Быстровозводимая облегченная опора для производства аварийно-восстановительных работ на ВЛ 35–110 кВ, не требующая сооружения специального фундамента

background image

background image

34

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (19), 

декабрь

 2020

Быстровозводимая

 

облегченная

 

опора

 

для

 

производства

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

 35–110 

кВ

не

 

требующая

 

сооружения

 

специального

 

фундамента

Игорь

 

БОГАЧ

начальник

 

Электро

-

технической

 

службы

 

Департамента

 

эксплуа

-

тации

 

и

 

ремонта

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

»

Александр

 

ЗУБКОВ

,

технический

 

директор

 

ЗАО

 «

ФЕНИКС

-88»

К

рупные

 

аварии

 

на

 

ВЛ

 

в

 

России

 

и

 

ряде

 

зарубежных

 

стран

вызванные

 

падени

-

ем

 

опор

 

из

-

за

 

сильных

 

ветровых

 

нагрузок

 

и

 

природных

 

катаклизмов

послужили

 

толчком

 

для

 

разработки

 

различных

 

технологий

 

и

 

конструкций

 

опор

 

ВЛ

предна

-

значенных

 

для

 

сокращения

 

времени

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

Из

-

вестно

что

 

аварии

 

с

 

падением

 

опор

 

ВЛ

 (

а

 

это

 

чаще

 

промежуточные

 

опоры

приводят

 

к

 

длительным

 

нарушениям

 

в

 

работе

 

энергосистемы

В

 

результате

 

таких

 

аварий

 

пред

-

приятия

жилые

 

дома

 

и

 

социальные

 

объекты

 

остаются

 

без

 

света

 

и

 

тепла

 

на

 

период

 

вос

-

становительных

 

работ

Каждая

 

авария

 

может

 

повлечь

 

за

 

собой

 

не

 

только

 

миллионные

 

В

 2016 

году

 

завершена

 

совместная

 

опытно

-

конструктор

-

ская

 

работа

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

» (

до

 23.12.2019 — 

АО

 «

Тю

-

мень

 

энерго

») 

и

 

ЗАО

 «

ФЕНИКС

-88» 

по

 

теме

 «

Разработка

 

бы

-

стромонтируемых

 

облегченных

 

опор

 

для

 

производства

 

ава

-

рийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

 35–110 

кВ

 

из

 

компо

-

зитных

 

материалов

не

 

требующих

 

сооружения

 

специальных

 

фундаментов

». 

В

 

результате

 

разработки

 

для

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

» 

изготовлены

 

пять

 

штук

 

быстровозводимых

 

опор

 

из

 

композитных

 

материалов

 

БК

110-1, 

используемых

 

в

 

каче

-

стве

 

аварийного

 

резерва

 

и

 

готовых

 

к

 

применению

 

при

 

ава

-

рийных

 

ситуациях

Разработанная

 

опора

 

БК

110-1 

облада

-

ет

 

важными

 

качествами

позволяющими

 

сократить

 

время

 

устранения

 

аварии

 

на

 

ВЛ

Производство

 

опор

 

и

 

эксперимен

-

тальный

 

этап

 

работы

в

 

основном

выполнялись

 

в

 

лаборато

-

риях

 

ЗАО

  «

ФЕНИКС

-88». 

Опытно

-

промышленная

 

эксплуата

-

ция

 — 

в

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

».

Воздушные

 

линии

Анатолий

 

ДЬЯКОВ

начальник

 

Департа

-

мента

 

эксплуатации

 

и

 

ремонта

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

»


background image

35

убытки

но

 

и

 

серьезные

 

социальные

 

последствия

Особен

-

но

 

высокие

 

риски

 

возникают

 

в

 

зимний

 

период

Именно

 

по

-

этому

 

время

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

должно

 

быть

 

минимальным

несмотря

 

на

 

возможные

 

сложности

При

 

проведении

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

 35–110 

кВ

 

часто

 

возникают

 

ситуации

когда

 

по

 

ряду

 

при

-

чин

  (

отсутствие

 

транспортной

 

инфраструктуры

труднопро

-

ходимая

 

местность

 

и

 

т

.

п

.) 

