Австралийский взгляд на «умный свет»

Page 1
background image

Page 2
background image

56

н

а

р

у

ж

н

о

е

 о

с

в

е

щ

е

н

и

е

наружное освещение

Австралийский взгляд 
на «умный свет»

*

С

истемы

 

уличного

 

освеще

-

ния

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

имеют

 

широкое

 

распро

-

странение

Они

 

освещают

 

городские

 

центры

парки

 

и

 

обще

-

ственные

 

места

 

сбора

Они

 

освеща

-

ют

 

промышленные

 

площадки

 

и

 

при

-

городные

 

территории

И

 

конечно

они

 

освещают

 

жилые

 

кварталы

.

Однако

 

подавляющее

 

большин

-

ство

 

систем

 

уличного

 

освещения

 

имеют

 

низкую

 

эффективность

так

 

как

 

в

 

них

 

до

 

сих

 

пор

 

используются

 

натриевые

 

или

 

ртутные

 

уличные

 

фонари

И

 

это

 

справедливо

 

для

 

всего

 

мира

Из

 

примерно

 600 

мил

-

лионов

 

уличных

 

фонарей

 

по

 

всему

 

миру

, 90 % 

используют

 

традицион

-

ные

 

лампы

.

Ситуация

 

меняется

хотя

 

и

 

очень

 

медленно

Городские

 

власти

 

и

 

ком

-

мунальные

 

предприятия

 

осознают

 

выгоды

 

применения

 

светодиодных

 

технологий

которые

 

выражаются

прежде

 

всего

в

 

экономии

 

электро

-

энергии

но

 

слабо

 

представляют

 

себе

 

дополнительные

 

преимуще

-

ства

предоставляемые

 

целостны

-

ми

 

интеллектуальными

 

системами

.

С

 

целью

 

получения

 

более

 

пол

-

ного

 

представления

 

о

 

структуре

 

и

 

возможностях

 

интеллектуаль

-

ных

 

систем

 

уличного

 

освещения

 

в

 2016 

году

 

в

 

Австралийском

 

Сид

-

нее

 

состоялся

  «

круглый

 

стол

», 

на

 

котором

 

все

 

заинтересованные

 

сто

-

роны

 

могли

 

не

 

только

 

ознакомиться

 

с

 

последними

 

тенденциями

 

разви

-

тия

 

систем

но

 

и

 

сформировать

 

соб

-

ственное

 

мнение

позицию

 

относи

-

тельно

 

инвестиционных

 

проектов

а

 

также

 

выработать

 

рекомендации

 

по

 

их

 

дальнейшему

 

развитию

.

Приведенные

 

ниже

 

мнения

 

и

 

ре

-

комендации

 

основываются

 

на

 

до

-

кладах

 

и

 

мнениях

 

участников

 «

круг

-

лого

 

стола

».

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

 

УЛИЧНОЕ

 

ОСВЕЩЕНИЕ

 —

ЧТО

 

ЭТО

?

Термин

 «

интеллектуальное

 

уличное

 

освещение

» 

относится

 

к

 

уличной

 

инфраструктуре

 

освещения

кото

-

рая

 

выполняет

 

роль

 

традиционного

 

уличного

 

освещения

 

и

 

имеет

 

допол

-

нительные

 

функции

предназначен

-

ные

 

для

 

повышения

 

эффективно

-

сти

производительности

 

системы

 

и

 

расширения

 

спектра

 

предостав

-

ляемых

 

потребителям

 

услуг

.

Инфраструктура

 

интеллектуаль

-

ного

 

уличного

 

освещения

 

состо

-

ит

 

из

  (

как

 

минимум

светодиодных

 

светильников

  (

имеющих

 

при

 

необ

-

ходимости

 

функцию

 

затемнения

), 

датчиков

 

сбора

 

данных

 

и

 

коммуни

-

кационных

 

технологий

Дополни

-

тельно

 

системы

 

могут

 

дополняться

 

цифровыми

 

дорожными

 

знаками

объектами

 

видеонаблюдения

гром

-

коговорителями

тревожными

 

ава

-

рийными

 

системами

 

и

 

объектами

 

зарядки

 

электромобилей

Общее

 

оснащение

 

фонаря

 

такой

 

системы

 

представлено

 

на

 

рисунке

 1.

Далее

 

представлены

 

мнения

 

различных

 

стейкхолдеров

 

процес

-

са

 

создания

 

интеллектуальной

 

си

-

стемы

 

управления

 

уличным

 

осве

-

щением

.

