Анализ изменений подходов к обучению работников энергетической отрасли по охране труда

background image

background image

146

Анализ изменений подходов 
к обучению работников 
энергетической отрасли
по охране труда

УДК

 331.453:621.31

В

 

статье

 

проведен

 

сравнительный

 

анализ

 

существовавшего

 

ранее

 

подхода

 

к

 

обучению

 

работников

 

энергетической

 

отрасли

 

по

 

охране

 

труда

 

и

 

нового

 

подхода

регламентируемого

 

Поста

-

новлением

 

Правительства

 

РФ

 

от

 24.12.2021 

 2464. 

Описаны

 

новые

 

виды

 

обучения

 

и

 

образовательные

 

модули

приведены

 

требования

 

к

 

продолжительности

 

и

 

наличию

 

практической

 

составляющей

 

для

 

каждого

 

модуля

даны

 

рекомендации

 

по

 

формированию

 

содержания

 

образовательных

 

модулей

Вы

-

явлены

 

преимущества

 

нового

 

подхода

 

к

 

обучению

 

по

 

охране

 

труда

 

и

 

указаны

 

основные

 

риски

 

при

 

его

 

реализации

.

Кондратьева

 

О

.

Е

., 

д

.

т

.

н

., 

доцент

заведующая

 

кафедрой

 

ИЭиОТ

 

ФГБОУ

 

ВО

 «

НИУ

 «

МЭИ

» 

Локтионов

 

О

.

А

., 

д

.

т

.

н

., 

доцент

 

кафедры

 

ИЭиОТ

 

ФГБОУ

 

ВО

 

«

НИУ

 «

МЭИ

»

Васильева

 

Н

.

В

., 

старший

 

преподаватель

 

кафедры

 

ИЭиОТ

 

ФГБОУ

 

ВО

 «

НИУ

 «

МЭИ

»

Мирошниченко

 

Д

.

А

., 

магистр

 

кафедры

 

ИЭиОТ

 

ФГБОУ

 

ВО

 «

НИУ

 «

МЭИ

»

Кузнецов

 

Н

.

С

., 

студент

 

кафедры

 

ИЭиОТ

 

ФГБОУ

 

ВО

 «

НИУ

 «

МЭИ

»

Ключевые

 

слова

электроэнергетика

обучение

 

по

 

охране

 

труда

снижение

 

профессиональных

 

рисков

система

 

управления

 

охраной

 

труда

 

О

бучение

 

работников

 

по

 

охране

 

труда

 — 

один

 

из

 

ключевых

 

процессов

 

системы

 

управления

 

охраной

 

труда

  (

СУОТ

), 

от

 

результативности

 

которого

 

во

 

многом

 

зависит

 

уровень

 

профессиональных

 

рисков

 

на

 

предприятии

Однако

 

достаточно

 

распростра

-

ненный

 

формальный

 

подход

 

к

 

организации

 

это

-

го

 

процесса

 

зачастую

 

создает

 

предпосылки

 

для

 

снижения

 

мотивации

 

работников

 

и

 

работодателя

 

к

 

обеспечению

 

безопасности

 

труда

.

Реализация

 

механизма

  «

регуляторной

 

гильо

-

тины

», 

направленного

 

на

 

пересмотр

 

всех

 

обяза

-

тельных

 

требований

значительно

 

повлияла

 

и

 

на

 

трудовое

 

законодательство

Принципиальным

 

отличием

 

новой

 

редакции

 X 

главы

 

Трудового

 

Ко

-

декса

 

РФ

 [1] 

стало

 

повышение

 

значимости

 

проце

-

дуры

 

оценки

 

и

 

управления

 

профессиональными

 

рисками

 

и

 

расширение

 

спектра

 

инструментов

 

для

 

их

 

снижения

 

на

 

уровне

 

работодателя

Фактиче

-

ски

 

вместо

 

набора

 

типовых

 

документов

регла

-

ментирующих

 

деятельность

 

по

 

охране

 

труда

на

 

федеральном

 

уровне

 

определены

 

обязательные

 

требования

подходы

 

к

 

обеспечению

 

которых

 

вы

-

бираются

 

в

 

зависимости

 

от

 

перечня

 

идентифици

-

рованных

 

опасностей

 

и

 

финансовых

 

возможно

-

стей

 

предприятия

.

В

 

соответствии

 

с

 

действующим

 

ранее

 

Поста

-

новлением

 

Минтруда

 

РФ

 

и

 

Минобразования

 

РФ

 

от

 13.01.2003 

 1/29 [2] 

работодатель

 

должен

 

был

 

обеспечить

 

проведение

 

двух

 

видов

 

обучения

:

1) 

обучение

 

по

 

охране

 

труда

включающее

 

обу

-

чение

 

безопасным

 

методам

 

и

 

приемам

 

выпол

-

нения

 

работ

 

со

 

стажировкой

 

и

 

обучение

 

оказа

-

нию

 

первой

 

помощи

 

пострадавшим

;

2) 

инструктажи

 

по

 

охране

 

труда

.