невозможно

 

быстро

 

осуществить

 

доставку

 

и

 

установку

 

новой

 

опоры

 

ЛЭП

тогда

 

и

 

возникает

 

потребность

 

в

 

установке

 

временной

опоры

позволяющей

 

без

 

грузоподъемных

 

механизмов

  (

практически

 

вручную

в

 

сжатые

 

сроки

 

выполнить

 

ее

 

монтаж

 

в

 

полевых

 

усло

 

виях

Быстровозводимые

 

опоры

 

должны

 

быть

 

легкими

быстро

-

сборными

долговечными

стойкими

 

к

 

воздействию

 

клима

-

тических

 

факторов

Использование

 

таких

 

опор

 

особенно

 

актуально

 

в

 

удаленных

 

и

 

труднодоступных

 

районах

куда

 

доставка

 

и

 

установка

 

железобетонных

 

или

 

стальных

 

опор

 

ограничена

 

с

 

сезонной

 

доступностью

 

места

 

аварии

 

для

 

тя

-

желой

 

техники

В

 

августе

 2013 

года

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

» 

в

 

рамках

 

плана

 

НИОКР

 2013–2017 

годов

 

организовало

 

выполнение

 

опытно

-

конструкторской

 

работы

 (

ОКР

по

 

теме

 «

Разработ

-

ка

 

быстромонтируемых

 

облегченных

 

опор

 

для

 

производ

-

ства

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

 35–110 

кВ

 

из

 

композитных

 

материалов

не

 

требующих

 

сооружения

 

специальных

 

фундаментов

». 

Для

 

выполнения

 

ОКР

 

был

 

за

-

ключен

 

договор

 

с

 

ЗАО

  «

ФЕНИКС

-88». 

Определено

 

место

 

внедрения

 

разработки

 — 

северные

 

филиалы

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

». 

Цель

 

разработки

создание

 

быстровозводимых

 

облег

-

ченных

 

опор

 

из

 

композитных

 

материалов

не

 

требующих

 

сооружения

 

фундаментов

предназначенных

 

для

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

 35–110 

кВ

 

в

 

труднодоступной

 

местности

позволяющих

 

оперативно

 

заменить

 

поврежденную

 

опору

 

и

 

восстановить

 

электроснабжение

.

В

 

соответствии

 

с

 

техническим

 

заданием

 

основная

 

задача

 

заключалась

 

в

 

разработке

 

опор

обладающих

 

несколькими

 

важными

 

свойствами

:

 

возможностью

 

быстрой

 

установки

 

силами

 

одной

 

бригады

 

с

 

использованием

 

средств

 

малой

 

механизации

 

и

 

одной

 

единицы

 

легкой

 

вездеходной

 

техники

без

 

исполь

-

зования

 

грузоподъемных

 

механизмов

;

 

возможностью

 

отказа

 

от

 

сооружения

 

фундаментов

требующих

 

значительного

 

объема

 

работ

;

 

возможностью

 

оперативной

 

доставки

 

комплекта

 

для

 

сборки

 

опоры

 

в

 

отдален

-

ные

 

районы

в

 

том

 

числе

 

вертолетом

 

возможностью

 

многократного

 

использо

-

вания

 

опоры

;

 

надежностью

 

опоры

 

в

 

сложных

 

климатических

 

условиях

в

 

том

 

числе

 

при

 

низких

 

температурах

;

 

возможностью

 

быстрой

 

сборки

 

и

 

приведения

 

опоры

 

в

 

рабочее

 

положение

 

силами

 

одной

 

бригады

;

 

возможностью

 

установки

 

на

 

грунты

 

со

 

слабой

 

несущей

 

способностью

 (

болото

);

 

опора

 

аварийного

 

резерва

 

должна

 

иметь

 

минимальную

 

массу

 

при

 

необходимой

 

механической

 

прочности

задан

-

ной

 

в

 

технических

 

требованиях

.

