Безопасность труда и субъективные факторы угроз

Page 1
background image

Page 2
background image

138

ОХРАНА ТРУДА

б

е

з

о

п

а

с

н

о

с

т

ь

 т

р

у

д

а

безопасность труда

В

 

 

процессе

 

управления

 

каждый

 

про

-

изводственный

 

руководитель

ответ

-

ственный

 

за

 

безопасное

 

выполнение

/

производство

 

работ

должен

 

отчётливо

 

представлять

 

факторы

 

угроз

 

в

 

этой

 

области

 

и

 

в

 

первую

 

очередь

 — 

субъективные

Между

-

народная

 

организация

 

труда

  (

МОТ

заявляет

что

 

более

 90% 

причин

 

несчастий

 

и

 

аварий

 — 

субъективные

т

.

е

созданы

 

самим

 

работником

 

или

 

произошли

 

из

-

за

 

неправильных

 

ошибоч

-

ных

 

действий

 

его

 

руководителя

 

или

 

из

-

за

 

не

-

правильных

 

преднамеренных

 

действий

 

руко

-

водителя

  (

работа

 

под

 

давлением

). 

В

 

равной

 

мере

 

это

 

относится

 

и

 

к

 

другим

 

аспектам

 

про

-

изводственной

 

деятельности

Поэтому

 

важно

 

в

 

управленческой

 

деятельности

 

производствен

-

ных

 

руководителей

 

обеспечить

 

изучение

 

и

 

све

-

дение

 

к

 

минимуму

 

действия

 

субъективных

 

фак

-

торов

которые

 

зависят

 

от

 

производственной

 

и

 

управленческой

 

квалификации

натренирован

-

ности

навыков

психофизиологического

 

состо

-

яния

личностных

 

психологических

 

качеств

 

и

 

ментальности

 

среды

.

Именно

 

поэтому

 

мы

 

разработали

 

и

 

примени

-

ли

 

в

 

наших

 

исследованиях

 

две

 

анкеты

• «

Анкета

 

оценки

 

факторов

 

угроз

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

» (

 1), 

которая

 

содержит

 

в

 

себе

 

вопросы

-

критерии

дающие

 

возможность

 

по

 

экспертным

 

оцен

-

кам

 

и

 

самооценкам

 

тестируемых

 

производ

-

ственных

 

руководителей

 

выявить

 

наличие

 

субъективных

 

факторов

 

угроз

 

в

 

области

 

управления

 

безопасностью

 

труда

отражаю

-

щих

 

состояние

 

культуры

 

управления

 

в

 

обла

-

сти

 

безопасности

 

труда

;

• «

Анкета

 

экспертных

 

оценок

 

степени

 

реали

-

зации

 

производственными

 

руководителями

 

компетенций

» (

 2), 

которая

 

содержит

 

в

 

себе

 

вопросы

-

критерии

дающие

 

возмож

-

ность

 

по

 

экспертным

 

оценкам

 

и

 

самооцен

-

кам

 

тестируемых

 

производственных

 

руко

-

водителей

 

получить

 

важную

 

часть

 

картины

отражающей

 

общую

 

культуру

 

управления

и

 

оценить

 

уровень

 

соответствия

 

произ

-

водственных

 

руководителей

 

современной

 

парадигме

 

управления

их

 

управленческую

 

компетентность

а

 

также

 

их

 

деловую

когни

-

тивную

 

и

 

гностическую

 

активность

.

Отражая

 

результаты

 

нашего

 

исследова

-

ния

 

в

 

области

 

изучения

 

причин

 

субъективных

 

факторов

мы

 

привели

 

результаты

 

анкетиро

-

вания

 

производственного

 

менеджмента

 

РЭС

 

и

 

ТЭЦ

расположенных

 

в

 20 

районах

 

и

 

городах

 

России

Анкетирование

 

проводилось

 

непо

-

средственно

 

на

 

предприятиях

 

и

 

завершалось

 

обсуждением

 

результатов

 

и

 

коллективным

 

коу

-

Безопасность труда 

и субъективные 

факторы угроз

На сегодняшний день все передовые компании мира, в том числе и российские, 
в своей политике в области безопасности труда и охраны здоровья деклариру-
ют:

 «Люди — главная ценность и основной ресурс компании»

. Из этого следу-

ет, что каждый производственный руководитель, управляя социотехнической 
системой, должен понимать, что современная культура управления, в том числе 
и в области безопасности труда и охраны здоровья, — это когда в управленче-
ской практике реально реализуется данный современный подход к управлению 
персоналом, в том числе и в области менеджмента безопасности труда и охраны 
здоровья. 

