Прочность

 

и

 

общая

 

устойчи

-

вость

 

опоры

 

в

 

результате

 

доработок

 

была

 

обеспечена

.

Кроме

 

того

в

 

исследовательском

 

центре

 

филиала

 

АО

 «

НТЦ

 

ФСК

 

ЕЭС

» — 

СибНИИЭ

 

были

 

выполнены

 

испыта

-

ния

 

изолирующих

 

траверс

 

опор

 

БК

110-1, 

в

 

результате

 

кото

-

рых

 

опора

 

в

 

целом

 

выдержала

 

испытания

 

на

 

соответствие

 

требованиям

 

СТО

 56947007-29.120.033-2009 

по

 

разрядно

-

му

 

напряжению

 

грозового

 

импульса

среднему

 

разрядному

 

переменному

 

напряжению

 

в

 

сухом

 

состоянии

среднему

 

раз

-

рядному

 

переменному

 

напряжению

 

под

 

дождем

отсутствию

 

видимой

 

короны

уровню

 

радиопомех

Испытания

 

траверс

 

проводились

 

на

 

полностью

 

собранной

 

опоре

 

с

 

элементами

 

изолирующей

 

подвески

 

крайних

 

фаз

 

и

 

макетами

 

фазных

 

проводов

.

Испытания

 

образцов

 

материалов

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

 

на

 

воспламеняемость

 

проводилось

 

Федеральным

 

государственным

 

бюджетным

 

учреждением

 

«

Судебно

-

экспертное

 

учреждение

 

федеральной

 

противопо

-

жарной

 

службы

 «

Испытательная

 

пожарная

 

лаборатория

» 

по

 

Новосибирской

 

области

». 

По

 

результатам

 

проведенных

 

испытаний

 

было

 

принято

 

решение

 

продолжить

 

работу

 

по

 

поиску

 

огнезащитного

 

покры

-

тия

обеспечивающего

 

защиту

 

стеклопластиковой

 

основы

 

бы

-

стровозводимой

 

облегченной

 

опоры

 

аварийного

 

резерва

развить

 

деловые

 

отношения

 

с

 

фир

 

мами

-

из

 

готовителями

 

огнезащитных

 

покрытий

 

и

 

про

-

вести

 

работу

 

по

 

поиску

 

новых

 

вариантов

.

Часть

 

изменений

 

была

 

ре

-

ализована

 

во

 

втором

 

вариан

-

те

 

быстровозводимой

 

опоры

 

БК

110-1. 

Стойки

 

опоры

 

БК

110-1 

были

 

выделены

 

цветом

 

для

 

од

-

нозначного

 

определения

 

места

 

их

 

установки

 (

рисунок

 10).

В

 

ходе

 

выполнения

 

заклю

-

чительного

 

четвертого

 

этапа

 

ОКР

 

для

 

проверки

 

конструкции

 

Рис

. 10. 

Композитная

 

опора

 

БК

110-1 (

вариант

 

 2)

Воздушные

 

линии


background image

41

в

 

зимний

 

период

 

в

 

полевых

 

условиях

 

09.02.2016 

г

была

 

проведена

 

очеред

-

ная

 

установка

 

опоры

 

на

 

площадке

 

при

 

температуре

 –18°

С

 

и

 

ветре

 2–5 

м

/

с

 

в

 

зоне

 

эксплуатационной

 

ответствен

-

ности

 

филиала

 

Тюменские

 

электриче

-

ские

 

сети

 

в

 

г

Заводоуковске

Для

 

этой

 

цели

 

была

 

подготовлена

 

площадка

 

60×100 

м

предварительно

 

утоптан

-

ная

 

гусеничной

 

техникой

Эти

 

выезд

-

ные

 

испытания

 

показали

с

 

какими

 

трудностями

 

столкнутся

 

монтажники

 

при

 

установке

 

опоры

 

в

 

зимнее

 

время

 

и

 

какие

 

сборочные

 

операции

 

наибо

-

лее

 

длительны

Для

 

сокращения

 

времени

 

сборки

/

разборки

 

опоры

 

БК

110-1 

узел

 

соединения

 

стеклопластиковых

 

секций

 

в

 

сере

-

дине

 

каждой

 

стойки

 

был

 

переработан

Шесть

 

стяжных

 

спец

-

винтов

 

заменили

 

на

 

два

 

талрепа

изготовленных

 

по

 

ГОСТ

которые

 

обеспечивают

 

требуемое

 

усилие

 

при

 

сборке

 

секций

 

между

 

собой

 (

рисунок

 11). 