ОРГАНЫ

 

МЕСТНОГО

 

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Органами

 

местного

 

самоуправле

-

ния

 

принят

 

курс

 

на

 

расширение

 

спектра

 

оказываемых

 

услуг

 

и

 

тес

-

ное

 

взаимодействие

 

со

 

всеми

 

по

-

ставщиками

В

 

этой

 

связи

 

создание

 

интеллектуальной

 

системы

 

улич

-

ного

 

освещения

 

является

 

одним

 

из

 

перспективных

 

направлений

Одна

-

ко

 

у

 

задействованных

 

сотрудников

 

до

 

настоящего

 

времени

 

отмечается

 

наличие

 

определенных

 

пробелов

 

Павлов

 

А

.

С

.,

 

заместитель

 

директора

 

по

 

реализации

 

услуг

 

ПО

 «

Центральные

 

электрические

 

сети

» 

филиала

 

ОАО

 «

МРСК

 

Урала

» — «

Свердловэнерго

»

Подготовлено

 

по

 

материалам

 Smart street lighting in Australia. Discussion paper. 

Lighting Council Australia, 2016.

 


Page 3
background image

57

в

 

знаниях

 

и

 

отсутствие

 

актуаль

-

ной

 

информации

Также

 

для

 

кор

-

ректной

 

работы

 

органов

 

мест

-

ного

 

самоуправления

 

в

 

рамках

 

действующих

 

регламентов

 

необ

-

ходима

 

актуализация

 

норматив

-

ной

 

базы

 

с

 

учетом

 

вновь

 

внедря

-

емых

 

технологий

.

Драйвером

 

для

 

увеличения

 

скорости

 

и

 

объемов

 

получения

 

данных

 

о

 

состоянии

 

объектов

 

ин

-

фраструктуры

а

 

также

 

расшире

-

ния

 

возможностей

 

анализа

 

полу

-

ченной

 

информации

 

могут

 

стать

 

сервис

-

ориентированные

 

при

-

ложения

Собираемые

 

данные

 

могут

 

быть

 

использованы

 

для

 

создания

 

новых

 

экономических

 

служб

 

и

 

возможностей

 

для

 

биз

-

неса

Государственные

 

органы

 

хотят

 

получить

 

доступ

 

к

 

наиболее

 

важным

 

данным

а

 

также

 

готовы

 

предоставлять

 

определенные

 

слои

 

данных

 

для

 

бизнес

-

структур

 

в

 

соответствии

 

с

 

их

 

целями

 

и

 

за

-

дачами

.

Уличные

 

фонари

по

 

всей

 

ве

-

роятности

в

 

недалеком

 

буду

-

щем

 

будут

 

представлять

 

ценное

 

коммерческое

 

пространство

ис

-

пользуемое

 

на

 

условиях

 

аренды

 

различными

 

поставщиками

 

услуг

 

и

 

бизнес

-

структурами

В

 

перспек

-

тиве

 

фонарный

 

столб

 

можно

 

счи

-

тать

 

частью

 

новой

 

ЭКО

-

системы

обеспечивающей

 

улучшенное

 

освещение

повышение

 

эффек

-

тивности

 

организации

 

городского

 

пространства

  (

инфраструктуры

), 

сбора

 

данных

 

и

 

предоставления

 

дополнительных

 

услуг

.

Для

 

некоторых

 

районов

 

горо

-

да

возможно

отсутствует

 

необ

-

ходимость

 

в

 

полноценном

 

ночном

 

освещении

На

 

этих

 

территориях

 

может

 

быть

 

реализован

 

принцип

 

ночной

 

экономии

В

 

противопо

-

ложность

 

этому

в

 

других

 

районах

 

может

 

потребоваться

 

увеличение

 

уровня

 

освещения

 

в

 

зависимости

 

от

 

времени

 

суток

 

или

 

какого

-

либо

 

события

. «

Умные

» 

системы

 

осве

-

щения

 

могут

 

обеспечить

 

нужное

 

количество

 

света

 

в

 

нужном

 

месте

 

и

 

в

 

нужное

 

время

.