Виктор ПАУЛИ, д.т.н., к.э.н., профессор,

 Софья ЧАРЫШЕВА, к.пс.н. 


Page 3
background image

139

 5 (32) 2015

чингом

 

по

 

проблемам

 

безопасности

 

труда

 

и

 

охраны

 

здоровья

Анкетирование

 

проводилось

 

анонимно

с

 

предварительным

 

инструктажем

 

респондентов

суть

 

которого

 

заключалось

 

в

 

том

что

 

для

 

лиц

при

-

нимающих

 

решения

необходимы

 

максимально

 

объективные

 

самооценки

 

и

 

оценки

показывающие

 

направления

 

дальнейшего

 

совершенствования

 

в

 

управлении

 

безопасностью

 

труда

Также

 

было

 

до

-

бавлено

 

замечание

что

 

завышенные

 

самооценки

/

оценки

 

легко

 

будут

 

установлены

 

при

 

последующем

 

коллективном

 

коучинге

и

 

тогда

 

оценки

-

диссиден

-

ты

 

просто

 

будут

 

исключены

 

из

 

статистики

ухудшив

 

при

 

этом

 

оценку

 

ментальности

 

каждого

 

конкретного

 

коллектива

 

тестируемых

 

производственных

 

руково

-

дителей

На

 

заполнение

 

каждой

 

анкеты

 

отводилось

 

10 

минут

.

На

 

практике

 

используются

 

выборочные

 

и

 

сплош

-

ные

 

анкетные

 

опросы

 

и

 

тестирования

В

 

экономе

-

трике

 

считается

что

 

достоверным

 

результат

 

может

 

быть

 

при

 

объёме

 

выборки

 

в

 

исследованиях

 

не

 

менее

 

100 

респондентов

 

по

 

оцениваемому

 

направлению

 

или

 

предмету

 

области

 

деятельности

Мы

 

это

 

усло

-

вие

 

соблюдали

 

применительно

 

к

 

численности

 

анке

-

тируемых

 

респондентов

 

компаний

.

Перед

 

проведением

 

анкетирования

 

производ

-

ственного

 

менеджмента

 

предприятий

 

энергокомпаний

 

проводился

  «

разминоч

-

ный

» 

тест

 — 

задавался

 

вопрос

: «

Кто

 

здесь

 

технари

Поднимите

 

руки

». 

Этот

 

тест

 

по

-

зволяет

 

установить

 

потенциальное

 

по

-

нимание

 

отношения

 

производственных

 

руководителей

 

к

 

своим

 

управленческим

 

компетенциям

В

 

ответ

 

на

 

вопрос

в

 

ко

-

тором

 

был

 

подвох

поднимался

  «

лес

» 

рук

 — 

производственные

 

руководители

 

с

 

гордостью

 

принадлежности

 

к

  «

цеху

 

тех

-

нарей

» 

их

 

поднимали

совершенно

 

не

 

ду

-

мая

что

 

в

 

вопросе

 

вполне

 

очевиден

 

под

-

вох

После

 

таких

 

результатов

 

давались

 

объяснения

  «

руководителям

-

технарям

»: 

«

В

 

процессе

 

совершенствования

 

дея

-

тельности

 

производственного

 

менед

-

жмента

 

должен

 

осуществляться

 

переход

 

от

 

тради

-

ционной

 

платформы

 

технических

 

потребностей

 

и

 

знаний

 

о

 

состоянии

конструкции

 

и

 

свойствах

 

обо

-

рудования

 

и

 

технологии

 

к

 

выработке

 

и

 

принятию

 

ре

-

шений

 

в

 

области

 

управления

экономики

финансов

психологии

 

в

 

управлении

функциональной

 

психо

-

логии

социологии

 

и

 

философии

Это

 

означает

что

 

вы

 

не

 «

технари

», 

а

 

производственные

 

менеджеры

осуществляющие

 

управление

 

социотехнической

 

системой

 

и

 

деловыми

 

процессами

и

 

должны

 

это

 

делать

 

на

 

основе

 

широкого

 

круга

 

знаний

достиже

-

ний

 

науки

 

и

 

лучших

 

практик

».

