80 лет на страже отечественной энергетики

Оригинал статьи: 80 лет на страже отечественной энергетики

Читать онлайн

В мае 2024 года исполняется 80 лет российскому энергетическому надзору. Официальной датой создания этого контрольно-надзорного ведомства считается 18 мая 1944 года — день выхода постановления № 5928 Государственного комитета обороны СССР «Об экономии электроэнергии в промышленности», согласно которому при Наркомате электростанций СССР была образована Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору. На нее был возложен государственный контроль за рациональным расходованием электрической и тепловой энергии, надзор за техническим состоянием электрических установок на промышленных предприятиях. Тому, как формировалась в нашей стране система энергетического надзора, посвящена данная статья.

В настоящее время Управление государственного энергетического надзора, являющееся структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), организует и осуществляет контроль и надзор в форме оценки соответствия за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию объектов энергетики (кроме бытовых электрических и тепловых установок и сетей). А также осуществляет надзор за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых установок и сетей субъектов энергетики, электрических и тепловых установок и сетей потребителей.

Госэнергонадзор осуществляет надзор в рамках государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (объектов энергетики). Занимается организацией и осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), а также производит контроль и надзор за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Кроме того, отвечает за контроль и надзор за соблюдением требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Управление государственного энергетического надзора стоит на страже стабильного функционирования энергетической системы России.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В постановлении Государственного Комитета Обороны № 5928 «Об экономии электроэнергии в промышленности» говорится: «Государственный Комитет Обороны, в результате проведенной проверки на предприятиях Урала, Кузбасса, Москвы и Куйбышева, установил, что многие предприятия, несмотря на особую остроту положения с электроснабжением промышленности, расходуют электроэнергию расточительно. Государственный Комитет Обороны особо отмечает, что бесхозяйственность и расточительство в расходовании электроэнергии являются результатом совершенно недостаточного внимания директоров и главных инженеров предприятий к вопросу электропотребления и отсутствия должного руководства и контроля со стороны энергетических управлений и руководителей наркоматов».

Данный документ был издан 18 мая 1944 года и подписан заместителем Государственного Комитета Обороны Вячеславом Молотовым. Именно эта дата считается днем образования федерального государственного энергетического надзора, хотя положение «О государственном энергетическом надзоре в СССР» впоследствии неоднократно пересматривалось.

Страница 1 постановления Государственного Комитета Обороны № 5928 «Об экономии электроэнергии в промышленности»

Великая Отечественная вой на сильно изменила условия работы всех предприятий энергосистемы страны. И в 1942 году промышленная нагрузка в стране увеличилась в полтора раза, было допущено в эксплуатацию более 500 новых трансформаторных подстанций потребителей. В таких условиях контроль и учет потребления электроэнергии стали поистине стратегической задачей.

В пункте 4 постановления говорится следующее: «Для установления государственного контроля за рациональным расходованием электрической и тепловой энергии на промышленных предприятиях, а также за соблюдением предприятиями норм расхода электро- и теплоэнергии на основные виды продукции: а) организовать при Наркомате электростанций Государственную инспекцию по промышленной энергетике и энергонадзору, возложив на нее государственный контроль за рациональным использованием электрической и тепловой энергии и надзор за техническим состоянием энергетических установок на промышленных предприятиях всех наркоматов и ведомств…».

Страница 7 постановления Государственного Комитета Обороны № 5928 «Об экономии электроэнергии в промышленности»

Согласно постановлению, в систему органов государственного надзора вошли государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР и 41 предприятие по сбыту энергии и контролю за ее использованием (энергосбыт). Своим постановлением Государственный Комитет Обороны наметил общую программу действий всем работникам энергоинспекций и энергосбытов. На энергосбыты была возложена ответственная задача — осуществление функций государственного контроля и надзора за рациональным расходованием электрической и тепловой энергии на промышленных предприятиях, установленными режимами и лимитами отпуска энергии и выполнением правил технической эксплуатации в электрическом и тепловом хозяйстве предприятий.

Новая служба доказала свою эффективность не только в последний год ВОВ, но и в первое послевоенное десятилетие.

В 1963 году, когда Совмин СССР упразднил инспекции Госсельэнергонадзора и инспекции по коммунальной энергетике министерств коммунального хозяйства союзных республик, на Государственную инспекцию по энергетическому надзору были возложены функции технического надзора за состоянием также промышленных, сельских и коммунальных электроустановок в стране.

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

В начале 90–х годов в Российской Федерации насчитывалось 26,7 млн потребителей (в том числе 234,6 тысяч промышленных и приравненных к ним потребителей). Деятельность органов государственного энергетического надзора в этот период осуществлялась по трем основным направлениям: контроль потребления и рационального использования электрической и тепловой энергии; надзор за техническим состоянием и соблюдением техники безопасности в электроустановках потребителей; разработка и издание нормативно-технической документации по вопросам государственного энергетического надзора в РФ.

В мае 1996 года система энергетического надзора в стране была реорганизована. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации была создана единая централизованная система органов государственного энергетического надзора, включающая Главное управление государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, региональные управления и управления в субъектах федерации. А в августе того же года вышло постановление «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации», которое дополнительно обязало Главгосэнергонадзор России осуществлять контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей, а также поручило ведомству организацию и проведение обязательных энергетических обследований потребителей в части эффективного использования электрической и тепловой энергии.