Новые

 

Правила

 

обучения

 

по

 

охране

 

труда

 (

да

-

лее

 — 

Правила

), 

утвержденные

 

Постановлением

 

о

х

р

а

н

а

 т

р

у

д

а

охрана труда


background image

147

Правительства

 

РФ

 

от

 24.12.2021 

 2464 [3], 

предус

-

матривают

 5 

следующих

 

видов

 

обучения

:

1) 

инструктажи

 

по

 

охране

 

труда

;

2) 

стажировки

 

на

 

рабочем

 

месте

;

3) 

обучение

 

оказанию

 

первой

 

помощи

 

пострадав

-

шим

;

4) 

обучение

 

использованию

 

средств

 

индивидуаль

-

ной

 

защиты

;

5) 

обучение

 

по

 

охране

 

труда

в

 

том

 

числе

 

обучение

 

безопасным

 

методам

 

и

 

приемам

 

выполнения

 

работ

 

(

далее

 — 

обучение

 

требованиям

 

охраны

 

труда

).

Основная

 

цель

 

корректировки

 

перечня

 

видов

 

обу

-

чения

 — 

выделение

 

модулей

необходимых

 

конкрет

-

ному

 

работнику

направленное

 

на

 

снижение

 

нагрузки

 

на

 

работников

 

и

 

отмену

 

унифицированного

 

обуче

-

ния

которое

 

зачастую

 

проводилось

 

для

 

всех

 

работ

-

ников

 

вне

 

зависимости

 

от

 

того

какие

 

должностные

 

обязанности

 

они

 

выполняют

Как

 

показано

 

выше

в

 

отдельный

 

вид

 

обучения

 

вынесено

 

оказание

 

первой

 

помощи

которое

 

ранее

 

было

 

включено

 

в

 

обучение

 

по

 

охране

 

труда

 

и

 

про

-

водилось

 

в

 

обязательном

 

порядке

 

для

 

рабочих

 

про

-

фессий

 

не

 

реже

 

одного

 

раза

 

в

 

год

В

 

соответствии

 

с

 

новыми

 

Правилами

 

обучение

 

оказанию

 

первой

 

помощи

 

должно

 

проводиться

 

для

 

следующих

 

кате

-

горий

 

лиц

:

– 

работники

проводящие

 

инструктажи

 

по

 

охране

 

труда

включающие

 

вопросы

 

оказания

 

первой

 

по

-

мощи

 

пострадавшим

;

– 

работники

 

рабочих

 

профессий

;

– 

лица

обязанные

 

оказывать

 

первую

 

помощь

 

по

-

страдавшим

 

в

 

соответствии

 

с

 

требованиями

 

нор

-

мативных

 

правовых

 

актов

;

– 

работники

управляющие

 

автотранспортным

 

сред

-

ством

;

– 

работники

которые

 

в

 

соответствии

 

с

 

норматив

-

ными

 

правовыми

 

актами

 

по

 

охране

 

труда

 

должны

 

уметь

 

оказывать

 

первую

 

помощь

 

пострадавшим

;

– 

председатель

 (

заместители

 

председателя

и

 

чле

-

ны

 

комиссий

 

по

 

проверке

 

знания

 

требований

 

охраны

 

труда

 

по

 

вопросам

 

оказания

 

первой

 

помо

-

щи

 

пострадавшим

лица

проводящие

 

обучение

 

по

 

оказанию

 

первой

 

помощи

 

пострадавшим

спе

-

циалисты

 

по

 

охране

 

труда

а

 

также

 

члены

 

комите

-

тов

 (

комиссий

по

 

охране

 

труда

;

– 

иные

 

работники

 

по

 

решению

 

работодателя

.

Кроме

 

того

впервые

 

выделено

 

обучение

 

исполь

-

зованию

 

средств

 

индивидуальной

 

защиты

  (

СИЗ

), 

применение

 

которых

 

требует

 

практических

 

навыков

О

 

необходимости

 

введения

 

такого

 

обучения

 

неодно

-

кратно

 

высказывались

 

и

 

представители

 

энергетиче

-

ских

 

предприятий

и

 

компании

-

поставщики

 

и

 

произ

-

водители

 

СИЗ

Целесообразность

 

введения

 

данного

 

вида

 

обучения

 

подтверждается

 

результатами

 

ана

-

лиза

 

статистики

 

травматизма

который

 

показывает

что

 

около

 10% 

смертельных

 

несчастных

 

случаев

 

на

 

энергетических

 

предприятиях

 

происходят

 

по

 

причи

-

не

 

неиспользования

 

или

 

неправильного

 

использова

-

ния

 

СИЗ

 [4]. 

