Актуализация сметно-нормативной базы как фактор повышения эффективности деятельности электросетевых компаний

background image

background image

22

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4(7), 

декабрь

 2017

Максим

 

КАРПОВ

,

к

.

э

.

н

., 

начальник

 

отдела

 

произ

-

водственного

 

анализа

 

и

 

сметного

 

регулирования

 

Департамента

 

управления

 

произ

-

водствен

 

ными

 

активами

ПАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

»

Актуализация

сметно

-

нормативной

 

базы

 

как

 

фактор

 

повышения

 

эффективности

 

деятельности

 

электросетевых

 

компаний

В

 

статье

 

автор

 

выявляет

 

проблемы

 

использования

 

различ

-

ных

 

сметно

-

нормативных

 

баз

 

для

 

калькулирования

 

работ

 

по

 

техническому

 

обслуживанию

 

и

 

ремонту

 

электросетево

-

го

 

оборудования

 

и

 

доказывает

 

эффективность

 

применения

 

новых

 

сборников

 

ведомственных

 

укрупненных

 

единичных

 

расценок

 

и

 

ведомственных

 

единичных

 

пооперационных

 

рас

-

ценок

разработанных

 

в

 2016 

году

 

по

 

заказу

 

ПАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

».

При

 

этом

 

автор

 

об

 

ос

 

новывает

 

целесообразность

 

приме

-

нения

 

новых

 

нормативов

 

в

 

качестве

 

одного

 

из

 

ключевых

 

инструментов

 

достижения

 

целей

 

оптимизации

 

издержек

повышения

 

эффективности

 

деятельности

роста

 

произво

-

дительности

 

труда

 

промышленно

-

производственного

 

пер

-

сонала

 

и

 

обеспечения

 

надежности

 

электросетевых

 

компаний

 

в

 

условиях

 

сдерживания

 

тарифов

 

регулятором

.

В

 

условиях

 

экономического

 

кризиса

медленного

 

вос

-

становления

 

объемов

 

потребления

 

электроэнер

-

гии

 [1] 

и

 

ограничения

 

роста

 

тарифов

 

на

 

ее

 

пере

-

дачу

 

ниже

 

уровня

 

инфляции

 [2] 

перед

 

российскими

 

электросетевыми

 

компаниями

 

стоят

 

серьезные

 

задачи

 

опти

-

мизации

 

издержек

повышения

 

производительности

 

труда

 

и

 

эффективности

 

деятельности

без

 

решения

 

которых

 

не

-

возможно

 

достижение

 

целей

 

Стратегии

 

развития

 

электросе

-

тевого

 

комплекса

 

Российской

 

Федерации

 [3]. 

Одним

 

из

 

путей

 

решения

 

указанных

 

задач

 

является

 

пересмотр

 

устаревших

 

отраслевых

 

стандартов

 

и

 

нормативных

 

требований

в

 

том

 

числе

 

в

 

части

 

сметного

 

нормирования

 

работ

 

по

 

техническо

-

му

 

обслуживанию

 

и

 

ремонту

 (

далее

 — 

ТОиР

электросете

-

вого

 

оборудования

Анализ

 

практики

 

применения

 

сметных

 

нормативов

 

элек

-

тросетевыми

 

компаниями

  

для

 

калькулирования

 

стоимости

 

работ

 

по

 

ТОиР

 

оборудования

 

выявил

 

следующие

 

основные

 

проблемы

:

1. 

Использование

 

различных

 

сметно

-

нормативных

 

баз

 (

да

-

лее

 — 

СНБ

), 

что

 

ведет

 

к

 

существенной

 

дифференциации

 

нормативной

 

продолжительности

 

и

 

стоимости

 

выполне

-

ния

 

одних

 

и

 

тех

 

же

 

работ

 

по

 

ТОиР

 

в

 

разных

 

компаниях

в

 

том

 

числе

 

следующих

 

составляющих

 

стоимости

:

1.1. 

Работа

 

машин

 

и

 

механизмов

 (

далее

 — 

МиМ

). 

Так

например

в

 

ведомственных

 

укрупненных

 

единич

-

ных

 

расценках

  (

далее

 — 

ВУЕР

и

 

ведомственных

 

единич

-

ных

 

пооперационных

 

расценках

 (

далее

 — 

ВЕПР

стоимость

 

эксплуатации

 

МиМ

 

привязана

 

к

 

условиям

 

электрических

 

се

-

Техобслуживание

 

и

 

ремонты


background image

23

тей

 (

ежедневный

 

пробег

 

к

 

объектам

 

и

 

обратно

с

 

расходом

 

топлива

 

на

 

пробег

 

и

 

почасовой

 

расход

 

на

 

объекте

 

на

 

время

 

выполнения

 

работ

с

 

учетом

 

неполной

 

загрузки

 

автоспец

-

механизмов

 

в

 

течение

 

года

 (

некоторые

 

механизмы

 

исполь

-

зуются

 

менее

 50%), 

которая

 

влияет

 

на

 

величину

 

расчетной

 

амортизации

При

 

этом

 

наличие

 

в

 

электросетевых

 

компа

-

ниях

 

загруженных

 

не

 

в

 

полной

 

мере

 

автоспецмеханизмов

 

оправдано

 

необходимостью

 

обеспечения

 

требований

 

по

 

на

-

дежности

 

электроснабжения

 

и

 

аварийной

 

готовности

В

 

сборнике

 

Базовых

 

цен

 

на

 

ремонт

 (

далее

 — 

БЦР

), 

кото

-

рые

 

разработаны

 

для

 

ремонта

 

оборудования

 

электростан

-

ций

стоимость

 

эксплуатации

 

МиМ

 

не

 

выделена

в

 

прямые

 

затраты

 

не

 

включена

 

и

 

входит

 

в

 

состав

 

накладных

 

расходов

 