ОКР

 

выполнялась

 

в

 

четыре

 

этапа

• 

этап

 

 1 

(29.08.2013–30.06.2014) 

по

 

разработке

 

тех

-

нических

 

требований

конструкторских

 

решений

 

и

 

техно

-

логической

 

документации

 

к

 

быстровозводимым

 

облег

-

ченным

 

опорам

;

• 

этап

 

 2

 (01.07.2014–29.05.2015) 

по

 

изготовлению

 

опыт

-

ных

 

образцов

 

быстровозводимых

 

облегченных

 

опор

 

на

 

35 

и

 110 

кВ

 

из

 

композитных

 

материалов

 

без

 

специальных

 

фундаментов

;

• 

этап

 

 3

 (01.06.2015–03.12.2015) 

по

 

проведению

 

испы

-

таний

 

опытных

 

образцов

 

быстровозводимых

 

облегчен

-

ных

 

опор

 

на

 35 

и

 110 

кВ

 

и

 

элементов

 

траверс

;

• 

этап

 

 4

 (04.12.2015–30.09.2016) 

по

 

изготовлению

 

и

 

пе

-

редаче

 

заказчику

 

опытной

 

партии

 

быстровозводимых

 

облегченных

 

опор

 

на

 35 

и

 110 

кВ

.

При

 

разработке

 

к

 

конструкции

 

опоры

 

АО

  «

Россети

 

Тю

-

мень

» 

выдвинуло

 

требования

 (

таблица

 1).

Для

 

выполнения

 

этой

 

задачи

 

на

 

этапе

 

 1 

были

 

рас

-

смотрены

 

варианты

 

конструкций

 (

рисунок

 1), 

предложенные

 

ЗАО

  «

ФЕНИКС

-88», 

и

 

варианты

 

имеющихся

 

решений

 

из

 

дерева

 

и

 

металла

 (

рисунок

 2), 

предложенные

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

».

Табл

. 1. 

Основные

 

требования

 

к

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоре

Наименование

 

параметра

Требуемое

 

значение

1. 

Основные

 

параметры

 

и

 

характеристики

1.1

Номинальное

 

напряжение

 

сети

35–110 

кВ

1.2

Марка

 

провода

АС

70 – 

АС

240 

и

 

их

 

модификации

1.3

Марка

 

грозотроса

c

огласно

 

ПУЭ

-7 

п

. 2.5.79

1.4

Марка

 

ВОЛС

неметаллический

 

до

 2-

х

 

шт

.

1.5

Район

 

по

 

ветру

I–II

1.6

Район

 

по

 

гололеду

I–III

1.7

Минимальная

 

температура

–60°

С

1.8

Максимальная

 

температура

+40°

С

1.9

Тип

 

атмосферы

промышленная

1.10

Предельная

 

высота

 

эксплуата

-

ции

 

над

 

уровнем

 

моря

1000 

м

1.11

Максимальная

 

величина

 

выноса

 

опоры

 

из

 

створа

 

ВЛ

м


background image

36

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (19), 

декабрь

 2020

Наименование

 

параметра

Требуемое

 

значение

1.12

Максимальный

 

пролет

 

между

 

опорами

:

 

при

 

установке

 

опоры

 

с

 

выно

-

сом

 

из

 

створа

 

ВЛ

 (

с

 

образова

-

нием

 

угла

 

поворота

 

ВЛ

)

310 

м

 

при

 

установке

 

опоры

 

в

 

створе

 

ВЛ

 (

на

 

прямом

 

участке

)

310 

м

1.13

Количество

 

быстровозводимых

 

опор

 

при

 

замене

 

одной

 

стаци

-

онарной

для

 

ПБ

110-3 — 1 

опора

для

 

ПБ

110-2 — 1 

опора

 

на

 

каждую

 

цепь

для

 

П

110-4 — 2 

опоры

 

на

 

каждую

 

цепь

2. 

Требования

 

к

 

конструкции

 

опор

изготовлению

 

и

 

материалам

2.1

Максимальный

 

вес

 

одной

 

секции

не

 

более

 200 

кг

2.2

Механические

 

характеристики

 

композиционного

 

материала

I. 

Модуль

 

упругости

 

Е

 

25 000 (2,55×10

5

МПа

 (

кг

/

см

²)

II. 

Разрушающее

 

напряжение

 

 

при

:

 

растяжении

 

раст

 

сжатии

 

сж

 

сдвиге

 

205 

МПа

 (2000 

кг

/

см

²)

205 

МПа

 (2000 

кг

/

см

²)

25 

МПа

 (255 

кг

/

см

²)

III. 

Объемный

 

вес

 

2000 

кг

/

м

3

2.3

Марка

 

стали

 

стальных

 

деталей

:

 

основных

 

конструкций

 

вспомогательных

 

конструкций

С

345

С

245

3. 

