152
м
и
р
о
в
о
й
о
п
ы
т
мировой опыт
Авария в энерго системе
Великобритании,
приведшая к масштабному
отключению электроэнергии
в августе 2019 года
9
августа
2019
года
в
Великобритании
в
конце
рабочего
дня
,
в
16:52,
вследствие
серии
событий
в
энергосистеме
произо
-
шло
массовое
отключение
от
электроснабжения
около
одного
миллиона
потребителей
(5%
суммарной
нагрузки
).
Отключение
электроэнергии
,
помимо
частных
и
коммерческих
потребите
-
лей
,
затронуло
и
такие
критически
важные
объекты
,
как
аэро
-
порт
,
больничный
комплекс
и
железнодорожный
пассажир
-
ский
транспорт
.
И
хотя
электроснабжение
всех
потребителей
было
полностью
восстановлено
к
17:37,
данная
авария
породи
-
ла
множество
вопросов
,
связанных
с
надежностью
Британской
энергосистемы
.
Как
сильно
влияет
количество
установленных
ВИЭ
на
стабильность
системы
?
Не
приведет
ли
дальнейшее
увеличение
доли
«
зеленой
»
и
распределенной
генерации
к
ослаблению
надежности
системы
электроснабжения
страны
?
Нужно
ли
отказаться
от
концепции
перехода
на
безуглеродную
систему
электроснабжения
к
2050
году
или
достаточно
внести
необходимые
коррективы
?
Елпидифоров
В
.
Ю
.,
руководитель Электросетевого отдела компании FCM Consulting ltd., Великобритания
Н
а первый взгляд авария
в электросетевом комплек-
се Великобритании может
казаться частным случаем,
тем не менее, на наш взгляд, являет-
ся более чем типичной для энерго-
систем нового поколения с большой
долей подключенной малой рас-
пределенной генерации (ВИЭ), для
систем, где уровень цифровизации
электросетевого комплекса как ком-
мерческих, так и технических аспек-
тов уже достиг определенного уров-
ня. Также стоит отметить,
что Великобритания явля-
ется одной из стран, где
электроэнергетика работа-
ет по рыночным принципам
и где эти самые рыночные
принципы применяются для
обеспечения наличия ре-
зервов в системе на случай
аварий. Это в свою очередь
породило еще один вопрос,
справляется ли рынок ре-
зервных мощностей с воз-
ложенной на него задачей?
На момент начала аварии в сис-
теме одновременно было доступно
32 ГВт генерирующих мощностей
(250 производителей электроэнер-
гии), которые должны были обес-
печить потребление, прогноз на
вечер составлял 29 ГВт. Около 30%
производства электроэнергии на
момент аварии обеспечивалось
ветряной генерацией (рисунок 1).
Около 50% обеспечивалось тра-
диционными источниками: 22% —
атомными станциями, 29% — га-
5%
2%
29%
22%
3%
30%
9%
Биомасса
Уголь
Газ (комбинир.)
АЭС
ГЭС
Ветер
Импорт
Рис
. 1.
Распределение
генерирующих
мощностей
по
типам
на
момент
аварии
9
августа
2019
года
153
Табл. 1. Хронология событий
Время
Событие
16:52:26
Частота системы 50,0 Гц. СО зарезервировал 1000 МВт на случай внезапного выпадения из сети (на теку-
щий момент) крупнейшего источника мощности
16:52:33
Метеостанцией было зарегистрировано три удара молнии в непосредственной близости от двухцепной
линии 400 кВ Итон Сокон — Ваймондли
16:52:33.490
Одновременно с ударами молний произошло однофазное короткое замыкание на одной из цепей с тока-
ми подпитки в 21 кА с одного конца и 7 кА с другого, одновременно произошло падение напряжения на
поврежденной фазе на 50%
16:52:33
Приблизительно 150 МВт распределенной генерации выпало из сети в связи со срабатыванием РЗ (за-
щита — вектор смещения напряжения ANSI 78)
16:52:33.531 Ветровая электростанция Хорнси выдавала в сеть 799 МВт, потребляя реактивной мощности 0,4 Мвар
16:52:33.560 Отключение ОКЗ на ПС «Ваймондли», 70 мс после КЗ
16:52:33.564 Отключение ОКЗ на ПС «Итон Сокон», 74 мс после КЗ
16:52:33.728 Выработка электроэнергии на ветровой электростанции Хорнси начинает снижаться с 799 МВт
16:52:33.835 Выработка на Хорнси стабилизировалась на 62 МВт активной мощности и 21 Мвар реактивной
16:52:34
Внезапное отключение паровой турбины на газовой электростанции Литл Барфорд, потеря 244 МВт гене-
рирующей мощности. Суммарная потеря мощности в системе достигает 1,131 МВт
16:52:34
Выпадает еще 350 МВт распределенной генерации, вызванное работой РЗ (превышение скорости паде-
ния частоты в системе > 0,125 Гц/с). Суммарная потеря мощности в системе достигает 1,481 МВт
16:52:34
Начала действий СО по поддержанию частоты в системе
16:52:44
Введено дополнительно 650 МВт резервной мощности по поддержанию частоты
16:52:53
АПВ включило в сеть ВЛ Итон Сокон — Ваймондли
16:52:58
Падение частоты остановилось на значении 49,1 Гц, после того как были задействованы резервы
16:52:?