Были

 

проведены

 

расчеты

 

и

 

дополнительные

 

испыта

-

ния

подтверждающие

 

возможность

 

подъема

 

силовых

 

стоек

 

опоры

 

методом

  «

падающая

 

стрела

» 

без

 

установки

 

стрелы

 

на

 

технологическую

 

подставку

Были

 

внесены

 

изменения

 

в

 

опорный

 

узел

 

падающей

 

стрелы

 

с

 

целью

 

обеспечения

 

воз

-

можности

 

применения

 

ее

 

на

 

грунтах

 

с

 

различной

 

несущей

 

способностью

Был

 

доработан

 

верхний

 

фланец

 

Х

-

стоек

до

-

бавлено

 

место

 

для

 

крепления

 

такелажа

 

и

 

приспособлений

увеличена

 

грузоподъемность

 

верхнего

 

монтажного

 

ролика

Для

 

обеспечения

 

устойчивости

 

опоры

 

была

 

разработана

 

конструкция

 

самовыравнивающихся

 

опорных

 

подставок

расположенных

 

по

 

углам

 

треугольного

 

основания

На

 

опор

-

ных

 

подставках

 

была

 

предусмотрена

 

площадка

 

для

 

раз

-

мещения

 

утяжеляющих

 

элементов

Упаковка

 

опоры

 

была

 

сконструирована

 

так

чтобы

 

ее

 

элементы

 

использовались

 

одновременно

 

для

 

сборки

/

разборки

 

и

 

подъема

/

опускания

 

опоры

что

 

исключило

 

необходимость

 

обратной

 

транспорти

-

ровки

 

незадействованных

 

частей

 

упаковки

.

В

 

результате

 

конструкция

 

опоры

 

была

 

переработана

появился

 

третий

 

вариант

 

опоры

 

БК

110-1 (

рисунок

 12), 

ко

-

торый

 

был

 

передан

 

для

 

проведения

 

очередных

 

контроль

-

ных

 

испытаний

 

уже

 

в

 

летний

 

период

.

02.06.2016 

г

в

 

зоне

 

эксплуатационной

 

ответственности

 

филиала

 

Тюменские

 

электрические

 

сети

 

в

 

г

Ялуторовске

 

проведены

 

контрольные

 

испытания

в

 

ходе

 

которых

 

была

 

выполнена

 

вся

 

запланированная

 

программа

 

мероприятий

связанная

 

с

 

установкой

 

опоры

 

и

 

монтажом

 

проводов

Была

 

подготовлена

 

площадка

 

размерами

 60×80 

м

Температура

 

воздуха

 

на

 

момент

 

испытаний

 — 19°

С

ветер

 — 2–5 

м

/

с

влаж

-

ность

 —  45%.

Рис

. 11. 

Изменение

 

конструкции

 

сборного

-

разборного

 

механизма

 

в

 

середине

 

стоек

 

бы

-

стровозводимой

 

облегченной

 

опоры

 

БК

110-1

Рис

. 12. 

Композитная

 

опора

 

БК

110-1 (

вариант

 

 3): 

а

транспортное

 

положение

б

в

 

сборке

ора

 

БК

110-1 (

вариант

 

 3):

ние

;

б

)

в сборке

б

)

а

)


background image

42

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (19), 

декабрь

 2020

ным

 

узлом

Для

 

повышения

 

вандалоустойчивости

 

опоры

 

БК

110-1 

были

 

разработаны

 

меры

 

по

 

демонтажу

 

и

 

укладке

 

в

 

полости

 

опоры

 

ненужного

 

после

 

установки

 

опоры

 

техно

-

логического

 

такелажа

При

 

установке

 

нижних

 

монтажных

 

роликов

 

стяжные

 

ремни

 

были

 

заменены

 

стационарными

 

хо

-

мутами

выполненными

 

из

 

двух

 

половинок

В

 

нижней

 

части

 

Х

-

стойки

 

добавлены

 

два

 

дополнительных

 

степ

-

болта

 

для

 

удобства

 

обслуживания

 

опоры

В

 

период

 

с

 30.08.2016 

по

 30.09.2016 

специалистами

 

ЗАО

  «

ФЕНИКС

-88» 

устранены

 

все

 

выданные

 

замечания

Опытные

 

образцы

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

 

БК

110-1 

в

 

количестве

 5 

штук

 

были

 

изготовлены

 

и

 

переда

-

ны

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

», 

результаты

 

ОКР

 

рассмотрены

 

и

 

одоб

 

рены

 

на

 

заседании

 

Технического

 

совета

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

» (

заключение

 

от

 28.10.2016).