Изоляция

 

и

 

арматура

3.1

Максимальные

 

механические

 

нагрузки

 

в

 

нормальных

 

режимах

 

работы

соответствующие

 

разрушающей

нагрузке

 70 

кН

3.2

Тип

 

изоляции

подвесные

 

полимерные

 

изоляторы

 

типа

 

ЛК

3.3

Степень

 

загрязнения

II

4. 

Гарантии

 

изготовителя

4.1.

Срок

 

службы

 

со

 

дня

 

ввода

 

опо

-

ры

 

в

 

эксплуатацию

 

до

 

списания

не

 

менее

 50 

лет

Табл

. 1 (

п р о д о л ж е н и е

)

Рис

. 1. 

Варианты

 

конструкций

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

После

 

проведения

 

расчетов

 

эксплуата

-

ционных

 

нагрузок

 

ЗАО

  «

ФЕНИКС

-88» 

для

 

согласования

 

были

 

предложены

 

более

 

тща

-

тельно

 

проработанные

 

варианты

 

опоры

 (

ри

-

сунок

 3), 

из

 

которых

 

был

 

отобран

 

вариант

 

пространственной

 

пирамидальной

 

конструк

-

ции

 

с

 

изоляторами

 

ЛК

состоящей

 

из

 

компо

-

зитных

 

стоек

 

в

 

виде

 

усеченных

 

конусов

 

с

 

сое

-

динительными

 

фланцами

Основание

 

опоры

 

образует

 

треугольную

 

раму

 

для

 

установки

 

на

 

грунт

 

без

 

необходимости

 

применения

 

фун

-

дамента

В

 

верхней

 

части

 

пирамиды

 

распо

-

ложены

 

скрещенные

 

секции

 

вертикальных

 

стоек

к

 

ним

 

с

 

использованием

 

полимерных

 

изоляторов

 

крепятся

 

провода

 

ВЛ

Два

 

реб

-

ра

 

пирамиды

 

образованы

 

двумя

 X-

образно

 

пересекающимися

 

стойками

а

 

третье

 

ребро

 

пирамиды

 — 

подкосом

подпирающим

 

основ

-

ные

 X-

образные

 

силовые

 

стойки

 

опоры

.

По

 

итогам

 

совещания

 14.05.2014 (

г

Сур

-

гут

были

 

внесены

 

окончательные

 

доработ

-

ки

 

в

 

конструкцию

 

быстровозводимой

 

ком

-

позитной

 

опоры

На

 

основании

 

выбранной

 

принципиальной

 

схемы

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

 

был

 

разработан

изго

-

Рис

. 2. 

Вариант

 

конструкции

 

металлической

 

быстровозводимой

 

опоры

Воздушные

 

линии


background image

37

товлен

 

и

 

испытан

 

макет

 

стойки

 — 

элемент

 

опоры

 

из

 

ком

-

позитных

 

стеклопластиковых

 

труб

 

с

 

фланцами

 

для

 

сборки

 

стоек

 

в

 

пространственную

 

конструкцию

.

Расчет

 

опоры

 

выполнен

 

методом

 

конечного

 

элемента

 

в

 

нелинейной

 

постановке

  (

по

 

деформированной

 

схеме

). 

В

 

расчет

 

опоры

 

входили

 

сбор

 

нагрузок

 

на

 

опору

статиче

-

ский

 

расчет

 

с

 

получением

 

внутренних

 

усилий

 

в

 

элементах

 

опоры

проверка

 

прочности

устойчивости

 

и

 

гибкости

 

эле

-

ментов

 

опоры

 

с

 

представлением

 

результатов

 

в

 

виде

 

рас

-

четных

 

листов

Расчет

 

опоры

 

выполнялся

 

с

 

учетом

 

требо

-

ваний

 

ПУЭ

 [1], 

СНиП

 [2, 3], 

пособия

 [4] 

с

 

учетом

 

возможного

 

выноса

 

опоры

 

из

 

створа

 

ВЛ

 

на

 5 

метров

.

Опора

 

БК

110-1 

испытывалась

 

в

 

двух

 

расчетных

 

режимах

:

Нормальный

 

режим

 1 — 

режим

 

максимального

 

ветра

Провода

 

не

 

оборваны

 

и

 

свободны

 

от

 

гололеда

подве

-

шен

 

оптический

 

кабель

W

0

 = 500 

Па

b

 = 0.