Тестирование

 

по

  «

Анкете

 

оценки

 

факторов

 

угроз

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

» (

 1) 

представляло

 

собой

 

выставление

 

респондентами

 

оценок

 (

по

 10-

бальной

 

шкале

по

 

каждому

 

из

 

десяти

 

критериев

Выставляемые

 

в

 

анкете

 

оценки

 

не

 

должны

 

повторяться

 — 

сначала

 

выставляется

 

оценка

 10 

мак

-

симальному

 

фактору

 

угроз

затем

 

оценка

 9 — 

следу

-

ющему

 

максимальному

 

фактору

 

и

 

т

.

д

. (

табл

. 1).

По

 

результатам

 

анкетирования

 

были

 

определе

-

ны

 

среднеарифметические

 

значения

 

по

 

каждому

 

из

 

пунктов

 

анкеты

 

для

 

каждой

 

профессиональной

 

группы

 

тестируемых

Эти

 

результаты

 

приведены

 

на

 

рис

. 1 

и

 2.

Табл

. 1. 

Анкета

 

оценки

 

факторов

 

угроз

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

 (

 1)

№ Факторы

 

угроз

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

Баллы

1

Уровень

 

развития

 

культуры

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

 

2

Общий

 

стиль

 

управления

преобладающий

 

в

 

компании

 

3

Стиль

 

управления

преобладающий

 

в

 

филиале

 

4

Стиль

 

управления

преобладающий

 

на

 

предприятии

 

5

Компетентность

 

вышестоящих

 

руководителей

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

 

6

Компетентность

 

подчинённых

 

руководителей

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

 

7

Компетентность

 

руководителей

 

подрядчиков

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

 

8

Состояние

 

документации

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

 

9

Собственная

 

компетентность

 

тестируемого

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

 

10

Социально

-

психологическое

 

состояние

 

в

 

подчинённом

 

коллективе

 

Рис

. 1. 

Свод

 

выборок

 

по

 

РЭС

1  2 3  4 5  6 7  8  9 10

Фактор

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

5,43

5,08

4,72 4,66

5,77

6,49

7,34

4,18

5,05

5,39


Page 4
background image

140

ОХРАНА ТРУДА

деленные

 

красным

 

цветом

 

в

 

табл

. 1 

и

 

на

 

рис

. 1 

и

 2 (

факторы

 

угроз

 1, 5, 6, 7 

и

 10). 

Ещё

 

один

 

полезный

 

вывод

 

получен

 

по

 

результатам

 

этого

 

этапа

 

анкетирова

-

ния

Тестируемые

 

производственные

 

ру

-

ководители

 

в

 

обеих

 

профессиональных

 

группах

 

фактору

 

угроз

 9 «

Собственная

 

компетентность

 

тестируемого

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

» 

по

-

ставили

 

оценки

 (

угрозы

ниже

чем

 

оценки

 

по

 

фактору

 5 «

Компетентность

 

вышесто

-

ящих

 

руководителей

 

в

 

области

 

менед

-

жмента

 

безопасности

 

труда

», 

фактору

 6 

«

Компетентность

 

подчинённых

 

руководи

-

телей

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасно

-

сти

 

труда

» 

и

 

фактору

 7 «

Компетентность

 

руководителей

 

подрядчиков

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

». 

Этим

 

они

 

показали

что

 

их

 

собственная

 

компетентность

 

в

 

области

 

безопасности

 

труда

 

выше

чем

 

компетент

-

ность

 

вышестоящих

 

и

 

подчинённых

 

руководителей

 

и

 

руководителей

 

подрядчиков

Это

 

тревожный

 

сигнал

так

 

как

 

дальше

 

может

 

появиться

 

самоуверенность

а

 

потом

 

и

 

самонадеянность

которые

 

означают

 

опас

-

ные

 

индивидуальные

 

и

 

коллективные

 

характеристи

-

Табл

. 2. 

