28
Ноябрь
–
декабрь
2016
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
BC Hydro пересматривает
методы эксплуатации
вертолетов
BC Hydro обучает своих линейщиков, обслуживающих
высоковольтные ЛЭП, работать на большой высоте
над гористой местностью.
Джефф Нильсен (Geoff Nielsen)
и
Райан Монк (Ryan Monk)
,
BC Hydro
Э
нергетическая
компания
BC Hydro
обслужи
-
вает
значительную
часть
системы
передачи
и
распределения
электроэнергии
в
условиях
гористой
местности
и
ограниченной
доступ
-
ности
сухопутного
транспорта
на
западном
побережье
Канады
.
По
этой
причине
уже
на
протяжении
несколь
-
ких
десятилетий
компания
полагается
на
вертолеты
при
строительстве
,
обслуживании
и
ремонте
своих
объек
-
тов
.
За
последние
три
года
BC Hydro
потратила
на
об
-
служивание
вертолетов
более
100
млн
долларов
,
сре
-
ди
которых
оплата
работы
подрядчиков
и
собственные
эксплуатационные
расходы
.
В
2008
году
,
когда
за
предшествующие
24
месяца
чудом
удалось
избежать
нескольких
серьезных
аварий
,
была
произведена
оценка
рисков
эксплуатации
верто
-
летов
.
По
трагическому
стечению
обстоятельств
в
сен
-
тябре
того
же
года
,
пока
результаты
оценки
рисков
еще
не
были
интегрированы
в
процесс
эксплуатации
,
про
-
изошло
крушение
вертолета
BC Hydro.
После
этой
ката
-
строфы
компания
провела
полный
пересмотр
методов
эксплуатации
своей
авиации
и
реструктуризировала
процесс
управления
этими
методами
.
Расследование
крушения
Двое
линейщиков
осуществляли
патрулирование
ЛЭП
напряжением
60
кВ
на
вертолете
Bell 206.
Чтобы
обес
-
печить
качественное
патрулирование
линии
,
вертолет
был
вынужден
лететь
низко
над
землей
.
В
определен
-
ный
момент
была
нарушена
работа
двигателя
несуще
-
го
винта
.
Предполагается
,
что
пилот
попытался
при
-
менить
авторотацию
,
но
сделать
этого
ему
не
удалось
ввиду
того
,
что
либо
вертолет
летел
слишком
низко
и
медленно
для
удачного
выполнения
маневра
,
либо
он
столкнулся
с
небольшой
распределительной
линией
,
либо
и
то
и
другое
вместе
.
В
катастрофе
погибли
пилот
,
два
линейщика
и
пеше
-
ход
,
оказавшийся
на
месте
аварии
.
Хотя
проведенное
расследование
точно
и
не
выявило
причину
нарушения
работы
несущего
винта
вертолета
,
в
качестве
наиболее
вероятной
причины
рассматривалась
проблема
подачи
топлива
к
двигателю
.
После
полного
пересмотра
методов
эксплуатации
своей
авиации
, BC Hydro
реструктуризировала
про
-
цесс
управления
этими
методами
.
Ниже
перечислены
ключевые
аспекты
нового
подхода
к
эксплуатации
вер
-
толетов
:
•
создание
внутреннего
отдела
авиации
,
отслеживаю
-
щего
повседневное
использование
вертолетов
;
•
обеспечение
строгого
процесса
предварительной
оценки
потенциальных
подрядчиков
,
занимающихся
обслуживанием
вертолетов
,
в
том
числе
учет
време
-
ни
налета
пилотов
и
их
опыта
в
выполнении
специ
-
альных
летных
задач
;
Линейные
бригады
BC Hydro
проводят
тренировочную
спа
-
сательную
операцию
методом
«
Класс
D»
в
г
.
Террас
,
Бри
-
танская
Колумбия
.
