

20
Май–июнь 2013
20
На
первый
взгляд
оборудование
исправно
,
однако
изучение
результатов
анализа
SFRA
до
и
после
отключения
позволяет
определить
действительное
состояние
внутренних
компонентов
трансформатора
.
Н
еопределённость
—
враг
энергокомпании
.
Чтобы
её
избежать
,
было
разработано
мно
-
жество
методов
и
процедур
управления
ри
-
сками
или
их
снижением
для
электромехани
-
ческих
устройств
,
образующих
электроэнергетическую
систему
и
управляющих
ею
.
Но
какие
действия
мо
-
жет
предпринять
энергокомпания
,
когда
происходит
неожиданное
событие
,
приводящее
к
вынужденному
отключению
?
Как
энергокомпания
может
узнать
,
ис
-
правно
ли
критически
важное
оборудование
?
Метод
анализа
частотных
характеристик
позволяет
опреде
-
лить
,
безопасно
ли
возвращать
трансформатор
в
экс
-
плуатацию
,
или
же
есть
необходимость
в
поиске
аль
-
тернативного
решения
.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Оборудования
Безопасно ли включать
снова?
Метод анализа частотных характеристик (sweep
frequency response analysis — SFRA) позволяет
принимать обоснованные решения на основании
информации о состоянии внутренних компонентов
трансформаторов.
Дэн Перри (Dan Perry),
Lower Colorado River Authority, и
Мэтт Гарбер (Matt Garber),
Doble Engineering

21
Май–июнь 2013
21
Перемещение
трансформатора
:
измерения
в
режиме
разомкнутой
цепи
до
и
после
перемещения
.
Различия
для
низких
частот
подобного
рода
чаще
всего
объясняются
влиянием
магнитной
вязкости
.
Отсутствие
каких
-
либо
различий
для
высоких
частот
подтверждает
результаты
анализа
.
Интерпретация
результатов
метода
SFRA
понача
-
лу
кажется
достаточно
сложной
процедурой
,
однако
в
действительности
она
намного
проще
.
Частотная
ха
-
рактеристика
указанной
обмотки
трансформатора
яв
-
ляется
настолько
же
уникальной
,
как
отпечаток
пальца
;
наличие
отклонений
для
этой
характеристики
означает
,
что
между
замерами
произошли
изменения
.
Иногда
это
может
быть
опасное
механическое
изменение
,
напри
-
мер
повреждение
обмотки
,
а
иногда
—
естественный
процесс
,
как
,
например
,
результат
движения
жидкости
внутри
бака
трансформатора
или
изменение
в
схеме
заземления
.
При
сопоставлении
частотных
характери
-
стик
SFRA
с
целью
определения
дальнейших
действий
необходимо
учитывать
сами
частотные
характеристики
,
то
,
как
эти
характеристики
изменились
с
течением
вре
-
мени
и
,
что
важнее
всего
,
обстоятельства
,
при
которых
были
проведены
измерения
.
Применение
метода
SFRA
в
Lower Colorado River Authority
Энергокомпания
Lower Colorado River Authority
(LCRA)
была
одним
из
первых
партнёров
Double,
кото
-
рые
стали
применять
SFRA
в
качестве
метода
диагно
-
стики
оборудования
.
Впервые
LCRA
применила
данный
метод
в
2002
году
для
оценки
состояния
своего
парка
трансформаторов
.
Технический
персонал
,
который
про
-
водил
испытания
,
смог
быстро
развить
свои
навыки
в
проведении
анализа
в
эксплуатационных
условиях
бла
-
годаря
графическому
характеру
результатов
,
и
данный
метод
стал
частью
стандартных
по
-
левых
испытаний
.
В
частности
,
в
случае
с
существенным
отказом
LCRA
рассматривает
SFRA
как
ме
-
тод
более
подробного
анализа
фи
-
зических
изменений
в
сердечнике
и
обмотках
трансформатора
по
срав
-
нению
с
традиционными
методами
диагностики
.
Когда
трансформатор
отключается
от
линии
,
от
энергоком
-
пании
ждут
,
что
она
запустит
его
в
экс
-
плуатацию
как
можно
скорее
.
Возмож
-
ность
быстрого
анализа
результатов
и
их
сопоставления
с
эталонными
значениями
по
-
зволила
LCRA
принимать
своевременные
ре
-
шения
о
возвращении
трансформатора
в
работу
.