Анкета

 

экспертных

 

оценок

 

степени

 

реализации

 

производственными

 

руководителями

 

компетенций

 (

 2)

№ Реализуемые

 

современным

 

руководителем

 

производственные

 

компетенции

Баллы

1

Обеспечение

 

комплекса

 

управленческих

 

задач

направленных

 

на

 

наиболее

 

эффективное

 

обеспечение

 

производственного

 

назначения

 

оборудования

 

на

 

основе

 

риск

-

менеджмента

инновационного

 

менеджмента

 

и

 

мотивационного

 

менеджмента

 

2

Исследование

 

состояния

 

управленческих

 

процессов

поиск

 

и

 

достижение

 

способов

 

изме

-

нения

 

текущей

 

ситуации

 

в

 

сторону

 

улучшения

 

качества

 

процессов

 

за

 

счёт

 

использования

 

процессного

 

подхода

 

и

 

реинжиниринга

 

деловых

 

процессов

 

3

Поиск

 

возможностей

 

для

 

повышения

 

эффективности

 

использования

 

ресурсов

 

и

 

улучше

-

ния

 

качества

 

управленческих

 

и

 

производственных

 

процессов

 

4

Изучение

 

лучших

 

методов

 

работы

о

 

которых

 

информация

 

доступна

и

 

поиск

 

лучших

 

практик

о

 

которых

 

вы

 

можете

 

пока

 

ничего

 

не

 

знать

 (

бенчмаркинг

)

 

5

Прогнозирование

 

ситуации

 

и

 

осуществление

 

управления

 

на

 

основе

 

статистического

 

и

 

факторного

 

анализов

 

показателей

/

событий

 

и

 

развитие

 

навыков

 

анализа

 

и

 

синтеза

 

6

Принятие

 

осознанной

 

ответственности

 

при

 

нештатной

 

ситуации

разрешение

 

которой

 

требует

 

действий

 

на

 

основе

 

методологий

 

стресс

-

менеджмента

 

и

 

психологии

 

7

Поиск

 

возможностей

 

повышения

 

уровня

 

собственной

 

креативности

инновационности

компетентности

знаний

 , 

опыта

навыков

 

и

 

их

 

реализация

включая

 

организацию

 

обмена

 

знаниями

 

и

 

опытом

 

внутри

 

подчинённого

 

и

 

среди

 

смежных

 

коллективов

 

8

Поиск

 

возможностей

способствующих

 

достижению

 

подчинёнными

 

удовлетворённости

 

от

 

работы

 

с

 

формированием

 

у

 

них

 

энтузиазма

 

в

 

работе

 

за

 

счёт

 

изменения

 

стиля

 

управле

-

ния

повышения

 

мотивации

 

и

 

лояльности

 

персонала

 

9

Анализ

изучение

 

и

 

обеспечение

 

корреляции

 «

вертикали

» 

ценностей

общечеловеческих

 

ценностей

 — 

ценностей

 

организации

 — 

собственных

 

ценностей

 — 

ценностей

 

подчинён

-

ных

 

работников

 

10

Стремление

 

руководителя

-

лидера

 

приблизить

 

себя

 

к

 

границе

 

продуктивности

 

управле

-

ния

представляющей

 

сумму

 

существующих

 

лучших

 

практик

 

управления

и

 

демонстрация

 

активных

 

попыток

 

расширить

 

границу

 

личной

 

продуктивности

 

Ценность

 

результата

 

заключается

 

в

 

том

что

 

не

-

зависимо

 

друг

 

от

 

друга

входя

 

в

 

разные

 

организации

 

и

 

находясь

 

на

 

различных

 

территориях

респонденты

 

обоих

 

профессиональных

 

групп

 (

РЭС

 

и

 

ТЭЦ

показа

-

ли

 

корреляцию

 (

с

 

некоторым

 

различием

 

по

 

уровням

результатов

 

анкетирования

 

по

  «

пятёрке

 

факторов

 

угроз

имеющих

 

наибольшие

 

значения

 

медиан

», 

вы

-

Рис

. 2. 

Свод

 

выборок

 

по

 

ТЭЦ

1  2 3  4 5  6 7  8  9 10

Фактор

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

8,59

7,08

7,29 7,07

8,16

7,49

8,7

5,65

6,02

8,54


Page 5
background image

141

 5 (32) 2015

ческие

 

свойства

создающие

 

условия

 

для

 

формирования

 

и

 

реализации

 

субъ

-

ективных

 

причин

 

травматизма

  (

об

 

этом

 

подробно

 

можно

 

прочитать

 

на

 

сайте

 

на

-

шей

 

веб

-

школы

 

управления

  (

www.pauli-

school.com

в

 

разделе

  «

Открытые

 

уроки

 

по

 

безопасности

 

труда

»).