ОПЕРАТИВНЫЙ
опыт
29
Ноябрь
–
декабрь
2016
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
•
сотрудничество
с
ограниченным
числом
подрядчи
-
ков
(BC Hydro
не
имеет
своего
вертолетного
парка
);
•
проведение
обязательных
регулярных
аудиторских
проверок
подрядчиков
и
их
систем
контроля
без
-
опасности
;
•
проведение
обязательного
обучения
всего
персо
-
нала
,
перемещающегося
или
работающего
на
вер
-
толетах
,
включая
обучение
управлению
ресурсами
экипажа
;
•
обеспечение
стандартных
эксплуатационных
проце
-
дур
для
всех
работ
с
применением
вертолетов
;
•
выдвижение
требований
к
использованию
особых
типов
вертолетов
для
специальных
задач
.
Анализ
рисков
В
текущем
десятилетии
компания
BC Hydro
планиро
-
вала
реализовывать
крупные
проекты
по
обслужи
-
ванию
и
строительству
,
в
том
числе
возведение
двух
цепей
ЛЭП
и
замену
дистанционных
распорок
для
гашения
вибраций
.
Чтобы
доставить
линейщиков
до
каждой
опоры
и
обратно
,
а
также
позволить
им
заме
-
нить
распорки
,
необходимо
было
провести
несколько
тысяч
вылетов
.
Для
решения
своих
задач
BC Hydro
нужно
было
найти
оптимальное
решение
,
которое
позволило
бы
до
-
стичь
нужного
баланса
между
безопасностью
,
эффек
-
тивностью
и
стоимостью
.
Компания
провела
анализ
ри
-
сков
,
направленный
исключительно
на
методы
доступа
к
опорам
и
проводам
.
Естественно
,
привычные
методы
доступа
к
объектам
(
транспорт
,
верхолазные
работы
или
подъемники
)
ока
-
зались
более
безопасными
,
чем
доступ
с
вертолетов
,
но
было
очевидно
,
что
во
многих
случаях
эти
методы
не
срабатывали
из
-
за
рельефа
местности
.
Вертолеты
были
необходимы
.
Следующие
методы
доступа
с
вертолетов
были
подвергнуты
оценке
и
рассмотрению
:
• «
Класс
D»,
когда
рабочий
подвешивается
на
длин
-
ном
тросе
,
находящемся
вне
летательного
аппарата
,
и
доставляется
на
место
в
подвешенном
состоянии
;
•
доступ
с
помощью
лебедки
,
когда
рабочий
добирает
-
ся
до
места
работ
внутри
вертолета
,
а
потом
спуска
-
ется
на
тросе
,
управляемом
его
ассистентом
;
•
доступ
с
платформы
,
когда
рабочий
сидит
на
плат
-
форме
,
закрепленной
на
боку
вертолета
.
Для
доставки
линейщиков
на
верхушки
опор
ЛЭП
также
были
рассмотрены
методы
доставки
вертолетом
«
в
одно
касание
»,
которые
до
этого
десятилетиями
ис
-
пользовались
в
BC Hydro.
Доставка
«
в
одно
касание
»
предполагает
,
что
полозья
вертолета
прикасаются
к
вер
-
хушке
опоры
таким
образом
,
чтобы
на
стальную
кон
-
струкцию
приходилась
лишь
малая
часть
его
веса
,
в
то
время
как
рабочие
покидают
вертолет
или
забираются
в
него
.
Методы
доступа
,
сохраняющие
более
существенную
дистанцию
между
винтом
вертолета
и
проводами
или
опорами
,
явно
являются
менее
рискованными
,
так
как
они
нечувствительны
к
внешним
воздействиям
,
способ
-
ным
вызвать
потерю
высоты
.
В
гористой
местности
та
-
ким
воздействием
может
быть
всего
лишь
порыв
ветра
.
С
этой
точки
зрения
«
Класс
D»
и
лебедочный
методы
превосходят
все
остальные
.