ограниченной

 

номенклатурой

 

автоспецмеханизмов

исполь

-

зуемых

 

для

 

ремонта

 

оборудования

 

электростанций

 

на

 

месте

 

производства

 

работ

Государственные

 

элементные

 

сметные

 

нормы

 (

далее

 — 

ГЭСН

и

 

элементные

 

сметные

 

нормы

  (

далее

 — 

ЭСН

на

 

строительные

 

работы

 

включают

 

стоимость

 

эксплуатации

 

МиМ

 

в

 

прямые

 

затраты

но

 

расход

 

топлива

 

учитывают

 

для

 

почасовой

 

работы

 

на

 

постоянной

 

строительной

 

площад

-

ке

 

без

 

ежедневного

 

пробега

 

к

 

месту

 

производства

 

работ

а

 

амортизацию

 — 

из

 

расчета

 

на

 

одно

или

 

полуторасменную

 

работу

Исходя

 

из

 

технологии

 

и

 

особенностей

 

организации

 

строительства

 

объектов

в

 

ГЭСН

 

и

 

ЭСН

 

учитывается

 

толь

-

ко

 

стоимость

 

перебазирования

 

МиМ

 

на

 

площадку

 

на

 

этапе

 

начала

 

строительства

а

 

также

 

после

 

его

 

окончания

.  

Кроме

 

того

по

 

сравнению

 

с

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

в

 

ГЭСН

 

и

 

ЭСН

 

завыше

-

ны

 

затраты

 

на

 

техническое

 

обслуживание

 

и

 

ремонт

.

1.2. 

Вспомогательные

 

материалы

 

и

 

изделия

В

 

ГЭСН

 

и

 

ЭСН

 

применяется

 

справочник

 

товаро

-

материальных

 

ценностей

  (

далее

 — 

ТМЦ

общероссийской

 

кодифика

-

ции

так

 

как

 

для

 

расчета

 

стоимости

 

строительных

 

работ

 

должны

 

учитываться

 

стандартизированные

 

материалы

предусмотренные

 

проектом

В

 

электросетевом

 

комплек

-

се

эксплуатирующем

 

различное

 

оборудование

которое

 

может

 

существенно

 

отличаться

 

как

 

по

 

типам

 

и

 

произво

-

дителям

так

 

и

 

по

 

возрасту

 

и

 

условиям

 

использования

при

 

выполнении

 

работ

 

по

 

ТОиР

 

не

 

всегда

 

есть

 

возмож

-

ность

 

применять

 

материалы

 

и

 

изделия

которые

 

были

 

предусмотрены

 

проектом

/

инструкцией

 

по

 

эксплуатации

На

 

практике

 

в

 

электросетевом

 

комплексе

 

допускается

 

применение

 

современных

 

аналогов

 

ранее

 

выпускаемых

 

вспомогательных

 

материалов

сертифицированных

 

для

 

выполнения

 

работ

 

по

 

ТОиР

 

оборудования

что

 

приводит

 

к

 

необходимости

 

учета

 

в

 

расценках

 

вариативности

 

но

-

менклатуры

 

ТМЦ

 

в

 

зависимости

 

от

 

условий

 

закупки

рас

-

полагаемой

 

производственной

 

линейки

 

и

 

экономических

 

возможностей

 

компании

Следовательно

кодификация

 

вспомогательных

 

материалов

 

и

 

изделий

 

в

 

расценках

 

на

 

ТОиР

 

электросетевого

 

оборудования

 

избыточна

 

и

 

проти

-

воречит

 

необходимости

 

выбора

 

ТМЦ

 

по

 

соображениям

 

надежности

 

и

 

экономической

 

эффективности

.

1.3. 

Фонд

 

оплаты

 

труда

 (

далее

 — 

ФОТ

), 

отражающий

 

су

-

щественные

 

отличия

 

в

 

составе

 

бригад

 (

разрядности

), 

а

 

также

 

заработной

 

плате

 

промышленно

-

производственного

 

персона

-

ла

 

и

 

ее

 

отражения

 

в

 

составе

 

прямых

 

или

 

накладных

 

расходов

между

 

строительством

 

и

 

ТОиР

 

электрических

 

сетей

что

 

обу

-

словлено

 

различием

 

отраслевых

 

требований

 

к

 

квалификации

 

и

 

оплате

 

труда

с

 

учетом

 

нормативных

 

документов

 

Минстроя

 

РФ

 

и

 

Минэнерго

 

РФ

1.4. 

Накладные

 

расходы

существенное

 

отличие

 

пре

-

дельного

 

уровня

 

которых

 

отражает

 

специфику

 

организации

 

производства

 

в

 

строительстве

 

и

 

в

 

ТОиР

 

электросетевого

 

оборудования

В

 

зависимости

 

от

 

вида

 

применяемых

 

сметно

-

нормативных

 

баз

 

в

 

сметных

 

расчетах

 

на

 

ТОиР

 

электросете

-

вого

 

оборудовании

 

уровень

 

накладных

 

расходов

 

по

 

отноше

-

нию

 

к

 

заработной

 

плате

 

может

 

варьироваться

 

в

 

пределах

 

от

 

60% 

до

 200%.

2. 

Использование

 

СНБ

 

с

 

разными

 

базовыми

 

периодами

 

установления

 

цен

 (2000 

год

, 2004 

год

, 2011 

год

), 

что

 

в

 

ре

-

зультате

 

применения

 

различных

 

индексов

 

приведения

 

в

 

текущие

 

цены

выпускаемых

 

разработчиками

 

отдельно

 

для

 

каждого

 

вида

 

СНБ

искажает

 

стоимость

 

одних

 

и

 

тех

 

же

 

работ

 

по

 

ТОиР

 

электросетевого

 

комплекса

.

3. 