Зарезервированное поддержание частоты в сети газовыми турбинами инициировано
16:53:04
Введено 900 МВт резервной мощности по поддержанию частоты
C 16:53
Задействованы оперативные резервы (STOR), включая договорной сброс нагрузки, общей мощностью
400 МВт
16:53:18
Частота повысилась до уровня 49,2 Гц, после того как были задействованы резервы
16:53:31
Сработала защита генератора GT1A на одной из газовых турбин на электростанции Литл Барфорд.
Произошло одномоментное отключение от сети 210 МВт генерирующих мощностей. Суммарная потеря
мощности достигает 1,691 МВт
16:53:31
Все резервы по поддержанию частоты задействованы
16:53:49.398 Частота упала до 48,8 Гц, что повлекло за собой срабатывание АЧР и автоматическое отключение потре-
бителей суммарной мощностью в 931 МВт
16:53:58
Сработала защита генератора GT1В на одной из газовых турбин на электростанции Литл Барфорд.
Произошло одномоментное отключение от сети 187 МВт генерации. Эффект был нивелирован ранее
сработавшей АЧР и введенными дополнительными мощностями. Суммарная потеря мощности в системе
достигает 1,878 МВт
16:54:20
СО инициирует дополнительные меры по увеличению производства электроэнергии генерацией и умень-
шения потребления
16:57:15
Частота возвращается на доаварийный уровень вследствие задействования предусмотренных резервов
на 1000 МВт, а также дополнительных действий общей мощностью в 1240 МВт по стабилизации системы
16:58 – 17:16 СО последовательно отдает инструкции распределительным сетям по восстановлению электроснабже-
ния потребителей, отключенных действиями АЧР
17:37
Все распределительные сети подтвердили восстановление питания всех потребителей
зовыми и 2% — угольными, 9%
электроэнергии экспортирова-
лось с континента.
Нужно также отметить, что из
10 ГВт участвующей в работе ве-
тряной генерации немногим ме-
нее 2 ГВт были подсоединены
непосредственно к распредели-
тельным сетям, не имея прямого
управления от системного опера-
тора (NG ESO).
В связи с летним периодом
определенное количество обору-
дования в магистральных и рас-
пределительных сетях было вы-
ведено в ремонт. Как показало
расследование, вывод отдель-
ных элементов сети в ремонт не
оказал влияния на развитие ава-
рии.
Погодные условия, хоть и не
идеальные, были вполне обыч-
ными для данного периода и не
представляли особой опасности.
Последовательность событий
представлена в таблице 1 и на
графике рисунка 2.
№
1 (58) 2020
154
СО инициирует дополнительные
меры по увеличению производства
электроэнергии генерацией
и уменьшения потребления, 1240 Мвт
Падение частоты до 48,8 Гц, работа АЧР
[16:53:49,398]
Падение частоты
остановлено на уровне
49,1 Гц [16:52:58]
Работа АПВ ВЛ
[16:52:53]
Отключение ВЛ
[16:52:33,564]
Хорнси. Отключение 737 МВт
[16:52:33,835]
КЗ на ВЛ 400 кВ
Итон Сокон —
Ваймондли
[16:52:33,490]
Потеря РГ,
200 МВт
49 Гц
Литл Барфорд. Отключение
ПТ 244 МВт [16:52:34]
Литл Барфорд. Отключение
ПТ 210 МВт [16:53:31]
Литл Барфорд.
Отключение ПТ
187 МВт [16:53:58]
Увеличение нагрузки
на трансформаторы,
потеря РГ 500 МВт [16:52:34]
Частота поднялась
до 49,2 Гц [16:53:18]
Восстановлена
частота 50 Гц
[16:57:15]
Рис
. 2.
