![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/80-nbsp-let-na-strazhe-otechestvennoj-energetiki/hKsNMS001.jpg)
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/80-nbsp-let-na-strazhe-otechestvennoj-energetiki/hKsNMS002.jpg)
8
80 лет на страже
отечественной
энергетики
В
мае
2024
года
исполняется
80
лет
российскому
энер
-
гетическому
надзору
.
Официальной
датой
создания
это
-
го
контрольно
-
надзорного
ведомства
считается
18
мая
1944
года
—
день
выхода
постановления
№
5928
Госу
-
дарственного
комитета
обороны
СССР
«
Об
экономии
электроэнергии
в
промышленности
»,
согласно
которому
при
Наркомате
электростанций
СССР
была
образована
Государственная
инспекция
по
промышленной
энергетике
и
энергонадзору
.
На
нее
был
возложен
государственный
контроль
за
рациональным
расходованием
электрической
и
тепловой
энергии
,
надзор
за
техническим
состоянием
электрических
установок
на
промышленных
предприятиях
.
Тому
,
как
формировалась
в
нашей
стране
система
энерге
-
тического
надзора
,
посвящена
данная
статья
.
В
настоящее
время
Управ
-
ление
государственного
энергетического
надзора
,
являющееся
структурным
подразделением
центрального
аппарата
Федеральной
службы
по
экологическому
,
технологическо
-
му
и
атомному
надзору
(
Ростех
-
надзор
),
организует
и
осущест
-
вляет
контроль
и
надзор
в
форме
оценки
соответствия
за
исполне
-
нием
юридическими
лицами
и
ин
-
дивидуальными
предпринимате
-
лями
обязательных
требований
при
проектировании
,
строитель
-
стве
,
реконструкции
,
капитальном
ремонте
,
вводе
в
эксплуатацию
объектов
энергетики
(
кроме
бы
-
товых
электрических
и
тепловых
установок
и
сетей
).
А
также
осу
-
ществляет
надзор
за
техниче
-
ским
состоянием
и
проведением
мероприятий
,
обеспечивающих
безопасность
при
эксплуатации
и
обслуживании
оборудования
и
основных
сооружений
электро
-
станций
,
электрических
и
тепловых
установок
и
сетей
субъектов
энер
-
гетики
,
электрических
и
тепловых
установок
и
сетей
потребителей
.
Госэнергонадзор
осуществля
-
ет
надзор
в
рамках
государствен
-
ного
строительного
надзора
при
строительстве
,
реконструкции
объектов
капитального
строи
-
тельства
(
объектов
энергетики
).
Занимается
организацией
и
осу
-
ществлением
федерального
госу
-
дарственного
надзора
в
области
безопасности
гидротехнических
сооружений
(
за
исключением
су
-
доходных
и
портовых
гидротех
-
нических
сооружений
),
а
также
производит
контроль
и
надзор
за
системой
оперативно
-
диспет
-
черского
управления
в
электро
-
энергетике
.
Кроме
того
,
отвечает
за
контроль
и
надзор
за
соблю
-
дением
требований
в
области
энергосбережения
и
повышения
энергетической
эффективности
.
Управление
государственного
энергетического
надзора
стоит
на
страже
стабильного
функцио
-
нирования
энергетической
систе
-
мы
России
.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
В
постановлении
Государствен
-
ного
Комитета
Обороны
№
5928
«
Об
экономии
электроэнергии
в
промышленности
»
говорится
:
«
Государственный
Комитет
Обо
-
с
о
б
ы
т
и
я
события
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/80-nbsp-let-na-strazhe-otechestvennoj-energetiki/hKsNMS003.jpg)
9
роны
,
в
результате
проведенной
проверки
на
предприятиях
Ура
-
ла
,
Кузбасса
,
Москвы
и
Куйбыше
-
ва
,
установил
,
что
многие
пред
-
приятия
,
несмотря
на
особую
остроту
положения
с
электро
-
снабжением
промышленности
,
расходуют
электроэнергию
рас
-
точительно
.