Разобранная

 

быстровозводимая

 

композитная

 

опора

 

состоит

 

из

 

полых

 

конических

 

секций

свободное

 

внутрен

-

нее

 

пространство

 

которых

 

используется

 

для

 

упаковки

 

ящиков

 

со

 

съемными

 

деталями

 

и

 

метизами

тары

 

со

 

стро

-

пами

тросами

страховочным

 

фалом

а

 

также

 

использу

-

ется

 

под

 

монтажные

 

приспособления

необходимые

 

для

 

сборки

 

и

 

установки

 

опоры

комплектуя

 

единичное

 

транс

-

портное

 

место

Готовый

 

комплект

 

опоры

 

типа

 

БК

110-1, 

со

-

бранный

 

в

 

транспортное

 

положение

для

 

защиты

 

его

 

от

 

природных

 

воздействий

 (

грязи

снега

льда

и

 

т

.

п

.) 

и

 

кон

-

троля

 

целостности

 

комплекта

 

укрывается

 

тентом

  (

рису

-

нок

 14).

Оснастка

 

и

 

приспособления

 

опоры

 

БК

110-1: 

 

приспособление

 

для

 

монтажа

 

опоры

  (

включающее

 

в

 

себя

 

монтажную

 

стрелу

);

 

приспособление

 

для

 

монтажа

 

проводов

  (

с

 

комплектом

 

монтажных

 

роликов

лебедок

); 

 

приспособление

 

для

 

демонтажа

 (

двусторонняя

 

загнутая

 

«

лыжа

» 

для

 

скольжения

 

нижней

 

части

 

подкоса

 

по

 

грунту

снегу

 

при

 

опускании

 

опоры

); 

 

приспособления

 

для

 

постоянной

 

страховки

 

монтера

 

и

 

средства

 

безопасности

 

при

 

установке

 

самой

 

опоры

;

 

упаковка

снабженная

 

защитным

 

чехлом

который

 

предо

-

храняет

 

опору

 

от

 

атмосферных

 

осадков

грязи

 

в

 

транс

-

портном

 

положении

 

и

 

позволяет

 

контролировать

 

целост

-

ность

 

и

 

комплектность

 

опоры

 

БК

110-1 

и

 

приспособ

 

лений

.

Рис

. 13. 

Изменение

 

конструкции

 

опорных

 

подставок

По

 

результатам

 

испытаний

 

были

 

выполнены

 

следующие

 

изменения

 

конструкции

длину

 

опорной

 

части

 

степ

-

болта

 

уменьшили

 

до

 20 

см

конструкцию

 

подставок

  (

площадок

расположенных

 

под

 

углами

 

треугольного

 

основания

оснас

-

тили

 

упорами

 

для

 

дополнительной

 

фиксации

 

опоры

 

на

 

сне

-

гу

в

 

болоте

 (

рисунок

 13). 

В

 

ходе

 

выполнения

 

заключительного

 

четвертого

 

этапа

 

ОКР

 

был

 

выполнен

 

дополнительный

 

поиск

 

покрытий

имею

-

щих

 

высокую

 

стойкость

 

к

 

воздействию

 

климатических

 

факто

-

ров

 

и

 

обеспечивающих

 

огнестойкость

 

опоры

Такой

 

матери

-

ал

 

был

 

найден

 — 

это

 

СГК

-2 

ТУ

 7719-171-21366107-02. 

Данный

 

материал

 27.04.2016 

прошел

 

испытания

 

на

 

вос

-

пламеняемость

 

в

 «

Испытательной

 

пожарной

 

лаборатории

» 

по

 

Новосибирской

 

области

 

на

 

максимальную

 

группу

 

В

по

 

ГОСТ

 30402 (

отсутствие

 

воспламенения

 

при

 

t

 = 700°

С

 

в

 

те

-

чение

 15 

мин

).