График
падения
частоты
в
системе
Согласно стандарту «Крите-
рии надежности и качества элек-
троснабжения (SQSS)» система
должна обеспечивать надежное
и бесперебойное электроснаб-
жение потребителей при любом
одиночном
отключении/аварии
в любой момент времени с учетом
плановых и внеплановых отклю-
чений элементов системы.
Стандарт рассчитан на то, что
одновременно в системе может
произойти только одна авария
(то есть в любой момент време-
ни, даже в анормальных режи-
мах, должен выполняться крите-
рий N-1).
Единичной аварией может счи-
таться выпадение из сети одного
самого крупного генератора, двух
менее мощных, но присоединен-
ных к системе через одну линию,
пусть даже и двухцепную (напри-
мер, отключение КЛ, соединяю-
щей Великобританию и Францию).
В связи с большим количе-
ством присоединенной генерации
в сетях Великобритании, при опре-
делении количества необходимо-
го оперативного резервирования
должно учитываться и количество
РГ, выдающей мощность в сеть
в каждый момент времени. Свои
расчеты СО базирует на том, что
исторически РЗ РГ настроена так,
что она отключает малую генера-
цию из сети при скорости измене-
ния частоты более чем 0,125 Гц/с.
Для предотвращения превыше-
ния скорости изменений частоты,
СО может обеспечить большую
инерцию системы, например, пу-
тем предпочтения использования
крупных синхронных генераторов
для выработки электроэнергии
или снижению размера макси-
мальной мощности изменения
в случае аварии.
При аварийных возмущениях
используется три основных меха-
низма регулирования частоты:
1) обязательное автоматическое
(первичное) регулирование ча-
стоты;
2) коммерческие договорные со-
глашения на участие в регули-
ровке частоты по требованию
СО, гарантированное участие
в поддержании частоты (FFR);
3) оперативное участие в регу-
лировании частоты системы
(EFR) — первые десять секунд
с момента внезапного измене-
ния частоты (в основном, это
аккумуляторные батареи).
Для определения необходи-
мых оперативных резервов в ре-
альном времени, специальный
алгоритм (FSE) определяет ко-
личество и состав оперативных
резервов блоками по 5 минут, на
эту информацию накладывается
информация о зарезервирован-
ных оперативных резервах и нор-
мальных режимах, торгующиеся
на бирже 30-минутными слотами,
что позволяет СО определить ко-
личество недостающих резервов,
которые он может добрать через
обязательное первичное регули-
рование частоты.
Инерция системы рассчиты-
вается на каждые стандартные
30-минутные интервалы таким об-
разом, чтобы при случае аварии
скорость снижения частоты не
превышала 0,125 Гц/с.
В Великобритании к распреде-
лительным сетям присоединено
около 8,5 ГВт распределенной ге-
нерации (ГР), оборудованной РЗ
отключения в случае смещения
угла вектора напряжения на 6 гра-
дусов и больше, рассчитанной на
защиту генераторов от потери со-
единения с сетью.
Как правило, срабатывание за-
щиты связано с авариями в сети,
не всегда связанными с измене-
ниями мощности, например КЗ на
линиях или СШ.
СО отслеживает путем моде-
лирования риски возникновения
смещения угла напряжения и учи-
тывает данный фактор при расче-
те необходимых оперативных ре-
зервов для недопущения скорости
снижения частоты выше допусти-
мого (0,125 Гц/с).
Теперь, когда мы кратко опи-
сали механизм поддержания ста-
МИРОВОЙ ОПЫТ
155
бильности Системным операто-
ром (NG ESO) электросистемы
Великобритании, целесообразно
проследить и разобрать действия
и других участников энергосисте-
мы, сумма действий которых при-
вела к потере электроснабжения
около 5% потребителей страны.
МАГИСТРАЛЬНЫЕ
СЕТИ
Niational Grid
Цепочку событий, как видно из
последовательности описанных
событий в таблице 1, запустил
грозовой разряд попаданием
в центральную фазу (голубую)
ВЛ напряжением в 400 кВ (рису-
нок 3).
Так как угол защиты грозотроса
на типовых опорах 400 кВ в Вели-
кобритании составляет 45° и ме-
нее, это не позволяет обеспечить
стопроцентную защиту от попа-
дания молний в фазные провода,
особенно от молний с относитель-
но малыми токами (рисунок 4).
То есть попадание молний
в фазные провода и последующие
отключения линий вследствие КЗ
не являются чем-то экстраорди-
нарным в британских сетях. В этот
же самый день фиксировалось
по меньшей мере два попадания
молний в фазные провода, за
которыми последовало отключе-
ние ВЛ с последующим успеш-
ным АПВ без последствий для
стабильности
электросистемы:
одно попадание в 14:23 и второе
в 16:50 в северной Англии.
