42
СЕТИ
РОССИИ
в
о
з
д
у
ш
н
ы
е
Л
Э
П
воздушные ЛЭП
В
России
композитным
про
-
водом
ACCR
были
осна
-
щены
только
две
ЛЭП
—
в
Московской
и
Читинской
областях
.
Поскольку
по
заведён
-
ной
в
компании
«3
М
»
традиции
все
композитные
провода
получают
на
-
звания
птиц
,
использованный
перм
-
скими
энергетиками
провод
ACCR-
297-T16
именовался
«Ostrisch-300»,
что
в
переводе
означает
«
страус
».
Решение
о
применении
этого
композитного
провода
с
большой
пропускной
способностью
было
принято
в
2009
году
и
обуславлива
-
лось
необходимостью
обеспечения
повышенной
пропускной
способно
-
сти
ВЛ
110
кВ
ТЭЦ
-6 —
ПС
«
Пермь
»
при
минимальной
замене
суще
-
ствующих
опор
в
условиях
город
-
ской
застройки
.
Дело
в
том
,
что
на
тот
момент
на
пермской
ТЭЦ
-6
пла
-
нировалось
строительство
и
ввод
в
действие
новой
парогазовой
уста
-
новки
(
ПГУ
)
мощностью
124
МВт
.
Это
увеличивало
электрическую
мощность
электростанции
втрое
—
до
175,7
МВт
.
Для
обеспечения
её
выдачи
в
сети
ОАО
«
МРСК
Урала
»
взяло
на
себя
перед
КЭС
-
Холдингом
«
Генерация
Урала
»
обязательство
:
поднять
до
необходимых
величин
пропускную
способность
двух
линий
электропередачи
110
кВ
ТЭЦ
-6 —
ТЭЦ
-9
и
ТЭЦ
-6 —
ПС
«
Пермь
».
И
если
первая
требовала
простой
рекон
-
струкции
,
то
вторая
нуждалась
в
гораздо
более
глубоком
обновле
-
нии
.
Ведь
она
была
построена
в
середине
60-
х
годов
прошлого
века
Будущее —
за новыми
технологиями
Два с небольшим года тому назад в Перми почти по-
будничному, незаметно произошло знаковое для
филиала ОАО «МРСК Урала» — «Пермэнерго» и
потребителей его услуг событие: завершилась рекон-
струкция ВЛ 110 кВ ТЭЦ-6 — ПС «Пермь». В прямом
смысле слова историческую значимость ему придал
тот факт, что на линии впервые на Урале был исполь-
зован высокотемпературный композитный провод
ACCR американской компании «3М», позволяющий
передавать электрическую мощность в три раза боль-
шую по сравнению с общеприменимым сталеалюми-
ниевым проводом такого же сечения. Об опыте его
монтажа, эксплуатации и планах дальнейшего рас-
пространения в Пермском крае рассказывает началь-
ник отдела эксплуатации высоковольтных линий фи-
лиала ОАО «МРСК Урала» — «Пермэнерго» Алексей
ПРАВКОВ.
43
№ 1 (16), январь–февраль, 2013
на
двухцепных
металлических
и
железобетонных
опорах
и
понача
-
лу
проходила
по
малозастроенным
участкам
города
.
Впоследствии
под
ней
появилось
множество
коллек
-
тивных
садов
,
а
часть
опор
оказа
-
лась
на
территории
промышленных
предприятий
.
К
тому
же
при
вось
-
микилометровой
длине
трасса
ВЛ
проходит
по
Перми
,
часто
—
вдоль
городских
улиц
,
имеет
множество
пересечений
с
всевозможными
коммуникациями
городской
инфра
-
структуры
.
При
принятии
решения
о
реконструкции
ЛЭП
технические
специалисты
учитывали
и
то
,
что
она
является
транзитной
,
через
узловую
ПС
«
Пермь
»
связывает
ТЭЦ
-6
с
Камской
ГЭС
и
имеет
не
-
сколько
отпаек
на
три
ПС
— «
Техно
-
логическая
», «
Суханки
», «
Старёхи
», —
которые
обеспечивают
электро
-
снабжение
крупных
промышленных
объектов
,
а
также
жилых
кварталов
центральных
районов
Перми
—
Свердловского
и
Мотовилихинс
-
кого
.
Итак
,
по
всем
расчётам
новая
пропускная
способность
ВЛ
110
кВ
ТЭЦ
-6 —
ПС
«
Пермь
»
могла
быть
обеспечена
лишь
за
счёт
приме
-
нения
провода
АС
c
сечением
алю
-
миниевой
части
300
мм
².
