

122
СЕТИ
РОССИИ
РИСКИ
ДЛЯ
ВЛ
Рассмотрим
основные
риски
,
ко
-
торым
подвергаются
ВЛ
и
которые
могут
причинить
убытки
подрядчи
-
кам
или
собственникам
этих
объек
-
тов
.
В
таблице
приведён
обзор
,
ко
-
торый
используется
страховщиками
для
оценки
вероятных
ущербов
при
реализации
определённых
сценари
-
ев
и
расчёта
страховой
премии
для
конкретных
объектов
страхования
.
ПРИРОДНЫЕ
УГРОЗЫ
ВЛ
являются
объектами
,
протя
-
жёнными
на
большие
расстояния
.
В
силу
этой
специфики
они
осо
-
бенно
подвержены
рискам
воздей
-
ствия
природных
явлений
,
таких
как
землетрясение
,
ураган
,
лёд
,
которые
несут
угрозу
значительных
потенциальных
ущербов
на
боль
-
ших
территориях
(
рис
. 1
и
2).
Стра
-
ховщики
,
как
правило
,
с
особой
Аспекты
страхования ВЛ
Данная статья посвящена страхованию высоковольт-
ных линий электропередачи (ВЛ) при их строитель-
стве и эксплуатации. Приведён европейский обзор
рисков, аккумулирующий информацию со всех угол-
ков нашей планеты. Рассмотрены актуальные вопро-
сы организации страхования рисков строительства
крупными федеральными за-
казчиками, а также аспекты по-
лучения страхового возмеще-
ния при наступлении страховых
случаев.
Юрий ВОЛКОВ,
эксперт по страхованию
Рис
. 1.
Ураган
Эмма
разрушил
20
опор
линии
220
кВ
в
о
з
д
у
ш
н
ы
е
Л
Э
П
воздушные ЛЭП

123
№ 2 (11), март-апрель, 2012
Опасности
Вероятные
сценарии
реализации
опасности
Оценка
частоты
опасности
Оценка
силы
воздействия
опасности
Природные
угрозы
Землетрясение
Полная
гибель
большинства
ВЛ
(
включая
фундаменты
)
в
пределах
50
км
от
эпицентра
Частота
рассматри
-
вается
для
каждого
отдельно
взятого
про
-
екта
/
объекта
,
так
как
зависит
от
конкретно
-
го
местоположения
Значительное
Накопление
льда
и
снега
Большие
участки
ВЛ
затрону
-
ты
данной
опасностью
,
что
привело
к
их
разрушению
Значительное
Ураган
,
буря
и
т
.
п
.
Большие
участки
ВЛ
затрону
-
ты
данной
опасностью
,
что
привело
к
их
разрушению
Для
мест
,
расположен
-
ных
в
зонах
,
подвержен
-
ных
ураганам
/
тайфунам
,
тяжёлому
снегу
Среднее
Наводнение
Полная
гибель
фундаментов
и
земляных
работ
на
боль
-
шой
протяжённости
плюс
дополнительная
гибель
суще
-
ствующих
опор
Среднее
Для
отдельных
зон
,
не
подвер
-
женных
наво
-
днению
Оползни
и
лавины
Полная
гибель
отдельных
сек
-
ций
с
увеличенными
затрата
-
ми
на
восстановление
Незначитель
-
ное
Молнии
Молниевый
шторм
обычно
затрагивает
ограниченные
области
с
возможными
по
-
вреждениями
ограниченного
количества
единичных
опор
Незначитель
-
ное
Проседание
почвы
Локальный
ущерб
фундамен
-
там
опор
,
зависящий
от
мест
-
ных
условий
(
так
же
,
как
след
-
ствие
землетрясения
)
Незначитель
-
ное
Внешние
угрозы
Удар
самолёта
Минимальный
локальный
ущерб
,
зависящий
от
близо
-
сти
аэродромов
Низ
-
кая
Незначитель
-
ное
Пожар
внешний
От
ограниченных
до
значи
-
тельных
площадей
,
ведущий
к
потере
прочности
и
эффек
-
тивности
ВЛ
Низ
-
кая
Среднее
Терроризм
Локальные
атаки
взрывными
устройствами
,
чтобы
разру
-
шить
подстанции
или
отдель
-
ные
опоры
Сред
-
няя
Незначитель
-
ное
Воровство
Воровство
ограниченного
количества
материалов
со
строительной
площадки
или
имущества
,
расположенного
вдоль
линий
Высо
-
кая
Незначитель
-
ное
Рядом
расположен
-
ные
промышлен
-
ные
и
др
.