Британский сетевой стандарт
(Grid Code) определяет следую-
щие максимальные значения для
времени отключения поврежден-
ных элементов:
– 80 мс для 400 кВ;
– 100 мс для 275 кВ;
– 120 мс для 132 кВ и ниже.
9 августа в 16:52:33 метеостан-
ция зафиксировала три разряда
молнии в районе ВЛ Итон Сокон —
Ваймондли (35 км), в результате
чего произошло ОКЗ на средней
фазе ВЛ с последующим отклю-
чением ВЛ и успешным АПВ на
20-й секунде. На ПС «Итон Сокон»
был зафиксирован ток КЗ в 7 кА,
с последующим отключением в те-
чение 74 мс и успешным АПВ на
20-й секунде. На ПС «Ваймондли»
был зафиксирован ток КЗ в 21 кА,
с последующим отключением в те-
Рис
. 3.
Типичная
опора
ВЛ
400
кВ
,
используемая
магистральными
сетями
для
передачи
электроэнергии
между
подстанциями
Рис
. 4.
Диаграмма
,
демонстрирующая
возможность
пробития
защитного
контура
грозозащиты
грозовыми
разрядами
с
меньшими
токами
чение 70 мс и успешным АПВ на
20-й секунде.
Как видно из вышеописанного,
РЗ сработала согласно требова-
ниям сетевых стандартов в про-
ектном режиме как по скорости,
так и селективности.
Регистратор качества элек-
троэнергии на ПС 400 кВ «Рай-
хол», находящийся в непосред-
ственной близости от места ОКЗ,
в момент аварии зафиксировал
проседание напряжения на го-
лубой фазе на 44%, вызванное
переходным процессом, связан-
ным с ОКЗ на ВЛ Итон Сокон —
Ваймондли. Восстановление на-
пряжения к первоначальному
уровню произошло через 100 мс
(рисунок 5).
Сильные
токи ГР
Средние
токи ГР
Слабые
токи ГР
№
1 (58) 2020
156
Сущест-
ву ющая
ВЛ
Сущест-
вующая ПС
National Grid
Береговая
высоковольтная
подстанция
переменного
тока
Морская
высоковольтная
реактивная
компенсационная
подстанция
переменного тока
Морская
высоковольтная
сборная
подстанция
переменного
тока
Транзит КЛ
с морского типа
в наземный
Межтурбинный
кабель 33 кВ
Высоковольт ный
кабель
переменного
тока 400 кВ
Высоковольт ный
кабель
переменного
тока 220 кВ
Подводный
высоковольт ный
кабель перемен -
ного тока 220 кВ
Подводный
высоковольт ный
кабель перемен-
ного тока 220 кВ
Северное
море
Рис
. 6.
Ветряной
парк
Хорнси
(
ВЭС
)
В связи с большим расстояни-
ем от места КЗ, отклонение напря-
жения на голубой фазе в близком
к ВЭС Хорнси районе составило
только 21% и время восстановле-
ния — 80 мс соответственно.
Также измерения регистрато-
ра показали, что уровень флук-
туации напряжения 9 августа
2019 года на всех ПС, в стабиль-
ном режиме, был в пределах нор-
мы, определенной сетевым стан-
дартом ±10% (380–420 кВ).
На момент аварии доля выс-
ших гармоник в сети составляла
не более 1%, при максимально
допустимых 3%. Токи нулевой по-
следовательности в сети также
не превышали допустимые 1,5%
и составляли 0,6%.
Как видно из всего вышеска-
занного, удар молнии в ВЛ Итон
Сокон — Ваймондли не был
каким-то экстраординарным со-
бытием, к которому сеть была
технически не готова. Все параме-
тры системы оставались в рамках
заданных, все элементы повели
себя абсолютно прогнозируемо,
согласно расчетным данным.
ВЕТРЯНОЙ
ПАРК
ХОРНСИ
Ветряной парк Хорнси (ВЭС)
расположен в Северном море
в 120 км от северо-восточного
берега Англии и в данной момент
продолжает находиться на эта-
пе строительства. При оконча-
нии строительства заявленная
мощность ВЭС будет достигать
1,26 ГВт и будет включать в себя
установку 174 турбин мощностью
7 МВт каждая.
ВЭС Хорнси состоит из трех
равных сегментов мощностью
400 мВт каждый:
16:52:33
10 мс
Падение
до 56%
от номи-
нального
напря-
жения
Напр
яж
ение на линии, кВ
16:52:335
240
220
200
180
160
140
120
16:52:34
Рис
. 5.