Учитывая

 

то

что

 

назначение

 

опоры

 

аварийного

 

резер

-

ва

 — 

это

 

временная

 

замена

 

поврежденной

 

опоры

а

 

также

 

то

что

 

опора

 

аварийного

 

резерва

 

будет

 

подвергаться

 

таким

 

операциям

как

 

сборка

 

и

 

разборка

выполняемые

 

без

 

грузо

-

подъемных

 

механизмов

 

и

 

сопровождающиеся

 

перемещени

-

ем

 

модулей

 

по

 

монтажной

 

площадке

вероятность

 

повреж

-

дения

 

огнезащитного

 

покрытия

 

элементов

 

основания

 

опоры

 

будет

 

достаточно

 

высокой

С

 

учетом

 

изложенного

актуальность

 

огнезащитного

 

по

-

крытия

 

отходит

 

на

 

второй

 

план

По

 

согласованию

 

с

 

АО

 «

Рос

-

сети

 

Тюмень

» 

были

 

внесены

 

коррективы

 

в

 

п

. 11.1 

техниче

-

ских

 

требований

а

 

именно

: «

Материал

 

стоек

 

опор

 

должен

 

обладать

 

стойкостью

 

к

 

воздействию

 

устойчивого

 

низового

 

пожара

 

с

 

минимальной

 

скоростью

 

пламенного

 

горения

0,2 

м

/

мин

 

и

 

высотой

 

пламени

 

до

 1,5 

м

 

в

 

течение

 5 

мин

Ма

-

териал

 

опор

 

должен

 

обладать

 

свойствами

 

самозатухания

», 

письмо

 

 

ЕС

-2839 

от

 17.05.2016 

г

Было

 

принято

 

решение

что

 

огнезащитное

 

покрытие

 

СГК

-2 

будет

 

нанесено

 

на

 

секции

 

треугольного

 

основания

 

и

 

на

 

два

 

метра

 

нижней

 

части

 

каждой

 

стойки

 

опоры

 

БК

110-1, 

но

 

согласно

 

измененных

 

технических

 

требований

 

покрытие

 

не

 

требует

 

обязательного

 

обслуживания

 

и

 

восстановления

 

при

 

эксплуатации

 

опоры

.

Для

 

защиты

 

от

 

излома

 

при

 

установке

 

на

 

неровной

 

по

-

верхности

 

подставки

 (

рисунок

 13) 

были

 

оснащены

 

шарнир

-

Воздушные

 

линии


background image

43

Монтаж

 

опоры

 

типа

 

БК

110-1 

осуществляется

 

на

 

горизон

-

тально

 

ровную

 

площадку

Транспортная

 

упаковка

 

расчехля

-

ется

снимаются

 

верхние

 

ложементы

фиксирующие

 

секции

 

опоры

После

 

освобождения

 

упаковки

 

от

 

стеклопластиковых

 

секций

 

снимаются

 

подставки

.

Элементы

 

опоры

 

выкладываются

 

группами

 

на

 

некото

-

ром

 

расстоянии

 

друг

 

от

 

друга

 

для

 

удобства

ускорения

 

сбор

-

ки

 

опоры

 

и

 

соблюдения

 

мер

 

безопасности

Сборка

 

опоры

 

осуществляется

 

вручную

установка

 

опоры

 — 

тяговым

 

ме

-

ханизмом

согласно

 

разработанным

 

и

 

утвержденным

 

техно

-

логическим

 

картам

.

Разработанная

 

опора

 

БК

110-1 

обладает

 

важными

 

харак

-

теристиками

:

 

бригада

 

из

 8–10 

электромонтеров

 

может

 

установить

 

опору

 

в

 

поле

 

за

 5–6 

часов

;

 

для

 

подъема

 

требуется

 

тяговый

 

механизм

 

с

 

усилием

 2 

т

 

(

бригадная

 

машина

 

или

 

легкая

 

вездеходная

 

техника

);

 

монтаж

 

проводов

 

с

 

использованием

 

бригадной

 

техни

-

ки

 

занимает

 2–3 

часа

;

 

в

 

транспортном

 

положении

 

опора

 

имеет

 

габариты

 

2×1×10 

м

;

 

вес

 

со

 

всеми

 

приспособлениями

 2950 

кг

 

не

 

требует

 

дополнительных

 

пригрузов

.

