Без шума и пыли

Page 1
background image

Page 2
background image

30

СЕТИ РОССИИ

БУДЕТ

 

ЛИ

 

ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ

 

БИЗНЕС

 

В

 

РОССИИ

?

Интерес

 

к

 

развитию

 

электро

-

транспорта

 

в

 

мире

 

продолжает

 

на

-

растать

Общественный

 

заказ

 

на

 

электромобили

 

окончательно

 

был

 

сформирован

 

к

 

началу

 2000-

х

 

го

-

дов

Основными

 

предпосылками

 

для

 

этого

 

послужили

 

серьёзные

 

экологические

 

проблемы

 

и

 

устой

-

чивый

 

рост

 

цен

 

на

 

углеводородное

 

сырьё

.

Уже

 

в

 2007-

м

 

в

 

Европе

 

и

 

США

 

появились

 

машины

 

на

 

электриче

-

ском

 

ходу

 

и

 

соответствующие

 

за

-

рядные

 

станции

вскоре

 

к

 

этому

 

процессу

 

подключились

 

страны

 

Азиатско

-

Тихоокеанского

 

региона

Сегодня

 

в

 

мире

 

действует

 45 

тысяч

 

публичных

 

зарядных

 

станций

но

 

государства

взявшие

 

на

 

себя

 

сме

-

лость

 

развивать

 

электромобильный

 

рынок

теперь

 

нацелены

 

на

 

много

-

кратное

 

расширение

 

зарядной

 

ин

-

фраструктуры

Без шума и пыли

Формирование рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры становит-
ся одним из приоритетных направлений российской электроэнергетики. По сути, 
внутри электроэнергетической отрасли рождается новая подотрасль, которая 
подтолкнёт к активной деятельности различные сферы экономики, будет способ-
ствовать созданию новых рабочих мест, развитию интеллектуальных сетей, по-
вышению экологической безопасности и сокращению затрат на топливо. О том, 
что происходит в электромобильном секторе России и мира, говорили участни-
ки круглого стола «Перспективы развития электротранспорта в России: техноло-
гические особенности создания зарядной инфраструктуры», организованного в 
рамках форума «ТЭК России в XXI веке» ОАО «МОЭСК» по инициативе Феде-
ральной сетевой компании (ОАО «ФСК ЕЭС»).

Юлия ДИНОВА

В

 

России

 

первая

 

зарядная

 

стан

-

ция

 

появилась

 

в

 

рамках

 

пилотного

 

проекта

 

ОАО

  «

МОЭСК

» 

в

 2011 

году

 

в

 

Москве

А

 

уже

 

в

 2012-

м

 

в

 

столи

-

це

 

была

 

создана

 

сеть

 

из

 28 

станций

 

разного

 

типа

в

 

том

 

числе

 

и

 

станция

 

«MOESK-MOD», 

не

 

имеющая

 

анало

-

гов

 

в

 

России

 

и

 

мире

Аналогичные

 

пилотные

 

проекты

 

реализуются

 

и

 

в

 

других

 

регионах

 

страны

 — 

на

 

Урале

 

и

 

Ставрополье

Востребован

 

ли

 

электромобиль

-

ный

 

транспорт

 

в

 

России

С

 

этой

 

це

-

лью

 

среди

 

автовладельцев

 

Москвы

 

и

 

области

 

был

 

проведён

 

социологи

-

ческий

 

опрос

Его

 

результаты

 

под

-

твердили

 

наличие

 

потенциального

 

спроса

 

на

 

электромобили

: 57% 

опрошенных

 

заявили

что

 

готовы

 

ку

-

пить

 

авто

 

без

 

двигателя

 

внутренне

-

го

 

сгорания

а

 78% 

хотели

 

бы

 

иметь

 

гибридный

 

автомобиль

работаю

-

щий

 

как

 

на

 

традиционном

 

топливе

так

 

и

 

от

 

электрических

 

батарей

Проект

 

развития

 

электромо

-

бильного

 

транспорта

 

в

 

России

 

не

 

ставит

 

целью

 

полностью

 

заменить

 

автомобили

 

с

 

двигателями

 