Государственный
Ко
-
митет
Обороны
особо
отмечает
,
что
бесхозяйственность
и
расто
-
чительство
в
расходовании
элек
-
троэнергии
являются
результа
-
том
совершенно
недостаточного
внимания
директоров
и
главных
инженеров
предприятий
к
во
-
просу
электропотребления
и
от
-
сутствия
должного
руководства
и
контроля
со
стороны
энергети
-
ческих
управлений
и
руководите
-
лей
наркоматов
».
Данный
документ
был
издан
18
мая
1944
года
и
подписан
за
-
местителем
Государственного
Комитета
Обороны
Вячеславом
Молотовым
.
Именно
эта
дата
считается
днем
образования
федерального
государственного
энергетического
надзора
,
хотя
положение
«
О
государствен
-
ном
энергетическом
надзоре
в
СССР
»
впоследствии
неодно
-
кратно
пересматривалось
.
Великая
Отечественная
вой
на
сильно
изменила
условия
работы
всех
предприятий
энергосистемы
страны
.
И
в
1942
году
промыш
-
ленная
нагрузка
в
стране
уве
-
личилась
в
полтора
раза
,
было
допущено
в
эксплуатацию
более
500
новых
трансформаторных
подстанций
потребителей
.
В
та
-
ких
условиях
контроль
и
учет
по
-
требления
электроэнергии
стали
поистине
стратегической
задачей
.
В
пункте
4
постановления
гово
-
рится
следующее
: «
Для
установ
-
ления
государственного
контроля
за
рациональным
расходованием
электрической
и
тепловой
энер
-
гии
на
промышленных
предпри
-
ятиях
,
а
также
за
соблюдением
предприятиями
норм
расхода
электро
-
и
теплоэнергии
на
основ
-
ные
виды
продукции
:
а
)
организо
-
вать
при
Наркомате
электростан
-
ций
Государственную
инспекцию
по
промышленной
энергетике
и
энергонадзору
,
возложив
на
нее
Фролов
Д
.
И
.,
заместитель
Руководителя
Федеральной
службы
по
экологическому
,
технологическому
и
атомному
надзору
(
Ростехнадзор
)
—
Государственная
инспекция
по
промышленной
энер
-
гетике
и
энергонадзору
,
образованная
18
мая
1944
года
ре
-
шением
Государственного
Комитета
Обороны
СССР
,
внес
-
ла
значительный
вклад
в
общее
дело
победы
советского
народа
в
Великой
Оте
чественной
войне
,
сыграла
большую
роль
в
послевоенном
восстановлении
народного
хозяйства
,
обеспечивая
сохранение
надежности
,
безопасности
энерге
-
тических
систем
и
объектов
,
жизни
и
здоровья
работников
и
граждан
.
Сейчас
все
мы
также
переживаем
непростое
время
.
В
усло
-
виях
сложной
геополитической
обстановки
Госэнергонадзор
,
являясь
эффективным
государственным
инструментом
,
обес
-
печивает
решение
ряда
сложных
задач
в
рамках
реализации
Энергетической
стратегии
Российской
Федерации
и
проходит
путь
значительных
преобразований
в
ходе
реформы
контроль
-
но
-
надзорной
деятельности
.
Уверен
,
что
усилиями
профессио
-
налов
,
собранных
в
рядах
Ростехнадзора
,
деятельность
по
контролю
и
надзору
сегодня
выходит
на
абсолютно
новый
уровень
.
Ежегодно
развивается
и
укрепляется
наше
долгосрочное
взаимодействие
с
одной
из
крупнейших
электросетевых
ком
-
паний
мира
—
ПАО
«
Россети
».
Ведется
деятельность
по
ин
-
формированию
профессионалов
электросетевого
комплекса
через
ведущее
отраслевое
издание
—
журнал
«
ЭЛЕКТРО
-
ЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
».