Введение

 

обучения

 

использованию

 

СИЗ

 

опреде

-

ляет

 

необходимость

 

формирования

 

преподаватель

-

ского

 

состава

обладающего

 

соответствующей

 

ква

-

лификацией

так

 

как

 

эффективность

 

СИЗ

 

во

 

многом

 

зависит

 

от

 

корректности

 

применения

Для

 

решения

 

данной

 

проблемы

по

 

аналогии

 

с

 

опытом

 

оснащения

 

предприятий

 

другим

 

высокотехнологичным

 

обору

-

дованием

техническим

 

заданием

 

на

 

закупку

 

может

 

быть

 

предусмотрено

 

обучение

 

работников

 

примене

-

нию

 

СИЗ

Однако

 

для

 

этого

 

организация

-

поставщик

 

СИЗ

 

должна

 

быть

 

включена

 

в

 

реестр

 

организаций

имеющих

 

право

 

оказывать

 

услуги

 

по

 

охране

 

труда

.

Стажировки

 

на

 

рабочем

 

месте

которые

 

ранее

 

входили

 

в

 

обучение

 

по

 

охране

 

труда

 

и

 

должны

 

были

 

проводиться

 

для

 

всех

 

работников

 

рабочих

 

профес

-

сий

принимаемых

 

на

 

работу

 

с

 

вредными

 

и

  (

или

опасными

 

условиями

 

труда

также

 

выделены

 

в

 

от

-

дельный

 

вид

 

обучения

При

 

этом

 

требования

 

к

 

ним

 

уточнены

 

и

 

значительно

 

расширены

Среди

 

основ

-

ных

 

требований

 

можно

 

выделить

 

следующие

:

– 

перечень

 

профессий

 

и

 

должностей

 

работников

которым

 

необходимо

 

пройти

 

стажировку

 

на

 

ра

-

бочем

 

месте

устанавливается

 

работодателем

 

с

 

учетом

 

мнения

 

профсоюзного

 

или

 

иного

 

уполно

-

моченного

 

работниками

 

органа

 (

при

 

наличии

); 

– 

стажировка

 

обязательна

 

для

 

работников

выпол

-

няющих

 

работы

 

повышенной

 

опасности

;

– 

стажировка

 

проводится

 

на

 

основании

 

программы

 

или

 

иного

 

локального

 

нормативного

 

акта

утверж

-

денного

 

работодателем

под

 

руководством

 

ответ

-

ственного

 

за

 

стажировку

;

– 

продолжительность

 

стажировки

 

должна

 

быть

 

не

 

менее

 2-

х

 

смен

.

Значительной

 

переработке

 

подвергся

 

и

 

основной

 

вид

 

обучения

 — 

обучение

 

требованиям

 

охраны

 

тру

-

да

В

 

соответствии

 

с

 

новыми

 

Правилами

 

в

 

данный

 

раздел

 

входят

 

три

 

модуля

 

обучения

:

а

по

 

общим

 

вопросам

 

охраны

 

труда

 

и

 

функциониро

-

вания

 

системы

 

управления

 

охраной

 

труда

;

б

безопасным

 

методам

 

и

 

приемам

 

выполнения

 

ра

-

бот

 

при

 

воздействии

 

вредных

 

и

  (

или

опасных

 

производственных

 

факторов

источников

 

опасно

-

сти

идентифицированных

 

в

 

рамках

 

специальной

 

оценки

 

условий

 

труда

 (

СОУТ

и

 

оценки

 

профессио

-

нальных

 

рисков

;

в

безопасным

 

методам

 

и

 

приемам

 

выполнения

 

ра

-

бот

 

повышенной

 

опасности

к

 

которым

 

предъявля

-

ются

 

дополнительные

 

требования

 

в

 

соответствии

 

с

 

нормативными

 

правовыми

 

актами

содержащи

-

ми

 

государственные

 

нормативные

 

требования

 

охраны

 

труда

.

В

 

таблице

 1 

приведены

 

требования

 

к

 

продол

-

жительности

 

и

 

наличию

 

практической

 

составляю

-

щей

 

в

 

каждом

 

модуле

Выбор

 

программы

 

обучения

 

должен

 

производиться

 

в

 

зависимости

 

от

 

категории

 

работника

 

и

 

возложенных

 

на

 

него

 

обязанностей

В

 

таб

 

лице

 2 

представлено

 

определенное

 

Правилами

 

распределение

 

программ

 

обучения

 

по

 

категориям

 

работников

Анализ

 

данного

 

распределения

 

показывает

что

 

для

 

руководящего

 

состава

 

организации

 

обя

-

зательной

 

к

 

изучению

 

является

 

только

 

программа

 

по

 

общим

 

вопросам

 

охраны

 

труда

а

 

для

 

работни

-

ков

 — 

обучение

касающееся

 

непосредственно

 

тех

 

вредных

 

и

 

опасных

 

факторов

с

 

которыми

 

связана

 

их

 

 4 (79) 2023


background image

148

ОХРАНА ТРУДА

трудовая

 

деятельность

Для

 

сотрудников

принимаю

-

щих

 

управленческие

 

решения

 

в

 

системе

 

управления

 

охраной

 

труда

 

непосредственно

 

на

 

рабочих

 

местах

 

(

руководителей

 

структурных

 

подразделений

специ

-

алистов

 

служб

 

по

 

охране

 

труда

 

и

 

т

.