вну

-

треннего

 

сгорания

Электромоби

-

ли

 

должны

 

занять

 

свою

 

нишу

Они

 

предназначены

 

прежде

 

всего

 

для

 

Екатерина

 

Гусева

главный

 

редактор

 

Екатерина

 

Гусева

главный

 

редактор

 

журнала

 «

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

» 

в

 

первом

 

в

 

России

 

журнала

 «

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

» 

в

 

первом

 

в

 

России

 

электровнедорожнике

 Outlander PHEV

электровнедорожнике

 Outlander PHEV

Спонсор

 

рубрики

 

ООО

 «

РОЛЬФ

 

Импорт

»


Page 3
background image

31

№ 3 (18), май–июнь, 2013

крупных

 

городов

которые

 

задыха

-

ются

 

от

 

выхлопных

 

газов

 

и

 

шума

 

машин

Преимущества

 

электромобилей

 

перед

 

двигателями

 

внутреннего

 

сгорания

 (

ДВС

как

 

раз

 

и

 

состоят

 

в

 

том

что

 

они

 

не

 

загрязняют

 

окружа

-

ющую

 

среду

бесшумны

 

и

 

комфор

-

тны

Дополнительными

  «

плюсами

» 

являются

 

низкая

 

стоимость

 

экс

-

плуатации

 

и

 

более

 

длительный

 

экс

-

плуатационный

 

ресурс

 

по

 

сравне

-

нию

 

с

 

ДВС

а

 

также

 

более

 

высокая

 

эффективность

 

электропривода

 

по

 

сравнению

 

с

 

ДВС

 

и

как

 

следствие

значительно

 

более

 

высокая

 

энерго

-

эффективность

.

Между

 

тем

 

среднестатистиче

-

ский

 

электромобиль

 

стоит

 

гораздо

 

дороже

 

своего

 

бензинового

 

собра

-

та

и

 

этот

 

явный

 «

минус

» 

может

 

стать

 

препятствием

 

к

 

развитию

 

электро

-

мобильного

 

рынка

 

в

 

нашей

 

стране

Но

 

технологии

 

идут

 

вперёд

и

 

есть

 

основания

 

полагать

что

 

производи

-

тели

 

найдут

 

способы

 

удешевления

 

своей

 

продукции

.

Выступая

 

на

 

круглом

 

столе

пер

-

вый

 

заместитель

 

председателя

 

ОАО

 

«

ФСК

 

ЕЭС

» 

Роман

 

Бердников

 

зая

-

вил

что

 

ФСК

 

ЕЭС

 

рассматривает

 

два

 

сценария

 

развития

базовый

 

и

 

консервативный

При

 

базовом

 

сценарии

 

по

 

дорогам

 

Москвы

 

и

 

об

-

ласти

 

к

 2015—2016 

гг

будут

 

бегать

 

14 

тыс

электромобилей

в

 2018 — 

47 

тыс

., 

а

 

в

 2020 — 110 

тыс

. (

при

 

консервативном

 

сценарии

 

цифры

 

соответственно

 10, 26 

и

 50 

тыс

.). 

Чтобы

 

реализовать

 

базовый

 

сце

-

нарий

требуется

 

выполнить

 

ряд

 

условий

разработать

 

комплекс

-

ную

 

программу

 

развития

 

электро

-

транспорта

подкреплённую

 

госу

-

дарственным

 

финансированием

а

 

также

 

оптимистичным

 

развити

-

ем

 

мирового

 

рынка

 

электромо

-

билей

опережающим

 

развитие

 

гибридов

.

НА

 

ПЕРВОМ

 

ЭТАПЕ

Россия

 

приступила

 

к

 

реализа

-

ции

 

первого

 

этапа

 

Всероссийской

 

программы

 

развития

 

инфраструк

-

туры

 

для

 

электротранспорта

 

до

 

2020 

года

разработанной

 

силами

 

ОАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

». 

Всего

 

в

 

програм

-

ме

 

три

 

этапа

На

 

первом

 (2013—

2014 

гг

.) 