Для

 

создания

 

высокоэффек

-

тивной

 

системы

 

уличного

 

осве

-

щения

ориентированной

 

на

 

нуж

-

ды

 

граждан

городским

 

властям

 

необходимы

 

консультации

 

с

 

жи

-

телями

По

 

итогам

 

обсуждения

 

соответствующие

 

объемы

 

инве

-

стиционных

 

вложений

 

в

 

созда

-

ние

 

интеллектуальной

 

системы

 

уличного

 

освещения

 

могут

 

быть

 

включены

 

в

 

бюджет

 

муниципали

-

тета

При

 

этом

 

приоритет

 

реали

-

зации

 

должны

 

получать

 

районы

где

 

наряду

 

с

 

непосредственной

 

функцией

 

уличного

 

освещения

 

создаваемая

 

инфраструктура

 

способна

 

обеспечить

 

дополни

-

тельную

 

доходность

 

от

 

аренды

 

придорожной

 

сети

 

и

 

возмездного

 

предоставления

 

данных

 

заинте

-

ресованным

 

структурам

.

Системы

 

интеллектуально

-

го

 

уличного

 

освещения

 

долж

-

ны

 

быть

 

устойчивыми

гибкими

 

и

 

строиться

 

на

 

модульных

 

прин

-

ципах

Они

 

должны

 

быть

 

спо

-

собны

 

к

 

развитию

 

и

 

расширению

 

с

 

течением

 

времени

.

Разработка

 

бизнес

-

проектов

 

по

 

организации

 

системы

 

интел

-

лектуального

 

освещения

 

долж

-

на

 

учитывать

 

инерцию

 

создания

 

и

 

модернизации

 

инфраструк

-

туры

При

 

разработке

 

техниче

-

ских

 

решений

 

и

 

инвестиционных

 

проектов

 

в

 

этой

 

области

 

сле

-

дует

 

учитывать

 

существующую

 

инфраструктуру

в

 

том

 

числе

 

и

 

электросетевую

  (

деревянные

 

опоры

). 

Во

 

многих

 

случаях

 

орга

-

низация

 

передачи

 

информации

 

посредством

 

кабельных

 

связей

 

может

 

оказаться

 

чрезмерно

 

до

-

рогой

тогда

 

рекомендуется

 

рас

-

сматривать

 

каналы

 

беспровод

-

ной

 

передачи

 

данных

Для

 

сбора

 

и

 

обработки

 

боль

-

шого

 

объема

 

данных

 

целесоо

-

бразно

 

рассматривать

 

облачные

 

технологии

Владение

 

и

 

обмен

 

объемами

 

данных

 

различных

 

уровней

 

должно

 

оговариваться

 

отдельными

 

соглашениями

.

Для

 

полноценного

 

развития

 

систем

 

интеллектуального

 

улич

-

ного

 

освещения

 

и

 

использования

 

всех

 

их

 

преимуществ

 

необхо

-

дима

 

разработка

 

местных

 

стан

-

дартов

 

и

 

регламентирующих

 

до

-

кументов

Частично

 

могут

 

быть

 

адаптированы

 

к

 

местным

 

усло

-

виям

 

стандарты

  OIML  R46,  IEC, 

ANSI. 

На

 

их

 

основе

 

также

 

может

 

быть

 

разработан

 

национальный

 

стандарт

.

Таким

 

образом

системы

 

ин

-

теллектуального

 

уличного

 

осве

-

щения

 

представляют

 

интерес

 

для

 

органов

 

местного

 

само

-

управления

 

со

 

следующих

 

точек

 

зрения

:

1) 

организация

 

оптимального

 

осве

 

щения

 

в

 

различных

 

райо

-

нах

 

города

:

• 

уменьшение

 

освещенности

 

и

 

экономия

 

электроэнергии

когда

 

машин

 

и

 

пешеходов

 

нет

 

на

 

улицах

;

• 

увеличение

 

уровня

 

освещен

-

ности

 

в

 

местах

 

проведения

 

массовых

 

мероприятий

;

Устройство

 

беспроводной

передачи

 

данных

Беспроводное

 

управление

 

с

 

по

-

мощью

 

мо

 

биль

-

ных

 

приложений

Индикатор

 

состояния

Цифровой

 

переключаемый

 

указатель

Фонарь

 

фасадного

 

освещения

 

с

 

пере

 

клю

 

ча

-

емыми

 

режимами

 

и

 

цветностью

«

Умный

 

фонарь

»

• 

Управление

 

на

 

фотоэлементах

• 

Диапазон

 

затемнения

 0-100 %

• 

Различные

 

уровни

 

освещения

Громкоговоритель

• 

Музыка

• 

Реклама

• 

Официальные

 

сообщения

Визуальный

 

сенсор

• 

Парковка

• 

Плотность

 

дорожного

 

движения

Цифровые

 

надписи

• 

Направления

 

движения

• 

Информация

 

о

 

траффике

• 

Предупреждающие

 

сообщения

• 

Информация

 

для

 

граждан

• 

Реклама

Рис

. 1. 

