СОБЫТИЯ
24
rugrids-electro
Будущее уже здесь…
Между экспертами отрасли при участии представителей Аналитического цен-
тра при Правительстве РФ и производителей автомобильной промышленности
в рамках проводимого в Москве международного форума RUGRIDS-ELECTRO
состоялась дискуссия на тему: «Инвестиции в будущее: развитие инфраструк-
туры для электротранспорта как часть стратегии инновационного развития».
Участники обсудили все основные направления, по которым может пойти раз-
витие электротранспорта и зарядной инфраструктуры в нашей стране, с учетом
отечественного и международного опыта.
О
бсуждение
проводилось
в
форма
-
те
круглого
стола
,
в
работе
которого
приняли
участие
заместитель
дирек
-
тора
Департамента
автомобильной
промышленности
и
железнодорожного
маши
-
ностроения
Министерства
промышленности
и
торговли
РФ
Вячеслав
Бурмистров
,
замести
-
тель
руководителя
Аналитического
центра
при
Правительстве
Российской
Федерации
Глеб
Покатович
,
директор
Департамента
иннова
-
ционного
развития
ПАО
«
Россети
»
Владимир
Софьин
,
руководитель
Проектного
центра
раз
-
вития
инноваций
фонда
«
Центр
стратегических
разработок
»
Дмитрий
Холкин
,
министр
энер
-
гетики
Московской
области
Леонид
Неганов
,
генеральный
директор
«
РЕНО
Россия
»,
член
Стратегического
совета
по
инвестициям
в
но
-
вые
индустрии
при
Министерстве
промышлен
-
ности
и
торговли
РФ
Андрей
Панков
и
главный
редактор
журнала
«
Авторевю
»
Михаил
Подо
-
рожанский
.
Модератором
дискуссии
выступила
Татьяна
Алексеева
,
заместитель
председателя
Подкомитета
по
стратегическим
инновациям
в
автомобильной
сфере
ТПП
РФ
.
В
ходе
конструктивного
и
содержательного
диалога
всеми
участниками
была
отмечена
су
-
щественная
роль
развития
и
распространения
электротранспорта
для
решения
задач
общего
стратегического
курса
по
сокращению
выбро
-
сов
парниковых
газов
,
принятого
на
COP-21.
Упомянутое
Парижское
соглашение
было
под
-
писано
179
странами
мира
,
в
том
числе
и
Рос
-
сией
.
В
целях
реализации
данного
соглашения
заместителем
председателя
правительства
Российской
Федерации
Аркадием
Дворковичем
ряду
министерств
и
ведомств
были
даны
пору
-
чения
проработать
основные
аспекты
развития
электромобильного
транспорта
и
соответству
-
ющей
инфраструктуры
в
нашей
стране
и
под
-
готовить
соответствующие
предложения
в
рам
-
ках
своих
компетенций
.
Докладывая
собравшимся
о
существующих
наработках
и
позиции
Министерства
промыш
-
ленности
и
торговли
РФ
,
слово
взял
Вячеслав
Бурмистров
.
По
данным
Вячеслава
Алексан
-
дровича
,
развитие
электротранспорта
являет
-
ся
одним
из
ключевых
направлений
развития
отрасли
автомобилестроения
.
Тем
не
менее
,
Дискуссия
«
Инвестиции
в
будущее
:
развитие
инфраструктуры
для
электротранспорта
как
часть
стратегии
инновационного
развития
»
в
рамках
международного
форума
RUGRIDS-ELECTRO
25
практически
все
существующие
промышленные
предприятия
и
автомобильные
заводы
до
сих
пор
ориентированы
на
производство
автомобилей
с
тра
-
диционными
ДВС
.
Переориентация
этих
производ
-
ственных
мощностей
на
производство
электромоби
-
лей
—
это
довольно
длительный
процесс
,
который
сопряжен
с
большими
затратами
и
серьезными
орга
-
низационно
-
техническими
изменениями
.
Дополнительными
факторами
,
сдерживающи
-
ми
переход
на
электромобили
в
нашей
стране
,
по
мнению
докладчика
,
являются
слабое
развитие
за
-
рядной
инфраструктуры
,
проблемы
эксплуатации
в
зимнее
время
,
недостаточное
развитие
производ
-
ственных
мощностей
и
механизмов
по
утилизации
батарей
,
отсутствие
отдельных
видов
сырья
и
высо
-
кая
себестоимость
производства
.
В
целях
стимулирования
развития
электротранс
-
порта
в
нашей
стране
разработана
«
Программа
раз
-
вития
электрического
автомобильного
транспорта
в
Российской
Федерации
на
период
до
2025
года
».