Хотелось
бы
поблагодарить
лично
каждого
,
кто
име
-
ет
отношение
к
энергетическому
надзору
за
добросовест
-
ный
труд
и
преданность
выбранному
делу
.
Отдельную
бла
-
годарность
выражаю
ветеранам
,
чей
труд
и
опыт
стали
фундаментом
и
залогом
дальнейшего
успешного
развития
индустрии
.
№
2 (83) 2024
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/80-nbsp-let-na-strazhe-otechestvennoj-energetiki/hKsNMS004.jpg)
10
СОБЫТИЯ
государственный
контроль
за
ра
-
циональным
использованием
электрической
и
тепловой
энергии
и
надзор
за
техническим
состо
-
янием
энергетических
установок
на
промышленных
предприятиях
всех
наркоматов
и
ведомств
…».
Согласно
постановлению
,
в
систему
органов
государ
-
ственного
надзора
вошли
го
-
сударственная
инспекция
по
п р о м ы ш л е н н о й
э н е р г ет и к е
и
энергонадзору
при
Наркомате
электростанций
СССР
и
41
пред
-
приятие
по
сбыту
энергии
и
кон
-
тролю
за
ее
использованием
(
энергосбыт
).
Своим
постановле
-
нием
Государственный
Комитет
Обороны
наметил
общую
про
-
грамму
действий
всем
работ
-
никам
энергоинспекций
и
энер
-
госбытов
.
На
энергосбыты
была
возложена
ответственная
за
-
дача
—
осуществление
функ
-
ций
государственного
контро
-
ля
и
надзора
за
рациональным
расходованием
электрической
и
тепловой
энергии
на
промыш
-
ленных
предприятиях
,
установ
-
ленными
режимами
и
лимитами
отпуска
энергии
и
выполнением
правил
технической
эксплуата
-
ции
в
электрическом
и
тепловом
хозяйстве
предприятий
.
Новая
служба
доказала
свою
эффективность
не
только
в
по
-
следний
год
ВОВ
,
но
и
в
первое
послевоенное
десятилетие
.
В
1963
году
,
когда
Совмин
СССР
упразднил
инспекции
Гос
-
сельэнергонадзора
и
инспекции
по
коммунальной
энергетике
министерств
коммунального
хо
-
зяйства
союзных
республик
,
на
Государственную
инспекцию
по
энергетическому
надзору
были
возложены
функции
техническо
-
го
надзора
за
состоянием
также
промышленных
,
сельских
и
ком
-
мунальных
электроустановок
в
стране
.
НА
РУБЕЖЕ
ВЕКОВ
В
начале
90-
х
годов
в
Россий
-
ской
Федерации
насчитывалось
26,7
млн
потребителей
(
в
том
числе
234,6
тысяч
промышлен
-
ных
и
приравненных
к
ним
потре
-
бителей
).
Деятельность
органов
Страница
7
постановления
Государственного
Комитета
Обороны
№
5928
«
Об
экономии
электроэнергии
в
промышленности
»
Страница
1
постановления
Государственного
Комитета
Обороны
№
5928
«
Об
экономии
электроэнергии
в
промышленности
»
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/80-nbsp-let-na-strazhe-otechestvennoj-energetiki/hKsNMS005.jpg)
11
государственного
энергетиче
-
ского
надзора
в
этот
период
осу
-
ществлялась
по
трем
основным
направлениям
:
контроль
потреб
-
ления
и
рационального
использо
-
вания
электрической
и
тепловой
энергии
;
надзор
за
техническим
состоянием
и
соблюдением
тех
-
ники
безопасности
в
электроуста
-
новках
потребителей
;
разработка
и
издание
нормативно
-
техниче
-
ской
документации
по
вопросам
государственного
энергетического
надзора
в
РФ
.
В
мае
1996
года
система
энер
-
гетического
надзора
в
стране
была
реорганизована
.