LCRA
включила
метод
SFRA
в
программу
трёх
из
своих
испытаний
:
•
подтверждение
достоверности
результатов
завод
-
ских
испытаний
во
время
приёмки
и
сдачи
оборудо
-
вания
на
месте
его
установки
;
•
составление
наборов
эталонных
данных
после
сбор
-
ки
и
установки
нового
трансформатора
;
•
стандартные
плановые
эксплуатационные
испыта
-
ния
и
сравнение
результатов
с
эталонными
данны
-
ми
,
принятыми
в
качестве
таковых
во
время
приёмо
-
сдаточных
испытаний
.
Анализ
SFRA
также
проводится
после
нарушений
нормального
режима
эксплуатации
и
различных
про
-
исшествий
.
После
отключения
трансформатора
крайне
важно
проявлять
осторожность
и
ограничивать
уровни
прилагаемого
напряжения
из
-
за
наличия
горючих
газов
в
баке
трансформатора
.
Ввиду
того
,
что
в
ходе
анализа
SFRA
применяются
низкие
напряжения
, LCRA
исполь
-
зует
этот
метод
для
поиска
и
устранения
неисправно
-
стей
сразу
же
после
происшествия
.
Любые
значительные
отклонения
в
частотных
ха
-
рактеристиках
свидетельствуют
о
наличии
физических
изменений
,
которые
могут
потребовать
дальнейше
-
го
анализа
.
Метод
SFRA
позволяет
проводить
анализ
состояния
оборудования
в
короткие
сроки
,
благодаря
чему
LCRA
может
своевременно
принимать
решения
о
возвращении
трансформатора
в
работу
.
Перемещение
трансформатора
В
связи
с
реконструкцией
подстанции
345
кВ
LCRA
была
вынуждена
пере
-
местить
автотрансформатор
345/138
кВ
, 480
МВА
,
приблизительно
на
91
м
.
Это
оборудование
является
резерв
-
ным
в
системе
,
и
автотрансформа
-
тор
переместили
,
чтобы
установить
на
территории
подстанции
новый
трансформатор
.
Учитывая
не
-
большое
расстояние
, LCRA
приняла
решение
о
переме
-
щении
оборудования
в
со
-
бранном
состоянии
с
целью
сокращения
времени
про
-
стоя
,
вызванного
разборкой
и
последующей
сборкой
обо
-
ТЕСТИРОВАНИЕ
Оборудования

22
Май–июнь 2013
22
Анализ
частотных
характеристик
(Sweep Frequency Response
Analysis — SFRA)
В
области
диагностики
трансформаторов
SFRA —
это
метод
измерений
,
предоставляющий
пользователю
информацию
о
состоянии
внутренних
компонентов
оборудования
.
Измерения
SFRA
обычно
проводятся
на
об
-
мотке
при
различных
частотах
.
Как
правило
,
диагностика
начинается
с
частот
верхнего
диапазона
1—10
МГц
и
заканчивается
нижним
диапазоном
—
от
10
кГц
до
20
Гц
, —
а
соотношение
напряжения
на
выходе
и
входе
на
каждом
шаге
регистрируется
и
рассчитывается
.
Отклик
,
полученный
для
всего
диапазона
диагностических
частот
,
часто
сравнивают
с
отпечатком
пальца
:
он
уникальным
образом
описывает
электрические
характеристики
каждого
устройства
.
При
анализе
данных
SFRA
пользователь
обращает
внимание
на
частоту
,
при
которой
наступает
резонанс
(
и
антирезонанс
,
хотя
первый
упомянутый
термин
часто
включает
в
себя
и
это
значение
).
Резонанс
—
пик
или
спад
на
частотной
характеристике
SFRA —
представляет
собой
переход
от
доминирую
-
щего
эффекта
одного
реактивного
элемента
в
цепи
к
другому
.
Ёмкости
и
индуктивности
по
-
разному
реагируют
на
сигналы
переменного
тока
,
поскольку
последовательная
ёмкость
блокирует
низкие
частоты
и
пропускает
вы
-
сокие
частоты
;
индуктивность
—
наоборот
.
Как
только
отклик
определён
,
любое
его
изменение
отражает
изме
-
нение
в
физическом
состоянии
оборудования
,
в
большинстве
случаев
это
физическое
смещение
,
хотя
это
также
может
быть
результатом
какого
-
нибудь
естественного
явления
.
Анализ
по
методу
SFRA
эффективнее
всего
,
когда
частотные
характеристики
уже
определены
,
однако
срав
-
нение
с
характеристиками
для
аналогичного
оборудования
обычно
может
дать
результаты
практически
такой
же
ценности
,
а
опытный
аналитик
может
выделить
важную
информацию
при
сопоставлении
характеристик
для
разных
фаз
.
В
диагностике
любой
комплексной
системы
присутствуют
свои
сложности
,
тем
не
менее
в
случае
с
SFRA
их
можно
преодолеть
при
помощи
анализа
данных
.