После

 

применения

 

опора

 

может

 

быть

 

разобрана

 

и

 

пере

-

везена

 

на

 

хранение

 

для

 

последующего

 

использования

ОПЫТНО

-

ПРОМЫШЛЕННАЯ

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

В

 

качестве

 

аварийного

 

резерва

 

быстровозводимых

 

облег

-

ченных

 

опор

 

типа

 

БК

110-1 

в

 

количестве

 5 

штук

 

переданы

 

в

 

опытно

-

промышленную

 

эксплуатацию

 

на

 

срок

 2 

года

 

в

 

три

 

филиала

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

»:

 

Северные

 

электрические

 

сети

— 2 

шт

. (

ЯНАО

);

 

Энергокомплекс

 — 2 

шт

. (

ХМАО

-

Югра

);

 

Ноябрьские

 

электрические

 

сети

 — 1 

шт

. (

ЯНАО

).

Филиалами

 

были

 

проведены

 

весной

 2017 

года

 

трени

-

ровки

 

по

 

сборке

 

и

 

разборке

 

опытных

 

образцов

 

быстровоз

-

водимой

 

облегченной

 

опоры

 

типа

 

БК

110-1 

для

 

поддержания

 

необходимых

 

навыков

 (

рисунок

 15).

Сборка

-

разборка

 

композитной

 

опоры

 

больших

 

затрудне

-

ний

 

у

 

бригад

 

Службы

 

эксплуатации

 

и

 

ремонта

 

высоковольт

-

ных

 

линий

 

филиалов

 

не

 

вызвала

Бригады

собиравшие

 

опо

-

ру

 

типа

 

БК

110-1 

впервые

 (

по

 

чертежам

которые

 

находились

 

с

 

документацией

 

на

 

композитную

 

опору

), 

положительно

 

ото

-

звались

 

о

 

конструкции

 

опоры

отметив

что

 

при

 

определен

-

ном

 

опыте

 

возможно

 

сократить

 

время

необходимое

 

на

 

уста

-

новку

 

опоры

 

на

 20–30%. 

Опора

 

типа

 

БК

110-1 

рекомендована

 

Рис

. 14. 

Композитная

 

опора

 

БК

110-1 (

транспортное

 

положение

 

и

 

общий

 

вид

)

Рис

. 15. 

Сборка

 

и

 

монтаж

 

опоры

 

БК

110-1 

на

 

базе

 

филиала

 

Энергокомплекс


background image

44

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (19), 

декабрь

 2020

для

 

применения

 

в

 

электросетевом

 

комплексе

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

» 

в

 

качестве

 

аварийного

 

резерва

ОПЫТ

 

ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

ОПОРЫ

 

БК

110-1

Первый

 

случай

 

опыта

 

применения

 

опоры

 

БК

110-1 

произошел

 

в

 

филиале

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

» 

Ноябрьские

 

электрические

 

сети

 

в

 

феврале

 2017 

года

.

Композитная

 

опора

 

БК

110-1 

устанавливалась

 

временно

 

для

 

замены

 

промежуточной

 

опоры

 

 116 

на

 

ВЛ

 35 

кВ

 

Ком

-

сомольская

 — 

Северный

 

Купол

Опора

 

 116 

находилась

 

в

 

аварийном

 

состоянии

 

по

 

причине

 

воздействия

 

морозного

 

пучения

 

на

 

свайный

 

фундамент

 

опоры

вследствие

 

чего

 

произошел

 

неравномерный

 

выход

 

свай

 

из

 

грунта

и

 

опора

 

получила

 

аварийный

 

наклон

При

 

наступлении

 

весны

 

из

-

за

 

оттайки

 

грунтов

 

или

 

штормового

 

ветра

 

могло

 

произойти

 

падение

 

данной

 

опоры

С

 

целью

 

недопущения

 

аварийной

 

ситуации

 

было

 

принято

 

решение

 

об

 

установке

 

временной

 

композитной

 

опоры

 

БК

110-1 

до

 

готовности

 

к

 

проведению

 

работ

 

по

 

замене

 

фундамента

 

на

 

опоре

 

 116.