планируется

 

задать

 

па

-

раметры

 

для

 

создания

 

единой

 

тех

-

нологической

 

политики

 

в

 

области

 

зарядных

 

устройств

 

и

 

разрабо

-

тать

 

стандарты

 

для

 

общественно

-

го

 

электротранспорта

На

 

втором

 

этапе

 (2014—2015 

гг

.) 

предпо

-

лагается

 

развернуть

 

зарядную

 

инфраструктуру

 

и

 

внедрить

 

элек

-

тромобильный

 

транспорт

 

в

 

ключе

-

вых

 

регионах

 

страны

На

 

третьем

 

(2015—2020 

гг

.) — 

перенести

 

луч

-

ший

 

опыт

 

пилотных

 

регионов

 

на

 

все

 

территории

 

России

 

и

 

повсе

-

местно

 

обеспечить

 

массовое

 

вне

-

дрение

 

электромобилей

.

В

 

целом

 

реализация

 

Программы

 

позволит

 

решить

 

одновременно

 

не

-

сколько

 

задач

 — 

обеспечить

 

повсе

-

местный

 

доступ

 

к

 

зарядной

 

инфра

-

структуре

 

для

 

электротранспорта

повысить

 

эффективность

 

использо

-

вания

 

существующей

 

инфраструк

-

туры

 

электрических

 

сетей

прежде

 

всего

 

через

 

интеграцию

 

в

 

активно

-

адаптивную

 

сеть

 (Smart Grid); 

про

-

стимулировать

 

отечественное

 

про

-

изводство

науку

 

и

 

технологии

 

в

 

этой

 

области

.

Одним

 

из

 

важнейших

 

элементов

 

Программы

 

является

 

технологиче

-

ское

 

присоединение

 

зарядной

 

ин

-

фраструктуры

ФСК

 

ЕЭС

 

рассматри

-

вает

 

несколько

 

вариантов

 

ТП

• 

вариант

 1:

 

зарядная

 

станция

 

размещается

 

на

 

территории

 

объекта

 

коммерческой

 

недви

-

жимости

где

 

нет

 

возможности

 

для

 

технологического

 

присоеди

-

нения

В

 

этом

 

случае

 

за

 

ТП

 

к

 

рас

-

пределительной

 

электросетевой

 

компании

 

обращается

 

владелец

 

коммерческой

 

недвижимости

;

• 

вариант

 2:

 

зарядная

 

станция

 

размещается

 

на

 

территории

 

объекта

 

коммерческой

 

недви

-

жимости

за

 

новым

 

ТП

 

к

 

распред

-

компании

 

обращается

 

владелец

 

зарядной

 

станции

 (

арендатор

);

• 

вариант

 3:

 

зарядная

 

станция

 

размещается

 

на

 

территории

 

объекта

 

сетевой

 

инфраструктуры

 

(

ФСК

 

ЕЭС

 

либо

 

распределитель

-

ной

 

электросетевой

 

компании

либо

 

вдоль

 

автомагистралей

что

 

актуально

 

для

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

электробусов

Это

 

снимает

 

все

 

ограничения

 

в

 

области

 

технологического

 

при

-

соединения

Все

 

вышеназванные

 

варианты

 

могут

 

сосуществовать

 

в

 

единой

 

за

-

рядной

 

инфраструктуре

Главное

 

условие

 — 

зарядные

 

станции

 

долж

-

ны

 

строиться

 

там

где

 

удобно

 

потре

-

бителю

По

 

мнению

 

разработчиков

 

Всероссийской

 

программы

дина

-

мичное

 

развитие

 

электротранс

-

портной

 

сферы

 

невозможно

 

без

 

серьёзной

 

государственной

 

под

-

держки

Для

 

развития

 

электро

-

транспортной

 

инфраструктуры

 

в

 

регионах

 

необходимо

 

разработать

 

целевые

 

программы

 

субсидиро

-

вания

 

покупки

 

электромобилей

 

и

 

создания

 

зарядной

 

инфраструк

-

туры

 

для

 

транспортных

 

предпри

-

ятий

частных

 

лиц

 

и

 

владельцев

 

объектов

 

коммерческой

 

недви

-

жимости

Важнейшим

 

условием

 

является

 