Отсутствие

 

в

 

некоторых

 

электросетевых

 

компаниях

 

практики

  (

регламентации

 

процесса

калькулирования

 

стоимости

 

работ

выполняемых

 

хозяйственным

 

спосо

-

бом

что

 

не

 

позволяет

 

компаниям

 

в

 

полном

 

объеме

 

эф

-

фективно

 

распределять

 

располагаемые

 

ресурсы

 

на

 

эта

-

пе

 

планирования

 

между

 

видами

 

деятельности

снижает

 

обоснованность

 

расчета

 

необходимой

 

валовой

 

выручки

 

для

 

целей

 

установления

 

тарифа

 

на

 

передачу

 

и

 

распре

-

деление

 

электрической

 

энергии

 

со

 

стороны

 

регулятора

 

и

в

 

конечном

 

счете

,  

создает

 

дополнительные

 

риски

 

уменьшения

 

прибыльности

 

предприятий

 

отрасли

.

4. 

Отсутствие

 

в

 

действующих

 

СНБ

 

расценок

 

на

 

работы

 

по

 

ТОиР

 

нового

 

оборудования

которое

 

было

 

введено

 

в

 

экс

-

плуатацию

 

в

 

последние

 5 

лет

а

 

также

   

современных

 

средств

 

малой

 

механизации

спецтехники

 

и

 

приборного

 

парка

обеспечивающих

 

применение

 

прогрессивных

 

тех

-

нологий

 

выполнения

 

работ

 

по

 

капитальному

 

и

 

текуще

-

му

 

ремонту

техническому

 

обслуживанию

диагностике

 

технического

 

состояния

При

 

этом

располагаемые

 

рас

-

ценки

 

в

 

строительных

 

СНБ

 

на

 

монтаж

 

некоторых

 

типов

 

электросетевого

 

оборудования

 

не

 

всегда

 

применимы

так

 

как

 

не

 

приспособлены

 

к

 

специфике

 

эксплуатации

 

электрических

 

сетей

.

5. 

Применение

 

различных

 

СНБ

 

приводит

 

к

 

некорректности

 

прямого

 

сопоставления

 

стоимости

 

работ

 

по

 

ТОиР

 

меж

-

ду

 

электросетевыми

 

компаниями

что

в

 

свою

 

очередь

создает

 

трудности

 

для

 

объективной

 

оценки

 

эффектив

-

ности

 

производственно

-

хозяйственной

 

деятельности

 

предприятий

 

отрасли

планируемой

 

к

 

осуществлению

 

на

 

постоянной

 

основе

 

в

 

соответствии

 

с

 

Методикой

 

ком

-

плексного

 

определения

 

показателей

 

технико

-

экономи

-


background image

24

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4(7), 

декабрь

 2017

Рис

. 1. 

Динамика

 

аварийности

 

в

 

ПАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

»: 

количество

 

технологических

 

нарушений

 (

слева

и

 

удельная

 

аварийность

 — 

число

 

аварий

 

на

 1000 

у

.

е

. (

справа

)

2596 

2280 

1954 

1616 

1606 

0

500

1000

1500

2000

2500

3000

2012

2013

2014

2015

2016

Год

Количество аварий

2,43 

2,08 

1,72 

1,35 

1,34 

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

2012

2013

2014

Удельная аварийность

2015

2016

Годы

ческого

 

состояния

 

объектов

 

электроэнергетики

в

 

том

 

числе

 

показателей

 

физического

 

износа

 

и

 

энергетической

 

эффективности

 

объектов

 

электросетевого

 

хозяйства

утвержденной

 

постановлением

 

Правительства

 

РФ

 

от

 

19 

декабря

 2016 

года

 

 1401 [4].

Кроме

 

того

потребность

 

в

 

актуализации

 

действующих

 

версий

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

рекомендованных

 

ранее

 

к

 

примене

-

нию

 

Протоколом

 

Минэнерго

 

России

 

от

 1 

февраля

 2011 

года

 

 10-337

пр

была

 

обусловлена

как

 

уже

 

было

 

отмечено

 

ранее

необходимостью

 

исполнения

 

Стратегии

 

развития

 

электросетевого

 

комплекса

 

Российской

 

Федерации

 [3], 

а

 

также

 

Директивы

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

 

от

 24 

июня

 2015 

года

 

 3984

п

-

П

13 

и

 

письма

 

Росимущества

 

от

 7 

июля

 2015 

года

 

 11/27346, 

направленных

 

на

 

сокраще

-

ние

 

операционных

 

издержек

 

и

 

повышение

 

производитель

-

ности

 

труда

 

промышленно

-

производственного

 

персонала

 

в

 

электроэнергетике

в

 

том

 

числе

 

на

 

этапе

 

планирования

 

ресурсов

 

на

 

основании

 

сметных

 

нормативов

 

и

 

защиты

 

та

-

рифа

 

на

 

передачу

 

электрической

 

энергии

 

естественными

 

монополиями

 

в

 

электросетевом

 

комплексе

что

 

особенно

 

актуально

 

в

 

условиях

 

существующих

 

ограничений

 

темпов

 

роста

 

конечных

 

тарифов

 

на

 

электрическую

 

энергию

 

и

 

за

-

дач

 

повышения

 

эффективности

 

деятельности

 

компаний

 

с

 

государственным

 

учас

 

тием

.