д

.), 

обязательным

 

является

 

изучение

 

как

 

первого

так

 

и

 

второго

 

модуля

При

 

этом

если

 

трудовая

 

деятельность

 

отдельных

 

категорий

 

работников

 

связана

 

с

 

опасностями

ис

-

точниками

 

которых

 

является

 

только

 

компьютерная

 

и

 

офисная

 

техника

а

 

условия

 

труда

 

по

 

результатам

 

СОУТ

 

являются

 

оптимальными

 

или

 

допустимыми

то

 

обучение

 

по

 

программе

 

модуля

 «

б

» 

для

 

таких

 

кате

-

горий

 

работников

 

и

 

их

 

руководителей

 

по

 

решению

 

работодателя

 

может

 

не

 

проводиться

.

Таким

 

образом

новые

 

Правила

 

достаточно

 

уни

-

версальны

 

и

 

позволяют

 

формировать

 

программы

 

обу

-

чения

 

с

 

учетом

 

специфики

 

деятельности

 

предприятия

 

и

 

конкретных

 

работников

Однако

 

результат

 

обучения

 

во

 

многом

 

зависит

 

от

 

качества

 

процесса

 

обучения

 

и

 

квалификации

 

обучающих

Обучение

 

требованиям

 

охраны

 

труда

 

в

 

соответствии

 

с

 

новыми

 

Правилами

 

может

 

проводиться

 

у

 

работодателя

 

или

 

в

 

организаци

-

ях

оказывающих

 

услуги

 

обучения

 

по

 

охране

 

труда

.

В

 

обязательном

 

порядке

 

обучение

 

охране

 

труда

 

в

 

сторонних

 

организациях

 

должны

 

проходить

:

– 

работодатель

  (

руководитель

 

организации

), 

руко

-

водители

 

филиалов

 

организации

;

– 

председатель

 

и

 

члены

 

комиссий

 

по

 

проверке

 

зна

-

ния

 

требований

 

охраны

 

труда

;

– 

работники

проводящие

 

инструктаж

 

и

 

обучение

 

требованиям

 

охраны

 

труда

;

– 

специалисты

 

по

 

охране

 

труда

 

организаций

;

– 

члены

 

комитетов

 (

комиссий

по

 

охране

 

труда

;

– 

уполномоченные

  (

доверенные

лица

 

по

 

охране

 

труда

 

профессиональных

 

союзов

 

и

 

иных

 

уполно

-

моченных

 

работниками

 

представительных

 

орга

-

нов

 

организаций

.

Кроме

 

того

установлены

 

требования

 

по

 

мини

-

мальному

 

количеству

 

работников

которые

 

должны

 

быть

 

обучены

 

в

 

сторонних

 

организациях

с

 

учетом

 

ка

-

тегории

 

риска

 

и

 

численности

 

предприятия

Так

для

 

предприятий

 

с

 

численностью

 

менее

 15 

человек

 

вне

 

зависимости

 

от

 

категории

 

риска

 

должен

 

быть

 

обу

-

чен

 1 

работник

а

 

при

 

численности

 

от

 51 

до

 250 

че

-

ловек

 — 5 

обученных

 

для

 

предприятий

 

низкого

умеренного

 

и

 

среднего

 

риска

 

и

 7 

человек

 

при

 

более

 

высоких

 

категориях

 

риска

При

 

этом

 

дополнительно

 

регламентировано

что

 

количество

 

обученных

 

долж

-

но

 

составлять

 

не

 

менее

 3 

человек

 

на

 

каждое

 

обосо

-

бленное

 

структурное

 

подразделение

 (

филиал

с

 

чис

-

ленностью

 

более

 50 

человек

включая

 

руководителя

Требования

 

к

 

организациям

 

и

 

индивидуальным

 

предпринимателям

оказывающим

 

услуги

 

по

 

обуче

-

нию

 

по

 

охране

 

труда

устанавливаются

 

Постанов

-

лением

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

 

от

 

16.12.2021 

г

 2334 [5] 

и

 

включают

 

в

 

себя

 

наличие

:

– 

в

 

учредительных

 

документах

 

юридического

 

лица

 

(

в

 

видах

 

деятельности

 

индивидуального

 

предпри

-

нимателя

обучения

 

по

 

охране

 

труда

;

– 

на

 

праве

 

собственности

 

или

 

ином

 

законном

 

осно

-

вании

 

помещений

сооружений

зданий

строений

материально

-

технических

 

ресурсов

  (

мест

 

обуче

-

ния

 

слушателей

 

или

 

учебных

 

помещений

), 

необ

-

ходимых

 

для

 

обучения

 

по

 

охране

 

труда

;

Табл

. 1. 

