30
СЕТИ РОССИИ
БУДЕТ
ЛИ
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ
БИЗНЕС
В
РОССИИ
?
Интерес
к
развитию
электро
-
транспорта
в
мире
продолжает
на
-
растать
.
Общественный
заказ
на
электромобили
окончательно
был
сформирован
к
началу
2000-
х
го
-
дов
.
Основными
предпосылками
для
этого
послужили
серьёзные
экологические
проблемы
и
устой
-
чивый
рост
цен
на
углеводородное
сырьё
.
Уже
в
2007-
м
в
Европе
и
США
появились
машины
на
электриче
-
ском
ходу
и
соответствующие
за
-
рядные
станции
,
вскоре
к
этому
процессу
подключились
страны
Азиатско
-
Тихоокеанского
региона
.
Сегодня
в
мире
действует
45
тысяч
публичных
зарядных
станций
,
но
государства
,
взявшие
на
себя
сме
-
лость
развивать
электромобильный
рынок
,
теперь
нацелены
на
много
-
кратное
расширение
зарядной
ин
-
фраструктуры
.
Без шума и пыли
Формирование рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры становит-
ся одним из приоритетных направлений российской электроэнергетики. По сути,
внутри электроэнергетической отрасли рождается новая подотрасль, которая
подтолкнёт к активной деятельности различные сферы экономики, будет способ-
ствовать созданию новых рабочих мест, развитию интеллектуальных сетей, по-
вышению экологической безопасности и сокращению затрат на топливо. О том,
что происходит в электромобильном секторе России и мира, говорили участни-
ки круглого стола «Перспективы развития электротранспорта в России: техноло-
гические особенности создания зарядной инфраструктуры», организованного в
рамках форума «ТЭК России в XXI веке» ОАО «МОЭСК» по инициативе Феде-
ральной сетевой компании (ОАО «ФСК ЕЭС»).
Юлия ДИНОВА
В
России
первая
зарядная
стан
-
ция
появилась
в
рамках
пилотного
проекта
ОАО
«
МОЭСК
»
в
2011
году
в
Москве
.
А
уже
в
2012-
м
в
столи
-
це
была
создана
сеть
из
28
станций
разного
типа
,
в
том
числе
и
станция
«MOESK-MOD»,
не
имеющая
анало
-
гов
в
России
и
мире
.
Аналогичные
пилотные
проекты
реализуются
и
в
других
регионах
страны
—
на
Урале
и
Ставрополье
.
Востребован
ли
электромобиль
-
ный
транспорт
в
России
?
С
этой
це
-
лью
среди
автовладельцев
Москвы
и
области
был
проведён
социологи
-
ческий
опрос
.
Его
результаты
под
-
твердили
наличие
потенциального
спроса
на
электромобили
: 57%
опрошенных
заявили
,
что
готовы
ку
-
пить
авто
без
двигателя
внутренне
-
го
сгорания
,
а
78%
хотели
бы
иметь
гибридный
автомобиль
,
работаю
-
щий
как
на
традиционном
топливе
,
так
и
от
электрических
батарей
.
Проект
развития
электромо
-
бильного
транспорта
в
России
не
ставит
целью
полностью
заменить
автомобили
с
двигателями
вну
-
треннего
сгорания
.
Электромоби
-
ли
должны
занять
свою
нишу
.
Они
предназначены
прежде
всего
для
Екатерина
Гусева
,
главный
редактор
Екатерина
Гусева
,
главный
редактор
журнала
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
в
первом
в
России
журнала
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
в
первом
в
России
электровнедорожнике
Outlander PHEV
электровнедорожнике
Outlander PHEV
Спонсор
рубрики
ООО
«
РОЛЬФ
Импорт
»
31
№ 3 (18), май–июнь, 2013
крупных
городов
,
которые
задыха
-
ются
от
выхлопных
газов
и
шума
машин
.
Преимущества
электромобилей
перед
двигателями
внутреннего
сгорания
(
ДВС
)
как
раз
и
состоят
в
том
,
что
они
не
загрязняют
окружа
-
ющую
среду
,
бесшумны
и
комфор
-
тны
.
Дополнительными
«
плюсами
»
являются
низкая
стоимость
экс
-
плуатации
и
более
длительный
экс
-
плуатационный
ресурс
по
сравне
-
нию
с
ДВС
,
а
также
более
высокая
эффективность
электропривода
по
сравнению
с
ДВС
и
,
как
следствие
,
значительно
более
высокая
энерго
-
эффективность
.
Между
тем
среднестатистиче
-
ский
электромобиль
стоит
гораздо
дороже
своего
бензинового
собра
-
та
,
и
этот
явный
«
минус
»
может
стать
препятствием
к
развитию
электро
-
мобильного
рынка
в
нашей
стране
.