В
частности
,
одно
явление
с
известными
причиной
и
объяснени
-
ем
даёт
большое
число
ложноположительных
сигналов
о
механическом
изменении
в
оборудовании
.
Это
магнит
-
ная
вязкость
,
которая
объясняется
взаимодействием
между
сердечником
трансформатора
и
баком
с
маслом
,
в
который
он
погружён
.
Определить
,
есть
ли
проблемы
,
связанные
с
магнитной
вязкостью
,
можно
,
проанализиро
-
вав
условия
проведения
измерений
.
Эти
условия
в
сочетании
с
анализом
соответствующих
физических
явлений
позволяют
определить
,
на
что
стоит
обратить
внимание
.
Замыкания
:
измерения
в
режиме
разомкнутой
цепи
,
до
и
после
замыкания
слева
показывают
новый
резонанс
на
частоте
приблизительно
550
Гц
и
различия
на
более
высоких
частотах
,
что
соответствует
смещению
обмотки
и
проблемам
между
обмотками
.
Значительное
падение
при
низких
частотах
в
измерениях
справа
говорит
о
разомкнутой
обмотке
.
Осмотр
трансформатора
на
месте
подтвердил
результаты
этой
диагностики
.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Оборудования
рудования
.
Для
погрузки
оборудования
на
прицеп
и
его
разгрузки
на
новом
месте
установки
применили
подъёмные
устройства
и
стропы
;
в
процессе
работы
регистратор
толчков
не
зарегистрировал
каких
-
либо
отрицательных
воздействий
на
перемещаемое
обо
-
рудование
.
Для
выявления
любых
возможных
механических
изменений
до
и
сразу
же
после
перемещения
провели
анализ
SFRA.
Сопоставление
частотных
характеристик
до
и
после
показало
наличие
отклонения
измерений
,
что
потребовало
дальнейшего
анализа
.
Магнитная
вязкость
представляет
собой
изменение
в
различных
магнитных
доменах
,
существующих
в
пла
-
стинах
сердечника
—
по
мере
того
как
изменяется
тем
-
пература
,
или
даже
если
оборудование
не
перемеща
-
ют
,
броуновское
движение
изолирующей
жидкости
и
её
последующее
столкновение
с
сердечником
трансфор
-
матора
может
изменять
магнитную
энергию
,
аккумули
-
рованную
в
стальном
сердечнике
.
Это
явление
главным
образом
ограничивается
нижним
диапазоном
частотной
характеристики
SFRA.
Если
бы
действительно
произо
-
шло
механическое
изменение
или
смещение
сердечни
-

23
Май–июнь 2013
23
ка
,
это
бы
повлияло
на
ёмкостную
связь
вокруг
сердечника
и
,
следовательно
,
на
частотную
ха
-
рактеристику
при
более
высоких
частотах
.
Тем
не
менее
никакие
из
этих
явлений
не
наблюдались
.
Одним
из
доказательств
влияния
магнитной
вязкости
является
её
воздействие
на
все
обмот
-
ки
.
Это
наблюдается
в
отклике
для
общей
обмот
-
ки
той
же
фазы
.
По
результатам
анализа
,
а
также
других
измерений
,
не
указывающих
на
наличие
проблемы
при
данных
условиях
,
трансформатор
признали
годным
к
эксплуатации
.
Впоследствии
трансформатор
установили
на
другой
подстан
-
ции
,
где
он
приблизительно
в
течение
одного
года
работал
без
каких
-
либо
проблем
.
Короткое
замыкание
на
землю
Рассмотрим
ещё
один
пример
.
В
2012
году
в
автотрансформаторе
345/138
кВ
, 672
МВА
,
к
тому
времени
находившемся
в
эксплуатации
более
двух
лет
,
произошло
короткое
замыкание
на
землю
на
фазе
C,
что
привело
к
отключению
трансформатора
от
линии
после
срабатывания
дифференциальной
защиты
.
Во
время
анализа
события
обнаружили
,
что
также
сработало
реле
дав
-
ления
.
Анализ
отказа
показал
,
что
событие
,
вероятнее
всего
,
затронуло
только
трансформатор
,
поскольку
от
-
ключение
не
вызвало
никаких
последствий
в
масштабе
всей
системы
.
Все
указывало
на
то
,
что
произошёл
вну
-
тренний
отказ
.
Был
проведён
анализ
SFRA
и
сравнение
частотных
характеристик
,
предоставленных
производи
-
телем
для
того
же
положения
РПН
.
При
сопоставлении
исходного
значения
с
результа
-
том
последнего
измерения
в
режиме
разомкнутой
цепи
в
одной
фазе
отметили
смещение
на
минимальной
ча
-
стоте
.