В
дополнение
,
последние
два
метода
обладают
еще
одним
преимуществом
:
возможностью
доставлять
ли
-
нейщиков
на
место
вне
зависимости
от
направления
ве
-
тра
.
Поскольку
при
использовании
лебедочного
метода
линейщик
проводит
меньше
времени
в
подвешенном
со
-
стоянии
в
воздухе
,
чем
при
методе
«
Класс
D»,
лебедоч
-
ный
метод
был
признан
наименее
рискованным
.
В
поисках
подходящего
вертолета
Одним
из
многочисленных
изменений
в
методах
экс
-
плуатации
авиации
BC Hydro
было
введение
требова
-
ний
использования
определенных
типов
вертолетов
для
конкретных
задач
.
Одним
из
ключевых
требований
к
вертолетам
стала
потребность
в
наличии
значитель
-
ного
запаса
мощности
.
К
примеру
,
если
плановая
экс
-
плуатация
не
будет
требовать
более
90%
заявленной
мощности
,
то
10%
всегда
будут
иметься
в
запасе
.
Дру
-
гое
требование
—
использование
вертолетов
со
сдво
-
енными
двигателями
в
случае
,
если
работы
осущест
-
Линейного
рабочего
BC Hydro
Мэтта
Хасти
поднимают
в
вертолет
MD902
компании
Ascent,
в
то
время
как
стажер
PLT
Джордан
Гезик
ждет
своей
очереди
.
Лиллуэт
,
Британ
-
ская
Колумбия
,
май
2016
года
.
Линейный
рабочий
BC Hydro
Брэд
Массе
устанавливает
шар
-
маркер
на
ЛЭП
138
кВ
,
будучи
подвешенным
к
лебедке
верто
-
лета
Bell 212
компании
Ascent.
ОПЕРАТИВНЫЙ
опыт
30
Ноябрь
–
декабрь
2016
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
вляются
в
условиях
,
когда
одномоторный
вертолет
должен
лететь
ниже
определенной
высоты
или
с
невы
-
сокой
скоростью
.
И
наконец
,
каждый
вылет
осуществля
-
ется
с
разрешения
авиационного
отдела
,
который
оце
-
нивает
каждый
предложенный
план
полета
согласно
специальной
многофакторной
системе
оценки
рисков
,
учитывающей
опытность
пилота
,
погоду
и
пригодность
вертолета
.
В
случае
наличия
слишком
высокого
уровня
риска
вылеты
не
допускаются
.
Вертолет
можно
безопасно
посадить
(
если
позволяет
рельеф
)
в
случае
отказа
несущего
винта
только
при
ус
-
ловии
,
что
он
набрал
достаточную
горизонтальную
ско
-
рость
и
высоту
над
уровнем
земли
.
Если
вертолет
будет
лететь
слишком
низко
или
слишком
медленно
,
то
он
бу
-
дет
не
в
состоянии
безопасно
приземлиться
в
случае
от
-
каза
винта
.
Как
следствие
,
в
BC Hydro (
в
том
числе
в
це
-
лях
строительства
,
технического
обслуживания
,
доступа
к
опорам
и
спасения
в
чрезвычайных
ситуациях
)
теперь
в
основном
использует
вертолеты
с
двумя
двигателями
.
Когда
компания
только
ввела
требование
использо
-
вать
двухмоторные
вертолеты
,
она
испытала
некото
-
рые
проблемы
в
связи
с
тем
,
что
ее
спрос
на
вертолеты
такого
класса
превышал
предложение
в
близлежащей
местности
.
Более
того
,
компания
выяснила
,
что
не
все
двухмоторные
вертолеты
являются
одинаковыми
.
Вви
-
ду
характера
опасности
,
которой
BC Hydro
пыталась
из
-
бежать
,
ей
требовались
вертолеты
,
способные
зависать
над
землей
без
одного
двигателя
.