Нормальный

 

режим

 2 — 

режим

 

гололеда

 

с

 

ветром

Провода

 

не

 

оборваны

 

и

 

покрыты

 

гололедом

подвешен

 

оптический

 

кабель

W

г

 = 125 

Па

b

 = 20 

мм

.

Схемы

 

расчетных

 

нагрузок

 

в

 

данных

 

режимах

 

показаны

 

на

 

рисунке

 4.

Режим

 

максимального

 

ветра

Р

в

1

 = 

Р

в

2

 = 

Р

в

4

 = 300 

кгс

,

Р

в

3

 = 80 

кгс

Р

г

1

 = 

Р

г

3

 = 

Р

г

7

 = 330 

кгс

Р

г

2

 = 

Р

г

5

 = 130 

кгс

Р

г

4

 = 90 

кгс

,

Р

г

6

 = 250 

кгс

.

д

)

а

)

б

)

в

)

Рис

. 4. 

Схема

 

расчетных

 

нагрузок

 

на

 

опору

 

БК

110-1

г

)

Рис

. 3. 

Варианты

 

конструкции

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

а

опора

 

с

 

четырьмя

 

подкосами

 

и

 

Х

-

образным

 

основанием

б

опора

 

с

 

двумя

 

подкосами

 

и

 

прямоугольным

 

основанием

в

опора

 

с

 

четырьмя

 

подкосами

 

и

 

прямоугольным

 

основанием

г

опора

 

пирамидальной

 

конструкции

 

с

 

изоляторами

 

ЛК

 

на

 

оттяжках

д

опора

 

пирамидальной

 

конструкции

 

с

 

опорными

 

изоляторами


background image

38

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (19), 

декабрь

 2020

Рис

. 5. 

Схема

 1.1

Рис

. 6. 

Схема

 1.2

Режим

 

гололеда

 

с

 

ветром

Р

в

Р

в

Р

в

4

= 560 

кгс

Р

в

= 300 

кгс

Р

г

Р

г

Р

г

7

 = 220 

кгс

Р

г

Р

г

= 70 

кгс

Р

г

= 45 

кгс

Р

г

= 165 

кгс

.

Примеры

 

установки

 

быстровозводимых

 

опор

 

при

 

ава

-

риях

 

на

 

ВЛ

 

с

 

железобетонными

  (

ПБ

110-2, 

ПБ

110-3) 

и

 

ме

-

таллическими

  (

П

110-4, 

П

110-3) 

опорами

 

представлены

 

на

 

рисунках

 5, 6 

и

 7. 

На

 

рисунках

 5 

и

 6 — 

примеры

 

для

 

же

-

лезобетонных

 

опор

 

с

 

расстоянием

 

до

 

нижней

 

траверсы

 

14,5 

м

 — 

установка

 1 

шт

БК

110-1 

для

 

каждой

 

цепи

 

взамен

 

шт

стационарной

 

опоры

:

а

схема

 1.1 — 

для

 

одноцепной

 

опоры

 

ПБ

110-3 

или

 

двух

-

цепной

 

опоры

 

ПБ

110-2 

при

 

условии

 

восстановления

 

од

-

ной

 

цепи

;

б

схема

 1.2 — 

для

 

двухцепной

 

опоры

 

ПБ

110-2 

при

 

условии

 

восстановления

 

двух

 

цепей

.

На

 

рисунке

 7 — 

примеры

 

для

 

металлических

 

опор

 

с

 

расстоянием

 

до

 

нижней

 

траверсы

 19 

м

 — 

установка

 2 

шт

БК

110-1 

для

 

каждой

 

цепи

 

взамен

 1 

шт

стационарной

 

опоры

:

а

схема

 2.1 — 

для

 

двухцепной

 

опоры

 

П

110-4 

при

 

условии

 

восстановления

 

двух

 

цепей

;

б

схема

 2.2 — 

для

 

одноцепной

 

опоры

 

П

110-3 

или

 

двух

-

цепной

 

опоры

 

П

110-4 

при

 

условии

 

восстановления

 

од

-

ной

 

цепи

.

При

 

разработке

 

быстровозводимой

 

опоры

 

разработ

-

чики

 

ЗАО

  «

ФЕНИКС

 88» 

и

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

» 

регу

-

лярно

 

проводили

 

совещания

 

с

 

обсуждением

 

элементов

 

и

 

узлов

 

конструкции

 

будущей

 

опоры

В

 

результате

 

опора

 

неоднократно

 

совершенствовалась

улучшалась

 

ее

 

ос

-

нащенность

проводились

 

натурные

 

испытания

 

опытного

 

образца

.