Она
содержит
комплекс
мер
,
среди
которых
стимули
-
рование
производства
и
потребления
автомобилей
,
освобождение
,
либо
снижение
от
уплаты
налогов
,
использование
выделенных
полос
для
электромоби
-
лей
и
городского
транспорта
,
льготная
парковка
и
пр
.
При
этом
особое
внимание
будет
уделено
развитию
компонентной
базы
.
Программа
предусматривает
углубление
уровня
локализации
в
дальнейшем
.
Для
этого
возможно
,
в
том
числе
,
снижение
на
определенный
срок
таможенных
по
-
шлин
на
ввоз
компонентов
для
обеспе
-
чения
промышленной
сборки
электро
-
мобилей
.
О
необходимости
государственной
поддержки
и
стимулирования
развития
электротранспорта
в
России
в
своем
до
-
кладе
говорил
и
генеральный
директор
«
РЕНО
Россия
»,
член
Стратегического
совета
по
инвестициям
в
новые
инду
-
стрии
при
Министерстве
промышленно
-
сти
и
торговли
РФ
Андрей
Панков
.
Он
отметил
положительную
тенден
-
цию
развития
упомянутых
Вячеславом
Бурмистровым
направлений
и
уже
ре
-
ализованные
решения
и
поблагода
-
рил
Министерство
промышленности
и
торговли
РФ
за
оказываемую
поддержку
развитию
важного
направления
.
Также
он
обратил
внимание
собравшихся
,
что
,
уже
начиная
с
2013
года
,
была
введена
нулевая
ставка
таможенных
пошлин
на
лег
-
ковые
электромобили
.
Это
было
абсолютно
необхо
-
димым
шагом
для
формирования
некой
критической
массы
электротранспорта
в
России
.
В
свою
очередь
это
стало
определенным
стимулом
для
начала
про
-
ектов
по
развитию
зарядной
инфраструктуры
.
По
мнению
Андрея
Евгеньевича
важно
,
что
впер
-
вые
с
этого
года
,
кроме
нулевой
ставки
(
пошлина
на
пассажирские
электромобили
),
введена
ставка
пять
процентов
на
легкий
коммерческий
электрический
транспорт
.
Это
открыло
возможности
импорта
в
Рос
-
сию
новых
небольших
электромобилей
и
сделало
их
привлекательными
для
покупателя
.
Говоря
о
перспективах
развития
массового
сег
-
мента
электромобилей
в
России
,
Андрей
Панков
отметил
ключевую
роль
в
этом
вопросе
,
отводимую
развитию
зарядной
инфраструктуры
,
и
ПАО
«
Рос
-
сети
»
как
основному
участнику
и
законодателю
тех
-
нической
политики
в
данном
направлении
.
Также
Андрей
Евгеньевич
высказал
ряд
предложений
по
стимулированию
дальнейшего
распространения
электромобилей
,
среди
которых
—
ограничение
доступа
автомобилей
с
бензиновым
двигателем
в
центр
города
,
специальные
парковки
только
для
электромобилей
и
др
.
Вячеслав
Бурмистров
Андрей
Панков
Электромобиль
Renault KANGOO Z. E.
№
6 (39) 2016
26
СОБЫТИЯ
В
целом
же
,
по
мнению
докладчика
,
формирова
-
ние
среды
для
стимулирования
развития
электро
-
транспорта
идет
в
верном
направлении
и
мощная
поддержка
со
стороны
правительства
России
при
-
дает
абсолютную
уверенность
,
что
все
мероприя
-
тия
стратегии
развития
российского
автопрома
до
2025
года
в
отношении
электромобилей
будут
реа
-
лизованы
.
Заместитель
руководителя
Аналитического
цен
-
тра
при
Правительстве
Российской
Федерации
Глеб
Покатович
поддержал
двух
предыдущих
докладчи
-
ков
и
предложил
собравшимся
взглянуть
на
между
-
народный
опыт
развития
индустрии
электротранс
-
порта
.
Подробно
был
рассмотрен
пример
Китая
,
где
за
четыре
года
в
направлении
создания
инфраструк
-
туры
для
электромобилей
было
построено
восемь
-
сот
зарядных
станций
и
30 000
зарядных
колонок
.
Подобная
инфраструктура
охватывает
3 000
кило
-
метров
дорог
.
Эти
инвестиции
в
развитие
инфра
-
структуры
привели
к
тому
,
что
в
Китае
продается
за
полгода
больше
100 000
электромобилей
.