Требования

 

к

 

программам

 

обучения

Вид

 

обучения

Продолжительность

Требования

 

к

 

практическим

 

занятиям

Обучение

 

оказанию

 

первой

 

помощи

не

 

менее

 8 

часов

 

не

 

менее

 50% 

общего

 

количества

 

учебных

 

часов

Обучение

 

по

 

использованию

 (

применению

СИЗ

не

 

установлена

не

 

менее

 50% 

общего

 

количества

 

учебных

 

часов

Обучение

 

требованиям

 

охраны

 

труда

По

 

общим

 

вопросам

 

охраны

 

труда

 

и

 

функциони

-

рования

 

СУОТ

не

 

менее

 16 

часов

не

 

установлены

Безопасным

 

методам

 

и

 

приемам

 

выполнения

 

ра

-

бот

 

при

 

воздействии

 

вредных

 

и

 

опасных

 

факторов

не

 

менее

 16 

часов

не

 

менее

 25% 

общего

 

количества

 

учебных

 

часов

Безопасным

 

методам

 

и

 

приемам

 

выполнения

 

работ

 

повышенной

 

опасности

не

 

установлена

не

 

менее

 25% 

общего

 

количества

 

учебных

 

часов

Табл

. 2. 

Распределение

 

программ

 

обучения

 

по

 

категориям

 

работников

Категория

 

работника

Программа

 

обучения

Работодатель

 (

руководитель

 

организации

), 

руководители

 

филиалов

их

 

заместители

на

 

которых

 

воз

-

ложены

 

обязанности

 

по

 

охране

 

труда

а

Руководители

 

структурных

 

подразделений

 

организации

 

и

 

их

 

заместители

а

б

Специалисты

 

по

 

охране

 

труда

а

б

Члены

 

комитетов

 (

комиссий

по

 

охране

 

труда

уполномоченные

 (

доверенные

лица

 

по

 

охране

 

труда

 

про

-

фессиональных

 

союзов

 

и

 

иных

 

уполномоченных

 

работниками

 

представительных

 

органов

 

организаций

а

б

Члены

 

комиссий

 

по

 

проверке

 

знания

 

требований

 

охраны

 

труда

лица

проводящие

 

инструктажи

 

по

 

охра

-

не

 

труда

 

и

 

обучение

 

требованиям

 

охраны

 

труда

б

Специалисты

 

структурных

 

подразделений

работники

 

рабочих

 

профессий

б


background image

149

– 

актуальной

 

справочной

 

базы

 

законодательных

 

и

 

иных

 

нормативных

 

правовых

 

актов

 

по

 

охране

 

труда

а

 

также

 

справочной

 

документации

 

по

 

охране

 

труда

компьютерных

 

справочных

 

правовых

 

сис

-

тем

 

и

 

договора

 

на

 

их

 

обслуживание

;

– 

локального

 

нормативного

 

акта

которым

 

регла

-

ментируется

 

система

 

хранения

 

и

 

архивирования

 

документов

а

 

также

 

устанавливаются

 

порядок

место

формы

 

и

 

сроки

 

хранения

 

документов

;

– 

сайта

 

в

 

сети

 

Интернет

;

– 

в

 

штате

 

не

 

менее

 2 

специалистов

  (

при

 

органи

-

зации

 

обучения

 

работников

 

правилам

 

оказания

 

первой

 

помощи

 

пострадавшим

 — 

не

 

менее

 

од

-

ного

 

специалиста

), 

осуществляющих

 

обучение

 

работодателей

 

и

 

работников

 

по

 

вопросам

 

охраны

 

труда

.

Требования

 

к

 

работодателям

самостоятельно

 

осуществляющим

 

обучение

 

работников

 

по

 

охране

 

труда

определены

 

в

 

самих

 

Правилах

 

и

 

включают

 

в

 

себя

 

наличие

:

– 

материально

-

технической

 

базы

 

в

 

виде

 

мест

 

обу

-

чения

 

работников

 (1 

место

 

на

 100 

работников

или

 

учебных

 

помещений

а

 

также

 

оборудования

технических

 

средств

 

обучения

 

для

 

осуществле

-

ния

 

процесса

 

обучения

 

по

 

охране

 

труда

;

– 

учебно

-

методической

 

базы

 (

программы

 

обучения

 

и

 

учебных

 

материалов

);

– 

не

 

менее

 

двух

 

лиц

проводящих

 

обучение

в

 

шта

-

те

 

организации

 

или

 

специалистов

привлекаемых

 

по

 

договорам

 

гражданско

-

правового

 

характера

специализирующихся

 

в

 

области

 

охраны

 

труда

;

– 

комиссии

 

по

 

проверке

 

знания

 

требований

 

охраны

 

труда

.

Таким

 

образом

с

 2023 

года

 

практически

 

любая

 

организация

имеющая

 

соответствующую

 

матери

-

ально

-

техническую

 

базу

 

и

 

двух

 

преподавателей

 

с

 

соответствующей

 

квалификацией

 

сможет

 

подать

 

заявление

 

в

 

Минтруда

 

РФ

 

на

 

включение

 

в

 

реестр

 

ор

-

ганизаций

имеющих

 

право

 

проводить

 

обучение

 

по

 

охране

 

труда

И

 

достаточно

 

строгая

 

аккредитация

которую

 

ранее

 

проходили

 

образовательные

 

органи

-

зации

 

в

 

Рособрнадзоре

 

для

 

того

чтобы

 

иметь

 

право

в

 

том

 

числе

 

проводить

обучение

 

по

 

охране

 

труда

в

 

настоящее

 

время

 

утратила

 

свою

 

актуальность

По

-

этому

 

контроль

 

качества

 

процесса

 

обучения

 

по

 

охра

-

не

 

труда

 

в

 

значительно

 

большей

 

мере

 

теперь

 

деле

-

гируется

 

работодателю

.