Еще одна реформа ожидала Госэнергонадзор в 1998 году — 12 августа вышло постановление Правительства РФ № 938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации». Документ поручал Минтопэнерго России в целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов завершить формирование единой системы государственного энергетического надзора на базе действующих в ТЭК страны отдельных надзорных организаций и инспекций. Этим же постановлением утверждалось Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации.

Согласно Положению, Госэнергонадзор в качестве структурного подразделения входил в систему Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и объединял действующие в ТЭК надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов и безопасной эксплуатации энергетических установок. Главной задачей ведомства документ называл «осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ НАДЗОР В XXI ВЕКЕ
Осмотр ОРУ-500 кВ филиала АО «Концерн Росэнергоатом» — Ростовская АЭС

В новом тысячелетии высшим приоритетом энергетической политики России наряду с устойчивым снабжением страны энергоносителями стало повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, создание условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития и уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду. Данный тренд не мог не отразиться и на деятельности контрольно-надзорного ведомства.

По решению Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета в 2002–2003 годах было проведено совершенствование структуры государственных органов энергетического надзора в целях оптимизации управления, снижения административных расходов на их содержание и повышения эффективности функционирования в новых условиях рыночной экономики. В результате в структуре Госэнергонадзора появились следующие виды подразделений: управления государственного энергетического надзора (по регионам и субъектам РФ), энергетические и топливные инспекции (также регионального уровня и по субъектам федерации).

Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649 образована Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), одним из подразделений которого сегодня является Управление государственного энергетического надзора.

Фролов Д.И., заместитель Руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

— Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору, образованная 18 мая 1944 года решением Государственного Комитета Обороны СССР, внесла значительный вклад в общее дело победы советского народа в Великой Оте чественной войне, сыграла большую роль в послевоенном восстановлении народного хозяйства, обеспечивая сохранение надежности, безопасности энергетических систем и объектов, жизни и здоровья работников и граждан.

Сейчас все мы также переживаем непростое время. В условиях сложной геополитической обстановки Госэнергонадзор, являясь эффективным государственным инструментом, обеспечивает решение ряда сложных задач в рамках реализации Энергетической стратегии Российской Федерации и проходит путь значительных преобразований в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности. Уверен, что усилиями профессионалов, собранных в рядах Ростехнадзора, деятельность по контролю и надзору сегодня выходит на абсолютно новый уровень.

Ежегодно развивается и укрепляется наше долгосрочное взаимодействие с одной из крупнейших электросетевых компаний мира — ПАО «Россети». Ведется деятельность по информированию профессионалов электросетевого комплекса через ведущее отраслевое издание — журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение».

Хотелось бы поблагодарить лично каждого, кто имеет отношение к энергетическому надзору за добросовестный труд и преданность выбранному делу. Отдельную благодарность выражаю ветеранам, чей труд и опыт стали фундаментом и залогом дальнейшего успешного развития индустрии.

ЭНЕРГОНАЗДОР СЕГОДНЯ

Управление государственного энергетического надзора — подразделение центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляющее федеральный государственный энергетический надзор за соблюдением требований по безопасной эксплуатации объектов по производству электрической и тепловой энергии, электрических и тепловых сетей, энергопотребляющих установок, гидротехнических сооруже ний объектов промышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса, а также федеральный государственный надзор за саморегулируемыми организациями

в области энергетического обследования. В основные задачи Управления входит организация и осуществление государственного контроля (надзора) в установленной сфере, участие в разработке нормативных правовых и иных правовых актов, контроль и методическое сопровождение деятельности территориальных органов Ростехнадзора.

Сотрудник Сахалинского управления Ростехнадзора на осмотре Сахалинской ГРЭС

С 2018 года в рамках перехода контрольно-надзорной деятельности на риск-ориентированный подход поднадзорным субъектам электроэнергетики, теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям и потребителям электрической энергии были присвоены категории риска.

Сегодня общее количество поднадзорных организаций, деятельность которых отнесена к категориям риска, составляет около 277 тысяч, более 262 тысяч из них — потребители электрической энергии. Количество объектов энергетики, поднадзорных Ростехнадзору, в целом по России составляет более 1 млн 196 тысяч, в том числе: более 800 тепловых и газотурбинных электростанций; более 20,6 тысяч малых (технологических) электростанций; более 71 тысяч котельных; более 1 млн 103 тысяч трансформаторных подстанций.

Сотрудники Северо-Уральского управления Ростехнадзора на осмотре Сургутской ГРЭС

Под надзором находятся более 20 тысяч комплексов ГТС, в том числе: более 780 комплексов ГТС промышленности, более 400 комплексов ГТС топливно-энергетического комплекса и более 19 тысяч ГТС водохозяйственного и мелиоративного назначения. В 2023 году в отношении 135 комплексов ГТС установлен постоянный государственный контроль (надзор).

Государственный энергетический надзор осуществляют более 1200 сотрудников Управления государственного энергетического надзора центрального аппарата Ростехнадзора и отделов по государственному энергетическому надзору и надзору за ГТС территориальных управлений Ростехнадзора.

По материалам Ростехнадзора

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»