Тестирование

 

по

  «

Анкете

 

эксперт

-

ных

 

оценок

 

степени

 

реализации

 

про

-

изводственными

 

руководителями

 

ком

-

петенций

» (

 2) 

представляло

 

собой

 

выставление

 

респондентами

 

оценок

  (

по

 

10-

бальной

 

шкале

по

 

каждому

 

из

 

десяти

 

критериев

 (

табл

. 2). 

Выставляемые

 

в

 

ан

-

кете

 

оценки

 

могли

 

повторяться

.

По

 

результатам

 

анкетирования

 

были

 

определены

 

среднеарифметические

 

значения

 

по

 

каждому

 

из

 

пунктов

 

анкеты

 

для

 

каждой

 

профессиональной

 

группы

 

тестируемых

Эти

 

результаты

 

приведе

-

ны

 

на

 

рис

. 3 

и

 4.

Ценность

 

результата

 

заключается

 

в

 

том

что

 

независимо

 

друг

 

от

 

друга

вхо

-

дя

 

в

 

разные

 

организации

 

и

 

находясь

 

на

 

различных

 

территориях

респонденты

 

обоих

 

профессиональных

 

групп

 

показа

-

ли

 

корреляцию

 (

с

 

некоторым

 

различием

 

по

 

уровням

результатов

 

анкетирования

 

по

 «

пятёрке

 

компетенций

имеющих

 

наи

-

меньшие

 

значения

 

медиан

», 

выделен

-

ных

 

красным

 

цветом

 

в

 

табл

. 2 

и

 

на

 

рис

и

 4 (

компетенции

 1, 2, 4, 9 

и

 10). 

Этот

 

результат

 

стартовой

/

начальной

 

оценки

 

необходим

 

и

 

полезен

 

руководству

 

ком

-

паний

 

и

 

организаций

 

для

 

сравнивания

 

следующих

 

результатов

 

и

 

оценки

 

дина

-

мики

 

процессов

 

развития

 

производственного

 

менед

-

жмента

 — 

уровни

 

медиан

 

указывают

 

на

 

необходи

-

мость

 

проведения

 

подобного

 

анкетирования

 

в

 

тех

 

же

 

группах

 

ещё

 

раз

 

через

 

год

через

 

два

 

и

 

т

.

д

Но

 

это

 

уже

 

руководители

 

организаций

 

могут

 

и

 

должны

 

провести

 

сами

 

с

 

последующим

 «

разбором

 

полётов

», 

если

 

результат

 

будет

 

статичным

 — 

останется

 

на

 

том

 

же

 

уровне

Руководители

 

организаций

где

 

подобное

 

тестирование

 

не

 

проводилось

могут

 

в

 

качестве

 

на

-

чального

 

ориентира

 

взять

 

данные

приведённые

 

на

 

рис

. 3 

и

 4, 

которые

 

вполне

 

можно

 

считать

 

общеот

-

раслевой

 

стартовой

 

оценкой

 

для

 

производственных

 

руководителей

 

этих

 

профессиональных

 

групп

.

ВЫВОДЫ

 

1. 

Из

 

результатов

 

тестирования

 

по

 

двум

 

анкетам

 

видна

 

высокая

 

ответственность

 

тестируемых

 

произ

-

водственных

 

руководителей

 

при

 

проведении

 

этого

 

важного

 

для

 

электроэнергетики

 

исследовательского

 

процесса

Поэтому

 

следует

 

сказать

 «

спасибо

» 

всем

 

участвующим

 

в

 

анкетировании

 

производственным

 

руководителям

:

• 

за

 

их

 

общую

 

высокую

 

чувствительность

 

к

 

факто

-

рам

 

угроз

 

в

 

области

 

управления

 

безопасностью

 

труда

 

и

 

охраны

 

здоровья

 

при

 

заполнении

 

анкет

 

 1, 

потому

 

что

 

так

 

просто

 

таких

 