Но
это
в
свою
очередь
привело
бы
к
полной
замене
существующих
опор
на
опо
-
ры
для
ВЛ
220
кВ
,
что
в
условиях
городской
застройки
скорее
всего
стало
бы
невозможным
.
К
тому
же
нельзя
было
заменить
провод
сна
-
чала
на
одной
цепи
ВЛ
,
а
затем
на
другой
без
ограничения
энергопо
-
требления
или
нарушение
электро
-
снабжения
потребителей
.
Далее
,
«Ostrisch-300»
ACCR-297-T16
АС
-150/24
Конструкция
скрутки
провода
26/7
26/7
Диаметр
:
Проволоки
сердечника
,
мм
2,111
2,1
Проволоки
повива
провода
,
мм
2,714
2,7
Сердечник
в
целом
,
мм
6,332
6,3
Провод
в
целом
,
мм
17,187
17,1
Сечение
:
Алюминий
,
мм
²
150
149
Провод
в
целом
,
мм
²
175
173,2
Масса
:
Сердечник
,
кг
/
м
0,085
0,190
Алюминий
,
кг
/
м
0,416
0,409
Провод
в
целом
,
кг
/
м
0,501
0,599
Прочность
на
разрыв
,
Н
54890
52279
Модуль
упругости
,
ГПа
78
82,8
Коэффициент
теплового
удлинения
:
Провод
в
целом
, 10
-6
/°
С
16,7
18,9
Максимальная
допустимая
температура
провода
в
режиме
:
Длительно
допустимом
, °
С
210
70
Перегрузки
, °
С
240
70
Токовая
нагрузка
при
температуре
провода
210°
С
,
А
896
—
Токовая
нагрузка
при
температуре
провода
240°
С
,
А
954
—
Токовая
нагрузка
при
температуре
провода
70°
С
,
А
—
450
уже
при
проектировании
рекон
-
струкции
выяснилось
,
что
простой
монтаж
нового
композитного
про
-
вода
без
замены
опор
не
обеспе
-
чивал
нормируемый
ПУЭ
габарит
провода
до
земли
для
населённой
местности
.
Кроме
того
,
без
замены
опор
,
эксплуатировавшихся
более
40
лет
,
нельзя
было
рассчитывать
на
надёжную
работу
ВЛ
.
При
доста
-
точно
больших
затратах
на
провод
это
было
бы
неоправданно
.
Всё
это
подтолкнуло
нас
к
решению
ча
-
стично
заменить
отслужившие
своё
опоры
для
линий
110
кВ
на
опоры
,
предназначенные
для
более
высо
-
кого
уровня
напряжения
.
Таким
об
-
разом
,
из
53
опор
для
дальнейшей
эксплуатации
без
замены
были
оставлены
только
12.
Такова
предыстория
выбора
«
продукта
» ACCR.
Теперь
необходи
-
мо
рассказать
о
его
технических
ха
-
рактеристиках
.
По
сечению
и
весу
он
имеет
практически
такие
же
па
-
раметры
,
что
и
провод
АС
150/24,
который
мог
бы
быть
применён
вместо
него
в
случае
подвески
на
существующих
опорах
(
табл
).
Табл
.
Физические
и
технические
характеристики
проводов
44
СЕТИ РОССИИ
Проведённое
сравнение
про
-
водов
показывает
,
что
вес
ACCR
меньше
,
чем
АС
150/24,
хотя
сече
-
ния
обоих
практически
совпадают
.
При
этом
по
композитному
проводу
можно
пропустить
в
длительно
до
-
пустимом
режиме
токовую
нагруз
-
ку
,
составляющую
195%
от
токовой
нагрузки
провода
АС
в
длительно
допустимом
режиме
, 896
А
про
-
тив
450
А
,
то
есть
почти
в
два
раза
больше
.
Увеличение
пропускной
способности
провода
возможно
за
счёт
применения
сплавов
,
спо
-
собных
работать
при
температурах
200°
С
,
а
при
остывании
сохранять
свои
механические
и
физические
свойства
.
При
этом
температурные
удлинения
происходят
в
пределах
упругих
деформаций
провода
и
компенсируются
за
счёт
его
боль
-
шей
жёсткости
и
более
низкого
ко
-
эффициента
температурного
рас
-
ширения
,
что
даёт
возможность
нагревать
провод
без
значитель
-
ного
увеличения
его
провисания
в
пролётах
.