Целесообразность

 

применения

 

собственных

 

ведом

-

ственных

 

расценок

 

на

 

ТОиР

 

в

 

электро

 

энергетике

имеющих

 

отраслевые

 

особенности

 

и

 

отличия

 

от

 

нормативов

приме

-

няемых

 

в

 

строительстве

была

 

подтверждена

 

ранее

 

пись

-

мом

 

Минрегиона

 

России

 

от

 11 

марта

 2009 

года

 

 6504-

СМ

/08 [5] 

по

 

следующим

 

при

 

чинам

:

 

ведомственная

 

СНБ

 

для

 

электрических

 

сетей

в

 

отли

-

чие

 

от

 

других

 

сметных

 

нормативов

в

 

том

 

числе

 

и

 

стро

-

ительных

основана

 

и

 

согласована

 

на

 

отраслевой

 

нормативно

-

технической

 

документации

;

 

использование

 

строительных

 

сметных

 

нормативов

 (

при

-

менительно

для

 

определения

 

стоимости

 

работ

 

по

 

ТОиР

 

искажает

 

истинные

 

объемы

 

работ

 

и

 

их

 

стоимость

 

в

 

свя

-

зи

 

с

 

отсутствием

 

в

 

последних

 

необходимых

 

расценок

а

 

также

 

учетом

 

только

 

крупноузловой

 

замены

/

монтажа

 

оборудования

 

без

 

восстановления

 

их

 

работоспособ

-

ности

В

 

отличие

 

от

 

строительных

 

нормативов

 

расценки

 

ВУЕР

 

охва

 

тывают

 

полный

 

комплекс

 

необходимых

 

операций

вклю

-

чающий

 

время

 

на

 

допуск

 

персонала

логистику

 

в

 

условиях

 

удаленности

 

электросетевых

 

объектов

 

от

 

ремонтных

 

баз

 

и

 

организационно

-

технические

 

мероприятия

 

по

 

обеспече

-

нию

 

безопасности

 

работ

например

при

 

замене

 

опор

по

-

грузку

 

и

 

разгрузку

 

новой

 

и

 

демонтируемой

 

опоры

арматуры

 

и

 

такелажа

 

на

 

базе

 

и

 

месте

 

производства

 

работы

оформле

-

ние

 

наряда

-

допуска

допуск

 

персонала

 

к

 

работе

демонтаж

 

старой

 

опоры

земляные

 

работы

сборку

установку

 

и

 

вы

-

верку

 

новой

 

опоры

демонтаж

 

и

 

монтаж

 

подвесок

установку

/

снятие

 

номерных

 

знаков

 

и

 

предупредительных

 

плакатов

приемку

 

работ

Учитывая

 

описанное

 

выше

ПАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

» 

в

 2016 

го

-

ду

 

были

 

организованы

 

и

 

выполнены

 

работы

 

по

 

разработ

-

ке

 

новых

 

и

 

актуализации

 

действующих

 

нормативов

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 [6].

Основой

 

для

 

актуализации

 

сборников

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

явил

-

ся

 

накопленный

 

ПАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» 

за

 

последние

 5 

лет

  (

пре

-

дыдущий

 

пересмотр

 

ВУЕР

/

ВЕПР

 

осуществлялся

 

в

 2011 

году

опыт

 

выполнения

 

работ

 

по

 

ТОиР

 

электросетевого

 

оборудова

-

ния

 

с

 

применением

 

современных

 

технологий

средств

 

малой

 

механизации

 

и

 

спецтехники

 

как

 

хозяйственным

 

способом

так

 

и

 

внешним

 

подрядом

который

 

был

 

сохранен

 

в

 

виде

 

баз

 

дан

-

ных

 

заказов

 

автоматизированной

 

сис

 

те

 

мы

 

управления

 

ТОиР

 

(

далее

 — 

АСУ

-

ТОиР

), 

разработанной

 

и

 

функционирующей

 

в

 

Обществе

 

на

 

базе

 SAP. 

При

 

этом

 

наблюдающийся

 

в

 

ПАО

 

«

ФСК

 

ЕЭС

» 

за

 

тот

 

же

 

период

 

рост

 

объемов

 

обслуживания

 

оборудования

 

в

 

услов

 

ных

 

единицах

  (

у

.

е

.) 

на

 21% 

и

 

сниже

-

ние

 

аварийности

 

на

 38,1% (

с

 2596 

ед

в

 2012 

году

 

до

 1606 

ед

в

 2016 

году

), 

что

 

наглядно

 

представлено

 

на

 

рисунке

 1, 

одно

-

временно

 

с

 

повышением

 

фактической

 

производительности

 

труда

 

ремонтного

 

персонала

зафиксированным

 

в

 

АСУ

-

ТОиР

свидетельствует

 

о

 

репрезентативности

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

в

 

редак

-

ции

 2016 

года

 [7].

Техобслуживание

 

и

 

ремонты


background image

25

Кроме

 

того

к

 

разработке

 

при

-

влекались

 

сторонние

 

отраслевые

 

эксперты

 

по

 

функциональным

 

на

-

правлениям

  (

оборудование

 

ПС

ВЛ

КЛ

РС

СДТУ

АСУ

 

и

 

АСУ

-

ТП

), 

что

 

в

 

совокупности

 

с

 

применени

-

ем

 

разработчиками

 

собственного

 

методологического

 

инструмента

-

рия

 

и

 

располагаемых

 

баз

 

данных

 

позволило

 

обеспечить

 

объектив

-

ность

 

и

 

применимость

 

норма

-

тивов

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

в

 

редакции

 

2016 

года

 

для

 

других

 

предприятий

 

электроэнергетики

а

 

не

 

только

 

для

 

магистрального

 

электросете

-

вого

 

комплекса

В

 

целях

 

подтверждении

 

стату

-

са

 

общеотраслевых

 

нормативов

 

сборники

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

в

 

редак

-

ции

 2016 

года

 

были

 

направлены

 

в

 

Минэнерго

 

РФ

.