Во
исполнение
постановления
Правительства
Российской
Федерации
была
со
-
здана
единая
централизованная
система
органов
государствен
-
ного
энергетического
надзора
,
включающая
Главное
управле
-
ние
государственного
энергети
-
ческого
надзора
Министерства
топлива
и
энергетики
Российской
Федерации
,
региональные
управ
-
ления
и
управления
в
субъек
-
тах
федерации
.
А
в
августе
того
же
года
вышло
постановление
«
О
внесении
изменений
и
допол
-
нений
в
Положение
о
государ
-
ственном
энергетическом
надзоре
в
Российской
Федерации
»,
кото
-
рое
дополнительно
обязало
Глав
-
госэнергонадзор
России
осущест
-
влять
контроль
за
техническим
состоянием
и
безопасным
обслу
-
живанием
оборудования
и
основ
-
ных
сооружений
электростанций
,
электрических
и
тепловых
сетей
,
а
также
поручило
ведомству
орга
-
низацию
и
проведение
обязатель
-
ных
энергетических
обследований
потребителей
в
части
эффектив
-
ного
использования
электриче
-
ской
и
тепловой
энергии
.
Еще
одна
реформа
ожидала
Госэнергонадзор
в
1998
году
—
12
августа
вышло
постановле
-
ние
Правительства
РФ
№
938
«
О
государственном
энергети
-
ческом
надзоре
в
Российской
Федерации
».
Документ
поручал
Минтопэнерго
России
в
целях
повышения
эффективности
ис
-
пользования
энергетических
ресурсов
завершить
формиро
-
вание
единой
системы
государ
-
ственного
энергетического
над
-
зора
на
базе
действующих
в
ТЭК
страны
отдельных
надзорных
ор
-
ганизаций
и
инспекций
.
Этим
же
постановлением
утверждалось
Положение
о
государственном
энергетическом
надзоре
в
Рос
-
сийской
Федерации
.
Согласно
Положению
,
Гос
-
энергонадзор
в
качестве
струк
-
турного
подразделения
входил
в
систему
Министерства
топлива
и
энергетики
Российской
Феде
-
рации
и
объединял
действующие
в
ТЭК
надзорные
организации
и
инспекции
в
целях
обеспече
-
ния
эффективного
использова
-
ния
энергетических
ресурсов
и
безопасной
эксплуатации
энер
-
гетических
установок
.
Главной
задачей
ведомства
документ
на
-
зывал
«
осуществление
контро
-
ля
за
техническим
состоянием
и
безопасным
обслуживанием
электрических
и
теплоисполь
-
зующих
установок
потребите
-
лей
электрической
и
тепловой
энергии
,
оборудования
и
основ
-
ных
сооружений
электростан
-
ций
,
электрических
и
тепловых
сетей
энергоснабжающих
орга
-
низаций
,
рациональным
и
эф
-
фективным
использованием
электрической
и
тепловой
энер
-
гии
,
нефти
,
газа
,
угля
,
торфа
,
горючих
сланцев
и
продуктов
их
переработки
на
предприятиях
,
в
организациях
и
учреждениях
независимо
от
формы
собствен
-
ности
».
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
НАДЗОР
В
XXI
ВЕКЕ
В
новом
тысячелетии
высшим
приоритетом
энергетической
по
-
литики
России
наряду
с
устойчи
-
вым
снабжением
страны
энер
-
гоносителями
стало
повышение
эффективности
использования
топливно
-
энергетических
ресур
-
сов
,
создание
условий
для
пере
-
вода
экономики
страны
на
энер
-
госберегающий
путь
развития
и
уменьшение
негативного
воз
-
действия
ТЭК
на
окружающую
среду
.
Данный
тренд
не
мог
не
от
-
разиться
и
на
деятельности
кон
-
трольно
-
надзорного
ведомства
.