Типовое

 

оснащение

 

фонаря

интеллектуальной

 

системы

уличного

 

освещения

 3 (42) 2017


Page 4
background image

58

2) 

использование

 

информацион

-

ной

 

структуры

 

для

 

усиления

 

контроля

централизованно

-

го

 

мониторинга

обнаружения

 

сбоев

 

в

 

работе

локализации

 

мест

 

повреждения

прогно

-

зирования

 

неисправностей

планирования

 

обслуживания

 

и

 

управления

 

активами

;

3) 

размещение

 

объектов

 

и

 

ин

-

формационная

 

интеграция

 

видеосистем

 (

веб

-

камеры

фо

-

токамеры

видеосистемы

 

кон

-

троля

 

уличного

 

трафика

 

и

 

пе

-

шеходного

 

движения

);

4) 

размещение

 

объектов

 

и

 

ин

-

формационная

 

интеграция

 

систем

 

контроля

 

парковочных

 

мест

платежных

 

приложений

;

5) 

цифровая

 

интеграция

 

с

 

сис

-

темами

 

пространственной

 

ори

-

ентации

звукового

 

оповеще

-

ния

объявлениями

 

рекламного

 

и

 

развлекательного

 

характера

 

и

 

т

.

п

., 

размещение

 

соответству

-

ющего

 

оборудования

 

и

 

при

-

ложений

;

6) 

синхронизация

 

с

 

фасадной

 

подсветкой

 

зданий

;

7) 

размещение

 

и

 

подключение

 

зарядных

 

станций

 

для

 

элек

-

тромобилей

.

ДОРОЖНЫЕ

 

СЛУЖБЫ

Дорожные

 

службы

 

Австралии

 

за

-

интересованы

 

в

 

развитии

 

систем

 

интеллектуального

 

уличного

 

ос

-

вещения

 

и

 

рассматривают

 

их

 

как

 

инструмент

 

повышения

 

безопас

-

ности

 

на

 

дорогах

 

и

 

повышения

 

эффективности

 

их

 

использования

Они

 

хотят

 

быть

 

активным

 

участни

-

ком

 

в

 

обсуждении

 

и

 

разработке

 

си

-

стем

 

интеллектуального

 

уличного

 

освещения

.

Сохранение

 

и

 

повышения

 

уров

-

ня

 

безопасности

 

имеет

 

первосте

-

пенное

 

значение

 

для

 

дорожных

 

служб

 

при

 

модернизации

 

инфра

-

структуры

 

освещения

 

дороги

Смертность

 

пешеходов

 

растет

Се

-

рьезные

 

аварии

 

обходятся

 

эконо

-

мике

 

штата

 

Новый

 

Южный

 

Уэльс

 

в

 5 

млрд

 

долларов

 

в

 

год

Хорошее

 

уличное

 

освещение

 

необходимо

 

для

 

того

чтобы

 

водители

 

могли

 

видеть

 

пешеходов

 

при

 

недостаточ

-

ном

 

естественном

 

освещении

.

Интерес

 

для

 

дорожников

 

пред

-

ставляют

 

и

 

возможности

 

опера

-

тивного

 

уведомления

 

о

 

неисправ

-

ности

 

светильников

Регистрация

 

и

 

анализ

 

соответствующих

 

данных

 

позволяют

 

эффективно

 

планиро

-

вать

 

техническое

 

обслуживание

тем

 

самым

 

снижая

 

частоту

 

отка

-

зов

Кроме

 

этого

за

 

счет

 

сравни

-

тельно

 

длительного

 

срока

 

эксплуа

-

тации

 

светодиодных

 

светильников

по

 

сравнению

 

с

 

традиционными

сокращаются

 

расходы

 

на

 

обслужи

-

вание

 

систем

 

освещения

Помимо

 

этого

дорожными

 

службами

 

уже

 

изучены

 

положительные

 

эконо

-

мические

 

эффекты

 

от

 

внедрения

 

систем

 

управления

 

яркостью

 

осве

-

щения

 

на

 

различных

 

участках

.

