

ОБРАЗО-
ВАНИЕ
104
учеба
человеческий капит
а
л
П
режде
всего
,
следует
опреде
-
лить
,
что
же
понимается
под
базой
знаний
.
Википедия
—
один
из
наиболее
широко
из
-
вестных
информационных
ресурсов
дает
следующее
определение
: «
База
знаний
в
информатике
и
исследова
-
ниях
искусственного
интеллекта
(
БЗ
;
англ
.knowledge base, KB) —
это
особо
-
го
рода
база
данных
,
разработанная
для
оперирования
знаниями
(
мета
-
данными
).
Простые
базы
знаний
могут
использоваться
для
создания
эксперт
-
ных
систем
хранения
данных
в
орга
-
низации
:
документации
,
руководств
,
статей
технического
обеспечения
.
Главная
цель
создания
таких
баз
—
помочь
менее
опытным
людям
найти
уже
существующее
описание
спосо
-
ба
решения
какой
-
либо
проблемы
»
(http://ru.wikipedia.org/wiki/
База
_
зна
-
ний
).
Определение
базы
знаний
в
управ
-
ленческом
смысле
можно
уточнить
:
«
База
знаний
представляет
собой
База знаний —
ДЛЯ КОГО и
ДЛЯ ЧЕГО?
В этой статье, продолжающей цикл публикаций по раз-
витию и совершенствованию персонала, будет рассма-
триваться такой непростой вопрос, как формирование
базы знаний компании.
Юрий ШАРОВ, зав. кафедрой
«Электроэнергетические системы», к.т.н., доцент,
Владимир ТУЛЬСКИЙ, зам. зав. кафедрой
«Электроэнергетические системы», к.т.н., доцент,
Сергей БЕЛОУСОВ, старший преподаватель кафедры
«Техника и электрофизика высоких напряжений»,
замдиректора ЦПП «Электроэнергетика», к.т.н.,
Дмитрий КОВАЛЕВ, ассистент кафедры «Техника и
электрофизика высоких напряжений», МЭИ (ТУ)
четко
структурированное
хранилище
непрерывно
актуализируемой
инфор
-
мации
,
необходимой
для
эффективной
работы
компании
».
При
этом
совер
-
шенно
четко
прослеживается
место
базы
знаний
в
системе
развития
пер
-
сонала
(
рис
. 1).
База
знаний
должна
применяться
не
только
как
коррелирующий
с
моде
-
Рис
. 1.
Место
базы
знаний
в
системе
развития
персонала

105
№ 3, ноябрь-декабрь, 2010
лью
компетенций
компании
инструмент
для
самооцен
-
ки
или
же
самостоятельного
обучения
сотрудников
,
но
и
справочная
база
,
используемая
в
повседневной
ра
-
боте
.
Тогда
из
каких
же
элементов
в
этом
случае
должна
со
-
стоять
база
знаний
для
решения
поставленных
задач
—
самооценка
,
самообучение
и
работа
? (
рис
. 2).
Представляются
целесообразными
следующие
со
-
ставляющие
базы
знаний
:
•
тематические
учебные
курсы
;
•
нормативно
-
техническая
документация
;
•
научные
публикации
;
•
инструкции
по
эксплуатации
оборудования
;
•
итоги
форумов
и
конференций
;
•
результаты
научно
-
исследовательских
работ
.
Понятно
,
что
каждый
документ
,
поступающий
в
такую
базу
знаний
,
должен
проходить
процедуру
библиографи
-
ческого
описания
.
При
этом
важно
оценивать
,
какому
именно
специалисту
он
необходим
в
профессиональной
деятельности
.
Рассмотрим
каждый
из
элементов
базы
знаний
более
подробно
.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ
УЧЕБНЫЕ
КУРСЫ
В
случае
,
когда
в
компании
существует
модель
ком
-
петенций
,
содержащая
,
в
том
числе
,
и
требования
к
на
-
правлениям
и
уровням
знаний
и
умений
специалистов
,
занимающих
различные
должностные
позиции
,
становит
-
ся
возможным
организовать
индивидуальное
, «
точечное
»
развитие
персонала
.
После
определения
текущего
уров
-
ня
компетентности
специалистов
по
их
профилям
и
сопо
-
ставления
с
существующими
требованиями
можно
четко
формировать
программы
обучения
,
ориентированные
на
каждого
конкретного
специалиста
.
В
этом
случае
воз
-
можно
весьма
существенное
сокращение
расходов
ком
-
пании
на
обучение
сотрудников
(
что
особенно
актуально
для
организаций
,
имеющих
большой
штат
)
без
снижения
качества
персонала
.
Формирование
перечня
курсов
может
осуществлять
-
ся
как
за
счет
программ
,
заказанных
у
различных
учеб
-
ных
заведений
,
так
и
за
счет
программ
,
разработанных
учебными
центрами
самой
компании
,
в
случае
,
если
они
существуют
.