объекты
Локальный
ущерб
,
завися
-
щий
от
близости
таких
объ
-
ектов
Низ
-
кая
Может
иметь
значитель
-
ное
воздействие
,
напри
-
мер
,
при
разрушении
дамб
Среднее
Существенные
риски
конкретного
проекта
/
объекта
Внутренний
пожар
Наиболее
подвержены
под
-
станции
и
места
хранения
пожаро
-
опасных
материа
-
лов
.
Оценивается
по
самому
дорогому
элементу
,
который
может
пострадать
.
Сред
-
няя
Среднее
Риски
эксплуатации
Оценивается
по
самой
до
-
рогому
элементу
,
который
может
пострадать
(
трансфор
-
маторы
)
Низ
-
кая
Незначитель
-
ное
Строительно
-
монтажные
риски
Гибель
одной
опоры
(
напри
-
мер
,
вследствие
разрушения
стрелы
крана
)
Сред
-
няя
Незначитель
-
ное
Таблица
.
Риски
,
сценарии
реализации
,
оценки
частоты
и
силы
воздействия

124
СЕТИ РОССИИ
осторожностью
подходят
к
стра
-
хованию
ВЛ
и
поэтому
по
рискам
стихийных
бедствий
стремятся
установить
в
договорах
страхова
-
ния
дополнительные
лимиты
своей
ответственности
и
специальные
франшизы
.
Несмотря
на
предпринимаемые
меры
,
на
практике
оказывается
,
что
природа
всё
равно
может
причи
-
нить
значительный
материальный
ущерб
.
Например
,
ледяной
шторм
в
1998
г
.
в
Канаде
одновременно
вывел
из
строя
ВЛ
на
площади
раз
-
мером
большей
,
чем
Швейцария
.
Образования
льда
сыграли
свою
негативную
роль
и
привели
к
ко
-
лоссальным
убыткам
.
Необходимо
отметить
последствия
погодных
ка
-
таклизмов
в
Москве
и
центральной
части
России
,
которые
нанесли
зна
-
чительный
ущерб
сетевым
компа
-
ниям
из
-
за
массовых
обрывов
ВЛ
и
падения
опор
(
рис
. 3).
Наводнение
также
несёт
се
-
рьёзную
угрозу
.
Затопление
водой
или
эрозия
почвы
могут
причинить
значительный
ущерб
результатам
земляных
работ
в
период
строитель
-
ства
.
Поэтому
страховщики
иногда
рекомендуют
ограничивать
одно
-
временное
количество
котлованов
до
минимума
,
чтобы
производить
устройство
фундаментов
в
течение
определённого
времени
в
соответ
-
ствии
с
местными
условиями
и
про
-
граммой
работ
.
числе
от
террористических
атак
.
Нельзя
исключать
из
рассмотре
-
ния
близость
аэропортов
,
дорог
,
дамб
как
потенциальную
угрозу
для
страхуемых
объектов
.
Из
-
за
высокой
стоимости
металлов
угроза
воровства
также
является
значительной
.
РИСКИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ
Сети
в
РФ
,
по
данным
Мин
-
энерго
,
имеют
физический
износ
70%.
Столь
высокая
степень
изно
-
са
ведёт
не
только
к
повышению
аварийности
,
но
и
значительному
увеличению
стоимости
и
сроков
ремонтно
-
восстановительных
ра
-
бот
.
Количество
аварий
в
сравне
-
нии
с
аналогичными
периодами
прошлого
растёт
.
Такая
ситуация
за
-
ставляет
ответственные
страховые
компании
крайне
осторожно
подхо
-
дить
к
заключению
договоров
стра
-
хования
на
условиях
«
все
риски
».
При
наступлении
страхового
случая
также
возмещаются
раз
-
личные
согласованные
расходы
Страхователя
:
на
удаление
мусора
,
образовавшегося
в
результате
на
-
ступления
страхового
события
;
до
-
полнительные
расходы
,
которые
необходимо
произвести
в
процессе
восстановления
застрахованного
имущества
.
Текущий
рыночный
тариф
по
страхованию
эксплуатируемых
ВЛ
находится
в
районе
0,25%
при
определённом
уровне
франшиз
и
лимитах
ответственности
.
Точно
о
тарифах
можно
говорить
только
при
-
менительно
к
конкретному
объекту
страхования
.
СТРОИТЕЛЬНО
-
МОНТАЖНЫЕ
РИСКИ
(
СМР
)
Текущее
строительство
ВЛ
по
ин
-
вестиционным
программам
круп
-
ных
федеральных
заказчиков
имеет
большую
географию
.
ВЛ
состоят
из
относительно
простых
элементов
,
однако
могут
прокладываться
через
сложнопроходимые
участки
:
болота
,
горы
,
прибрежные
зоны
и
т
.
д
.,
на
которых
строительно
-
монтажные
риски
могут
быть
значительными
.
Использование
специального
обо
-
рудования
,
кранов
или
вертолётов
дополнительно
увеличивает
СМР
.
Строительство
подъездных
пу
-
тей
к
строительным
площадкам
,
особенно
в
удалённых
областях
,
может
быть
очень
затруднитель
-
ным
или
невозможным
в
течение
Рис
. 2.
Разрушение
ВЛ
ураганом
Эмма
Рис
. 3.
Обледенение
и
накопле
-
ние
снега
Землетрясение
в
Тайване
в
сен
-
тябре
1999
г
.
показало
,
насколько
ВЛ
восприимчивы
к
оползням
как
следствию
землетрясения
.
Отдель
-
ные
части
территории
РФ
также
подвержены
этому
риску
.
Можно
отметить
произошедшее
недавно
землетрясение
в
Туве
.
ВНЕШНИЕ
ОПАСНОСТИ
К
внешним
опасностям
отно
-
сятся
действия
третьих
лиц
,
на
-
правленные
на
уничтожение
или
повреждение
ВЛ
.
Для
таких
объ
-
ектов
фактически
невозможно
обеспечить
полноценную
защи
-
ту
на
всём
их
протяжении
,
в
том

125
№ 2 (11), март-апрель, 2012
определённого
времени
года
из
-
за
погодных
условий
.
В
случае
их
раз
-
рушения
это
может
значительно
удлинить
время
восстановления
по
-
вреждённых
ВЛ
,
а
также
увеличить
стоимость
восстановления
,
особен
-
но
в
гарантийный
период
.
Внутренние
перевозки
материа
-
лов
и
оборудования
также
имеют
определённые
риски
,
могут
и
долж
-
ны
быть
застрахованы
.
Риск
ответственности
перед
тре
-
тьими
лицами
в
значительной
сте
-
пени
зависит
от
места
расположе
-
ния
ВЛ
.
Он
может
быть
очень
низок
в
пустынной
местности
и
значитель
-
но
повышается
в
местах
большого
скопления
людей
,
в
городах
.
По
договору
страхования
СМР
могут
быть
застрахованы
:
•
работы
,
включая
строительные
материалы
и
конструкции
,
мон
-
тируемое
оборудование
,
рас
-
ходы
на
заработную
плату
,
рас
-
ходы
по
перевозке
,
таможенные
пошлины
и
сборы
;
•
оборудование
строительной
пло
-
щадки
;
•
строительная
техника
;
•
гражданская
ответственность
перед
третьими
лицами
;
•
послепусковые
гарантийные
обязательства
;
•
дополнительные
расходы
стра
-
хователя
,
указанные
в
договоре
.
Договор
страхования
СМР
,
как
правило
,
заключается
на
условиях
«
все
риски
».
Кавычки
означают
,
что
страховая
компания
отвечает
по
всем
случаям
причинения
вреда
,
кроме
отдельно
указанных
в
раз
-
деле
«
Исключения
»
договора
стра
-
хования
.
Дополнительно
оговарива
-
ются
расходы
подрядчика
,
которые
при
наступлении
страхового
случая
будут
компенсированы
страховой
компанией
.
Перечень
дополнитель
-
ных
условий
фактически
стандар
-
тизирован
,
поскольку
в
своё
время
был
разработан
Мюнхенским
пере
-
страховочным
обществом
(
боль
-
шинство
СМР
страхуется
на
усло
-
виях
,
разработанных
именно
этой
компанией
)
и
применяется
страхов
-
щиками
всего
мира
.
Рыночные
тарифы
по
страхо
-
ванию
СМР
ВЛ
находятся
в
диапа
-
зоне
,
не
превышающем
0,2%
при
определённом
уровне
франшиз
.
Более
точно
о
тарифах
можно
гово
-
рить
только
применительно
к
кон
-
кретному
объекту
страхования
на
основе
указанной
выше
таблицы
и
согласованных
условий
договора
страхования
.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАКАЗЧИКОМ
СТРАХОВОЙ
ЗАЩИТЫ
РИСКОВ
СТРОИТЕЛЬСТВА
Понимая
всю
возможную
слож
-
ность
реализации
проектов
,
заказ
-
чики
строительства
,
как
правило
,
требуют
от
своих
подрядчиков
стра
-
хования
СМР
.
Правильная
органи
-
зация
страховой
защиты
является
актуальной
задачей
для
заказчи
-
ков
,
поскольку
позволяет
получить
компенсацию
убытков
от
страхов
-
щиков
,
снизить
расходы
на
страхо
-
вание
и
повысить
свою
инвестици
-
онную
привлекательность
.
Рассмотрим
организацию
стра
-
ховой
защиты
конкретного
заказчи
-
ка
сетевого
строительства
,
отметим
положительные
моменты
и
недо
-
статки
,
а
также
пути
улучшения
.
Система
организации
включает
в
себя
следующие
основные
эле
-
менты
:
•
типовой
договор
страхования
,
утверждённый
заказчиком
для
подрядчиков
,
являющийся
при
-
ложением
к
договору
подряда
.
Типовой
договор
страхования
позволяет
однозначно
зафикси
-
ровать
объём
страховой
защиты
,
который
необходим
заказчику
,
исходя
из
его
потребностей
.
Под
-
рядчики
и
страховщики
не
тратят
время
на
разработку
договора
страхования
,
на
дальнейшее
его
согласование
с
заказчиком
.
Простота
администрирования
;
•
утверждённые
заказчиком
тре
-
бования
к
страховым
компани
-
ям
,
с
которыми
подрядчик
может
заключить
договор
страхования
.
Это
оправданно
.
К
страхованию
ВЛ
заказчик
должен
допускать
только
надёжные
страховые
компании
,
имеющие
капитал
и
опыт
страховых
выплат
;
•
передача
на
аутсорсинг
функций
контроля
над
процессом
страхо
-
вания
профессиональному
кон
-
сультанту
.
Наличие
консультанта
представляется
оправданным
.
Практически
весь
мир
передаёт
это
на
аутсорсинг
.
Такая
организация
страхования
является
в
настоящее
время
наи
-
более
современной
и
эффективной
.
Однако
рассматриваемая
система
имеет
определённые
недостатки
.
Отметим
некоторые
из
них
.
Во
-
первых
,
это
ограничение
доступа
подрядчиков
к
страхованию
рисков
в
надёжных
страховых
компаниях
.
Оно
возникает
из
-
за
установлен
-
Рис
. 4.
Монтаж
части
опоры

126
СЕТИ РОССИИ
ного
заказчиком
требования
для
страховщиков
о
наличии
специаль
-
ной
лицензии
на
работу
с
государ
-
ственной
тайной
.
Не
все
надёжные
страховые
компании
РФ
обладают
такой
лицензией
из
-
за
принадлеж
-
ности
к
международным
страховым
группам
.
Надо
отметить
,
что
это
требование
формальное
,
которое
ничего
не
даёт
в
смысле
безопас
-
ности
при
страховании
объектов
строительства
.
Все
договора
страхо
-
вания
строительства
ВЛ
перестрахо
-
вываются
за
рубежом
и
этого
никак
не
избежать
.
И
даже
в
тендерной
документации
заказчика
содержит
-
ся
требование
о
фактическом
пере
-
страховании
50%
риска
по
договору
в
западных
страховых
компаниях
,
а
привлечённый
консультант
являет
-
ся
западной
компанией
.
В
итоге
это
приводит
к
тому
,
что
подрядчики
не
могут
заключать
договоры
с
некото
-
рыми
надёжными
,
проверенными
компаниями
.
Например
,
с
такими
как
СК
«
РОСНО
».
Но
именно
РОСНО
выплатило
6
миллиардов
рублей
по
аварии
на
Саяно
-
Шушенской
ГЭС
,
чему
способствовал
также
основ
-
ной
акционер
—
западный
страхо
-
вой
концерн
«
Альянс
».
Больше
в
России
никто
и
никогда
по
страхо
-
вому
случаю
столько
денег
не
вы
-
плачивал
.
Во
-
вторых
,
компенсация
заказчиком
затрат
на
страхование
в
размере
до
1%
от
сметной
стоимо
-
сти
проекта
.
Тариф
,
как
было
отме
-
чено
выше
,
зависит
от
характери
-
стик
объекта
,
подрядчика
,
а
также
от
конкуренции
между
страховыми
компаниями
.
Устанавливая
фикси
-
рованный
тариф
до
1%,
особенно
при
наличии
типового
договора
,
за
-
казчик
обрекает
себя
на
перерас
-
ход
средств
.
В
-
третьих
,
отсутствие
у
заказчика
контрольного
механизма
определения
рыночной
стоимости
страхования
.
В
итоге
эти
недостатки
ведут
к
следующим
негативным
по
-
следствиям
для
заказчика
:
•
возможное
нерыночное
цено
-
образование
при
страховании
и
,
как
следствие
,
возможный
перерасход
средств
;
•
снижение
надёжности
страховой
защиты
;
•
недостаточная
прозрачность
ключевого
бизнес
-
процесса
защиты
имущественных
инте
-
ресов
и
возможное
снижение
доверия
со
стороны
инвесторов
.
Для
улучшения
системы
можно
предложить
следующее
:
•
заказчику
убрать
формальное
требование
лицензии
на
рабо
-
ту
с
государственной
тайной
с
целью
допуска
к
страхованию
надёжных
страховых
компа
-
ний
;
•
заказчику
рекомендовать
под
-
рядчикам
использовать
совре
-
менные
механизмы
по
опреде
-
лению
рыночной
стоимости
страхования
—
тендеры
,
в
том
числе
электронные
.
Это
позволит
ему
компенсировать
подрядчику
рыночные
расходы
на
страхова
-
ние
,
а
не
сметные
;
•
страховщикам
принять
меха
-
низм
определения
победителя
на
основе
электронных
тенде
-
ров
и
достичь
соглашения
о
последующем
перестраховании
между
участниками
торгов
,
что
позволит
:
•
избежать
недобросовестной
конкуренции
среди
страхо
-
вых
компаний
;
•
оставить
максимально
воз
-
можное
количество
страхо
-
вых
премий
в
России
;
•
повысить
надёжность
всей
системы
за
счёт
эффектив
-
ной
конкуренции
,
понятного
и
прозрачного
перестрахова
-
ния
рисков
.
Предлагаемые
меры
позволят
заказчику
сократить
расходы
на
страхование
,
повысить
прозрач
-
ность
и
надёжность
страховой
за
-
щиты
,
содействовать
развитию
кон
-
курентного
страхового
рынка
.
АСПЕКТЫ
ПОЛУЧЕНИЯ
СТРАХОВОГО
ВОЗМЕЩЕНИЯ
Для
успешного
получения
стра
-
хового
возмещения
необходимо
выполнение
следующих
условий
(
укрупнённо
):
•
произошедшее
событие
,
причи
-
нившее
имущественный
вред
и
подтверждённое
экспертизами
,
должно
быть
указано
в
договоре
страхования
;
•
произошедшее
событие
отдель
-
но
не
исключено
договором
страхования
или
Правилами
страховщика
;
•
необходимые
дополнительные
расходы
в
связи
с
устранением
последствий
произошедшего
события
возмещаются
по
дого
-
вору
страхования
.
Это
один
из
проблемных
аспектов
страхова
-
ния
,
особенно
в
связи
с
ущер
-
бом
вследствие
дефектов
;
•
страхователь
выполнил
все
свои
обязанности
по
договору
страхования
:
вёл
строительство
надлежащим
образом
;
вовре
-
мя
уведомил
страховщика
об
ущербе
;
представил
документы
,
подтверждающие
его
страховой
интерес
,
и
т
.
д
.,
чтобы
у
страхов
-
щика
не
было
повода
для
отказа
в
выплате
;
•
произведён
расчёт
сумм
пря
-
мого
ущерба
и
дополнитель
-
ных
расходов
.
Страховщик
не
оплачивает
какие
-
либо
затраты
на
улучшение
,
доработку
,
пере
-
проектирование
и
т
.
д
.
постра
-
давшего
имущества
,
даже
те
,
которые
необходимы
для
предотвращения
повторного
ущерба
.
Это
один
из
аспектов
,
который
надо
учитывать
стра
-
хователям
с
устаревшим
,
изно
-
шенным
оборудованием
.
Есть
также
аспект
с
работоспособ
-
ным
оборудованием
,
которое
было
лишено
гарантий
произ
-
водителя
в
связи
с
тем
,
что
оно
могло
теоретически
пострадать
от
воздействия
застрахованных
опасностей
;
•
у
страховщика
есть
собствен
-
ные
средства
на
выплату
и
/
или
деньги
получены
от
перестра
-
ховщиков
по
надлежаще
заклю
-
чённым
с
ними
договорам
пере
-
страхования
.
Надо
отметить
,
что
страхователь
не
может
влиять
на
отношения
между
страховой
и
перестраховочными
компа
-
ниями
,
поскольку
не
является
стороной
по
договору
перестра
-
хования
.
Единственной
гаранти
-
ей
для
страхователя
в
вопросах
перестрахования
может
служить
надёжность
самой
страховой
компании
,
имеющийся
у
нее
опыт
страхования
рисков
энер
-
гетики
,
опыт
выплат
,
надёжные
акционеры
и
т
.
д
.
Знание
опасностей
,
которым
подвержены
ВЛ
от
строительства
до
эксплуатации
,
качественные
условия
договора
страхования
,
пра
-
вильная
организация
процесса
за
-
ключения
договоров
,
а
также
пони
-
мание
аспектов
выплат
страхового
возмещения
позволяют
максималь
-
но
надёжно
защитить
электросете
-
вой
комплекс
от
финансовых
по
-
терь
.
Контакты
автора
:
+7 (812) 332-83-95
Оригинал статьи: Аспекты страхования ВЛ
Данная статья посвящена страхованию высоковольтных линий электропередачи (ВЛ) при их строительстве и эксплуатации. Приведен европейский обзор рисков, аккумулирующий информацию со всех уголков нашей планеты. Рассмотрены актуальные вопросы организации страхования рисков строительства крупными федеральными заказчиками, а также аспекты получения страхового возмещения при наступлении страховых случаев.