В
скором
времени
предложение
сравнялось
со
спро
-
сом
и
в
распоряжении
поставщиков
было
достаточно
двухмоторных
вертолетов
,
чтобы
удовлетворить
потреб
-
ности
компании
.
Неожиданным
преимуществом
оказал
-
ся
тот
факт
,
что
такие
вертолеты
обычно
управляются
только
самыми
лучшими
пилотами
.
В
настоящее
время
для
доставки
линейщиков
на
объекты
BC Hydro
использует
метод
«
в
одно
касание
»,
«
Класс
D»
и
лебедочный
способ
на
двухмоторных
вер
-
толетах
.
Последние
два
метода
используются
также
для
аварийно
-
спасательных
работ
.
В
2010
году
фирма
-
подрядчик
Ascent Helicopters
предложила
ком
-
пании
BC Hydro
использовать
обору
-
дованный
лебедкой
вертолет
MD-902
для
работы
на
объектах
по
передаче
и
распределению
электроэнергии
.
Этот
вертолет
оснащен
двумя
двига
-
телями
PW207E,
а
также
надежной
системой
зависания
над
землей
на
одном
двигателе
.
Компактные
размеры
этого
вер
-
толета
и
отсутствие
хвостового
винта
делают
его
идеально
подхо
-
дящим
для
операций
с
использова
-
нием
системы
доступа
к
объектам
с
лебедки
.
Такая
система
состоит
из
двухскоростного
электродвигате
-
ля
и
стального
троса
толщиной
3/16
дюйма
(
около
1
см
),
выдерживаю
-
щего
рабочую
нагрузку
в
600
фун
-
тов
(272
кг
).
Двигатель
работает
на
низкой
скорости
(150
футов
/
мин
или
45,7
м
/
мин
)
при
нагрузке
более
300
фунтов
(136
кг
);
при
нагрузке
менее
300
фунтов
(136
кг
)
двигатель
может
работать
на
низкой
или
вы
-
сокой
скорости
(275
футов
/
мин
или
83,8
м
/
мин
).
В
соответствии
со
строгими
федеральными
требованиями
к
обслуживанию
и
проверке
гарантирует
-
ся
,
что
лебедка
в
состоянии
безопасно
выполнять
свои
функции
при
каждом
использовании
и
в
любое
время
.
Применение
лебедочного
способа
BC Hydro
впервые
применила
лебедочный
метод
в
2011
году
для
ремонта
провода
,
пересекающего
океанский
канал
.
Хотя
методы
спуска
на
лебедке
уже
много
лет
использовались
военными
и
различными
государственными
службами
(
например
,
при
тушении
лесных
пожаров
),
это
было
первое
в
Канаде
примене
-
ние
подобного
метода
частной
компанией
.
Начиная
со
времени
,
когда
метод
был
использован
впервые
, BC
Hydro
многое
узнала
о
его
преимуществах
,
проблемах
и
некоторых
недостатках
.
Например
,
компания
обнаружила
,
что
для
помощи
пилоту
в
поиске
вертикального
ориентира
можно
раз
-
местить
флажки
в
зоне
работ
или
вокруг
нее
.
Без
ис
-
пользования
флагов
установление
такого
ориентира
было
бы
сложным
,
особенно
при
работе
над
водой
.
Другой
фактор
,
к
которому
компании
пришлось
при
-
способиться
—
это
неожиданно
сильное
раскачива
-
ние
проводов
под
воздействием
потока
воздуха
от
не
-
сущего
винта
.
Дополнительным
преимуществом
лебедочного
мето
-
да
является
отсутствие
потребности
в
применении
бо
-
лее
рискованных
методов
вроде
«
одного
касания
»
для
доставки
экипажа
на
опоры
,
что
позволяет
повысить
эффективность
работы
.
Можно
,
например
,
доставлять
несколько
рабочих
за
один
раз
без
необходимости
воз
-
вращаться
на
взлетную
площадку
,
как
при
использо
-
вании
длинного
троса
.