По
решению
Комиссии
Прави
-
тельства
Российской
Федерации
по
сокращению
административ
-
ных
ограничений
в
предприни
-
мательстве
и
оптимизации
рас
-
ходов
федерального
бюджета
в
2002–2003
годах
было
прове
-
дено
совершенствование
струк
-
туры
государственных
органов
энергетического
надзора
в
целях
оптимизации
управления
,
сниже
-
ния
административных
расходов
на
их
содержание
и
повышения
эффективности
функционирова
-
ния
в
новых
условиях
рыночной
экономики
.
В
результате
в
струк
-
Осмотр
ОРУ
-500
кВ
филиала
АО
«
Концерн
Росэнергоатом
» —
Ростовская
АЭС
№
2 (83) 2024
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/80-nbsp-let-na-strazhe-otechestvennoj-energetiki/hKsNMS006.jpg)
12
СОБЫТИЯ
туре
Госэнергонадзора
появились
следующие
виды
подразделений
:
управления
государственного
энергетического
надзора
(
по
ре
-
гионам
и
субъектам
РФ
),
энерге
-
тические
и
топливные
инспекции
(
также
регионального
уровня
и
по
субъектам
федерации
).
Указом
Президента
Россий
-
ской
Федерации
от
20
мая
2004
го
-
да
№
649
образована
Федераль
-
ная
служба
по
экологическому
,
технологическому
и
атомному
надзору
(
Ростехнадзор
),
одним
из
подразделений
которого
се
-
годня
является
Управление
го
-
сударственного
энергетического
надзора
.
ЭНЕРГОНАЗДОР
СЕГОДНЯ
Управление
государственного
энергетического
надзора
—
под
-
разделение
центрального
аппа
-
рата
Ростехнадзора
,
осущест
-
вляющее
федеральный
государ
-
ственный
энергетический
надзор
за
соблюдением
требований
по
безопасной
эксплуатации
объ
-
ектов
по
производству
элек
-
трической
и
тепловой
энергии
,
электрических
и
тепловых
сетей
,
энергопотребляющих
установок
,
гидротехнических
с оору же
-
ний
объектов
промышленности
,
энергетики
и
водохозяйственного
комплекса
,
а
также
федеральный
государственный
надзор
за
само
-
регулируемыми
организациями
бителям
электрической
энергии
были
присвоены
категории
риска
.
Сегодня
общее
количество
поднадзорных
организаций
,
дея
-
тельность
которых
отнесена
к
ка
-
тегориям
риска
,
составляет
око
-
ло
277
тысяч
,
более
262
тысяч
из
них
—
потребители
электрической
энергии
.
Количество
объектов
энергетики
,
поднадзорных
Ростех
-
надзору
,
в
целом
по
России
состав
-
ляет
более
1
млн
196
тысяч
,
в
том
числе
:
более
800
тепловых
и
газо
-
турбинных
электростанций
;
более
20,6
тысяч
малых
(
технологических
)
электростанций
;
более
71
тысяч
котельных
;
более
1
млн
103
тысяч
трансформаторных
подстанций
.
Под
надзором
находятся
бо
-
лее
20
тысяч
комплексов
ГТС
,
в
том
числе
:
более
780
ком
-
плексов
ГТС
промышленности
,
более
400
комплексов
ГТС
то
-
пливно
-
энергетического
ком
-
плекса
и
более
19
тысяч
ГТС
водохозяйственного
и
мелиора
-
тивного
назначения
.
В
2023
году
в
отношении
135
комплексов
ГТС
установлен
постоянный
государ
-
ственный
контроль
(
надзор
).
Государственный
энергетиче
-
ский
надзор
осуществляют
более
1200
сотрудников
Управления
го
-
сударственного
энергетического
надзора
центрального
аппарата
Ростехнадзора
и
отделов
по
госу
-
дарственному
энергетическому
надзору
и
надзору
за
ГТС
терри
-
ториальных
управлений
Ростех
-
надзора
.