Работы

 

по

 

сборке

 

и

 

установке

 

опоры

 

БК

110-1 

прово

-

дились

 

силами

 

бригады

 

Службы

 

эксплуатации

 

и

 

ремонта

 

высоковольтных

 

линий

 

Пурпейского

 

района

  (

СЭиР

 

ВЛ

), 

состоящей

 

из

 

мастера

чтырех

 

электромонтеров

 

ВЛ

кра

-

новщика

водителя

 

АГП

До

 

начала

 

производства

 

работ

 

с

 

отключением

 

ВЛ

 35 

кВ

 

были

 

проведены

 

подготовитель

-

ные

 

работы

 

по

 

расчистке

 

площадки

 

под

 

опору

 

от

 

снега

доставка

 

опоры

 

на

 

место

 

установки

сборка

 

опоры

По

-

сле

 

завершения

 

сборки

 

опоры

 

БК

110-1, 

которая

 

заняла

 

по

 

времени

 

около

 8 

часов

была

 

отключена

 

ВЛ

 35 

кВ

 

Ком

-

сомольская

 — 

Северный

 

Купол

выполнен

 

демонтаж

 

про

-

водов

 

на

 

аварийной

 

опоре

 

 116, 

провода

 

ВЛ

 35 

кВ

 

были

 

смонтированы

 

на

 

временную

 

опору

 

БК

110-1, 

демонтиро

-

вана

 

аварийная

 

опора

 

 116. 

Все

 

работы

 

по

 

переводу

 

проводов

 

с

  

аварийной

 

опоры

 

на

 

временную

 

опору

 

и

 

де

-

монтаж

 

аварийной

 

опоры

 

проводились

 

в

 

течение

 6 

часов

Таким

 

образом

вся

 

работа

 

по

 

замене

 

аварийной

 

опоры

 

заняла

 14 

часов

Временная

 

опора

 

БК

110-1 

простояла

 

в

 

течение

 

двух

 

месяцев

замечаний

 

по

 

состоянию

 

опоры

 

не

 

выявлено

 (

рисунок

 16).

Что

 

касается

 

сборки

 

композитной

 

опоры

никаких

 

затруд

-

нений

 

у

 

бригады

 

СЭиР

 

ВЛ

 

не

 

возникло

Конечно

в

 

данном

 

случае

 

опору

 

собирали

 

при

 

помощи

 

автокрана

что

 

облегча

-

ло

 

сборку

и

 

работы

 

проводились

 

зимой

когда

 

заболоченная

 

местность

 

была

 

проморожена

 

и

 

техника

 

могла

 

подойти

 

на

 

место

 

выполнения

 

работ

В

 

летний

 

период

 

времени

 

работа

 

в

 

такой

 

местности

 

заняла

 

бы

 

больше

 

времени

.

Случай

 

доставки

 

быстровозводимой

 

опоры

 

БК

110-1 

в

 

сбо

-

ре

 

при

 

помощи

 

вертолета

 

до

 

места

 

монтажных

 

работ

 

про

-

изошел

 

в

 

филиале

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

» 

Энергокомплекс

16 

июня

 2020 

года

 

произошло

 

технологическое

 

нарушение

 

с

 

падением

 

двух

 

опор

 

на

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Вандмтор

 — 

Сергино

-1,2. 

На

 

заседании

 

Штаба

 

по

 

обеспечению

 

безопасности

 

электро

-

снабжения

 

при

 

Правительстве

 

Ханты

-

Мансийского

 

автоном

-

ного

 

округа

 — 

Югры

 

компанией

  «

Россети

 

Тюмень

» 

было

 

предложено

 

решение

 

о

 

монтаже

 

временного

 

участка

 

линии

Три

 

быстровозводимые

 

опоры

 

в

 

собранном

 

виде

 

были

 

доставлены

 

до

 

поврежденного

 

участка

 

ВЛ

 

вертолетом

Мон

-

таж

 

провода

 

энергетиками

 

выполнялся

 

вручную

Процесс

 

усложнялся

 

тем

что

 

работы

 

проводились

 

на

 

участке

 

сильно

 

заболоченной

 

местности

Выбор

 

данного

 

типа

 

опор

 

также

 

был

 

связан

 

с

 

этой

 

причиной

По

 

мнению

 

специалистов

решение

 

применить

 

при

 

аварийно

-

восстановительных

 

работах

 

быстро

-

возводимые

 

опоры

 

оказалось

 

самым

 

оптимальным

 

и

 

эконо

-

мически

 

выгодным

Кроме

 

того

что

 

опоры

 

быстро

 

монтиру

-

ются

их

 

конструкция

 