совпадений

 

не

 

бывает

Это

 

совпадение

 

даёт

 

возможность

 

руко

-

водству

 

организаций

 

и

 

компаний

 

представлять

 

более

 

конкретно

 

существующие

 

риски

 

в

 

области

 

безопасности

 

персонала

 

и

 

на

 

основании

 

этого

 

вносить

 

соответствующие

 

дополнения

 

и

 

изме

-

нения

 

в

 

политику

 

и

 

цели

 

в

 

области

 

безопасности

 

труда

 

и

 

охраны

 

здоровья

 

и

 

в

 

соответствующие

 

программы

включая

 

программы

 

повышения

 

компетентности

 

всей

 

иерархии

 

руководителей

 

в

 

области

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

;

• 

за

 

их

 

общую

 

высокую

 

способность

 

правильно

 

и

 

адекватно

 

позиционировать

 

себя

 

по

 

отношению

 

к

 

каждой

 

компетенции

 

анкеты

 

 2, 

потому

 

что

 

так

 

просто

 

подобных

 

совпадений

 

не

 

бывает

Это

 

совпадение

 

показало

 

необходимость

 

внесения

 

в

 

должностные

 

инструкции

 

производственных

 

руководителей

 (

в

 

раздел

 

компетенций

 

и

 

в

 

раздел

 

по

 

объёму

 

знаний

дополнительно

 

компетенции

 

и

 

требования

 

по

 

знаниям

 

в

 

области

 

управления

а

 

при

 

первичной

 

проверке

 

знаний

 

при

 

назначении

 

на

 

должность

 

и

 

при

 

очередной

 

проверке

 

знаний

 

у

 

уже

 

занимающих

 

должность

 

руководителей

 

необходимо

 

производить

 

оценку

 

понимания

 

экзаменуемыми

 

этих

 

дополнительных

 

компетен

-

ций

обеспечивающих

 

современное

 

управление

 

социотехнической

 

системой

.

Рис

. 3. 

Свод

 

выборок

 

по

 

РЭС

1  2 3  4 5  6 7  8  9 10

Компании

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

5,07

5,73

6,54

6,02

6,85 7,08

6,79 7,04

5,76

5,48

Рис

. 4. 

Свод

 

выборок

 

по

 

ТЭЦ

1  2 3  4 5  6 7  8  9 10

Компании

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

3,97 4,22

5,12

4,41

5,21 5,35

5,32

5,42

4,43

2,8


Page 6
background image

142

ОХРАНА ТРУДА

2. 

Проведённое

 

исследование

 

позволило

 

сфор

-

мулировать

 

две

 

проблемы

:

• 

первая

 

проблема

 

в

 

том

что

 

в

 

среде

 

производ

-

ственного

 

менеджмента

  «

масса

» 

носителей

 

новых

 

знаний

 

в

 

области

 

внедряемых

 

управленче

-

ских

 

инноваций

в

 

том

 

числе

 

и

 

в

 

области

 

безопас

-

ности

 

труда

очень

 

далека

 

от

  «

критической

 

мас

-

сы

», 

необходимой

 

для

 

того

чтобы

 

эти

 

инновации

 

начали

 

проявлять

 

себя

 

и

 

давать

 

результат

• 

вторая

 

проблема

 

вытекает

 

из

 

первой

 

и

 

состоит

 

в

 

том

что

 

производственные

 

руководители

 

в

 

обла

-

сти

 

управленческих

 

знаний

 

представляют

 

собой

 

строителей

  «

Вавилонской

 

башни

», 

говорящих

 

на

 

разных

 

языках

Не

 

имея

 

единого

 

содержания

 

«

минимума

 

достаточных

 

управленческих

 

зна

-

ний

», 

не

 

имея

 

единого

 

источника

 

для

 

получения

 

этих

 

знаний

не

 

имея

 

в

 

должностных

 

инструкциях

 

конкретных

 

указаний

 

по

 

объёму

 

управленческих

 

знаний

производственный

 

менеджмент

 

никогда

 

не

 

добьётся

 

максимально

 

возможной

 

продуктив

-

ности

 

в

 

области

 

управления

.

Безусловно

выявленные

 

по

 

результатам

 

анкети

-

рования

 

недостатки

 

и

 

сформулированные

 

проблемы

 

ставят

 

перед

 

нами

 

сакраментальный

 

вопрос

: «

Что

 

делать

?». 