Кроме
того
,
лебедочный
метод
позволяет
быстро
забирать
рабочих
с
опоры
в
случае
внезапного
изменения
погоды
,
которое
часто
имеет
ме
-
сто
на
горной
территории
.
И
,
наконец
,
этот
метод
дает
возможность
осуществлять
мгновенные
спасательные
операции
в
нужном
месте
и
является
менее
утомитель
-
ным
для
экипажа
.
Линейные
рабочие
BC Hydro
устанавливают
одиночную
тележку
на
провод
,
го
-
товясь
к
установке
дистанционных
распорок
и
шаров
-
маркеров
на
линии
230
кВ
,
пересекающей
остров
Ванкувер
,
Британская
Колумбия
.
Вертолет
MD902
предо
-
ставлен
компанией
Ascent Helicopters.
ОПЕРАТИВНЫЙ
опыт
31
Ноябрь
–
декабрь
2016
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
Среди
недостатков
лебедочного
метода
можно
вы
-
делить
его
стоимость
,
так
как
подходящие
для
него
ле
-
тательные
аппараты
достаточно
дороги
.
Также
метод
предполагает
использование
привязных
ремней
,
кото
-
рые
подлежат
государственному
контролю
.
Линейщики
не
имеют
права
использовать
собственное
снаряжение
,
оно
должно
поставляться
в
комплекте
с
лебедочной
сис
-
темой
и
вертолетом
.
В
настоящее
время
поставщиков
вертолетов
с
лебедочными
системами
все
еще
весьма
немного
.
Стоит
отметить
,
что
встречаются
также
случаи
,
когда
вертолет
на
короткое
время
может
оказаться
при
-
крепленным
лебедочным
тросом
к
опоре
.
Однако
подоб
-
ные
ситуации
находятся
под
контролем
управляющего
лебедкой
члена
экипажа
и
пилота
,
каждый
из
них
имеет
возможность
быстро
обрезать
трос
.
Один
из
недостатков
лебедочного
метода
вытекает
из
его
многочисленных
достоинств
.
Дело
в
том
,
что
не
-
которые
опытные
рабочие
рассматривают
работу
на
ле
-
бедке
как
более
совершенную
технологию
по
сравнению
с
применявшимися
ранее
методами
работы
и
считают
это
поводом
в
некоторой
степени
расслабиться
,
что
,
разумеется
,
является
недопустимым
при
любых
работах
с
вертолета
.
Работы
в
отдаленных
местах
Сегодня
компания
BC Hydro
использует
лебедки
при
выполнении
самых
разных
работ
,
в
том
числе
для
спу
-
ска
на
землю
(
то
есть
доставки
экипажа
на
места
ра
-
бот
,
являющиеся
практически
недоступными
для
других
средств
передвижения
);
для
подъема
на
опоры
;
для
до
-
ступа
к
неустойчивым
объектам
(
например
,
для
ремонт
-
ных
работ
в
середине
пролета
на
проводе
,
который
не
приспособлен
для
использования
тележки
);
для
спуска
на
лебедке
и
проведения
работ
«
голыми
руками
»;
для
спасательных
операций
.
Федеральные
авиационные
правила
предписывают
проведение
ежегодного
под
-
робного
инструктажа
и
обучения
всех
участников
про
-
цесса
,
включая
пилотов
и
членов
экипажа
,
управляю
-
щих
лебедкой
.
Больше
информации
на
:
Ascent Helicopters | www.ascenthelicopters.ca
BC Hydro | www.bchydro.com
Bell Helicopter | www.bellhelicopter.com
Недавно
BC Hydro
использовала
лебедочный
метод
,
чтобы
удалить
несколько
пролетов
выведенных
из
экс
-
плуатации
деревянных
опор
и
проводов
из
зоны
боль
-
шой
экологической
и
культурной
ценности
,
куда
было
физически
невозможно
попасть
обычным
транспортом
.