Падение
напряжения
,
зафиксированное
на
ПС
400
кВ
«
Райхол
»
– Хорнси 1А;
– Хорнси 1В;
– Хорнси 1С.
Каждый сегмент состоит из
следующих элементов (рису-
нок 6):
– сборная ПС, объединяющая
отдельные турбины вместе;
– сборная ПС соединена под-
водным кабелем переменного
тока с морской компенсацион-
ной ПС, которая служит для
компенсации реактивной мощ-
ности;
– морская компенсационная ПС
соединена с наземной ПС ВЭС
посредством КЛ переменного
тока, а затем с ПС «Киллинг-
холм» магистральных сетей.
8 августа 2019 года в 16:52 вы-
работка электроэнергии на ВЭС
Хорнси внезапно упала с 799 МВт
до 62 МВт в связи с возмущением
в сети, вызванным попаданием
молнии и последующим отклю-
чением ВЛ 400 кВ Итон Сокон —
Ваймондли.
При проектировании преду-
сматривалось, что ВЭС должна
безболезненно переносить подоб-
ные возмущения в сети, более того,
выработка электроэнергии остава-
лась неизменной и система — ста-
бильной при похожих возмущениях
сети всего за 10 минут до аварии.
Однако этого не произошло в этот
раз. Расследование аварии и по-
следующий анализ позволили
определить причину выпадения
мощности по причине возмущения
в сети и разработать необходимые
мероприятия по предотвращению
подобных аварий в будущем.
В момент аварии ВЭС Хорнси
зарегистрировала
ненормаль-
ные возмущения напряжения
в сети, вызванные отключением
ВЛ вследствие попадания молнии
в линию.
До момента аварии ВЭС вы-
давала мощность в сеть при
стабильном напряжении ~400 кВ
(рисунок 7).
С момента попадании мол-
нии в ВЛ в 16:52:33:490 и до
16:52:33:700 система контроля
компенсации реактивной мощ-
ности начала вводить дополни-
тельную реактивную мощность
в систему для поддержания на-
пряжения, после чего произо-
шло потреблением реактивной
мощности — более 300 Мвар (во
избежание резких колебаний),
что в свою очередь снизило на-
пряжение на ВЭС до 394 кВ. На
МИРОВОЙ ОПЫТ
157
Рис
. 8.
Диаграмма
работы
токовой
РЗ
сегмента
Хорнси
1
В
по
отключению
ветряных
турбин
Напр
яж
ение, кВ
Активная и реактивная м
ощно
сти, МВ
т/Мв
ар
Время, м:с:мс
Хорнси. Момент отключения сегмента 1В
Срабатывание
токовых защит
турбин
Напряжение отдельных модулей ВЭС (1–4)
Рис
. 7.
Диаграмма
,
показывающая
амплитуду
колебания
напряжения
,
выдачи
активной
и
реактивной
мощности
в
сеть
Напр
яж
ение, кВ
Активная и реактивная м
ощно
сти, МВ
т/Мв
ар
Время, м:с:мс
Хорнси. 16:52 9 августа 2019 года
Удар молнии
вызывает короткое
замыкание в сети
На ВЭС Хорнси из-за
перегрузки отключаются
сегменты 1B и 1С
Отключеие ГТЭС
244 МВт
Раскачивания в системе
компенсации реактивной
мощности ВЭС,
приведшие к падению
напряжения с 34 до 20 кВ
Напряжение Ф1
Напряжение Ф2
Напряжение Ф3
Активная мощность
Рективная мощность
что алгоритм ответил вводом до-
полнительной реактивной мощ-
ности, вследствие чего выдача
в сеть активной мощности снизи-
лась с 799 МВт до 400 МВт.
Выдача активной мощности
вернулась к 799 МВт, качнув вы-
дачу реактивной мощности обрат-
но к ~0 Мвар. После чего система
еще раз поспешно переключилась
с выдачи реактивной мощности
в сеть на потребление 560 Мвар
(16:52:33:700), что в свою оче-
редь привело к падению до 20 кВ
напряжения кабельной системы
отдельных турбин, работающих
в нормальном режиме на напря-
жении 34 кВ. Вследствие этого
максимальные токовые РЗ сра-
ботали на всех турбинах сегмен-
та Хорнси 1В и Хорнси 1С, и это
привело к уменьшению выдачи
мощности в сеть до 0 МВт.
На рисунке 8 можно посмо-
треть диаграмму работы ветро-
вых турбин сегмента Хорнси 1В.
Перед началом аварии (до
того, как начались возмущения
в сети, влияющие на напряже-
ние, активную и реактивные
мощности) турбины сегмен-
та работали с максимальной
мощностью 400 МВт.