Единство

 

технической

 

полити

-

ки

 

и

 

последовательность

 

внедре

-

ния

 

системы

 

интеллектуального

 

уличного

 

освещения

 

должны

 

быть

 

обеспечены

 

во

 

всех

 

штатах

 

на

 

территории

 

Австралии

Необхо

-

димо

 

также

 

ориентироваться

 

на

 

растущий

 

сектор

 

грузоперевозок

который

 

простирается

 

далеко

 

за

 

региональные

 

и

 

государственные

 

границы

.

Другие

 

страны

 

уже

 

внедряют

 

интеллектуальные

 

системы

 

улич

-

ного

 

освещения

В

 

Соединенном

 

Королевстве

 

около

 1,5 

млн

 

из

 

общего

 

числа

 

в

 6 

миллионов

 

до

-

рожных

 

светильников

 

используют

 

отдельные

 

смарт

-

функции

До

-

рожные

 

власти

 

в

 

Австралии

 

ука

-

зывают

 

на

 

неизбежность

 

внедре

-

ния

 

подобных

 

интеллектуальных

 

систем

.

Таким

 

образом

дорожные

 

службы

 

считают

 

необходимым

 

развитие

 

систем

 

интеллектуаль

-

ного

 

уличного

 

освещения

 

и

 

ори

-

ентируются

 

на

 

потенциальные

 

улучшения

 

в

 

следующих

 

направ

-

лениях

:

1) 

повышение

 

безопасности

 

до

-

рожного

 

движения

 

для

 

пешехо

-

дов

 

и

 

водителей

;

2) 

снижение

 

затрат

 

на

 

обслужива

-

ние

 

систем

в

 

том

 

числе

 

за

 

счет

 

снижения

 

энергопотребления

 

системы

 

уличного

 

освещения

;

3) 

повышение

 

эффективности

 

си

-

стемы

 

управления

 

активами

 

за

 

счет

 

увеличения

 

точности

 

пла

-

нирования

 

ремонтов

;

4) 

получение

 

дохода

 

от

 

реализа

-

ции

 

дополнительных

 

услуг

 

для

 

сторонних

 

лиц

обмена

 

инфор

-

мацией

представляющей

 

ком

-

мерческий

 

интерес

;

5) 

получение

 

дополнительных

 

преимуществ

 

за

 

счет

 

размеще

-

ния

 

датчиков

 

движения

 

и

 

камер

 

видеонаблюдения

 

для

 

актив

-

ных

 

систем

 

управления

 

дорож

-

ным

 

движением

размещения

 

элементов

 

системы

 

управления

 

парковками

 

и

 

платежных

 

при

-

ложений

экологических

 

датчи

-

ков

 

для

 

мониторинга

 

таких

 

фак

-

торов

как

 

температура

дождь

влажность

 

и

 

качество

 

воздуха

.

ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫЕ

 

КОМПАНИИ

Электросетевые

 

компании

 

в

 

на

-

стоящее

 

время

 

являются

 

вла

-

дельцами

 

большинства

 

объектов

 

инфраструктуры

 

уличного

 

осве

-

щения

 

и

 

ориентируются

 

в

 

своих

 

технических

 

решениях

 

на

 

приме

-

нение

 

светодиодных

 

светильни

-

ков

Основными

 

потребителями

 

электрической

 

энергии

 

являются

 

Рис

. 2. 

Иллюстрация

 

модели

 

работы

 

интеллектуальной

 

системы

 

уличного

 

освещения

НАРУЖНОЕ

ОСВЕЩЕНИЕ


Page 5
background image

59

органы

 

местного

 

самоуправления

 

и

 

дорожные

 

службы

В

 

структуре

 

полезного

 

отпуска

 

по

 

системам

 

уличного

 

освещения

 70 % 

прихо

-

дится

 

на

 

освещение

 

жилых

 

и

 

при

-

домовых

 

территорий

 

и

 30 % 

на

 

освещение

 

дорог

.

Для

 

выявления

 

неисправностей

 

уличного

 

освещения

 

в

 

настоящее

 

время

 

используются

 

веб

-

сервисы

с

 

помощью

 

которых

 

заинтересо

-

ванные

 

лица

 

имеют

 

возможность

 

оставить

 

соответствующие

 

со

-

общения

Также

 

неисправности

 

систем

 

уличного

 

освещения

 

выяв

-

ляют

 

дежурные

 

бригады

 

в

 

ночное

 

время

.