При

 

этом

 

появляется

 

новое

 

требование

касаю

-

щееся

 

подтверждения

 

успешного

 

прохождения

 

обу

-

чения

 

работником

Если

 

ранее

 

по

 

итогам

 

проверки

 

знаний

 

после

 

прохождения

 

обучения

 

составлялся

 

соответствующий

 

протокол

 

и

 

работнику

 

выдавалось

 

удостоверение

 

о

 

проверке

 

знаний

 

по

 

охране

 

труда

то

 

в

 

соответствии

 

с

 

новыми

 

Правилами

 

обучения

 

выдача

 

удостоверения

 

не

 

обязательна

 

и

 

подтверж

-

дением

 

успешного

 

прохождения

 

обучения

 

является

 

наличие

 

соответствующей

 

записи

 

в

 

реестре

 

обучен

-

ных

 

лиц

Ведение

 

данного

 

реестра

а

 

также

 

реестра

 

орга

-

низаций

оказывающих

 

услуги

 

обучения

 

по

 

охране

 

труда

и

 

реестра

 

работодателей

осуществляющих

 

деятельность

 

по

 

обучению

 

работников

 

вопросам

 

охра

 

ны

 

труда

возложено

 

на

 

Минтруда

 

РФ

В

 

реестр

 

обученных

 

лиц

 

необходимо

 

будет

 

вносить

ФИО

СНИЛС

должность

 (

профессию

работника

 

и

 

сведе

-

ния

 

об

 

организации

направившей

 

его

 

на

 

обучение

Также

 

планируется

 

внесение

 

сведений

 

о

 

программе

 

обучения

 

и

 

результатах

 

проверки

 

знаний

в

 

том

 

чис

-

ле

 

даты

 

и

 

номера

 

соответствующего

 

протокола

.

Очевидно

что

 

усиление

 

роли

 

работодателя

 

в

 

процессе

 

обучения

 

работников

 

по

 

охране

 

труда

 

определяет

 

необходимость

 

самостоятельного

 

фор

-

мирования

 

содержания

 

образовательных

 

модулей

основой

 

для

 

создания

 

которых

 

являются

 

пример

-

ные

 

перечни

 

тем

приведенные

 

в

 [3]. 

Однако

 

в

 

за

-

висимости

 

от

 

категории

 

работников

 

объем

 

изучае

-

мого

 

в

 

рамках

 

каждой

 

темы

 

материала

 

необходимо

 

варьировать

Так

например

раздел

  «

Стратегия

 

безопасности

 

труда

 

и

 

охраны

 

здоровья

» 

рекомендован

 

в

 

рамках

 

Постановления

 

Правительства

 

РФ

 

 2464 

к

 

изуче

-

нию

 

только

 

для

 

руководителей

 

организации

а

 

темы

включенные

 

в

 

подраздел

  «

Система

 

управления

 

охра

 

ной

 

труда

 

в

 

организации

» 

можно

 

рекомендовать

 

в

 

полном

 

объеме

 

для

 

руководителей

 

структурных

 

подразделений

их

 

заместителей

 

и

 

специалистов

 

по

 

охране

 

труда

Специалисты

 

структурных

 

подразде

-

лений

 

и

 

работники

 

рабочих

 

профессий

 

могут

 

изучать

 

данный

 

подраздел

 

в

 

сокращенном

 

объеме

.

На

 

основании

 

многолетнего

 

опыта

 

обучения

 

по

 

охране

 

труда

 

на

 

базе

 

Национального

 

исследователь

-

ского

 

университета

 «

МЭИ

» 

и

 

анализа

 

основных

 

при

-

чин

 

травматизма

 

на

 

предприятиях

 

электроэнергетики

 

[4, 6, 7] 

были

 

сформированы

 

следующие

 

рекоменда

-

ции

 

по

 

формированию

 

подраздела

 

образовательного

 

модуля

 

по

 

системе

 

управления

 

охраной

 

труда

 (

СУОТ

).

1. 

С

 

учетом

 

необходимости

 

непосредственного

 

уча

-

стия

 

всех

 

категорий

 

работников

 

в

 

данных

 

процессах

 

СУОТ

 

для

 

всех

 

категорий

 

работников

 

целесообраз

-

но

 

предусматривать

 

изучение

 

следующих

 

тем

:

– 

специальная

 

оценка

 

условий

 

труда

 (

СОУТ

);

– 

оценка

 

и

 

управление

 

профессиональными

 

рис

 

ками

 (

ОиУПР

);

– 

обеспечение

 

работников

 

СИЗ

смывающими

 

и

 

обезвреживающими

 

средствами

;

– 

обеспечение

 

гарантий

 

и

 

компенсаций

 

работ

-

никам

;

– 

обеспечение

 

наблюдения

 

за

 

состоянием

 

здо

-

ровья

 

работников

.