Прежде

 

всего

необходимо

 

осознать

что

 

на

 

первое

 

место

 

в

 

обеспечении

 

безопасности

 

труда

 

встаёт

 

задача

 

повышения

 

управленческой

 

квали

-

фикации

 

всей

 

иерархии

 

производственного

 

менед

-

жмента

но

 

прежними

  (

традиционными

методами

 

не

 

обеспечить

 

её

 

выполнения

тем

 

более

 

в

 

условиях

 

финансово

-

экономического

 

кризиса

Поэтому

 

важно

 

осознание

 

того

что

 21 

век

 — 

это

 

век

 

информаци

-

онных

 

технологий

 

и

 

технологий

 

развития

 

человека

Объединив

 

эти

 

технологии

мы

 

получим

 

возмож

-

ность

 

реализовать

 

основной

 

современный

 

принцип

 

развития

 

персонала

 

и

 

в

 

первую

 

очередь

 

производ

-

ственного

 

менеджмента

 — 

создание

 

условий

 

для

 

массового

 

процесса

 

самообучения

 

и

 

саморазвития

 

персонала

 

в

 

рамках

 

самообучающейся

 

компании

использующей

 

образовательные

 

веб

-

технологии

обучающие

 

веб

-

ресурсы

педагогические

андрого

-

гические

 (

образование

 

взрослых

 

людей

и

 

психоло

-

гические

 

техники

 

и

 

методы

 

развития

 

персонала

.

Сегодня

 

в

 

сознание

 

менеджмента

 

компаний

 

должно

 

прочно

 

войти

 

понятие

  «

Самая

 

успешная

 

компания

 — 

это

 

самообучающаяся

 

компания

», 

но

 

для

 

этого

 

важны

 

и

 

необходимы

прежде

 

всего

силь

-

ная

 

мотивация

 

развития

 

и

 

изменение

 

лидерской

 

ментальности

 

производственного

 

менеджмента

ад

-

министративный

 

ресурс

 

топ

-

менеджмента

 

и

 

единый

 

источник

 

базовых

 

знаний

 

в

 

области

 

управления

Это

 

главные

 

условия

 

самообучающейся

 

организации

о

 

чём

 

и

 

написал

 

в

 1996 

году

 

в

 

своей

 

книге

 «

Пятая

 

дис

-

циплина

искусство

 

и

 

практика

 

самообучающейся

 

организации

» 

П

Сенге

 — 

директор

 

Центра

 

органи

-

зационного

 

обучения

 

в

 

международной

 

бизнес

-

шко

-

ле

 

при

 

Массачусетском

 

технологическом

 

институте

 

в

 

Кембридже

США

.

Так

 

как

 

в

 

этой

 

статье

 

мы

 

говорим

 

об

 

управлении

 

в

 

области

 

безопасности

 

труда

 

и

 

охраны

 

здоровья

то

 

доступным

 

первым

 

источником

 

знаний

 

в

 

этой

 

об

-

ласти

 

и

 

является

 

раздел

 I «

Открытые

 

уроки

 

по

 

без

-

опасности

 

труда

» 

созданной

 

нами

 

веб

-

Школы

 

управ

-

ления

  (

www.pauli-school.com

). 

Изучение

 

уроков

 

этого

 

раздела

 

существенно

 

снизит

 

вероятность

 

проявле

-

ния

 

субъективных

 

факторов

 

угроз

 

и

 

предотвратит

 

реализацию

 

рисков

обусловленных

 

субъективными

 

причинами

 

производственного

 

менеджмента

Затем

 

можно

 

переходить

 

к

 

остальным

 

разделам

разделу

 II 

«

Совершенствование

 

в

 

управлении

» 

и

 

разделу

 III 

«

Повышение

 

управленческой

 

квалификации

». 