Для

 

модернизации

 

или

 

созда

-

ния

 

новой

 

инфраструктуры

 

интел

-

лектуального

 

уличного

 

освещения

 

должны

 

быть

 

четко

 

определены

 

бизнес

-

задачи

Также

 

скрупулезно

 

должны

 

быть

 

определены

 

получа

-

емые

 

преимущества

К

 

примеру

можно

 

легко

 

отказаться

 

от

 

ноч

-

ного

 

осмотра

 

дежурными

 

брига

-

дами

но

 

необходимо

 

предложить

 

альтернативный

 

столь

 

же

 

деше

-

вый

 

способ

 

получения

 

первичной

 

информации

Заинтересованные

 

стороны

 

должны

 

принять

 

важные

 

решения

 

о

 

том

кто

 

будет

 

платить

 

за

 

реконструкцию

 

инфраструкту

-

ры

 

уличного

 

освещения

Также

 

для

 

определения

 

объемов

 

необ

-

ходимой

 

функциональности

 

сле

-

дует

 

реалистично

 

подойти

 

к

 

оцен

-

ке

 

потребностей

 

клиентов

.

Электрическая

 

сеть

 

в

 

насто

-

ящее

 

время

 

в

 

своем

 

развитии

 

должна

 

учитывать

 

интеграцион

-

ные

 

потребности

 

не

 

только

 

со

 

сто

-

роны

 

интеллектуальных

 

систем

 

уличного

 

освещения

но

 

и

 

других

 

объектов

 

придорожной

 

инфра

-

структуры

  (

например

зарядных

 

станций

 

для

 

электромобилей

). 

Все

 

это

 

не

 

только

 

формирует

 

до

-

полнительную

 

нагрузку

но

 

и

 

дик

-

тует

 

определенные

 

требования

 

к

 

надежности

 

и

 

качеству

 

электро

-

снабжения

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

требует

 

корректировки

 

техниче

-

ских

 

решений

 

развития

 

электро

-

сетевой

 

инфраструктуры

.

При

 

разработке

 

новых

 

страте

-

гий

 

развития

 

электросетевой

 

ин

-

фраструктуры

 

необходимо

 

найти

 

ответ

 

на

 

вопросы

 

о

 

возможности

 

использования

 

в

 

качестве

 

допол

-

нительных

 

источников

 

энергии

 

объектов

 

малой

 

энергетики

в

 

том

 

числе

 

на

 

ВИЭ

необходимости

 

интеграции

 

систем

 

управления

 

и

 

передачи

 

данных

целесообраз

-

ности

 

использования

 

данных

 

при

 

прогнозировании

 

развития

.

Драйверами

 

развития

 

инфра

-

структуры

 

могут

 

стать

 

регулятор

-

ные

 

и

 

тарифные

 

решения

отрас

-

левые

 

стандарты

определяющие

 

направления

 

развития

 

электриче

-

ских

 

сетей

.

Обсуждение

 

создания

 

интел

-

лектуальных

 

систем

 

уличного

 

ос

-

вещения

 

может

 

быть

 

введено

 

на

 

новый

 

уровень

 

при

 

слиянии

 

рас

-

пределительных

 

электросетевых

 

компаний

.

ОПЕРАТОР

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

 

РЫНКА

По

 

своей

 

нагрузке

 

объекты

 

улич

-

ного

 

освещения

 

в

 

Австралии

 

относятся

 

в

 

основном

 

к

 

так

 

на

-

зываемому

 

Типу

 7. 

Для

 

этого

 

типа

 

расчеты

 

за

 

потребленную

 

электроэнергию

 

производятся

 

не

 

на

 

основании

 

данных

 

приборов

 

учета

а

 

по

 

расчетным

 

величи

-

нам

определяемым

 

на

 

основании

 

данных

 

по

 

мощности

 

и

 

графиков

 

включения

/

отключения

В

 

слу

-

чае

если

 

для

 

объектов

 

уличного

 

освещения

 

будут

 

устанавливать

-

ся

 

системы

 

учета

 

электрической

 

энергии

классы

 

точности

 

измери

-

тельных

 

комплексов

 

должны

 

со

-

ответствовать

 

общепринятым

  (

от

 

0,5 % 

до

 1,5 %).

Дискретное

 

управление

 

улич

-

ным

 

освещением

 (

например

когда

 

уровень

 

освещения

 

регулируется

 

до

 

определенного

 

уровня

 

каждую

 

ночь

легче

 

организовать

 

в

 

рам

-

ках

 

существующей

 

системы

 

учета

 

электроэнергии

При

 

соответству

-

ющих

 

настройках

 

системы

 

и

 

орга

-

низации

 

информационного

 

обмена

 

объем

 

потребляемой

 

электроэнер

-

гии

 

будет

 

предсказуемым

 

и

 

легко

 

вычисляемым

.