Основным

 

эффектом

полу

-

ченным

 

ПАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» 

по

 

ре

-

зультатам

 

апробации

 

сборников

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

в

 

редакции

 2016 

го

-

да

 

по

 

сравнению

 

с

 

аналогичными

 

нормативами

 2011 

года

 

в

 

фили

-

алах

 

магистральных

 

электри

-

ческих

 

сетей

  (

далее

 — 

МЭС

на

 

примере

 

состава

 

работ

 

плана

 

ТОиР

 2017 

года

явился

 

рост

 

про

-

изводительности

 

труда

 

или

 

снижения

 

трудоемкости

 

выпол

-

нения

 

работ

 

на

 10% 

в

 

результате

 

действия

 

основных

 

факто

-

ров

вклад

 

которых

 

представлен

 

на

 

рисунке

 2.

Также

в

 

новой

 

редакции

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

был

 

уменьшен

 

предельный

 

уровень

 

накладных

 

расходов

 

на

 10% 

для

 

работ

 

по

 

ТОиР

выполняемых

 

внешним

 

подрядом

в

 

результате

 

действия

 

следующих

 

факторов

:

 

увеличения

 

базы

то

 

есть

 

доли

 

фонда

 

оплаты

 

труда

 

в

 

стоимости

 

работ

 

по

 

ТОиР

за

 

счет

 

приведения

 

тариф

-

ных

 

ставок

 

работников

 

и

 

ступеней

 

оплаты

 

труда

 

в

 

соот

-

ветствие

 

с

 

действующими

 

рекомендациями

 

Отраслевого

 

тарифного

 

соглашения

 

Объединения

 

РаЭл

 [8], 

а

 

также

 

к

 

уровню

 

цен

 2016 

года

;

 

уточнения

 

величины

  (

доли

цеховых

 (25 

счет

и

 

обще

-

заводских

 (26 

счет

расходов

 

в

 

среднем

 

по

 

отрасли

 

по

 

отношению

 

к

 

прямым

 

затратам

 

на

 

ФОТ

 

в

 

работах

 

по

 

ТОиР

;

 

изменения

 

ставки

 

отчислений

 

на

 

социальные

 

нужды

с

 

учетом

 

взносов

 

на

 

страхование

 

от

 

несчастных

 

случаев

 

на

 

производстве

 

и

 

профессиональных

 

заболеваний

с

 34,2% 

до

 30,2% 

в

 

соответствии

 

с

 

действующим

 

зако

-

нодательством

.

Из

 

рисунка

 2 

видно

что

 

снижение

 

трудоемкости

 

работ

 

на

 68% 

достигнуто

 

за

 

счет

 

пересмотра

 

норм

 

времени

 

на

 

расчистку

 

трасс

 

воздушных

 

линий

что

 

обусловлено

 

пери

-

одичностью

 

и

 

структурой

 

плана

 

работ

 

по

 

ТОиР

 

ПАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» 

на

 2017 

год

а

 

также

 

значительной

 

протяженностью

 

ВЛ

относящихся

 

к

 

Единой

 

национальной

 (

общероссийской

электрической

 

сети

.

Замена

 

снятых

 

с

 

производства

 

машин

 

и

 

базовых

 

шас

-

си

 

для

 

механизмов

 

устаревших

 

типов

а

 

именно

ГАЗ

-51, 

ГАЗ

-53, 

ГАЗ

-66, 

ЗИЛ

-130, 

ЗИЛ

-157, 

МАЗ

-500, 

КрАЗ

-255 

на

 

современные

 

типы

 

транспортных

 

средств

 

и

 

спецмеха

-

низмов

позволила

 

также

 

существенно

 

снизить

 

стоимость

 

эксплуатации

 

МиМ

 

в

 

составе

 

расценок

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 2016 

(

таблица

 1).

При

 

этом

 

разряды

 

по

 

оплате

 

труда

принятые

 

в

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

в

 

редакции

 2016 

года

для

 

водителей

 

машин

 

и

 

спец

-

механизмов

 

были

 

сопоставлены

 

в

 

разрезе

 

единиц

 

техники

 

с

 

разрядами

соответствующими

:

 

отраслевым

 

нормам

 

времени

;

 

Единому

 

тарифно

-

квалифи

 

ка

 

ционному

 

справочнику

 

работ

 

и

 

профессий

 

рабочих

  (

выпуск

 3 — 

раздел

  «

Строитель

-

ные

монтажные

 

и

 

ремонтно

-

строительные

 

работы

» 

 

Уменьшены

 

нормы

 

времени

 

и

 

расценки

 

на

 

расчистку

 

трасс

 

ВЛ

 

от

 

ДКР

 

в

 

результате

 

изменения

 

технологии

 — 

применения

 

бензопил

 

и

 

кусторезов

 

 

Разработаны

 

нормы

 

времени

 

и

 

расценки

 

для

 

механизированной

 

расчистки

 

трасс

 

ВЛ

 

от

 

ДКР

 

с

 

ис

-

пользованием

 

мульчеров

 

Учтена

 

дифференциация

 

технологии

 

и

 

условий

 

производства

 

работ

 

на

 

ВЛ

 

путем

 

ограничения

 

совместного

 

применения

 

коэффициентов

 

условий

 

Разработаны

 

пооперационные

 

расценки

 

ВЕПР

 

для

 

работ

 

на

 

ВЛ

применение

 

которых

 

позволяет

 

исключить

 

дублирование

 

подготовительно

-

заключительных

 

общих

 

операций

 

при

 

совмещении

 

работ

 

Разработан

 

ВУЕР

 

на

 

ТОиР

 

устройств

 

РЗА

 

на

 

базе

 

интегральных

 

микросхем

 

и

 

микропроцессорных

 

устройств

 

Разработаны

 

новые

 

и

 

актуализированы

 

старые

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

на

 

ТОиР

 

оборудования

 

ПС

при

-

менены

 

современные

 

автотранспортные

 

средства

 

и

 

автоспецмеханизмы

 

 

Пересмотрены

 

расценки

 

по

 

ТОиР

 

оборудования

 

СДТУ

АСУ

 

и

 

АСУ

 

ТП

 

с

 

учетом

 

включения

 

со

-

временных

 

типов

 

оборудования

68% 

1% 

2% 

2% 

1% 

12% 

14% 

Рис

. 2. 