По
материалам
Ростехнадзора
в
области
энергетического
об
-
следования
.
В
основные
задачи
Управления
входит
организация
и
осуществление
государствен
-
ного
контроля
(
надзора
)
в
уста
-
новленной
сфере
,
участие
в
раз
-
работке
нормативных
правовых
и
иных
правовых
актов
,
контроль
и
методическое
сопровождение
деятельности
территориальных
органов
Ростехнадзора
.
С
2018
года
в
рамках
перехода
контрольно
-
надзорной
деятель
-
ности
на
риск
-
ориентированный
подход
поднадзорным
субъектам
электроэнергетики
,
теплоснаб
-
жающим
организациям
,
тепло
-
сетевым
организациям
и
потре
-
Сотрудник
Сахалинского
управления
Ростехнадзора
на
осмотре
Сахалинской
ГРЭС
Сотрудники
Северо
-
Уральского
управления
Ростехнадзора
на
осмотре
Сургутской
ГРЭС
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/80-nbsp-let-na-strazhe-otechestvennoj-energetiki/hKsNMS007.jpg)
(ПАО «Россети»)
(ПАО «РусГидро»)
(АО «ОЭК»)
Оригинал статьи: 80 лет на страже отечественной энергетики
В мае 2024 года исполняется 80 лет российскому энергетическому надзору. Официальной датой создания этого контрольно-надзорного ведомства считается 18 мая 1944 года — день выхода постановления № 5928 Государственного комитета обороны СССР «Об экономии электроэнергии в промышленности», согласно которому при Наркомате электростанций СССР была образована Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору. На нее был возложен государственный контроль за рациональным расходованием электрической и тепловой энергии, надзор за техническим состоянием электрических установок на промышленных предприятиях. Тому, как формировалась в нашей стране система энергетического надзора, посвящена данная статья.
В настоящее время Управление государственного энергетического надзора, являющееся структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), организует и осуществляет контроль и надзор в форме оценки соответствия за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию объектов энергетики (кроме бытовых электрических и тепловых установок и сетей). А также осуществляет надзор за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых установок и сетей субъектов энергетики, электрических и тепловых установок и сетей потребителей.
Госэнергонадзор осуществляет надзор в рамках государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (объектов энергетики). Занимается организацией и осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), а также производит контроль и надзор за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Кроме того, отвечает за контроль и надзор за соблюдением требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Управление государственного энергетического надзора стоит на страже стабильного функционирования энергетической системы России.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
В постановлении Государственного Комитета Обороны № 5928 «Об экономии электроэнергии в промышленности» говорится: «Государственный Комитет Обороны, в результате проведенной проверки на предприятиях Урала, Кузбасса, Москвы и Куйбышева, установил, что многие предприятия, несмотря на особую остроту положения с электроснабжением промышленности, расходуют электроэнергию расточительно. Государственный Комитет Обороны особо отмечает, что бесхозяйственность и расточительство в расходовании электроэнергии являются результатом совершенно недостаточного внимания директоров и главных инженеров предприятий к вопросу электропотребления и отсутствия должного руководства и контроля со стороны энергетических управлений и руководителей наркоматов».
Данный документ был издан 18 мая 1944 года и подписан заместителем Государственного Комитета Обороны Вячеславом Молотовым. Именно эта дата считается днем образования федерального государственного энергетического надзора, хотя положение «О государственном энергетическом надзоре в СССР» впоследствии неоднократно пересматривалось.
![](https://eepir.ru/wp-content/uploads/2024/05/stranica-1.jpg)
Великая Отечественная вой на сильно изменила условия работы всех предприятий энергосистемы страны. И в 1942 году промышленная нагрузка в стране увеличилась в полтора раза, было допущено в эксплуатацию более 500 новых трансформаторных подстанций потребителей. В таких условиях контроль и учет потребления электроэнергии стали поистине стратегической задачей.