Усложняло
задачу
то
,
что
для
проведения
верхолазных
работ
опоры
слишком
сильно
прогнили
,
при
этом
пова
-
лить
их
тоже
было
нельзя
из
-
за
риска
разбить
фарфо
-
ровые
изоляторы
(
оставлять
осколки
фарфора
в
данной
местности
было
запрещено
).
Опустив
наземных
рабочих
в
нужное
место
с
помо
-
щью
лебедки
, BC Hydro
удалось
выполнить
задачу
.
Ра
-
бочий
,
подвешенный
на
лебедке
,
устанавливал
длинную
петлю
на
верхушке
каждой
опоры
.
Затем
производилась
обрезка
проводов
с
вертолета
с
помощью
специального
инструмента
,
подвешенного
на
тросе
.
Когда
все
провода
были
перерезаны
примерно
в
середине
пролета
,
режу
-
щий
инструмент
снимался
с
троса
,
и
рабочие
на
земле
прикрепляли
к
лебедке
первую
петлю
.
Затем
для
обрезки
оттяжек
опор
осуществлялось
незначительное
натяже
-
ние
троса
лебедки
,
после
чего
сама
опора
спиливалась
бензопилой
на
уровне
земли
.
В
завершение
всего
,
опо
-
ра
,
траверсы
,
изоляторы
и
половина
пролета
проводов
вместе
поднимались
в
воздух
вертолетом
и
складыва
-
лись
на
отдаленном
летном
поле
.
Можно
предположить
,
что
успешное
проведение
вышеописанных
работ
было
бы
невозможно
без
использования
лебедочного
метода
.
Снижение
риска
Выполнение
работ
с
вертолета
создает
дополнитель
-
ные
риски
для
линейщиков
,
работающих
на
электро
-
сетевых
объектах
.
Компания
BC Hydro
выяснила
,
что
можно
избежать
многих
рисков
,
связанных
с
использо
-
ванием
вертолетов
,
путем
строгого
соблюдения
правил
эксплуатации
авиации
.
К
настоящему
моменту
усилия
компании
по
сниже
-
нию
риска
были
уже
высоко
оценены
в
энергетической
отрасли
.
В
2014
году
BC Hydro
удостоилась
награды
«
Серебряные
крылья
»
от
Совета
по
авиационной
без
-
опасности
BC Aviation Safety Council,
а
в
2015
году
BC Hydro
получила
приз
от
Airbus Helicopter Canada
Innovation
в
номинации
«
Безопасность
».
Однако
,
возможно
,
самое
важное
—
это
признание
самих
рабочих
BC Hydro.
Они
рассматривают
меры
по
улучшению
безопасности
как
дань
памяти
о
двух
линей
-
щиках
,
трагически
погибших
в
катастрофе
2008
года
.
Но
все
же
BC Hydro
прекрасно
известно
,
что
полностью
избежать
риска
не
удастся
никогда
,
поэтому
компания
продолжает
сохранять
бдительность
и
искать
новые
воз
-
можности
для
дальнейшего
снижения
риска
.
Благодарности
C
татья
посвящается
памяти
Роба
Леманна
и
Дирка
Ро
-
зенбума
.
Джефф
Нильсен
специалист
по
разработке
методов
работы
в
компании
BC Hydro
и
профессиональный
инженер
.
Райан
Монк
([email protected]) -—
инструк
-
тор
по
профессиональным
навыкам
в
BC Hydro.
Линейные
бригады
протягивают
линию
во
время
строи
-
тельства
ЛЭП
500
кВ
компанией
BC Hydro.
Меррит
,
Британ
-
ская
Колумбия
,
март
2015
года
.
ОПЕРАТИВНЫЙ
опыт
Оригинал статьи: BC Hydro пересматривает методы эксплуатации вертолетов
BC Hydro обучает своих линейщиков, обслуживающих высоковольтные ЛЭП, работать на большой высоте над гористой местностью.