Создание

 

полностью

 

адаптив

-

ной

 

системы

 

управления

 

уличным

 

освещением

  (

с

 

широким

 

диапазо

-

ном

 

регулировок

 

яркости

различ

-

ными

 

настраиваемыми

 

времен

-

ными

 

интервалами

 

включения

/

отключения

 

и

 

др

.) 

потребует

 

пере

-

хода

 

на

 

расчеты

 

за

 

потребленную

 

электроэнергию

 

по

 

показаниям

 

приборов

 

учета

Типы

 

устанавли

-

ваемых

 

систем

 

учета

 

должны

 

быть

 

согласованы

 

на

 

предпроектной

 

стадии

.

Необходимые

 

знания

 

для

 

корректной

 

организации

 

учета

 

электрической

 

энергии

 

для

 

ин

-

теллектуальных

 

систем

 

уличного

 

освещения

:

 

подробное

 

описание

 

функцио

-

нирования

 

системы

;

 

информация

 

о

 

владельце

/

опе

-

раторе

 

системы

;

 

стандарты

 

передачи

 

данных

 

от

 

систем

информация

 

о

 

постав

-

щиках

 

данных

;

 

длительности

 

и

 

уровни

 

повы

-

шения

/

понижения

 

интенсивно

-

сти

 

освещения

.

Дополнительные

 

вопросы

тре

-

бующие

 

решения

 

в

 

целях

 

содей

-

Рис

. 3. "

Умные

фонари

 

на

 

улицах

 

Сиднея

 3 (42) 2017


Page 6
background image

60

ствия

 

интеграции

 

адаптивных

 

интеллектуальных

 

систем

 

управ

-

ления

 

уличным

 

освещением

 

с

 

си

-

стемами

 

учета

:

1. 

Расположение

 

всех

 

компонен

-

тов

 

установки

 

приборов

 

учета

 

в

 

системах

 

интеллектуального

 

управления

 

освещением

Теку

-

щие

 

правила

 

требуют

 

устанав

-

ливать

 

счетчики

 

с

 

дисплеями

 

для

 

предоставления

 

клиенту

 

возможности

 

считывать

 

пока

-

зания

Необходим

 

выбор

 

мест

 

установки

где

 

клиент

 

может

 

получить

 

беспрепятственный

 

доступ

 

к

 

показаниям

 

приборов

 

учета

.

2. 

Необходимый

 

класс

 

точности

 

измерений

.

3. 

Описание

 

требований

 

к

 

без

-

опасности

 

хранения

 

и

 

передачи

 

данных

.

4. 

Необходимость

 

выделения

 

от

-

дельного

 

класса

 

средств

 

изме

-

рений

 

для

 

систем

 

интеллекту

-

ального

 

освещения

 

в

 

Нацио

-

нальных

 

правилах

 

пользования

 

электроэнергией

.

5. 

Оператор

/

провайдер

/

подряд

-

чик

ответственный

 

за

 

монтаж

периодическое

 

обслуживание

 

и

 

метрологическую

 

поверку

 

си

-

стем

 

учета

.

6. 

Идентификация

 

светильников

применяемых

 

в

 

системах

 

ин

-

теллектуального

 

управления

 

освещением

.

7. 

Координация

 

управленческих

 

и

 

технических

 

решений

 

с

 

мест

-

ными

 

операторами

 

электриче

-

ских

 

и

 

телекоммуникационных

 

сетей

.

СТАНДАРТЫ

В

 

настоящее

 

время

 

стандар

-

ты

 

для

 

систем

 

интеллектуального

 

управления

 

уличным

 

освещением

 

находятся

 

в

 

состоянии

 

разработки

 

и

 

интеграции

 

с

 

другими

 

норматив

-

ными

 

документами

.

Рынок

 

быстро

 

меняется

Су

-

ществует

 

множество

 

стандар

-

тов

 

для

 

отдельных

 

элементов

 

умные

» 

фонари

, «

умные

» 

сети

 

и

 

т

.

д

.), 

но

 

отсутствуют

 

стандар

-

ты

 

для

 

целостной

 

системы

Раз

-

работка

 

таких

 

стандартов

 

в

 

на

-

стоящее

 

время

 

ведется

 IEC, ISO 

и

 CIE. 