При

 

этом

 

темы

 

СОУТ

 

и

 

ОиУПР

 

для

 

специалис

-

тов

 

структурных

 

подразделений

 

и

 

работников

 

ра

-

бочих

 

профессий

 

рекомендуется

 

рассматривать

 

в

 

сокращенном

 

объеме

акцентируя

 

внимание

 

не

-

посредственно

 

на

 

тех

 

опасностях

которые

 

иден

-

тифицированы

 

на

 

рабочих

 

местах

 

обучаемых

 

лиц

 

и

 

без

 

подробного

 

рассмотрения

 

методик

 

измере

-

ния

 

и

 

оценки

 

вредных

 

и

 

опасных

 

производственных

 

факторов

2. 

Составляющие

 

образовательного

 

модуля

на

-

правленные

 

на

 

изучение

 

процессов

 

СУОТ

за

 

организацию

 

и

 

проведение

 

которых

 

несут

 

ответ

-

ственность

 

в

 

основном

 

руководители

 

структурных

 

подразделений

их

 

заместители

 

и

 

специалисты

 

по

 

охране

 

труда

целесообразно

 

включать

 

в

 

про

-

 4 (79) 2023


background image

150

ОХРАНА ТРУДА

граммы

 

обучения

 

именно

 

для

 

данных

 

категорий

 

работников

К

 

таким

 

составляющим

 

относятся

:

– 

обеспечение

 

функционирования

 

системы

 

управ

-

ления

 

охраной

 

труда

 

в

 

организации

управление

 

документами

информирование

 

работников

 

об

 

ус

-

ловиях

 

и

 

охране

 

труда

;

– 

подготовка

 

работников

 

по

 

охране

 

труда

– 

обеспечение

 

санитарно

-

бытового

 

обслуживания

– 

обеспечение

 

оптимальных

 

режимов

 

труда

 

и

 

отды

-

ха

 

работников

;

– 

обеспечение

 

безопасного

 

выполнения

 

подрядных

 

ра

-

бот

обеспечение

 

снабжения

 

безопасной

 

продукцией

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новый

 

подход

 

к

 

обучению

 

по

 

охране

 

труда

реализо

-

ванный

 

в

 

Правилах

обладает

 

целым

 

рядом

 

следую

-

щих

 

преимуществ

:

– 

отсутствие

 

унификации

 

при

 

обучении

 

по

 

охране

 

труда

 

и

 

возможность

 

формировать

 

программы

 

об

-

учения

 

с

 

учетом

 

специфики

 

деятельности

 

предпри

-

ятия

 

и

 

вредных

 

и

 

опасных

 

факторов

с

 

которыми

 

непосредственно

 

связана

 

деятельность

 

работника

;

– 

возможность

 

оптимизации

 

программ

 

обучения

 

и

 

снижения

 

нагрузки

 

в

 

этой

 

области

 

для

 

офисных

 

работников

;

– 

наличие

 

обучения

 

применению

 

СИЗ

направленное

 

на

 

дополнительное

 

снижение

 

уровня

 

травматизма

;

– 

введение

 

реестра

 

обученных

 

лиц

позволяющего

 

контролировать

 

реальные

 

сроки

 

обучения

 

работ

-

ников

;

– 

наличие

 

методической

 

помощи

 

работодателю

 

в

 

виде

 

примерного

 

перечня

 

тем

 

для

 

формирова

-

ния

 

программ

 

обучения

.

Однако

 

при

 

реализации

 

предложенного

 

подхода

 

ре

-

зультат

 

обучения

 

во

 

многом

 

зависит

 

от

 

организации

 

сис

-

темы

 

управления

 

охраной

 

труда

 

на

 

предприятии

 

и

 

ор

-

ганизации

 

контроля

 

за

 

качеством

 

процесса

 

обучения

.

В

 

статье

 

представлены

 

результаты

 

исследования

выполненного

 

при

 

финансовой

 

поддержке

 

Совета

 

по

 

грантам

 

Президента

 

Российской

 

Федерации

 

для

 

го

-

сударственной

 

поддержки

 

молодых

 

российских

 

уче

-

ных

 

в

 

рамках

 

научного

 

проекта

 

 

МК

-1816.2022.4 

«

Создание

 

интерактивного

 

прототипа

 

экосистемы

 

well-being 

на

 

энергетических

 

предприятиях

». 

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Трудовой

 

кодекс

 

Российской

 

Фе

-

дерации

 

от

 30.12.2001 

г

 197-

ФЗ

URL: https://base.garant.ru/12125268/.

2. 

Постановление

 

Минтруда

 

РФ

 

и

 

Мин

-

образования

 

РФ

 

от

 13.01.2003 

 1/29 

«

Об

 

утверждении

 

Порядка

 

об

-

учения

 

по

 

охране

 

труда

 

и

 

про

-

верки

 

знаний

 

требований

 

охраны

 

труда

 

работников

 

организаций

». 

URL: https://docs.cntd.ru/document/
901850788.

3. 