Ключевые

 

узлы

 

опоры

 

пирамидальной

 

конструкции

 

с

 

изоляторами

 

ЛК

 

на

 

оттяжках

 (

рисунок

 3

г

были

 

проработа

-

ны

 

и

 

воплощены

 

в

 

первом

 

варианте

 

конструкции

 (

рисунок

 8) 

на

 

этапе

 

 2 

работ

Контрольная

 

сборка

 

и

 

монтаж

 

данного

 

варианта

 

показали

что

 

необходимо

 

повысить

 

технологич

-

ность

 

сборки

 

и

 

удобство

 

эксплуатации

 

опоры

 

БК

110-1.

Воздушные

 

линии


background image

39

Был

 

опробован

  (

и

 

от

-

клонен

 

в

 

дальнейшем

ва

-

риант

 

анкеровки

 

основания

 

БК

110-1 

с

 

помощью

 

винтовых

 

свай

Для

 

того

 

чтобы

 

верх

-

няя

 

рабочая

 

площадка

 

для

 

монтера

 

была

 

не

 

скользкой

изменена

 

ее

 

конструкция

Разработан

 

альтернативный

 

вариант

 

падающей

 

стрелы

 

А

-

образной

 

формы

изготов

-

ленной

 

из

 

стеклопластико

-

вых

 

труб

вместо

 

приспосо

-

бленной

 

для

 

этих

 

целей

 

на

 

первом

 

этапе

 

алюминиевой

 

лестницы

  (

рисунок

 8). 

Узел

 

соединения

 

стеклопласти

-

ковых

 

секций

 

в

 

середине

 

каждой

 

стойки

 

был

 

оснащен

 

стяжными

 

устройствами

работающими

 

по

 

принци

-

пу

 

талрепа

Алюминиевую

 

лестницу

 

в

 

итоге

 

замени

-

ли

 

на

 

стационарные

 

степ

-

болты

 

оригинальной

 

кон

-

струкции

расположенные

 

на

 

одной

 

из

 

Х

-

образных

 

стоек

 

опоры

Для

 

обеспечения

 

безопасного

 

подъема

 

пер

-

сонала

 

на

 

опору

 

был

 

уста

-

новлен

 

страховочный

 

фал

 

с

 

перехватами

 

не

 

более

 

двух

 

Рис

. 7. 

Схема

 2.1, 

схема

 2.2

Рис

. 8. 

Композитная

 

опора

 

БК

110-1 (

вариант

 

 1)

Рис

. 9. 

Первая

 

контрольная

 

сборка

 

и

 

подъем

 

опоры

Металлическая

лестница


background image

40

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (19), 

декабрь

 2020

метров

а

 

также

 

веревочные

 

перила

 

над

 

верхней

 

рабочей

 

площадкой

.

На

 

втором

 

этапе

 

разработаны

 

программы

 

предвари

-

тельных

механических

электрических

 

испытаний

 

опоры

 

и

 

элементов

 

траверс

программы

 

испытаний

 

образцов

 

при

-

меняемых

 

материалов

 

опоры

 

на

 

стойкость

 

к

 

воздействию

 

климатических

 

факторов

Изготовлены

 

образцы

 

для

 

про

-

ведения

 

испытаний

 

на

 

стойкость

 

к

 

воздействию

 

климатиче

-

ских

 

факторов

 

внешней

 

среды

Выполнена

 

сборка

 

головного

 

опытного

 

образца

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

 

для

 

проведения

 

испытаний

.

В

 

ходе

 

выполнения

 

третьего

 

этапа

 

ОКР

 

проведены

 

предварительные

 

испытания

 

головного

 

опытного

 

образца

 

быстро

 

возводимой

 

облегченной

 

опоры

испытания

 

элемен

-

тов

 

траверс

 

в

 

составе

 

опоры

 

и

 

исследовательские

 

испытания

 

образцов

 

материалов

 

опоры

 

на

 

стойкость

 

к

 

воздействию

 

кли

-

матических

 

факторов

 

внешней

 

среды

 

на

 

соответствие

 

техни

-

ческим

 

требованиям

 

к

 

разрабатываемой

 

конструкции

Предварительные

 

испытания

 

быстровозводимой

 

облег

-

ченной

 

опоры

 

проводились

 

на

 

территории

 

завода

 

изготови

-

теля

 

ЗАО

 «

ФЕНИКС

-88» (

г

Бийск

). 