Тем
не
менее
на
частоте
около
550
Гц
появился
новый
резонанс
.
Наблюдались
другие
отклонения
для
более
высоких
частот
—
как
в
диапазоне
низких
частот
в
кГц
,
что
соответствует
смещению
обмотки
,
так
и
в
диа
-
пазоне
средних
частот
в
кГц
,
что
соответствует
пробле
-
мам
с
межобмоточным
пространством
.
Само
по
себе
сопоставление
только
этой
фазы
с
эталонными
значе
-
ниями
,
как
правило
,
указывает
на
замыкание
в
обмотке
.
Признаки
физического
смещения
ещё
более
оче
-
видны
в
частотных
характеристиках
,
составленных
по
результатам
испытаний
для
отдельной
фазы
,
наряду
с
вышеуказанными
проблемами
с
обмотками
и
межобмо
-
точным
пространством
;
область
,
связанная
с
откликом
сердечника
,
показала
значительное
падение
на
мини
-
мальных
частотах
.
Этот
вид
отклика
часто
ассоцииру
-
ется
с
разомкнутой
цепью
обмотки
.
В
любом
случае
значительное
изменение
в
частотных
характеристиках
нельзя
рассматривать
просто
как
следствие
воздей
-
ствия
магнитного
поля
.
Из
-
за
значительных
отклонений
в
результатах
про
-
ведённых
измерений
SFRA
потребовался
визуальный
осмотр
внутренних
компонентов
оборудования
на
ме
-
сте
с
целью
оценки
масштаба
повреждений
.
При
дан
-
ном
осмотре
был
выявлен
отказ
обесточенного
меха
-
низма
переключения
отпаек
,
что
вызвало
значительное
физическое
повреждение
и
,
как
следствие
,
размыкание
цепи
обмотки
высокого
напряжения
.
Диагностика
внутренних
компонентов
трансформатора
SFRA
представляет
собой
уникальный
инстру
-
мент
диагностики
,
позволяющий
LCRA
принимать
обоснованные
решения
о
состоянии
своих
трансфор
-
маторов
,
а
персоналу
энергокомпании
—
проводить
быстрый
анализ
результатов
диагностики
во
время
критических
отключений
.
Интеграция
этого
метода
во
все
этапы
испытаний
трансформатора
(
приёмо
-
сдаточные
,
стандартные
плановые
,
а
также
в
проце
-
дуру
поиска
и
устранения
неисправностей
)
позволя
-
ет
LCRA
анализировать
состояние
оборудования
на
предмет
наличия
значительных
физических
повреж
-
дений
,
влияющих
на
его
работоспособность
и
эксплу
-
атационные
характеристики
.
SFRA
доказал
свою
эффективность
в
диагностике
как
метод
,
позволяющий
различать
частотные
харак
-
теристики
,
указывающие
на
неисправность
оборудова
-
ния
,
и
частотные
характеристики
,
свидетельствующие
о
нормальной
работе
оборудования
.
Благодаря
анализу
исправности
трансформаторов
с
применением
метода
SFRA LCRA
может
продолжать
выполнять
свою
миссию
по
обеспечению
надёжного
энергоснабжения
своих
по
-
требителей
.
Дэн
Перри
(Dan Perry, dan.perry@lcra.org) —
руко
-
водитель
отдела
управления
и
защиты
систем
в
Lower
Colorado River Authority,
г
.
Остин
,
штат
Техас
,
США
.
Имеет
9-
летний
опыт
работы
в
области
осуществления
диагностических
испытаний
оборудования
подстанции
в
должности
инженера
по
испытаниям
в
LCRA,
ранее
работал
в
компании
-
производителе
трансформаторов
.
В
настоящее
время
завершает
обучение
для
получения
степени
бакалавра
по
специальности
«
Компьютерные
технологии
».
Мэтт
Гарбер
(Matt Garber, mgarber@doble.com) —
инженер
отдела
по
работе
с
клиентами
в
Doble
Engineering.
Работает
в
сфере
электроэнергетики
,
в
области
планирования
,
эксплуатации
и
обслуживания
энергосистем
,
на
протяжении
более
5
лет
.
Окончил
Массачусетский
университет
,
Амхерст
,
со
степенями
бакалавра
в
области
электротехники
и
антропологии
.
Компания
,
упомянутая
в
статье
:
LCRA | www.lcra.org
ТЕСТИРОВАНИЕ
Оборудования
Оригинал статьи: Безопасно ли включать снова?
Метод анализа частотных характеристик (sweep frequency response analysis — SFRA) позволяет принимать обоснованные решения на основании информации о состоянии внутренних компонентов трансформаторов.