Веб

-

Школа

 

управления

обеспечивая

 

свободный

 

доступ

 

к

 

ней

 

и

 

являясь

 

доступным

 

средством

 

для

 

всех

 

без

 

исключения

 

предприятий

входящих

 

в

 

энергоком

-

пании

позволяет

 

получить

  «

начальный

 

управлен

-

ческий

 

минимум

» 

знаний

 

производственным

 

руко

-

водителям

 

даже

 

самых

 

отдалённых

 

предприятий

 

и

 

участков

 

энергокомпаний

В

 

результате

благодаря

 

единому

 

базовому

  «

управленческому

 

минимуму

» 

знаний

 

и

 

дальнейшему

 

самостоятельному

 

развитию

 

по

 

иным

 

источникам

 

и

 

образовательным

 

ресурсам

 

по

 

заданному

 

уже

 

единому

 

вектору

, «

управленче

-

ская

 

разноязычность

» 

производственного

 

менед

-

жмента

 

исчезает

что

 

очень

 

важно

 

при

 

реализации

 

и

 

соблюдении

 

требований

 «

Систем

 

менеджмента

 

без

-

опасности

 

труда

 

и

 

охраны

 

здоровья

 (

СМ

 

БТиОЗ

)» 

в

 

организациях

 

и

 

на

 

предприятиях

 

электроэнергетики

.

Указав

 

на

 

СМ

 

БТиОЗ

 

организаций

мы

 

сделали

 

напоминание

 

о

 

том

что

 

с

 1 

января

 2013 

года

 

дей

-

ствует

 

обязательный

 

к

 

применению

 

российский

 

на

-

циональный

 

стандарт

 

ГОСТ

 

Р

 54934-2012/OHSAS 

18001:2007 «

Система

 

менеджмента

 

безопасности

 

труда

 

и

 

охраны

 

здоровья

Требования

», 

который

 

демонстрирует

что

 

Россия

 

официально

 

присо

-

единилась

 

к

 

международному

 

стандарту

 OHSAS 

18001:2007, 

в

 

котором

 

сделан

 

переход

 

от

 

термино

-

логии

 «

охрана

 

труда

» 

к

 

терминологии

 «

менеджмент

 

безопасности

 

труда

 

и

 

охраны

 

здоровья

». 

Обязатель

-

ность

 

внедрения

 

данного

 

стандарта

 

установлена

 

По

-

становлением

 

Правительства

 

Российской

 

Федера

-

ции

 

от

 27 

декабря

 2012 

года

 

 1160, 

утвердившим

 

«

Положение

 

по

 

разработке

утверждению

 

и

 

измене

-

нию

 

нормативных

 

правовых

 

актов

содержащих

 

госу

-

дарственные

 

нормативные

 

требования

 

охраны

 

тру

-

да

». 

Подробно

 

об

 

этом

 

можно

 

прочитать

 

в

 

разделе

 I 

«

Открытые

 

уроки

 

по

 

безопасности

 

труда

» 

созданной

 

нами

 

веб

-

Школы

 

управления

 (www.pauli-school.com).

В

 

завершении

 

статьи

 

мы

 

приводим

 

следующую

 

ин

-

формацию

 

о

 

двух

 

преподавателях

 

Школы

 

со

 

стажем

:

В

.

К

Паули

 — 

д

.

т

.

н

., 

к

.

э

.

н

., 

дипломированный

 

ВАК

 

РФ

 

профессор

лауреат

 

премии

 

Правительства

 

РФ

 

в

 

области

 

науки

 

и

 

техники

;

С

.

Р

Чарышева

к

.

псх

.

н

., 

старший

 

научный

 

со

-

трудник

 

кафедры

 «

Экстремальная

 

психология

 

и

 

пси

-

хологическая

 

помощь

» 

МГУ

 

им

М

.

В

Ломоносова

бизнес

-

тренер

 

и

 

профессиональный

 

коуч

 

по

 

серти

-

фикации

 Erickson College.

ШКОЛА

 

УПРАВЛЕНИЯ

 

ПАУЛИ

ПОВЕДИТЕ

 

СЕБЯ

 

ВПЕРЁД

www.pauli-school.com


Читать онлайн

На сегодняшний день все передовые компании мира, в том числе и российские, в своей политике в области безопасности труда и охраны здоровья декларируют: «Люди — главная ценность и основной ресурс компании». Из этого следует, что каждый производственный руководитель, управляя социотехнической системой, должен понимать, что современная культура управления, в том числе и в области безопасности труда и охраны здоровья, — это когда в управленческой практике реально реализуется данный современный подход к управлению персоналом, в том числе и в области менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.

Поделиться: