

146
Анализ изменений подходов
к обучению работников
энергетической отрасли
по охране труда
УДК
331.453:621.31
В
статье
проведен
сравнительный
анализ
существовавшего
ранее
подхода
к
обучению
работников
энергетической
отрасли
по
охране
труда
и
нового
подхода
,
регламентируемого
Поста
-
новлением
Правительства
РФ
от
24.12.2021
№
2464.
Описаны
новые
виды
обучения
и
образовательные
модули
,
приведены
требования
к
продолжительности
и
наличию
практической
составляющей
для
каждого
модуля
,
даны
рекомендации
по
формированию
содержания
образовательных
модулей
.
Вы
-
явлены
преимущества
нового
подхода
к
обучению
по
охране
труда
и
указаны
основные
риски
при
его
реализации
.
Кондратьева
О
.
Е
.,
д
.
т
.
н
.,
доцент
,
заведующая
кафедрой
ИЭиОТ
ФГБОУ
ВО
«
НИУ
«
МЭИ
»
Локтионов
О
.
А
.,
д
.
т
.
н
.,
доцент
кафедры
ИЭиОТ
ФГБОУ
ВО
«
НИУ
«
МЭИ
»
Васильева
Н
.
В
.,
старший
преподаватель
кафедры
ИЭиОТ
ФГБОУ
ВО
«
НИУ
«
МЭИ
»
Мирошниченко
Д
.
А
.,
магистр
кафедры
ИЭиОТ
ФГБОУ
ВО
«
НИУ
«
МЭИ
»
Кузнецов
Н
.
С
.,
студент
кафедры
ИЭиОТ
ФГБОУ
ВО
«
НИУ
«
МЭИ
»
Ключевые
слова
:
электроэнергетика
,
обучение
по
охране
труда
,
снижение
профессиональных
рисков
,
система
управления
охраной
труда
О
бучение
работников
по
охране
труда
—
один
из
ключевых
процессов
системы
управления
охраной
труда
(
СУОТ
),
от
результативности
которого
во
многом
зависит
уровень
профессиональных
рисков
на
предприятии
.
Однако
достаточно
распростра
-
ненный
формальный
подход
к
организации
это
-
го
процесса
зачастую
создает
предпосылки
для
снижения
мотивации
работников
и
работодателя
к
обеспечению
безопасности
труда
.
Реализация
механизма
«
регуляторной
гильо
-
тины
»,
направленного
на
пересмотр
всех
обяза
-
тельных
требований
,
значительно
повлияла
и
на
трудовое
законодательство
.
Принципиальным
отличием
новой
редакции
X
главы
Трудового
Ко
-
декса
РФ
[1]
стало
повышение
значимости
проце
-
дуры
оценки
и
управления
профессиональными
рисками
и
расширение
спектра
инструментов
для
их
снижения
на
уровне
работодателя
.
Фактиче
-
ски
вместо
набора
типовых
документов
,
регла
-
ментирующих
деятельность
по
охране
труда
,
на
федеральном
уровне
определены
обязательные
требования
,
подходы
к
обеспечению
которых
вы
-
бираются
в
зависимости
от
перечня
идентифици
-
рованных
опасностей
и
финансовых
возможно
-
стей
предприятия
.
В
соответствии
с
действующим
ранее
Поста
-
новлением
Минтруда
РФ
и
Минобразования
РФ
от
13.01.2003
№
1/29 [2]
работодатель
должен
был
обеспечить
проведение
двух
видов
обучения
:
1)
обучение
по
охране
труда
,
включающее
обу
-
чение
безопасным
методам
и
приемам
выпол
-
нения
работ
со
стажировкой
и
обучение
оказа
-
нию
первой
помощи
пострадавшим
;
2)
инструктажи
по
охране
труда
.
Новые
Правила
обучения
по
охране
труда
(
да
-
лее
—
Правила
),
утвержденные
Постановлением
о
х
р
а
н
а
т
р
у
д
а
охрана труда

147
Правительства
РФ
от
24.12.2021
№
2464 [3],
предус
-
матривают
5
следующих
видов
обучения
:
1)
инструктажи
по
охране
труда
;
2)
стажировки
на
рабочем
месте
;
3)
обучение
оказанию
первой
помощи
пострадав
-
шим
;
4)
обучение
использованию
средств
индивидуаль
-
ной
защиты
;
5)
обучение
по
охране
труда
,
в
том
числе
обучение
безопасным
методам
и
приемам
выполнения
работ
(
далее
—
обучение
требованиям
охраны
труда
).
Основная
цель
корректировки
перечня
видов
обу
-
чения
—
выделение
модулей
,
необходимых
конкрет
-
ному
работнику
,
направленное
на
снижение
нагрузки
на
работников
и
отмену
унифицированного
обуче
-
ния
,
которое
зачастую
проводилось
для
всех
работ
-
ников
вне
зависимости
от
того
,
какие
должностные
обязанности
они
выполняют
.
Как
показано
выше
,
в
отдельный
вид
обучения
вынесено
оказание
первой
помощи
,
которое
ранее
было
включено
в
обучение
по
охране
труда
и
про
-
водилось
в
обязательном
порядке
для
рабочих
про
-
фессий
не
реже
одного
раза
в
год
.
В
соответствии
с
новыми
Правилами
обучение
оказанию
первой
помощи
должно
проводиться
для
следующих
кате
-
горий
лиц
:
–
работники
,
проводящие
инструктажи
по
охране
труда
,
включающие
вопросы
оказания
первой
по
-
мощи
пострадавшим
;
–
работники
рабочих
профессий
;
–
лица
,
обязанные
оказывать
первую
помощь
по
-
страдавшим
в
соответствии
с
требованиями
нор
-
мативных
правовых
актов
;
–
работники
,
управляющие
автотранспортным
сред
-
ством
;
–
работники
,
которые
в
соответствии
с
норматив
-
ными
правовыми
актами
по
охране
труда
должны
уметь
оказывать
первую
помощь
пострадавшим
;
–
председатель
(
заместители
председателя
)
и
чле
-
ны
комиссий
по
проверке
знания
требований
охраны
труда
по
вопросам
оказания
первой
помо
-
щи
пострадавшим
,
лица
,
проводящие
обучение
по
оказанию
первой
помощи
пострадавшим
,
спе
-
циалисты
по
охране
труда
,
а
также
члены
комите
-
тов
(
комиссий
)
по
охране
труда
;
–
иные
работники
по
решению
работодателя
.
Кроме
того
,
впервые
выделено
обучение
исполь
-
зованию
средств
индивидуальной
защиты
(
СИЗ
),
применение
которых
требует
практических
навыков
.
О
необходимости
введения
такого
обучения
неодно
-
кратно
высказывались
и
представители
энергетиче
-
ских
предприятий
,
и
компании
-
поставщики
и
произ
-
водители
СИЗ
.
Целесообразность
введения
данного
вида
обучения
подтверждается
результатами
ана
-
лиза
статистики
травматизма
,
который
показывает
,
что
около
10%
смертельных
несчастных
случаев
на
энергетических
предприятиях
происходят
по
причи
-
не
неиспользования
или
неправильного
использова
-
ния
СИЗ
[4].
Введение
обучения
использованию
СИЗ
опреде
-
ляет
необходимость
формирования
преподаватель
-
ского
состава
,
обладающего
соответствующей
ква
-
лификацией
,
так
как
эффективность
СИЗ
во
многом
зависит
от
корректности
применения
.
Для
решения
данной
проблемы
,
по
аналогии
с
опытом
оснащения
предприятий
другим
высокотехнологичным
обору
-
дованием
,
техническим
заданием
на
закупку
может
быть
предусмотрено
обучение
работников
примене
-
нию
СИЗ
.
Однако
для
этого
организация
-
поставщик
СИЗ
должна
быть
включена
в
реестр
организаций
,
имеющих
право
оказывать
услуги
по
охране
труда
.
Стажировки
на
рабочем
месте
,
которые
ранее
входили
в
обучение
по
охране
труда
и
должны
были
проводиться
для
всех
работников
рабочих
профес
-
сий
,
принимаемых
на
работу
с
вредными
и
(
или
)
опасными
условиями
труда
,
также
выделены
в
от
-
дельный
вид
обучения
.
При
этом
требования
к
ним
уточнены
и
значительно
расширены
.
Среди
основ
-
ных
требований
можно
выделить
следующие
:
–
перечень
профессий
и
должностей
работников
,
которым
необходимо
пройти
стажировку
на
ра
-
бочем
месте
,
устанавливается
работодателем
с
учетом
мнения
профсоюзного
или
иного
уполно
-
моченного
работниками
органа
(
при
наличии
);
–
стажировка
обязательна
для
работников
,
выпол
-
няющих
работы
повышенной
опасности
;
–
стажировка
проводится
на
основании
программы
или
иного
локального
нормативного
акта
,
утверж
-
денного
работодателем
,
под
руководством
ответ
-
ственного
за
стажировку
;
–
продолжительность
стажировки
должна
быть
не
менее
2-
х
смен
.
Значительной
переработке
подвергся
и
основной
вид
обучения
—
обучение
требованиям
охраны
тру
-
да
.
В
соответствии
с
новыми
Правилами
в
данный
раздел
входят
три
модуля
обучения
:
а
)
по
общим
вопросам
охраны
труда
и
функциониро
-
вания
системы
управления
охраной
труда
;
б
)
безопасным
методам
и
приемам
выполнения
ра
-
бот
при
воздействии
вредных
и
(
или
)
опасных
производственных
факторов
,
источников
опасно
-
сти
,
идентифицированных
в
рамках
специальной
оценки
условий
труда
(
СОУТ
)
и
оценки
профессио
-
нальных
рисков
;
в
)
безопасным
методам
и
приемам
выполнения
ра
-
бот
повышенной
опасности
,
к
которым
предъявля
-
ются
дополнительные
требования
в
соответствии
с
нормативными
правовыми
актами
,
содержащи
-
ми
государственные
нормативные
требования
охраны
труда
.
В
таблице
1
приведены
требования
к
продол
-
жительности
и
наличию
практической
составляю
-
щей
в
каждом
модуле
.
Выбор
программы
обучения
должен
производиться
в
зависимости
от
категории
работника
и
возложенных
на
него
обязанностей
.
В
таб
лице
2
представлено
определенное
Правилами
распределение
программ
обучения
по
категориям
работников
.
Анализ
данного
распределения
показывает
,
что
для
руководящего
состава
организации
обя
-
зательной
к
изучению
является
только
программа
по
общим
вопросам
охраны
труда
,
а
для
работни
-
ков
—
обучение
,
касающееся
непосредственно
тех
вредных
и
опасных
факторов
,
с
которыми
связана
их
№
4 (79) 2023

148
ОХРАНА ТРУДА
трудовая
деятельность
.
Для
сотрудников
,
принимаю
-
щих
управленческие
решения
в
системе
управления
охраной
труда
непосредственно
на
рабочих
местах
(
руководителей
структурных
подразделений
,
специ
-
алистов
служб
по
охране
труда
и
т
.
д
.),
обязательным
является
изучение
как
первого
,
так
и
второго
модуля
.
При
этом
,
если
трудовая
деятельность
отдельных
категорий
работников
связана
с
опасностями
,
ис
-
точниками
которых
является
только
компьютерная
и
офисная
техника
,
а
условия
труда
по
результатам
СОУТ
являются
оптимальными
или
допустимыми
,
то
обучение
по
программе
модуля
«
б
»
для
таких
кате
-
горий
работников
и
их
руководителей
по
решению
работодателя
может
не
проводиться
.
Таким
образом
,
новые
Правила
достаточно
уни
-
версальны
и
позволяют
формировать
программы
обу
-
чения
с
учетом
специфики
деятельности
предприятия
и
конкретных
работников
.
Однако
результат
обучения
во
многом
зависит
от
качества
процесса
обучения
и
квалификации
обучающих
.
Обучение
требованиям
охраны
труда
в
соответствии
с
новыми
Правилами
может
проводиться
у
работодателя
или
в
организаци
-
ях
,
оказывающих
услуги
обучения
по
охране
труда
.
В
обязательном
порядке
обучение
охране
труда
в
сторонних
организациях
должны
проходить
:
–
работодатель
(
руководитель
организации
),
руко
-
водители
филиалов
организации
;
–
председатель
и
члены
комиссий
по
проверке
зна
-
ния
требований
охраны
труда
;
–
работники
,
проводящие
инструктаж
и
обучение
требованиям
охраны
труда
;
–
специалисты
по
охране
труда
организаций
;
–
члены
комитетов
(
комиссий
)
по
охране
труда
;
–
уполномоченные
(
доверенные
)
лица
по
охране
труда
профессиональных
союзов
и
иных
уполно
-
моченных
работниками
представительных
орга
-
нов
организаций
.
Кроме
того
,
установлены
требования
по
мини
-
мальному
количеству
работников
,
которые
должны
быть
обучены
в
сторонних
организациях
,
с
учетом
ка
-
тегории
риска
и
численности
предприятия
.
Так
,
для
предприятий
с
численностью
менее
15
человек
вне
зависимости
от
категории
риска
должен
быть
обу
-
чен
1
работник
,
а
при
численности
от
51
до
250
че
-
ловек
— 5
обученных
для
предприятий
низкого
,
умеренного
и
среднего
риска
и
7
человек
при
более
высоких
категориях
риска
.
При
этом
дополнительно
регламентировано
,
что
количество
обученных
долж
-
но
составлять
не
менее
3
человек
на
каждое
обосо
-
бленное
структурное
подразделение
(
филиал
)
с
чис
-
ленностью
более
50
человек
,
включая
руководителя
.
Требования
к
организациям
и
индивидуальным
предпринимателям
,
оказывающим
услуги
по
обуче
-
нию
по
охране
труда
,
устанавливаются
Постанов
-
лением
Правительства
Российской
Федерации
от
16.12.2021
г
.
№
2334 [5]
и
включают
в
себя
наличие
:
–
в
учредительных
документах
юридического
лица
(
в
видах
деятельности
индивидуального
предпри
-
нимателя
)
обучения
по
охране
труда
;
–
на
праве
собственности
или
ином
законном
осно
-
вании
помещений
,
сооружений
,
зданий
,
строений
,
материально
-
технических
ресурсов
(
мест
обуче
-
ния
слушателей
или
учебных
помещений
),
необ
-
ходимых
для
обучения
по
охране
труда
;
Табл
. 1.
Требования
к
программам
обучения
Вид
обучения
Продолжительность
Требования
к
практическим
занятиям
Обучение
оказанию
первой
помощи
не
менее
8
часов
не
менее
50%
общего
количества
учебных
часов
Обучение
по
использованию
(
применению
)
СИЗ
не
установлена
не
менее
50%
общего
количества
учебных
часов
Обучение
требованиям
охраны
труда
По
общим
вопросам
охраны
труда
и
функциони
-
рования
СУОТ
не
менее
16
часов
не
установлены
Безопасным
методам
и
приемам
выполнения
ра
-
бот
при
воздействии
вредных
и
опасных
факторов
не
менее
16
часов
не
менее
25%
общего
количества
учебных
часов
Безопасным
методам
и
приемам
выполнения
работ
повышенной
опасности
не
установлена
не
менее
25%
общего
количества
учебных
часов
Табл
. 2.
Распределение
программ
обучения
по
категориям
работников
Категория
работника
Программа
обучения
Работодатель
(
руководитель
организации
),
руководители
филиалов
,
их
заместители
,
на
которых
воз
-
ложены
обязанности
по
охране
труда
а
Руководители
структурных
подразделений
организации
и
их
заместители
а
,
б
Специалисты
по
охране
труда
а
,
б
Члены
комитетов
(
комиссий
)
по
охране
труда
,
уполномоченные
(
доверенные
)
лица
по
охране
труда
про
-
фессиональных
союзов
и
иных
уполномоченных
работниками
представительных
органов
организаций
а
,
б
Члены
комиссий
по
проверке
знания
требований
охраны
труда
,
лица
,
проводящие
инструктажи
по
охра
-
не
труда
и
обучение
требованиям
охраны
труда
б
Специалисты
структурных
подразделений
,
работники
рабочих
профессий
б

149
–
актуальной
справочной
базы
законодательных
и
иных
нормативных
правовых
актов
по
охране
труда
,
а
также
справочной
документации
по
охране
труда
,
компьютерных
справочных
правовых
сис
-
тем
и
договора
на
их
обслуживание
;
–
локального
нормативного
акта
,
которым
регла
-
ментируется
система
хранения
и
архивирования
документов
,
а
также
устанавливаются
порядок
,
место
,
формы
и
сроки
хранения
документов
;
–
сайта
в
сети
Интернет
;
–
в
штате
не
менее
2
специалистов
(
при
органи
-
зации
обучения
работников
правилам
оказания
первой
помощи
пострадавшим
—
не
менее
од
-
ного
специалиста
),
осуществляющих
обучение
работодателей
и
работников
по
вопросам
охраны
труда
.
Требования
к
работодателям
,
самостоятельно
осуществляющим
обучение
работников
по
охране
труда
,
определены
в
самих
Правилах
и
включают
в
себя
наличие
:
–
материально
-
технической
базы
в
виде
мест
обу
-
чения
работников
(1
место
на
100
работников
)
или
учебных
помещений
,
а
также
оборудования
,
технических
средств
обучения
для
осуществле
-
ния
процесса
обучения
по
охране
труда
;
–
учебно
-
методической
базы
(
программы
обучения
и
учебных
материалов
);
–
не
менее
двух
лиц
,
проводящих
обучение
,
в
шта
-
те
организации
или
специалистов
,
привлекаемых
по
договорам
гражданско
-
правового
характера
,
специализирующихся
в
области
охраны
труда
;
–
комиссии
по
проверке
знания
требований
охраны
труда
.
Таким
образом
,
с
2023
года
практически
любая
организация
,
имеющая
соответствующую
матери
-
ально
-
техническую
базу
и
двух
преподавателей
с
соответствующей
квалификацией
сможет
подать
заявление
в
Минтруда
РФ
на
включение
в
реестр
ор
-
ганизаций
,
имеющих
право
проводить
обучение
по
охране
труда
.
И
достаточно
строгая
аккредитация
,
которую
ранее
проходили
образовательные
органи
-
зации
в
Рособрнадзоре
для
того
,
чтобы
иметь
право
,
в
том
числе
проводить
,
обучение
по
охране
труда
,
в
настоящее
время
утратила
свою
актуальность
.
По
-
этому
контроль
качества
процесса
обучения
по
охра
-
не
труда
в
значительно
большей
мере
теперь
деле
-
гируется
работодателю
.
При
этом
появляется
новое
требование
,
касаю
-
щееся
подтверждения
успешного
прохождения
обу
-
чения
работником
.
Если
ранее
по
итогам
проверки
знаний
после
прохождения
обучения
составлялся
соответствующий
протокол
и
работнику
выдавалось
удостоверение
о
проверке
знаний
по
охране
труда
,
то
в
соответствии
с
новыми
Правилами
обучения
выдача
удостоверения
не
обязательна
и
подтверж
-
дением
успешного
прохождения
обучения
является
наличие
соответствующей
записи
в
реестре
обучен
-
ных
лиц
.
Ведение
данного
реестра
,
а
также
реестра
орга
-
низаций
,
оказывающих
услуги
обучения
по
охране
труда
,
и
реестра
работодателей
,
осуществляющих
деятельность
по
обучению
работников
вопросам
охра
ны
труда
,
возложено
на
Минтруда
РФ
.
В
реестр
обученных
лиц
необходимо
будет
вносить
:
ФИО
,
СНИЛС
,
должность
(
профессию
)
работника
и
сведе
-
ния
об
организации
,
направившей
его
на
обучение
.
Также
планируется
внесение
сведений
о
программе
обучения
и
результатах
проверки
знаний
,
в
том
чис
-
ле
даты
и
номера
соответствующего
протокола
.
Очевидно
,
что
усиление
роли
работодателя
в
процессе
обучения
работников
по
охране
труда
определяет
необходимость
самостоятельного
фор
-
мирования
содержания
образовательных
модулей
,
основой
для
создания
которых
являются
пример
-
ные
перечни
тем
,
приведенные
в
[3].
Однако
в
за
-
висимости
от
категории
работников
объем
изучае
-
мого
в
рамках
каждой
темы
материала
необходимо
варьировать
.
Так
,
например
,
раздел
«
Стратегия
безопасности
труда
и
охраны
здоровья
»
рекомендован
в
рамках
Постановления
Правительства
РФ
№
2464
к
изуче
-
нию
только
для
руководителей
организации
,
а
темы
,
включенные
в
подраздел
«
Система
управления
охра
ной
труда
в
организации
»
можно
рекомендовать
в
полном
объеме
для
руководителей
структурных
подразделений
,
их
заместителей
и
специалистов
по
охране
труда
.
Специалисты
структурных
подразде
-
лений
и
работники
рабочих
профессий
могут
изучать
данный
подраздел
в
сокращенном
объеме
.
На
основании
многолетнего
опыта
обучения
по
охране
труда
на
базе
Национального
исследователь
-
ского
университета
«
МЭИ
»
и
анализа
основных
при
-
чин
травматизма
на
предприятиях
электроэнергетики
[4, 6, 7]
были
сформированы
следующие
рекоменда
-
ции
по
формированию
подраздела
образовательного
модуля
по
системе
управления
охраной
труда
(
СУОТ
).
1.
С
учетом
необходимости
непосредственного
уча
-
стия
всех
категорий
работников
в
данных
процессах
СУОТ
для
всех
категорий
работников
целесообраз
-
но
предусматривать
изучение
следующих
тем
:
–
специальная
оценка
условий
труда
(
СОУТ
);
–
оценка
и
управление
профессиональными
рис
ками
(
ОиУПР
);
–
обеспечение
работников
СИЗ
,
смывающими
и
обезвреживающими
средствами
;
–
обеспечение
гарантий
и
компенсаций
работ
-
никам
;
–
обеспечение
наблюдения
за
состоянием
здо
-
ровья
работников
.
При
этом
темы
СОУТ
и
ОиУПР
для
специалис
-
тов
структурных
подразделений
и
работников
ра
-
бочих
профессий
рекомендуется
рассматривать
в
сокращенном
объеме
,
акцентируя
внимание
не
-
посредственно
на
тех
опасностях
,
которые
иден
-
тифицированы
на
рабочих
местах
обучаемых
лиц
и
без
подробного
рассмотрения
методик
измере
-
ния
и
оценки
вредных
и
опасных
производственных
факторов
.
2.
Составляющие
образовательного
модуля
,
на
-
правленные
на
изучение
процессов
СУОТ
,
за
организацию
и
проведение
которых
несут
ответ
-
ственность
в
основном
руководители
структурных
подразделений
,
их
заместители
и
специалисты
по
охране
труда
,
целесообразно
включать
в
про
-
№
4 (79) 2023

150
ОХРАНА ТРУДА
граммы
обучения
именно
для
данных
категорий
работников
.
К
таким
составляющим
относятся
:
–
обеспечение
функционирования
системы
управ
-
ления
охраной
труда
в
организации
,
управление
документами
,
информирование
работников
об
ус
-
ловиях
и
охране
труда
;
–
подготовка
работников
по
охране
труда
;
–
обеспечение
санитарно
-
бытового
обслуживания
;
–
обеспечение
оптимальных
режимов
труда
и
отды
-
ха
работников
;
–
обеспечение
безопасного
выполнения
подрядных
ра
-
бот
,
обеспечение
снабжения
безопасной
продукцией
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новый
подход
к
обучению
по
охране
труда
,
реализо
-
ванный
в
Правилах
,
обладает
целым
рядом
следую
-
щих
преимуществ
:
–
отсутствие
унификации
при
обучении
по
охране
труда
и
возможность
формировать
программы
об
-
учения
с
учетом
специфики
деятельности
предпри
-
ятия
и
вредных
и
опасных
факторов
,
с
которыми
непосредственно
связана
деятельность
работника
;
–
возможность
оптимизации
программ
обучения
и
снижения
нагрузки
в
этой
области
для
офисных
работников
;
–
наличие
обучения
применению
СИЗ
,
направленное
на
дополнительное
снижение
уровня
травматизма
;
–
введение
реестра
обученных
лиц
,
позволяющего
контролировать
реальные
сроки
обучения
работ
-
ников
;
–
наличие
методической
помощи
работодателю
в
виде
примерного
перечня
тем
для
формирова
-
ния
программ
обучения
.
Однако
при
реализации
предложенного
подхода
ре
-
зультат
обучения
во
многом
зависит
от
организации
сис
-
темы
управления
охраной
труда
на
предприятии
и
ор
-
ганизации
контроля
за
качеством
процесса
обучения
.
В
статье
представлены
результаты
исследования
,
выполненного
при
финансовой
поддержке
Совета
по
грантам
Президента
Российской
Федерации
для
го
-
сударственной
поддержки
молодых
российских
уче
-
ных
в
рамках
научного
проекта
№
МК
-1816.2022.4
«
Создание
интерактивного
прототипа
экосистемы
well-being
на
энергетических
предприятиях
».
ЛИТЕРАТУРА
1.
Трудовой
кодекс
Российской
Фе
-
дерации
от
30.12.2001
г
.
№
197-
ФЗ
.
URL: https://base.garant.ru/12125268/.
2.
Постановление
Минтруда
РФ
и
Мин
-
образования
РФ
от
13.01.2003
№
1/29
«
Об
утверждении
Порядка
об
-
учения
по
охране
труда
и
про
-
верки
знаний
требований
охраны
труда
работников
организаций
».
URL: https://docs.cntd.ru/document/
901850788.
3.
Постановление
Правительства
РФ
от
24.12.2021
№
2464 «
О
порядке
обучения
по
охране
труда
и
про
-
верки
знания
требований
охраны
труда
». URL: https://docs.cntd.ru/
document/727688582/titles/7D20K3.
4.
Локтионов
О
.
А
.,
Кондратьева
О
.
Е
.
Со
-
вершенствование
подходов
к
ана
-
лизу
травматизма
на
промышлен
-
ных
предприятиях
//
Безопасность
труда
в
промышленности
, 2020,
№
11.
С
. 76–81.
5.
Постановление
Правительства
Рос
-
сийской
Федерации
от
16.12.2021
№
2334 «
Об
утверждении
Правил
аккредитации
организаций
,
индиви
-
дуальных
предпринимателей
,
ока
-
зывающих
услуги
в
области
охраны
труда
,
и
требований
к
организациям
и
индивидуальным
предпринима
-
телям
,
оказывающим
услуги
в
об
-
ласти
охраны
труда
». URL: https://
docs.cntd.ru/document/727638447.
6.
Локтионов
О
.
А
.,
Бурдюков
Д
.
А
.,
Васильева
Н
.
В
.
Анализ
влияния
индивидуальных
особенностей
ра
-
ботника
на
вероятность
получения
травмы
на
предприятиях
электро
-
энергетики
//
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
, 2020,
№
4(61).
С
.116–120.
7.
Локтионов
О
.
А
.,
Кондратьева
О
.
Е
.
Определение
характеристик
наи
-
более
травмоопасных
профессий
работников
промышленных
энер
-
гетических
объектов
с
точки
зре
-
ния
летального
исхода
//
Безопас
-
ность
труда
в
промышленности
,
2022,
№
5.
С
. 35–41.
REFERENCES
1. Labor Code of the Russian Fed-
eration dated 30.12.2001 no. 197-
FZ. URL: https://base.garant.ru/
12125268/.
2. Resolution of the Ministry of Labor
of RF and the Ministry of Education
of RF dated 13.01.2003 no. 1/29
"On approval of the Procedure of
labor protection training and testing
of the knowledge of labor protection
requirements of the company's em-
ployees". URL: https://docs.cntd.ru/
document/901850788.
3. Regulation of the Russian Federa-
tion Government dated 24.12.2021
no. 2464 "On the Procedure of la-
bor protection training and testing
of the knowledge of labor protec-
tion requirements". URL: https://
docs.cntd.ru/document/727688582/
titles/7D20K3.
4. Loktionov O.A., Kondratieva O.E.
Improvement of approaches to the
analysis of the rate of accidents at
industrial enterprises //
Bezopasnost'
truda v promyshlennosti
[Labor safe-
ty in industry], 2020, no. 11, pp. 76-81.
(In Russian)
5. Decree of the Russian Federa-
tion Government dated 16.12.2021
no. 2334 "On approval of the Rules
of accreditation of companies and
entrepreneurs delivering labor pro-
tection services and the require-
ments to companies and entrepre-
neurs delivering labor protection
services". URL: https://docs.cntd.ru/
document/727638447.
6. Loktionov O.A., Burdyukov D.A.,
Vasil'yeva N.V. Study of the impact
of an employee's individual traits on
the risk of getting injured at the fac-
tory //
ELEKTROENERGIYA. Pere-
dacha i raspredeleniye
[ELECTRIC
POWER. Transmission and Distribu-
tion], 2020, no. 4(61), pp.116-120.
(In Russian)
7. Loktionov O.A., Kondratieva O.E. Def-
inition of characteristics of the most
injurious professions at a power utility
from the point of lethal outcome //
Bezopasnost' truda v promyshlen-
nosti
[Labor safety in industry], 2022,
no. 5, pp. 35-41. (In Russian)
Оригинал статьи: Анализ изменений подходов к обучению работников энергетической отрасли по охране труда
В статье проведен сравнительный анализ существовавшего ранее подхода к обучению работников энергетической отрасли по охране труда и нового подхода, регламентируемого Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464. Описаны новые виды обучения и образовательные модули, приведены требования к продолжительности и наличию практической составляющей для каждого модуля, даны рекомендации по формированию содержания образовательных модулей. Выявлены преимущества нового подхода к обучению по охране труда и указаны основные риски при его реализации.