Европейский
опыт
демонстрирует
более
уравно
-
вешенный
подход
,
когда
инфраструктура
развивает
-
ся
в
соответствии
с
развитием
и
увеличением
парка
электромобильного
транспорта
.
При
этом
важно
,
что
поддержка
спроса
в
каждой
стране
осуществляется
с
упором
на
национальное
производство
.
Если
опираясь
на
международный
опыт
говорить
о
российских
перспективах
,
то
учитывая
,
что
доста
-
точно
большая
масса
определенных
технических
наработок
уже
существует
,
можно
наблюдать
отло
-
женный
нереализованный
спрос
на
электрический
транспорт
.
И
реализации
этого
спроса
нужен
какой
-
то
толчок
.
Подобным
драйвером
может
и
должно
стать
развитие
зарядной
инфраструктуры
.
При
этом
надо
осознавать
риски
,
что
если
по
ка
-
ким
-
либо
причинам
в
России
произойдет
сбой
в
син
-
хронизации
между
развитием
производства
элек
-
тромобилей
,
развитием
производства
компонентов
и
поддержкой
спроса
,
развитием
инфраструкту
-
ры
, —
мы
можем
оказаться
в
ситуации
,
когда
мы
замечательным
образом
построим
инфраструктуру
для
китайской
электромобильной
промышленности
.
А
это
не
тот
результат
,
который
хотелось
бы
видеть
в
10–20-
летней
перспективе
.
Также
Глеб
Геннадьевич
предостерег
участников
дискуссии
от
чрезмерного
увлечения
финансовыми
и
нефинансовыми
методами
стимулирования
разви
-
тия
электротранспорта
,
поскольку
их
необдуманное
применение
может
негативно
отразиться
на
других
сегментах
автомобильной
промышленности
.
Отечественным
опытом
реализации
проектов
по
созданию
зарядной
инфраструктуры
поделился
с
участниками
круглого
стола
директор
Департамен
-
та
инновационного
развития
ПАО
«
Россети
»
Влади
-
мир
Софьин
.
По
мнению
Владимира
Владимировича
,
несмо
-
тря
на
множество
реализованных
проектов
в
различ
-
ных
крупных
городах
России
,
мы
все
еще
находимся
в
«
пилотной
зоне
»
реализации
Программы
.
Проек
-
ты
,
которые
реализованы
и
реализуются
при
уча
-
стии
Правительства
Москвы
,
органов
власти
Сочи
,
Калининграда
,
Свердловской
области
,
Ярославской
области
и
ряда
других
областей
,
до
сих
пор
ориенти
-
рованы
на
иностранную
компонентную
базу
.
Суще
-
ствующая
сегодня
задача
,
решение
которой
крайне
необходимо
, —
развитие
собственного
сегмента
ре
-
ализации
компонентов
для
электрозарядной
инфра
-
структуры
.
Применительно
к
российским
реалиям
,
на
се
-
годня
основным
драйвером
развития
зарядной
ин
-
фраструктуры
и
психологическим
,
и
экономическим
,
в
регионе
,
муниципалитете
,
может
быть
коммерче
-
ский
общественный
транспорт
.
Если
коммерческий
общественный
транспорт
перейдет
на
электриче
-
ство
,
то
начнется
переход
и
частного
сегмента
.
И
тог
-
да
,
конечно
,
усилится
развитие
электрозарядной
ин
-
фраструктуры
.
ПАО
«
Россети
»
продолжит
реализацию
данно
-
го
инфраструктурного
проекта
.
На
сегодня
в
группе
компаний
«
Россети
»
пока
не
так
много
зарядных
станций
—
чуть
больше
60-
ти
.
Но
те
планы
,
которые
ставятся
на
ближайшее
время
,
говорят
о
том
,
что
че
-
рез
пару
лет
удастся
довести
их
количество
до
того
уровня
,
когда
эти
заправки
можно
будет
увидеть
где
-
то
рядом
с
собой
или
знать
,
что
они
рядом
есть
.
Для
повышения
доступности
зарядных
станций
для
населения
ПАО
«
Россети
»
были
разработаны
новые
технические
решения
,
которые
сейчас
готовы
к
внедрению
.
Это
совмещенная
с
трансформатор
-
ной
подстанцией
зарядная
станция
,
совмещенная
Глеб
Покатович
Владимир
Софьин
27
зарядная
станция
с
аккумулятором
,
которая
заря
-
жается
в
ночное
время
по
дешевому
тарифу
,
а
днем
используется
для
заряда
электромобилей
,
применяя
встроенный
накопитель
энергии
.