освобождение

 

электро

-

мобилей

 

от

 

транспортного

 

налога

 

(

либо

 

его

 

снижение

), 

а

 

также

 

льгот

-

ное

 

кредитование

 

для

 

покупателей

 

электромобилей

 

и

 

льготное

 

страхо

-

вание

 

электротранспорта

Кроме

 

того

важным

 

фактором

 

является

 

выделение

 

на

 

льготных

 

условиях

 

земельных

 

участков

 

для

 

органи

-

зации

 

стоянок

оборудованных

 

зарядной

 

инфраструктурой

На

 

законодательном

 

уровне

 

должно

 

быть

 

закреплено

 

и

 

право

 

льготно

-

го

 

технического

 

присоединения

 

к

 

электрическим

 

сетям

 

объектов

 

за

-

рядной

 

инфраструктуры

.

— 

В

 

регионы

 

нельзя

 

идти

 

с

 

ин

-

фраструктурой

не

 

имея

 

программ

 

стимулирования

 

развития

 

электро

-

мобилей

, — 

согласен

 

генеральный

 

директор

 

ООО

  «

Револьта

» 

Максим

 

Осорин

. — 

В

 

России

 

заложен

 

гро

-

мадный

 

потенциал

 

для

 

развития

 

электромобильного

 

транспорта

Но

 

сфокусироваться

 

нужно

 

прежде

 

всего

 

на

 

общественном

 

и

 

корпора

-

тивном

 

транспорте

Делать

 

ставку

 

на

 

частников

 

не

 

следует

посколь

-

ку

 

электромобили

 

подавляющему

 

большинству

 

граждан

 

пока

 

не

 

по

 

карману

.

М

Осорин

 

обращает

 

внимание

 

ещё

 

на

 

один

 

аспект

как

 

известно

с

 

розничными

 

потребителями

 

на

-

прямую

 

работают

 

не

 

сетевые

а

 

сбытовые

 

компании

А

 

к

 

какой

 

ка

-

тегории

 

отнести

 

электромобиль

Он

 

убеждён

что

 

электромобиль

 

нужно

 

рассматривать

 

как

 

составную

 

часть

 

распределительной

 

сети

поскольку

 

с

 

его

 

помощью

 

выравниваются

 

ко

-

лебания

 

суточных

 

нагрузок

.

РЕЗЕРВЫ

 

ЕСТЬ

Опытом

   

практической

 

эксплуа

-

тации

 

автономного

 

электрического

 

транспорта

 

поделился

 

заместитель

 


Page 4
background image

32

СЕТИ РОССИИ

директора

 

по

 

ИТ

стратегии

 

и

 

бизнес

-

процессами

 

ОАО

  «

МОЭСК

» 

Денис

 

Цыпулев

Он

 

отметил

что

 

в

 

рамках

 

проекта

 

тестовую

 

обкатку

 

проходили

 

электромобили

 

четырёх

 

разных

 

про

-

изводителей

Это

 

сделано

 

для

 

того

чтобы

 

получить

 

достоверную

 

инфор

-

мацию

 

о

 

каждом

 

виде

 

продукта

а

 

также

 

оценить

 

общие

 

преимущества

 

и

 

недостатки

 

электротранспорта

Для

 

электромобилей

 

были

 

разработаны

 

специальные

 

маршруты

 

движения

позволяющие

 

получить

 

объективную

 

статистику

.

Практика

 

показала

что

 

на

 

за

-

рядку

 

автомобиля

 

в

 

столичном

 

реги

-

оне

 

требуется

 

от

 4 

минут

 

до

 7 

часов

Одной

 

зарядки

 

хватает

 

на

 140—

160 

км

 

летом

 

и

 60—90 

км

 

зимой

Причём

 

продолжительность

 

зависит

 

не

 

только

 

от

 

марки

 

электромобиля

но

 

и

 

от

 

опыта

 

водителя

чем

 

опыт

-

нее

 

водитель

тем

 

экономнее

 

он

 

расходует

 

топливо

.