При
этом
должно
обеспечиваться
соблюде
-
ние
единого
стандарта
качества
подготовки
специали
-
стов
.
Интересный
пример
можно
привести
из
опыта
обще
-
ния
с
техническими
специалистами
энергетических
ком
-
паний
.
Во
время
семинара
обсуждался
вопрос
,
какие
знания
и
умения
им
необходимы
в
работе
.
До
тех
пор
,
пока
обсуждалось
обслуживание
оборудования
,
по
ко
-
торому
имеются
учебно
-
методические
материалы
,
вся
группа
считала
,
что
данную
тему
нужно
знать
очень
хоро
-
шо
.
Как
только
переходили
к
вновь
вводимому
оборудо
-
ванию
,
по
которому
учебных
и
справочных
материалов
нет
,
большинство
специалистов
настаивало
на
том
,
что
это
им
не
нужно
.
К
сожалению
,
эта
картина
характерна
для
большин
-
ства
компаний
.
И
хотя
многие
говорят
о
техническом
пе
-
ревооружении
,
вопрос
подготовки
персонала
под
такое
перевооружение
почему
-
то
возникает
уже
после
прове
-
дения
реконструкции
и
модернизации
оборудования
.
НОРМАТИВНО
-
ТЕХНИЧЕСКАЯ
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Здесь
должны
содержаться
как
документация
феде
-
рального
уровня
(
разумеется
,
имеющая
отношение
к
деятельности
соответствующей
компании
),
так
и
вну
-
тренние
приказы
,
положения
и
прочие
документы
,
дей
-
ствующие
в
самой
организации
.
Следует
отметить
,
что
для
эффективности
базы
знаний
действующие
версии
документов
должны
выделяться
особо
,
чтобы
не
было
путаницы
с
предыдущими
версиями
,
утратившими
силу
.
В
то
же
время
архив
подобных
актов
,
безусловно
,
дол
-
жен
сохраняться
в
течение
определенного
периода
вре
-
мени
.
Стоит
отметить
,
что
в
компаниях
,
имеющих
сложную
организационную
схему
(
сети
филиалов
,
различных
под
-
разделений
и
проч
.),
зачастую
наблюдается
противоре
-
чие
между
нормативными
документами
,
издаваемыми
структурами
различного
уровня
.
Сведение
их
в
единую
базу
упростит
выявление
таких
случаев
.
Кроме
того
,
некоторые
нормативные
документы
охватывают
широкий
круг
вопросов
.
При
этом
,
к
со
-
жалению
,
в
ряде
компаний
при
аттестации
персонала
от
специалиста
требуют
знание
всего
документа
,
хотя
в
его
зону
ответственности
попадают
только
отдельные
главы
или
даже
пункты
данного
документа
.
Очень
важ
-
но
,
чтобы
в
базу
знаний
такие
документы
попадали
уже
структурированно
,
с
разделением
на
области
зна
-
ний
.
НАУЧНЫЕ
ПУБЛИКАЦИИ
Квалифицированный
специалист
,
для
того
,
чтобы
со
-
хранять
свой
профессиональный
уровень
,
должен
сле
-
дить
за
последними
достижениями
в
сфере
собственной
деятельности
.
Однако
постоянно
увеличивающийся
объ
-
ем
информации
весьма
затрудняет
процесс
отделения
«
зерен
от
плевел
».
Поэтому
непременным
элементом
базы
знаний
должен
быть
блок
,
содержащий
ссылки
на
публикации
научных
журналов
,
конференций
,
авторефе
-
раты
диссертаций
,
причем
для
упрощения
работы
с
этой
информацией
необходимо
предусмотреть
аннотирова
-
ние
данных
материалов
.
Рис
. 2.
Составляющие
базы
знаний

106
ОБРАЗОВАНИЕ
ИНСТРУКЦИИ
ПО
ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБОРУДОВАНИЯ
Отдельный
вопрос
и
,
увы
,
зачастую
серьезная
го
-
ловная
боль
для
специалистов
,
работающих
со
слож
-
ным
техническим
оборудованием
, —
отсутствие
гра
-
мотных
описаний
и
инструкций
по
эксплуатации
.
Не
секрет
,
что
далеко
не
всегда
поставщики
(
особенно
в
случае
,
если
продажи
идут
через
длинную
цепочку
за
-
рубежный
производитель
—
дистрибьютор
—
дилер
)
обе
-
спечивают
переведенные
на
русский
язык
инструкции
.
Еще
чаще
бывает
так
,
что
качество
перевода
делает
документы
непригодными
к
использованию
.
Поэтому
специалистам
приходится
заниматься
переводом
са
-
мостоятельно
.
Также
необходимо
учитывать
,
что
многие
инструк
-
ционные
материалы
однотипны
для
одного
и
того
же
вида
оборудования
,
но
из
-
за
географических
особен
-
ностей
специалисту
во
Владивостоке
и
Калининграде
приходится
самостоятельно
прорабатывать
одну
и
ту
же
инструкцию
.