Испытания

 

подтвердили

 

эксплуатационную

 

пригодность

 

быстровозводимой

 

облег

-

ченной

 

опоры

правильность

 

расчетов

 

при

 

проектировании

работоспособность

 

всех

 

составных

 

частей

соединительных

 

узлов

 

и

 

креплений

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

доказали

 

возможность

 

установки

 

опоры

 

без

 

использования

 

тяжелой

 

спецтехники

По

 

окончании

 

предварительных

 

испытаний

проведен

-

ных

 

совместно

 

с

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

», 

были

 

внесены

 

предложения

 

и

 

согласованы

 

варианты

 

доработки

 

элементов

 

конструкции

 

для

 

повышения

 

надежности

удобства

 

сборки

 

и

 

безопасности

 

монтажа

 

и

 

эксплуатации

 

композитной

 

опоры

 

для

 

проведения

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

На

 

основании

 

согласованных

 

решений

по

 

ходу

 

выполнения

 

третьего

 

этапа

 

ОКР

были

 

выполнены

 

изменения

 

конструкции

 

и

 

изготовлен

 

модифицированный

 

второй

 

образец

 

быстровоз

-

водимой

 

облегченной

 

опоры

который

 

позволил

 

корректно

 

провести

 

запланированные

 

механические

 

испытания

.

Механические

 

испытания

 

опытного

 

образца

 

быстровоз

-

водимой

 

облегченной

 

опоры

 

проводились

 

в

 

Центре

 

инжи

-

ниринга

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

 

ОАО

  «

Фирма

ОРГРЭС

». 

Опытный

 

образец

 

быстровозводимой

 

облегчен

-

ной

 

опоры

 

выдержал

 

испытания

 

и

 

подтвердил

 

соответствие

 

предъявленным

 

требованиям

Прочность

 

и

 

общая

 

устойчи

-

вость

 

опоры

 

в

 

результате

 

доработок

 

была

 

обеспечена

.

Кроме

 

того

в

 

исследовательском

 

центре

 

филиала

 

АО

 «

НТЦ

 

ФСК

 

ЕЭС

» — 

СибНИИЭ

 

были

 

выполнены

 

испыта

-

ния

 

изолирующих

 

траверс

 

опор

 

БК

110-1, 

в

 

результате

 

кото

-

рых

 

опора

 

в

 

целом

 

выдержала

 

испытания

 

на

 

соответствие

 

требованиям

 

СТО

 56947007-29.120.033-2009 

по

 

разрядно

-

му

 

напряжению

 

грозового

 

импульса

среднему

 

разрядному

 

переменному

 

напряжению

 

в

 

сухом

 

состоянии

среднему

 

раз

-

рядному

 

переменному

 

напряжению

 

под

 

дождем

отсутствию

 

видимой

 

короны

уровню

 

радиопомех

Испытания

 

траверс

 

проводились

 

на

 

полностью

 

собранной

 

опоре

 

с

 

элементами

 

изолирующей

 

подвески

 

крайних

 

фаз

 

и

 

макетами

 

фазных

 

проводов

.

Испытания

 

образцов

 

материалов

 

быстровозводимой

 

облегченной

 

опоры

 

на

 

воспламеняемость

 

проводилось

 

Федеральным

 

государственным

 

бюджетным

 

учреждением

 

«

Судебно

-

экспертное

 

учреждение

 

федеральной

 

противопо

-

жарной

 

службы

 «

Испытательная

 

пожарная

 

лаборатория

» 

по

 

Новосибирской

 

области

». 

По

 

результатам

 

проведенных

 

испытаний

 

было

 

принято

 

решение

 

продолжить

 

работу

 

по

 

поиску

 

огнезащитного

 

покры

-

тия

обеспечивающего

 

защиту

 

стеклопластиковой

 

основы

 

бы

-

стровозводимой

 

облегченной

 

опоры

 

аварийного

 

резерва

развить

 

деловые

 

отношения

 

с

 

фир

 

мами

-

из

 

готовителями

 

огнезащитных

 

покрытий

 

и

 

про

-

вести

 

работу

 

по

 

поиску

 

новых

 

вариантов

.