Постановление

 

Правительства

 

РФ

 

от

 24.12.2021 

 2464 «

О

 

порядке

 

обучения

 

по

 

охране

 

труда

 

и

 

про

-

верки

 

знания

 

требований

 

охраны

 

труда

». URL: https://docs.cntd.ru/

document/727688582/titles/7D20K3.

4. 

Локтионов

 

О

.

А

., 

Кондратьева

 

О

.

Е

Со

-

вершенствование

 

подходов

 

к

 

ана

-

лизу

 

травматизма

 

на

 

промышлен

-

ных

 

предприятиях

 // 

Безопасность

 

труда

 

в

 

промышленности

, 2020, 

 11. 

С

. 76–81.

5. 

Постановление

 

Правительства

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

 

от

 16.12.2021 

 2334  «

Об

 

утверждении

 

Правил

 

аккредитации

 

организаций

индиви

-

дуальных

 

предпринимателей

ока

-

зывающих

 

услуги

 

в

 

области

 

охраны

 

труда

и

 

требований

 

к

 

организациям

 

и

 

индивидуальным

 

предпринима

-

телям

оказывающим

 

услуги

 

в

 

об

-

ласти

 

охраны

 

труда

». URL: https://

docs.cntd.ru/document/727638447.

6. 

Локтионов

 

О

.

А

., 

Бурдюков

 

Д

.

А

., 

Васильева

 

Н

.

В

Анализ

 

влияния

 

индивидуальных

 

особенностей

 

ра

-

ботника

 

на

 

вероятность

 

получения

 

травмы

 

на

 

предприятиях

 

электро

-

энергетики

 // 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

, 2020, 

 4(61). 

С

.116–120.

7. 

Локтионов

 

О

.

А

., 

Кондратьева

 

О

.

Е

Определение

 

характеристик

 

наи

-

более

 

травмоопасных

 

профессий

 

работников

 

промышленных

 

энер

-

гетических

 

объектов

 

с

 

точки

 

зре

-

ния

 

летального

 

исхода

 // 

Безопас

-

ность

 

труда

 

в

 

промышленности

2022, 

 5. 

С

. 35–41.

REFERENCES
1. Labor Code of the Russian Fed-

eration dated 30.12.2001 no. 197-
FZ. URL: https://base.garant.ru/
12125268/.

2.  Resolution of the Ministry of Labor 

of RF and the Ministry of Education 
of RF dated 13.01.2003 no. 1/29 
"On approval of the Procedure of 
labor protection training and testing 
of the knowledge of labor protection 
requirements of the company's em-
ployees". URL: https://docs.cntd.ru/
document/901850788.

3.  Regulation of the Russian Federa-

tion Government dated 24.12.2021 
no. 2464 "On the Procedure of la-
bor protection training and testing 
of the knowledge of labor protec-

tion requirements". URL: https://
docs.cntd.ru/document/727688582/
titles/7D20K3.

4. Loktionov O.A., Kondratieva O.E. 

Improvement of approaches to the 
analysis of the rate of accidents at 
industrial enterprises // 

Bezopasnost' 

truda v promyshlennosti

 [Labor safe-

ty in industry], 2020, no. 11, pp. 76-81.
(In Russian)

5. Decree of the Russian Federa-

tion Government dated 16.12.2021 
no. 2334 "On approval of the Rules 
of accreditation of companies and 
entrepreneurs delivering labor pro-
tection services and the require-
ments to companies and entrepre-
neurs delivering labor protection 

services". URL: https://docs.cntd.ru/
document/727638447.

6. Loktionov O.A., Burdyukov D.A., 

Vasil'yeva N.V.  Study of the impact 
of an employee's individual traits on 
the risk of getting injured at the fac-
tory // 

ELEKTROENERGIYA. Pere-

dacha i raspredeleniye

 [ELECTRIC 

POWER. Transmission and Distribu-
tion], 2020, no. 4(61), pp.116-120. 
(In Russian)

7.  Loktionov O.A., Kondratieva O.E. Def-

inition of characteristics of the most 
injurious professions at a power utility
from the point of lethal outcome // 

Bezopasnost' truda v promyshlen-
nosti

 [Labor safety in industry], 2022, 

no. 5, pp. 35-41. (In Russian)


Оригинал статьи: Анализ изменений подходов к обучению работников энергетической отрасли по охране труда

Ключевые слова: электроэнергетика, обучение по охране труда, снижение профессиональных рисков, система управления охраной труда

Читать онлайн

В статье проведен сравнительный анализ существовавшего ранее подхода к обучению работников энергетической отрасли по охране труда и нового подхода, регламентируемого Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464. Описаны новые виды обучения и образовательные модули, приведены требования к продолжительности и наличию практической составляющей для каждого модуля, даны рекомендации по формированию содержания образовательных модулей. Выявлены преимущества нового подхода к обучению по охране труда и указаны основные риски при его реализации.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(88), январь-февраль 2025

Решение проблемы ошибочных действий в процессе оперативного обслуживания электроустановок

Охрана труда / Производственный травматизм
ООО «Энергоконтроль» ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»