Оценка

 

эффективности

 

основных

 

факторов

 

повышения

 

производительности

 

труда

 

при

 

применении

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

в

 

редакции

 2016 

года

, %


background image

26

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4(7), 

декабрь

 2017

Табл

. 1. 

Сравнение

 

стоимости

 

эксплуатации

 

МиМ

 

в

 

ВУЕР

-2016 

и

 

ВУЕР

-2011

Наименование

 

автотранспортных

 

средств

в

 

ВУЕР

-2016 / 

в

 

ВУЕР

-2011

Стоимость

 

эксплуа

 

тации

руб

./

маш

.-

ч

Отклонение

ВУЕР

-2016

по

 

сравнению

 

с

 

ВУЕР

-2011, %

ВУЕР

-2016

ВУЕР

-2011 

ВУЕР

-2011,

приведенный

к

 

уровню

 

цен

 2016 

г

.*

Автокран

 

на

 

базе

 

КамАЗ

-43118, 

УРАЛ

-4320 

грузоподъемностью

 

16 

т

 / 

Автокран

 

КА

-16 (16 

т

на

 

базе

 

КРАЗ

-255

803,50

245,10

1488,49

–46%

Автомобиль

 

бортовой

 

с

 

КМУ

 

на

 

базе

 

КамАЗ

-43118 

грузоподъ

-

емностью

 8,5 

т

 (

КМУ

-8,5) / 

Автокран

 

КС

-2561 

на

 

базе

 

ЗИЛ

-130 

(6,3 

т

для

 

работ

 

на

 

ПС

 35 

кВ

 

и

 

выше

684,60

135,94

825,56

–17%

Автовышка

 

на

 

базе

 

ГАЗ

-3308 

высотой

 

подъема

 15 

м

 (

АГП

-15) / 

Автогидроподъемник

 

высотой

 

подъема

 

до

 18 

м

 

на

 

базе

 

ГАЗ

-53

389,60

146,00

886,66

–56%

Автовышка

 

на

 

базе

 

КамАЗ

-4326, 

УРАЛ

-4320 

высотой

 

подъема

 

22 

м

 / 

Автогидроподъемник

 

высотой

 

подъема

 

до

 22 

м

 

на

 

базе

 

ЗИЛ

-130

653,70

324,40

1970,08

–67%

Автовышка

 

на

 

базе

 

КамАЗ

-43114, 

Урал

-4320 

высотой

 

подъема

 

28 

м

 / 

Телескопическая

 

вышка

 

высотой

 

подъема

 

до

 26 

м

 (

ТВ

-26) 

на

 

базе

 

ЗИЛ

-131

898,30

259,90

1578,37

–43%

Бригадный

 

микроавтобус

 

на

 

базе

 

ГАЗ

-2705, 3221, 

УАЗ

 390995, 

220695 / 

Бригадный

 

автомобиль

 

на

 

базе

 

ГАЗ

-66 (

БМ

/

ПС

)

150,30

82,30

499,81

–70%

Снегоболотоход

 

колесный

 

типа

 

ТРЭКОЛ

Беркут

-8 

мощностью

 

90 

л

.

с

. (

БХк

) / 

Бригадный

 

автомобиль

 

на

 

базе

 

ГАЗ

-66 (

БМ

/

ВЛ

)

519,10

102,74

623,94

–17%

Прицеп

 (

полуприцеп

)-

тяжеловоз

 12–63 

т

 

для

 

транспортировки

 

опор

оборудования

гус

техники

 + 

Тягач

 

седельный

 (10–22 

т

230–400 

л

.

с

.) 

на

 

базе

 

КамАЗ

МАЗ

УРАЛ

КРАЗ

 / 

Автомобиль

 

грузовой

 

грузоподъемностью

 30 

т

726,30

188,29

1143,49

–36%

применен

 

индекс

 

роста

 

цен

 

промышленной

 

продукции

 

к

 

уровню

 2016 

года

 

от

 

базисного

 

периода

 — 2000 

года

уменьшенный

 

на

 

вели

-

чину

 

коэффициента

 

эффективности

 

операционных

 

расходов

 RAB (–3%).

и

 

выпуск

 1 — 

раздел

  «

Профессии

 

рабочих

общие

 

для

 

всех

 

отраслей

 

народного

 

хозяйства

»;

 

Постановлению

 

Совета

 

министров

 

СССР

  «

О

 

совершен

-

ствова

 

нии

 

организации

 

заработной

 

платы

 

и

 

введении

 

новых

 

тарифных

 

ставок

 

и

 

должностных

 

окладов

 

работни

-

ков

 

производственных

 

отраслей

 

народного

 

хозяйства

» 

от

 

17 

сентября

 1986 

года

 

 1115 (

вторая

 

группа

 — 

специ

-

ализированные

 

и

 

специальные

 

автомобили

);

 

пересчету

 

затрат

 

на

 

оплату

 

труда

 

управляющих

 

машиной

 

по

 

Федеральному

 

сборнику

 

сметных

 

норм

 

и

 

расценок

 

на

 

эксплуатацию

 

строительных

 

машин

 

и

 

автотранспортных

 

средств

 — 

ФССНиР

 (

Госстрой

 

России

, 2001).