Часть

 

изменений

 

была

 

ре

-

ализована

 

во

 

втором

 

вариан

-

те

 

быстровозводимой

 

опоры

 

БК

110-1. 

Стойки

 

опоры

 

БК

110-1 

были

 

выделены

 

цветом

 

для

 

од

-

нозначного

 

определения

 

места

 

их

 

установки

 (

рисунок

 10).

В

 

ходе

 

выполнения

 

заклю

-

чительного

 

четвертого

 

этапа

 

ОКР

 

для

 

проверки

 

конструкции

 

Рис

. 10. 

Композитная

 

опора

 

БК

110-1 (

вариант

 

 2)

Воздушные

 

линии


background image

41

в

 

зимний

 

период

 

в

 

полевых

 

условиях

 

09.02.2016 

г

была

 

проведена

 

очеред

-

ная

 

установка

 

опоры

 

на

 

площадке

 

при

 

температуре

 –18°

С

 

и

 

ветре

 2–5 

м

/

с

 

в

 

зоне

 

эксплуатационной

 

ответствен

-

ности

 

филиала

 

Тюменские

 

электриче

-

ские

 

сети

 

в

 

г

Заводоуковске

Для

 

этой

 

цели

 

была

 

подготовлена

 

площадка

 

60×100 

м

предварительно

 

утоптан

-

ная

 

гусеничной

 

техникой

Эти

 

выезд

-

ные

 

испытания

 

показали

с

 

какими

 

трудностями

 

столкнутся

 

монтажники

 

при

 

установке

 

опоры

 

в

 

зимнее

 

время

 

и

 

какие

 

сборочные

 

операции

 

наибо

-

лее

 

длительны

Для

 

сокращения

 

времени

 

сборки

/

разборки

 

опоры

 

БК

110-1 

узел

 

соединения

 

стеклопластиковых

 

секций

 

в

 

сере

-

дине

 

каждой

 

стойки

 

был

 

переработан

Шесть

 

стяжных

 

спец

-

винтов

 

заменили

 

на

 

два

 

талрепа

изготовленных

 

по

 

ГОСТ

которые

 

обеспечивают

 

требуемое

 

усилие

 

при

 

сборке

 

секций

 

между

 

собой

 (

рисунок

 11). 

Были

 

проведены

 

расчеты

 

и

 

дополнительные

 

испыта

-

ния

подтверждающие

 

возможность

 

подъема

 

силовых

 

стоек

 

опоры

 

методом

  «

падающая

 

стрела

» 

без

 

установки

 

стрелы

 

на

 

технологическую

 

подставку

Были

 

внесены

 

изменения

 

в

 

опорный

 

узел

 

падающей

 

стрелы

 

с

 

целью

 

обеспечения

 

воз

-

можности

 

применения

 

ее

 

на

 

грунтах

 

с

 

различной

 

несущей

 

способностью

Был

 

доработан

 

верхний

 

фланец

 

Х

-

стоек

до

-

бавлено

 

место

 

для

 

крепления

 

такелажа

 

и

 

приспособлений

увеличена

 

грузоподъемность

 

верхнего

 

монтажного

 

ролика

Для

 

обеспечения

 

устойчивости

 

опоры

 

была

 

разработана

 

конструкция

 

самовыравнивающихся

 

опорных

 

подставок

расположенных

 

по

 

углам

 

треугольного

 

основания

На

 

опор

-

ных

 

подставках

 

была

 

предусмотрена

 

площадка

 

для

 

раз

-

мещения

 

утяжеляющих

 

элементов

Упаковка

 

опоры

 

была

 

сконструирована

 

так

чтобы

 

ее

 

элементы

 

использовались

 

одновременно

 

для

 

сборки

/

разборки

 

и

 

подъема

/

опускания

 

опоры

что

 

исключило

 

необходимость

 

обратной

 

транспорти

-

ровки

 

незадействованных

 

частей

 

упаковки

.

В

 

результате

 

конструкция

 

опоры

 

была

 

переработана

появился

 

третий

 

вариант

 

опоры

 

БК

110-1 (

рисунок

 12), 

ко

-

торый

 

был

 

передан

 

для

 

проведения

 

очередных

 

контроль

-

ных

 

испытаний

 

уже

 

в

 

летний

 

период

.

02.06.2016 

г

в

 

зоне