Преимуществом
та
-
ких
комбинированных
решений
является
снижение
общей
стоимости
создания
электросетевой
инфра
-
структуры
и
,
соответственно
,
уменьшается
нагрузка
на
тариф
.
По
словам
Владимира
Владимировича
,
ПАО
«
Россети
»
в
своей
технической
политике
считают
электромобиль
неотъемлемой
частью
инновацион
-
ной
,
умной
сети
.
Это
именно
тот
умный
потребитель
,
который
и
потребляет
электроэнергию
,
и
готов
в
лю
-
бой
момент
ее
отдать
в
сеть
.
И
ему
для
этого
нужна
адаптивная
сеть
.
О
дороговизне
и
существенной
тарифной
нагруз
-
ке
такого
масштабного
электросетевого
инфраструк
-
турного
проекта
напомнил
участникам
круглого
сто
-
ла
Министр
энергетики
Московской
области
Леонид
Неганов
.
Он
отметил
,
что
реализация
ПАО
«
Россети
»
по
-
добного
проекта
не
предусмотрена
ФЗ
№
35 «
Об
электроэнергетике
» (
создание
зарядной
инфра
-
структуры
не
является
основным
видом
деятель
-
ности
электросетевых
компаний
)
и
дополнительно
может
повлиять
на
увеличение
инвестиционной
со
-
ставляющей
в
тарифах
на
передачу
электрической
энергии
.
А
это
означает
,
что
простые
потребители
в
какой
-
то
мере
в
своих
счетах
за
электроэнергию
вынуждены
будут
оплачивать
и
строи
-
тельство
зарядных
станций
.
При
реализации
единичных
пилот
-
ных
проектов
и
отладке
технологий
это
реализуется
из
прочих
источников
и
в
целом
несущественно
,
но
при
нача
-
ле
массового
строительства
зарядных
станций
подобный
проект
из
государ
-
ственного
должен
изменить
статус
на
коммерческий
.
Реализацию
его
в
этом
случае
должны
осуществлять
соответ
-
ствующие
коммерческие
структуры
,
а
не
государственная
компания
.
При
переводе
проекта
на
коммер
-
ческие
рельсы
сразу
же
поднимаются
вопросы
окупаемости
и
экономической
Леонид
Неганов
Дмитрий
Холкин
эффективности
.
На
сегодня
посчитано
,
что
для
при
-
знания
инвестиционного
проекта
по
созданию
сети
из
30
зарядных
станций
эффективным
необходимо
осуществить
10 000
циклов
полной
зарядки
.
Для
это
-
го
,
учитывая
их
географическую
распределенность
,
нужен
существенный
парк
электромобилей
.
Принимая
во
внимание
подобные
нюансы
и
ци
-
клическую
зависимость
решения
одного
вопроса
от
темпов
решения
другого
,
на
обозримую
перспек
-
тиву
наилучшим
решением
в
нашей
стране
пред
-
ставляется
не
столько
развитие
электромобилей
,
сколько
развитие
плагин
-
гибридных
автомобилей
.
При
развитии
этого
направления
рано
или
поздно
будут
созданы
соответствующие
экономические
предпосылки
для
частных
инвестиций
в
сеть
заряд
-
ных
станций
,
что
в
свою
очередь
,
возможно
,
в
от
-
даленной
перспективе
позволит
полностью
перейти
на
электромобили
.
Однако
даже
самые
прагматичные
и
конкретные
проекты
не
могут
обсуждаться
и
реализовываться
без
четкой
концепции
и
видения
целей
и
перспектив
.
О
дополнительных
возможностях
,
предоставляемых
электромобильным
транспортом
,
рассказал
собрав
-
шимся
руководитель
Проектного
центра
развития
инноваций
фонда
«
Центр
стратегических
разрабо
-
ток
»
Дмитрий
Холкин
.
Электромобиль
Renault TWIZY
№
6 (39) 2016
28
СОБЫТИЯ
По
информации
Дмитрия
Владимировича
,
в
рам
-
ках
недавно
одобренной
дорожной
карты
«
Энер
-
джинет
»
рассматривается
роль
электромобиля
как
одного
из
полноценных
элементов
интеллектуаль
-
ной
энергосистемы
,
в
которой
он
может
играть
как
роль
потребителя
,
так
и
роль
накопителя
энергии
,
используемого
для
покрытия
пиковых
нагрузок
.
А
это
серьезный
драйвер
для
развития
систем
хранения
энергии
в
Российской
Федерации
и
в
мире
.
В
целом
,
в
течение
десяти
лет
предполагается
,
что
рынок
накопителей
энергии
вырастет
практиче
-
ски
на
два
порядка
и
будет
составлять
около
80
млрд
долларов
.