Важным

 

эффектом

 

явилось

 

приведение

 

нормативной

 

базы

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

к

 

уровню

 

цен

 

по

 

состоянию

 

на

 1 

января

 

2016 

года

что

 

позволило

 

учесть

 

произошедшие

 

изменения

 

структуры

 

себестоимости

 

работ

 

и

 

исключить

 

риски

 

искажения

 

стоимости

 

при

 

неравномерной

 

индексации

 

затрат

 

от

 

дей

-

ствовавшего

 

ранее

 

базового

 

периода

 — 1 

января

 2000 

года

При

 

этом

 

тарифная

 

составляющая

 

заработной

 

платы

 

испол

-

нителей

 

работ

 

приведена

 

в

 

соответствие

 

с

 

актуальным

 

Со

-

глашением

 

о

 

порядке

условиях

 

и

 

продлении

 

срока

 

действия

 

Отраслевого

 

тарифного

 

соглашения

 

в

 

элек

 

тро

 

энер

 

гетике

 

Российской

 

Федерации

 

на

 2013–2015 

годы

продленного

 

на

 

период

 2016–2018 

годов

подписанного

 

Объединением

 

РаЭл

 

и

 

ВЭП

 22 

декабря

 2014 

года

 [8].

Номенклатура

 

и

 

расход

 

вспомогательных

 

материалов

 

в

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

также

 

были

 

актуализированы

 

на

 

основе

 

дан

-

ных

 

АСУ

-

ТОиР

 

ПАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

» 

и

 

действующей

 

отраслевой

 

базы

 

расхода

 

ресурсов

 

на

 

ТОиР

Принимая

 

во

 

внимание

 

описанные

 

выше

 

эффекты

до

-

стигнутые

 

Департаментом

 

управления

 

производственными

 

активами

 

ПАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

», 

можно

 

обоснованно

 

констатиро

-

вать

 

экономическую

 

целесообразность

 

применения

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

в

 

редакции

 2016 

года

Более

 

детальный

 

анализ

 

но

-

вых

 

расценок

 

требует

 

отдельного

 

изложения

не

 

ограничен

-

ного

 

рамками

 

настоящей

 

статьи

.

Кроме

 

того

применение

 

единых

 

для

 

всех

 

предпри

-

ятий

 

отрасли

 

нормативов

 

формирования

 

стоимости

 

работ

 

по

 

ТОиР

 

электросетевого

 

оборудования

а

 

именно

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

в

 

редакции

 2016 

года

позволит

 

обеспечить

 

сопо

-

ставимость

 

показателей

 

эффективности

 

затрат

 

на

 

ТОиР

 

и

 

объективность

 

оценки

 

деятельности

 

компаний

 

в

 

единой

 

системе

 

координат

Так

например

новые

 

ВУЕР

 

и

 

ВЕПР

 

могут

 

выступать

 

инструментом

 

повышения

 

эффективно

-

сти

 

показателей

 

технико

-

экономического

 

состояния

 

объ

-

ектов

 

электроэнергетики

 

в

 

рамках

 

исполнения

 

постановле

-

Техобслуживание

 

и

 

ремонты


background image

27

ния

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

 

от

 19 

декабря

 

2016 

года

 

 1401 [4]. 

Необходимо

 

также

 

обратить

 

внимание

 

на

 

возможность

 

применения

 

ВУЕР

 

в

 

редакции

 2016 

года

 

для

 

прогнозиро

-

вания

 

операционных

 

затрат

 

на

 

ТОиР

 

в

 

целях

 

дальнейшего

 

выбора

 

оптимальной

 

модели

 

технического

 

воздействия

 

на

 

оборудование

 

в

 

рамках

 

разрабатываемой

 

в

 

настоящее

 

время

 

электросетевыми

 

компаниями

 c

истемы

 

управления

 

производ

-

ственными

 

активами

Таким

 

образом

актуализация

 

СНБ

 

является

 

ключевым

 

фактором

 

повышения

 

эффективности

 

деятельности

 

электро

-

сетевых

 

компаний

так

 

как

 

позволяет

 

выявить

 

резервы

 

уже

 

на

 

этапе

 

планирования

 

и

 

перераспределить

 

ресурсы

 

на

 

приори

-

тетные

 

направления

 

деятельности

в

 

том

 

числе

 

повышение

 

надежности

 

электроснабжения

 

в

 

пределах

 

тарифных

 

ограни

-

чений

 

регулятора

обеспечив

 

при

 

этом

 

прозрачность

 

и

 

обо

-

снованность

 

формирования

 

стоимости

 

работ

 

по

 

ТОиР

.  

 

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Потребление

 

электроэнергии

 

в

 

ЕЭС

 

России

 

в

 2016 

го

 

ду

 

увеличилось

 

на

 1,8 % 

по

 

сравнению

 

с

 2015 

годом

. [

Элек

-

тронный

 

ресурс

] // 

Официальный

 

сайт

 

Минэнерго

 

России

URL: https://minenergo.gov.ru/node/6934 (

дата

 

обращения

23.05.2017).

2. 

В

 

планах

 

ФАС

 

на

 2017 

год

 — 

изменение

 

подходов

 

к

 

тариф

-

ному

 

регулированию

. [

Электронный

 

ресурс

] // 

Официаль

-

ный

 

сайт

 

ФАС

 

России

. URL: http://fas.gov.ru/press-center/

news/detail.html?id=49144 (

дата

 

обращения

: 23.05.2017).

3. 

Распоряжение

 

Правительства

 

РФ

 

от

 03.04.2013 

 511-

р

 

(

ред

от

 18.07.2015) «

Об

 

утверждении

 

Стратегии

 

разви

-

тия

 

электросетевого

 

комплекса

 

Российской

 

Федерации

» 

[

Электронный

 

ресурс

]: 

Электрон

версия

 

печат

публ

. // 

Официальный

 

сайт

Консультант

 

плюс

. URL: http://www.

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144676/ (

дата

 

об

-

ращения

: 23.05.2017).

4. 