Наличие
единой
базы
знаний
может
существенно
сократить
затраты
времени
на
данную
работу
.
ФОРУМЫ
И
КОНФЕРЕНЦИИ
Элемент
«
живого
»
общения
—
интернет
-
площадки
—
обеспечивают
обмен
информацией
между
сотрудни
-
ками
одинаковых
служб
.
Данная
составляющая
базы
знаний
даст
возможность
,
с
одной
стороны
,
начинаю
-
щим
специалистам
быстрее
справляться
со
сложными
вопросами
,
с
другой
—
позволит
реализовать
наставни
-
ческий
потенциал
более
опытным
сотрудникам
.
Кроме
того
,
участие
в
подобных
профессиональных
сообще
-
ствах
может
служить
весьма
существенным
мотивирую
-
щим
фактором
.
Наиболее
очевидными
составляющими
этого
раз
-
дела
будут
«
ЧаВО
» — «
ЧАсто
задаваемые
Вопросы
и
От
-
веты
»,
а
также
«
Задай
вопрос
эксперту
». «
ЧаВО
» —
пло
-
щадка
для
организации
общения
между
специалистами
внутри
компании
. «
Вопрос
эксперту
» —
в
случае
привле
-
чения
сторонних
консультантов
.
Здесь
уместно
привести
пример
из
практики
про
-
ведения
семинаров
-
совещаний
с
начальниками
под
-
станций
одной
из
энергетических
компаний
.
Во
время
обсуждения
технологических
процессов
молодые
спе
-
циалисты
,
работающие
на
одном
предприятии
,
с
удив
-
лением
узнавали
,
что
задачу
,
над
решением
которой
каждый
бился
самостоятельно
,
затрачивая
несколько
недель
,
два
года
назад
уже
решал
их
коллега
со
ста
-
жем
,
но
нигде
это
решение
не
зафиксировано
.
РЕЗУЛЬТАТЫ
НАУЧНО
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
РАБОТ
Данный
раздел
базы
знаний
также
является
актуаль
-
ным
только
для
крупных
компаний
,
с
одной
стороны
,
об
-
ладающих
потребностями
(
и
возможностями
)
финанси
-
рования
научных
исследований
и
разработок
;
с
другой
—
имеющих
большое
число
различных
подразделений
,
зачастую
,
увы
,
недостаточно
хорошо
информированных
о
работах
,
заказанных
их
коллегами
из
соседнего
каби
-
нета
.
При
этом
также
могут
быть
сэкономлены
весьма
су
-
щественные
средства
за
счет
сокращения
параллель
-
ных
или
дублирующих
друг
друга
исследований
.
Каким
образом
могут
быть
реализованы
подобные
базы
знаний
?
Здесь
целесообразно
говорить
о
кросс
-
платформенных
решениях
.
Причем
можно
выделить
,
помимо
самих
компаний
,
которые
создают
подобный
инструментарий
для
себя
,
четыре
ключевые
категории
партнеров
.
Во
-
первых
,
это
профильные
министерства
.
Так
как
,
помимо
издания
нормативных
документов
,
они
непо
-
средственно
заинтересованы
в
повышении
эффектив
-
ности
предприятий
подведомственной
сферы
.
Во
-
вторых
,
компании
-
поставщики
правовых
ин
-
формационных
баз
.
На
рынке
существует
несколько
крупных
игроков
в
этом
сегменте
,
и
любой
из
них
готов
предоставить
решения
,
позволяющие
интегрировать
внутренние
документы
компании
в
существующие
базы
данных
.
В
-
третьих
,
производители
оборудования
.
Поддерж
-
ка
документации
по
поставляемой
технике
должна
стать
непременным
условием
при
размещении
заказа
.
И
,
наконец
,
в
-
четвертых
,
профильные
учебные
за
-
ведения
,
осуществляющие
обучение
по
соответствую
-
щим
программам
повышения
квалификации
.
В
данном
случае
речь
может
идти
об
«
абонемент
-
ном
обслуживании
»
курсов
,
при
-
обретенных
компанией
.
В
заключение
хотелось
бы
еще
раз
обратить
внимание
на
тот
факт
,
что
основными
требо
-
ваниями
к
базе
знаний
ком
-
пании
являются
ее
структури
-
рованность
и
актуальность
.
В
случае
несоблюдения
первого
из
этих
условий
работа
с
ней
становится
неэффективной
,
а
при
несоблюдении
второго
—
компании
может
быть
причи
-
нен
ущерб
,
например
,
в
случае
,
если
в
базе
содержатся
уста
-
ревшие
нормативные
требова
-
ния
.
Оригинал статьи: База знаний — ДЛЯ КОГО и ДЛЯ ЧЕГО?
В этой статье, продолжающей цикл публикаций по развитию и совершенствованию персонала, будет рассматриваться такой непростой вопрос, как формирование базы знаний компании.