Но
технологии
идут
вперёд
,
и
есть
основания
полагать
,
что
производи
-
тели
найдут
способы
удешевления
своей
продукции
.
Выступая
на
круглом
столе
,
пер
-
вый
заместитель
председателя
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
Роман
Бердников
зая
-
вил
,
что
ФСК
ЕЭС
рассматривает
два
сценария
развития
:
базовый
и
консервативный
.
При
базовом
сценарии
по
дорогам
Москвы
и
об
-
ласти
к
2015—2016
гг
.
будут
бегать
14
тыс
.
электромобилей
,
в
2018 —
47
тыс
.,
а
в
2020 — 110
тыс
. (
при
консервативном
сценарии
цифры
соответственно
10, 26
и
50
тыс
.).
Чтобы
реализовать
базовый
сце
-
нарий
,
требуется
выполнить
ряд
условий
:
разработать
комплекс
-
ную
программу
развития
электро
-
транспорта
,
подкреплённую
госу
-
дарственным
финансированием
,
а
также
оптимистичным
развити
-
ем
мирового
рынка
электромо
-
билей
,
опережающим
развитие
гибридов
.
НА
ПЕРВОМ
ЭТАПЕ
Россия
приступила
к
реализа
-
ции
первого
этапа
Всероссийской
программы
развития
инфраструк
-
туры
для
электротранспорта
до
2020
года
,
разработанной
силами
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
».
Всего
в
програм
-
ме
три
этапа
.
На
первом
(2013—
2014
гг
.)
планируется
задать
па
-
раметры
для
создания
единой
тех
-
нологической
политики
в
области
зарядных
устройств
и
разрабо
-
тать
стандарты
для
общественно
-
го
электротранспорта
.
На
втором
этапе
(2014—2015
гг
.)
предпо
-
лагается
развернуть
зарядную
инфраструктуру
и
внедрить
элек
-
тромобильный
транспорт
в
ключе
-
вых
регионах
страны
.
На
третьем
(2015—2020
гг
.) —
перенести
луч
-
ший
опыт
пилотных
регионов
на
все
территории
России
и
повсе
-
местно
обеспечить
массовое
вне
-
дрение
электромобилей
.
В
целом
реализация
Программы
позволит
решить
одновременно
не
-
сколько
задач
—
обеспечить
повсе
-
местный
доступ
к
зарядной
инфра
-
структуре
для
электротранспорта
;
повысить
эффективность
использо
-
вания
существующей
инфраструк
-
туры
электрических
сетей
,
прежде
всего
через
интеграцию
в
активно
-
адаптивную
сеть
(Smart Grid);
про
-
стимулировать
отечественное
про
-
изводство
,
науку
и
технологии
в
этой
области
.
Одним
из
важнейших
элементов
Программы
является
технологиче
-
ское
присоединение
зарядной
ин
-
фраструктуры
.
ФСК
ЕЭС
рассматри
-
вает
несколько
вариантов
ТП
:
•
вариант
1:
зарядная
станция
размещается
на
территории
объекта
коммерческой
недви
-
жимости
,
где
нет
возможности
для
технологического
присоеди
-
нения
.
В
этом
случае
за
ТП
к
рас
-
пределительной
электросетевой
компании
обращается
владелец
коммерческой
недвижимости
;
•
вариант
2:
зарядная
станция
размещается
на
территории
объекта
коммерческой
недви
-
жимости
,
за
новым
ТП
к
распред
-
компании
обращается
владелец
зарядной
станции
(
арендатор
);
•
вариант
3:
зарядная
станция
размещается
на
территории
объекта
сетевой
инфраструктуры
(
ФСК
ЕЭС
либо
распределитель
-
ной
электросетевой
компании
)
либо
вдоль
автомагистралей
,
что
актуально
для
зарядной
инфраструктуры
электробусов
.
Это
снимает
все
ограничения
в
области
технологического
при
-
соединения
.
Все
вышеназванные
варианты
могут
сосуществовать
в
единой
за
-
рядной
инфраструктуре
.
Главное
условие
—
зарядные
станции
долж
-
ны
строиться
там
,
где
удобно
потре
-
бителю
.
По
мнению
разработчиков
Всероссийской
программы
,
дина
-
мичное
развитие
электротранс
-
портной
сферы
невозможно
без
серьёзной
государственной
под
-
держки
.
Для
развития
электро
-
транспортной
инфраструктуры
в
регионах
необходимо
разработать
целевые
программы
субсидиро
-
вания
покупки
электромобилей
и
создания
зарядной
инфраструк
-
туры
для
транспортных
предпри
-
ятий
,
частных
лиц
и
владельцев
объектов
коммерческой
недви
-
жимости
.