В
то
же
время
на
про
-
воде
марки
АС
при
его
нагревании
свыше
90°
С
,
а
затем
остывании
возникает
деформация
верхних
алюминиевых
повивов
в
виде
«
фо
-
нарей
».
Возникает
так
называе
-
мый
эффект
«
птичьей
клетки
».
Практика
свидетельствует
,
что
при
проектировании
линий
с
при
-
менением
композитного
провода
необходимо
использовать
про
-
граммные
комплексы
,
способные
учитывать
отличие
его
технических
характеристик
от
обычных
,
неизо
-
лированных
проводов
АС
.
Это
даст
возможность
наиболее
эффектив
-
но
спроектировать
ВЛ
с
оптималь
-
ным
,
то
есть
минимальным
,
коли
-
чеством
опор
,
реконструировать
существующую
ЛЭП
без
их
заме
-
ны
.
Разрабатывая
проект
,
особое
внимание
необходимо
также
уде
-
лять
применяемой
натяжной
,
под
-
держивающей
и
соединительной
арматуре
,
наилучшим
вариантом
которой
нам
представляются
спи
-
ральные
зажимы
.
Ведь
особен
-
ность
композитного
провода
ком
-
пании
«3
М
»
заключается
в
том
,
что
его
сердечник
не
выдерживает
изгибы
меньше
определённого
ра
-
диуса
,
а
тем
более
перегибы
.
Он
ломается
,
поэтому
монтаж
провода
обязательно
должен
выполняться
при
помощи
лидер
-
троса
и
специ
-
альных
тяговотормозных
машин
.
При
этом
монтажные
ролики
долж
-
ны
быть
не
меньше
определённого
диаметра
,
чтобы
при
протягивании
провода
на
углах
поворота
трассы
ВЛ
он
не
был
повреждён
.
И
ещё
—
несколько
слов
о
не
-
предвиденных
обстоятельствах
,
с
которыми
нам
пришлось
стол
-
кнуться
при
проектировании
ре
-
конструкции
ВЛ
110
кВ
ТЭЦ
6 —
ПС
«
Пермь
».
В
сметах
проекта
монтаж
провода
был
заложен
в
стандартных
расценках
,
что
,
естественно
,
не
отражало
фак
-
тических
затрат
на
эту
опера
-
цию
.
К
тому
же
проектировщи
-
ками
не
было
учтено
наличие
у
старых
анкерных
опор
линии
монолитных
фундаментов
,
кото
-
рые
приходилось
раскалывать
гидравлическим
молотом
на
части
,
так
как
целиком
их
было
невозможно
извлечь
из
земли
.
В
конечном
итоге
эти
затраты
пришлось
нести
по
дополнитель
-
ным
соглашениям
к
договору
подряда
.
Исходя
из
опыта
,
мы
пришли
к
выводу
,
что
наиболее
целесоо
-
бразно
применять
композитный
провод
на
ЛЭП
,
эксплуатирую
-
щихся
не
более
15
лет
.
В
опти
-
мальном
варианте
это
исключа
-
ет
полную
замену
опор
,
требуя
установки
лишь
минимального
количества
новых
.
А
на
подстан
-
циях
можно
обойтись
без
за
-
мены
порталов
,
заменяя
толь
-
ко
ошиновку
,
которая
является
ограничивающим
элементом
.
В
заключение
подчеркну
,
что
опыт
монтажа
и
эксплуатации
композитного
провода
на
высо
-
ковольтных
линиях
110
кВ
в
пол
-
ной
мере
показал
,
что
за
ним
—
будущее
.
Оригинал статьи: Будущее — за новыми технологиями
Два с небольшим года тому назад в Перми почти по-будничному, незаметно произошло знаковое для филиала ОАО «МРСК Урала» — «Пермэнерго» и потребителей его услуг событие: завершилась реконструкция ВЛ 110 кВ ТЭЦ-6 — ПС «Пермь». В прямом смысле слова историческую значимость ему придал тот факт, что на линии впервые на Урале был использован высокотемпературный композитный провод ACCR американской компании «3М», позволяющий передавать электрическую мощность в три раза большую по сравнению с общеприменимым сталеалюминиевым проводом такого же сечения. Об опыте его монтажа, эксплуатации и планах дальнейшего распространения в Пермском крае рассказывает начальник отдела эксплуатации высоковольтных линий филиала ОАО «МРСК Урала» — «Пермэнерго» Алексей ПРАВКОВ.