Кроме

 

того

Д

Цыпулев

 

подчер

-

кнул

что

 

уже

 

сегодня

 

энергосисте

-

ма

 

Московского

 

региона

 

готова

 

обеспечить

 

без

 

дополнительного

 

развития

 

зарядку

 400 

тыс

элек

-

тромобилей

 

днём

 

и

 

до

 1 

млн

 

элек

-

тромобилей

 

ночью

К

 

сведению

в

 

ночное

 

время

 

в

 

столице

 

и

 

её

 

окрестностях

 

недоиспользуется

 

28 

ГВт

ч

 

электроэнергии

Именно

 

эту

 

энергию

 

может

 

взять

 

электро

-

транспорт

что

 

позволит

 

повысить

 

эффективность

 

вложенных

 

инве

-

стиционных

 

средств

 

и

 

даст

 

воз

-

можность

 

системе

 

работать

 

более

 

надёжно

.

«

Уже

 

сейчас

 

Московская

 

энер

-

госистема

 

может

 

обеспечить

 

днём

 

за

 

счет

 

недоиспользованных

 

ресур

-

сов

 

и

 

перепадов

 

нагрузки

 

зарядку

 

12 

тыс

автомобилей

 

одновремен

-

но

 

благодаря

 

быстрой

 

зарядке

 (15—

20 

минут

и

 

ещё

 220 

тыс

машин

 — 

за

 

счёт

 

обычной

 (6—7 

часов

)», — 

по

-

яснил

 

докладчик

Д

Цыпулев

 

считает

что

 

спрос

 

на

 

электромобили

 

в

 

Москве

 

будет

 

расти

поскольку

 

сами

 

машины

 

бу

-

дут

 

дешеветь

 

благодаря

 

снижению

 

стоимости

 

аккумуляторов

А

 

раз

-

ница

 

между

 

затратами

 

на

 

углево

-

дородное

 

и

 

электрическое

 

топливо

 

будет

 

увеличиваться

делая

 

электри

-

ческий

 

вид

 

транспорта

 

всё

 

более

 

привлекательным

.

Первыми

 

наработками

 

в

 

обла

-

сти

 

развития

 

автономного

 

электро

-

транспорта

 

поделился

 

министр

 

энергетики

промышленности

 

и

 

свя

-

зи

 

Ставропольского

 

края

 

Дмитрий

 

Саматов

В

 

курортной

 

зоне

 

Ставро

-

полья

 

с

 

прошлого

 

года

 

осуществля

-

ется

 

пилотный

 

проект

 

по

 

созданию

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

и

 

исполь

-

зованию

 

электромобилей

 

отече

-

ственного

 

производства

К

 

этому

 

край

 

готовился

 

три

 

года

Специали

-

сты

 

изучили

 

мировой

 

рынок

 

заряд

-

ных

 

устройств

познакомились

 

с

 

различными

 

марками

 

зарубежных

 

электромобилей

  (

в

 

итоге

 

останови

-

лись

 

на

 

разработках

  «

АвтоВАЗа

» — 

ВАЗ

-1817 

и

 «ELLADA»).

В

 

рамках

 

проекта

 

планируется

 

создать

 

разветвлённую

 

сеть

 

заряд

-

ных

 

станций

 

в

 

районе

 

Кавказских

 

Минеральных

 

Вод

 

и

 

таксопарк

где

 

будет

 

работать

 90 

электромобилей

Программа

 

осуществляется

 

на

 

усло

-

виях

 

частно

-

государственного

 

пар

-

тнёрства

предусматривает

 

различ

-

ные

 

меры

 

поддержки

В

 

частности

планируется

 

выделение

 

субсидий

 

на

 

покупку

 

электромобиля

  (

в

 

раз

-

мере

 350 

тыс

руб

.) 

и

 

на

 

зарядное

 

устройство

  (550 

тыс

руб

.). 

Кроме

 

того

владельцам

 

электромобилей

 

будут

 

предоставлены

 

налоговые

 

преференции

.