В пункте 4 постановления говорится следующее: «Для установления государственного контроля за рациональным расходованием электрической и тепловой энергии на промышленных предприятиях, а также за соблюдением предприятиями норм расхода электро- и теплоэнергии на основные виды продукции: а) организовать при Наркомате электростанций Государственную инспекцию по промышленной энергетике и энергонадзору, возложив на нее государственный контроль за рациональным использованием электрической и тепловой энергии и надзор за техническим состоянием энергетических установок на промышленных предприятиях всех наркоматов и ведомств…».
![](https://eepir.ru/wp-content/uploads/2024/05/stranica-7.jpg)
Согласно постановлению, в систему органов государственного надзора вошли государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР и 41 предприятие по сбыту энергии и контролю за ее использованием (энергосбыт). Своим постановлением Государственный Комитет Обороны наметил общую программу действий всем работникам энергоинспекций и энергосбытов. На энергосбыты была возложена ответственная задача — осуществление функций государственного контроля и надзора за рациональным расходованием электрической и тепловой энергии на промышленных предприятиях, установленными режимами и лимитами отпуска энергии и выполнением правил технической эксплуатации в электрическом и тепловом хозяйстве предприятий.
Новая служба доказала свою эффективность не только в последний год ВОВ, но и в первое послевоенное десятилетие.
В 1963 году, когда Совмин СССР упразднил инспекции Госсельэнергонадзора и инспекции по коммунальной энергетике министерств коммунального хозяйства союзных республик, на Государственную инспекцию по энергетическому надзору были возложены функции технического надзора за состоянием также промышленных, сельских и коммунальных электроустановок в стране.
НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
В начале 90–х годов в Российской Федерации насчитывалось 26,7 млн потребителей (в том числе 234,6 тысяч промышленных и приравненных к ним потребителей). Деятельность органов государственного энергетического надзора в этот период осуществлялась по трем основным направлениям: контроль потребления и рационального использования электрической и тепловой энергии; надзор за техническим состоянием и соблюдением техники безопасности в электроустановках потребителей; разработка и издание нормативно-технической документации по вопросам государственного энергетического надзора в РФ.
В мае 1996 года система энергетического надзора в стране была реорганизована. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации была создана единая централизованная система органов государственного энергетического надзора, включающая Главное управление государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, региональные управления и управления в субъектах федерации. А в августе того же года вышло постановление «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации», которое дополнительно обязало Главгосэнергонадзор России осуществлять контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей, а также поручило ведомству организацию и проведение обязательных энергетических обследований потребителей в части эффективного использования электрической и тепловой энергии.
Еще одна реформа ожидала Госэнергонадзор в 1998 году — 12 августа вышло постановление Правительства РФ № 938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации». Документ поручал Минтопэнерго России в целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов завершить формирование единой системы государственного энергетического надзора на базе действующих в ТЭК страны отдельных надзорных организаций и инспекций. Этим же постановлением утверждалось Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации.
Согласно Положению, Госэнергонадзор в качестве структурного подразделения входил в систему Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и объединял действующие в ТЭК надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов и безопасной эксплуатации энергетических установок. Главной задачей ведомства документ называл «осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности».
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ НАДЗОР В XXI ВЕКЕ
![](https://eepir.ru/wp-content/uploads/2024/05/osmotr.jpg)
В новом тысячелетии высшим приоритетом энергетической политики России наряду с устойчивым снабжением страны энергоносителями стало повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, создание условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития и уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду. Данный тренд не мог не отразиться и на деятельности контрольно-надзорного ведомства.
По решению Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета в 2002–2003 годах было проведено совершенствование структуры государственных органов энергетического надзора в целях оптимизации управления, снижения административных расходов на их содержание и повышения эффективности функционирования в новых условиях рыночной экономики. В результате в структуре Госэнергонадзора появились следующие виды подразделений: управления государственного энергетического надзора (по регионам и субъектам РФ), энергетические и топливные инспекции (также регионального уровня и по субъектам федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649 образована Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), одним из подразделений которого сегодня является Управление государственного энергетического надзора.