В результате возмущений
напряжение в сети снизилось
до 20 кВ при рабочем напря-
жении в 34 кВ, в то же самое
время сегмент старался выда-
вать в сеть заявленную мощ-
ность в 400 МВт, что привело,
Как было замечено выше,
буквально за 10 минут до ава-
рии, система компенсации ре-
активной мощности отлично по-
гасила колебания параметров,
вызванных резким изменением
напряжения в сети на 2%.
Как следствие аварии 9 ав-
густа, уже на следующий день
были внесены необходимые
программные изменения в ал-
горитм работы системы ком-
пенсации реактивной мощности
в ВЭС Хорнси под воздействи-
ем внешних возмущений.
Как заключение, отчет Ре-
гулятора указывает, что отклю-
чение ветропарка произошло
из-за неспособности системы
компенсации реактивной мощ-
ности погасить резонансные
процессы во внутренней сети, вы-
званные внешними возмущения-
ми.
ГАЗОВАЯ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ
КОМБИНИРОВАННОГО
ЦИКЛА
(
ГТЭС
)
ЛИТЛ
БАРФОРД
ГТЭС Литл Барфорд состоит из
двух газовых и одной паровой
турбины, которые в течение ми-
нуты с половиной отключились
одна за другой.
К сожалению, информации
по детальной работе электро-
станции Литл Барфорд в отчете
Регулятора немного, это не дает
в полной мере оценить и объяс-
нить причины остановки паровой
турбины.
в свою очередь, к увеличению
тока и срабатыванию токовых за-
щит отдельных турбин во избежа-
ние дальнейшего повреждения
генераторов.
Отдельные турбины начали от-
ключаться от сети в 16:52:33.728
и закончили в 16:52:33.835. В ре-
зультате сегменты Хорнси 1В
и Хорнси 1С полностью отключи-
лись, сегмент Хорнси 1А оказался
не затронутым и продолжил выда-
вать в сеть 62 МВт мощности.
По данным компании Orsted
(крупнейшего в Европе опера-
тора ветряных парков), данный
случай является уникальным:
раскачивание пары реактивная
мощность/напряжение привело
к отключению ветровых турбин
от сети.
Активная мощность сегмента
Рективная мощность сегментов
№
1 (58) 2020
158
Табл. 2. Резервы поддержания частоты на момент аварии
и их действительный отпуск мощности в сеть
Тип резервирования
Участие
в ВМ
(нор-
мальный
режим)
Величина резервов, МВт
Первичный резерв Вторичный резерв
Заяв-
ленный
Действи-
тельный
Заяв-
ленный
Действи-
тельный
Динамический —
синхронная генерация
(обязательный)
Да
284
103%
325
102%
Динамический —
гарантированное поддер-
жание частоты (FFR)
Да, Нет
259
74%
270
81%
Динамический — быстро-
действующее поддержа-
ние частоты (ЕFR)
Да, Нет
227
94%
227
94%
Статическое — гаранти-
рованное поддержание
частоты (FFR)
Нет
21
0%
261
67%
Статическое — через до-
полнительные аукционы
Нет
31
71%
31
71%
Статическое — Статичес-
кое — через связь с конти-
нентальным ЕС
Да
200
100%
200
100%
Всего
1022
89%
1314
88%
Из отчета мы знаем, что сразу
после аварии система оператив-
ного тока электростанции ~110 В
переключилась на резервный
источник питания — аккумуля-
торные батареи, но на данный
момент нет никаких оснований по-
лагать, что это привело к срабаты-
ванию внутренних защит паровой
турбины.
Первичное
расследование
показало, что паровая турбина
остановилась вследствие сраба-
тывания защит разности показа-
ний датчиков скорости, сразу по-
сле возникновения аварии в сети.
Дальнейшее расследование будет
проводиться совместно с произво-
дителем турбины.
При отключении паровой тур-
бины, газовые турбины перешли
на резервный режим, что является
хоть и нежелательной, но обычной
практикой.
Затем защита остановила одну
из газовых турбин (GT1A) из-за
повышения давления пара в па-
ропроводе. Вскоре дежурный пер-
сонал электростанции был вынуж-
ден остановить и вторую газовую
турбину (GT1B), так как давление
пара в системе продолжало расти,
что в свою очередь привело к сра-
батыванию предохранительного
клапана.
Хотя причины срабатывания
защит паровой турбины еще
не выяснены до конца, опера-
тор ГТЭС разобрал детально
все этапы аварии, разработал
и внедрил изменения в работу
электростанции, что должно
привести к уменьшению веро-
ятности повторения подобных
аварий в будущем.