Постановление

 

Правительства

 

РФ

 

от

 19 

декабря

 

2016 

го

-

да

 

 1401 «

О

 

комплексном

 

определении

 

по

-

казателей

 

технико

-

экономического

 

состояния

 

объ

-

ектов

 

электроэнергетики

в

 

том

 

числе

 

показателей

 

физического

 

износа

 

и

 

энергетической

 

эффективности

 

объектов

 

электросетевого

 

хозяйства

и

 

об

 

осущест

-

влении

 

мониторинга

 

таких

 

показателей

» [

Электрон

-

ный

 

ресурс

]: 

Электрон

версия

 

печат

публ

. // 

Офи

-

циальный

 

сайт

Гарант

. URL: http://www.garant.ru/

products/ipo/prime/doc/71470850/#0 (

дата

 

обращения

:

23.05.2017).

5. 

Письмо

 

Минрегиона

 

РФ

 

от

 11.03.2009 

 6504-

СМ

/08 

«

О

 

работах

 

по

 

техническому

 

обслуживанию

 

оборудо

-

вания

» // 

Ценообразование

 

и

 

сметное

 

нормирование

 

в

 

строительстве

, 2009. 

 7 (

июль

).

6.  

Долгосрочная

 

программа

 

развития

 

ПАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» 

на

 

период

 2015–2019 

гг

и

 

прогноз

 

до

 2030 

года

», 

ут

-

вержденная

 

Советом

 

директоров

 

ПАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

»  

(

протокол

 

от

 22.12.2014 

 243) [

Электронный

 

ресурс

] // 

Официальный

 

сайт

 

ПАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

». URL: http://www.

fsk-ees.ru/press_center/company_news/?ELEMENT_
ID=158637 (

дата

 

обращения

: 23.05.2017).

7. 

Отчет

 

о

 

социальной

 

ответственности

 

и

 

корпора

-

тивной

 

устойчивости

 

ПАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» 

за

 2016 

год

 // 

[

Электронный

 

ресурс

]: 

Электрон

версия

 

печат

публ

. // 

Официальный

 

сайт

 

ПАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

». URL: http://www.

fsk-ees.ru/temp/fsk_kso_2016.pdf (

дата

 

обращения

30.06.2017).

8. 

Соглашение

 

о

 

порядке

условиях

 

и

 

продлении

 

сро

-

ка

 

действия

 

Отраслевого

 

тарифного

 

соглашения

 

в

 

электроэнергетике

 

Российской

 

Федерации

 

на

 

2013–2015 

годы

 

на

 

период

 2016–2018 

годов

  (

утв

Общероссийским

 

отраслевым

 

объединением

 

работо

-

дателей

 

электроэнергетики

Общественным

 

объедине

-

нием

  «

Всероссийский

 

Электропрофсоюз

» 22.12.2014) 

// [

Электронный

 

ресурс

]: 

Электрон

версия

 

печат

публ

// 

Официальный

 

сайт

 

Консультант

 

плюс

. URL: http://

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174772
(

дата

 

обращения

: 23.05.2017).

Представляем

 

вашему

 

вниманию

 

книгу

 

Гуревича

 

В

.

И

.

ЗАЩИТА

 

ОБОРУДОВАНИЯ

 

ПОДСТАНЦИЙ

 

ОТ

 

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО

 

ИМПУЛЬСА

Стоимость

 

издания

 — 920 

руб

Заказать

 

книгу

 

можно

 

в

 

издательстве

 

Инфра

-

Инженерия

:

http://www.infra-e.ru/products/protecsubstequip, 

е

-mail: [email protected], skype: infra_e

В

 

книге

 

рассмотрены

 

практические

 

аспекты

 

защиты

 

электрооборудования

 

подстанций

 

на

 

при

-

мере

 

микропроцессорных

 

устройств

 

релейной

 

защиты

 (

МУРЗ

и

 

силовых

 

трансформаторов

 

от

 

разрушительного

 

воздействия

 

электромагнитного

 

импульса

 

высотного

 

ядерного

 

взрыва

 

и

 

дру

-

гих

 

видов

 

преднамеренных

 

электромагнитных

 

деструктивных

 

воздействий

оборудование

 

для

 

производства

 

которых

 

интенсивно

 

разрабатывается

 

и

 

совершенствуется

 

в

 

последние

 

годы

Предложены

 

различные

 

технические

 

решения

 

и

 

организационные

 

мероприятия

направленные

 

на

 

повышение

 

живучести

 

подстанций

Книга

 

рассчитана

 

на

 

специалистов

занимающихся

 

экс

-

плуатацией

 

электрооборудования

 

на

 

подстанциях

проектировщиков

производителей

 

МУРЗ

руководителей

 

отрасли

а

 

также

 

может

 

быть

 

полезна

 

преподавателям

аспирантам

 

и

 

студентам

 

вузов

специализирующихся

 

в

 

области

 

электроэнергетики

.


Оригинал статьи: Актуализация сметно-нормативной базы как фактор повышения эффективности деятельности электросетевых компаний

Читать онлайн

В статье автор выявляет проблемы использования различных сметно-нормативных баз для калькулирования работ по техническому обслуживанию и ремонту электросетевого оборудования и доказывает эффективность применения новых сборников ведомственных укрупненных единичных расценок и ведомственных единичных пооперационных расценок, разработанных в 2016 году по заказу ПАО «ФСК ЕЭС». При этом автор обосновывает целесообразность применения новых нормативов в качестве одного из ключевых инструментов достижения целей оптимизации издержек, повышения эффективности деятельности, роста производительности труда промышленно-производственного персонала и обеспечения надежности электросетевых компаний в условиях сдерживания тарифов регулятором.

Поделиться:

Спецвыпуск «Россети» № 2(29), июнь 2023

Элементы телеуправления во вторичных цепях устройств релейной защиты и электроавтоматики

Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП Релейная защита и автоматика
Архангельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»
Спецвыпуск «Россети» № 2(29), июнь 2023

Реализация дистанционного управления на примере подстанций 500 кВ «Емелино» и «Исеть» в Свердловской области

Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП
Филиал ПАО «Россети» — МЭС Урала
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»