Важнейшим
условием
является
освобождение
электро
-
мобилей
от
транспортного
налога
(
либо
его
снижение
),
а
также
льгот
-
ное
кредитование
для
покупателей
электромобилей
и
льготное
страхо
-
вание
электротранспорта
.
Кроме
того
,
важным
фактором
является
выделение
на
льготных
условиях
земельных
участков
для
органи
-
зации
стоянок
,
оборудованных
зарядной
инфраструктурой
.
На
законодательном
уровне
должно
быть
закреплено
и
право
льготно
-
го
технического
присоединения
к
электрическим
сетям
объектов
за
-
рядной
инфраструктуры
.
—
В
регионы
нельзя
идти
с
ин
-
фраструктурой
,
не
имея
программ
стимулирования
развития
электро
-
мобилей
, —
согласен
генеральный
директор
ООО
«
Револьта
»
Максим
Осорин
. —
В
России
заложен
гро
-
мадный
потенциал
для
развития
электромобильного
транспорта
.
Но
сфокусироваться
нужно
прежде
всего
на
общественном
и
корпора
-
тивном
транспорте
.
Делать
ставку
на
частников
не
следует
,
посколь
-
ку
электромобили
подавляющему
большинству
граждан
пока
не
по
карману
.
М
.
Осорин
обращает
внимание
ещё
на
один
аспект
:
как
известно
,
с
розничными
потребителями
на
-
прямую
работают
не
сетевые
,
а
сбытовые
компании
.
А
к
какой
ка
-
тегории
отнести
электромобиль
?
Он
убеждён
,
что
электромобиль
нужно
рассматривать
как
составную
часть
распределительной
сети
,
поскольку
с
его
помощью
выравниваются
ко
-
лебания
суточных
нагрузок
.
РЕЗЕРВЫ
ЕСТЬ
Опытом
практической
эксплуа
-
тации
автономного
электрического
транспорта
поделился
заместитель
32
СЕТИ РОССИИ
директора
по
ИТ
,
стратегии
и
бизнес
-
процессами
ОАО
«
МОЭСК
»
Денис
Цыпулев
.
Он
отметил
,
что
в
рамках
проекта
тестовую
обкатку
проходили
электромобили
четырёх
разных
про
-
изводителей
.
Это
сделано
для
того
,
чтобы
получить
достоверную
инфор
-
мацию
о
каждом
виде
продукта
,
а
также
оценить
общие
преимущества
и
недостатки
электротранспорта
.
Для
электромобилей
были
разработаны
специальные
маршруты
движения
,
позволяющие
получить
объективную
статистику
.
Практика
показала
,
что
на
за
-
рядку
автомобиля
в
столичном
реги
-
оне
требуется
от
4
минут
до
7
часов
.
Одной
зарядки
хватает
на
140—
160
км
летом
и
60—90
км
зимой
.
Причём
продолжительность
зависит
не
только
от
марки
электромобиля
,
но
и
от
опыта
водителя
:
чем
опыт
-
нее
водитель
,
тем
экономнее
он
расходует
топливо
.
Кроме
того
,
Д
.
Цыпулев
подчер
-
кнул
,
что
уже
сегодня
энергосисте
-
ма
Московского
региона
готова
обеспечить
без
дополнительного
развития
зарядку
400
тыс
.
элек
-
тромобилей
днём
и
до
1
млн
элек
-
тромобилей
ночью
.
К
сведению
:
в
ночное
время
в
столице
и
её
окрестностях
недоиспользуется
28
ГВт
•
ч
электроэнергии
.
Именно
эту
энергию
может
взять
электро
-
транспорт
,
что
позволит
повысить
эффективность
вложенных
инве
-
стиционных
средств
и
даст
воз
-
можность
системе
работать
более
надёжно
.
«
Уже
сейчас
Московская
энер
-
госистема
может
обеспечить
днём
за
счет
недоиспользованных
ресур
-
сов
и
перепадов
нагрузки
зарядку
12
тыс
.
автомобилей
одновремен
-
но
благодаря
быстрой
зарядке
(15—
20
минут
)
и
ещё
220
тыс
.
машин
—
за
счёт
обычной
(6—7
часов
)», —
по
-
яснил
докладчик
.
Д
.
Цыпулев
считает
,
что
спрос
на
электромобили
в
Москве
будет
расти
,
поскольку
сами
машины
бу
-
дут
дешеветь
благодаря
снижению
стоимости
аккумуляторов
.
А
раз
-
ница
между
затратами
на
углево
-
дородное
и
электрическое
топливо
будет
увеличиваться
,
делая
электри
-
ческий
вид
транспорта
всё
более
привлекательным
.
Первыми
наработками
в
обла
-
сти
развития
автономного
электро
-
транспорта
поделился
министр
энергетики
,
промышленности
и
свя
-
зи
Ставропольского
края
Дмитрий
Саматов
.