Изменения коснулись:
1) настроек защиты турбин
в сторону уменьшения чув-
ствительности защиты при
сохранении
безопасной,
безаварийной и долговеч-
ной работы агрегатов элек-
тростанции;
2) системы распределения па-
ра, поступающего на паро-
вую турбину с двух раздель-
ных котлов;
3) оценки возможности сис-
темы выдерживать более
высокое давление пара
и уставок защит для повы-
шения порога срабатыва-
ния.
НАЦИОНАЛЬНАЯ
ЖЕЛЕЗНАЯ
ДОРОГА
9 августа в момент аварии на
16 секунд частота в энергосисте-
ме упала ниже 49 Гц, что привело
к срабатыванию внутренних защит
электропоездов, работающих на
переменном токе. В это время на
линиях находилось 60 электропо-
ездов определенного типа, систе-
ма питания и частично управле-
ния которых отключилась. Часть
критически важных функций пере-
ключилась на аккумуляторы, в том
числе и связь GSM-R.
С помощью удаленного контро-
ля удалось восстановить системы
27 электропоездов, оставшиеся
~30 потребовали непосредствен-
ного присутствия сервисного инже-
нера для перезапуска всех систем
электропоездов. Так как на момент
аварии на дежурстве находилось
только 17 инженеров, то переза-
пуск систем некоторых электропо-
ездов занял существенное время,
часть пассажиров пришлось эваку-
ировать из поездов. Отключенные
электропоезда создали заторы на
ж/д линиях, и возвращение к нор-
мальному расписанию заняло не-
сколько часов.
Системы электропоездов от-
ключились (как и было запроек-
тировано согласно стандарту EN
50163) и должны были вернуться
в рабочее состояние при восста-
новлении частоты до предаварий-
ного уровня или через удаленные
команды, а также по команде
машиниста (чего в реальности не
произошло). Проблема скорее все-
го была вызвана процессом обнов-
ления программного обеспечения
поездов. Производитель электро-
поездов работает над внесением
в программное обеспечение необ-
ходимых изменений.
СИСТЕМНЫЙ
ОПЕРАТОР
NG ESO
На момент аварии у СО были
зарезервированы оперативные
резервы поддержания частоты
в размере 1000 МВт, что соответ-
ствует одномоментному выпаде-
нию крупнейшего источника мощ-
ности, подключенного на данный
момент к сети. В таблице 2 дается
список резервов по типам и ско-
рости реакции на момент аварии,
а так же действительный отпуск
мощности в сеть.
Хотя при моделировании необ-
ходимого резерва предполагалось,
что отпуск аварийной резервной
мощности в сеть будет состав-
лять 91%, в реальности цифры
составили 88% и 89%, что обеспе-
чило отпуск 945 МВт первичных
и 1022 Вт вторичных резервных
мощностей. Несмотря на то что
МИРОВОЙ ОПЫТ
159
отпуск резервов был на уровне за-
планированного, часть конкретных
поставщиков свои обязательства
не выполнили.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В окончательном отчете выделены
основные события и сделаны вы-
воды.
• 9 августа регистрировалось не-
сколько попаданий молний в ВЛ
400 кВ магистральных сетей, но
только одна привела к отключе-
нию потребителей от электро-
снабжения.
• РЗ магистральных сетей отра-
ботала корректно, все возму-
щения в сети были в пределах,
установленных сетевыми стан-
дартами.
• Отключение обоих генерирую-
щих мощностей ВЭС (737 МВт)
и ГЭС (244 МВт) произошло
практически
одномоментно
и не связано друг с другом,
но совпало по времени с по-
паданием молнии в ВЛ. Так
как в проектных условиях дан-
ные электростанции не долж-
ны отключаться от попадания
молний в сеть, этот инцидент
считается непрогнозируемым
и редким.
• Попадание молнии в ВЛ 400 кВ
вызвало отключение распре де-
ленной генерации (–150 МВт)
релейной защитой от потери
синхронизма (ANSI 78).
• Одновременное
отключение
вышеперечисленных генери-
рующих мощностей привело
к суммарной потере мощности,
превышающей расчетную мощ-
ность самой крупной аварии
с выпадением единицы мощно-
сти из сети в 1000 МВт.
• Высокая скорость падения ча-
стоты системы привела к от-
ключению еще 350 МВт РГ.
Количество выпавшей РГ сопо-
ставимо с расчетной.
• Несмотря на то что суммарная
выпавшая мощность 1481 МВт
превысила расчетную, частота
при падении остановилась на
отметке 49,1 Гц и начала вос-
станавливаться.