Из
них
аккумуляторы
для
автомобилей
будут
составлять
примерно
40%
от
этого
рынка
,
что
является
самым
большим
сегментом
рынка
систем
хранения
энергии
.
В
связи
с
этим
,
с
точки
зрения
«
Энерджинет
»
данная
тема
является
приоритетной
.
О
перспективах
реализации
этой
задачи
Дмитрий
Холкин
рассказал
,
перейдя
к
конкретным
цифрам
.
По
результатам
расчетов
,
для
покрытия
суточного
разрыва
между
существующими
дневным
максиму
-
мом
и
ночным
минимумом
и
достижения
необходи
-
мого
уровня
экономической
эффективности
необ
-
ходимо
200 000
электромобилей
,
интегрированных
в
сеть
.
Главный
редактор
журнала
«
Авторевю
»
Михаил
Подорожанский
предложил
собравшимся
взглянуть
на
обсуждаемую
проблему
с
точки
зрения
потреби
-
теля
—
владельца
электромобиля
.
В
первую
оче
-
редь
,
по
мнению
Михаила
Иосифовича
,
необходимо
понять
возможные
мотивы
потенциального
покупате
-
ля
электромобилей
,
его
ожидания
.
И
исходя
из
этого
уже
выстраивать
соответствующие
бизнес
-
модели
.
Он
напомнил
участникам
дискуссии
,
что
при
со
-
поставимых
потребительских
качествах
и
уровне
комфорта
электромобиль
почти
в
два
раза
дороже
аналогичного
автомобиля
с
ДВС
.
Соответственно
,
единственным
мотивом
приобретения
электромо
-
биля
для
обычного
человека
может
стать
только
его
эмоциональная
притягательность
.
Человек
,
приоб
-
ретающий
электромобиль
,
в
первую
очередь
при
существующих
ценах
хочет
не
сэкономить
,
а
выде
-
литься
в
обществе
,
приобрести
определенный
ста
-
тус
.
Иногда
это
просто
дорогая
игрушка
,
дарящая
ее
владельцу
радость
.
Соответствующее
отношение
должно
быть
к
при
-
нятию
решения
о
строительстве
зарядной
инфра
-
структуры
.
Наличие
широкой
сети
зарядных
станций
крайне
необходимо
для
развития
сегмента
деше
-
вых
электромобилей
,
тогда
как
в
сегменте
дорогих
электромобилей
этот
фактор
не
является
определя
-
ющим
.
Необходимо
учитывать
и
другие
факторы
,
та
-
кие
как
изменения
на
рынках
запасных
частей
и
ком
-
понентов
для
создания
электромобилей
.
В
дополнение
к
основным
докладам
участников
круглого
стола
из
зрительного
зала
руководителями
электросетевых
компаний
,
производителями
элек
-
тротехнического
оборудования
,
представителями
транспортных
организаций
и
поставщиками
электро
-
транспорта
были
высказаны
мнения
и
сформулиро
-
ваны
конкретные
предложения
.
В
заключение
все
участники
дискуссии
пришли
к
единому
мнению
о
том
,
что
рынок
электромоби
-
лей
неизбежно
будет
развиваться
и
динамика
этого
роста
будет
во
многом
похожа
на
темпы
развития
технологий
и
распространения
объектов
возобнов
-
ляемой
энергетики
.
Каждый
новый
виток
развития
и
совершенствования
технологий
,
удешевления
про
-
изводства
и
унификации
технических
решений
будет
давать
дополнительный
стимул
как
распростране
-
нию
электромобилей
,
так
и
расширению
электроза
-
рядной
инфраструктуры
.
На
п
а
п
На
п
На
а
а
а
а
ав
а
ав
а
ав
а
рав
а
рав
а
ва
а
а
рав
а
а
р
е
е
ре
р
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
м
клам
клам
клам
клам
м
м
клам
ы
ы
ы
ы
ы
ы
ы
ы
ы
ы
Тел
./
факс
: +7 (495) 117-73-67,
е
-mail: [email protected], www.compltec.ru
Оригинал статьи: Будущее уже здесь…
Между экспертами отрасли при участии представителей Аналитического центра при Правительстве РФ и производителей автомобильной промышленности в рамках проводимого в Москве международного форума RUGRIDS-ELECTRO состоялась дискуссия на тему: «Инвестиции в будущее: развитие инфраструктуры для электротранспорта как часть стратегии инновационного развития». Участники обсудили все основные направления, по которым может пойти развитие электротранспорта и зарядной инфраструктуры в нашей стране, с учетом отечественного и международного опыта.