В
курортной
зоне
Ставро
-
полья
с
прошлого
года
осуществля
-
ется
пилотный
проект
по
созданию
зарядной
инфраструктуры
и
исполь
-
зованию
электромобилей
отече
-
ственного
производства
.
К
этому
край
готовился
три
года
.
Специали
-
сты
изучили
мировой
рынок
заряд
-
ных
устройств
,
познакомились
с
различными
марками
зарубежных
электромобилей
(
в
итоге
останови
-
лись
на
разработках
«
АвтоВАЗа
» —
ВАЗ
-1817
и
«ELLADA»).
В
рамках
проекта
планируется
создать
разветвлённую
сеть
заряд
-
ных
станций
в
районе
Кавказских
Минеральных
Вод
и
таксопарк
,
где
будет
работать
90
электромобилей
.
Программа
осуществляется
на
усло
-
виях
частно
-
государственного
пар
-
тнёрства
,
предусматривает
различ
-
ные
меры
поддержки
.
В
частности
,
планируется
выделение
субсидий
на
покупку
электромобиля
(
в
раз
-
мере
350
тыс
.
руб
.)
и
на
зарядное
устройство
(550
тыс
.
руб
.).
Кроме
того
,
владельцам
электромобилей
будут
предоставлены
налоговые
преференции
.
ПОВСЕДНЕВНОЕ
СРЕДСТВО
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Главный
исполнительный
дирек
-
тор
ООО
«
РОЛЬФ
Импорт
»
Андрей
Панков
считает
,
что
в
связи
с
ростом
потребления
топлива
и
исчерпани
-
ем
углеводородных
ресурсов
,
для
того
чтобы
к
середине
века
не
об
-
рушить
мировое
автомобилестрое
-
ние
,
автопроизводители
начали
раз
-
рабатывать
варианты
автомобилей
на
альтернативных
видах
топлива
.
Со
временем
выделились
четыре
основных
направления
,
но
пока
только
электромобили
и
гибридные
автомобили
доказали
свою
состоя
-
тельность
.
Компания
«
РОЛЬФ
Импорт
»
ак
-
тивно
трудится
над
совершенство
-
ванием
электротранспорта
.
В
этом
году
она
представит
первый
в
мире
внедорожник
на
электрических
ба
-
тареях
,
а
в
2015-
м
—
пикап
.
Два
года
назад
«
РОЛЬФ
Импорт
»
привёз
в
Россию
первые
электро
-
мобили
.
Андрей
Панков
отмечает
,
что
когда
компания
выходила
на
российский
рынок
,
то
партнёры
говорили
нам
,
что
,
мол
,
грянут
рус
-
ские
морозы
,
Москву
засыплют
ре
-
агентами
и
от
всех
ваших
«
мобилей
»
только
ржавый
металлолом
останет
-
ся
,
но
мы
рискнули
—
и
не
пожалели
.
Электромобили
прекрасно
чув
-
ствуют
себя
на
российских
дорогах
,
не
боятся
морозов
.
Как
оказалось
,
электромобили
неплохо
показывают
себя
и
в
экс
-
тремальных
ситуациях
:
после
траге
-
дии
на
атомной
станции
«
Фукусима
»,
когда
сразу
прекратились
поставки
горючего
,
единственным
средством
передвижения
был
электромобиль
.
Компания
«
РОЛЬФ
Импорт
»
ак
-
тивно
развивает
свою
дилерскую
сеть
,
в
том
числе
и
в
России
.
Сегод
-
ня
в
19
российских
городах
действу
-
ют
42
дилерских
центров
по
прода
-
же
электромобилей
.
Не
углубляясь
в
особенности
российского
рынка
,
А
.
Панков
заметил
,
что
Россия
—
единственная
страна
в
мире
,
где
отсутствует
государственная
под
-
держка
электромобильной
отрасли
.
Между
тем
в
электромобильном
секторе
заложен
огромный
эконо
-
мический
потенциал
,
и
этот
фактор
нельзя
сбрасывать
со
счетов
.
Спонсор
рубрики
ООО
«
РОЛЬФ
Импорт
»
Оригинал статьи: Без шума и пыли
Формирование рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры становится одним из приоритетных направлений российской электроэнергетики. По сути, внутри электроэнергетической отрасли рождается новая подотрасль, которая подтолкнёт к активной деятельности различные сферы экономики, будет способствовать созданию новых рабочих мест, развитию интеллектуальных сетей, повышению экологической безопасности и сокращению затрат на топливо. О том, что происходит в электромобильном секторе России и мира, говорили участники круглого стола «Перспективы развития электротранспорта в России: технологические особенности создания зарядной инфраструктуры», организованного в рамках форума «ТЭК России в XXI веке» ОАО «МОЭСК» по инициативе Федеральной сетевой компании (ОАО «ФСК ЕЭС»).