• Сразу после начала восста-
новления частоты системы
внезапно отключилась газовая
турбина на ГЭС Литл Барфорд
(–210 МВт), увеличив сум-
марную потерю мощности до
1,691 МВт при отсутствии сво-
бодных резервов, вследствие
чего частота упала до 48,8 Гц.
• АЧР сработала по достиже-
нии частоты в 48,8 Гц согласно
уставкам, отключив ~1 миллион
потребителей (1 ГВт).
• В течение следующих 5 минут
с вводом аварийных резер-
вов удалось стабилизировать
систему и вернуть частоту на
доаварийный уровень. Через
15 минут распределительные
сети получили от СО инструк-
цию по подключению в сеть по-
требителей, затронутых АЧР.
• Аварийные резервные мощно-
сти сработали согласно прогно-
зам, хотя есть претензии к от-
дельным поставщикам, так как
они не обеспечили заявленную
мощность.
• Электроснабжение всех потре-
бителей было восстановлено
в течение 40 минут после ава-
рии.
• Некоторые потребители остава-
лись без электропитания более
40 минут, например электропо-
езда, вследствие внутренних
проблем.
• СО информировал об ава-
рии Министерство энергетики
в 17:40 и Регулятора (Ofgem)
в 18:00. Первый пресс-релиз
был предоставлен в 18:27, сле-
дующий детальный — в 20:06.
• Перебои на железной доро-
ге продолжались весь вечер
9 августа и весь день 10 авгу-
ста из-за сбоя электропоездов
и невозможности оперативно
перезапустить их контрольные
системы.
На основании сделанных за-
ключений Регулятор (Ofgem) вы-
дал следующие рекомендации:
– необходимо улучшить инфор-
мированность населения и всех
заинтересованных сторон, осо-
бенно в первый час аварии;
– список потребителей, под-
ключенных к АЧР, должен быть
пересмотрен, чтобы предот-
вратить отключении критичной
инфраструктуры в будущем;
– релейная защита электропоез-
дов должна быть пересмотрена
для обеспечения бесперебой-
ной работы железнодорожного
транспорта при возмущениях
во внешней сети;
– принимая во внимание суще-
ствующие риски и затраты, не-
обходимо пересмотреть сете-
вой стандарт по качеству и на-
дежности электроснабжения,
для того чтобы оценить необ-
ходимость создания дополни-
тельных
противоаварийных
резервов;
– пересмотреть сроки внедрения
изменений уставок РЗ РГ в сто-
рону уменьшения (вследствие
срабатывания релейных защит,
превышения скорости измене-
ния частоты и рассинхрониза-
ции в ходе аварии было поте-
ряно 500 МВт распределенной
генерации).
Более
подробный
материал
чи
тайте
на
сайте
журнала
www.eepir.ru
в
разделе
«
Трибуна
»
подписка – 2020
Обращаем ваше внимание, что стоимость
подписки на журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ.
Передача и распределение» на 2020 год
осталась без изменений:
• год (шесть номеров) —
11 250
руб
.
• полгода (три номера) —
5 625
руб
.
• один выпуск —
1 875
руб
.
Цена указана с учетом НДС.
Форма оплаты — безналичный расчет.
то стоимость
РОЭНЕРГИЯ.
на 2020 год
250
руб
.
25
руб
.
й расчет.
Доставка осуществляется Почтой России простой
бандеролью. Стоимость доставки включена
в стоимость подписки.
Чтобы подписаться на журнал,
заполните форму заявки
на подписку на сайте
www.eepir.ru
или направьте
заявку по электронной почте:
Телефон редакции:
+7 (495) 645-12-41
№
1 (58) 2020
Оригинал статьи: Авария в энергосистеме Великобритании, приведшая к масштабному отключению электроэнергии в августе 2019 года
9 августа 2019 года в Великобритании в конце рабочего дня, в 16:52, вследствие серии событий в энергосистеме произошло массовое отключение от электроснабжения около одного миллиона потребителей (5% суммарной нагрузки). Отключение электроэнергии, помимо частных и коммерческих потребителей, затронуло и такие критически важные объекты, как аэропорт, больничный комплекс и железнодорожный пассажирский транспорт. И хотя электроснабжение всех потребителей было полностью восстановлено к 17:37, данная авария породила множество вопросов, связанных с надежностью Британской энергосистемы. Как сильно влияет количество установленных ВИЭ на стабильность системы? Не приведет ли дальнейшее увеличение доли «зеленой» и распределенной генерации к ослаблению надежности системы электроснабжения страны? Нужно ли отказаться от концепции перехода на безуглеродную систему электроснабжения к 2050 году или достаточно внести необходимые коррективы?