ПОВСЕДНЕВНОЕ

 

СРЕДСТВО

 

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Главный

 

исполнительный

 

дирек

-

тор

 

ООО

  «

РОЛЬФ

 

Импорт

» 

Андрей

 

Панков

 

считает

что

 

в

 

связи

 

с

 

ростом

 

потребления

 

топлива

 

и

 

исчерпани

-

ем

 

углеводородных

 

ресурсов

для

 

того

 

чтобы

 

к

 

середине

 

века

 

не

 

об

-

рушить

 

мировое

 

автомобилестрое

-

ние

автопроизводители

 

начали

 

раз

-

рабатывать

 

варианты

 

автомобилей

 

на

 

альтернативных

 

видах

 

топлива

Со

 

временем

 

выделились

 

четыре

 

основных

 

направления

но

 

пока

 

только

 

электромобили

 

и

 

гибридные

 

автомобили

 

доказали

 

свою

 

состоя

-

тельность

.

Компания

  «

РОЛЬФ

 

Импорт

» 

ак

-

тивно

 

трудится

 

над

 

совершенство

-

ванием

 

электротранспорта

В

 

этом

 

году

 

она

 

представит

 

первый

 

в

 

мире

 

внедорожник

 

на

 

электрических

 

ба

-

тареях

а

 

в

 2015-

м

 — 

пикап

.

Два

 

года

 

назад

 «

РОЛЬФ

 

Импорт

» 

привёз

 

в

 

Россию

 

первые

 

электро

-

мобили

Андрей

 

Панков

 

отмечает

что

 

когда

 

компания

 

выходила

 

на

 

российский

 

рынок

то

 

партнёры

 

говорили

 

нам

что

мол

грянут

 

рус

-

ские

 

морозы

Москву

 

засыплют

 

ре

-

агентами

 

и

 

от

 

всех

 

ваших

 «

мобилей

» 

только

 

ржавый

 

металлолом

 

останет

-

ся

но

 

мы

 

рискнули

 — 

и

 

не

 

пожалели

.

Электромобили

 

прекрасно

 

чув

-

ствуют

 

себя

 

на

 

российских

 

дорогах

не

 

боятся

 

морозов

.

Как

 

оказалось

электромобили

 

неплохо

 

показывают

 

себя

 

и

 

в

 

экс

-

тремальных

 

ситуациях

после

 

траге

-

дии

 

на

 

атомной

 

станции

 «

Фукусима

», 

когда

 

сразу

 

прекратились

 

поставки

 

горючего

единственным

 

средством

 

передвижения

 

был

 

электромобиль

.

Компания

  «

РОЛЬФ

 

Импорт

» 

ак

-

тивно

 

развивает

 

свою

 

дилерскую

 

сеть

в

 

том

 

числе

 

и

 

в

 

России

Сегод

-

ня

 

в

 19 

российских

 

городах

 

действу

-

ют

 42 

дилерских

 

центров

 

по

 

прода

-

же

 

электромобилей

Не

 

углубляясь

 

в

 

особенности

 

российского

 

рынка

А

Панков

 

заметил

что

 

Россия

 — 

единственная

 

страна

 

в

 

мире

где

 

отсутствует

 

государственная

 

под

-

держка

 

электромобильной

 

отрасли

Между

 

тем

 

в

 

электромобильном

 

секторе

 

заложен

 

огромный

 

эконо

-

мический

 

потенциал

и

 

этот

 

фактор

 

нельзя

 

сбрасывать

 

со

 

счетов

.

Спонсор

 

рубрики

 

ООО

 «

РОЛЬФ

 

Импорт

»


Оригинал статьи: Без шума и пыли

Читать онлайн

Формирование рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры становится одним из приоритетных направлений российской электроэнергетики. По сути, внутри электроэнергетической отрасли рождается новая подотрасль, которая подтолкнёт к активной деятельности различные сферы экономики, будет способствовать созданию новых рабочих мест, развитию интеллектуальных сетей, повышению экологической безопасности и сокращению затрат на топливо. О том, что происходит в электромобильном секторе России и мира, говорили участники круглого стола «Перспективы развития электротранспорта в России: технологические особенности создания зарядной инфраструктуры», организованного в рамках форума «ТЭК России в XXI веке» ОАО «МОЭСК» по инициативе Федеральной сетевой компании (ОАО «ФСК ЕЭС»).

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»