подходит

 

для

 

установки

 

на

 

болотистой

 

местности

В

 

работах

 

на

 

ВЛ

 

были

 

задействованы

 

две

 

бригады

 

служ

-

бы

 

эксплуатации

 

и

 

ремонта

 

воздушных

 

линий

 

филиала

 

Энер

-

гокомплекс

Одна

 

бригада

 

в

 

составе

 

пяти

 

человек

 

и

 

одного

 

крановщика

 

работала

 

на

 

вертолетной

 

площадке

 

по

 

сборке

 

опор

 

для

 

доставки

 

их

 

вертолетом

  (

рисунки

 17 

и

 18). 

Верто

-

лет

 

доставил

 

собранные

 

быстровозводимые

 

опоры

 

до

 

места

 

установки

 

на

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Вандмтор

 — 

Сергино

-1,2, 

где

 

они

 

были

 

установлены

 

в

 

обход

 

поврежденного

 

участка

 

электри

-

Рис

. 16. 

Смонтированная

 

опора

 

БК

110-1 

на

 

ВЛ

 35 

кВ

 

Комсомольская

 — 

Северный

 

Купол

Воздушные

 

линии


background image

45

ческой

 

сети

Другая

 

бригада

 

в

 

составе

 

шести

 

человек

 

прини

-

мала

 

собранные

 

опоры

 

на

 

месте

 

аварии

 

и

 

устанавливала

 

их

проводила

 

работы

 

по

 

монтажу

 

провода

 (

рисунок

 19). 

Наличие

 

в

 

резерве

 

быстровозводимых

 

опор

 

позволило

 

в

 

короткий

 

срок

 

включить

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Вандмтор

 — 

Сергино

-1,2 

в

 

транзит

 

по

 

временной

 

схеме

 

и

 

обеспечить

 

надежность

 

энер

-

госнабжения

 

потребителей

 

северо

-

западной

 

части

 

Югры

Выявленные

 

при

 

использовании

 

опор

 

сложности

 

каса

-

ются

 

в

 

основном

 

сборки

-

разборки

 

опоры

Их

 

можно

 

отнести

 

к

 

особенностям

 

конструкции

применяемым

 

материалам

 

(

стеклопластик

и

 

выдвинутым

 

при

 

разработке

 

опоры

 

требо

-

ваниям

 

и

 

ограничениям

:

 

существенный

 

вес

 (

около

 200 

кг

единичных

 

секций

 

опо

-

ры

 

и

 

скользкая

 

поверхность

 

секций

 

требует

 

при

 

сборке

 

Х

-

образных

 

стоек

 

усилий

 

до

 8 

человек

при

 

сборке

 

в

 

глу

-

боком

 

снегу

 

или

 

болоте

 — 

до

 10 

человек

;

 

разъемные

 

соединения

 

допускают

 

возможность

 

потери

 

(

в

 

глубоком

 

снегу

в

 

болоте

метизов

 

при

 

сборке

 

опоры

 

(

нужен

 

ЗИП

);

 

необходима

 

аккуратность

 

при

 

сборке

 

опоры

так

 

как

 

стеклопластик

 

боится

 

сильных

 

ударов

 

об

 

острые

 

кромки

 

особенно

 

в

 

условиях

 

низких

 

температур

;

 

для

 

быстрой

 

и

 

правильной

 

сборки

 

опоры

 

в

 

полевых

 

усло

-

виях

 

необходимы

 

опытные

 

монтеры

имеющие

 

опыт

 

по

 

сборке

-

разборке

 

опоры

 

на

 

полигоне

.

Необходимо

 

отметить

что

 

выдвинутые

 

при

 

разработке

 

опоры

 

требования

 

к

 

массе

 

опоры

 (

не

 

более

 

трех

 

тонн

и

 

к

 

ее

 

конструкции

  (

не

 

требующей

 

сооружения

 

фундамента

про

-

диктованы

 

возможностью

 

доставки

 

опоры

 

к

 

месту

 

аварии

 

вертолетом

 

МИ

-8 (

МИ

-8

мт

как

 

в

 

транспортном

 

положении

так

 

и

 

в

 

собранном

 

виде

В

 

последнем

 

случае

 

установка

 

со

-

бранной

 

опоры

 

в

 

створ

 

ВЛ

 

производится

 

непосредственно

 

вертолетом

 

и

 

аварийно

-

восстановительные

 

работы

 

сводятся

 

к

 

освобождению

 

проводов

 

из

-

под

 

упавшей

 

опоры

 

и

 

монтажу

 

их

 

на

 

временную

 

опору

Таким

 

образом

разработанная

 

опора

 

позволяет

 

значительно

 

сократить

 

проведение

 

аварийно

-

вос

-

становительных

 

работ

.