![](https://eepir.ru/wp-content/uploads/2024/05/008-013-Gosenergonadzor-2-83-2024-eepir_mini1.jpg)
Фролов Д.И., заместитель Руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
— Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору, образованная 18 мая 1944 года решением Государственного Комитета Обороны СССР, внесла значительный вклад в общее дело победы советского народа в Великой Оте чественной войне, сыграла большую роль в послевоенном восстановлении народного хозяйства, обеспечивая сохранение надежности, безопасности энергетических систем и объектов, жизни и здоровья работников и граждан.
Сейчас все мы также переживаем непростое время. В условиях сложной геополитической обстановки Госэнергонадзор, являясь эффективным государственным инструментом, обеспечивает решение ряда сложных задач в рамках реализации Энергетической стратегии Российской Федерации и проходит путь значительных преобразований в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности. Уверен, что усилиями профессионалов, собранных в рядах Ростехнадзора, деятельность по контролю и надзору сегодня выходит на абсолютно новый уровень.
Ежегодно развивается и укрепляется наше долгосрочное взаимодействие с одной из крупнейших электросетевых компаний мира — ПАО «Россети». Ведется деятельность по информированию профессионалов электросетевого комплекса через ведущее отраслевое издание — журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение».
Хотелось бы поблагодарить лично каждого, кто имеет отношение к энергетическому надзору за добросовестный труд и преданность выбранному делу. Отдельную благодарность выражаю ветеранам, чей труд и опыт стали фундаментом и залогом дальнейшего успешного развития индустрии.
ЭНЕРГОНАЗДОР СЕГОДНЯ
Управление государственного энергетического надзора — подразделение центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляющее федеральный государственный энергетический надзор за соблюдением требований по безопасной эксплуатации объектов по производству электрической и тепловой энергии, электрических и тепловых сетей, энергопотребляющих установок, гидротехнических сооруже ний объектов промышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса, а также федеральный государственный надзор за саморегулируемыми организациями
в области энергетического обследования. В основные задачи Управления входит организация и осуществление государственного контроля (надзора) в установленной сфере, участие в разработке нормативных правовых и иных правовых актов, контроль и методическое сопровождение деятельности территориальных органов Ростехнадзора.
![](https://eepir.ru/wp-content/uploads/2024/05/sotrudnik.jpg)
С 2018 года в рамках перехода контрольно-надзорной деятельности на риск-ориентированный подход поднадзорным субъектам электроэнергетики, теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям и потребителям электрической энергии были присвоены категории риска.
Сегодня общее количество поднадзорных организаций, деятельность которых отнесена к категориям риска, составляет около 277 тысяч, более 262 тысяч из них — потребители электрической энергии. Количество объектов энергетики, поднадзорных Ростехнадзору, в целом по России составляет более 1 млн 196 тысяч, в том числе: более 800 тепловых и газотурбинных электростанций; более 20,6 тысяч малых (технологических) электростанций; более 71 тысяч котельных; более 1 млн 103 тысяч трансформаторных подстанций.
![](https://eepir.ru/wp-content/uploads/2024/05/sotrudniki.jpg)
Под надзором находятся более 20 тысяч комплексов ГТС, в том числе: более 780 комплексов ГТС промышленности, более 400 комплексов ГТС топливно-энергетического комплекса и более 19 тысяч ГТС водохозяйственного и мелиоративного назначения. В 2023 году в отношении 135 комплексов ГТС установлен постоянный государственный контроль (надзор).
Государственный энергетический надзор осуществляют более 1200 сотрудников Управления государственного энергетического надзора центрального аппарата Ростехнадзора и отделов по государственному энергетическому надзору и надзору за ГТС территориальных управлений Ростехнадзора.
По материалам Ростехнадзора