Эта

 

работа

 

предполагает

 

связывание

 

воедино

 

стандар

-

тов

 

и

 

требований

 

для

 

различных

 

устройств

интеллектуальные

 

фо

-

нари

контроллеры

 

управления

 

освещением

системы

 

коммуни

-

каций

сенсоры

дисплеи

рас

-

пределительные

 

устройства

солнечные

 

батареи

зарядные

 

станции

 

и

 

др

.

Существуют

 

различные

 

прото

-

колы

 

для

 

управления

 

системами

 

освещения

в

 

том

 

числе

 

между

-

народные

 

стандарты

  (

например

DALI, LonWorks, TCP/IP), 

консор

-

циумы

 

проектов

  (

например

, TALQ 

и

 

др

.) 

и

 

другие

требующие

 

взаи

-

моувязки

 

в

 

рамках

 

разрабатывае

-

мых

 

стандартов

Дополнительно

 

находит

 

все

 

бо

-

лее

 

широкое

 

применение

 

стандарт

 

NEMA ANSI C136.41 

для

 

сенсоров

 

и

 

других

 

устройств

.

ВЫВОДЫ

В

 

части

 

разработки

 

бизнес

-

за

-

дач

 

необходимо

 

продолжить

 

ра

-

боту

 

по

 

выбору

 

наиболее

 

эффек

-

тивных

 

проектов

обеспечивающих

 

максимальный

 

эффект

 

при

 

гаран

-

тированном

 

возврате

 

инвестиций

Разработка

 

таких

 

проектов

 

долж

-

на

 

вестись

 

в

 

тесном

 

сотрудниче

-

стве

 

между

 

государственными

 

учреждениями

 

всех

 

уровней

ре

-

гулирующими

 

органами

предпри

-

ятиями

-

разработчиками

 

и

 

научно

-

исследовательскими

 

институтами

Дополнительно

 

может

 

потребо

-

ваться

 

разработка

 

регламентов

систем

 

и

 

рынков

Инфраструкту

-

ра

 

интеллектуального

 

уличного

 

освещения

 

потребует

 

серьезных

 

первоначальных

 

капитальных

 

за

-

трат

но

 

способна

 

предоставить

 

существенные

 

преимущества

 

по

 

сравнению

 

с

 

системами

 

предыду

-

щих

 

поколений

.

Необходимо

 

совершенствова

-

ние

 

нормативной

 

базы

Действу

-

ющие

 

правила

 

не

 

в

 

полной

 

мере

 

соответствуют

 

требованиям

 

эф

-

фективного

 

внедрения

 

систем

 

ин

-

теллектуального

 

уличного

 

освеще

-

ния

Регуляторы

 

заявили

что

 

они

 

готовы

 

разрабатывать

 

новые

 

нор

-

мативные

 

решения

 

для

 

развития

 

этого

 

рынка

.

Необходимо

 

дополнительно

 

разработать

 

стандарты

 

и

 

специ

-

фи

 

кации

на

 

которые

 

можно

 

ссы

-

латься

 

в

 

правилах

 

и

 

тендерной

 

документации

 

для

 

снижения

 

технических

 

барьеров

 

и

 

устра

-

нения

 

существующих

 

пробелов

 

в

 

знаниях

.

Необходимо

 

дополнительно

 

обсуждать

 

технические

 

и

 

органи

-

зационные

 

аспекты

 

интеграции

 

си

-

стем

 

уличного

 

освещения

 

с

 

интел

-

лектуальной

 

электрической

 

сетью

 

и

 

необходимость

 

соответствую

-

щей

 

трансформации

 

и

 

адаптации

 

электрической

 

сети

.

Дополнительного

 

обсуждения

 

и

 

тщательного

 

планирования

 

тре

-

бует

 

интеграция

 

систем

 

интеллек

-

туального

 

уличного

 

освещения

 

в

 

общую

 

систему

 «

умный

» 

город

.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. 

Разработка

 

бизнес

-

проектов

 

должна

 

вестись

 

совместными

 

силами

 

органов

 

местного

 

само

-

управления

дорожных

 

служб

 

и

 

электросетевых

 

компаний

.

2. 

Все

 

заинтересованные

 

струк

-

туры

 

должны

 

четко

 

и

 

в

 

полной

 

мере

 

представлять

 

свои

 

ожи

-

дания

 

от

 

внедрения

 

интеллек

-

туальных

 

систем

 

управления

 

уличным

 

освещением

.

3. 

Поставщики

<