Преимущества

 

быстровозводимых

 

композитных

 

опор

 

аварийного

 

резерва

:

 

быстрое

 

разворачивание

 

опор

;

 

отсутствие

 

необходимости

 

сооружения

 

фундамента

;

 

быстрая

 

доставка

 

в

 

отдаленные

 

регионы

 (

компактность

);

 

многократное

 

использование

 

опоры

;

 

пригодность

 

к

 

применению

 

в

 

районах

 

со

 

сложными

 

клима

-

тическими

 

условиями

;

 

пригодность

 

к

 

установке

 

на

 

слабонесущих

 

грунтах

 (

болото

).

Результатом

 

интеллектуальной

 

деятельности

 

по

 

выпол

-

ненной

 

опытно

-

конструкторской

 

работе

 

является

 

получение

 

двух

 

патентов

патента

 

на

 

изобретение

 

 2614180 «

Быстро

-

воз

 

во

 

димая

 

облегченная

 

опора

 

для

 

производства

 

аварий

-

но

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

линиях

 

электропередачи

» 

и

 

патента

 

на

 

полезную

 

модель

 

 164823 «

СТЭП

-

БОЛТ

».  

Рис

. 17. 

Сборка

 

опоры

 

БК

110-1

Рис

. 18. 

Доставка

 

опоры

 

БК

110-1 

к

 

месту

 

применения

 

опоры

 

на

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Вандмтор

 — 

Сергино

-1,2

Рис

.19. 

Установка

 

опоры

 

БК

110-1 

на

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Вандмтор

 — 

Сергино

-1,2

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Правила

 

устройства

 

электроустановок

ПУЭ

. 7-

е

 

изд

Раздел

 2. 

М

.: 

Изд

НЦ

 

ЭНАС

, 2003. URL: https://

 les.stroyinf.ru/Data1/7/7177/.

2. 

СНиП

 2.01.07-85*. 

Нагрузки

 

и

 

воздействия

. URL: https://base.garant.

ru/2306270/.

3. 

СНиП

 II-23-81*. 

Стальные

 

конструкции

Нормы

 

проектирования

. URL: 

https://base.garant.ru/2306311/.

4. 

Пособие

 

по

 

проектированию

 

стальных

 

конструкций

 

опор

 

воздушных

 

линий

  (

ВЛ

электропередачи

 

и

 

открытых

 

распределительных

 

устройств

  (

ОРУ

подстанций

 

напряжением

 

свыше

 1 

кВ

  (

к

 

СНиП

II-23-81*). URL: https://

 les.stroyinf.ru/Data1/2/2714/.


Оригинал статьи: Быстровозводимая облегченная опора для производства аварийно-восстановительных работ на ВЛ 35–110 кВ, не требующая сооружения специального фундамента

Читать онлайн

В 2016 году завершена совместная опытно-конструктоская работа АО «Россети Тюмень» (до 23.12.2019 — АО «Тюмень энерго») и ЗАО «ФЕНИКС-88» по теме «Разработка быстромонтируемых облегченных опор для производства аварийно-восстановительных работ на ВЛ 35–110 кВ из композитных материалов, не требующих сооружения специальных фундаментов». В результате разработки для АО «Россети Тюмень» изготовлены пять штук быстровозводимых опор из композитных материалов БК110-1, используемых в качестве аварийного резерва и готовых к применению при аварийных ситуациях. Разработанная опора БК110-1 обладает важными качествами, позволяющими сократить время устранения аварии на ВЛ. Производство опор и экспериментальный этап работы, в основном, выполнялись в лабораториях ЗАО «ФЕНИКС-88». Опытно-промышленная эксплуатация — в АО «Россети Тюмень».

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Молниезащита оборудования ПС 110–220 кВ с помощью ОПН от набегающих волн перенапряжений с линий электропередачи при демонтаже грозозащитного троса на подходе к подстанциям

Воздушные линии
АО «Полимер-Аппарат»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»